«Очерки о ведической цивилизации и вайшнавском мировоззрении. 2. Аватары Господа: иерархия божественного мира; сотворение, поддержание и разрушение мира материи». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж


Russian

Дорогие друзья!

Мы рады представить вам новую рубрику нашего сайта — очерки Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа о ведической цивилизации и мировоззрении, а также о сущности и практике бхакти-йоги в традиции гаудия-вайшнавов.

В них будет затронуто множество тем: ведическая космология, учение об аватарах, наука о вселенских циклах, учение о человеке, ведическая литература, карма, многообразие и цель духовных практик.

Надеемся, что все искатели Красоты, Любви и Гармонии смогут почерпнуть вдохновение и свежие мысли из предлагаемых материалов.


Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж 

2. Аватары Господа:
иерархия божественного мира;
сотворение, поддержание и разрушение мира материи

Понятие иерархии

В современном мире мы нередко встречаем споры между представителями разных религиозных школ. Все они говорят о Боге, но описывают Его по-разному. Что это означает? Существует ли Единый Господь, или Их много? Прояснить этот вопрос позволяет ведическое учение о божественной иерархии. Но перед тем, как начать говорить о божественном мире, поговорим о системе управления как таковой.

Рассмотрим иерархию на примере государства, во главе которого стоит президент. У президента есть министры, а у министров есть свои помощники. Так возникает вертикаль власти. Но между министрами есть и горизонтальные связи.

Человеку, незнакомому с системой управления, может показаться, что мэр города — самый большой начальник, поскольку с остальными он не встречался. Но он будет удивлен, узнав, что даже градоначальник подчинен многим другим начальникам в цепочке, восходящей к президенту.

Существуют примеры влияния, когда близкое окружение и семья лидера страны, находящиеся за пределами формальной иерархии власти, обладают на практике бóльшим влиянием, чем крупные чиновники. Например, известны случаи, когда царь управляет страной, но его дворцом, жизнью и семьей управляет царица. И во многих случаях, из любви, царь может оказывать предпочтение просьбам и решениям царицы, которая, внешне пребывая на заднем плане, имеет значительные рычаги влияния. Подобными же возможностями могут обладать дети и близкие друзья царя. Возникает вопрос: «При чем тут Бог?» Суть в том, что принципы материального бытия являются смутным отражением бытия божественного. Несовершенная система управления людей не может сравниться с тем, как управляется духовный мир, но помогает понять базовые принципы.

Поскольку речь идет о безграничном Абсолюте, то можно понять, что сам Господь и Его проявления безграничны. Но все же градация есть и в Безграничном. Духовное учение о градации позволяет нам понять правильно Всевышнего и Его безграничные проявления.

Божественная иерархия существует в двух измерениях: 1. Иерархия духовного мира. 2. То, как она проявлена в мире материи. Сначала мы опишем духовную иерархию, а затем то, как она проявляет себя в бренном мире.

Кришна и Радха.
Красота и Любовь

Господь Кришна — изначальный Источник всех духовных и материальных миров. Из Него исходит множество аватаров, каждый из которых имеет свой план пребывания и функцию в духовном мире, а также определенную функцию во время нисхождения в мир материи.

Это подтверждается заключениями священных писаний и мудрецов, а также самим Кришной в Бхагавад-гите.

Шри Кришна — олицетворение любви, красоты и гармонии, вместе со Своими бесчисленными энергиями и спутниками Он является источником материального и духовного миров. Его вторая женская половина носит имя Радхарани. Поэтому, хотя Он един, но разделен на два начала: мужское и женское, ян и инь, плюс и минус. Этот принцип пронизывает все духовное и материальное бытие как совокупность противоположностей, составляющих гармоничное целое.

Голока Вриндаван

У Кришны есть Своя личная духовная планета, которая напоминает Землю, но обладает идеальными условиями для жизни и обмена любовью между ее обитателями. В отличие от мира материи, который возникает, существует некоторое время и разрушается, духовная планета Кришны пребывает в вечном времени, где настоящее, прошлое и будущее не подвластны унынию и смерти[1]. Это духовное время циклично и полностью подчинено воле Господа, играя важную роль в Его исполненных блаженства играх, которые на санскрите называются лила.

Кришна пребывает в измерении абсолютной чистоты, не оскверняемой ни вожделением, ни жадностью. Как ребенок, явившись на свет, играет в детстве, а в юности упивается романтической любовью, так и Он, проявляя Свое экстатическое бытие, разделяет это счастье с особо удачливыми душами (родственниками, возлюбленными, друзьями), а также животными и растениями, насекомыми и даже облаками.

Но не следует считать, что обитатели духовных миров, даже в телах животных и растений, обусловлены такими формами вследствие прошлых деяний и заблуждений. Они принимают все эти образы ради одной цели — удовлетворить Господа. Кто-то хочет быть птицей и радовать Его щебетом, кто-то муравьем, кто-то бабочкой. Обитатели духовного мира не находятся в плену своих тел, обусловленных кармой и сознанием, а могут легко трансформироваться соответственно своим желаниям удовлетворить Всевышнего и являются величайшими йогами-мистиками. Их человеческие тела также прекрасны как мужской и женский аспекты Господа. И все же у Господа есть уникальные знаки отличия, благодаря которым Он отличается от других. Например, поразительная игра на флейте, удивительная форма тела, изогнутого в трех местах и украшенного павлиньим пером, невероятные деяния и Его возлюбленные спутники[2].

Иными словами, мир Кришны состоит из чистого нетленного божественного сознания, в котором нет места смерти и скорби, где все бытие подчинено Его сладостной воле. Из этого мира Кришна распространяет Себя во множество аватаров духовного мира. А также нисходит в этих божественных формах в мир материи, где играет роль простого смертного, наставника и учителя, открывая людям истины о добре и зле.

Духовные обители ниже Голоки Вриндавана.
Дварака и Айодхья

Высший мир в духовной вселенной — это обитель Кришны, из которого исходит все. Ниже располагается Дварака, где Кришна — не пастушок, живущий в деревне и наслаждающийся отношениями с друзьями и возлюбленными. В Двараке Кришна — царь, живущий с супругами, детьми и родственниками в прекрасном приморском городе, полном изобилия. В измерении Двараки более проявлен аспект величия, чем простоты и красоты. Поэтому этот план бытия считается ниже, хотя его обитатели удовлетворены своим положением и не чувствуют никакого дискомфорта. Им кажется, что они пребывают в идеальном месте.

Далее располагается мир Айодхьи. Здесь Господь пребывает в образе праведного царя Рамачандры, где проявлены Его безусловные характеристики лидера и высочайшее чувство долга. В этом мире у Него одна супруга — Сита. А вместо множества жен Его сопровождают верные соратники из лесного народа ваннаров, разумных обезьян, в числе которых знаменитый герой и мистик Хануман.

Кришна и Баладева.
Красота и Сила

Как уже было сказано, вся иерархия мироздания исходит из Кришны. Изначальный Кришна распространяет Себя в Свое второе проявление. Если сам Кришна — олицетворение красоты, то Его второе «Я», Баларама (Баладева) — это мощь и сила.

В писаниях говорится, что Баларама, являясь альтер эго Кришны, становится источником и хранителем материального и духовного бытия, распространяя Себя в многочисленные формы Вишну.

Вишну —
базовое название аватаров

Итак, помимо высшего мира Кришны, в духовном мире существуют много других планет, где пребывают различные аватары и проявления Господа. Их базовое название — Вишну. Почему базовое? Потому что лишь сладостные и прекрасные формы Кришны проявляют Его аспекты красоты.

Другие же формы Господа проявляют разные аспекты Его величия, такие как сила, слава, богатство, знания. Этим формам нет числа. Поэтому, когда сравнивают дух и материю, говорят не об объеме, а о пропорциях. Например, «четверть бытия — материя, три четверти — дух». Это описание безграничных реальностей, но они понятны для человека. Если сказать ему, что слон больше коровы в три раза, то он сможет представить размеры слона. Поэтому Веды часто прибегают к понятным сравнениям, характеризуя Безграничное. Таким образом, в бесконечных мирах Вайкунтхи, или духовном небе, есть множество планет аватаров Вишну. Но каждый мир отличается определенным умонастроением преданности, определяя дистанцию между Господом и Его слугами, а также образ и поведение Всевышнего.

Вишну-Нараяна и Кришна.
Гламур и естественность

Ступенью ниже обители Рамачандры мы увидим мир первого распространения Баладевы — обитель изначального Нараяны, который пребывает в четырехруком облике и вместе со своей супругой Лакшми проявляет айшварью (великолепие и богатство). Есть такое понятие, как гламур, или утонченное совершенство различных объектов и движений. Также мир Нараяны является выражением такого понятия, как роскошь. В этом мире подобное настроение присутствует во всем. Движение, речь, одежды, украшения, дворцы, пища, образ жизни пронизаны богатством, красотой и великолепием. А сам Нараяна обладает четырехруким обликом, как и все личности мужского пола на Его духовной планете Вайкунтхе.

Но все же сердце Кришны, источника Нараяны, пребывает в сфере любви, красоты, скромности и природного совершенства. Как многие мудрецы и поэты учат любить красоту ручьев, гор, так и Кришна в своем высшем проявлении предпочитает естественность. Поэтому, хотя мир Нараяны и прекрасен, но занимает более низкое положение, чем мир Кришны.

Чатур-вьюха.
Васудева — чистое сознание

После того, как Баладева распространяет Себя в изначального Вишну-Нараяну, из этого Нараяны возникает четыре других. Эта четверная экспансия (проявление) и четыре Вишну, которые ее составляют, носят имена Санкаршана, Прадьюмна, Анируддха и Васудева. Вместе они именуются чатур-вьюхой (четверной экспансией Нараяны).

Из этих четырех первые три аватара непосредственно связаны с миром материи, проявляясь как (1) Каранодакашайи Вишну, (2) Гарбходакашайи Вишну и (3) Кширодакашайи Вишну. То есть (1) Вишну, из которого исходят все вселенные; (2) Вишну, поддерживающий каждую отдельную вселенную, и (3) Вишну в каждом атоме, поддерживающий каждое существо во вселенной. Эти три проявления изначального Вишну творят и поддерживают все материальные вселенные.

Четвертое проявление изначального Вишну, Васудева, всегда остается чистым сознанием, без которого невозможно существование. Известен лозунг: «трезвость — норма жизни». Чистое сознание — это Васудева. И, только пребывая в этом сознании, мы можем постичь суть бытия.

Маха-Вишну

Опишем подробнее каждого из трех Вишну, поддерживающих материальные вселенные, которые именуются пуруша-аватарами. Первый из них возлежит во вселенском океане Карана, поэтому именуется Каранодакашайи Вишну, или Маха-Вишну. Слово «маха» значит «великий», «главный», «первостепенный». Этот Вишну настолько велик, что бесчисленные вселенные, подобно капелькам пота, проступают через Его поры и разлетаются, на какое-то время проявляя материальное бытие. Их можно сравнить с мыльными пузырями, которые возникают, а потом лопаются. Но Источник всегда генерирует новые пузыри, их не становится меньше. Их ровно столько, сколько нужно Источнику. Теперь вы понимаете, о каких масштабах идет речь, когда один такой «пузырь» — это целая Вселенная с множеством планов бытия, населенная богами, демонами и людьми, которая существует на протяжении миллиардов земных лет.

Гарбходакашайи Вишну.
Брахма — первое сотворенное живое существо.
Гаятри-мантра и О
м

Второй Вишну, который входит в каждую из вселенных, заполняя ее изначальными водами, называется Гарбходакашайи Вишну. Изначально внутри каждой из материальных вселенных нет ничего, кроме этого Вишну, который возлежит на водах, образованных из Его пота. После того, как вселенная наполовину заполняется водой, из Его утробы (гарбхи) вырастает исполинский лотос, который достигает верха вселенной, заключенной в яйцеобразной оболочке (брахманде). Этот стебель лотоса — основа зарождения четырнадцати уровней материальной вселенной, что дарует прибежище различным типам существ: демонам, людям и богам.

Брахма — первое живое существо, которое рождается в бутоне лотоса, берущего начало из пупка Вишну. Он является прародителем всего живого во вселенной. Сначала Брахма не может понять, кто он, в чем его миссия. В кромешной тьме он начинает спускаться по стеблю, чтобы понять свое предназначение. Это подобно тому, как крошечный муравей исследует мир. Размеры вселенского лотоса так велики, что за миллиарды лет Брахма достигает крайне скромных результатов, спускаясь на ничтожное расстояние.

Затем он прозревает, что ему не хватит ни сил, ни времени постичь реальность таким образом. Он поднимается обратно на вершину лотоса и начинает внутренний поиск смысла своего бытия. В этот момент он слышит внутренний звук тапа — т. е. «необходимость совершения аскезы». Он начинает медитацию и в ней слышит слог Ом, первопричину творения, которая являет себя ему изнутри. Как говорил Шрила Шридхар Махарадж: «Ом — это большое Да». Таким образом Брахма устанавливает связь с Первоисточником, постигая своего отца Вишну и изначального Господа Кришну. Он обретает откровение, в котором осознает свою природу и причину появления на свет. Брахма — первый носитель ведического знания во вселенной. Получив откровение, он начинает процесс творения разных уровней вселенной с помощью мистических слогов Вед. Это особые, волшебные слова. Звук — носитель идеи. Благодаря произнесению мистических звуков, обладающих определенной вибрацией, дух и материя соприкасаются — и дух обретает материальную форму.

Кширодакашайи Вишну

Третий Вишну пронизывает всю вселенную, именуясь Кширодакашайи Вишну. Когда говорят, что «даже травинка не шелохнется без воли Господа», речь идет о Нем. Этот Вишну наблюдает за всеми живыми существами и поддерживает их в форме Параматмы, Сверхдуши, в каждом атоме и сердце. Иногда Его сравнивают с солнечным светом, который пронизывает все бытие.

У Него есть своеобразное «посольство» духовного мира в нашей вселенной, где на берег молочного (кшир) океана приходят боги в случае засилья демонов на Земле и молят Вишну о нисхождении аватаров, читая молитву «Пуруша-сукта».

Гуна-аватары.
Брахма
, Вишну, Шива

Три Вишну участвуют в процессе творения в «статичной» форме, поддерживая все сущее. Их можно сравнить с учредителями бизнеса. Существуют также два божества, ответственные за сотворение и разрушение материальной вселенной — Брахма и Шива. Вместе с Вишну они образуют триединство тримурти. Шива отвечает за тама-гуну, качество невежества, Брахма — за раджа-гуну, страсть, а Кширодакашайи Вишну, Сверхдуша — за саттва-гуну, поддержание. Поэтому тримурти называют также гуна-аватарами. Относительно легко начать тот или иной процесс и, вне всяких сомнений, легко разрушить созданное. Эти функции выполняют Брахма и Шива. Но самую сложную форму деятельности, поддержание, Вишну берет на Себя.

Роль Шивы более обширна, чем разрушение материальной вселенной. Его положение и проявления заслуживают отдельного рассмотрения.

Садашива, Шива Шамбху и Шива Рудра.
Шива и Вишну

(1) Планета изначального Шивы, Садашивы, находится ниже обители Нараяны Вайкунтхи, но выше границы духовного и материального миров. В мире духа Садашива испытывает переживания обмена любовью со своими вечными спутниками, свободными от невежества. Но, тем не менее, в божественной иерархии он занимает более низкое положение, чем Вишну. Для понимания разницы между Шивой и Вишну Веды приводят простой пример. Вишну — молоко, Шива — йогурт. Из молока можно сделать множество продуктов, в том числе йогурт, но из йогурта нельзя сделать молоко.

(2) Когда души, изначально пребывающие на границе духовного и материального миров, в мире чистого сознания (Брахмане), испытывают желание погрузиться в мир материи, чтобы удовлетворять там свой эгоизм и вожделение, то, по воле Вишну, Шива и его супруга, богиня мирской иллюзии Майя, принимают облик мужского и женского начал (лингам и йони). Шива и Шакти, соединяясь в космическом соитии, пропускают через себя души, давая им возможность обрести виртуальные физические тела, которые создает Брахма, творец. Шива, выполняющий эту функцию вместе с Майей и происходящий от Садашивы, именуется Шамбху Шива.

(3) В каждой из материальных вселенных в начале творения из межбровья Брахмы, из его гнева рождается экспансия Шамбху Шивы, именуемая Рудра Шива. Это грозный разрушитель, который в должный срок уничтожает материальную вселенную своим танцем.

Рудра Шива повелевает энергией (гуной) невежества в мире материи. Поэтому его окружают демоны и приведения, которых он милостиво принимает в ряды слуг, дабы очистить и перевоспитать.

С незапамятных времен многие демонические последователи Шивы пытались провозгласить его верховенство и величие, преуменьшая таким образом положение Вишну, Нараяны. Такова воля самого Вишну. Так Он ограждает Себя от демонических личностей, которые могли бы обрести могущество через прямое поклонение Вишну и стали бы причиной беспокойств чистых преданных. Поэтому к градации божественного бытия следует относиться смиренно, дабы не совершить оскорбления божественной иерархии под влиянием невежества и критического ума.

Данная тема сокровенна и в прежние времена ее раскрывали лишь великим посвященным душам, доказавшим свою приверженность ведическому пути, духовному учителю, и обладающим непоколебимой верой в священные писания. Поэтому автор вкратце описал безграничные реалии для того, чтобы дать читателю базовое понимание духовной иерархии.

(продолжение следует)



1 Ш́рӣйах̣ ка̄нта̄х̣ ка̄нтах̣ парама-пурушах̣ калпа-тараво, друма̄ бхӯмиш́ чинта̄ман̣и-ган̣амайӣ тойам амр̣там, катха̄ га̄нам̇ на̄т̣йам̇ гаманам апи вам̇ш́ӣ-прийа-сакхӣ, чида̄нандам̇ джйотих̣ парам апи тад а̄сва̄дйам апи ча, са йатра кшӣра̄бдхих̣ сравати сурабхӣбхйаш́ ча сумаха̄н, нимеша̄рдха̄кхйо ва̄ враджати на хи йатра̄пи самайах̣, бхадже ш́ветадвӣпам̇ там ахам иха голокам ити йам̇, видантас те сантах̣ кшити-вирала-ча̄ра̄х̣ катипайе — «Там, где возлюбленные — богини процветания, а высший супруг, Кришна — единственный их возлюбленный, где все деревья — священные древа желаний, где земля состоит из трансцендентных драгоценных камней, а воды — нектар, там каждое слово — песня, всякое движение — танец, флейта — самый дорогой друг и спутник, солнечный и лунный свет — священный экстаз, а все сущее божественно и исполнено духовного вкуса. Из вымени миллиардов коров Сурабхи там вечно струится великий океан молока, и в вечно настоящем — божественное время, даже на мгновение никогда не отчуждается прошлым или будущим... той высшей духовной обители Шветадвипе я поклоняюсь. Почти никому в этом мире неведома эта обитель — лишь очень немногим чистым преданным Кришны, и они знают ее как Голоку» («Брахма-самхита», 5.56).

2 Сарва̄дбхута-чаматка̄ра-лӣла̄-каллола-ва̄ридхих̣ / атулйа-мадхура-према-ман̣д̣ита-прийа-ман̣д̣алах̣ // три-джаган-ма̄наса̄карш̣и-муралӣ-кала-кӯджитах̣ / асама̄нордхва-рӯпа-ш́рӣ-висма̄пита-чара̄чарах̣ — «Наряду с этими шестьюдесятью трансцендентными качествами, Кришна обладает еще четырьмя, которые не проявляются даже в личности Нараяны. [Первое из них:] Кришна подобен океану, покрытому волнами игр, которые вызывают удивление во всех трех мирах. [Второе:] В Своих деяниях супружеской любви Он всегда окружен Своими дорогими преданными, которые охвачены непревзойденной любовью к Нему. [Третье качество:] Мелодичной вибрацией Своей флейты Он привлекает умы всех трех миров. [Четвертое:] Его личная красота и богатство несравненны. Ему нет равных, нет никого более великого, чем Он. Поэтому Личность Господа изумляет всех живых существ в трех мирах — как движущихся, так и неподвижных. Он столь прекрасен, что Его называют Кришной» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 23.82,83).




←  «Шрила Локанатх Госвами Прабху». Шрипад Б. С. Хришикеш Махарадж. 5 августа 2018 года. Москва, Кисельный ·• Архив новостей •· «Око Хранителя над головой». Шрила Б. Р. Мадхусудан Махарадж. 11 июля 2014 года. Чиангмай, Таиланд →
Russian

Дорогие друзья!

Мы рады представить вам новую рубрику нашего сайта — очерки Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа о ведической цивилизации и мировоззрении, а также о сущности и практике бхакти-йоги в традиции гаудия-вайшнавов.

В них будет затронуто множество тем: ведическая космология, учение об аватарах, наука о вселенских циклах, учение о человеке, ведическая литература, карма, многообразие и цель духовных практик.

Надеемся, что все искатели Красоты, Любви и Гармонии смогут почерпнуть вдохновение и свежие мысли из предлагаемых материалов.


Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж 

2. Аватары Господа:
иерархия божественного мира;
сотворение, поддержание и разрушение мира материи

Понятие иерархии

В современном мире мы нередко встречаем споры между представителями разных религиозных школ. Все они говорят о Боге, но описывают Его по-разному. Что это означает? Существует ли Единый Господь, или Их много? Прояснить этот вопрос позволяет ведическое учение о божественной иерархии. Но перед тем, как начать говорить о божественном мире, поговорим о системе управления как таковой.

Рассмотрим иерархию на примере государства, во главе которого стоит президент. У президента есть министры, а у министров есть свои помощники. Так возникает вертикаль власти. Но между министрами есть и горизонтальные связи.

Человеку, незнакомому с системой управления, может показаться, что мэр города — самый большой начальник, поскольку с остальными он не встречался. Но он будет удивлен, узнав, что даже градоначальник подчинен многим другим начальникам в цепочке, восходящей к президенту.

Существуют примеры влияния, когда близкое окружение и семья лидера страны, находящиеся за пределами формальной иерархии власти, обладают на практике бóльшим влиянием, чем крупные чиновники. Например, известны случаи, когда царь управляет страной, но его дворцом, жизнью и семьей управляет царица. И во многих случаях, из любви, царь может оказывать предпочтение просьбам и решениям царицы, которая, внешне пребывая на заднем плане, имеет значительные рычаги влияния. Подобными же возможностями могут обладать дети и близкие друзья царя. Возникает вопрос: «При чем тут Бог?» Суть в том, что принципы материального бытия являются смутным отражением бытия божественного. Несовершенная система управления людей не может сравниться с тем, как управляется духовный мир, но помогает понять базовые принципы.

Поскольку речь идет о безграничном Абсолюте, то можно понять, что сам Господь и Его проявления безграничны. Но все же градация есть и в Безграничном. Духовное учение о градации позволяет нам понять правильно Всевышнего и Его безграничные проявления.

Божественная иерархия существует в двух измерениях: 1. Иерархия духовного мира. 2. То, как она проявлена в мире материи. Сначала мы опишем духовную иерархию, а затем то, как она проявляет себя в бренном мире.

Кришна и Радха.
Красота и Любовь

Господь Кришна — изначальный Источник всех духовных и материальных миров. Из Него исходит множество аватаров, каждый из которых имеет свой план пребывания и функцию в духовном мире, а также определенную функцию во время нисхождения в мир материи.

Это подтверждается заключениями священных писаний и мудрецов, а также самим Кришной в Бхагавад-гите.

Шри Кришна — олицетворение любви, красоты и гармонии, вместе со Своими бесчисленными энергиями и спутниками Он является источником материального и духовного миров. Его вторая женская половина носит имя Радхарани. Поэтому, хотя Он един, но разделен на два начала: мужское и женское, ян и инь, плюс и минус. Этот принцип пронизывает все духовное и материальное бытие как совокупность противоположностей, составляющих гармоничное целое.

Голока Вриндаван

У Кришны есть Своя личная духовная планета, которая напоминает Землю, но обладает идеальными условиями для жизни и обмена любовью между ее обитателями. В отличие от мира материи, который возникает, существует некоторое время и разрушается, духовная планета Кришны пребывает в вечном времени, где настоящее, прошлое и будущее не подвластны унынию и смерти[1]. Это духовное время циклично и полностью подчинено воле Господа, играя важную роль в Его исполненных блаженства играх, которые на санскрите называются лила.

Кришна пребывает в измерении абсолютной чистоты, не оскверняемой ни вожделением, ни жадностью. Как ребенок, явившись на свет, играет в детстве, а в юности упивается романтической любовью, так и Он, проявляя Свое экстатическое бытие, разделяет это счастье с особо удачливыми душами (родственниками, возлюбленными, друзьями), а также животными и растениями, насекомыми и даже облаками.

Но не следует считать, что обитатели духовных миров, даже в телах животных и растений, обусловлены такими формами вследствие прошлых деяний и заблуждений. Они принимают все эти образы ради одной цели — удовлетворить Господа. Кто-то хочет быть птицей и радовать Его щебетом, кто-то муравьем, кто-то бабочкой. Обитатели духовного мира не находятся в плену своих тел, обусловленных кармой и сознанием, а могут легко трансформироваться соответственно своим желаниям удовлетворить Всевышнего и являются величайшими йогами-мистиками. Их человеческие тела также прекрасны как мужской и женский аспекты Господа. И все же у Господа есть уникальные знаки отличия, благодаря которым Он отличается от других. Например, поразительная игра на флейте, удивительная форма тела, изогнутого в трех местах и украшенного павлиньим пером, невероятные деяния и Его возлюбленные спутники[2].

Иными словами, мир Кришны состоит из чистого нетленного божественного сознания, в котором нет места смерти и скорби, где все бытие подчинено Его сладостной воле. Из этого мира Кришна распространяет Себя во множество аватаров духовного мира. А также нисходит в этих божественных формах в мир материи, где играет роль простого смертного, наставника и учителя, открывая людям истины о добре и зле.

Духовные обители ниже Голоки Вриндавана.
Дварака и Айодхья

Высший мир в духовной вселенной — это обитель Кришны, из которого исходит все. Ниже располагается Дварака, где Кришна — не пастушок, живущий в деревне и наслаждающийся отношениями с друзьями и возлюбленными. В Двараке Кришна — царь, живущий с супругами, детьми и родственниками в прекрасном приморском городе, полном изобилия. В измерении Двараки более проявлен аспект величия, чем простоты и красоты. Поэтому этот план бытия считается ниже, хотя его обитатели удовлетворены своим положением и не чувствуют никакого дискомфорта. Им кажется, что они пребывают в идеальном месте.

Далее располагается мир Айодхьи. Здесь Господь пребывает в образе праведного царя Рамачандры, где проявлены Его безусловные характеристики лидера и высочайшее чувство долга. В этом мире у Него одна супруга — Сита. А вместо множества жен Его сопровождают верные соратники из лесного народа ваннаров, разумных обезьян, в числе которых знаменитый герой и мистик Хануман.

Кришна и Баладева.
Красота и Сила

Как уже было сказано, вся иерархия мироздания исходит из Кришны. Изначальный Кришна распространяет Себя в Свое второе проявление. Если сам Кришна — олицетворение красоты, то Его второе «Я», Баларама (Баладева) — это мощь и сила.

В писаниях говорится, что Баларама, являясь альтер эго Кришны, становится источником и хранителем материального и духовного бытия, распространяя Себя в многочисленные формы Вишну.

Вишну —
базовое название аватаров

Итак, помимо высшего мира Кришны, в духовном мире существуют много других планет, где пребывают различные аватары и проявления Господа. Их базовое название — Вишну. Почему базовое? Потому что лишь сладостные и прекрасные формы Кришны проявляют Его аспекты красоты.

Другие же формы Господа проявляют разные аспекты Его величия, такие как сила, слава, богатство, знания. Этим формам нет числа. Поэтому, когда сравнивают дух и материю, говорят не об объеме, а о пропорциях. Например, «четверть бытия — материя, три четверти — дух». Это описание безграничных реальностей, но они понятны для человека. Если сказать ему, что слон больше коровы в три раза, то он сможет представить размеры слона. Поэтому Веды часто прибегают к понятным сравнениям, характеризуя Безграничное. Таким образом, в бесконечных мирах Вайкунтхи, или духовном небе, есть множество планет аватаров Вишну. Но каждый мир отличается определенным умонастроением преданности, определяя дистанцию между Господом и Его слугами, а также образ и поведение Всевышнего.

Вишну-Нараяна и Кришна.
Гламур и естественность

Ступенью ниже обители Рамачандры мы увидим мир первого распространения Баладевы — обитель изначального Нараяны, который пребывает в четырехруком облике и вместе со своей супругой Лакшми проявляет айшварью (великолепие и богатство). Есть такое понятие, как гламур, или утонченное совершенство различных объектов и движений. Также мир Нараяны является выражением такого понятия, как роскошь. В этом мире подобное настроение присутствует во всем. Движение, речь, одежды, украшения, дворцы, пища, образ жизни пронизаны богатством, красотой и великолепием. А сам Нараяна обладает четырехруким обликом, как и все личности мужского пола на Его духовной планете Вайкунтхе.

Но все же сердце Кришны, источника Нараяны, пребывает в сфере любви, красоты, скромности и природного совершенства. Как многие мудрецы и поэты учат любить красоту ручьев, гор, так и Кришна в своем высшем проявлении предпочитает естественность. Поэтому, хотя мир Нараяны и прекрасен, но занимает более низкое положение, чем мир Кришны.

Чатур-вьюха.
Васудева — чистое сознание

После того, как Баладева распространяет Себя в изначального Вишну-Нараяну, из этого Нараяны возникает четыре других. Эта четверная экспансия (проявление) и четыре Вишну, которые ее составляют, носят имена Санкаршана, Прадьюмна, Анируддха и Васудева. Вместе они именуются чатур-вьюхой (четверной экспансией Нараяны).

Из этих четырех первые три аватара непосредственно связаны с миром материи, проявляясь как (1) Каранодакашайи Вишну, (2) Гарбходакашайи Вишну и (3) Кширодакашайи Вишну. То есть (1) Вишну, из которого исходят все вселенные; (2) Вишну, поддерживающий каждую отдельную вселенную, и (3) Вишну в каждом атоме, поддерживающий каждое существо во вселенной. Эти три проявления изначального Вишну творят и поддерживают все материальные вселенные.

Четвертое проявление изначального Вишну, Васудева, всегда остается чистым сознанием, без которого невозможно существование. Известен лозунг: «трезвость — норма жизни». Чистое сознание — это Васудева. И, только пребывая в этом сознании, мы можем постичь суть бытия.

Маха-Вишну

Опишем подробнее каждого из трех Вишну, поддерживающих материальные вселенные, которые именуются пуруша-аватарами. Первый из них возлежит во вселенском океане Карана, поэтому именуется Каранодакашайи Вишну, или Маха-Вишну. Слово «маха» значит «великий», «главный», «первостепенный». Этот Вишну настолько велик, что бесчисленные вселенные, подобно капелькам пота, проступают через Его поры и разлетаются, на какое-то время проявляя материальное бытие. Их можно сравнить с мыльными пузырями, которые возникают, а потом лопаются. Но Источник всегда генерирует новые пузыри, их не становится меньше. Их ровно столько, сколько нужно Источнику. Теперь вы понимаете, о каких масштабах идет речь, когда один такой «пузырь» — это целая Вселенная с множеством планов бытия, населенная богами, демонами и людьми, которая существует на протяжении миллиардов земных лет.

Гарбходакашайи Вишну.
Брахма — первое сотворенное живое существо.
Гаятри-мантра и О
м

Второй Вишну, который входит в каждую из вселенных, заполняя ее изначальными водами, называется Гарбходакашайи Вишну. Изначально внутри каждой из материальных вселенных нет ничего, кроме этого Вишну, который возлежит на водах, образованных из Его пота. После того, как вселенная наполовину заполняется водой, из Его утробы (гарбхи) вырастает исполинский лотос, который достигает верха вселенной, заключенной в яйцеобразной оболочке (брахманде). Этот стебель лотоса — основа зарождения четырнадцати уровней материальной вселенной, что дарует прибежище различным типам существ: демонам, людям и богам.

Брахма — первое живое существо, которое рождается в бутоне лотоса, берущего начало из пупка Вишну. Он является прародителем всего живого во вселенной. Сначала Брахма не может понять, кто он, в чем его миссия. В кромешной тьме он начинает спускаться по стеблю, чтобы понять свое предназначение. Это подобно тому, как крошечный муравей исследует мир. Размеры вселенского лотоса так велики, что за миллиарды лет Брахма достигает крайне скромных результатов, спускаясь на ничтожное расстояние.

Затем он прозревает, что ему не хватит ни сил, ни времени постичь реальность таким образом. Он поднимается обратно на вершину лотоса и начинает внутренний поиск смысла своего бытия. В этот момент он слышит внутренний звук тапа — т. е. «необходимость совершения аскезы». Он начинает медитацию и в ней слышит слог Ом, первопричину творения, которая являет себя ему изнутри. Как говорил Шрила Шридхар Махарадж: «Ом — это большое Да». Таким образом Брахма устанавливает связь с Первоисточником, постигая своего отца Вишну и изначального Господа Кришну. Он обретает откровение, в котором осознает свою природу и причину появления на свет. Брахма — первый носитель ведического знания во вселенной. Получив откровение, он начинает процесс творения разных уровней вселенной с помощью мистических слогов Вед. Это особые, волшебные слова. Звук — носитель идеи. Благодаря произнесению мистических звуков, обладающих определенной вибрацией, дух и материя соприкасаются — и дух обретает материальную форму.

Кширодакашайи Вишну

Третий Вишну пронизывает всю вселенную, именуясь Кширодакашайи Вишну. Когда говорят, что «даже травинка не шелохнется без воли Господа», речь идет о Нем. Этот Вишну наблюдает за всеми живыми существами и поддерживает их в форме Параматмы, Сверхдуши, в каждом атоме и сердце. Иногда Его сравнивают с солнечным светом, который пронизывает все бытие.

У Него есть своеобразное «посольство» духовного мира в нашей вселенной, где на берег молочного (кшир) океана приходят боги в случае засилья демонов на Земле и молят Вишну о нисхождении аватаров, читая молитву «Пуруша-сукта».

Гуна-аватары.
Брахма
, Вишну, Шива

Три Вишну участвуют в процессе творения в «статичной» форме, поддерживая все сущее. Их можно сравнить с учредителями бизнеса. Существуют также два божества, ответственные за сотворение и разрушение материальной вселенной — Брахма и Шива. Вместе с Вишну они образуют триединство тримурти. Шива отвечает за тама-гуну, качество невежества, Брахма — за раджа-гуну, страсть, а Кширодакашайи Вишну, Сверхдуша — за саттва-гуну, поддержание. Поэтому тримурти называют также гуна-аватарами. Относительно легко начать тот или иной процесс и, вне всяких сомнений, легко разрушить созданное. Эти функции выполняют Брахма и Шива. Но самую сложную форму деятельности, поддержание, Вишну берет на Себя.

Роль Шивы более обширна, чем разрушение материальной вселенной. Его положение и проявления заслуживают отдельного рассмотрения.

Садашива, Шива Шамбху и Шива Рудра.
Шива и Вишну

(1) Планета изначального Шивы, Садашивы, находится ниже обители Нараяны Вайкунтхи, но выше границы духовного и материального миров. В мире духа Садашива испытывает переживания обмена любовью со своими вечными спутниками, свободными от невежества. Но, тем не менее, в божественной иерархии он занимает более низкое положение, чем Вишну. Для понимания разницы между Шивой и Вишну Веды приводят простой пример. Вишну — молоко, Шива — йогурт. Из молока можно сделать множество продуктов, в том числе йогурт, но из йогурта нельзя сделать молоко.

(2) Когда души, изначально пребывающие на границе духовного и материального миров, в мире чистого сознания (Брахмане), испытывают желание погрузиться в мир материи, чтобы удовлетворять там свой эгоизм и вожделение, то, по воле Вишну, Шива и его супруга, богиня мирской иллюзии Майя, принимают облик мужского и женского начал (лингам и йони). Шива и Шакти, соединяясь в космическом соитии, пропускают через себя души, давая им возможность обрести виртуальные физические тела, которые создает Брахма, творец. Шива, выполняющий эту функцию вместе с Майей и происходящий от Садашивы, именуется Шамбху Шива.

(3) В каждой из материальных вселенных в начале творения из межбровья Брахмы, из его гнева рождается экспансия Шамбху Шивы, именуемая Рудра Шива. Это грозный разрушитель, который в должный срок уничтожает материальную вселенную своим танцем.

Рудра Шива повелевает энергией (гуной) невежества в мире материи. Поэтому его окружают демоны и приведения, которых он милостиво принимает в ряды слуг, дабы очистить и перевоспитать.

С незапамятных времен многие демонические последователи Шивы пытались провозгласить его верховенство и величие, преуменьшая таким образом положение Вишну, Нараяны. Такова воля самого Вишну. Так Он ограждает Себя от демонических личностей, которые могли бы обрести могущество через прямое поклонение Вишну и стали бы причиной беспокойств чистых преданных. Поэтому к градации божественного бытия следует относиться смиренно, дабы не совершить оскорбления божественной иерархии под влиянием невежества и критического ума.

Данная тема сокровенна и в прежние времена ее раскрывали лишь великим посвященным душам, доказавшим свою приверженность ведическому пути, духовному учителю, и обладающим непоколебимой верой в священные писания. Поэтому автор вкратце описал безграничные реалии для того, чтобы дать читателю базовое понимание духовной иерархии.

(продолжение следует)



[1] Ш́рӣйах̣ ка̄нта̄х̣ ка̄нтах̣ парама-пурушах̣ калпа-тараво, друма̄ бхӯмиш́ чинта̄ман̣и-ган̣амайӣ тойам амр̣там, катха̄ га̄нам̇ на̄т̣йам̇ гаманам апи вам̇ш́ӣ-прийа-сакхӣ, чида̄нандам̇ джйотих̣ парам апи тад а̄сва̄дйам апи ча, са йатра кшӣра̄бдхих̣ сравати сурабхӣбхйаш́ ча сумаха̄н, нимеша̄рдха̄кхйо ва̄ враджати на хи йатра̄пи самайах̣, бхадже ш́ветадвӣпам̇ там ахам иха голокам ити йам̇, видантас те сантах̣ кшити-вирала-ча̄ра̄х̣ катипайе — «Там, где возлюбленные — богини процветания, а высший супруг, Кришна — единственный их возлюбленный, где все деревья — священные древа желаний, где земля состоит из трансцендентных драгоценных камней, а воды — нектар, там каждое слово — песня, всякое движение — танец, флейта — самый дорогой друг и спутник, солнечный и лунный свет — священный экстаз, а все сущее божественно и исполнено духовного вкуса. Из вымени миллиардов коров Сурабхи там вечно струится великий океан молока, и в вечно настоящем — божественное время, даже на мгновение никогда не отчуждается прошлым или будущим... той высшей духовной обители Шветадвипе я поклоняюсь. Почти никому в этом мире неведома эта обитель — лишь очень немногим чистым преданным Кришны, и они знают ее как Голоку» («Брахма-самхита», 5.56).

[2] Сарва̄дбхута-чаматка̄ра-лӣла̄-каллола-ва̄ридхих̣ / атулйа-мадхура-према-ман̣д̣ита-прийа-ман̣д̣алах̣ // три-джаган-ма̄наса̄карш̣и-муралӣ-кала-кӯджитах̣ / асама̄нордхва-рӯпа-ш́рӣ-висма̄пита-чара̄чарах̣ — «Наряду с этими шестьюдесятью трансцендентными качествами, Кришна обладает еще четырьмя, которые не проявляются даже в личности Нараяны. [Первое из них:] Кришна подобен океану, покрытому волнами игр, которые вызывают удивление во всех трех мирах. [Второе:] В Своих деяниях супружеской любви Он всегда окружен Своими дорогими преданными, которые охвачены непревзойденной любовью к Нему. [Третье качество:] Мелодичной вибрацией Своей флейты Он привлекает умы всех трех миров. [Четвертое:] Его личная красота и богатство несравненны. Ему нет равных, нет никого более великого, чем Он. Поэтому Личность Господа изумляет всех живых существ в трех мирах — как движущихся, так и неподвижных. Он столь прекрасен, что Его называют Кришной» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 23.82,83).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования