«День явления Шрилы Шридхара Махараджа». Шримати Бхакти Лалита Деви Даси. 28 октября 2013 года. Чиангмай, Таиланд



скачать (формат MP3, 43.07M)

Russian

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси

День явления Шрилы Шридхара Махараджа

(28 октября 2013 года. Чиангмай, Таиланд)

 

[исполнение бхаджана «Бхаджаху Ре Мана»]

#00:02:05#

Сегодня самый благоприятный день, день явления Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Махараджа, который является нашим величайшим духовным «дедушкой» и духовным «прадедушкой» [для некоторых из вас]. В писаниях говорится, что дед любит своих внуков даже больше, чем отец — детей. Дедушка любит внуков, не замечая их недостатков и каких-то ошибок, шалостей, и просто постоянно благословляет их с любовью.

#00:03:15#

Сегодня здесь нет Госвами Махараджа, жизнь которого — это учение и наставления Шрилы Шридхара Махараджа. Без сомнений, он сегодня даст лекцию во Вриндаване, и, возможно, также будет трансляция этой лекции. Надеюсь, мы сможем посмотреть ее позже. Сейчас же мы сами постараемся, по нашим силам, прославить нашего Парам-Гурудева, Шрилу Шридхара Махараджа. Мы знаем о Шриле Шридхаре Махарадже от нашего Гурудева, Говинды Махараджа, его спутников и последователей. Шрила Гурудев говорил про себя: «Я собака одного хозяина». Иногда он описывал себя словами: «Я жертвенный козел моего Гуру Махараджа. Он может приносить меня в жертву в этой жизни и в последующих. Все, что он пожелает, он может делать со мной».

#00:05:18#

Гурудев был фанатичным последователем Шрилы Шридхара Махараджа, и он очень гордился, когда его так называли, он очень гордился этим титулом — фанатичный последователь. Обычно мы стараемся избегать фанатизма и это считается чем-то негативным, но по отношению к Шриле Шридхару Махараджу Гурудев говорил, что это идеально — быть фанатичным последователем Шрилы Шридхара Махараджа. Именно Госвами Махарадж однажды сказал: «Вы фанатичный последователь Гуру Махараджа». Гурудев очень обрадовался, услышав это, и сказал: «Да, это лучший комплимент, который бы я мог услышать».

#00:06:34#

Мы видели, как Гурудев отдал жизнь Шриле Шридхару Махараджу и был божественным слугой его миссии всю жизнь. Он посвятил всю жизнь Шриле Шридхару Махараджу, его Божествам и его преданным. И он готов был пройти через все трудности, все неудобства, все виды препятствий ради служения Шридхару Махараджу и его миссии.

#00:08:05#

В конце восьмидесятых, когда весь западный мир стал приходить к Шриле Шридхару Махараджу за советом, чтобы обрести его общение, сам Шрила Шридхар Махарадж относился к этому без энтузиазма. Даже высокопоставленных представителей ДжиБиСи и знаменитых Гуру он принимал без особого энтузиазма и иногда в общем-то без всякого желания. Но следуя наставлениям Шрилы Бхактиведанты Свами, его ученики стремились прийти к Шриле Шридхару Махараджу, чтобы получить наставления и помощь в духовной жизни, поэтому учеников приходило все больше и больше. И лишь по милости Шрилы Говинды Махараджа, уступая его мольбе, Шрила Шридхар Махарадж принимал европейских последователей и гостей. Шрила Говинда Махарадж просил: «Пожалуйста, прими их, просто даруй им свое общение, я позабочусь обо всем необходимом: их устройстве, жилье, питании».

#00:10:03#

Шрила Шридхар Махарадж был знаменит и прославлен за три качества. Его первое качество — отреченная природа, отсутствие привязанностей к каким-либо материальным благам. Второе качество — это необычайно сильный, всепобеждающий здравый смысл. И третье — невероятный интеллект. В силу отреченной природы Шрила Шридхар Махарадж всегда старался занять положение в отдалении, он никогда не стремился стать лицом какого-либо собрания или какого-либо движения. Он всегда занимал положение немножко в стороне, поэтому всегда сторонился больших собраний, больших мероприятий, большого положения в общем.

#00:12:02#

Лишь благодаря Шриле Говинде Махаражду, Шриле Гурудеву, западные преданные смогли приходить в Шри Чайтанья Сарасват Матх, оставаться в матхе на какое-то время, благодаря его обещаниям и обетам, данным Шриле Шридхару Махараджу, — позаботиться и предоставить для них все необходимое.

#00:12:36#

Шрила Шридхар Махарадж явился в этот мир в 1895 году в местечке под названием Хапания, которое является частью Гаура-мандалы. Гаура-мандала — это святое место, где явился Махапрабху, и прилегающие окрестности. Гаура-мандала неотлична от Вриндавана, в Гаура-мандале вы найдете все святые места, ключевые места Вриндавана. И Варшана Вриндавана в Гаура-мандале проявлена как Хапания. Шрила Гурудев также подчеркивал это, что мы должны видеть Хапанию неотличной от Варшаны — места явления Шримати Радхарани. Шрила Гурудев нашел непосредственно место, где явился Шрила Шридхар Махарадж, и на этом месте был построен храм.

#00:14:52#

Божества, установленные на этом месте, — Радха-Гопинатх и Махапрабху. Вокруг Них существует наш матх в Хапании, куда приезжают преданные Шри Чайтанья Сарасват Матха.

#00:15:16#

Шрила Шридхар Махарадж родился в очень знатной и уважаемой брахманической семье, семье смарта-брахманов, титул которых был Бхаттачарья. Его имя по рождению было Рамендра Чандра Бхаттачарья. Домашним языком был санскрит. Он вырос, разговаривая на санскрите и, конечно, бенгали и с детства был предан Махапрабху и нама-санкиртане. Недалеко от места рождения Шрилы Шридхара Махараджа есть храм Господа Шивы под названием Бурорадж Шива. Этот храм имеет большое значение в истории явления нашего Шрилы Гурудева и также он связан со Шрилой Шридхаром Махараджем, потому что именно в этот храм Шрила Шридхар Махарадж в детстве регулярно приносил цветок лотоса для поклонения Господу. И именно к этому божеству родители Шрилы Гурудева пришли с молитвами о сыне, и в ответ на эти молитвы Господь Шива дал им ребенка, которым стал наш Шрила Гурудев.

#00:17:54#

Место явления Шрилы Шридхара Махараджа и место явления Шрилы Гурудева находятся друг от друга где-то на расстоянии шести километров и где-то между ними как раз расположен храм Господа Шивы. Шрила Шридхар Махарадж рассказывал, как в детстве он шел в этот храм Бурораджа Шивы и на полпути немножко устал. Он присел отдохнуть под деревом и в тот момент ему явилась вселенская форма Господа.

#00:19:10#

В юности Шрила Шридхар Махарадж учился в колледже на юриста и обладал необычайным интеллектом. Он искал встреч с различными духовными личностями и так он повстречался с последователями Гаудия Матха Шрилы Сарасвати Тхакура. Это было где-то в тридцатые годы двадцатого столетия1. Он стал приходить на лекции Сарасвати Тхакура и слушать необычайно внимательно. Он слушал настолько внимательно, что брахмачари и ученики Сарасвати Тхакура решили, что так слушать может только шпион. «Наверняка он какой-то правительственный шпион».

#00:20:14#

В какой-то момент при входе на лекцию его остановил один из брахмачари и сказал: «Молодой человек, вам нельзя, вы не можете пройти!» Шрила Шридхар Махарадж был шокирован таким поведением, он ушел с собрания, пошел к Ганге и какое-то время размышлял над ситуацией. Он пришел к выводу, что какие бы унижения и сложности ни пришлось пережить ради Сарасвати Тхакура, ради его возвышенных идей, он готов стерпеть это. И тогда Сарасвати Тхакур через какое-то время также признал его и сам заботился о том, чтобы Шрила Шридхар Махарадж попадал на лекции без проблем. Через некоторое время Шрила Шридхар Махарадж получил посвящение и имя Рамендра Сундар Прабху. Затем, в определенный момент, он был переименован в Рамананду. И через некоторое совсем небольшое время, кажется, в тридцать шестом году, он получил санньясу от Сарасвати Тхакура и имя Шрила Бхакти Ракшак Шридхар2. Бхакти Ракшак означает «Хранитель преданности».

#00:23:06#

Шрила Сарасвати Тхакур видел в Шриле Шридхаре Махарадже способность сохранять чистоту и возвышенность идеалов вайшнавизма, поэтому он и дал ему это положение хранителя, защитника преданности, защитника высоких идеалов.

#00:23:43#

Он [Шрила Шридхар Махарадж] был очень активным проповедником Гаудия Матха, путешествовал по всей Индии и проповедовал свободно на санскрите, бенгали, хинди и английском. Он путешествовал по Индии, выступал в университетах, встречался с королями, различными важными персонами Индии и был одинаково доступен, понятен и тепло встречен всеми.

#00:24:33#

Он глубоко понимал своего учителя, и часто после лекций Сарасвати Тхакура даже его старшие ученики приходили к Шриле Шридхару Махараджу и просили его объяснить то, о чем говорил Сарасвати Тхакур. Он мог дословно запоминать все, что слышал от своего духовного учителя, и мог объяснять самые глубокие идеи.

#00:25:23#

Он также написал множество произведений на английском, санскрите и бенгали. Он писал поэзию, поэмы и стихи, писал статьи и комментарии — все различные виды вайшнавских произведений. Также он явил внутренний смысл Гаятри-мантры, одной из ключевых ведических мантр, смысл которой не был явлен до него никем. Его комментарии на четыре ключевых шлоки Бхагавад-гиты известны во всем мире как самые возвышенные комментарии на шлоки Гиты, связывающие Гиту с самыми возвышенными идеями мадхура-расы.

#00:27:19#

Он сравнивал себя с пчелой, собирающей капли нектара, который вкушают величайшие преданные. Из этих каплей нектара он составил книгу «Шри Шри Прапанна-дживанамритам», описывающую стадии и составляющие полного предания Господу. Эта книга почитается преданными во всем мире как ключевая книга, посвященная самопреданию Господу, в которой описываются все составляющие полного предания себя Господу. Ее иногда описывают как самую важную книгу, когда-либо явленную в этом мире.

#00:28:45#

Во всех Гаудия Матхах в Индии, если вы придете туда, вы услышите, как преданные поют бхаджаны, написанные Шрилой Шридхаром Махараджем: «пран̣ама̄ми сада̄ прабхупа̄да-падам», «джайа ш́ачӣнандана сура-муни-вандана» и другие.

#00:29:32#

Мы в величайшем долгу перед нашим Парам-Гурудевом, Шрилой Шридхаром Махараджем, и испытываем величайшую благодарность, потому что именно благодаря ему мы обрели связь с сознанием Кришны. Мы надеемся, что он прольет на нас свою милость и улыбнется, видя, как мы пытаемся прославить его в день его явления.

#00:30:16#

Величайшую ценность представляют его лекции, которые он дал на английском. Теперь они также переведены на русский, они даже переведены с английского на его родной язык — бенгали. Шрила Гурудев говорил: «Он дал столь многое на английском, что даже на бенгали нет такого богатства. Теперь это необходимо перевести с английского на бенгали». Многие вещи, которые ученики, жившие с Шридхаром Махараджем, долгие годы никогда не слышали от него на бенгали, были впервые произнесены Гуру Махараджем на английском, когда англоговорящие преданные задавали свои вопросы.

#00:31:34#

Английский Шрилы Шридхара Махараджа необычайно прекрасен и совершенен, а его слова подобны поэтическим афоризмам, необычайно четко и глубоко описывающим суть вещей.

#00:31:53#

Он был известен как человек, говорящий только правду. И поначалу он считал, что нужно говорить только правду, только правду, несмотря ни на что. Но позже с опытом он осознал, что необходимо говорить правду и только правду, но только ту, которая приносит радость и пользу. Этот принцип также был выражен афоризмом «милость выше справедливости». В книге «Шри Гуру и его милость» дается всестороннее объяснение феномена Гуру, кто есть Гуру, вселенское понимание. В этой книге полностью разбиваются сектантские представления и заблуждения о том, кто есть Гуру. В этой книге, начиная с самых простых вещей, объясняется вся глубина понятия Гуру и дается понимание, что Гуру есть проявление Божественного в этом мире. Гуру — это проявление Господа Кришны в этом материальном мире, и говорится, что не всем необходим Гуру.

#00:34:30#

Кришна говорит: а̄чарйам̇ ма̄м̇ виджа̄нӣйа̄н3 — «Я изначальный Гуру. Из Меня исходят все остальные учителя и Гуру мироздания, и они, беря начало во Мне, проливают милость на все мироздание». Это также одно из проявлений милости Шрилы Шридхара Махараджа: он развеял заблуждения, косные представления о духовной жизни и дал представления о духовной жизни в правильном, благоприятном, перспективном ключе, более глубоком и более вдохновляющем.

#00:35:45#

Гуру Махарадж всегда повторял: «Даял Нитай! Даял Нитай!» Однажды его спросили: «Почему вы постоянно говорите даял Нитай?» На что Гуру Махарадж ответил: «Потому что я призываю милость даяла [милостивого] Нитая, Нитьянанды Прабху, Который способен привести в гармонию то, что невозможно привести в гармонию, и связать с Божественным то, что невозможно связать с Божественным. Самое гармоничное и самое преданное начало — даял Нитай». Поэтому мы также в долгу перед Нитьянандой Прабху, по милости Которого мы смогли принять прибежище у Шрилы Шридхара Махараджа.

#00:37:17#

В определенный момент, когда Шрила Шридхар Махарадж был вынужден уйти из Гаудия Матха, он принял решение поселиться в полном уединении, не соприкасаясь с людьми и не принимая учеников. Он отправился в Экачакру — место явления Нитьянанды Прабху, которое находится в Вирачандрапуре, и предложил свои нижайшие дандаваты Нитьянанде Прабху. Он молился о милости Нитьянанды Прабху, и в ответ обрел некое вдохновение, которое можно выразить посланием: «Ты просишь о милости для себя, но не раздаешь милость другим, ты принимаешь все для себя». И именно там, в Экачакре, Гуру Махарадж обрел это вдохновение, это побуждение к необходимости создать миссию, некое проповедническое движение. С величайшим смирением, скромностью он принял решение принять несколько учеников.

#00:39:51#

Он отправился в Навадвипу, в Колерганж, место, где сейчас находится Шри Чайтанья Сарасват Матх, и, поселившись там, основал миссию (Шри Чайтанья Сарасват Матх) и принял несколько первых учеников.

#00:40:26#

Первым зданием Шри Чайтанья Сарасват Матха была бамбуковая хижина. Рядом он закрепил очень длинный бамбуковый шест, на который повесил флаг. И в то же время он написал стихотворение, прославляющее Шри Чайтанья Сарасват Матх, его жителей, последователей, которые следуют высочайшим идеалам Рупы Госвами и преданности Шримати Радхарани. И кто-то пошутил, сказал: «О, столь величайшее прославление, прекрасная поэзия, написанная лишь по поводу установления бамбукового шеста с флагом и бамбуковой хижины». Но спустя некоторое время слава Шри Чайтанья Сарасват Матха была явлена, и сейчас для нас и для преданных по всему миру это является самым дорогом домом, самым возвышенным местом, главным матхом Шри Чайтанья Сарасват Матха.

#00:42:57#

Шрила Гурудев присоединился к миссии, к Матху, практически с момента основания, в 1947 году. В его деревню пришли брахмачари, проповедники Шрилы Шридхара Махараджа и, как описывал сам Гурудев, «промыли ему мозги», убедили его, чтобы он пришел в миссию Шрилы Шридхара Махараджа. В небольшом городке недалеко от места, где жил Шрила Шридхар Махарадж, молодой Гурудев работал помощником доктора местной больницы, и как раз туда пришли проповедники Шри Чайтанья Сарасват Матха и рассказали о послании Шрилы Шридхара Махараджа.

#00:44:37#

Шрила Гурудев был очарован красотой и сиянием проповедников (Сударшана Брахмачари и других). Слушая их лекции, он вспоминал о чтении «Шримад-Бхагаватам» Шринивасом Ачарьей на приеме у царя Бирхамбира, и ему казалось, что эти преданные подобны Шринивасу Ачарье, настолько они прекрасны и возвышенны. Брахмачари научили Гурудева, что он не есть это тело, что он не есть чей-то работник, что он душа, нитья-кришна-дас, и должен стремиться к высочайшему духовному благу. Так они проповедовали Шриле Гурудеву, и Гурудев решил оставить все, переплыл с ними реку и оказался в Шри Чайтанья Сарасват Матхе. Это было в 1947 году. В то время Шри Чайтанья Сарасват Матх был лишь бамбуковой хижиной, в которой жил Шрила Шридхар Махарадж, Гирирадж и Махапрабху.

#00:47:08#

Когда Шрила Гурудев впервые увидел Шрилу Шридхара Махараджа, как он сам описывал, он был ослеплен его красотой, его величественным видом, аристократичным видом. Он был очень высок, прекрасен и, как говорил Гурудев, выглядел так, как он всегда представлял себе Санатану Госвами.

#00:47:52#

(Гурудева в детстве звали Дхарма Дас.) Спустя некоторое время он был в Джаганнатха Пури на празднике Ратха-ятры. Там Шрила Гурудев получил посвящение и имя Гауренду Брахмачари. И один из первых вопросов, который Шрила Шридхар Махарадж задал Гурудеву: «Готов ли ты слушать меня и не слушать свой ум?» И Гурудев с готовностью ответил: «Да! Я готов полностью».

#00:49:10#

Шрила Гурудев вырос в бенгальской семье проповедников, он знал сотни песен Чандидаса, Видьяпати о Кришне и Его играх, и одним из первых наставлений Шрилы Шридхара Махараджа также было: «Ты должен забыть все, что ты знал до этого, и шаг за шагом учиться у меня снова».

#00:50:00#

В тот момент, когда Шрила Гурудев примкнул к миссии Шрилы Шридхара Махараджа, матушка Гурудева [Тарангини Деви] была вдовой. Отец его только что оставил тело и у нее еще было два сына. Она очень переживала, куда подевался ее сын Дхарма Дас. Тарангини Деви собрала делегацию соседей и друзей по деревне, и они отправились к Шриле Шридхару Махараджу, чтобы с боем забрать назад молодого Дхарму Даса. И, как и следовало ожидать, все закончилось большим скандалом. В какой-то момент Гурудев держался за железные прутья окна, а деревенские жители за ноги пытались оторвать его. Гурудев был старшим сыном в семье и должен был возглавить семью после ухода отца. На нем была огромная ответственность принять это положение и заботиться о семье, всех братьях и родственниках. В определенный момент кому-то пришла здравая мысль в голову: даже если и удастся оторвать его от оконных решеток и привести домой, все равно он вернется снова, поэтому бесполезно устраивать скандал и крик.

#00:53:08#

И тогда решили разойтись полюбовно. Они сели и обсудили все со Шрилой Шридхаром Махараджем и пришли к заключению, что Тарангини, матушка Шрилы Гурудева, также сможет жить в храме, и его братья также смогут жить и в любой момент останавливаться в храме. Братья Шрилы Гурудева также получили посвящение у Шрилы Шридхара Махараджа. Их имена Дханаджая и Вишварупа. Вся семья получила посвящение у Шрилы Шридхара Махараджа и приняла вайшнавскую линию Шрилы Шридхара Махараджа.

#00:54:19#

В 1985 году после длительных уговоров и настояний Шрила Говинда Махарадж принял санньясу, отреченный уклад, у Шрилы Шридхара Махараджа. И тому была предыстория. Шрила Шридхар Махарадж однажды сказал: «Либо ты принимаешь санньясу и возглавляешь миссию, либо я разберу ее по кирпичикам и сравняю с землей». Шрила Гурудев всегда был полностью предан миссии Шрилы Шридхара Махараджа, всегда служил ему, не оставляя это служение ни на день, но он не хотел занимать положение главного Гуру, главного санньяси. Он всегда хотел служить миссии, но не занимая главенствующего положения, однако такова была воля Шрилы Шридхара Махараджа.

#00:55:51#

Именно тогда Шрила Гурудев сказал: «Я жертвенный козел Шрилы Шридхара Махараджа. Пусть он делает, что пожелает. Если он пожелает перерезать мне горло — ради Бога». Быть козлом в Бенгалии также не престижно, как и в России: в какой-то момент обязательно отрубят голову и принесут в жертву Кали. Гурудев сказал: «Я принимаю это положение. Я жертвенное подношение и готов расстаться со своей головой на жертвенном алтаре».

#00:57:13#

Так Шрила Гурудев принял санньясу и имя Бхакти Сундар Говинда. Говинда было любимым именем Кришны у Шрилы Шридхара Махараджа. Шрила Шридхар Махарадж назвал свои Божества Говинда Сундар, а своего самого любимого преданного ученика — Сундар Говинда.

#00:58:02#

После того как Шрила Гурудев принял санньясу и занял положение лидера Шри Чайтанья Сарасват Матха, Шрила Шридхар Махарадж был счастлив, ощутил большое облегчение, а через некоторое время Шрила Гурудев стал давать инициации как ачарья миссии. Однажды, когда Шрила Гурудев был в отъезде по делам, пришел преданный, который должен был получить инициацию. И так как Шрилы Гурудева не было в матхе, в тот момент инициацию ему дал Шрила Шридхар Махарадж, но как ритвик Гурудева, то есть он дал инициацию от имени Шрилы Гурудева, как посредник от имени Шрилы Гурудева.

#00:59:38#

Последняя воля Шрилы Шридхара Махараджа была такова: все должны принять Говинду Махараджа, а те, кто не может принять Говинду Махараджа, должны уйти из Матха. И в последние дни [жизни Шрилы Шридхара Махараджа], как рассказывал Госвами Махарадж, Шрила Шридхар Махарадж позвал его к себе, обхватил за плечи и тряс какое-то время, спрашивая снова и снова: «Ты будешь помогать Говинде Махараджу? Ты примешь Говинду Махараджа? Ты должен помогать Говинде Махараджу!»

#01:00:35#

Когда все было устроено, и миссия была полностью передана его любимому ученику и последователю Говинде Махараджу, Шрила Шридхар Махарадж оставил этот мир в 1988 году. Все в мироздании, казалось, сотряслось из-за ухода Шрилы Шридхара Махараджа. В Бенгалии было большое землетрясение в момент ухода Шрилы Шридхара Махараджа. На месте, где Гурудев собирался построить самадхи-мандир, росло большое манговое дерево. По обычаю, в матхе не срубали деревья, но в день ухода Шрилы Шридхара Махараджа это дерево высохло, ушло, таким образом освободив место для самадхи-мандира Шрилы Шридхара Махараджа. Из-за этого дерева нельзя было построить храм таким, каким он должен был быть построен, и, переживая разлуку со Шрилой Шридхаром Махараджем, дерево ушло вместе со Шридхаром Махараджем, в тот же день. Из ствола этого дерева были сделаны двери в самадхи-мандир Шрилы Шридхара Махараджа.

#01:03:06#

День явления нашего Гуру — самый главный праздник для нас, самый счастливый день в году. Явление Гурудева подобно восходу [солнца], а его уход подобен закату. Великие учителя не рождаются и не умирают, они в какой-то момент проявляются и в какой-то момент уходят из видимого плана [бытия]. Величие жизни и деяний Шрилы Шридхара Махараджа далеко за пределами моих возможностей рассказывать об этом, но я сказала, что могла, и молюсь, чтобы не сказать что-то неправильное или не совершить каких-либо оскорблений.

Переводчик: Амия Синдху Дас
Транскрипцию выполнила: Малика Деви Даси
Редактор: Традиш Дас

 


1 Шрила Шридхар Махарадж стал учеником Шрилы Сарасвати Тхакура в 1926 году.

2 Шрила Шридхар Махарадж получил санньясу от Шрилы Сарасвати Тхакура в 1930 году.

3 А̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ вӣджа̄нӣйа̄н на̄ванманйета кархичит / на мартйа-буддхйа̄сӯйета сарва-дева-майо гурух̣ — Господь Кришна говорит: «Следует знать, что ачарья — это Я. Никогда не следует проявлять к нему какую-либо непочтительность. Не следует ему завидовать, считать его обычным человеком, ибо он представитель всех богов» («Шримад-Бхагаватам», 11.17.27).




←  «К чудесному дню явления Шрилы Шридхара Махараджа» | Шримати Бхакти Лалита Деви Даси | “For the Grand Appearance Day Celebration of Srila Sridhar Maharaj.” Srimati Bhakti Lalita Devi Dasi ·• Архив новостей •· «Прославление Шрилы Б. С. Говинды Махараджа». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 7 ноября 1985 года. Навадвипа Дхама, Индия  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 45.2 МБ)

Russian

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси

День явления Шрилы Шридхара Махараджа

(28 октября 2013 года. Чиангмай, Таиланд)

 

[исполнение бхаджана «Бхаджаху Ре Мана»]

#00:02:05#

Сегодня самый благоприятный день, день явления Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Махараджа, который является нашим величайшим духовным «дедушкой» и духовным «прадедушкой» [для некоторых из вас]. В писаниях говорится, что дед любит своих внуков даже больше, чем отец — детей. Дедушка любит внуков, не замечая их недостатков и каких-то ошибок, шалостей, и просто постоянно благословляет их с любовью.

#00:03:15#

Сегодня здесь нет Госвами Махараджа, жизнь которого — это учение и наставления Шрилы Шридхара Махараджа. Без сомнений, он сегодня даст лекцию во Вриндаване, и, возможно, также будет трансляция этой лекции. Надеюсь, мы сможем посмотреть ее позже. Сейчас же мы сами постараемся, по нашим силам, прославить нашего Парам-Гурудева, Шрилу Шридхара Махараджа. Мы знаем о Шриле Шридхаре Махарадже от нашего Гурудева, Говинды Махараджа, его спутников и последователей. Шрила Гурудев говорил про себя: «Я собака одного хозяина». Иногда он описывал себя словами: «Я жертвенный козел моего Гуру Махараджа. Он может приносить меня в жертву в этой жизни и в последующих. Все, что он пожелает, он может делать со мной».

#00:05:18#

Гурудев был фанатичным последователем Шрилы Шридхара Махараджа, и он очень гордился, когда его так называли, он очень гордился этим титулом — фанатичный последователь. Обычно мы стараемся избегать фанатизма и это считается чем-то негативным, но по отношению к Шриле Шридхару Махараджу Гурудев говорил, что это идеально — быть фанатичным последователем Шрилы Шридхара Махараджа. Именно Госвами Махарадж однажды сказал: «Вы фанатичный последователь Гуру Махараджа». Гурудев очень обрадовался, услышав это, и сказал: «Да, это лучший комплимент, который бы я мог услышать».

#00:06:34#

Мы видели, как Гурудев отдал жизнь Шриле Шридхару Махараджу и был божественным слугой его миссии всю жизнь. Он посвятил всю жизнь Шриле Шридхару Махараджу, его Божествам и его преданным. И он готов был пройти через все трудности, все неудобства, все виды препятствий ради служения Шридхару Махараджу и его миссии.

#00:08:05#

В конце восьмидесятых, когда весь западный мир стал приходить к Шриле Шридхару Махараджу за советом, чтобы обрести его общение, сам Шрила Шридхар Махарадж относился к этому без энтузиазма. Даже высокопоставленных представителей ДжиБиСи и знаменитых Гуру он принимал без особого энтузиазма и иногда в общем-то без всякого желания. Но следуя наставлениям Шрилы Бхактиведанты Свами, его ученики стремились прийти к Шриле Шридхару Махараджу, чтобы получить наставления и помощь в духовной жизни, поэтому учеников приходило все больше и больше. И лишь по милости Шрилы Говинды Махараджа, уступая его мольбе, Шрила Шридхар Махарадж принимал европейских последователей и гостей. Шрила Говинда Махарадж просил: «Пожалуйста, прими их, просто даруй им свое общение, я позабочусь обо всем необходимом: их устройстве, жилье, питании».

#00:10:03#

Шрила Шридхар Махарадж был знаменит и прославлен за три качества. Его первое качество — отреченная природа, отсутствие привязанностей к каким-либо материальным благам. Второе качество — это необычайно сильный, всепобеждающий здравый смысл. И третье — невероятный интеллект. В силу отреченной природы Шрила Шридхар Махарадж всегда старался занять положение в отдалении, он никогда не стремился стать лицом какого-либо собрания или какого-либо движения. Он всегда занимал положение немножко в стороне, поэтому всегда сторонился больших собраний, больших мероприятий, большого положения в общем.

#00:12:02#

Лишь благодаря Шриле Говинде Махаражду, Шриле Гурудеву, западные преданные смогли приходить в Шри Чайтанья Сарасват Матх, оставаться в матхе на какое-то время, благодаря его обещаниям и обетам, данным Шриле Шридхару Махараджу, — позаботиться и предоставить для них все необходимое.

#00:12:36#

Шрила Шридхар Махарадж явился в этот мир в 1895 году в местечке под названием Хапания, которое является частью Гаура-мандалы. Гаура-мандала — это святое место, где явился Махапрабху, и прилегающие окрестности. Гаура-мандала неотлична от Вриндавана, в Гаура-мандале вы найдете все святые места, ключевые места Вриндавана. И Варшана Вриндавана в Гаура-мандале проявлена как Хапания. Шрила Гурудев также подчеркивал это, что мы должны видеть Хапанию неотличной от Варшаны — места явления Шримати Радхарани. Шрила Гурудев нашел непосредственно место, где явился Шрила Шридхар Махарадж, и на этом месте был построен храм.

#00:14:52#

Божества, установленные на этом месте, — Радха-Гопинатх и Махапрабху. Вокруг Них существует наш матх в Хапании, куда приезжают преданные Шри Чайтанья Сарасват Матха.

#00:15:16#

Шрила Шридхар Махарадж родился в очень знатной и уважаемой брахманической семье, семье смарта-брахманов, титул которых был Бхаттачарья. Его имя по рождению было Рамендра Чандра Бхаттачарья. Домашним языком был санскрит. Он вырос, разговаривая на санскрите и, конечно, бенгали и с детства был предан Махапрабху и нама-санкиртане. Недалеко от места рождения Шрилы Шридхара Махараджа есть храм Господа Шивы под названием Бурорадж Шива. Этот храм имеет большое значение в истории явления нашего Шрилы Гурудева и также он связан со Шрилой Шридхаром Махараджем, потому что именно в этот храм Шрила Шридхар Махарадж в детстве регулярно приносил цветок лотоса для поклонения Господу. И именно к этому божеству родители Шрилы Гурудева пришли с молитвами о сыне, и в ответ на эти молитвы Господь Шива дал им ребенка, которым стал наш Шрила Гурудев.

#00:17:54#

Место явления Шрилы Шридхара Махараджа и место явления Шрилы Гурудева находятся друг от друга где-то на расстоянии шести километров и где-то между ними как раз расположен храм Господа Шивы. Шрила Шридхар Махарадж рассказывал, как в детстве он шел в этот храм Бурораджа Шивы и на полпути немножко устал. Он присел отдохнуть под деревом и в тот момент ему явилась вселенская форма Господа.

#00:19:10#

В юности Шрила Шридхар Махарадж учился в колледже на юриста и обладал необычайным интеллектом. Он искал встреч с различными духовными личностями и так он повстречался с последователями Гаудия Матха Шрилы Сарасвати Тхакура. Это было где-то в тридцатые годы двадцатого столетия1. Он стал приходить на лекции Сарасвати Тхакура и слушать необычайно внимательно. Он слушал настолько внимательно, что брахмачари и ученики Сарасвати Тхакура решили, что так слушать может только шпион. «Наверняка он какой-то правительственный шпион».

#00:20:14#

В какой-то момент при входе на лекцию его остановил один из брахмачари и сказал: «Молодой человек, вам нельзя, вы не можете пройти!» Шрила Шридхар Махарадж был шокирован таким поведением, он ушел с собрания, пошел к Ганге и какое-то время размышлял над ситуацией. Он пришел к выводу, что какие бы унижения и сложности ни пришлось пережить ради Сарасвати Тхакура, ради его возвышенных идей, он готов стерпеть это. И тогда Сарасвати Тхакур через какое-то время также признал его и сам заботился о том, чтобы Шрила Шридхар Махарадж попадал на лекции без проблем. Через некоторое время Шрила Шридхар Махарадж получил посвящение и имя Рамендра Сундар Прабху. Затем, в определенный момент, он был переименован в Рамананду. И через некоторое совсем небольшое время, кажется, в тридцать шестом году, он получил санньясу от Сарасвати Тхакура и имя Шрила Бхакти Ракшак Шридхар2. Бхакти Ракшак означает «Хранитель преданности».

#00:23:06#

Шрила Сарасвати Тхакур видел в Шриле Шридхаре Махарадже способность сохранять чистоту и возвышенность идеалов вайшнавизма, поэтому он и дал ему это положение хранителя, защитника преданности, защитника высоких идеалов.

#00:23:43#

Он [Шрила Шридхар Махарадж] был очень активным проповедником Гаудия Матха, путешествовал по всей Индии и проповедовал свободно на санскрите, бенгали, хинди и английском. Он путешествовал по Индии, выступал в университетах, встречался с королями, различными важными персонами Индии и был одинаково доступен, понятен и тепло встречен всеми.

#00:24:33#

Он глубоко понимал своего учителя, и часто после лекций Сарасвати Тхакура даже его старшие ученики приходили к Шриле Шридхару Махараджу и просили его объяснить то, о чем говорил Сарасвати Тхакур. Он мог дословно запоминать все, что слышал от своего духовного учителя, и мог объяснять самые глубокие идеи.

#00:25:23#

Он также написал множество произведений на английском, санскрите и бенгали. Он писал поэзию, поэмы и стихи, писал статьи и комментарии — все различные виды вайшнавских произведений. Также он явил внутренний смысл Гаятри-мантры, одной из ключевых ведических мантр, смысл которой не был явлен до него никем. Его комментарии на четыре ключевых шлоки Бхагавад-гиты известны во всем мире как самые возвышенные комментарии на шлоки Гиты, связывающие Гиту с самыми возвышенными идеями мадхура-расы.

#00:27:19#

Он сравнивал себя с пчелой, собирающей капли нектара, который вкушают величайшие преданные. Из этих каплей нектара он составил книгу «Шри Шри Прапанна-дживанамритам», описывающую стадии и составляющие полного предания Господу. Эта книга почитается преданными во всем мире как ключевая книга, посвященная самопреданию Господу, в которой описываются все составляющие полного предания себя Господу. Ее иногда описывают как самую важную книгу, когда-либо явленную в этом мире.

#00:28:45#

Во всех Гаудия Матхах в Индии, если вы придете туда, вы услышите, как преданные поют бхаджаны, написанные Шрилой Шридхаром Махараджем: «пран̣ама̄ми сада̄ прабхупа̄да-падам», «джайа ш́ачӣнандана сура-муни-вандана» и другие.

#00:29:32#

Мы в величайшем долгу перед нашим Парам-Гурудевом, Шрилой Шридхаром Махараджем, и испытываем величайшую благодарность, потому что именно благодаря ему мы обрели связь с сознанием Кришны. Мы надеемся, что он прольет на нас свою милость и улыбнется, видя, как мы пытаемся прославить его в день его явления.

#00:30:16#

Величайшую ценность представляют его лекции, которые он дал на английском. Теперь они также переведены на русский, они даже переведены с английского на его родной язык — бенгали. Шрила Гурудев говорил: «Он дал столь многое на английском, что даже на бенгали нет такого богатства. Теперь это необходимо перевести с английского на бенгали». Многие вещи, которые ученики, жившие с Шридхаром Махараджем, долгие годы никогда не слышали от него на бенгали, были впервые произнесены Гуру Махараджем на английском, когда англоговорящие преданные задавали свои вопросы.

#00:31:34#

Английский Шрилы Шридхара Махараджа необычайно прекрасен и совершенен, а его слова подобны поэтическим афоризмам, необычайно четко и глубоко описывающим суть вещей.

#00:31:53#

Он был известен как человек, говорящий только правду. И поначалу он считал, что нужно говорить только правду, только правду, несмотря ни на что. Но позже с опытом он осознал, что необходимо говорить правду и только правду, но только ту, которая приносит радость и пользу. Этот принцип также был выражен афоризмом «милость выше справедливости». В книге «Шри Гуру и его милость» дается всестороннее объяснение феномена Гуру, кто есть Гуру, вселенское понимание. В этой книге полностью разбиваются сектантские представления и заблуждения о том, кто есть Гуру. В этой книге, начиная с самых простых вещей, объясняется вся глубина понятия Гуру и дается понимание, что Гуру есть проявление Божественного в этом мире. Гуру — это проявление Господа Кришны в этом материальном мире, и говорится, что не всем необходим Гуру.

#00:34:30#

Кришна говорит: а̄чарйам̇ ма̄м̇ виджа̄нӣйа̄н3 — «Я изначальный Гуру. Из Меня исходят все остальные учителя и Гуру мироздания, и они, беря начало во Мне, проливают милость на все мироздание». Это также одно из проявлений милости Шрилы Шридхара Махараджа: он развеял заблуждения, косные представления о духовной жизни и дал представления о духовной жизни в правильном, благоприятном, перспективном ключе, более глубоком и более вдохновляющем.

#00:35:45#

Гуру Махарадж всегда повторял: «Даял Нитай! Даял Нитай!» Однажды его спросили: «Почему вы постоянно говорите даял Нитай?» На что Гуру Махарадж ответил: «Потому что я призываю милость даяла [милостивого] Нитая, Нитьянанды Прабху, Который способен привести в гармонию то, что невозможно привести в гармонию, и связать с Божественным то, что невозможно связать с Божественным. Самое гармоничное и самое преданное начало — даял Нитай». Поэтому мы также в долгу перед Нитьянандой Прабху, по милости Которого мы смогли принять прибежище у Шрилы Шридхара Махараджа.

#00:37:17#

В определенный момент, когда Шрила Шридхар Махарадж был вынужден уйти из Гаудия Матха, он принял решение поселиться в полном уединении, не соприкасаясь с людьми и не принимая учеников. Он отправился в Экачакру — место явления Нитьянанды Прабху, которое находится в Вирачандрапуре, и предложил свои нижайшие дандаваты Нитьянанде Прабху. Он молился о милости Нитьянанды Прабху, и в ответ обрел некое вдохновение, которое можно выразить посланием: «Ты просишь о милости для себя, но не раздаешь милость другим, ты принимаешь все для себя». И именно там, в Экачакре, Гуру Махарадж обрел это вдохновение, это побуждение к необходимости создать миссию, некое проповедническое движение. С величайшим смирением, скромностью он принял решение принять несколько учеников.

#00:39:51#

Он отправился в Навадвипу, в Колерганж, место, где сейчас находится Шри Чайтанья Сарасват Матх, и, поселившись там, основал миссию (Шри Чайтанья Сарасват Матх) и принял несколько первых учеников.

#00:40:26#

Первым зданием Шри Чайтанья Сарасват Матха была бамбуковая хижина. Рядом он закрепил очень длинный бамбуковый шест, на который повесил флаг. И в то же время он написал стихотворение, прославляющее Шри Чайтанья Сарасват Матх, его жителей, последователей, которые следуют высочайшим идеалам Рупы Госвами и преданности Шримати Радхарани. И кто-то пошутил, сказал: «О, столь величайшее прославление, прекрасная поэзия, написанная лишь по поводу установления бамбукового шеста с флагом и бамбуковой хижины». Но спустя некоторое время слава Шри Чайтанья Сарасват Матха была явлена, и сейчас для нас и для преданных по всему миру это является самым дорогом домом, самым возвышенным местом, главным матхом Шри Чайтанья Сарасват Матха.

#00:42:57#

Шрила Гурудев присоединился к миссии, к Матху, практически с момента основания, в 1947 году. В его деревню пришли брахмачари, проповедники Шрилы Шридхара Махараджа и, как описывал сам Гурудев, «промыли ему мозги», убедили его, чтобы он пришел в миссию Шрилы Шридхара Махараджа. В небольшом городке недалеко от места, где жил Шрила Шридхар Махарадж, молодой Гурудев работал помощником доктора местной больницы, и как раз туда пришли проповедники Шри Чайтанья Сарасват Матха и рассказали о послании Шрилы Шридхара Махараджа.

#00:44:37#

Шрила Гурудев был очарован красотой и сиянием проповедников (Сударшана Брахмачари и других). Слушая их лекции, он вспоминал о чтении «Шримад-Бхагаватам» Шринивасом Ачарьей на приеме у царя Бирхамбира, и ему казалось, что эти преданные подобны Шринивасу Ачарье, настолько они прекрасны и возвышенны. Брахмачари научили Гурудева, что он не есть это тело, что он не есть чей-то работник, что он душа, нитья-кришна-дас, и должен стремиться к высочайшему духовному благу. Так они проповедовали Шриле Гурудеву, и Гурудев решил оставить все, переплыл с ними реку и оказался в Шри Чайтанья Сарасват Матхе. Это было в 1947 году. В то время Шри Чайтанья Сарасват Матх был лишь бамбуковой хижиной, в которой жил Шрила Шридхар Махарадж, Гирирадж и Махапрабху.

#00:47:08#

Когда Шрила Гурудев впервые увидел Шрилу Шридхара Махараджа, как он сам описывал, он был ослеплен его красотой, его величественным видом, аристократичным видом. Он был очень высок, прекрасен и, как говорил Гурудев, выглядел так, как он всегда представлял себе Санатану Госвами.

#00:47:52#

(Гурудева в детстве звали Дхарма Дас.) Спустя некоторое время он был в Джаганнатха Пури на празднике Ратха-ятры. Там Шрила Гурудев получил посвящение и имя Гауренду Брахмачари. И один из первых вопросов, который Шрила Шридхар Махарадж задал Гурудеву: «Готов ли ты слушать меня и не слушать свой ум?» И Гурудев с готовностью ответил: «Да! Я готов полностью».

#00:49:10#

Шрила Гурудев вырос в бенгальской семье проповедников, он знал сотни песен Чандидаса, Видьяпати о Кришне и Его играх, и одним из первых наставлений Шрилы Шридхара Махараджа также было: «Ты должен забыть все, что ты знал до этого, и шаг за шагом учиться у меня снова».

#00:50:00#

В тот момент, когда Шрила Гурудев примкнул к миссии Шрилы Шридхара Махараджа, матушка Гурудева [Тарангини Деви] была вдовой. Отец его только что оставил тело и у нее еще было два сына. Она очень переживала, куда подевался ее сын Дхарма Дас. Тарангини Деви собрала делегацию соседей и друзей по деревне, и они отправились к Шриле Шридхару Махараджу, чтобы с боем забрать назад молодого Дхарму Даса. И, как и следовало ожидать, все закончилось большим скандалом. В какой-то момент Гурудев держался за железные прутья окна, а деревенские жители за ноги пытались оторвать его. Гурудев был старшим сыном в семье и должен был возглавить семью после ухода отца. На нем была огромная ответственность принять это положение и заботиться о семье, всех братьях и родственниках. В определенный момент кому-то пришла здравая мысль в голову: даже если и удастся оторвать его от оконных решеток и привести домой, все равно он вернется снова, поэтому бесполезно устраивать скандал и крик.

#00:53:08#

И тогда решили разойтись полюбовно. Они сели и обсудили все со Шрилой Шридхаром Махараджем и пришли к заключению, что Тарангини, матушка Шрилы Гурудева, также сможет жить в храме, и его братья также смогут жить и в любой момент останавливаться в храме. Братья Шрилы Гурудева также получили посвящение у Шрилы Шридхара Махараджа. Их имена Дханаджая и Вишварупа. Вся семья получила посвящение у Шрилы Шридхара Махараджа и приняла вайшнавскую линию Шрилы Шридхара Махараджа.

#00:54:19#

В 1985 году после длительных уговоров и настояний Шрила Говинда Махарадж принял санньясу, отреченный уклад, у Шрилы Шридхара Махараджа. И тому была предыстория. Шрила Шридхар Махарадж однажды сказал: «Либо ты принимаешь санньясу и возглавляешь миссию, либо я разберу ее по кирпичикам и сравняю с землей». Шрила Гурудев всегда был полностью предан миссии Шрилы Шридхара Махараджа, всегда служил ему, не оставляя это служение ни на день, но он не хотел занимать положение главного Гуру, главного санньяси. Он всегда хотел служить миссии, но не занимая главенствующего положения, однако такова была воля Шрилы Шридхара Махараджа.

#00:55:51#

Именно тогда Шрила Гурудев сказал: «Я жертвенный козел Шрилы Шридхара Махараджа. Пусть он делает, что пожелает. Если он пожелает перерезать мне горло — ради Бога». Быть козлом в Бенгалии также не престижно, как и в России: в какой-то момент обязательно отрубят голову и принесут в жертву Кали. Гурудев сказал: «Я принимаю это положение. Я жертвенное подношение и готов расстаться со своей головой на жертвенном алтаре».

#00:57:13#

Так Шрила Гурудев принял санньясу и имя Бхакти Сундар Говинда. Говинда было любимым именем Кришны у Шрилы Шридхара Махараджа. Шрила Шридхар Махарадж назвал свои Божества Говинда Сундар, а своего самого любимого преданного ученика — Сундар Говинда.

#00:58:02#

После того как Шрила Гурудев принял санньясу и занял положение лидера Шри Чайтанья Сарасват Матха, Шрила Шридхар Махарадж был счастлив, ощутил большое облегчение, а через некоторое время Шрила Гурудев стал давать инициации как ачарья миссии. Однажды, когда Шрила Гурудев был в отъезде по делам, пришел преданный, который должен был получить инициацию. И так как Шрилы Гурудева не было в матхе, в тот момент инициацию ему дал Шрила Шридхар Махарадж, но как ритвик Гурудева, то есть он дал инициацию от имени Шрилы Гурудева, как посредник от имени Шрилы Гурудева.

#00:59:38#

Последняя воля Шрилы Шридхара Махараджа была такова: все должны принять Говинду Махараджа, а те, кто не может принять Говинду Махараджа, должны уйти из Матха. И в последние дни [жизни Шрилы Шридхара Махараджа], как рассказывал Госвами Махарадж, Шрила Шридхар Махарадж позвал его к себе, обхватил за плечи и тряс какое-то время, спрашивая снова и снова: «Ты будешь помогать Говинде Махараджу? Ты примешь Говинду Махараджа? Ты должен помогать Говинде Махараджу!»

#01:00:35#

Когда все было устроено, и миссия была полностью передана его любимому ученику и последователю Говинде Махараджу, Шрила Шридхар Махарадж оставил этот мир в 1988 году. Все в мироздании, казалось, сотряслось из-за ухода Шрилы Шридхара Махараджа. В Бенгалии было большое землетрясение в момент ухода Шрилы Шридхара Махараджа. На месте, где Гурудев собирался построить самадхи-мандир, росло большое манговое дерево. По обычаю, в матхе не срубали деревья, но в день ухода Шрилы Шридхара Махараджа это дерево высохло, ушло, таким образом освободив место для самадхи-мандира Шрилы Шридхара Махараджа. Из-за этого дерева нельзя было построить храм таким, каким он должен был быть построен, и, переживая разлуку со Шрилой Шридхаром Махараджем, дерево ушло вместе со Шридхаром Махараджем, в тот же день. Из ствола этого дерева были сделаны двери в самадхи-мандир Шрилы Шридхара Махараджа.

#01:03:06#

День явления нашего Гуру — самый главный праздник для нас, самый счастливый день в году. Явление Гурудева подобно восходу [солнца], а его уход подобен закату. Великие учителя не рождаются и не умирают, они в какой-то момент проявляются и в какой-то момент уходят из видимого плана [бытия]. Величие жизни и деяний Шрилы Шридхара Махараджа далеко за пределами моих возможностей рассказывать об этом, но я сказала, что могла, и молюсь, чтобы не сказать что-то неправильное или не совершить каких-либо оскорблений.

Переводчик: Амия Синдху Дас
Транскрипцию выполнила: Малика Деви Даси
Редактор: Традиш Дас

 


1 Шрила Шридхар Махарадж стал учеником Шрилы Сарасвати Тхакура в 1926 году.

2 Шрила Шридхар Махарадж получил санньясу от Шрилы Сарасвати Тхакура в 1930 году.

3 А̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ вӣджа̄нӣйа̄н на̄ванманйета кархичит / на мартйа-буддхйа̄сӯйета сарва-дева-майо гурух̣ — Господь Кришна говорит: «Следует знать, что ачарья — это Я. Никогда не следует проявлять к нему какую-либо непочтительность. Не следует ему завидовать, считать его обычным человеком, ибо он представитель всех богов» («Шримад-Бхагаватам», 11.17.27).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования