«Золотой Вулкан божественной любви». Часть II. Шикшаштакам: наставления Шри Чайтаньи Махапрабху. Святое Имя Кришны. Книга Шрилы Б. Р. Шридхара Дев-Госвами Махараджа в новой редакции 2016 года

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Золотой Вулкан божественной любви

Часть II. Шикшаштакам: наставления Шри Чайтаньи Махапрабху

Святое Имя Кришны

 

чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇
ш́рейах̣-каирава-чандрика̄-витаран̣ам̇ видйа̄-вадху-джӣванам̇
а̄нанда̄мбудхи-вардханам̇ прати-падам̇ пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇
сарва̄тма-снапанам̇ парам̇ виджайате ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣртанам

Перевод:

«Святое Имя Кришны
очищает зеркало сердца
и гасит пламя страданий
в лесу рождения и смерти.

Как вечерний лотос расцветает
в несущих прохладу лучах луны,
так и сердце начинает расцветать
в нектаре Имени.

И душа наконец пробуждается
для своего истинного внутреннего сокровища —
жизни в любви с Кришной.

Снова и снова вкушая нектар,
душа погружается и поднимается на поверхность
во все увеличивающемся океане
упоительной радости.

Всеблагое влияние
Святого Имени Кришны
полностью насыщает, очищает
и, наконец, покоряет
все мыслимые
аспекты нашего „я“».

 

Истолкование

Шри Чайтанья Махапрабху — основоположник шри кришнa-санкиртаны. Он сказал: «Я пришел, чтобы начать воспевание Святого Имени Кришны, и это Имя достигнет каждого закутка вселенной (пр̣тхивӣте а̄чхе йата нагара̄ди гра̄ма сарватра прача̄ра хаибе мора на̄ма)[1]».

Что значит санкиртанa? Самьяк означает «полный», а киртана — «воспевание». Вместе два этих слова образуют слово «санкиртана», которое обычно означает «совместное воспевание Святого Имени Кришны». Но самьяк значит полный не только количественно, но и качественно. Количественная полнота подразумевает большое число участников — совместность. Качественная же полнота означает совершенное прославление. Совершенное прославление может подразумевать только прославление Кришны, и никаких иных богов.

Итак, санкиртана означает полную киртану, песнь во славу полного Целого, Абсолютной Истины. Все прочее — лишь частичное проявление и потому до определенной степени неполноценно. Поэтому надо восхвалять Кришну. Следует воспевать Его славу, ибо Он есть все. Он владыка, раздающий как хорошее, так и плохое, абсолютный Повелитель всего. Все существует благодаря Ему. Только в Нем можно обрести осуществление всей жизни. Чтобы управлять лошадью, на нее надевают поводья, но если их отпустить, она свободно поскачет вперед. Точно так же прославление, которому не препятствуют никакие мирские цели, устремится прямо к Высшей Причине, Кришне.

Слово «шри» означает Лакшми Дeви — энергию Кришны. Это значит, что в санкиртане поклоняются Кришне вместе с Его энергией, ибо энергия Кришны неотделима от Него Самого.

Шри Чайтанья Махапрабху говорит, что шри кришна-санкиртана должна процветать по всему миру; ничто не должно мешать ее победоносному шествию (парам̇ виджайате ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣртанам). Она должна быть спонтанным, неудержимым, естественным потоком. Она должна быть исключительной, независимой и безоговорочной. Прославлять Кришну следует совместным воспеванием: эти звуки несут благодать всему миру. Только благодаря самоотречению и чистой преданности можем обрести мы вкус к шри кришна-санкиртане.

Очищение зеркала ума

Каковы различные стадии, через которые мы будем проходить при воспевании Святого Имени Кришны? На первой стадии Имя очищает зеркало ума. Если зеркало ментальной системы покрыто пылью, мы не можем ясно видеть вещи, и в нем не смогут должным образом отобразиться советы писаний. Какими же различными видами пыли покрыто зеркало ума? Пылью считаются наши бесчисленные мимолетные и устойчивые желания. Наши сердца и умы покрыты многочисленными слоями подобной пыли. Поэтому мы не способны верно видеть положение вещей: они не могут правильно отразиться в нашем уме, поскольку он покрыт бесконечными заурядными желаниями этого материального мира (бхукти-мукти-сиддхи-ка̄мӣ — сакали ‘аш́а̄нта’)[2].

Итак, первое воздействие шри кришна-санкиртаны — очищение ума. С этой же целью была создана ведическая общественная система (вaрнaшрамa-дхармa). Если мы в совершенстве исполняем свой социальный долг, без привязанности к результатам своих действий, то наше сознание очищается, но нама-санкиртана с самого начала дает нам конечный результат следования варнашрама-дхарме — очищение сердца и ума. Тогда мы сможем правильно понять советы Вед.

Следующий результат воспевания Святого Имени состоит в том, что Оно гасит пожар материального бытия в лесу повторяющихся рождений и смертей. Мы вынуждены рождаться на свет и снова умирать. Волна мирского бытия подхватывает душу, и душа на разных этапах поддается ее колебаниям. Второй результат воспевания Святого Имени Кришны кладет этому конец, и мы освобождаемся.

С первого шага очищается разум. Со второго шага Святое Имя освобождает из пламени великого пожара тройственных страданий. Тройственные страдания таковы: адхьятмика — страдания тела и ума, такие как болезни и психические расстройства; адхибхаутика — страдания, причиняемые окружающими: людьми, животными, насекомыми и множеством других живых существ; и адхидайвика — природные катаклизмы, такие как голод, наводнения и землетрясения. Нам приходится страдать от этих трех видов бедствий, которые подобно огню пылают в нашем сердце. Но второй шаг нама-санкиртаны, дарующей нам утешение, навсегда гасит этот огонь.

Высшая цель жизни

Следующая ступень — это ш́рейах̣-каирава-чандрика̄-витаран̣ам̇: Святое Имя дарует нам высшую цель жизни. После того как положен конец двум вышеупомянутым негативным явлениям, начинается наша позитивная деятельность, и она в конце концов приводит нас к реальности, к истине, которая вечна, благоприятна и прекрасна. Она приведет нас к той благодати, что пребывает выше этого мира затруднений. Благодаря воспеванию Святого Имени Кришны мы достигнем высшей цели, высшей благодати, величайшего блага. Если мы тщательно исследуем это, то найдем, что на этой ступени Святое Имя приводит нас к близким личностным взаимоотношениям с Кришной, которые включают в себя нейтральные отношения, услужение, дружбу и родительскую любовь (шанта-, дасья-, сакхья- и ватсалья-расы). Ш́рейах̣ относится к милости Нитьянанды Прабху, ибо именно по Его милости нам могут позволить поклоняться Радхе и Кришне во Вриндаване (нита̄ийeр корун̣а̄ хабe, браджe ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣a па̄бe)[3].

Следующая ступень — видйа̄-вaдхӯ-джӣвaнaм. Святое Имя подготавливает нас к полному преданию себя Кришне, которое можно обнаружить в супружеской любви (мадхура-расе), когда преданные безраздельно отдают себя на волю Кришны.

Следующая ступень — а̄нaнда̄мбудхи-вaрдханaм̇. Когда мы, воспевая Святое Имя Кришны, достигаем должного уровня, мы обнаруживаем трансцендентный океан, простирающийся за пределами опыта всех видов. Имя нисходит, чтобы, согласно степени нашего самопредания, заявить на нас Свои права, и если мы предаемся Ему полностью, то ощущаем упоительную радость, неизведанную нами прежде, — мы оказываемся в бесконечном океане радости, не неподвижном, но вечно пребывающем в движении. Там мы находим новую жизнь и невиданное прежде блаженство. Оно никогда не теряет новизны, не замирает, но каждое мгновение одаривает нас вкусом бесконечного океана экстаза.

Совершенное очищение «я»

Последний результат [воспевания Святого Имени Кришны] состоит в том, что все наше существо очищается. Такого рода наслаждение не оскверняет — оно очищает. Наслаждение означает эксплуатацию. Мирское наслаждение порождает противодействие, и наслаждающегося поражает осквернение; но в данном случае, поскольку инициатива исходит от Кришны, результатом будет очищение. Всякое наслаждение, чей источник — Центр, властное желание Кришны, полностью очищает нас.

Слова «сарва̄тмa-снaпанaм̇» в этом стихе означают, что благодаря воспеванию Святого Имени Кришны все разнообразные, все мыслимые аспекты нашего «я» сразу же обретают полное удовлетворение и очищение. Также у слов «сарва̄тмa-снaпанaм̇» есть и другое значение. Мы, согласно нашим качествам, очистимся, если будем восхвалять Кришну совместно. Очистятся и певец, и его слушатели, а равно любой, кто обретет связь с трансцендентным звуком. Снaпанaм̇ значит «очищение». Эта звуковая вибрация очищает всех и все, кто и что соприкоснется с ней.

Поэтому Махапрабху говорит: «Совершайте санкиртану, совместное воспевание Святого Имени Кришны». Разумеется, санкиртана должна быть подлинной, поэтому необходимо общение со святыми. Санкиртана — не эмпирическое усилие. Мы пытаемся обрести связь с высшим, необусловленным царством, которое способно низойти, чтобы помочь нам. Мы должны обрести эту связь с высшей реальностью, ибо это дело первостепенной важности. Святое Имя Кришны — не простой материальный звук, Оно имеет не только внешний, но и более великий, возвышенный аспект (на̄ма̄кш̣ара бахира̄йа бат̣е, табу на̄ма кабху найа)[4]. Оно полностью духовно. Мы пребываем в пограничном измерении бытия, поэтому, чтобы из этой высшей сферы низошла духовная волна и явилась нам, распространила свое влияние вовне, необходима определенная связь с Высшим.

Где бы ни совершалась санкиртана Святого Имени Кришны, она приведет к семи вышеупомянутым результатам. Таков смысл первого стиха Махапрабху. Первое следствие заключается в том, что Святое Имя очищает душу, которую в материальном мире разъедает скверна желаний. Второй результат состоит в том, что Оно дарует мукти, освобождение, совершенную независимость от материальных сил. Третий результат приносит подлинную удачу — раскрытие сокровища души. Святое Имя Кришны постепенно раскрывает внутренние богатства души, к которым Шри Чайтанья Махапрабху относит другие виды взаимоотношений с личностным Абсолютом. Описывая следующую ступень, Он погружается в настроение супружеской преданности, когда душа полностью посвящает себя услаждению Кришны, безоговорочно отдавая все, чтобы доставить Ему как можно больше радости.

«Мне нужны миллионы уст»

Следующий результат — это вкушение упоительного общения с Ним. Во Вриндаване — царстве Кришны — тот, кто может должным образом воспевать Имя Кришны, будет выражать себя в особом состоянии духа:

тун̣д̣е та̄н̣д̣авинӣ ратим̇ витануте тун̣д̣а̄валӣ-лабдхайе,
карн̣а-крод̣а-кад̣амбинӣ гхат̣айате карн̣а̄рбудебхйах̣ спр̣ха̄м
четах̣-пра̄н̇ган̣а-сан̇гин̣ӣ виджайате сарвендрийа̄н̣а̄м̇ кр̣тим̇,
но джа̄не джанита̄ кийадбхир амр̣таих̣ кр̣ш̣н̣ети варн̣а-двайӣ[5]

«Когда Святое Имя Кришны появляется на устах преданного, Оно пускается в неистовый пляс. Затем Имя вступает во владение и проявляет власть над преданным, и тот будто утрачивает контроль над своими губами. Он говорит: „Много ли упоения от Святого Имени могу я обрести с одними устами? Чтобы вкушать Его бесконечную сладость, мне нужны миллионы уст. Воспевая лишь одними устами, я никогда не почувствую удовлетворения“».

Когда звук «Кришна» касается слуха преданного, тот чувствует, что в его сердце пробуждается трансцендентный звук. «Что мне два уха? — думает он. — Это величайшая несправедливость творца — мне нужны миллионы ушей! Тогда, если бы я смог услышать сладостное Имя Кришны, мое сердце было бы хоть немного удовлетворено. Чтобы слушать сладостное Имя Кришны, мне нужны миллионы и миллионы ушей». Таково душевное состояние преданного, когда его внимание приковано к Святому Имени. Затем он теряет сознание; он теряет себя, растворяясь в океане экстаза и радости. И в великом разочаровании он восклицает: «Я не смог постичь, сколько и какого качества субстанции содержит в Себе Имя Кришны. Я обескуражен. Что за медовая сладость заключена в этом Имени?» Так изумляется воспевающий Имя.

Таинственная песнь флейты Кришны

Так учил нас Шри Чайтанья Махапрабху, Который сказал: «Должным образом воспевайте Святое Имя, абсолютную сладость, выраженную в звуке». Эта сладость присутствует и в песне флейты Господа. Звук флейты Кришны обладает великой непостижимой силой пленять и радовать всех и вся. Слыша звук флейты Кришны, Ямуна останавливает свое течение. Сладостный звук флейты Кришны привлекает деревья, птиц и зверей. Все повергается в изумление при соприкосновении со сладостным звучанием флейты Кришны.

Звуковая вибрация способна творить чудеса — звук может пленять сильнее, чем что-либо иное. Звук способен создать или разрушить. Он может все — таков его внутренний потенциал. Он нисходит из самого тонкого измерения, которое выше эфира. Этот универсальный звук есть абсолютная сладость и благость. Сколько в нем силы! Как он способен пленить нас! Течение этого сладостного звука может играть нами, как травинкой — так, что мы даже можем утратить свою идентичность, забыть самих себя. Мы можем потеряться в нем, но мы не умрем, — душа вечна. Течение этого сладостного звука будет играть нами, то увлекая вглубь, то выталкивая на поверхность. Мы ничтожнее соломинки, былинки, а звук Имени Кришны настолько велик и сладостен, что может играть нами, как пожелает. Мы не можем приблизиться к постижению, сколько силы в этом Имени — звуке, тождественном абсолютным благу и сладости.

Шри Чайтанья Махапрабху говорит: «Не пренебрегайте этим звуком — Он одно и то же, что Кришна». В Святом Имени присутствует все — абсолютные сладость и благо. И Святое Имя для нас очень доступно: чтобы приобрести Его, не нужно ни денег, ни физической силы. Во всем этом нет необходимости. Что же требуется? Искренность.

Тот, кто просто искренне примет этот божественный звук, обогатится настолько, что никому не под силу будет помыслить столь великое благо и развитие. Любой может приобрести Имя «очень дешево», но он должен воспевать искренне, от всего сердца. Естественно, сердечная искренность предполагает, что мы обратимся к истинному представителю, святому, и получим Святое Имя от него.

Шри Чайтанья Махапрабху, основатель движения санкиртаны, объединяющий в Себе Радху и Гoвинду, прославляет шри кришна-санкиртану. Его совет в высшей степени ценен и необходим, Он говорит, что мы должны в духе искренности присоединиться к этой шри кришна-санкиртане, трансцендентному звуку, обладающему самыми сильными очищающими свойствами, который ведет к освобождению, дарует полноту совершенства и нечто настолько благоприятное, что мы теряем себя в океане восторга и невообразимой сладости.

Такова милость Шри Чайтаньи Махапрабху, и Он провозглашает: «Пусть шри кришна-санкиртана распространится по всему этому бренному миру. Тогда она сможет принести каждому безмерное благо, ибо она — наивысшее и величайшее благо для целого мира. Она всеобъемлюща. Она освобождает нас от всех видов несчастий и утверждает в высочайшем из достижимых положении».

В нынешнюю эпоху упадка, эпоху Кали, лишь нaмa-санкиртанa способна помочь нам. Разумеется, нaмa-санкиртанa благотворна во все эпохи, но ее особенно рекомендуют в Кали-югу, поскольку в эту эпоху все иные усилия встречают сильное противодействие. Нaмa-санкиртане же не препятствуют никакие затруднения, никакие вихри материального мира, поэтому каждый должен принять ее. Если мы посвятим себя исключительно ей, то обретем наивысшее совершенство жизни. Нет необходимости ни в каких других начинаниях, ибо все они ущербны и неполноценны. Но нaмa-санкиртанa — самый универсальный, чарующий и благотворный процесс, который ведет нас к высочайшей цели. Только она может удовлетворить каждого.

Таким образом все души, которые ныне разлучены с Кришной, обретут поддержку. Нет необходимости предпринимать что-либо еще. Шри Чайтанья Махапрабху говорит нам: «Посвяти себя исключительно этому. Это всеобъемлюще и совершенно. Ты можешь обрести это с наименьшими трудностями и наименьшей затратой сил. Пусть же в эту Кали-югу процветает санкиртана — пусть она процветает на благо всей вселенной, чтобы вернуть все души к их естественному положению».

Последний стих «Шримад-Бхагаватам» следующим образом подводит итог всей книги:

на̄ма-сан̇кӣртанам̇ йасйа
сарва-па̄па-пран̣а̄ш́анам
пран̣а̄мо дух̣кха-ш́аманас
там̇ нама̄ми харим̇ парам[6]

Па̄па означает все ненормальное, все нежелательное: грех. Плотские наслаждения и освобождение также относятся к ненормальностям, греховным действиям. Почему освобождение считается грехом? Потому что это ненормальное состояние; наша естественная деятельность — служить Кришне, но в освобожденном состоянии мы не делаем этого. Только лишь освобождение не подразумевает служение Кришне, поэтому оно противоестественно и, стало быть, тоже грех. Держаться в стороне и пренебрегать своим естественным долгом не может не быть греховным.

Духовный дар Вьясы

Заключительный стих «Шримад-Бхагаватам» гласит: «Святое Имя Кришны может освободить нас от всей нежелательной греховности, всех порочных качеств и от всех несчастий. Давайте же все склонимся перед Ним». Произнеся этот стих, «Шримад-Бхагаватам» завершается; великое сокровище умолкает. Последнее слово в «Бхагавaтам» — нaмa-санкиртанa. Такую огромную важность придал воспеванию Святого Имени «Бхагавaтам», и Шри Чайтанья Махапрабху вывел сие оттуда. Последнее произведение составителя ведической литературы, Шрилы Вьясадевы, возвело теизм на эту ступень и даровало его людям со словами: «Воспевайте Имя Кришны! Делайте это; больше ничего не нужно! Примите это!» Таков окончательный вывод «Шримад-Бхагаватам» — величайшего духовного дара Вьясадевы: «Воспевайте Святое Имя Кришны и в эту темную эпоху начните жизнь с самой широкой и всеобъемлющей теистической концепции».

Нектар самого нектара

Мы можем считать себя удачливыми, так как подошли к границе этой самой благородной и благотворной мысли, мы подошли так близко, что можем соприкоснуться с ней, принять ее и, согласно нашим способностям, отправиться вплавь по ее волнам. Перебрав столь многие концепции и разнообразные заманчивые перспективы, мы оставили их позади и пришли на берег океана нама-санкиртаны. Теперь, благодаря милосердию нашего Гуру и милости вайшнавов, мы можем кинуться в этот океан и начать плавание по волнам нама-санкиртаны, нектарного нектара.

Это их собственность, а мы их рабы. Мы осмеливаемся броситься в океан нама-санкиртаны и плавать в этом нектарном океане! Погружение в нама-санкиртану высочайшей формы позволяет окунуться даже в Радха-кунду — наивысшую концепцию духовных достижений. Этот стих представляет положительную сторону безграничного океана шри кришна-санкиртаны. Следующий стих объясняет его отрицательные возможности.

Шрила Бхактивинод Тхакур дал санскритский комментарий к «Шикшаштаке», он же перевел ее на бенгали, и его изложение — самое подлинное. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада тоже дал комментарий к «Шикшаштаке». Чтобы более полно понять эти предметы, надо тщательно изучить их труды. Как бы то ни было, в этих беседах я просто делюсь тем, что у меня на сердце. Я выражаю то, что приходит мне на ум в связи с этими строками. Все это результат тех знаний, что я получил от Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, Бхактивинода Тхакура, Рупы Гoсвaми, Санaтаны Гoсвaми, Шри Чайтаньи Махапрабху и всех предшествовавших ачарьев. По их милости это оказалось в моей сокровищнице, и я пытаюсь донести до вас суть их наставлений.

Кришна-концепция завоевывает все

Благодаря тому, что мы встаем на путь преданности, начинается полное преображение всего нашего внутреннего существа, и внешний мир постепенно теряет для нас всякую привлекательность. Внутри идет война. Когда Кришна-концепция вступает в сердце преданного, всем прочим мыслям и идеям постепенно приходится устраниться. Это объясняется в «Шримад-Бхагаватам» (2.8.5):

правиш̣т̣ах̣ карн̣а-рандхрен̣а,
сва̄на̄м̇ бха̄ва-сарорухам
дхуноти ш́амалам̇ кр̣ш̣н̣ах̣,
салиласйа йатха̄ ш́арат[7]

Когда наступает осень, вода очищается от грязи. Точно так же, когда в сердце человека входит Кришна-концепция, всем прочим идеям и устремлениям постепенно приходится отступить, оставив все во владение Кришне. Когда в сердце проникнет капля истинного сознания Кришны, всем враждебным силам придется уйти, и Кришна завоюет все и утвердит надо всем Свою власть.

Такова природа сознания Кришны: ничто не может выдержать соперничества с ним — ни так называемая преданность богам, ни вера в такие вероисповедания, как христианство, ислам и другие. Всем иным концепциям теизма придется отступить, освободив место Кришна-концепции. Никаким агрессорам не устоять в битве с сознанием Кришны — абсолютной, сладостной красотой.

Красота, сладость и очарование способны покорить и победить силу. На самом деле мы стремимся к красоте, сладости, милости, нежности, божественной любви (преме). Саморастворение — в великодушной отдаче другим собственной энергии — в конечном итоге покоряет любого. Отдавать благороднее, чем брать. Божественная любовь означает умереть, чтобы жить — жить не ради себя, но ради других. Самый благородный образ жизни — крайнее самозабвение — обретается в сознании Кришны.

Сознание Кришны настолько прекрасно, что тот, кто его развивает, теряет самоидентификацию, а также свое существование. Он совершенно забывает о себе. Настолько оно пленительно! Кто выстоит в поединке с Кришной? Каждый, кто отправляется с Ним сражаться, безоружен. Если Кришна тем или иным образом войдет в сердце, то последствие может быть лишь одно — Он завладеет всем. Настолько благожелателен, великодушен и сладостен Кришна — Прекрасная Реальность.

(продолжение следует)

 


[1] Господь Чайтанья сказал: «Мое Имя будут воспевать во всех городах и селениях» («Шри Чайтанья Бхагавата», Антья-кханда, 4.126).

[2] Стих полностью: кр̣ш̣н̣а-бхакта — ниш̣ка̄ма, атаэва ‘ш́а̄нта’ / бхукти-мукти-сиддхи-ка̄мӣ — сакали ‘аш́а̄нта’ — «Поскольку преданный Кришны свободен от всех желаний, он умиротворен. В отличие от него, карми одержимы желанием плотских удовольствий, гьяни стремятся к освобождению, а йоги — к материальным достижениям. Все они обуреваемы мирскими желаниями и потому не способны обрести умиротворение» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.149).

[3] Ахан̇ка̄ре матта хаийа̄, нита̄и-пада па̄сарийа̄, асатйере сатйа кори ма̄ни / нита̄ийер корун̣а̄ хабе, брадже ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а па̄бе, дхаро нита̄ийера чаран̣ ду’кха̄ни — «Обезумев от гордости и позабыв о лотосоподобных стопах Нитьянанды Прабху, я принимаю ложь за истину. Но если Нитьянанда Прабху одарит тебя Своей милостью, ты встретишь Радху и Кришну во Врадже. Обними же лотосоподобные стопы Нитьянанды!» (Шрила Нароттам Дас Тхакур. «Манах-шикша», 3).

[4] Аса̄дху-сан̇ге бха̄ӣ, кр̣ш̣н̣а-на̄ма на̄хи хайа / на̄ма̄кш̣ара бахира̄йа бат̣е, табу на̄ма кабху найа (Шрила Джагадананда Пандит. «Према-виварта», 7).

[5] «Когда Святое Имя Кришны нисходит и захватывает язык и губы, Оно полностью контролирует их. Оно захватывает настолько сильно, что это вовлекает язык и губы в воспевание Святого Имени так, словно они сошли с ума. Сила Имени нисходит в них, и преданный чувствует, что одного языка и одного рта недостаточно — нужны тысячи ртов, чтобы вкусить сладость Святого Имени. Затем Святое Имя пленяет слух с такой силой и энергией, что уши полностью захвачены Им, и преданный думает, что лишь двух ушей недостаточно — он желает иметь миллионы ушей, чтобы воспринять сладостный поток, проникающий в уши. Нектар Святого Имени обильным потоком проникает через его уши и постепенно достигает самого сердца. Я не смогу выразить то, сколь много нектара в Святом Имени Кришны. Эти два слога содержат в себе столько сладости, и не просто сладости, а сладости высочайшего качества. Эта сладость столь настойчива, что заполняет собой все» (перевод Шрилы Б. Р. Шридхара Дев-Госвами Махараджа). Это стих из «Видагдха-Мадхавы» (1.15) Шрилы Рупы Госвами, который приводится также в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Антья-лила, 1.99).

[6] «Я всецело склоняюсь перед Верховной Личностью Господа, Шри Хари, совместное воспевание имен Которого уничтожает все грехи, а почитание Которого рассеивает все несчастья» («Шримад-Бхагаватам», 12.13.23).

[7] «Звуковое воплощение Господа Шри Кришны, Верховной Души [„Шримад-Бхагаватам“], входит в сердце осознавшего себя преданного, и, располагаясь на лотосе его любви, очищает сердце от пыли, накопившейся в нем от соприкосновения с материей — вожделения, гнева и желаний. Оно подобно осенним дождям, делающим мутную воду в водоемах прозрачной» («Шримад-Бхагаватам», 2.8.5).

 

← «Особенности дня Экадаши». Шрипад Б. С. Хришикеш Махарадж. 16 июля 2016 года. Сухум, Абхазия ·• Архив новостей •· Бхакти-йога в Риге. 7 августа 2016 года →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования