«Слава божественной женской природы». Беседа с Шрилой Б. Р. Шридхаром Дев-Госвами Махараджем, вошедшая в «Гаудия Даршан» № 9

 Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Слава божественной женской природы

 

Преданный: Махарадж, нам известны указания, запрещающие – в особенности, санньяси и брахмачари, – общаться с женщинами. Но, следуя миссии Махапрабху, мы совершаем служение вместе с нашими сестрами в Боге. Каким же должно быть наше отношение к ним?

Шрила Шридхар Махарадж: В соответствии с системой варнашрамы обычно шудрам (представителям рабочего класса) и женщинам не разрешается напрямую участвовать в религиозных таинствах. Им позволяется только косвенное участие, и они не получают священную нить. И, тем не менее, мальчик-брахман касается стоп своей матери! Мать не может прикасаться к Божеству Нараяны, но ее сын, поклоняющийся Нараяне, касается ее стоп и берет пыль с них. Таковы отношения, существующие в системе варнашрамы. Женщины обычно считаются непригодными или же находящимися ниже уровня, на котором можно непосредственно служить Господу, но в традиции вайшнавизма нет подобной строгости в отношении этого.

Когда я был молодым, то относился к женщинам с некоторым пренебрежением: «Я должен держаться от них подальше, они неприкасаемые». Но подобное вúдение изменила моя тетя: она заметила мое внутреннее состояние, мое отношение и однажды благожелательно обратилась ко мне: «Разве ты не знаешь, что женщины представляют Лакшмидеви? Они той же природы, склонны жертвовать собой и смиренны, поэтому достойны уважения. Их следует уважать, а агрессивная мужская природа должна восприниматься как нечто неблагоприятное. Концепция женского эго – очень благородный идеал, в котором высочайшее положение занимает аспект преданности, или самопожертвование. Женщины не агрессивны. Они – олицетворенное самопожертвование, тогда как мужская природа агрессивна».

Постепенно эта идея дошла до моего сознания, и я научился подлинно воспринимать Ситу, Драупади и многих других женщин, а в особенности, гопи, явивших высочайший пример самопожертвования. Явленный гопи пример убедительно показывает, что самозабвение, самопожертвование и самопредание именно в женском аспекте достигают своего зенита, раскрываются наиболее полно. Пассивное начало занимает высочайшее положение. Этот взгляд утвердился во мне постепенно и вызвал настоящий переворот в уме.

Мадхура-раса, или супружество, занимает наивысшее положение, и Шримати Радхарани являет величайший уровень привязанности и самопожертвования. Мужчины – агрессоры. Именно они, а не женщины, несут на себе ответственность за возникновение всех трудностей и беспокойств. Наша агрессивная мужская природа – на самом деле, болезнь. Постепенно подобное восприятие развивалось во мне. В конечном итоге я обнаружил, что если женская природа чиста и проявляется в ватсалья-расе и мадхура-расе лилы Господа, то в наивысшей обители она занимает высочайшее положение. Мы все стремимся к тому, чтобы оказаться задействованными в служении Шримати Радхарани.

Положение Шри Радхи – высочайшее служение Кришне, а Радха-дасьям почиталась Махапрабху как наивысшее достижение. Васудев Гхош говорит следующее:

(йади) гаура на хаита, табе ки хаита
              кемане дхаритам де’
радхара махима према-раса-сима
             джагате джаната ке?

Кто бы мог явить эту святую, божественную истину, если бы Шри Гауранга лично не явился на этой планете? Кто бы рассказал, кто бы сообщил нам о том, что высочайшей служанкою является Радхарани? Но пришел Гауранга и ясно показал нам, что высочайшая концепция служения – быть занятым в служении высочайшей Отрицательной Энергии.

 

← «Выступление Шрипада Б. С. Госвами Махараджа на фестивале "Этнолайф"». Санкт-Петербург, 2006 год. ·• Архив новостей •· «В наших руках только настоящий момент». Лекция Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа. Мировой проповеднический тур. Австралия, 1996 год. →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования