«Очерки о ведической цивилизации и вайшнавском мировоззрении. 1. Материальный мир как компьютерная игра». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж


Russian

Дорогие друзья!

Мы рады представить вам новую рубрику нашего сайта — очерки Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа о ведической цивилизации и мировоззрении, а также о сущности и практике бхакти-йоги в традиции гаудия-вайшнавов.

В них будет затронуто множество тем: ведическая космология, учение об аватарах, наука о вселенских циклах, учение о человеке, ведическая литература, карма, многообразие и цель духовных практик.

Надеемся, что все искатели Красоты, Любви и Гармонии смогут почерпнуть вдохновение и свежие мысли из предлагаемых материалов.

 

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж 

1. Материальный мир как компьютерная игра


Два мира и путь героя

Этот очерк кратко описывает мир материи, в котором мы пребываем, его перспективы и ограничения. А также противоположный миру материи мир чистого сознания. Чтобы наглядно объяснить устройство и происхождение мира материи, мы будем приводить аналогии, говоря современным компьютерным языком.

Предположим, что существуют два мира. Это реальный мир чистого сознания — и виртуальный мир, где сознание ограничено материей. Если бы мы создавали компьютерную игру под названием «Жизнь» с помощью программистов, художников, сценаристов, а, главное, с учетом пожеланий заказчика, мы бы постарались создать копию совершенного мироздания с разными планами бытия и локациями. Если рассматривать мир материи, созданный по замыслу Творца, как величайшую компьютерную игру, то все встает на свои места. Обитатели вневременной вечной реальности, попадая в виртуальный мир, обретают временные тела и, в соответствии с четким геймплеем, получают различный опыт, терпят поражения и достигают вершин, формируя карму. Они путешествуют по разным планам бытия, попадая в драматичные обстоятельства, где вынуждены принимать те или иные решения.

Характер персонажа трансформируется только в предлагаемых обстоятельствах. Поэтому каждому в той или иной форме предстоит пройти путь героя. Герою всегда противостоит антигерой. Герой не живет по принципу Дарвина, где выживает сильнейший. Герой тот, кто готов принести себя в жертву ради истины, любви и дружбы, тем самым ломая стереотипы дарвинистов, провозглашающих животный принцип выживания. Сильнейшие, возможно, выживают физически, но сильные духом переживают смерть, надолго оставаясь в памяти поколений, становясь идеалами и вдохновителями для тысяч последователей.

Итак, материальный мир можно сравнить со сложной компьютерной игрой, в которой мы с вами должны пройти путь героя, в конечном итоге превзойти игру и смерть, и вернуться в высшую реальность, наш изначальный дом.

Погружение души в материю

Возникает вопрос: «Если духовная реальность — наш дом, то как мы оказались в мире материи?». Продолжим приводить аналогии. Когда ребенок играет в компьютерную игру, он полностью поглощен виртуальной деятельностью. Ему кажется, что он завоевывает богатства или, наоборот, проигрывает битву. При этом игра моделирует обстоятельства, которые недостижимы в реальной обыденной жизни, например, поле боя. Сотворенный виртуальный мир дает ребенку расширенные возможности и яркие переживания. Даже в случае прекращения игры сознание ребенка остается поглощенным его персонажем и драматическими обстоятельствами. Поэтому родители нередко беспокоятся о том, что их ребенок может так сильно увлечься, что забудет о еде, учебе, прогулках. Подобным образом и мир материи создан невероятно реалистично, а наше бессмертное сознание отождествилось с временным телом. При этом мы даже не предполагаем, что задействованы в высококачественной виртуальной игре, придуманной Творцом.

Поверхностные представления о высшей Реальности

Здесь читатель может сказать: до этого момента толкование образа игры было современно и интересно, но как только возник мотив творения — запахло библейским сюжетом про деда с бородой. В ответ можно сказать, что образ старца прививался нам с молоком матери через культурные и социальные пласты общепринятых клише. Леонардо и другие гении прошлого выполняли заказ церкви, где решение, что и как изображать, принималось религиозными функционерами, зачастую далекими от философии богопонимания. К тому же изображение было рассчитано на взаимодействие с массами и требовало понятных форм и образов, которые могли создавать яркие впечатления у зрителя. Подобное существовало во многих культурах.

Другим оппонентом могут выступить те восточные мыслители, которые провозглашают, что у мира вечного сознания нет ни формы, ни смысла, ни динамичного бытия. Такой класс людей называют имперсоналистами. Они утверждают, что высшая реальность безлична и статична. Однако ряд других священных писаний индуизма называют такой подход «логикой принятия половины курицы»[1], ибо существование мира чистого сознания предполагает наличие источника этого сознания, который является Личностью. Если мир высшего сознания безличен, то откуда возникает многообразие и отношения в производном от него бренном мире? Например, можно утверждать, что книга возникла сама по себе и безлична, но логично предположить: книга неразрывно связана с автором, который является личностью.

Живое существо

Живое существо — это душа, которая обладает такими качествами, как вечное бытие, совершенное сознание и потенциальное безграничное счастье. Но эти качества могут быть проявлены душой во всей полноте лишь в мире сознания. Мир материи обуславливает живое существо, наделяя его физической и ментальными оболочками: чувствами, интеллектом и другими инструментами бытия в мире материи.

С незапамятных времен живое существо, привлеченное великой «компьютерной игрой» мира материи, странствует по разным планам бытия, переживая позитивные и негативные последствия множества прошлых жизней. Прошлое также участвует в формировании настоящего и будущего.

Свобода и обусловленность в материальном мире

Согласно утверждениям восточных мудрецов, никто не заставляет живое существо входить в мир материи или из него выходить. Ибо Творец не посягает на самое ценное — свободу выбора живых существ, дарованную им как частицам божественного мира.

Пребывание во многих жизнях в мире материи можно сравнить с многоуровневым сном, в котором возможно полное или частичное пробуждение. Не следует думать, что живое существо по своей прихоти может проснуться тогда, когда хочет. Это было бы поверхностным толкованием великого замысла Творца. Ведь в процессе написания этой величайшей игры Он вложил в нее множество гениальных смыслов, раскрывая которые, мы сможем постичь Его великолепную и милостивою природу.

Составитель: Сахадев Дас
Редактор: Традиш Дас

(продолжение следует)



1 Ардха-куккут̣ӣ-нйа̄йа, или философия „половины курицы“». Этот подход можно описать так: одна половина курицы дает яйца, и мы считаем ее полезной. Но та сторона, где расположен клюв, сторона, которую мы должны кормить, — нам не нужна, потому что требует некоторых затрат. Упущение в том, что если курицу не кормить, она не даст яиц (прим. ред.).




←  «В поиске ответов на вечные вопросы». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 28 января 2004 года. Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· «Абсолютная истина». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 2004 год. Москва, Кисельный  →
Russian

Дорогие друзья!

Мы рады представить вам новую рубрику нашего сайта — очерки Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа о ведической цивилизации и мировоззрении, а также о сущности и практике бхакти-йоги в традиции гаудия-вайшнавов.

В них будет затронуто множество тем: ведическая космология, учение об аватарах, наука о вселенских циклах, учение о человеке, ведическая литература, карма, многообразие и цель духовных практик.

Надеемся, что все искатели Красоты, Любви и Гармонии смогут почерпнуть вдохновение и свежие мысли из предлагаемых материалов.

 

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж 

1. Материальный мир как компьютерная игра


Два мира и путь героя

Этот очерк кратко описывает мир материи, в котором мы пребываем, его перспективы и ограничения. А также противоположный миру материи мир чистого сознания. Чтобы наглядно объяснить устройство и происхождение мира материи, мы будем приводить аналогии, говоря современным компьютерным языком.

Предположим, что существуют два мира. Это реальный мир чистого сознания — и виртуальный мир, где сознание ограничено материей. Если бы мы создавали компьютерную игру под названием «Жизнь» с помощью программистов, художников, сценаристов, а, главное, с учетом пожеланий заказчика, мы бы постарались создать копию совершенного мироздания с разными планами бытия и локациями. Если рассматривать мир материи, созданный по замыслу Творца, как величайшую компьютерную игру, то все встает на свои места. Обитатели вневременной вечной реальности, попадая в виртуальный мир, обретают временные тела и, в соответствии с четким геймплеем, получают различный опыт, терпят поражения и достигают вершин, формируя карму. Они путешествуют по разным планам бытия, попадая в драматичные обстоятельства, где вынуждены принимать те или иные решения.

Характер персонажа трансформируется только в предлагаемых обстоятельствах. Поэтому каждому в той или иной форме предстоит пройти путь героя. Герою всегда противостоит антигерой. Герой не живет по принципу Дарвина, где выживает сильнейший. Герой тот, кто готов принести себя в жертву ради истины, любви и дружбы, тем самым ломая стереотипы дарвинистов, провозглашающих животный принцип выживания. Сильнейшие, возможно, выживают физически, но сильные духом переживают смерть, надолго оставаясь в памяти поколений, становясь идеалами и вдохновителями для тысяч последователей.

Итак, материальный мир можно сравнить со сложной компьютерной игрой, в которой мы с вами должны пройти путь героя, в конечном итоге превзойти игру и смерть, и вернуться в высшую реальность, наш изначальный дом.

Погружение души в материю

Возникает вопрос: «Если духовная реальность — наш дом, то как мы оказались в мире материи?». Продолжим приводить аналогии. Когда ребенок играет в компьютерную игру, он полностью поглощен виртуальной деятельностью. Ему кажется, что он завоевывает богатства или, наоборот, проигрывает битву. При этом игра моделирует обстоятельства, которые недостижимы в реальной обыденной жизни, например, поле боя. Сотворенный виртуальный мир дает ребенку расширенные возможности и яркие переживания. Даже в случае прекращения игры сознание ребенка остается поглощенным его персонажем и драматическими обстоятельствами. Поэтому родители нередко беспокоятся о том, что их ребенок может так сильно увлечься, что забудет о еде, учебе, прогулках. Подобным образом и мир материи создан невероятно реалистично, а наше бессмертное сознание отождествилось с временным телом. При этом мы даже не предполагаем, что задействованы в высококачественной виртуальной игре, придуманной Творцом.

Поверхностные представления о высшей Реальности

Здесь читатель может сказать: до этого момента толкование образа игры было современно и интересно, но как только возник мотив творения — запахло библейским сюжетом про деда с бородой. В ответ можно сказать, что образ старца прививался нам с молоком матери через культурные и социальные пласты общепринятых клише. Леонардо и другие гении прошлого выполняли заказ церкви, где решение, что и как изображать, принималось религиозными функционерами, зачастую далекими от философии богопонимания. К тому же изображение было рассчитано на взаимодействие с массами и требовало понятных форм и образов, которые могли создавать яркие впечатления у зрителя. Подобное существовало во многих культурах.

Другим оппонентом могут выступить те восточные мыслители, которые провозглашают, что у мира вечного сознания нет ни формы, ни смысла, ни динамичного бытия. Такой класс людей называют имперсоналистами. Они утверждают, что высшая реальность безлична и статична. Однако ряд других священных писаний индуизма называют такой подход «логикой принятия половины курицы»[1], ибо существование мира чистого сознания предполагает наличие источника этого сознания, который является Личностью. Если мир высшего сознания безличен, то откуда возникает многообразие и отношения в производном от него бренном мире? Например, можно утверждать, что книга возникла сама по себе и безлична, но логично предположить: книга неразрывно связана с автором, который является личностью.

Живое существо

Живое существо — это душа, которая обладает такими качествами, как вечное бытие, совершенное сознание и потенциальное безграничное счастье. Но эти качества могут быть проявлены душой во всей полноте лишь в мире сознания. Мир материи обуславливает живое существо, наделяя его физической и ментальными оболочками: чувствами, интеллектом и другими инструментами бытия в мире материи.

С незапамятных времен живое существо, привлеченное великой «компьютерной игрой» мира материи, странствует по разным планам бытия, переживая позитивные и негативные последствия множества прошлых жизней. Прошлое также участвует в формировании настоящего и будущего.

Свобода и обусловленность в материальном мире

Согласно утверждениям восточных мудрецов, никто не заставляет живое существо входить в мир материи или из него выходить. Ибо Творец не посягает на самое ценное — свободу выбора живых существ, дарованную им как частицам божественного мира.

Пребывание во многих жизнях в мире материи можно сравнить с многоуровневым сном, в котором возможно полное или частичное пробуждение. Не следует думать, что живое существо по своей прихоти может проснуться тогда, когда хочет. Это было бы поверхностным толкованием великого замысла Творца. Ведь в процессе написания этой величайшей игры Он вложил в нее множество гениальных смыслов, раскрывая которые, мы сможем постичь Его великолепную и милостивою природу.

Составитель: Сахадев Дас
Редактор: Традиш Дас

(продолжение следует)



[1] Ардха-куккут̣ӣ-нйа̄йа, или философия „половины курицы“». Этот подход можно описать так: одна половина курицы дает яйца, и мы считаем ее полезной. Но та сторона, где расположен клюв, сторона, которую мы должны кормить, — нам не нужна, потому что требует некоторых затрат. Упущение в том, что если курицу не кормить, она не даст яиц (прим. ред.).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования