«Очерки о ведической цивилизации и вайшнавском мировоззрении. 14. Золотая эра Шри Чайтаньи и Гаудия Матх». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж


Russian

Дорогие друзья!

Мы рады представить вам новую рубрику нашего сайта — очерки Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа о ведической цивилизации и мировоззрении, а также о сущности и практике бхакти-йоги в традиции гаудия-вайшнавов.

В них будет затронуто множество тем: ведическая космология, учение об аватарах, наука о вселенских циклах, учение о человеке, ведическая литература, карма, многообразие и цель духовных практик.

Надеемся, что все искатели Красоты, Любви и Гармонии смогут почерпнуть вдохновение и свежие мысли из предлагаемых материалов.


Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

14. Золотая эра Шри Чайтаньи и Гаудия Матх

 

Прискорбное положение общества в начале Кали-юги

Пять тысяч лет назад в конце Двапара- и начале Кали-юги ведические мудрецы, предчувствуя наступление «космической зимы», наблюдали недобрые знамения. Они чувствовали, что грядет эпоха Кали, время деградации человечества. В этот период люди перенаселяют уставшую Землю, ведут войны, происходят природные катаклизмы, одни безбожные правители сменяют других. Люди пребывают в забвении высшей цели жизни. Религия деградирует и становится инструментом контроля народных масс. Все, что мы знаем об обозримой истории человечества, — наглядная иллюстрация ужасов эпохи Кали. Поэтому мудрецы пытались замедлить ее развитие и ослабить влияние. Для этого они собрались и проводили ведическое жертвоприношение, целью которого было ликвидировать причины катаклизмов и социальных потрясений. Но, несмотря на их усилия, полностью устранить негативное влияние века Кали не удалось.

Ликование мудрецов

Среди них был один выдающийся подвижник — Сута. Он был свидетелем легендарной беседы царя Парикшита и святого Шукадева. Позже эта беседа была записана Ведавьясом как «Шримад-Бхагаватам», став самой великой из Пуран. И, поскольку Сута обладал способностью запоминать услышанное с первого раза, то, во время отдыха между различными церемониями, он по желанию мудрецов пересказывал им беседы, которые легли в основу «Бхагаватам», чем доставлял огромное удовольствие их сердцам. Говорится, что плод, укушенный попугаем, становится слаще. Так и духовное знание, прошедшее через кристальный ум мудреца, обладало безгранично привлекательным вкусом и радовало всех собравшихся.

В «Шримад-Бхагаватам» была предсказана Кали-юга, и, хотя будущее человечества выглядело темным и беспросветным, в какой-то момент мудрецы возликовали. Они услышали предсказания о Чайтанье, о том, что все то, что в другие эпохи достигается многовековыми аскезами и медитацией, людям Кали-юги будет доступно просто благодаря санкиртане, воспеванию святых имен Господа и Его Энергии.

В последнем стихе «Бхагаватам» мудрец Сута призывает всех и каждого: «Займитесь санкиртаной, которая очистит вас от любого греха»[1]. Основа санкиртаны — слушание откровений реализованной души и их повторение. Поэтому так важно сначала слушать о славе Господа из уст верующих, а затем в их обществе воспевать святые имена.

Десятитысячелетняя эпоха духовного ренессанса

Предсказания Пуран («Брахма-вайварта-пурана», 4.129.49–60) гласят, что с момента прихода Чайтаньи, который явился в 1486 году, около пятисот лет назад, начнется эпоха духовного ренессанса — и будет длиться десять тысяч лет. Она внесет в черную эпоху Кали «золотое» вкрапление любви, гуманизма и даст возможность людям духовно возвыситься. Также говорится, что в санкиртане Чайтаньи примут участие наиболее удачливые и разумные личности.

Мы являемся свидетелями того, как последнее столетие в корне преобразило человечество. Начало XXI века можно назвать временем гуманистических ценностей. И, тем не менее, не стоит забывать, что мы живем в Кали-югу — эпоху раздоров и невежества. Несмотря на плюсы вкрапления «золотого века», в мире по-прежнему сильны невежество и иллюзия. Отнюдь не все склоняются к гуманизму и духовности.

И все же очевидно, что все больше людей в мире знакомится с сознанием Кришны, принесенным Чайтаньей. Множество побочных явлений, таких как йога, здоровый образ жизни, вегетарианство становятся все более популярными. Человечество стремится к прогрессу. Но не дремлют и враги: алкоголь, деструктивная музыка, наркотики и невежественная религия, целью которой является порабощение умов, а не освобождение душ.

Есть множество предсказаний в разных религиях о грядущих временах. Но, концентрируясь на катастрофах и потрясениях будущего, они раскрывают только часть истины. Взгляд Вед оптимистичен. Хотя, возможно, нас ждут новые потрясения, в результате последует усиление общей одухотворенности, а также положительное изменение парадигмы развития человечества.

Так что мы должны смотреть с надеждой в завтрашний день. Здравый смысл подсказывает, что современная цивилизация порабощает человека за счет доступности товаров и технологий. Но не стоит доверять ей. Если люди смогут объединяться по духовным интересам и создавать автономные экосистемы: фермы, экологические бизнесы, то на фоне смутных времен они смогут не только выживать, но и создавать условия для полноценного духовного развития. Примеров таких сообществ в мире все больше. Придет время, когда люди будут понимать идею развития более глубоко и будут стремиться не только к гармоничному материальному существованию, но также к поиску духовного «я» и личных отношений с Кришной.

Человека невозможно заставить верить в Бога — это часть его духовной природы, которая проявляется вместе с пробуждением души. Поэтому преданные Кришны всегда стремятся распространять санкиртану, чтобы дать всем возможность соприкоснуться со святыми именами. В определенное для каждой души время эта встреча с преданными произойдет. Вопрос, насколько мы будем готовы в этот момент принять божественный поток в наши сердца.

Сарасвати Тхакур, Гаудия Матх и Бхактиведанта Свами

В 60-е годы прошлого века Бхактиведанта Свами Прабхупада впервые познакомил Запад с санкиртаной. Он был выдающимся ученым и духовным наставником в линии Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, величайшего распространителя движения Чайтаньи в Индии, основателя миссии Гаудия Матх. Бхактисиддханта желал распространить сознание Кришны по всему миру. Его заветное желание выполнил его великий ученик — Бхактиведанта Свами, претворив в жизнь пророчество о том, что маха-мантра будет звучать в каждом городе и деревне[2]. Любое духовное движение построено не только на количестве последователей, но и на их качестве. Поэтому, начавшись как массовое движение, в итоге движение сознания Кришны стало переходить в стадию понимания практикующими глубин философии и необходимости развития возвышенных личных качеств для воспевания святых имен.

Распространение и постижение божественного знания можно сравнить с добычей золота. Вначале берется большой объем песка и воды, а потом вымываются золотые частицы. Так же и духовное знание кристаллизуется в умах практикующих и постепенно раскрывается его ценность.

Как говорил наш учитель, Говинда Махарадж: «Бхактиведанта Свами проложил туннель между Западом и ведическим миром». И по этому туннелю началось двухстороннее движение. Западные люди поехали в Индию за мудростью, а индийские миссионеры отправились на Запад.

Увы, этот обмен не всегда был полноценным и качественным. На волне интереса к сознанию Кришны и ведическим практикам многие гуру стали заниматься коммерцией, замаскированной под духовность. Используя простосердечность слушателей, они преследовали материалистичные цели, стремясь к личному обогащению. Их учение лишь выглядело как ведическое послание, являясь смесью народного индийского религиозного суррогата с коммерческими псевдодуховными рекламными лозунгами. Так появились такие учителя, как Раджниш, Саи Баба и другие. Нет смысла в подробной критике их учений. Можно сказать лишь, что их не привлекали идеи Чайтаньи и санкиртана, достижение божественных любви и гармонии.

Вернемся к истории развития миссии последователей Шри Чайтаньи, Гаудия Матха. Несмотря на то, что Бхактиведанта Свами Прабхупада приехал на Запад в преклонном возрасте (ему было 69 лет), за оставшиеся двенадцать лет жизни ему удалось основать множество религиозных общин, издать десятки томов религиозной литературы. Бхактиведанта Свами основал всемирную проповедническую миссию Шри Чайтаньи: Международное общество сознания Кришны. Благодаря божественному провидению, он смог посеять семена духовности и приехать даже в СССР, который в то время был закрытой страной, лишенной религиозной свободы. Благодаря благословляющему прикосновению святых стоп Свами к земле нашей страны и беззаветному труду его последователей в России появилось множество приверженцев учения Господа Чайтаньи.

Бхактиведанта Свами и Шрила Шридхар Махарадж

Незадолго до ухода из этого мира Бхактиведанта Свами, отвечая на вопрос учеников, у кого стоит получать наставления после завершения его земных деяний, посоветовал принять руководство его сподвижника и духовного брата Шрилы Шридхара Махараджа. Он считал Шридхара Махараджа своим наставником и непревзойденным знатоком гаудия-вайшнавизма, учения Господа Чайтаньи. Со Шридхаром Махараджем их связывала многолетняя тесная дружба, а также совместная проповедь и служение. Прабхупада знал, что незаурядный опыт и духовная реализация Шридхара Махараджа могли помочь недавно присоединившейся к движению сознания Кришны молодежи.

Пожелания Шрилы Прабхупады были исполнены, когда некоторые его ученики, такие как Шрила Госвами Махарадж, обрели общество Шридхара Махараджа и сделали бесценные записи бесед с ним, которые позже стали основой книг и публикаций — сокровищницы наследия Шридхара Махараджа.

Самому автору посчастливилось в Нью-Йорке познакомиться с учениками Прабхупады, которые привели его к стопам Шрилы Говинды Махараджа, преемника Шридхара Махараджа, горячо любимого и благословленного также Шрилой Прабхупадой.

Таким образом, мой духовный наставник, Говинда Махарадж, получил милость двух великих вайшнавских святых: Шридхара Махараджа и Шрилы Прабхупады, а также их других духовных братьев, которые являлись учениками Сарасвати Тхакура — великого вайшнавского подвижника, посвятившего жизнь проповеди учения Чайтаньи.

Шри Гуру и его милость

Став на духовный путь в возрасте 23 лет, я стал свидетелем собственной духовной трансформации, основа которой — милость Шри Гуру. Именно так называется одна из книг Шридхара Махараджа. Автор настоятельно рекомендует прочесть ее всем искренним искателям, стремящимся к самоосознанию. Поиск духовного учителя и обретение отношений с ним — самая важная часть духовного пути.

Составитель: Сахадев Дас
Редактор: Традиш Дас

(продолжение следует)



1  На̄ма сан̇кӣртанам̇ йасйа, сарва-па̄па пран̣а̄ш́анам / пран̣а̄мо дух̣кха-ш́аманас, там̇ нама̄ми харим̇ парам — «Я в почтении склоняюсь перед Всевышним, Господом Хари, совместное воспевание имен которого уничтожает все последствия греховных действий, а почитание которого освобождает от всех мирских страданий» («Шримад-Бхагаватам», 12.13.23).

2  Пр̣тхивӣте а̄чхе йата нагара̄ди гра̄ма / сарватра прача̄ра хаибе мора на̄ма — Господь Чайтанья провозгласил: «Мое Имя будут воспевать во всех городах и селениях» («Шри Чайтанья Бхагавата», Антья-кханда, 4.126).




←  «Очерки о ведической цивилизации и вайшнавском мировоззрении. 13. Скрытая аватара Кали-юги». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж ·• Архив новостей •· «Очерки о ведической цивилизации и вайшнавском мировоззрении. 15. Субъективная эволюция сознания». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж  →

Russian

Дорогие друзья!

Мы рады представить вам новую рубрику нашего сайта — очерки Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа о ведической цивилизации и мировоззрении, а также о сущности и практике бхакти-йоги в традиции гаудия-вайшнавов.

В них будет затронуто множество тем: ведическая космология, учение об аватарах, наука о вселенских циклах, учение о человеке, ведическая литература, карма, многообразие и цель духовных практик.

Надеемся, что все искатели Красоты, Любви и Гармонии смогут почерпнуть вдохновение и свежие мысли из предлагаемых материалов.


Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

14. Золотая эра Шри Чайтаньи и Гаудия Матх

 

Прискорбное положение общества в начале Кали-юги

Пять тысяч лет назад в конце Двапара- и начале Кали-юги ведические мудрецы, предчувствуя наступление «космической зимы», наблюдали недобрые знамения. Они чувствовали, что грядет эпоха Кали, время деградации человечества. В этот период люди перенаселяют уставшую Землю, ведут войны, происходят природные катаклизмы, одни безбожные правители сменяют других. Люди пребывают в забвении высшей цели жизни. Религия деградирует и становится инструментом контроля народных масс. Все, что мы знаем об обозримой истории человечества, — наглядная иллюстрация ужасов эпохи Кали. Поэтому мудрецы пытались замедлить ее развитие и ослабить влияние. Для этого они собрались и проводили ведическое жертвоприношение, целью которого было ликвидировать причины катаклизмов и социальных потрясений. Но, несмотря на их усилия, полностью устранить негативное влияние века Кали не удалось.

Ликование мудрецов

Среди них был один выдающийся подвижник — Сута. Он был свидетелем легендарной беседы царя Парикшита и святого Шукадева. Позже эта беседа была записана Ведавьясом как «Шримад-Бхагаватам», став самой великой из Пуран. И, поскольку Сута обладал способностью запоминать услышанное с первого раза, то, во время отдыха между различными церемониями, он по желанию мудрецов пересказывал им беседы, которые легли в основу «Бхагаватам», чем доставлял огромное удовольствие их сердцам. Говорится, что плод, укушенный попугаем, становится слаще. Так и духовное знание, прошедшее через кристальный ум мудреца, обладало безгранично привлекательным вкусом и радовало всех собравшихся.

В «Шримад-Бхагаватам» была предсказана Кали-юга, и, хотя будущее человечества выглядело темным и беспросветным, в какой-то момент мудрецы возликовали. Они услышали предсказания о Чайтанье, о том, что все то, что в другие эпохи достигается многовековыми аскезами и медитацией, людям Кали-юги будет доступно просто благодаря санкиртане, воспеванию святых имен Господа и Его Энергии.

В последнем стихе «Бхагаватам» мудрец Сута призывает всех и каждого: «Займитесь санкиртаной, которая очистит вас от любого греха»[1]. Основа санкиртаны — слушание откровений реализованной души и их повторение. Поэтому так важно сначала слушать о славе Господа из уст верующих, а затем в их обществе воспевать святые имена.

Десятитысячелетняя эпоха духовного ренессанса

Предсказания Пуран («Брахма-вайварта-пурана», 4.129.49–60) гласят, что с момента прихода Чайтаньи, который явился в 1486 году, около пятисот лет назад, начнется эпоха духовного ренессанса — и будет длиться десять тысяч лет. Она внесет в черную эпоху Кали «золотое» вкрапление любви, гуманизма и даст возможность людям духовно возвыситься. Также говорится, что в санкиртане Чайтаньи примут участие наиболее удачливые и разумные личности.

Мы являемся свидетелями того, как последнее столетие в корне преобразило человечество. Начало XXI века можно назвать временем гуманистических ценностей. И, тем не менее, не стоит забывать, что мы живем в Кали-югу — эпоху раздоров и невежества. Несмотря на плюсы вкрапления «золотого века», в мире по-прежнему сильны невежество и иллюзия. Отнюдь не все склоняются к гуманизму и духовности.

И все же очевидно, что все больше людей в мире знакомится с сознанием Кришны, принесенным Чайтаньей. Множество побочных явлений, таких как йога, здоровый образ жизни, вегетарианство становятся все более популярными. Человечество стремится к прогрессу. Но не дремлют и враги: алкоголь, деструктивная музыка, наркотики и невежественная религия, целью которой является порабощение умов, а не освобождение душ.

Есть множество предсказаний в разных религиях о грядущих временах. Но, концентрируясь на катастрофах и потрясениях будущего, они раскрывают только часть истины. Взгляд Вед оптимистичен. Хотя, возможно, нас ждут новые потрясения, в результате последует усиление общей одухотворенности, а также положительное изменение парадигмы развития человечества.

Так что мы должны смотреть с надеждой в завтрашний день. Здравый смысл подсказывает, что современная цивилизация порабощает человека за счет доступности товаров и технологий. Но не стоит доверять ей. Если люди смогут объединяться по духовным интересам и создавать автономные экосистемы: фермы, экологические бизнесы, то на фоне смутных времен они смогут не только выживать, но и создавать условия для полноценного духовного развития. Примеров таких сообществ в мире все больше. Придет время, когда люди будут понимать идею развития более глубоко и будут стремиться не только к гармоничному материальному существованию, но также к поиску духовного «я» и личных отношений с Кришной.

Человека невозможно заставить верить в Бога — это часть его духовной природы, которая проявляется вместе с пробуждением души. Поэтому преданные Кришны всегда стремятся распространять санкиртану, чтобы дать всем возможность соприкоснуться со святыми именами. В определенное для каждой души время эта встреча с преданными произойдет. Вопрос, насколько мы будем готовы в этот момент принять божественный поток в наши сердца.

Сарасвати Тхакур, Гаудия Матх и Бхактиведанта Свами

В 60-е годы прошлого века Бхактиведанта Свами Прабхупада впервые познакомил Запад с санкиртаной. Он был выдающимся ученым и духовным наставником в линии Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, величайшего распространителя движения Чайтаньи в Индии, основателя миссии Гаудия Матх. Бхактисиддханта желал распространить сознание Кришны по всему миру. Его заветное желание выполнил его великий ученик — Бхактиведанта Свами, претворив в жизнь пророчество о том, что маха-мантра будет звучать в каждом городе и деревне[2]. Любое духовное движение построено не только на количестве последователей, но и на их качестве. Поэтому, начавшись как массовое движение, в итоге движение сознания Кришны стало переходить в стадию понимания практикующими глубин философии и необходимости развития возвышенных личных качеств для воспевания святых имен.

Распространение и постижение божественного знания можно сравнить с добычей золота. Вначале берется большой объем песка и воды, а потом вымываются золотые частицы. Так же и духовное знание кристаллизуется в умах практикующих и постепенно раскрывается его ценность.

Как говорил наш учитель, Говинда Махарадж: «Бхактиведанта Свами проложил туннель между Западом и ведическим миром». И по этому туннелю началось двухстороннее движение. Западные люди поехали в Индию за мудростью, а индийские миссионеры отправились на Запад.

Увы, этот обмен не всегда был полноценным и качественным. На волне интереса к сознанию Кришны и ведическим практикам многие гуру стали заниматься коммерцией, замаскированной под духовность. Используя простосердечность слушателей, они преследовали материалистичные цели, стремясь к личному обогащению. Их учение лишь выглядело как ведическое послание, являясь смесью народного индийского религиозного суррогата с коммерческими псевдодуховными рекламными лозунгами. Так появились такие учителя, как Раджниш, Саи Баба и другие. Нет смысла в подробной критике их учений. Можно сказать лишь, что их не привлекали идеи Чайтаньи и санкиртана, достижение божественных любви и гармонии.

Вернемся к истории развития миссии последователей Шри Чайтаньи, Гаудия Матха. Несмотря на то, что Бхактиведанта Свами Прабхупада приехал на Запад в преклонном возрасте (ему было 69 лет), за оставшиеся двенадцать лет жизни ему удалось основать множество религиозных общин, издать десятки томов религиозной литературы. Бхактиведанта Свами основал всемирную проповедническую миссию Шри Чайтаньи: Международное общество сознания Кришны. Благодаря божественному провидению, он смог посеять семена духовности и приехать даже в СССР, который в то время был закрытой страной, лишенной религиозной свободы. Благодаря благословляющему прикосновению святых стоп Свами к земле нашей страны и беззаветному труду его последователей в России появилось множество приверженцев учения Господа Чайтаньи.

Бхактиведанта Свами и Шрила Шридхар Махарадж

Незадолго до ухода из этого мира Бхактиведанта Свами, отвечая на вопрос учеников, у кого стоит получать наставления после завершения его земных деяний, посоветовал принять руководство его сподвижника и духовного брата Шрилы Шридхара Махараджа. Он считал Шридхара Махараджа своим наставником и непревзойденным знатоком гаудия-вайшнавизма, учения Господа Чайтаньи. Со Шридхаром Махараджем их связывала многолетняя тесная дружба, а также совместная проповедь и служение. Прабхупада знал, что незаурядный опыт и духовная реализация Шридхара Махараджа могли помочь недавно присоединившейся к движению сознания Кришны молодежи.

Пожелания Шрилы Прабхупады были исполнены, когда некоторые его ученики, такие как Шрила Госвами Махарадж, обрели общество Шридхара Махараджа и сделали бесценные записи бесед с ним, которые позже стали основой книг и публикаций — сокровищницы наследия Шридхара Махараджа.

Самому автору посчастливилось в Нью-Йорке познакомиться с учениками Прабхупады, которые привели его к стопам Шрилы Говинды Махараджа, преемника Шридхара Махараджа, горячо любимого и благословленного также Шрилой Прабхупадой.

Таким образом, мой духовный наставник, Говинда Махарадж, получил милость двух великих вайшнавских святых: Шридхара Махараджа и Шрилы Прабхупады, а также их других духовных братьев, которые являлись учениками Сарасвати Тхакура — великого вайшнавского подвижника, посвятившего жизнь проповеди учения Чайтаньи.

Шри Гуру и его милость

Став на духовный путь в возрасте 23 лет, я стал свидетелем собственной духовной трансформации, основа которой — милость Шри Гуру. Именно так называется одна из книг Шридхара Махараджа. Автор настоятельно рекомендует прочесть ее всем искренним искателям, стремящимся к самоосознанию. Поиск духовного учителя и обретение отношений с ним — самая важная часть духовного пути.

Составитель: Сахадев Дас
Редактор: Традиш Дас

(продолжение следует)



[1] На̄ма сан̇кӣртанам̇ йасйа, сарва-па̄па пран̣а̄ш́анам / пран̣а̄мо дух̣кха-ш́аманас, там̇ нама̄ми харим̇ парам — «Я в почтении склоняюсь перед Всевышним, Господом Хари, совместное воспевание имен которого уничтожает все последствия греховных действий, а почитание которого освобождает от всех мирских страданий» («Шримад-Бхагаватам», 12.13.23).

[2] Пр̣тхивӣте а̄чхе йата нагара̄ди гра̄ма / сарватра прача̄ра хаибе мора на̄ма — Господь Чайтанья провозгласил: «Мое Имя будут воспевать во всех городах и селениях» («Шри Чайтанья Бхагавата», Антья-кханда, 4.126).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования