«Очерки о ведической цивилизации и вайшнавском мировоззрении. 10. Ведическая концепция происхождения человека». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж


Russian

Дорогие друзья!

Мы рады представить вам новую рубрику нашего сайта — очерки Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа о ведической цивилизации и мировоззрении, а также о сущности и практике бхакти-йоги в традиции гаудия-вайшнавов.

В них будет затронуто множество тем: ведическая космология, учение об аватарах, наука о вселенских циклах, учение о человеке, ведическая литература, карма, многообразие и цель духовных практик.

Надеемся, что все искатели Красоты, Любви и Гармонии смогут почерпнуть вдохновение и свежие мысли из предлагаемых материалов.


Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж 

10. Ведическая концепция происхождения человека


Многие современные религии говорят о божественном происхождении человека. Приводится несколько версий, которые не могут до конца ответить современному человеку на главные вопросы: откуда он произошел, почему находится в мире рождения и смерти, в чем смысл его жизни.

Учение о расе в разных планах бытия

Веды сравнивают образ человека с высочайшим проявлением Абсолюта в форме Кришны, который пребывает в Своей двурукой божественной форме. Именно Он, будучи изначальным Всевышним, даровал нашему виду те особенности, которыми человек отличается от животных, демонов, божеств.

Это включает, помимо физиологии, и определенную ментальную систему, а также палитру чувств. Главное сходство человека с Кришной — способность переживать любовь, которая проявляется в пяти разных взаимоотношениях: созерцание, служение, дружеские взаимоотношения, родительская любовь и, наконец, сокровенные отношения возлюбленных. Эти отношения на санскрите называются раса, или эмоциональные вкусы и переживания. В определенной степени эти составляющие проявлены как у животных, так и у небожителей, во всем живом. Но глубокие отношения между душой и Богом в рамках этих чувств доступны лишь в человеческой форме, между Кришной и Его преданными.

В других планах духовного бытия эти отношения могут быть ограничены. Например, в мире четырехрукого Нараяны Господь являет Себя в настроении самодержца, внушающего трепет владыки духовного мира. Поэтому там в качестве высшего пика возможны лишь частичные дружеские отношения. В мире Двараки отношения могут возвыситься до супружеских. Но все же это чувство будет ограничено определенными условностями и законами. И только во Вриндаване любовь может быть проявлена во всей полноте. Кришна дружит с друзьями, испытывает любовь родителей, танцует с возлюбленными, обмениваясь сокровенными переживаниями.

Именно близость отношений между душой и Богом — мерило совершенства того или иного мира духовной реальности. Столь близкие переживания взаимной божественной любви, открытые обитателям мира Голоки, обители Кришны, являются феноменальными и не имеют аналогов даже в духовном царстве. Когда Кришна лично нисходит на Землю, то Он проявляет Свои удивительные божественные игры, тем самым раскрывая самые глубокие и совершенные формы отношений души и Бога. В данных играх Он играет роль человека, коим Его считают друзья, родители, возлюбленные. Хотя Он являет чудеса и совершенства, легко побеждая демонов и защищая праведников, для Его близких Он всегда остается близким и дорогим человеком. А Его сверхспособности объясняются в близком кругу тем, что Кришна, благодаря Своему характеру, обладает покровительством вселенских божеств.

Такое проявление любви спутников Кришны нельзя назвать невежеством или неведением. Ведь подобная иллюзия — часть божественного плана, который позволяет Ему наслаждаться сокровенным чувством любви. Хороший пример подобных отношений приводит Андерсен в своей сказке «Свинопас». Принц, который искал искренние отношения с девушкой, скрыл свое богатство, явившись в образе простого свинопаса. Тем самым он очаровал ее сердце своими качествами, тщательно скрывая знатное происхождение.

Все мы хотим искренней бескорыстной любви, а не эгоистичных отношений. Соответственно, идея близости человека и Бога должна быть рассмотрена в этом ключе. Душа, достигшая человеческой формы в процессе эволюции, раскрывает в себе потенциал божественной любви и отношений со Всевышним. Только самозабвенная любовь позволяет душе вступить в столь сокровенные отношения, в которых Бог может занимать подчиненное положение друга, ребенка или возлюбленного.

Капля и океан

Некоторые философы сравнивают душу с каплей, а Бога — с океаном. Капля — часть океана, но по сравнению с ней океан самодостаточен. Он бесконечно глубок и населен множеством разных существ, таких как киты, акулы, рыбы — места хватает всем. Поэтому, когда капля начинает уподоблять себя океану во всех отношениях и требовать того же уважения и почитания, то такое поведение не более, чем безумие. Заявления «я Бог, мы неотличны» — лишь проявления гордыни.

Мирская и абсолютная любовь

Итак, любовь объединяет безгранично малое и безгранично великое. Смысл бытия — обретение божественной любви. Не стоит путать эту любовь и временные телесные привязанности: «я люблю пиццу, я люблю музыку».

Истинная любовь — это совершенное надмирное переживание и поэтому, в высшем смысле, это чувство недоступно обусловленным душам. Но его присутствие в нашем бытии, подобно дыму, говорит, что где-то есть настоящий огонь. Необходимо очистить сознание с помощью служения в преданности Всевышнему и разжечь в сердце огонь божественной любви.

Бхакти и вспомогательные практики

Мистическая йога, интеллектуальные познания не могут в подобной степени сблизить душу и Всевышнего. Поэтому, осознавая их ограниченность, нам стоит сконцентрироваться на бхакти, служении из преданности [Богу]. Остальные методы самосовершенствования, такие как спорт, правильное питание и режим дня, могут быть использованы для поддержания физической формы и развития положительных граней характера. Но не стоит путать их с бхакти, служением в преданности, которое начинается со слушания и воспевания славы Кришны в обществе духовных личностей.

Раскрытие истин об отношениях души и Бога 
постепенно и требует созревания

Зачастую можно встретить желание получить детальную информацию о наших вечных отношениях с Господом. Однако подробные описания духовной реальности могут быть непонятны неофитам и требуют определенного духовного уровня.

В качестве примера можно привести объяснения происхождения человека. В детстве родители излагают наивную версию про капусту и аиста, поскольку сознание ребенка не готово к пониманию подлинных механизмов деторождения. Позже, на уроке биологии преподаватель использует определенные научные термины, объясняя процесс возникновения жизни с физиологической точки зрения. Понимание же этого процесса на собственном опыте возникает еще позже. Подобным образом разные уровни понимания отношений души и Бога раскрываются в зависимости от духовной зрелости личности.

Служение, общение и духовная среда

Большинство людей думают, что духовность построена на интуиции и не существует необходимости изучать природу души, Бога, мироздания. Что в положенное время это знание явится как спонтанное переживание. Ведические мудрецы не разделяли эту идею. Хотя ее можно назвать полуправдой, ведь божественная любовь дремлет в каждом сердце. Но как семя прорастает в благодатной почве при наличии воды, так и любовь прорастает в почве служения и общения. В противном случае семя может быть бесплодным.

Духовное развитие требует должной среды, а также соответствующих поступков и внутреннего настроя. Необходима готовность к откровению. Каждый человек, в соответствии с высшим божественным планом, получает импульсы к духовному пробуждению, но, обладая свободой воли, может реагировать по-разному, замечая или не замечая их.

Любовь к Богу сокрыта в сердце 
или ее дарует духовный учитель?

Однажды наш духовный учитель, Шрила Говинда Махарадж, явил глубокое объяснение природы души. Один монах процитировал несколько писаний, которые имели, казалось бы, противоречивый смысл. Одна цитата утверждала: любовь к Богу живет в каждом сердце. Другая раскрывала: ее дарует духовный учитель. Возник вопрос, как привести эти утверждения в гармонию. Наш Гуру ответил так: «Предположим, вы гражданин, который родился в счастливой состоятельной семье. Но в раннем детстве вас похитили, и вы жили в заточении, в ужасных условиях. Не зная ни родины, ни родителей, вы считали рабство нормой. Но кто-то пришел и не просто освободил вас, а указал путь домой, где вас любят и ждут. Суть в том, что духовный учитель пробуждает безграничную дремлющую любовь к Богу». Услышав это, монах склонился к стопам учителя и сказал: «В своем сердце я знал, что Веды провозглашают истину, но, услышав вас, понял, что подлинное понимание приходит благодаря святой личности». Все были поражены простотой и совершенством этого примера.

Истина требует, чтобы перед ней склонились, начали ценить и почитать ее. Духовное знание не предназначено для того, чтобы служить низшему измерению. Его предназначение — возвысить нас до высшего мира служения Абсолюту.

Что значит «обратно» к Богу? 
Изначальное положение души

К другому нашему учителю, Шриле Шридхару Махараджу, пришли западные преданные, которые, ссылаясь на слова их Гуру — «домой к Богу», сделали ложное утверждение: слово «обратно» означает то, что мы жили в божественном мире, но потом покинули его. Шридхар Махарадж процитировал стихи из «Чайтанья-чаритамриты», которые рассказывают о происхождении души из татастха-шакти, пограничной энергии Абсолюта. Подобно тому как пена колышется на волнах или водомерка скользит на границе глади воды и воздуха, душа происходит из божественной пограничной энергии. Реализовав свою свободу воли, она сделала выбор — «служить на небесах или царствовать в аду»[1]. В мире Всевышнего душа — подчиненное начало, но в ложном мире материи она может занимать положение ложного господина и пытаться удовлетворить свое ложное «я». Так душа может бесконечно перевоплощаться, вращаясь в колесе самсары.

В редких же случаях особых божественных игр освобожденные души могут якобы падать из мира духа, но такие трансформации следует рассматривать как волю Всевышнего. Например, в ведических историях описаны Джай и Виджай, стражники духовного мира. Они были прокляты, ибо не смогли распознать величие братьев Кумаров — великих подвижников и мудрецов, представших в образах детей, свободных от корысти и вожделения.

Господь объяснил: любые проклятия или благословения должны быть исполнены — и напомнил, что освобождение из мира материи может занять миллиарды лет. Но если Джай и Виджай пожелают родиться демонами (асурами), и Господь лично победит их, наслаждаясь битвой, то их пребывание в мире материи будет длиться всего на протяжении четырех воплощений.

Шридхар Махарадж объяснил, что подобную ситуацию нельзя рассматривать как падение: Господь желал отправиться в мир материи и хотел достойных противников для битвы, такова была часть Его замысла. Объясняется, что предавшаяся душа всегда с Господом, независимо, идет ли речь о духовном или материальном мире. Сознание не имеет границ. Поэтому понимание происхождения, природы, а также освобождения души — это вопрос духовной зрелости.

Обобщающее заключение. 
Искра и огонь

Итак, душа — крошечная частица татастхи, пограничной энергии Господа. Она подобна искре и может быстро погаснуть, скрываемая мраком материи. Но чем ближе она к Источнику, тем больше проявляет способность гореть, становясь частью общего огня многих подобных душ. Так она может вернуть утраченное положение и достичь венца эволюции сознания. Душа сат — вечна, чит — сознающая и ананда — способна переживать безграничное счастье. Это наша духовная природа, дарованная нам Всевышним. И, пользуясь свободой, мы можем воспользоваться ей, либо пренебречь. Начало пробуждения — это слушание наставлений Вед, духовного учителя и принятие этих истин.

Составитель: Сахадев Дас
Редактор: Традиш Дас

(продолжение следует)



1  В поэме «Потерянный рай» Джона Мильтона есть слова, вложенные в уста сатаны: Better to reign in Hell than serve in Heaven — «Лучше царствовать в аду, чем прислуживать на небесах», что таким образом представляет две возможности для души.




←  Шри Гаура-пурнима. Божественное явление Шри Гауранги. Март 2013 года. Навадвипа Дхама, Индия ·• Архив новостей •· «Очерки о ведической цивилизации и вайшнавском мировоззрении. 9. Возникновение и суть ведической литературы». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж  →
Russian

Дорогие друзья!

Мы рады представить вам новую рубрику нашего сайта — очерки Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа о ведической цивилизации и мировоззрении, а также о сущности и практике бхакти-йоги в традиции гаудия-вайшнавов.

В них будет затронуто множество тем: ведическая космология, учение об аватарах, наука о вселенских циклах, учение о человеке, ведическая литература, карма, многообразие и цель духовных практик.

Надеемся, что все искатели Красоты, Любви и Гармонии смогут почерпнуть вдохновение и свежие мысли из предлагаемых материалов.


Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж 

10. Ведическая концепция происхождения человека


Многие современные религии говорят о божественном происхождении человека. Приводится несколько версий, которые не могут до конца ответить современному человеку на главные вопросы: откуда он произошел, почему находится в мире рождения и смерти, в чем смысл его жизни.

Учение о расе в разных планах бытия

Веды сравнивают образ человека с высочайшим проявлением Абсолюта в форме Кришны, который пребывает в Своей двурукой божественной форме. Именно Он, будучи изначальным Всевышним, даровал нашему виду те особенности, которыми человек отличается от животных, демонов, божеств.

Это включает, помимо физиологии, и определенную ментальную систему, а также палитру чувств. Главное сходство человека с Кришной — способность переживать любовь, которая проявляется в пяти разных взаимоотношениях: созерцание, служение, дружеские взаимоотношения, родительская любовь и, наконец, сокровенные отношения возлюбленных. Эти отношения на санскрите называются раса, или эмоциональные вкусы и переживания. В определенной степени эти составляющие проявлены как у животных, так и у небожителей, во всем живом. Но глубокие отношения между душой и Богом в рамках этих чувств доступны лишь в человеческой форме, между Кришной и Его преданными.

В других планах духовного бытия эти отношения могут быть ограничены. Например, в мире четырехрукого Нараяны Господь являет Себя в настроении самодержца, внушающего трепет владыки духовного мира. Поэтому там в качестве высшего пика возможны лишь частичные дружеские отношения. В мире Двараки отношения могут возвыситься до супружеских. Но все же это чувство будет ограничено определенными условностями и законами. И только во Вриндаване любовь может быть проявлена во всей полноте. Кришна дружит с друзьями, испытывает любовь родителей, танцует с возлюбленными, обмениваясь сокровенными переживаниями.

Именно близость отношений между душой и Богом — мерило совершенства того или иного мира духовной реальности. Столь близкие переживания взаимной божественной любви, открытые обитателям мира Голоки, обители Кришны, являются феноменальными и не имеют аналогов даже в духовном царстве. Когда Кришна лично нисходит на Землю, то Он проявляет Свои удивительные божественные игры, тем самым раскрывая самые глубокие и совершенные формы отношений души и Бога. В данных играх Он играет роль человека, коим Его считают друзья, родители, возлюбленные. Хотя Он являет чудеса и совершенства, легко побеждая демонов и защищая праведников, для Его близких Он всегда остается близким и дорогим человеком. А Его сверхспособности объясняются в близком кругу тем, что Кришна, благодаря Своему характеру, обладает покровительством вселенских божеств.

Такое проявление любви спутников Кришны нельзя назвать невежеством или неведением. Ведь подобная иллюзия — часть божественного плана, который позволяет Ему наслаждаться сокровенным чувством любви. Хороший пример подобных отношений приводит Андерсен в своей сказке «Свинопас». Принц, который искал искренние отношения с девушкой, скрыл свое богатство, явившись в образе простого свинопаса. Тем самым он очаровал ее сердце своими качествами, тщательно скрывая знатное происхождение.

Все мы хотим искренней бескорыстной любви, а не эгоистичных отношений. Соответственно, идея близости человека и Бога должна быть рассмотрена в этом ключе. Душа, достигшая человеческой формы в процессе эволюции, раскрывает в себе потенциал божественной любви и отношений со Всевышним. Только самозабвенная любовь позволяет душе вступить в столь сокровенные отношения, в которых Бог может занимать подчиненное положение друга, ребенка или возлюбленного.

Капля и океан

Некоторые философы сравнивают душу с каплей, а Бога — с океаном. Капля — часть океана, но по сравнению с ней океан самодостаточен. Он бесконечно глубок и населен множеством разных существ, таких как киты, акулы, рыбы — места хватает всем. Поэтому, когда капля начинает уподоблять себя океану во всех отношениях и требовать того же уважения и почитания, то такое поведение не более, чем безумие. Заявления «я Бог, мы неотличны» — лишь проявления гордыни.

Мирская и абсолютная любовь

Итак, любовь объединяет безгранично малое и безгранично великое. Смысл бытия — обретение божественной любви. Не стоит путать эту любовь и временные телесные привязанности: «я люблю пиццу, я люблю музыку».

Истинная любовь — это совершенное надмирное переживание и поэтому, в высшем смысле, это чувство недоступно обусловленным душам. Но его присутствие в нашем бытии, подобно дыму, говорит, что где-то есть настоящий огонь. Необходимо очистить сознание с помощью служения в преданности Всевышнему и разжечь в сердце огонь божественной любви.

Бхакти и вспомогательные практики

Мистическая йога, интеллектуальные познания не могут в подобной степени сблизить душу и Всевышнего. Поэтому, осознавая их ограниченность, нам стоит сконцентрироваться на бхакти, служении из преданности [Богу]. Остальные методы самосовершенствования, такие как спорт, правильное питание и режим дня, могут быть использованы для поддержания физической формы и развития положительных граней характера. Но не стоит путать их с бхакти, служением в преданности, которое начинается со слушания и воспевания славы Кришны в обществе духовных личностей.

Раскрытие истин об отношениях души и Бога 
постепенно и требует созревания

Зачастую можно встретить желание получить детальную информацию о наших вечных отношениях с Господом. Однако подробные описания духовной реальности могут быть непонятны неофитам и требуют определенного духовного уровня.

В качестве примера можно привести объяснения происхождения человека. В детстве родители излагают наивную версию про капусту и аиста, поскольку сознание ребенка не готово к пониманию подлинных механизмов деторождения. Позже, на уроке биологии преподаватель использует определенные научные термины, объясняя процесс возникновения жизни с физиологической точки зрения. Понимание же этого процесса на собственном опыте возникает еще позже. Подобным образом разные уровни понимания отношений души и Бога раскрываются в зависимости от духовной зрелости личности.

Служение, общение и духовная среда

Большинство людей думают, что духовность построена на интуиции и не существует необходимости изучать природу души, Бога, мироздания. Что в положенное время это знание явится как спонтанное переживание. Ведические мудрецы не разделяли эту идею. Хотя ее можно назвать полуправдой, ведь божественная любовь дремлет в каждом сердце. Но как семя прорастает в благодатной почве при наличии воды, так и любовь прорастает в почве служения и общения. В противном случае семя может быть бесплодным.

Духовное развитие требует должной среды, а также соответствующих поступков и внутреннего настроя. Необходима готовность к откровению. Каждый человек, в соответствии с высшим божественным планом, получает импульсы к духовному пробуждению, но, обладая свободой воли, может реагировать по-разному, замечая или не замечая их.

Любовь к Богу сокрыта в сердце 
или ее дарует духовный учитель?

Однажды наш духовный учитель, Шрила Говинда Махарадж, явил глубокое объяснение природы души. Один монах процитировал несколько писаний, которые имели, казалось бы, противоречивый смысл. Одна цитата утверждала: любовь к Богу живет в каждом сердце. Другая раскрывала: ее дарует духовный учитель. Возник вопрос, как привести эти утверждения в гармонию. Наш Гуру ответил так: «Предположим, вы гражданин, который родился в счастливой состоятельной семье. Но в раннем детстве вас похитили, и вы жили в заточении, в ужасных условиях. Не зная ни родины, ни родителей, вы считали рабство нормой. Но кто-то пришел и не просто освободил вас, а указал путь домой, где вас любят и ждут. Суть в том, что духовный учитель пробуждает безграничную дремлющую любовь к Богу». Услышав это, монах склонился к стопам учителя и сказал: «В своем сердце я знал, что Веды провозглашают истину, но, услышав вас, понял, что подлинное понимание приходит благодаря святой личности». Все были поражены простотой и совершенством этого примера.

Истина требует, чтобы перед ней склонились, начали ценить и почитать ее. Духовное знание не предназначено для того, чтобы служить низшему измерению. Его предназначение — возвысить нас до высшего мира служения Абсолюту.

Что значит «обратно» к Богу? 
Изначальное положение души

К другому нашему учителю, Шриле Шридхару Махараджу, пришли западные преданные, которые, ссылаясь на слова их Гуру — «домой к Богу», сделали ложное утверждение: слово «обратно» означает то, что мы жили в божественном мире, но потом покинули его. Шридхар Махарадж процитировал стихи из «Чайтанья-чаритамриты», которые рассказывают о происхождении души из татастха-шакти, пограничной энергии Абсолюта. Подобно тому как пена колышется на волнах или водомерка скользит на границе глади воды и воздуха, душа происходит из божественной пограничной энергии. Реализовав свою свободу воли, она сделала выбор — «служить на небесах или царствовать в аду»[1]. В мире Всевышнего душа — подчиненное начало, но в ложном мире материи она может занимать положение ложного господина и пытаться удовлетворить свое ложное «я». Так душа может бесконечно перевоплощаться, вращаясь в колесе самсары.

В редких же случаях особых божественных игр освобожденные души могут якобы падать из мира духа, но такие трансформации следует рассматривать как волю Всевышнего. Например, в ведических историях описаны Джай и Виджай, стражники духовного мира. Они были прокляты, ибо не смогли распознать величие братьев Кумаров — великих подвижников и мудрецов, представших в образах детей, свободных от корысти и вожделения.

Господь объяснил: любые проклятия или благословения должны быть исполнены — и напомнил, что освобождение из мира материи может занять миллиарды лет. Но если Джай и Виджай пожелают родиться демонами (асурами), и Господь лично победит их, наслаждаясь битвой, то их пребывание в мире материи будет длиться всего на протяжении четырех воплощений.

Шридхар Махарадж объяснил, что подобную ситуацию нельзя рассматривать как падение: Господь желал отправиться в мир материи и хотел достойных противников для битвы, такова была часть Его замысла. Объясняется, что предавшаяся душа всегда с Господом, независимо, идет ли речь о духовном или материальном мире. Сознание не имеет границ. Поэтому понимание происхождения, природы, а также освобождения души — это вопрос духовной зрелости.

Обобщающее заключение. 
Искра и огонь

Итак, душа — крошечная частица татастхи, пограничной энергии Господа. Она подобна искре и может быстро погаснуть, скрываемая мраком материи. Но чем ближе она к Источнику, тем больше проявляет способность гореть, становясь частью общего огня многих подобных душ. Так она может вернуть утраченное положение и достичь венца эволюции сознания. Душа сат — вечна, чит — сознающая и ананда — способна переживать безграничное счастье. Это наша духовная природа, дарованная нам Всевышним. И, пользуясь свободой, мы можем воспользоваться ей, либо пренебречь. Начало пробуждения — это слушание наставлений Вед, духовного учителя и принятие этих истин.

Составитель: Сахадев Дас
Редактор: Традиш Дас

(продолжение следует)



[1] В поэме «Потерянный рай» Джона Мильтона есть слова, вложенные в уста сатаны: Better to reign in Hell than serve in Heaven — «Лучше царствовать в аду, чем прислуживать на небесах», что таким образом представляет две возможности для души.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования