«Очерки о ведической цивилизации и вайшнавском мировоззрении. 18. Практическое руководство к действию». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж


Russian

Дорогие друзья!

Мы рады представить вам новую рубрику нашего сайта — очерки Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа о ведической цивилизации и мировоззрении, а также о сущности и практике бхакти-йоги в традиции гаудия-вайшнавов.

В них будет затронуто множество тем: ведическая космология, учение об аватарах, наука о вселенских циклах, учение о человеке, ведическая литература, карма, многообразие и цель духовных практик.

Надеемся, что все искатели Красоты, Любви и Гармонии смогут почерпнуть вдохновение и свежие мысли из предлагаемых материалов.



Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

18. Практическое руководство к действию


Альтернативные каналы
духовной информации

Когда на заре русской революции Ленин вернулся из Швейцарии со съезда коммунистов, он понял: вряд ли эти сентиментальные юноши смогут организовать мировую революцию — у них нет единства и четкого плана действия. Вернувшись в Россию, он написал брошюру «Что делать?», в которой главным шагом для изменения мира назвал СМИ. Это удивительно, но в Кали-югу влияние информации, полученной благодаря газетам и телевидению, усиливается в разы. Это широко используют олигархи и политики, сбивая с толку людей ложными бессмысленными новостями. Поэтому вайшнавы даруют альтернативный канал информации, чтобы через печатное и устное слово мы могли получать самые важные и ценные знания.

Критическое отношение
к движению вайшнавов

Безусловно, демоны эпохи Кали не слишком рады такой ситуации и не раз пытались компрометировать учение вайшнавов. В прошлом в некоторых странах, таких как Россия и Китай, политика дискредитации утверждалась и поддерживалась на государственном уровне. Тогда как в Европе к вайшнавам относились как к индийскому этническому движению оригинальных и эмоциональных людей. Они были причислены к малым религиозным движениям, вместе с мормонами, свидетелями Иеговы и другими чудаками. И все же сознание Кришны нашло своих последователей и ценителей в каждой стране мира. Они создавали свои центры и общины, объединяющие духовных учителей и их последователей.

Что делать?
Поэтапные шаги

Теперь перейдем к важной теме. Предположим, вы прочли эти очерки — и в вашем сердце родилось чувство того, что написанное является истиной, резонирующей с вами. «Я хочу больше узнать о преданности Господу и начать практиковать. Что делать?»

Найти подлинный канал
духовного вдохновения

Во-первых, поздравляю. Это говорит о том, что Господь пролил на вас милость, ответив на внутренний зов. Отнеситесь к этому серьезно и внимательно.

Во-вторых. Нужно найти подлинный канал информации, который будет источником вашего вдохновения. Таких каналов может быть несколько: интернет, социальные сети, в которых есть духовные аудиолекции, видео, книги. Также такими каналами могут быть конкретные личности в вашем городе, которые изучают и практикуют бхакти-йогу.

При этом необходимо произвести фильтрацию. Поскольку поток информации о сознании Кришны почти безграничен, в нем трудно обнаружить четкое деление: этапы и ступени. Разные практикующие могут находиться на разных стадиях развития. Без практики под руководством опытного наставника человек впадает в заблуждение, из-за своей незрелости и противоречивых идей о том, как нужно постигать сознание Кришны.

Если бы сам автор долгие годы не общался с продвинутыми вайшнавами, то утонул бы в океане собственных представлений. Представьте, что будет с первоклассником, если на него обрушить учебники всех уровней одновременно. Примерно так для непосвященного человека выглядит огромный поток духовной литературы и наставлений. Но с чего-то надо начинать.

Молитва о ниспослании
духовного наставника

Первое, что необходимо — это обратиться к Господу с искренней молитвой даровать милость и духовного наставника. Не факт, что Он сразу же пошлет великого Гуру, не испытав ваш интерес и готовность к бескомпромиссной духовной трансформации. Скорее, Господь дарует связь со Своими преданными и возможность постепенно обрести необходимую квалификацию для получения посвящения.

Капитал веры
возникает из духовного общения

Фундамент такой квалификации — это вера. Веру можно сравнить с базовым капиталом бизнеса, без которого нельзя начать дело. Надо иметь свой стартовый капитал, либо быть в партнерстве с более развитым капиталистом. Духовный капитал веры придет из общения.

Два типа сат-санги

Существуют два типа общения — статическое и динамическое. Статическое общение — это слушание лекций и чтение книг. Мы узнаем новое, но эти знания преломляются через призму нашего несовершенного ума.

Динамическое общение заключается в том, что мы изучаем писания под руководством вайшнава, совершая служение и отдавая энергию. В этом случае прогресс многократно ускоряется, в зависимости от степени жертвенности. Благодаря такому общению и служению под руководством духовного наставника рождается вера в Святое Имя.

Разновидности воспевания Святого Имени

Существует три вида воспевания Святого Имени.

I. Нама-апарадха — оскорбительное воспевание без веры и понимания. В писаниях говорится о следующих десяти оскорблениях:

1. Критиковать преданных, посвятивших свою жизнь распространению славы Святого Имени Господа.

2. Считать таких богов, как Брахма и Шива, равными или независимыми от Верховной Личности Бога.

3. Пренебрегать наставлениями духовного учителя и считать его обычным человеком.

4. Оскорблять священные ведические писания.

5. Считать славу воспевания Святого Имени плодом воображения.

6. Давать собственное толкование Святого Имени Господа.

7. Совершать греховные поступки в расчете на очищающую силу Святого Имени Господа.

8. Считать повторение Харе Кришна маха-мантры одной из форм благочестивой деятельности.

9. Проповедовать неверующим о славе Святого Имени Господа.

10. Не иметь полной веры в повторение святых имен и продолжать держаться за свои материалистичные привязанности, узнав о славе Святого Имени.

II. Нама-абхаса — тень Святого Имени.

Святое Имя, произнесенное 1) при обращении к кому-то по имени Бога, 2) шутливо, 3) в насмешку, 4) небрежно, называется намабхасой, тенью Святого Имени.

III. Шуддха-нам — чистое Святое Имя.

Оскорбления Имени —
плод вожделения и отсутствия веры

Речь идет о долгой эволюции, но на высшем уровне реализации Святое Имя нужно воспевать без оскорблений, чисто. Все оскорбления, перечисленные выше, — плод вожделения, болезни сердца и отсутствия веры. Пока у нас нет подлинной веры, а также быстро прогрессирует болезнь сердца, мы не сможем по-настоящему воспевать Святое Имя и обрести любовь к Кришне. Но не стоит отчаиваться. Любое дело в этом мире требует маленьких размеренных шагов, не говоря о самом главном деле для души.

Снижение мирской социальной активности

Для духовной практики необходимо снизить статус социальной активности, чтобы появилось время для чтения священных писаний и самоосознания. На глобальном уровне можно совершать паломничества, а на локальном — поездки за город, когда человек может больше времени провести наедине с собой в молитве и самоанализе.

Скромность и аккуратность

Способы получения средств к существованию должны быть простыми и эффективными. Во многих случаях, если человек уже трудится и научился сводить материальные потребности до минимума, то у него будет достаточно средств, которые он сможет потратить на духовные задачи. Нет необходимости питаться в роскошных ресторанах, покупать дорогую одежду и аксессуары, в особенности в кредит. Человек должен обладать внутренним духовным стержнем, а скромность, простота и опрятность будут его визитной карточкой. Как мы знаем, встречают по одежке, а провожают по уму.

Не спорить с родственниками
и не пренебрегать ими

Нужно сказать несколько слов об общении с друзьями и родственниками. Парадигма развития духовного человека резко отличается от общепринятых представлений о том, что для счастья нужна машина, квартира, дача. Поэтому вести долгие споры с людьми, находящимися под влиянием подобных заблуждений, бессмысленно. В процессе своей практики вы увидите, что друзья и родственники либо научатся уважать ваше мировоззрение, либо ваши пути быстро разойдутся. Но не стоит пренебрегать ими. Это лишь подтверждение слов писаний: у каждого свой путь, судьба соединяет и разлучает.

Чистота, сдержанность в еде,
упорядоченная личная жизнь

Человеку следует поддерживать чистоту, соблюдать правила гигиены, быть сдержанным в еде. По возможности отказаться от общественного питания. Если человек рано встает, то, готовя завтрак, он может приготовить и обед. Если пищу принимать небольшими порциями через правильные временные интервалы (не более часа-двух), то подобное питание будет благоприятно сказываться на здоровье. Уйдет чувство голода, а с ним и ментальные беспокойства. Человек, который подчинил язык, ум, гениталии, может подчинить весь мир[1].

Следует упорядочить личную жизнь. Итогом зрелой духовной практики можно считать избавление от склонности к наслаждению чувств.

Духовная жизнь как смена привычек.
Важность молитвы

Человек подчинен привычкам в еде, сне и других сферах. Поэтому духовная практика, по сути, — это смена привычек: отказ от вредных и культивирование полезных. Например, ранний подъем и недлительный сон, утренняя и вечерняя молитва, а также прогулки. Неупотребление большого количества пищи на ночь, отказ от чрезмерного потребления информации в интернете, социальных сетях, безудержного просмотра сериалов и фильмов. Все это не только продлит нашу жизнь, но и сделает ее качественной и полноценной. Результаты можно ощутить уже через несколько месяцев практики. Очень важна привычка молитвы. Настоящий практикующий настолько привыкает к молитвенной жизни, что при нехватке времени на молитву чувствует глубокую неудовлетворенность. Наоборот, процесс молитвы рождает в его сердце поток благодати и умиротворения. Это не означает, что человек взошел на высочайшую стадию. Это первые симптомы того, что болезнь материализма постепенно отпускает свою жертву.

Уловки майи

Не стоит обольщаться и расслабляться — в этом заключается уловка майи. Человек полагает: «Я достиг всего, познал полноту истины». Гордыня опять бросает практикующего в пучину иллюзии — и он вынужден начинать все заново с точки падения. Подобные процессы могут происходить на протяжении одной или нескольких жизней, в зависимости от интенсивности духовной практики.

Как избежать духовных падений:
предание Господу и отсутствие оскорблений

Поэтому, чтобы избежать духовных падений, необходимы две вещи. Первое — это полное предание Господу. Второе — усилия, чтобы не совершать оскорблений, из которых вайшнава-апарадха — самая опасная. Чтобы не нанести оскорбления вайшнаву, не следует относиться к преданным как к простым людям и применять к ним личные, социальные и даже религиозные мерила. Сострадание и терпение — вот бесценные качества осознавших себя душ. На уровне неофита мы всегда рискуем склониться к деградации.

Составитель: Сахадев Дас
Редактор: Традиш Дас

(продолжение следует)



1  Ва̄чо вегам̇ манасах̣ кродха-вегам̇, джихва̄-вегам ударопастха-вегам / эта̄н вега̄н йо виш̣ахета дхӣрах̣, сарва̄м апӣма̄м̇ пр̣тхивӣм̇ са ш́иш̣йа̄т — «Владеющая собой душа, способная контролировать побуждения (позывы) речи, ума, гнева, языка, желудка и гениталий, в состоянии одержать победу надо всем миром» (Шрила Рупа Госвами. «Шри Упадешамрита», 1).




←  «Очерки о ведической цивилизации и вайшнавском мировоззрении. 17. Распознание истины». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж ·• Архив новостей •· «Очерки о ведической цивилизации и вайшнавском мировоззрении. 19. Шри Чайтанья и движение сознания Кришны по всему миру». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж →

Russian

Дорогие друзья!

Мы рады представить вам новую рубрику нашего сайта — очерки Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа о ведической цивилизации и мировоззрении, а также о сущности и практике бхакти-йоги в традиции гаудия-вайшнавов.

В них будет затронуто множество тем: ведическая космология, учение об аватарах, наука о вселенских циклах, учение о человеке, ведическая литература, карма, многообразие и цель духовных практик.

Надеемся, что все искатели Красоты, Любви и Гармонии смогут почерпнуть вдохновение и свежие мысли из предлагаемых материалов.



Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

18. Практическое руководство к действию


Альтернативные каналы
духовной информации

Когда на заре русской революции Ленин вернулся из Швейцарии со съезда коммунистов, он понял: вряд ли эти сентиментальные юноши смогут организовать мировую революцию — у них нет единства и четкого плана действия. Вернувшись в Россию, он написал брошюру «Что делать?», в которой главным шагом для изменения мира назвал СМИ. Это удивительно, но в Кали-югу влияние информации, полученной благодаря газетам и телевидению, усиливается в разы. Это широко используют олигархи и политики, сбивая с толку людей ложными бессмысленными новостями. Поэтому вайшнавы даруют альтернативный канал информации, чтобы через печатное и устное слово мы могли получать самые важные и ценные знания.

Критическое отношение
к движению вайшнавов

Безусловно, демоны эпохи Кали не слишком рады такой ситуации и не раз пытались компрометировать учение вайшнавов. В прошлом в некоторых странах, таких как Россия и Китай, политика дискредитации утверждалась и поддерживалась на государственном уровне. Тогда как в Европе к вайшнавам относились как к индийскому этническому движению оригинальных и эмоциональных людей. Они были причислены к малым религиозным движениям, вместе с мормонами, свидетелями Иеговы и другими чудаками. И все же сознание Кришны нашло своих последователей и ценителей в каждой стране мира. Они создавали свои центры и общины, объединяющие духовных учителей и их последователей.

Что делать?
Поэтапные шаги

Теперь перейдем к важной теме. Предположим, вы прочли эти очерки — и в вашем сердце родилось чувство того, что написанное является истиной, резонирующей с вами. «Я хочу больше узнать о преданности Господу и начать практиковать. Что делать?»

Найти подлинный канал
духовного вдохновения

Во-первых, поздравляю. Это говорит о том, что Господь пролил на вас милость, ответив на внутренний зов. Отнеситесь к этому серьезно и внимательно.

Во-вторых. Нужно найти подлинный канал информации, который будет источником вашего вдохновения. Таких каналов может быть несколько: интернет, социальные сети, в которых есть духовные аудиолекции, видео, книги. Также такими каналами могут быть конкретные личности в вашем городе, которые изучают и практикуют бхакти-йогу.

При этом необходимо произвести фильтрацию. Поскольку поток информации о сознании Кришны почти безграничен, в нем трудно обнаружить четкое деление: этапы и ступени. Разные практикующие могут находиться на разных стадиях развития. Без практики под руководством опытного наставника человек впадает в заблуждение, из-за своей незрелости и противоречивых идей о том, как нужно постигать сознание Кришны.

Если бы сам автор долгие годы не общался с продвинутыми вайшнавами, то утонул бы в океане собственных представлений. Представьте, что будет с первоклассником, если на него обрушить учебники всех уровней одновременно. Примерно так для непосвященного человека выглядит огромный поток духовной литературы и наставлений. Но с чего-то надо начинать.

Молитва о ниспослании
духовного наставника

Первое, что необходимо — это обратиться к Господу с искренней молитвой даровать милость и духовного наставника. Не факт, что Он сразу же пошлет великого Гуру, не испытав ваш интерес и готовность к бескомпромиссной духовной трансформации. Скорее, Господь дарует связь со Своими преданными и возможность постепенно обрести необходимую квалификацию для получения посвящения.

Капитал веры
возникает из духовного общения

Фундамент такой квалификации — это вера. Веру можно сравнить с базовым капиталом бизнеса, без которого нельзя начать дело. Надо иметь свой стартовый капитал, либо быть в партнерстве с более развитым капиталистом. Духовный капитал веры придет из общения.

Два типа сат-санги

Существуют два типа общения — статическое и динамическое. Статическое общение — это слушание лекций и чтение книг. Мы узнаем новое, но эти знания преломляются через призму нашего несовершенного ума.

Динамическое общение заключается в том, что мы изучаем писания под руководством вайшнава, совершая служение и отдавая энергию. В этом случае прогресс многократно ускоряется, в зависимости от степени жертвенности. Благодаря такому общению и служению под руководством духовного наставника рождается вера в Святое Имя.

Разновидности воспевания Святого Имени

Существует три вида воспевания Святого Имени.

I. Нама-апарадха — оскорбительное воспевание без веры и понимания. В писаниях говорится о следующих десяти оскорблениях:

1. Критиковать преданных, посвятивших свою жизнь распространению славы Святого Имени Господа.

2. Считать таких богов, как Брахма и Шива, равными или независимыми от Верховной Личности Бога.

3. Пренебрегать наставлениями духовного учителя и считать его обычным человеком.

4. Оскорблять священные ведические писания.

5. Считать славу воспевания Святого Имени плодом воображения.

6. Давать собственное толкование Святого Имени Господа.

7. Совершать греховные поступки в расчете на очищающую силу Святого Имени Господа.

8. Считать повторение Харе Кришна маха-мантры одной из форм благочестивой деятельности.

9. Проповедовать неверующим о славе Святого Имени Господа.

10. Не иметь полной веры в повторение святых имен и продолжать держаться за свои материалистичные привязанности, узнав о славе Святого Имени.

II. Нама-абхаса — тень Святого Имени.

Святое Имя, произнесенное 1) при обращении к кому-то по имени Бога, 2) шутливо, 3) в насмешку, 4) небрежно, называется намабхасой, тенью Святого Имени.

III. Шуддха-нам — чистое Святое Имя.

Оскорбления Имени —
плод вожделения и отсутствия веры

Речь идет о долгой эволюции, но на высшем уровне реализации Святое Имя нужно воспевать без оскорблений, чисто. Все оскорбления, перечисленные выше, — плод вожделения, болезни сердца и отсутствия веры. Пока у нас нет подлинной веры, а также быстро прогрессирует болезнь сердца, мы не сможем по-настоящему воспевать Святое Имя и обрести любовь к Кришне. Но не стоит отчаиваться. Любое дело в этом мире требует маленьких размеренных шагов, не говоря о самом главном деле для души.

Снижение мирской социальной активности

Для духовной практики необходимо снизить статус социальной активности, чтобы появилось время для чтения священных писаний и самоосознания. На глобальном уровне можно совершать паломничества, а на локальном — поездки за город, когда человек может больше времени провести наедине с собой в молитве и самоанализе.

Скромность и аккуратность

Способы получения средств к существованию должны быть простыми и эффективными. Во многих случаях, если человек уже трудится и научился сводить материальные потребности до минимума, то у него будет достаточно средств, которые он сможет потратить на духовные задачи. Нет необходимости питаться в роскошных ресторанах, покупать дорогую одежду и аксессуары, в особенности в кредит. Человек должен обладать внутренним духовным стержнем, а скромность, простота и опрятность будут его визитной карточкой. Как мы знаем, встречают по одежке, а провожают по уму.

Не спорить с родственниками
и не пренебрегать ими

Нужно сказать несколько слов об общении с друзьями и родственниками. Парадигма развития духовного человека резко отличается от общепринятых представлений о том, что для счастья нужна машина, квартира, дача. Поэтому вести долгие споры с людьми, находящимися под влиянием подобных заблуждений, бессмысленно. В процессе своей практики вы увидите, что друзья и родственники либо научатся уважать ваше мировоззрение, либо ваши пути быстро разойдутся. Но не стоит пренебрегать ими. Это лишь подтверждение слов писаний: у каждого свой путь, судьба соединяет и разлучает.

Чистота, сдержанность в еде,
упорядоченная личная жизнь

Человеку следует поддерживать чистоту, соблюдать правила гигиены, быть сдержанным в еде. По возможности отказаться от общественного питания. Если человек рано встает, то, готовя завтрак, он может приготовить и обед. Если пищу принимать небольшими порциями через правильные временные интервалы (не более часа-двух), то подобное питание будет благоприятно сказываться на здоровье. Уйдет чувство голода, а с ним и ментальные беспокойства. Человек, который подчинил язык, ум, гениталии, может подчинить весь мир[1].

Следует упорядочить личную жизнь. Итогом зрелой духовной практики можно считать избавление от склонности к наслаждению чувств.

Духовная жизнь как смена привычек.
Важность молитвы

Человек подчинен привычкам в еде, сне и других сферах. Поэтому духовная практика, по сути, — это смена привычек: отказ от вредных и культивирование полезных. Например, ранний подъем и недлительный сон, утренняя и вечерняя молитва, а также прогулки. Неупотребление большого количества пищи на ночь, отказ от чрезмерного потребления информации в интернете, социальных сетях, безудержного просмотра сериалов и фильмов. Все это не только продлит нашу жизнь, но и сделает ее качественной и полноценной. Результаты можно ощутить уже через несколько месяцев практики. Очень важна привычка молитвы. Настоящий практикующий настолько привыкает к молитвенной жизни, что при нехватке времени на молитву чувствует глубокую неудовлетворенность. Наоборот, процесс молитвы рождает в его сердце поток благодати и умиротворения. Это не означает, что человек взошел на высочайшую стадию. Это первые симптомы того, что болезнь материализма постепенно отпускает свою жертву.

Уловки майи

Не стоит обольщаться и расслабляться — в этом заключается уловка майи. Человек полагает: «Я достиг всего, познал полноту истины». Гордыня опять бросает практикующего в пучину иллюзии — и он вынужден начинать все заново с точки падения. Подобные процессы могут происходить на протяжении одной или нескольких жизней, в зависимости от интенсивности духовной практики.

Как избежать духовных падений:
предание Господу и отсутствие оскорблений

Поэтому, чтобы избежать духовных падений, необходимы две вещи. Первое — это полное предание Господу. Второе — усилия, чтобы не совершать оскорблений, из которых вайшнава-апарадха — самая опасная. Чтобы не нанести оскорбления вайшнаву, не следует относиться к преданным как к простым людям и применять к ним личные, социальные и даже религиозные мерила. Сострадание и терпение — вот бесценные качества осознавших себя душ. На уровне неофита мы всегда рискуем склониться к деградации.

Составитель: Сахадев Дас
Редактор: Традиш Дас

(продолжение следует)



[1] Ва̄чо вегам̇ манасах̣ кродха-вегам̇, джихва̄-вегам ударопастха-вегам / эта̄н вега̄н йо виш̣ахета дхӣрах̣, сарва̄м апӣма̄м̇ пр̣тхивӣм̇ са ш́иш̣йа̄т — «Владеющая собой душа, способная контролировать побуждения (позывы) речи, ума, гнева, языка, желудка и гениталий, в состоянии одержать победу надо всем миром» (Шрила Рупа Госвами. «Шри Упадешамрита», 1).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования