«Очерки о ведической цивилизации и вайшнавском мировоззрении. 16. Душа, ее покровы и уровни сознания». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж


Russian

Дорогие друзья!

Мы рады представить вам новую рубрику нашего сайта — очерки Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа о ведической цивилизации и мировоззрении, а также о сущности и практике бхакти-йоги в традиции гаудия-вайшнавов.

В них будет затронуто множество тем: ведическая космология, учение об аватарах, наука о вселенских циклах, учение о человеке, ведическая литература, карма, многообразие и цель духовных практик.

Надеемся, что все искатели Красоты, Любви и Гармонии смогут почерпнуть вдохновение и свежие мысли из предлагаемых материалов.


Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

16. Душа, ее покровы и уровни сознания

 

Ведический взгляд на человека

Чувства и ум

Мы воспринимаем мир благодаря нашим чувствам, таким как осязание, обоняние, зрение, а также органами, связанными с ними, такими как кожа, нос, глаза. Опыт чувств окажется в нашем уме, который можно сравнить с компьютером, а чувства и органы чувств — с подключенными к нему камерами, сканерами и другими сенсорными устройствами.

Разум и память

Информация, полученная благодаря чувствам, анализируется с помощью разума, который связан с памятью. В память мы «загружаем» ощущения и переживания, знания или опыт.

Ложное эго

Ложное эго — это наше иллюзорное представление о себе, основанное на отождествлении с миром материи и стремлении эксплуатировать все окружающее.

Душа

Но выше ложного эго пребывает душа. Душа — частица бессмертного сознания и не нуждается в опыте чувств, ума, разума, которые можно сравнить с костылями, навязанными ей.

Существование непробужденной души подобно сну

Веды говорят, что существование непробужденной души в физическом теле подобно сну со сновидениями. Иногда во сне кто-то может видеть себя королем или рабом, голодным или сытым, но это лишь сон. Такова аналогия материального существования. Но это не просто сон души. Это сон души в мире сна Бога. Мир материи проявляется из сна Маха-Вишну. Поэтому этот мир — дважды иллюзорная реальность. Выражаясь словами Декарта, это сон во сне.

Божественный звук

Пробуждение от сна происходит через божественный звук. Звук — самая тонкая субстанция в мире материи, является самой грубой в мире духа. Он посредник между миром сознания и материи. Божественный звук может пробудить душу от грез материального сна.

Речь не идет о физическом звуке. Звук, который происходит из мира сознания, не действует как физический звук, через барабанные перепонки проникая в мозг. Это внутренний звук, который рождается в сердце и проявляется на нашем языке. Так нисходит Святое Имя или молитва. Необходимое условие для этого — правильное умонастроение.

Можно привести пример. Если компьютер настроен на прием и подключен к глобальной сети, то, в зависимости от уровня допуска, мы можем скачивать информацию в разных объемах и с разной скоростью. Великие святые и учителя являются проводниками божественного звука — и могут не только пропускать божественный поток, но также «подключать» к нему другие души.

Чистота божественного звука зависит от уровня чистоты сердца проводника. Есть настоящие деньги и есть фальшивые. Они могут выглядеть одинаково, но истинная валюта должна быть обеспечена банковскими гарантиями. Гуру Махарадж [Шрила Шридхар Махарадж] сравнивал мантры, получаемые от ложных учителей, с холостыми выстрелами, которые звучат как настоящие, но лишены эффективности.

Массовость явления не говорит о его истинности

Поскольку мы пребываем в мире материализма и лжи, нужно быть крайне острожными, чтобы не стать жертвой духовной профанации. Искренность непобедима. Обманщики и обманутые — одно целое, здесь нет невинных. Один продает фальшивые деньги, другой их радостно покупает. Так устроен мир эксплуатации, где одни живут за счет эксплуатации других, и процветает легализованное беззаконие. У пиратов тоже есть кодекс чести. Существует множество норм, призванных обеспечить выживание тех или иных групп людей. Но далеко не все законы совершенны.

Высшие законы вечной духовной Реальности актуальны всегда, для всех и во все времена. Тогда как относительные законы — часть бренного бытия. Расизм или рабство в некоторых обществах провозглашались нормой. Где-то место религии занимал атеизм. Но, к счастью, любые подобные законы появляются в определенное время и потом исчезают. Поэтому не стоит тратить время на обсуждение их природы и анализ их несовершенств.

Уровни сознания

Итак, мы поговорили о том, как работают чувства в процессе восприятия, и рассмотрели, что в этом мире есть две разные формы звука: трансцендентный и иллюзорный. Мир не всегда полностью подконтролен восприятию наших чувств; иными словами, мы воспринимаем реальность лишь в определенном диапазоне. Например, у собаки лучше обоняние, а летучие мыши имеют уникальные способности ориентироваться в пространстве. Наш спектр восприятия ограничен.

Давайте рассмотрим другие грани нашего мировосприятия, которые описываются в Ведах. Пратьякша — мир чувственного восприятия. Парокша — мир коллективного опыта: наука, образование. Апарокша — состояние, подобное глубокому сну без сновидений. Но в нем присутствует определенный опыт, знание определенного рода.

Следующий уровень — адхокхаджа. Хокша — план бытия за пределами реалий нашего существования. Это то, что выше, чем опыт наших чувств. Мы можем причислить этот план к измерению, где можно непосредственно соприкоснуться с Личностью Бога. Но самый сокровенный план божественного бытия — это апракрита, мир изначального сознания. Наше измерение материального бытия является смутным, искаженным отражением плана апракрита.

Итак, необходимо различать дух и материю: душу — и ее оболочки, наш материальный мир — и его божественный Первоисточник.

Обладающий духовным знанием
видит присутствие сознания везде

Душа невидима, но именно ее присутствие — основа жизни. Храмовое Божество может восприниматься как чисто материальный элемент — скульптура или изваяние. Но в действительности высшее сознание может присутствовать везде, где пожелает. Поэтому в образе Божества, оставаясь абсолютно духовным, Господь нисходит, чтобы принимать поклонение Своих преданных.

Таким образом, тот, кто обладает духовным пониманием, видит присутствие сознания везде. Тот же, кто ограничен мирским восприятием, подобен слепцу и считает, что основа жизни — это исключительно результат химических процессов. В Бхагавад-гите Кришна предлагает Арджуне принять буддхи-йогу или мышление мудреца, который, видя дым, может узнать про огонь[1]. Буддхи-йога — мышление, основанное на понимании того, что бессмертное сознание — душа, и Высшая Душа, Абсолют, — Его воля пребывают за всеми процессами зримого мироздания.

Составитель: Сахадев Дас
Редактор: Традиш Дас

(продолжение следует)



1  Эш̣а̄ те ’бхихита̄ са̄н̇кхйе, буддхир йоге тв има̄м̇ ш́р̣н̣у / буддхйа̄ йукто йайа̄ па̄ртха, карма-бандхам̇ праха̄сйаси — [Господь Кришна сказал Арджуне:] «Итак, Партха, Я раскрыл тебе знание о духе и материи (санкхья-йога). Теперь выслушай, как обрести богосознающий разум (буддхи-йога) и, действуя в духовном сознании, освободиться от оков деятельности и ее последствий» (Бхагавад-гита, 2.39).





←  «Шри Джайва-дхарма. Том I. Глава 13. Вечная религия и Абсолютная Истина и ее авторитетное свидетельство (самбандха, абхидхея и прайоджана)». Шрила Саччидананда Бхактивинод Тхакур ·• Архив новостей •· «Очерки о ведической цивилизации и вайшнавском мировоззрении. 17. Распознание истины». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж  →

Russian

Дорогие друзья!

Мы рады представить вам новую рубрику нашего сайта — очерки Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа о ведической цивилизации и мировоззрении, а также о сущности и практике бхакти-йоги в традиции гаудия-вайшнавов.

В них будет затронуто множество тем: ведическая космология, учение об аватарах, наука о вселенских циклах, учение о человеке, ведическая литература, карма, многообразие и цель духовных практик.

Надеемся, что все искатели Красоты, Любви и Гармонии смогут почерпнуть вдохновение и свежие мысли из предлагаемых материалов.


Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

16. Душа, ее покровы и уровни сознания

 

Ведический взгляд на человека

Чувства и ум

Мы воспринимаем мир благодаря нашим чувствам, таким как осязание, обоняние, зрение, а также органами, связанными с ними, такими как кожа, нос, глаза. Опыт чувств окажется в нашем уме, который можно сравнить с компьютером, а чувства и органы чувств — с подключенными к нему камерами, сканерами и другими сенсорными устройствами.

Разум и память

Информация, полученная благодаря чувствам, анализируется с помощью разума, который связан с памятью. В память мы «загружаем» ощущения и переживания, знания или опыт.

Ложное эго

Ложное эго — это наше иллюзорное представление о себе, основанное на отождествлении с миром материи и стремлении эксплуатировать все окружающее.

Душа

Но выше ложного эго пребывает душа. Душа — частица бессмертного сознания и не нуждается в опыте чувств, ума, разума, которые можно сравнить с костылями, навязанными ей.

Существование непробужденной души подобно сну

Веды говорят, что существование непробужденной души в физическом теле подобно сну со сновидениями. Иногда во сне кто-то может видеть себя королем или рабом, голодным или сытым, но это лишь сон. Такова аналогия материального существования. Но это не просто сон души. Это сон души в мире сна Бога. Мир материи проявляется из сна Маха-Вишну. Поэтому этот мир — дважды иллюзорная реальность. Выражаясь словами Декарта, это сон во сне.

Божественный звук

Пробуждение от сна происходит через божественный звук. Звук — самая тонкая субстанция в мире материи, является самой грубой в мире духа. Он посредник между миром сознания и материи. Божественный звук может пробудить душу от грез материального сна.

Речь не идет о физическом звуке. Звук, который происходит из мира сознания, не действует как физический звук, через барабанные перепонки проникая в мозг. Это внутренний звук, который рождается в сердце и проявляется на нашем языке. Так нисходит Святое Имя или молитва. Необходимое условие для этого — правильное умонастроение.

Можно привести пример. Если компьютер настроен на прием и подключен к глобальной сети, то, в зависимости от уровня допуска, мы можем скачивать информацию в разных объемах и с разной скоростью. Великие святые и учителя являются проводниками божественного звука — и могут не только пропускать божественный поток, но также «подключать» к нему другие души.

Чистота божественного звука зависит от уровня чистоты сердца проводника. Есть настоящие деньги и есть фальшивые. Они могут выглядеть одинаково, но истинная валюта должна быть обеспечена банковскими гарантиями. Гуру Махарадж [Шрила Шридхар Махарадж] сравнивал мантры, получаемые от ложных учителей, с холостыми выстрелами, которые звучат как настоящие, но лишены эффективности.

Массовость явления не говорит о его истинности

Поскольку мы пребываем в мире материализма и лжи, нужно быть крайне острожными, чтобы не стать жертвой духовной профанации. Искренность непобедима. Обманщики и обманутые — одно целое, здесь нет невинных. Один продает фальшивые деньги, другой их радостно покупает. Так устроен мир эксплуатации, где одни живут за счет эксплуатации других, и процветает легализованное беззаконие. У пиратов тоже есть кодекс чести. Существует множество норм, призванных обеспечить выживание тех или иных групп людей. Но далеко не все законы совершенны.

Высшие законы вечной духовной Реальности актуальны всегда, для всех и во все времена. Тогда как относительные законы — часть бренного бытия. Расизм или рабство в некоторых обществах провозглашались нормой. Где-то место религии занимал атеизм. Но, к счастью, любые подобные законы появляются в определенное время и потом исчезают. Поэтому не стоит тратить время на обсуждение их природы и анализ их несовершенств.

Уровни сознания

Итак, мы поговорили о том, как работают чувства в процессе восприятия, и рассмотрели, что в этом мире есть две разные формы звука: трансцендентный и иллюзорный. Мир не всегда полностью подконтролен восприятию наших чувств; иными словами, мы воспринимаем реальность лишь в определенном диапазоне. Например, у собаки лучше обоняние, а летучие мыши имеют уникальные способности ориентироваться в пространстве. Наш спектр восприятия ограничен.

Давайте рассмотрим другие грани нашего мировосприятия, которые описываются в Ведах. Пратьякша — мир чувственного восприятия. Парокша — мир коллективного опыта: наука, образование. Апарокша — состояние, подобное глубокому сну без сновидений. Но в нем присутствует определенный опыт, знание определенного рода.

Следующий уровень — адхокхаджа. Хокша — план бытия за пределами реалий нашего существования. Это то, что выше, чем опыт наших чувств. Мы можем причислить этот план к измерению, где можно непосредственно соприкоснуться с Личностью Бога. Но самый сокровенный план божественного бытия — это апракрита, мир изначального сознания. Наше измерение материального бытия является смутным, искаженным отражением плана апракрита.

Итак, необходимо различать дух и материю: душу — и ее оболочки, наш материальный мир — и его божественный Первоисточник.

Обладающий духовным знанием
видит присутствие сознания везде

Душа невидима, но именно ее присутствие — основа жизни. Храмовое Божество может восприниматься как чисто материальный элемент — скульптура или изваяние. Но в действительности высшее сознание может присутствовать везде, где пожелает. Поэтому в образе Божества, оставаясь абсолютно духовным, Господь нисходит, чтобы принимать поклонение Своих преданных.

Таким образом, тот, кто обладает духовным пониманием, видит присутствие сознания везде. Тот же, кто ограничен мирским восприятием, подобен слепцу и считает, что основа жизни — это исключительно результат химических процессов. В Бхагавад-гите Кришна предлагает Арджуне принять буддхи-йогу или мышление мудреца, который, видя дым, может узнать про огонь[1]. Буддхи-йога — мышление, основанное на понимании того, что бессмертное сознание — душа, и Высшая Душа, Абсолют, — Его воля пребывают за всеми процессами зримого мироздания.

Составитель: Сахадев Дас
Редактор: Традиш Дас

(продолжение следует)



[1] Эш̣а̄ те ’бхихита̄ са̄н̇кхйе, буддхир йоге тв има̄м̇ ш́р̣н̣у / буддхйа̄ йукто йайа̄ па̄ртха, карма-бандхам̇ праха̄сйаси — [Господь Кришна сказал Арджуне:] «Итак, Партха, Я раскрыл тебе знание о духе и материи (санкхья-йога). Теперь выслушай, как обрести богосознающий разум (буддхи-йога) и, действуя в духовном сознании, освободиться от оков деятельности и ее последствий» (Бхагавад-гита, 2.39).



Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования