«Бог — это Личность. Дары преданности Кришне». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 11 января 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия



Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж 

Бог — это Личность.
Дары преданности Кришне

(11 января 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия)

 

Бог не имперсонален

Гостья: У меня есть один вопрос.

Шрила Шридхар Махарадж: Да, в чем он заключается?

Преданная: У меня проблемы с идеей о личных взаимоотношениях с Богом, наделенным формой. Я понимаю, что для того, чтобы отношения были более живыми, полезно иметь представление о Нем как о Личности, наделенной образом, но…

Преданный (поясняет вопрос): Для нее более привлекательна или удобна имперсональная концепция Бога. Ей трудно принять Бога как Личность, наделенную формой.

Шрила Шридхар Махарадж: Имперсональный Бог, вы говорите?

Гостья: Я хочу знать, как можно обрести взаимоотношения с Богом, Который наделен формой.

#00:01:11#

Шрила Шридхар Махарадж: Как это возможно? Вопрос в том, как это возможно, что Безграничное может обладать ограниченной формой? Да? Таков вопрос? Форма означает нечто ограниченное, а Бог безграничен. Как Безграничное может принять форму ограниченного? В этом ваша проблема?

Гостья: Да, да.

#00:01:44#

Шрила Шридхар Махарадж: Когда вы говорите «Бог»… Какова ваша концепция имперсонального Бога?

Гостья: Для меня Бог — это…

Шрила Шридхар Махарадж: Что подразумевается под имперсональным Богом? Имперсональный подразумевает отсутствие качеств.

Гостья: Ну, мне кажется, вся полнота качеств и некое чувство в сердце — это Бог, но видеть Его наделенным формой для меня очень тяжело.

#00:02:14#

Шрила Шридхар Махарадж: Если вы способны видеть, посредством чего же вы видите? Если у нас есть некий опыт зрения, тогда рассматриваемая реалия должна обладать формой, а иначе как я могу ее видеть?

#00:02:35#

Была одна история. Сто лет тому назад, когда британцы правили Индией, в одном городе был епархиальный центр, где жил архиепископ. Этот епископ толковал Библию. К нему пришел один мальчик, и епископ спросил у мальчика:

— Что ты хочешь узнать?

— Вы читали в Библии, — сказал мальчик, — о том, что Аврааму Бог явился во сне. Но как он мог видеть Бога во сне? В каком образе? В какой форме Бог предстал Аврааму?

Епископ подумал и сказал:

— Я должен поразмыслить. На следующем собрании я дам ответ.

Конечно, на вопрос, который задал мальчик, нелегко было дать ответ. В Библии говорится, что иногда пророки видели Бога во сне.

Любая реалия обладает формой

#00:04:01#

Мы должны понять, что есть форма. Речь не идет только лишь об этой [физической] форме. Любая реалия обладает формой. У атома также есть форма. Атомы, молекулы — все они обладают формой. Если проанализировать, многочисленные частицы, образующие бытие, ограничены. Но ограничение может быть разным. Звук может обладать формой. Различные типы звука обладают формами. Форма Бога, о которой идет речь, не может быть постигнута нашими бренными чувствами. Такова идея вайшнавской философии. Того, чего нет в Первопричине, не может быть в следствии. Если в следствии (то есть в этом мире) есть форма, тогда форма должна присутствовать и в Первопричине, в Первоисточнике. Эту форму можно видеть, но не этими плотскими очами. Это трансцендентная форма. Господь наделен трансцендентным звуком. Все Его качества также трансцендентны.

#00:05:44#

Говорится: «У Него нет ног, но Он ходит. У Него нет глаз, но Он видит». Речь не идет об этих бренных глазах, глазах из плоти. Но это глаза знания, более того, глаза знания и любви. Субстанция, о которой идет речь, не имеет ничего общего с этой плотской субстанцией. Во сне мы также можем видеть, мы можем слышать во сне, но это не соответствует в точности мирскому опыту, хотя опыт во сне и заимствован из мирского опыта в бодрствующем состоянии. Вы понимаете? Этот опыт [переживаемый во сне] заимствован из опыта бодрствующего состояния, но это не в точности то же самое. Тем не менее, без помощи этих глаз мы можем видеть во сне, мы можем слышать во сне, мы можем ходить во сне, но это в действительности не соответствует ходьбе или зрению, или слуху в физической реальности. Это нечто тонкое.

#00:07:01#

Также в измерении души можно видеть и чувствовать, все возможно. И это нечто более реальное, чем наш опыт этого мира здесь. Поскольку душа исполнена знания, концепция души очень чиста. Здесь эта концепция очень туманна, смутна, но там [в мире духа] она очень чиста и ясна. Если мы сравним наш опыт сна с опытом бодрствования, продолжая эту линию мысли, мы сможем почувствовать, что для чистой души зрение, слух, все проявления чувств доступны, — но! — это возможно в ином измерении. Это не является чем-то воображаемым. Это нечто более реальное, чем наш опыт этого так называемого конкретного мира. Скорее опыт конкретного мира смутен и туманен, размыт. Однако измерение души — это чистый, ясный, более реальный, существенный и конкретный опыт. Это естественно.

#00:08:35#

Имперсональное означает недифференцированное. Это нечто невозможное. Если Бог имперсонален, тогда мы не можем иметь какую бы то ни было связь с Ним, поскольку Он лишен качеств, имеперсонален. Это материальная субстанция объективна. Нет личности — нет субъекта. Это невозможно.

#00:09:23#

Имперсональный — это пограничная, маргинальная, абстрактная концепция Божественного. Бог как Начало, лишенное качеств, недоступное для понимания. Как мы можем полагать, будто что бы то ни было имперсонально?! Имперсональное — то, что лишено качеств, или некая субстанция, подобная «ископаемому». Нет личности, но объект присутствует. Но это «нечто» также является объектом нашего субъективного опыта.

Связь с Богом возможна
только благодаря преданности

#00:10:05#

Школа персоналистов утверждает: Высшая Реальность личностна. Она не может быть познана любыми нашими средствами, с помощью наших мыслительных способностей. Она непознаваема. Мы не можем сказать что бы то ни было о Боге и не можем обрести связь с Ним. Имперсональное начало — это нечто подобное сну без сновидений. В состоянии глубокого сна у нас нет какого бы то ни было опыта. Имперсонализм сводится к таким положениям. Но это всего лишь маргинальное, пограничное положение, не позитивное явление. Мы должны пытаться осознать следующее: ограниченное начало (существо) не способно познать Безграничное, однако если Безграничное желает открыть Себя, дать познать Себя ограниченному существу, тогда познание возможно.

#00:11:18#

Господь пребывает за пределами действия наших чувств, наших мыслительных способностей. Наша мысль не способна подняться столь высоко, на столь тонкий уровень бытия. Однако это самое тонкое явление в бытии может снизойти в область нашего опыта. Связь возможна только благодаря преданности (бхакти), жертвенности, самоотдаче [с нашей стороны]. Благодаря этому мы можем привлечь Господа снизойти на наш уровень. Его нисшествие в наше измерение возможно. Мы не можем самостоятельно узреть Его царство, Его сферу бытия, но Он милостиво может низойти. Он может прийти для того, чтобы удовлетворить все наши потребности. И только благодаря жертвенности, преданности мы можем достичь такого состояния, когда Он может прийти и принять нас так, как Он того пожелает.

#00:12:41#

Тогда мы обретем всю полноту своей жизни. Он может низойти, но мы не можем подняться к Нему. Это произойдет только благодаря даинье, смирению, покорности с нашей стороны. «Я падший, я никто». С таким чувством и настроением мы можем призвать Его. С искренним влечением, любовью к Нему мы можем пригласить Его низойти на наш уровень. «Я беспомощен, поэтому заслуживаю Твоих благословений, Твоей милости. Я столь падший». Таким образом, усиливая свою «негативную» сторону, мы можем привлечь позитивное Начало. И когда Позитивное нисходит, чтобы принять нас, мы можем обрести Его. Такова линия мысли, которой мы следуем.

#00:13:46#

Малое может привлечь Великое лишь благодаря проявлению своей «негативной» природы, «негативному» положению. Тогда то, что занимает возвышенное положение, может низойти к тому, что занимает низшее положение, чтобы благословить его, одарить милостью. Наша позиция такова. Он — верховное Существо, Господь, Владыка. Только благодаря такому отношению мы можем обрести Его: Он может быть привлечен к нам силой Своей естественной доброты и милосердия. Мы можем быть приняты в качестве Его слуг, Его рабов. Он достаточно добр, чтобы принять нас. Раб может приблизиться к Господину, если он искренен. Связь возможна со столь возвышенным верховным Существом благодаря подобному отношению.

Все пребывает в сознании Бога

#00:15:00#

Бог обладает всеми качествами. Он может иметь дело со всем в созданном Им мире. Он способен вступать в очень близкие отношения с созданными реалиями. Он может делать это. Он ничем не пренебрегает. Только в том случае, если некто не стремится к Нему, тогда Он не заботится об этом, не интересуется им. Но если же мы искренне желаем Его, жаждем Его, Он может низойти, поскольку все принадлежит Ему. У Него доброе, милосердное сердце.

#00:15:50#

Ничто не имперсонально в этом мире. Если мы проанализируем, то увидим, что везде существует дифференциация, разнообразие. Имперсональное только в том смысле, что нераспознаваемое, неизвестное, непостижимое. Но это невозможно. Все пребывает в сознании Бога. Не может быть чего-то, чего не знает Бог. Богу известно все. Эта вышеописанная идея внутренне противоречива. Благодаря Господу все реалии в бытии так или иначе проявлены. Будущее (перспектива), прошлое какой-либо реалии; прошлое, настоящее и будущее — ничто не пребывает за пределами Его знания. Даже каждый атом ископаемого находится в зоне Его внимания. Ничто не находится вне Его.

#00:17:27#

Одна женщина из Европы была здесь и давала лекцию. Она сказала: «Перспектива жить с Богом семейной жизнью — вот что больше всего привлекло меня прийти в сознание Кришны. Перспектива того, что я могу быть членом семьи Бога. Могу ли я желать чего-то большего, стремиться к чему-то большему? Я была привлечена этой идеей и пошла на риск, присоединившись к этой миссии. Подобная перспектива возможна. Я буду счастлива служить Богу в качестве родного члена Его семьи».

Малое начало может пленить Великое
не силой, но любовью

#00:18:21#

Нет ничего невозможного. Малое начало может пленить Великое не силой, но любовью. То, что невозможно достичь с помощью могущества, силы, может быть достигнуто посредством нежности, любви, служения и смирения. Смирения особенно. Если мы желаем общаться с высшим Началом, мы должны быть смиренными. Наш подход должен быть таким, чтобы привлечь Его. Это называется преданностью, шаранагати, самопреданием. Начало всего и вся — самопредание, преданность, беспричинное вручение себя. Вручение себя безо всякой молитвы. Безусловная преданность, безусловное самопредание. Безусловное самопредание способно тронуть сердце величайшей Силы, Могущественного. Самое тонкое начало — самопредание. Насколько оно безусловно, настолько способно тронуть или пленить Целое. Это величайшее явление называется преданностью, любовью, жертвенностью. Это подход, обращение [к Позитивному] с «негативной» стороны.

#00:20:09#

Это нечто изумительное. Это путь, приводящий в изумление. Бхакти, подлинная преданность, приводит к удивительным, изумительным последствиям. Безусловное самопредание — величайшая сила, когда-либо известная миру. Величайший [Господь] может быть покорен, побежден [преданностью].

Вы слышали о японском искусстве борьбы джиу-джитсу? Все слышали?

Преданные: Да, да.

#00:20:51#

Шрила Шридхар Махарадж: Так вот, в джиу-джитсу, когда на тебя нападают, ты защищаешься, не нападая, но уступая. Нападение с «негативной» стороны. Негативное способно атаковать Позитивное через безусловное предание, вручение себя. Это величайшая сила, которая когда-либо была открыта, изобретена. Такого рода преданность трогает, пленяет сердце. Если мы обращаемся к высочайшему Могуществу с помощью любых других средств, нам конец, мы оказываемся нигде. Мы ограничены, малы. То, что было описано выше, — единственный способ, которым можно достичь Господа. Безусловное самопредание. Тогда Он, словно безумный, устремится к вам навстречу.

#00:21:58#

клеш́а-гхнӣ ш́убхада̄ мокш̣а-лагхута̄-кр̣т судурлабха̄
са̄ндра̄нанда-виш́еш̣а̄тма̄ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-карш̣ин̣ӣ ча са̄
[1]

В «Бхакти-расамрита-синдху» Шри Рупы Госвами приводится эта шлока. Что такое преданность? Что такое бхакти? Первейшее проявление ее влияния: вся боль и страдания уходят. Ш́убхада̄. Все благоприятное, очень благоприятное приходит. Негативное устраняется, а позитивное обретается. И тогда мы считаем, что даже освобождение — это нечто незначительное, несущественное для нас на фоне этого явления. И судурлабха̄: это редко достижимое явление. Даже освобожденные души испытывают жажду, стремление к этому явлению — к преданности, к такого рода экстазу, радости и счастью.

Бхакти высочайшего уровня

#00:23:24#

Последнее проявление влияния бхакти — дар преданности. Ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-карш̣ин̣ӣ ча са̄. Шри Кришна — центр влечения, привлекательности. Он против Своей воли привлечен к преданным — Он сам не в силах избежать этого влечения. Ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-карш̣ин̣ӣ. Кришна — самодержец, властелин. Он против воли испытывает влечение к преданному. Такова сила шаранагати, самопредания, преданности, настроения служения. Интенсивный дух служения способен привлечь высочайшее субъективное бытие к слуге. Ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-карш̣ин̣ӣ ча са̄. Таковы последствия преданности. Так их описал Рупа Госвами, прямой ученик Шри Чайтаньи Махапрабху.

#00:24:41#

Бхакти в своей высочайшей форме. Божественная любовь обладает столь великим могуществом! Мы никогда не ожидали обнаружить такое явление где бы то ни было. Любовь! Не сила, не могущество, но сила, которая обладает иной природой, «негативными» качествами. И это преданность. Все во мне находит свое полнейшее удовлетворение в обществе Господа. Какие бы требования или потребности различной природы ни были во мне, все это находит свое удовлетворение в мадхура-расе.

#00:25:47#

…прати ан̇га ла̄ги ка̄нде прати ан̇га мора…[2]

Так говорит Радхарани: «Каждая частица Моего тела плачет по объятиям соответствующей частицы Его тела. Все члены Моего тела плачут, страстно стремясь к объятиям Его тела. Все атомы, из которых Я создана, — плачут. Они стремятся в объятия другого, Бога».

#00:26:51#

Каждый атом очищается, стремясь обрести Его объятия. Связь негативного и позитивного начал такова. Она уже есть. Мы же отделили себя от Него, хотя эта связь — наше право от рождения, конституциональная потребность. Но мы обладаем свободой выбора. Мы находимся в столь беспомощном положении. В глубочайшем измерении существования моей души я пребываю в измерении Голоки. Это высочайшая концепция моего существования. Это мое место, моя позиция. Но поскольку я далеко от Него, я всего лишь галлюцинирую. Моя отделенность от Бога — это состояние галлюцинации. Но если я пробужусь, эта галлюцинация, это болезненное состояние уйдут, и я обнаружу себя в своем собственном изначальном положении, обнаружу себя там [в измерении Голоки]. Сварӯпе саба̄ра хайа голокете стхити. Я там, моя душа там, в обществе Высшей Души, Владыки сердца, Господа моего сердца.

#00:28:44#

Отклонение, процесс галлюцинации — это майя. Майя, ложное понимание, заблуждение, увело нас столь далеко. Эксперты, знатоки духовного дают нам подобное заверение: «Ты там, но заблуждение, майя, овладело тобой. Поэтому ты столь далеко от своей собственности, от самого себя. Ты чужеземец в своей родной земле. Это плачевное положение. Но все твое родное там. Полнота твоего существа может быть обретена там. Все твои сладостные чаяния могут быть утолены там естественным образом. Это возможно. И не частично, как здесь, но сполна». Я связан с Господом очень интимным образом. Моя связь с Ним обладает такими характеристиками.

Уловки майи

#00:30:20#

Вордсворт сказал: «Что человек сделал с человеком? Человек создал свой мир и утратил естественный дар». Но не только человек, а все творение отклонилось от Бога. Мы должны пересмотреть свою позицию, свой взгляд, восстановить себя, вернуть себе утраченные, законные права, вернуться к естественному положению, к Богу. Мы должны понять, что же утратили в результате своего свободного выбора.

Гаура Хари! Гаура Хари! Гаура Хари! Гаура Хари! Гаура Хари! Гаура Хари! Нитай-Гаура Харибол!

Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура!..

#00:31:35#

Полнота высочайшего порядка возможна. Я не знаю, какого рода полноту или исполненность я могу обрести. Я не ведаю этого. Столь многие тончайшие явления, возвышенные чаяния — все это проявится, — все они будут утолены в отношениях с Целым. Это возможно. Это осуществимо через полную вовлеченность в служение. Служение — святое явление. Эксплуатация — низменное явление. Преданность же, жертвенность, служение, безраздельная преданность — самое чистое явление. И в высшем измерении преданности мы можем обрести абсолютную исполненность, полноту нашего существа, реализацию, утоление во всех отношениях наших самых сокровенных чаяний.

Гаура Хари! Гаура Хари! Гаура Хари! Гаура Хари! Гаура Хари!

#00:32:58#

Мы обмануты нашим нынешним знанием и оценкой окружающего мира. Мы должны выбраться из этой ловушки, отвергнуть предложения эксплуатации. Майя, заблуждение, завлекла нас в западню «я»-перспективой: «Ты будешь счастлив со мной, ты будешь моим владыкой. Эксплуатируй меня. Я готова быть эксплуатируема тобой». Все это — ложное понимание. Мы частицы. Мы не можем быть царями, владыками Целого. Только заблуждение может сделать это «возможным». Таково предложение майи: «Оставайся со мной! Я сделаю тебя царем, владыкой моего сердца. Я предложу тебе все». Все это ложное понимание частицы Духа, души. Но есть и другое предложение: «В действительности ты частица пыли, точка света. Ты ничто. Ты крошечное существо. Ты должен понять, каково твое истинное положение, и должен приспособиться к Целому». Это реальность. Вышеописанное — это ложное понимание, заблуждение, предложение майи: «Я сделаю тебя владыкой, царем» — это всего лишь ловушка. Истина же такова, что ты — мельчайшее начало. Однако если ты обращаешься в таком духе, с осознанием, что ты мал, что непригоден, недостоин стать рабом высочайшего Начала, такое отношение является реальностью. Оно приведет тебя в царство небес, поскольку это правда.

#00:35:36#

Мы не должны позволять себе соблазняться предложениями эксплуатации: «Я сделаю тебя царем этого мира, я дам тебе все». Все это ложь. В конечном счете, мы становимся рабами низменных явлений. Но принимая свое истинное положение, мы вступаем в высочайшее царство, где можем действительно наслаждаться подлинной свободой.

#00:36:21#

Какое благо вы обретете от этой неведомой, непостижимой субстанции? Благословление Бога, Его милость, святые явления, высший идеал — где все это? Идея блага исчезнет? Преданность, жертвенность, милость Бога — все это приведет в пустоту, ничто? Можно ли думать, что Бог имперсонален, что Он не может одарить нас милостью, не способен сделать того, другого, третьего? Имперсональная концепция. Как может имперсональное создать что-либо? Как все это творение изошло из Него в таком случае? Как это возможно без духовного распространения? Вывод тех, кто лишен надежды, разочарован, таков: имперсональная картина Бога. Те, кто идет ложным путем, в конце концов разочаровываются. Они приходят к заключению, согласно которому Бог имперсонален, и в бытии нет ничего хорошего. Их идея такова.

Кришна —
источник всех благих качеств

#00:38:22#

Идеи Шанкары имперсональны. Рамануджа же заявил: «Господь — источник всех личностных благих качеств, какие только можно представить». Он не имперсонален. Он не ниргуна, то есть не лишен всех качеств. Он, скорее, источник всех благих качеств. Это позитивная субстанция. Воплощение всех благих качеств — это Бог, Он не является олицетворением отвержения всего, пустотой или ничем. Его имя — Пурушоттама [Высшая Личность]. Концепция имперсонализма также включена в Него, в одну из Его частей.

#00:39:31#

йасма̄т кш̣арам атӣто ’хам
акш̣ара̄д апи чоттамах̣
ато ’сми локе веде ча
пратхитах̣ пуруш̣оттамах̣
[3]

Вы говорили, что читали Бхагавад-гиту. Знаете ли вы это утверждение[4]: существует два вида сотворенных существ — акшара и кшара: изменчивые и неизменные. «Два вида объектов сотворены Мной, — говорит Господь. — Я выше и тех, и других. Кш̣арах̣ сарва̄н̣и бхӯта̄ни — все, что вы видите, движется. Я первопричина реалий обеих категорий».

#00:40:40#

Иногда представители определенного направления мысли называют это начало парабрахманом. Однако Кришна, Личность Бога, утверждает: «Я превосхожу реалии обеих категорий — изменчивые и неизменные. Мое положение таково. Поэтому в обществе святых Я известен как Пурушоттама»:

#00:40:59#

йасма̄т кш̣арам атӣто ’хам
акш̣ара̄д апи чоттамах̣
ато ’сми локе веде ча
пратхитах̣ пуруш̣оттамах̣

«Я основа Брахмана, а также всех проявленных реалий этого мира». Так сказано в Гите.

#00:41:35#

брахма-бхутах̣ прасанна̄тма̄
на ш́очати на ка̄н̇кш̣ати…
[5]

Тот, кто достиг положения Брахмана, чистой духовной души, пребывает вне связи с материальными реалиями. Духовная душа обладает духовным осознанием Брахмана. Такая личность не желает ничего в этом мире. Она не скорбит и ничего не теряет. Потери и приобретения этого мира равны в ее глазах, самах̣ сарвеш̣у бхӯтеш̣у.

#00:42:20#

Но затем: мад-бхактим̇ лабхате пара̄м «Он достоин обрести преданность Мне». Сознание души и сознание Сверхдуши. Оставляя материальную Землю — абстрактную, исполненную галлюцинаций и эксплуатации, — от измерения души он переходит к измерению Сверхдуши. Мад-бхактим̇ лабхате пара̄ммад-пара̄м бхактим̇ лабхате. «В этом измерении Сверхдуши начинается подлинная, чистая преданность Мне».

Харе Кришна! Харе Кришна! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол!

#00:43:19#

Высшая Реальность должна быть Кришной, она не может не быть Кришной. Мы же обращаемся к Нему на пути служения в Его святом мире. Внутреннее стремление таково. И это правда, это истина, это высшее. Представление же, что высшая цель имперсональна, и мы прыгнем куда-то, где не будет и следа чего бы то ни было — это нечто нежелательное. Конечная смерть души не может быть желанной. Но как обрести полноту удовлетворения, утолить все наши внутренние чаяния — это проблема. Это утоление возможно в измерении преданности, но не в измерении эксплуатации. Готовы ли мы отдать себя ради удовлетворения Целого, Центра? Мы можем обрести желанную жизнь только через жертвенность, преданность Центру: не какой-либо Его части, но Целому.

Переводчик: Муралишвар Дас
Редакторы: Динанатх Дас, Традиш Дас



1 Шрила Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху» (Пурва, 1.17) дает следующее определение безраздельной преданности Богу (шуддха-бхакти): «Она — (1) разрушает несчастья; (2) дарует благо; (3) пробуждает презрение к мокше (безличному освобождению от материального рабства); (4) чрезвычайно труднодостижима; (5) суть блаженства, концентрированного в высшей степени; и (6) обладает способностью привлекать Самого Шри Кришну».

2 Гьяна Дас.

3  Господь Кришна говорит: «Поскольку Я превосхожу не только обусловленных материей, но даже освобожденных живых существ, то ведические писания и обитатели всех миров прославляют Меня как Высшую Личность, Пурушоттаму» (Бхагавад-гита, 15.18).

4  Имеется в виду стих: два̄в имау пуруш̣ау локе, кш̣араш́ ча̄кш̣ара эва ча / кш̣арах̣ сарва̄н̣и бхӯта̄ни, кӯт̣а-стхо ’кш̣ара учйате — «Существуют два вида живых существ: изменчивые и неизменные. Изменчивыми именуют души, находящиеся в подверженном видоизменениям материальном мире. А неизменными называют души, пребывающие в статичном мире Брахмана, лишенном разнообразия проявлений» (Бхагавад-гита, 15.16).

5 Брахма-бхутах̣ прасанна̄тма̄, на ш́очати на ка̄н̇кш̣ати / самах̣ сарвеш̣у бхӯтеш̣у, мад-бхактим̇ лабхате пара̄м — «Чистосердечная и самоудовлетворенная душа, постигшая свою божественную природу, не скорбит ни о чем и ничего не желает. Рассматривая равно все живые существа, она постепенно достигает высшей преданности Мне» (Бхагавад-гита, 18.54).




←  «Рабство у Абсолюта — высочайшая свобода». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 4 мая 1983 года. Навадвип Дхам, Индия ·• Архив новостей •· Хришикеш Махарадж в Сочи:)  →

Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж 

Бог — это Личность.
Дары преданности Кришне

(11 января 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия)

 

Бог не имперсонален

Гостья: У меня есть один вопрос.

Шрила Шридхар Махарадж: Да, в чем он заключается?

Преданная: У меня проблемы с идеей о личных взаимоотношениях с Богом, наделенным формой. Я понимаю, что для того, чтобы отношения были более живыми, полезно иметь представление о Нем как о Личности, наделенной образом, но…

Преданный (поясняет вопрос): Для нее более привлекательна или удобна имперсональная концепция Бога. Ей трудно принять Бога как Личность, наделенную формой.

Шрила Шридхар Махарадж: Имперсональный Бог, вы говорите?

Гостья: Я хочу знать, как можно обрести взаимоотношения с Богом, Который наделен формой.

#00:01:11#

Шрила Шридхар Махарадж: Как это возможно? Вопрос в том, как это возможно, что Безграничное может обладать ограниченной формой? Да? Таков вопрос? Форма означает нечто ограниченное, а Бог безграничен. Как Безграничное может принять форму ограниченного? В этом ваша проблема?

Гостья: Да, да.

#00:01:44#

Шрила Шридхар Махарадж: Когда вы говорите «Бог»… Какова ваша концепция имперсонального Бога?

Гостья: Для меня Бог — это…

Шрила Шридхар Махарадж: Что подразумевается под имперсональным Богом? Имперсональный подразумевает отсутствие качеств.

Гостья: Ну, мне кажется, вся полнота качеств и некое чувство в сердце — это Бог, но видеть Его наделенным формой для меня очень тяжело.

#00:02:14#

Шрила Шридхар Махарадж: Если вы способны видеть, посредством чего же вы видите? Если у нас есть некий опыт зрения, тогда рассматриваемая реалия должна обладать формой, а иначе как я могу ее видеть?

#00:02:35#

Была одна история. Сто лет тому назад, когда британцы правили Индией, в одном городе был епархиальный центр, где жил архиепископ. Этот епископ толковал Библию. К нему пришел один мальчик, и епископ спросил у мальчика:

— Что ты хочешь узнать?

— Вы читали в Библии, — сказал мальчик, — о том, что Аврааму Бог явился во сне. Но как он мог видеть Бога во сне? В каком образе? В какой форме Бог предстал Аврааму?

Епископ подумал и сказал:

— Я должен поразмыслить. На следующем собрании я дам ответ.

Конечно, на вопрос, который задал мальчик, нелегко было дать ответ. В Библии говорится, что иногда пророки видели Бога во сне.

Любая реалия обладает формой

#00:04:01#

Мы должны понять, что есть форма. Речь не идет только лишь об этой [физической] форме. Любая реалия обладает формой. У атома также есть форма. Атомы, молекулы — все они обладают формой. Если проанализировать, многочисленные частицы, образующие бытие, ограничены. Но ограничение может быть разным. Звук может обладать формой. Различные типы звука обладают формами. Форма Бога, о которой идет речь, не может быть постигнута нашими бренными чувствами. Такова идея вайшнавской философии. Того, чего нет в Первопричине, не может быть в следствии. Если в следствии (то есть в этом мире) есть форма, тогда форма должна присутствовать и в Первопричине, в Первоисточнике. Эту форму можно видеть, но не этими плотскими очами. Это трансцендентная форма. Господь наделен трансцендентным звуком. Все Его качества также трансцендентны.

#00:05:44#

Говорится: «У Него нет ног, но Он ходит. У Него нет глаз, но Он видит». Речь не идет об этих бренных глазах, глазах из плоти. Но это глаза знания, более того, глаза знания и любви. Субстанция, о которой идет речь, не имеет ничего общего с этой плотской субстанцией. Во сне мы также можем видеть, мы можем слышать во сне, но это не соответствует в точности мирскому опыту, хотя опыт во сне и заимствован из мирского опыта в бодрствующем состоянии. Вы понимаете? Этот опыт [переживаемый во сне] заимствован из опыта бодрствующего состояния, но это не в точности то же самое. Тем не менее, без помощи этих глаз мы можем видеть во сне, мы можем слышать во сне, мы можем ходить во сне, но это в действительности не соответствует ходьбе или зрению, или слуху в физической реальности. Это нечто тонкое.

#00:07:01#

Также в измерении души можно видеть и чувствовать, все возможно. И это нечто более реальное, чем наш опыт этого мира здесь. Поскольку душа исполнена знания, концепция души очень чиста. Здесь эта концепция очень туманна, смутна, но там [в мире духа] она очень чиста и ясна. Если мы сравним наш опыт сна с опытом бодрствования, продолжая эту линию мысли, мы сможем почувствовать, что для чистой души зрение, слух, все проявления чувств доступны, — но! — это возможно в ином измерении. Это не является чем-то воображаемым. Это нечто более реальное, чем наш опыт этого так называемого конкретного мира. Скорее опыт конкретного мира смутен и туманен, размыт. Однако измерение души — это чистый, ясный, более реальный, существенный и конкретный опыт. Это естественно.

#00:08:35#

Имперсональное означает недифференцированное. Это нечто невозможное. Если Бог имперсонален, тогда мы не можем иметь какую бы то ни было связь с Ним, поскольку Он лишен качеств, имеперсонален. Это материальная субстанция объективна. Нет личности — нет субъекта. Это невозможно.

#00:09:23#

Имперсональный — это пограничная, маргинальная, абстрактная концепция Божественного. Бог как Начало, лишенное качеств, недоступное для понимания. Как мы можем полагать, будто что бы то ни было имперсонально?! Имперсональное — то, что лишено качеств, или некая субстанция, подобная «ископаемому». Нет личности, но объект присутствует. Но это «нечто» также является объектом нашего субъективного опыта.

Связь с Богом возможна
только благодаря преданности

#00:10:05#

Школа персоналистов утверждает: Высшая Реальность личностна. Она не может быть познана любыми нашими средствами, с помощью наших мыслительных способностей. Она непознаваема. Мы не можем сказать что бы то ни было о Боге и не можем обрести связь с Ним. Имперсональное начало — это нечто подобное сну без сновидений. В состоянии глубокого сна у нас нет какого бы то ни было опыта. Имперсонализм сводится к таким положениям. Но это всего лишь маргинальное, пограничное положение, не позитивное явление. Мы должны пытаться осознать следующее: ограниченное начало (существо) не способно познать Безграничное, однако если Безграничное желает открыть Себя, дать познать Себя ограниченному существу, тогда познание возможно.

#00:11:18#

Господь пребывает за пределами действия наших чувств, наших мыслительных способностей. Наша мысль не способна подняться столь высоко, на столь тонкий уровень бытия. Однако это самое тонкое явление в бытии может снизойти в область нашего опыта. Связь возможна только благодаря преданности (бхакти), жертвенности, самоотдаче [с нашей стороны]. Благодаря этому мы можем привлечь Господа снизойти на наш уровень. Его нисшествие в наше измерение возможно. Мы не можем самостоятельно узреть Его царство, Его сферу бытия, но Он милостиво может низойти. Он может прийти для того, чтобы удовлетворить все наши потребности. И только благодаря жертвенности, преданности мы можем достичь такого состояния, когда Он может прийти и принять нас так, как Он того пожелает.

#00:12:41#

Тогда мы обретем всю полноту своей жизни. Он может низойти, но мы не можем подняться к Нему. Это произойдет только благодаря даинье, смирению, покорности с нашей стороны. «Я падший, я никто». С таким чувством и настроением мы можем призвать Его. С искренним влечением, любовью к Нему мы можем пригласить Его низойти на наш уровень. «Я беспомощен, поэтому заслуживаю Твоих благословений, Твоей милости. Я столь падший». Таким образом, усиливая свою «негативную» сторону, мы можем привлечь позитивное Начало. И когда Позитивное нисходит, чтобы принять нас, мы можем обрести Его. Такова линия мысли, которой мы следуем.

#00:13:46#

Малое может привлечь Великое лишь благодаря проявлению своей «негативной» природы, «негативному» положению. Тогда то, что занимает возвышенное положение, может низойти к тому, что занимает низшее положение, чтобы благословить его, одарить милостью. Наша позиция такова. Он — верховное Существо, Господь, Владыка. Только благодаря такому отношению мы можем обрести Его: Он может быть привлечен к нам силой Своей естественной доброты и милосердия. Мы можем быть приняты в качестве Его слуг, Его рабов. Он достаточно добр, чтобы принять нас. Раб может приблизиться к Господину, если он искренен. Связь возможна со столь возвышенным верховным Существом благодаря подобному отношению.

Все пребывает в сознании Бога

#00:15:00#

Бог обладает всеми качествами. Он может иметь дело со всем в созданном Им мире. Он способен вступать в очень близкие отношения с созданными реалиями. Он может делать это. Он ничем не пренебрегает. Только в том случае, если некто не стремится к Нему, тогда Он не заботится об этом, не интересуется им. Но если же мы искренне желаем Его, жаждем Его, Он может низойти, поскольку все принадлежит Ему. У Него доброе, милосердное сердце.

#00:15:50#

Ничто не имперсонально в этом мире. Если мы проанализируем, то увидим, что везде существует дифференциация, разнообразие. Имперсональное только в том смысле, что нераспознаваемое, неизвестное, непостижимое. Но это невозможно. Все пребывает в сознании Бога. Не может быть чего-то, чего не знает Бог. Богу известно все. Эта вышеописанная идея внутренне противоречива. Благодаря Господу все реалии в бытии так или иначе проявлены. Будущее (перспектива), прошлое какой-либо реалии; прошлое, настоящее и будущее — ничто не пребывает за пределами Его знания. Даже каждый атом ископаемого находится в зоне Его внимания. Ничто не находится вне Его.

#00:17:27#

Одна женщина из Европы была здесь и давала лекцию. Она сказала: «Перспектива жить с Богом семейной жизнью — вот что больше всего привлекло меня прийти в сознание Кришны. Перспектива того, что я могу быть членом семьи Бога. Могу ли я желать чего-то большего, стремиться к чему-то большему? Я была привлечена этой идеей и пошла на риск, присоединившись к этой миссии. Подобная перспектива возможна. Я буду счастлива служить Богу в качестве родного члена Его семьи».

Малое начало может пленить Великое
не силой, но любовью

#00:18:21#

Нет ничего невозможного. Малое начало может пленить Великое не силой, но любовью. То, что невозможно достичь с помощью могущества, силы, может быть достигнуто посредством нежности, любви, служения и смирения. Смирения особенно. Если мы желаем общаться с высшим Началом, мы должны быть смиренными. Наш подход должен быть таким, чтобы привлечь Его. Это называется преданностью, шаранагати, самопреданием. Начало всего и вся — самопредание, преданность, беспричинное вручение себя. Вручение себя безо всякой молитвы. Безусловная преданность, безусловное самопредание. Безусловное самопредание способно тронуть сердце величайшей Силы, Могущественного. Самое тонкое начало — самопредание. Насколько оно безусловно, настолько способно тронуть или пленить Целое. Это величайшее явление называется преданностью, любовью, жертвенностью. Это подход, обращение [к Позитивному] с «негативной» стороны.

#00:20:09#

Это нечто изумительное. Это путь, приводящий в изумление. Бхакти, подлинная преданность, приводит к удивительным, изумительным последствиям. Безусловное самопредание — величайшая сила, когда-либо известная миру. Величайший [Господь] может быть покорен, побежден [преданностью].

Вы слышали о японском искусстве борьбы джиу-джитсу? Все слышали?

Преданные: Да, да.

#00:20:51#

Шрила Шридхар Махарадж: Так вот, в джиу-джитсу, когда на тебя нападают, ты защищаешься, не нападая, но уступая. Нападение с «негативной» стороны. Негативное способно атаковать Позитивное через безусловное предание, вручение себя. Это величайшая сила, которая когда-либо была открыта, изобретена. Такого рода преданность трогает, пленяет сердце. Если мы обращаемся к высочайшему Могуществу с помощью любых других средств, нам конец, мы оказываемся нигде. Мы ограничены, малы. То, что было описано выше, — единственный способ, которым можно достичь Господа. Безусловное самопредание. Тогда Он, словно безумный, устремится к вам навстречу.

#00:21:58#

клеш́а-гхнӣ ш́убхада̄ мокш̣а-лагхута̄-кр̣т судурлабха̄
са̄ндра̄нанда-виш́еш̣а̄тма̄ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-карш̣ин̣ӣ ча са̄
[1]

В «Бхакти-расамрита-синдху» Шри Рупы Госвами приводится эта шлока. Что такое преданность? Что такое бхакти? Первейшее проявление ее влияния: вся боль и страдания уходят. Ш́убхада̄. Все благоприятное, очень благоприятное приходит. Негативное устраняется, а позитивное обретается. И тогда мы считаем, что даже освобождение — это нечто незначительное, несущественное для нас на фоне этого явления. И судурлабха̄: это редко достижимое явление. Даже освобожденные души испытывают жажду, стремление к этому явлению — к преданности, к такого рода экстазу, радости и счастью.

Бхакти высочайшего уровня

#00:23:24#

Последнее проявление влияния бхакти — дар преданности. Ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-карш̣ин̣ӣ ча са̄. Шри Кришна — центр влечения, привлекательности. Он против Своей воли привлечен к преданным — Он сам не в силах избежать этого влечения. Ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-карш̣ин̣ӣ. Кришна — самодержец, властелин. Он против воли испытывает влечение к преданному. Такова сила шаранагати, самопредания, преданности, настроения служения. Интенсивный дух служения способен привлечь высочайшее субъективное бытие к слуге. Ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-карш̣ин̣ӣ ча са̄. Таковы последствия преданности. Так их описал Рупа Госвами, прямой ученик Шри Чайтаньи Махапрабху.

#00:24:41#

Бхакти в своей высочайшей форме. Божественная любовь обладает столь великим могуществом! Мы никогда не ожидали обнаружить такое явление где бы то ни было. Любовь! Не сила, не могущество, но сила, которая обладает иной природой, «негативными» качествами. И это преданность. Все во мне находит свое полнейшее удовлетворение в обществе Господа. Какие бы требования или потребности различной природы ни были во мне, все это находит свое удовлетворение в мадхура-расе.

#00:25:47#

…прати ан̇га ла̄ги ка̄нде прати ан̇га мора…[2]

Так говорит Радхарани: «Каждая частица Моего тела плачет по объятиям соответствующей частицы Его тела. Все члены Моего тела плачут, страстно стремясь к объятиям Его тела. Все атомы, из которых Я создана, — плачут. Они стремятся в объятия другого, Бога».

#00:26:51#

Каждый атом очищается, стремясь обрести Его объятия. Связь негативного и позитивного начал такова. Она уже есть. Мы же отделили себя от Него, хотя эта связь — наше право от рождения, конституциональная потребность. Но мы обладаем свободой выбора. Мы находимся в столь беспомощном положении. В глубочайшем измерении существования моей души я пребываю в измерении Голоки. Это высочайшая концепция моего существования. Это мое место, моя позиция. Но поскольку я далеко от Него, я всего лишь галлюцинирую. Моя отделенность от Бога — это состояние галлюцинации. Но если я пробужусь, эта галлюцинация, это болезненное состояние уйдут, и я обнаружу себя в своем собственном изначальном положении, обнаружу себя там [в измерении Голоки]. Сварӯпе саба̄ра хайа голокете стхити. Я там, моя душа там, в обществе Высшей Души, Владыки сердца, Господа моего сердца.

#00:28:44#

Отклонение, процесс галлюцинации — это майя. Майя, ложное понимание, заблуждение, увело нас столь далеко. Эксперты, знатоки духовного дают нам подобное заверение: «Ты там, но заблуждение, майя, овладело тобой. Поэтому ты столь далеко от своей собственности, от самого себя. Ты чужеземец в своей родной земле. Это плачевное положение. Но все твое родное там. Полнота твоего существа может быть обретена там. Все твои сладостные чаяния могут быть утолены там естественным образом. Это возможно. И не частично, как здесь, но сполна». Я связан с Господом очень интимным образом. Моя связь с Ним обладает такими характеристиками.

Уловки майи

#00:30:20#

Вордсворт сказал: «Что человек сделал с человеком? Человек создал свой мир и утратил естественный дар». Но не только человек, а все творение отклонилось от Бога. Мы должны пересмотреть свою позицию, свой взгляд, восстановить себя, вернуть себе утраченные, законные права, вернуться к естественному положению, к Богу. Мы должны понять, что же утратили в результате своего свободного выбора.

Гаура Хари! Гаура Хари! Гаура Хари! Гаура Хари! Гаура Хари! Гаура Хари! Нитай-Гаура Харибол!

Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура!..

#00:31:35#

Полнота высочайшего порядка возможна. Я не знаю, какого рода полноту или исполненность я могу обрести. Я не ведаю этого. Столь многие тончайшие явления, возвышенные чаяния — все это проявится, — все они будут утолены в отношениях с Целым. Это возможно. Это осуществимо через полную вовлеченность в служение. Служение — святое явление. Эксплуатация — низменное явление. Преданность же, жертвенность, служение, безраздельная преданность — самое чистое явление. И в высшем измерении преданности мы можем обрести абсолютную исполненность, полноту нашего существа, реализацию, утоление во всех отношениях наших самых сокровенных чаяний.

Гаура Хари! Гаура Хари! Гаура Хари! Гаура Хари! Гаура Хари!

#00:32:58#

Мы обмануты нашим нынешним знанием и оценкой окружающего мира. Мы должны выбраться из этой ловушки, отвергнуть предложения эксплуатации. Майя, заблуждение, завлекла нас в западню «я»-перспективой: «Ты будешь счастлив со мной, ты будешь моим владыкой. Эксплуатируй меня. Я готова быть эксплуатируема тобой». Все это — ложное понимание. Мы частицы. Мы не можем быть царями, владыками Целого. Только заблуждение может сделать это «возможным». Таково предложение майи: «Оставайся со мной! Я сделаю тебя царем, владыкой моего сердца. Я предложу тебе все». Все это ложное понимание частицы Духа, души. Но есть и другое предложение: «В действительности ты частица пыли, точка света. Ты ничто. Ты крошечное существо. Ты должен понять, каково твое истинное положение, и должен приспособиться к Целому». Это реальность. Вышеописанное — это ложное понимание, заблуждение, предложение майи: «Я сделаю тебя владыкой, царем» — это всего лишь ловушка. Истина же такова, что ты — мельчайшее начало. Однако если ты обращаешься в таком духе, с осознанием, что ты мал, что непригоден, недостоин стать рабом высочайшего Начала, такое отношение является реальностью. Оно приведет тебя в царство небес, поскольку это правда.

#00:35:36#

Мы не должны позволять себе соблазняться предложениями эксплуатации: «Я сделаю тебя царем этого мира, я дам тебе все». Все это ложь. В конечном счете, мы становимся рабами низменных явлений. Но принимая свое истинное положение, мы вступаем в высочайшее царство, где можем действительно наслаждаться подлинной свободой.

#00:36:21#

Какое благо вы обретете от этой неведомой, непостижимой субстанции? Благословление Бога, Его милость, святые явления, высший идеал — где все это? Идея блага исчезнет? Преданность, жертвенность, милость Бога — все это приведет в пустоту, ничто? Можно ли думать, что Бог имперсонален, что Он не может одарить нас милостью, не способен сделать того, другого, третьего? Имперсональная концепция. Как может имперсональное создать что-либо? Как все это творение изошло из Него в таком случае? Как это возможно без духовного распространения? Вывод тех, кто лишен надежды, разочарован, таков: имперсональная картина Бога. Те, кто идет ложным путем, в конце концов разочаровываются. Они приходят к заключению, согласно которому Бог имперсонален, и в бытии нет ничего хорошего. Их идея такова.

Кришна —
источник всех благих качеств

#00:38:22#

Идеи Шанкары имперсональны. Рамануджа же заявил: «Господь — источник всех личностных благих качеств, какие только можно представить». Он не имперсонален. Он не ниргуна, то есть не лишен всех качеств. Он, скорее, источник всех благих качеств. Это позитивная субстанция. Воплощение всех благих качеств — это Бог, Он не является олицетворением отвержения всего, пустотой или ничем. Его имя — Пурушоттама [Высшая Личность]. Концепция имперсонализма также включена в Него, в одну из Его частей.

#00:39:31#

йасма̄т кш̣арам атӣто ’хам
акш̣ара̄д апи чоттамах̣
ато ’сми локе веде ча
пратхитах̣ пуруш̣оттамах̣
[3]

Вы говорили, что читали Бхагавад-гиту. Знаете ли вы это утверждение[4]: существует два вида сотворенных существ — акшара и кшара: изменчивые и неизменные. «Два вида объектов сотворены Мной, — говорит Господь. — Я выше и тех, и других. Кш̣арах̣ сарва̄н̣и бхӯта̄ни — все, что вы видите, движется. Я первопричина реалий обеих категорий».

#00:40:40#

Иногда представители определенного направления мысли называют это начало парабрахманом. Однако Кришна, Личность Бога, утверждает: «Я превосхожу реалии обеих категорий — изменчивые и неизменные. Мое положение таково. Поэтому в обществе святых Я известен как Пурушоттама»:

#00:40:59#

йасма̄т кш̣арам атӣто ’хам
акш̣ара̄д апи чоттамах̣
ато ’сми локе веде ча
пратхитах̣ пуруш̣оттамах̣

«Я основа Брахмана, а также всех проявленных реалий этого мира». Так сказано в Гите.

#00:41:35#

брахма-бхутах̣ прасанна̄тма̄
на ш́очати на ка̄н̇кш̣ати…
[5]

Тот, кто достиг положения Брахмана, чистой духовной души, пребывает вне связи с материальными реалиями. Духовная душа обладает духовным осознанием Брахмана. Такая личность не желает ничего в этом мире. Она не скорбит и ничего не теряет. Потери и приобретения этого мира равны в ее глазах, самах̣ сарвеш̣у бхӯтеш̣у.

#00:42:20#

Но затем: мад-бхактим̇ лабхате пара̄м «Он достоин обрести преданность Мне». Сознание души и сознание Сверхдуши. Оставляя материальную Землю — абстрактную, исполненную галлюцинаций и эксплуатации, — от измерения души он переходит к измерению Сверхдуши. Мад-бхактим̇ лабхате пара̄ммад-пара̄м бхактим̇ лабхате. «В этом измерении Сверхдуши начинается подлинная, чистая преданность Мне».

Харе Кришна! Харе Кришна! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол!

#00:43:19#

Высшая Реальность должна быть Кришной, она не может не быть Кришной. Мы же обращаемся к Нему на пути служения в Его святом мире. Внутреннее стремление таково. И это правда, это истина, это высшее. Представление же, что высшая цель имперсональна, и мы прыгнем куда-то, где не будет и следа чего бы то ни было — это нечто нежелательное. Конечная смерть души не может быть желанной. Но как обрести полноту удовлетворения, утолить все наши внутренние чаяния — это проблема. Это утоление возможно в измерении преданности, но не в измерении эксплуатации. Готовы ли мы отдать себя ради удовлетворения Целого, Центра? Мы можем обрести желанную жизнь только через жертвенность, преданность Центру: не какой-либо Его части, но Целому.

Переводчик: Муралишвар Дас
Редакторы: Динанатх Дас, Традиш Дас



[1] Шрила Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху» (Пурва, 1.17) дает следующее определение безраздельной преданности Богу (шуддха-бхакти): «Она — (1) разрушает несчастья; (2) дарует благо; (3) пробуждает презрение к мокше (безличному освобождению от материального рабства); (4) чрезвычайно труднодостижима; (5) суть блаженства, концентрированного в высшей степени; и (6) обладает способностью привлекать Самого Шри Кришну».

[2] Гьяна Дас.

[3] Господь Кришна говорит: «Поскольку Я превосхожу не только обусловленных материей, но даже освобожденных живых существ, то ведические писания и обитатели всех миров прославляют Меня как Высшую Личность, Пурушоттаму» (Бхагавад-гита, 15.18).

[4] Имеется в виду стих: два̄в имау пуруш̣ау локе, кш̣араш́ ча̄кш̣ара эва ча / кш̣арах̣ сарва̄н̣и бхӯта̄ни, кӯт̣а-стхо ’кш̣ара учйате — «Существуют два вида живых существ: изменчивые и неизменные. Изменчивыми именуют души, находящиеся в подверженном видоизменениям материальном мире. А неизменными называют души, пребывающие в статичном мире Брахмана, лишенном разнообразия проявлений» (Бхагавад-гита, 15.16).

[5] Брахма-бхутах̣ прасанна̄тма̄, на ш́очати на ка̄н̇кш̣ати / самах̣ сарвеш̣у бхӯтеш̣у, мад-бхактим̇ лабхате пара̄м — «Чистосердечная и самоудовлетворенная душа, постигшая свою божественную природу, не скорбит ни о чем и ничего не желает. Рассматривая равно все живые существа, она постепенно достигает высшей преданности Мне» (Бхагавад-гита, 18.54).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования