«Простота духовной жизни». Шрила Б. Р. Мадхусудан Махарадж. 24 марта 2016 года. Лахта, Санкт-Петербург



Russian

Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж

Простота духовной жизни

(24 марта 2016 года. Лахта, Санкт-Петербург)


Данди Махарадж: Махарадж говорит, что сейчас время для лекции. Восемь часов. Может, какие-то вопросы есть?

#00:00:24#

Сахадев Прабху: У меня на самом деле есть вопрос к Мадхусудану Махараджу как к человеку, который очень много проводил времени с Гурудевом. Мы знаем, что у Шрилы Шридхара Махараджа есть определенные афоризмы, например: «Красота выше силы», «Милость выше справедливости». И когда мы знакомимся с лекциями Гурудева, то возникает ощущение, что у Гурудева также были три определенные вещи. Первое — это смирение и терпение, второе — это любовь и нежность, а третье — это простота и сладость, которыми он описывал сознание Кришны. Насколько это правильное понимание? Может ли Махарадж дать определенные комментарии?

#00:03:43#

Мадхусудан Махарадж:

гурва̄бхӣш̣т̣а-супӯракам̇ гуру-ган̣аир а̄ш́ӣш̣а-самбхӯш̣итам̇,
чинтйа̄чинтйа-самаста-веда-нипун̣ам̇ ш́рӣ-рӯпа-пантха̄нугам
говинда̄бхидхам уджжвалам̇ вара-танум̇ бхактй анвитам̇ сундарам̇,
ванде виш́ва-гурун̃ ча дивйа-бхагават-премн̣о хи бӣджa-прадам[1]

девам̇ дивйа-танум̇ сучанда-ваданам̇-ба̄ла̄рка-чела̄н̃читам̇
са̄ндра̄нанда-пурам̇ сад-эка-варанам̇ ваира̄гйа-видйа̄мбудхим
ш́рӣ-сиддха̄нта-нидхим̇ субхакти-ласитам̇ са̄расвата̄на̄м варам̇
ванде там̇ ш́убхадам̇ мад-эка-ш́аран̣ам̇ нйа̄сӣш́варам̇ ш́рӣдхарам[2]

ва̄н̃чха̄-калпатарубхйаш́ ча кр̣па̄-синдхубхйа эва ча
патита̄на̄м̇ па̄ванебхйо ваиш̣н̣авебхйо намо намах̣[3]

#00:04:50#

Прабху, что я могу сказать? Мне посчастливилось общаться с двумя такими величайшими личностями. Каждый из них очень сострадателен и очень заботлив по отношению к падшим душам, и оба они посвятили всю свою жизнь тому, чтобы очистить других — для того чтобы возвысить их. Они никогда не хотели ничего для себя, вся их жизнь была посвящена заботе о благе других.

#00:06:10#

Что мы можем сказать? Веды существуют в форме слов, в форме звука, поэтому ведическое знание входит в сознание человека через слух, оно направляется в форме слов, но сами Веды говорят, что даже это знание — всего лишь указатель на пути к духовному царству.

#00:06:53#

Безусловно, Шрила Гурудев и Шрила Гуру Махарадж объясняли нам правильный путь, правильную дорогу, используя эти слова, эти выражения, но в наибольшей степени духовное знание проявилось в них самих, в самих их личностях, они сами своим живым примером показывали нам, что такое жить духовной жизнью.

#00:07:25#

Мы можем осознать на основе их учения, на основе их живого примера, что общение с преданными — это наиболее ценная вещь, самое ценное из всего, что только можно себе представить.

#00:07:58#

И [они] не просто преданные, в их случае мы имеем дело с преданными очень возвышенного уровня, со спутниками Шрилы Сарасвати Тхакура, со спутниками самого Шри Чайтаньи Махапрабху.

#00:08:40#

Как в случае с этими дорожными указателями, их жизнь проходила на наших глазах, и, конечно, мы что-то могли оценить из их слов, но то, что проявлялось в них, было превыше всяких слов, превыше даже всякой нашей возможности представить.

Данди Махарадж: Очень мистический ответ.

#00:09:08#

Мадхусудан Махарадж: Мы видели их природу. Ачарья — это тот, кто учит прежде всего своим примером. Нам необходимо следовать по стопам предыдущих ачарьев, но не подражать им.

#00:09:37#

Сахадев Прабху: Когда, например, Гурудев говорит, что сознание Кришны — это простое, сладостное явление, что он имеет в виду?

#00:10:15#

Мадхусудан Махарадж: Шрила Гуру Махарадж говорил о гьяна-шунья-бхакти. Прежде всего мы должны очистить сердце от всех материальных покрытий и тогда проявится истинная природа нашей души, то есть нашего подлинного «я», а это природа и есть природа души слуги Кришны.

#00:10:56#

С единой точки зрения это довольно простая идея. Мы должны просто очистить свое сердце, чтобы в конце концов осознать нашу подлинную индивидуальность, нашу подлинную сущность слуги, должны очистить сердце от всего материального, ото всех материальных желаний и привязанностей и тогда проявится эта подлинная природа. Это, в сущности, достаточно простой процесс, нужно только верить в эту практику, которая очищает наше сердце. Нет необходимости усложнять что-то, потому что, в сущности, это довольно простая вещь.

#00:11:38#

Жизнь в преданности проста и сладостна. Иногда Гурудев говорил: «Моя жизнь была простой и сладостной». Но со временем все больше и больше ответственности и все больше головной боли у него появлялось.

#00:12:34#

Мы видели Гурудева, мы видели, как он живет духовной жизнью изо дня в день очень много лет вплоть до той трагической минуты, когда ему минуло 82 и он покинул этот мир. Мы наблюдали всю его жизнь, и его жизнь была для нас всегда совершенным примером преданности.

#00:13:06#

И только по его милости у нас был открыт доступ к Шриле Гуру Махараджу, и лишь по его милости Шрила Гуру Махарадж явил всему миру свою уникальную непревзойденную кришна-катху. Те дни были тоже очень простыми и сладостными — до наступления компьютерной эры и всех этих вещей.

#00:13:40#

Сахадев Прабху: Также Гурудев говорит, что святое имя нужно воспевать с любовью и нежностью. Но для нас это достаточно абстрактное явление. Мы не чувствуем, что у нас есть любовь и нежность к святому имени, иногда мы заняты какими-то делами, для нас это некий долг. Где взять эту любовь и нежность в принципе, если у нас их нет?

#00:15:02#

Мадхусудан Махарадж: Мы можем вспомнить известную шлоку Шрилы Рупы Госвами из «Упадешамриты», в которой говорится: «Удивительно и чудесно, это некое чудо, что, просто повторяя святое имя день за днем старательно и аккуратно, мы постепенно придем к очищению и ощутим определенную сладость святого имени».

#00:15:40#

Старательно повторять — значит изучить десять оскорблений и стараться избегать их, и непросто избегать, а принимать противоядие, то есть делать нечто прямо противоположное этим десяти оскорблениям и тем самым стараться повторять святое имя в правильном настроении преданности.

#00:16:11#

Также [необходимо] понять, что такое намабхаса, и стараться повторять [святое имя] правильно, со всем вниманием и именно в духе преданности.

#00:16:39#

Нужно обязательно тридцать-сорок минут в день [воспевать святое имя], это не такой большой срок — сорок минут в день времени уделить очень внимательному повторению святого имени, понимая: это наш нама-бхаджан, так сорокаминутный нама-бхаджан в нашей жизни проявляется, и это сева. Это не просто какая-то поверхностная вещь, какая-то ерунда, это сева, которая дана нам нашим духовным учителем и которую мы обещали ему совершать. И к этой севе мы должны относиться, как и к любой севе, — с серьезностью.

#00:17:22#

Вот что означает для нас примерно эта фраза Гурудева: «повторять с любовью и нежностью».

#00:18:16#

Если кто-то находится в очень тяжелом психологическом состоянии, его родители погибли на войне или еще что-то с ним случилось, очень тяжко, и он всю свою жизнь, допустим, не знал любви и нежности, вся жизнь его была очень тяжелой, если кто-то пребывает в таком состоянии духа, то как мы вообще ему объясним, что такое любовь и нежность?

#00:19:11#

Но если такого человека поместить в очень благоприятную психологическую среду, в среду, где он [будет] окружен заботой и любовью, в очень семейную атмосферу, тогда он постепенно пробудит в себе восприятие подлинных ценностей жизни, подлинной заботы, подлинной любви, и тогда он постепенно начнет проникаться атмосферой любви и заботы.

#00:19:49#

По большому счету мы все имеем тяжелые душевные раны, и эти раны мешают нам ощутить любовь и нежность, поэтому неудивительно, что какое-то время мы не чувствуем этой любви и нежности от повторения святого имени и вообще от общества преданных, но постепенно, когда наша болезнь проходит и наши раны затягиваются, мы все больше и больше ощущаем эту любовь и нежность.

#00:20:50#

И не только повторение святого имени мы учимся совершать с любовью, но и все остальное: мы учимся принимать прасадам с любовью, мы учимся распространять прасадам с любовью, мы учимся общаться с преданными с огромной любовью, и все, что бы мы ни делали, — любая практика в служении из преданности, — мы учимся совершать ее с любовью и нежностью по отношению к преданным, святому имени, нашему духовному учителю.

#00:21:52#

Наши духовные наставники — Шрила Гуру Махарадж и Шрила Говинда Махарадж, обитатели той земли, земли севы, земли преданности, — приложили очень много сил и [уделили много] внимания тому, чтобы очистить нас и возвысить наше существование, наше сознание до этого уровня, до этого понимания любви и нежности, до уровня, на котором мы осознаем себя преданными и отказываемся от наших эгоистических склонностей. Они всегда говорили, что это самое важное — отказаться от эгоизма, и этот мир, этот план любви и преданности всегда ждет нас, и к нему направляют нас наши духовные наставники.

#00:23:11#

Мы можем думать, что же такое любовь и привязанность, можем долго размышлять об этом, но, к счастью, перед нашим взором был живой пример потрясающей любви и привязанности между двумя великими вайшнавами — Шрилой Говиндой Махараджем и Шрилой Шридхаром Махараджем. Это был хороший опыт.

#00:23:44#

Другой пример я могу привести — это также взаимоотношения полной любви и нежности между Шрилой Гуру Махараджем и Шрилой Бхакти Вичаром Джаджаваром Махараджем. Это очень трогательные отношения, очень трогательные.

#00:24:18#

После того, как ушел Джаджавар Махарадж, Шрила Гуру Махарадж сказал: «Теперь я чувствую себя полностью одиноким». Все, к кому испытывал любовь и нежность Шрила Гуру Махарадж, постепенно из этого мира уходили один за другим, а Шрила Джаджавар Махарадж оставался дольше всех. И когда ушел Шрила Джаджавар Махарадж, Шрила Гуру Махарадж сказал: «Теперь я полностью одинок. Я думал, что не дождусь этого момента, что я уйду прежде них. Теперь я понял, что остался последним из их числа, и я думаю, что я тоже скоро покину этот мир».

#00:25:49#

Шрила Гурудев очень часто рассказывал нам очень много о том, как он был свидетелем удивительных, потрясающих, неповторимых взаимоотношений между старшими учениками Сарасвати Тхакура, между духовными братьями Шрилы Шридхара Махараджа. Он видел, был свидетелем всех этих духовных чувств, которые они испытывали друг к другу.

#00:26:46#

Это семья наших наставников, они ждут нас, они ждут не дождутся, когда мы придем к ним, они хотят, чтобы мы пришли в себя и вернулись в нашу любящую семью. А мы, подобно безумцам, которые, как в примере Шрилы Гуру Махараджа, собирают на улице клочки бумаги и засовывают их себе в заплечные сумки и думают: «А вот еще кусочек бумаги, вот еще кусочек бумаги», то есть [мы] занимаемся полностью бесплодной, безумной, совершенно непродуктивной деятельностью. А наши духовные наставники ждут не дождутся, когда мы придем в себя, излечимся от этого безумия и вернемся к своим подлинным взаимоотношениям в нашу настоящую семью.

#00:28:16#

И, как ты сказал, да, правда, что у Шрилы Шридхара Махараджа были повторяющиеся афоризмы, у Шрила Гурудева были такие повторяющиеся афоризмы, у Бхактивинода Тхакура были, у Сарасвати Тхакура были. В Ведах, в писаниях было достаточно много поговорок и афоризмов, которые выражают духовные истины, но все же это слова. Все-таки это не просто слова, но все же это слова. Мы не можем эту реальность описать лишь при помощи слов, исключительно при помощи слов. Нужно пережить, прочувствовать, это вопрос практики, эти слова должны вызывать у нас желание усердно практиковать духовную жизнь и действительно ощутить этот духовный опыт, пережить его. Точно так же, как, например, мы не можем город Петербург описать лишь исключительно при помощи слов. Конечно, мы можем до какой-то степени передать описание Петербурга при помощи слов, но есть такая поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Самый лучший способ понять, что такое Петербург, — это посетить его и понять, что это такое.

Харе Кришна!

#00:29:29#

Бимал Канти Прабху: У Шридхара Махараджа был один главный афоризм, его всегда цитируют: «Милость выше справедливости». Какой главный афоризм был у Гурудева?

Данди Махарадж: Только что об этом вопрос был задан, ты записи послушай потом.

#00:30:16#

Мадхусудан Махарадж: Необязательно, что это был главный афоризм [у Шрилы Шридхара Махараджа]. «Умереть, чтобы жить», «домашний уют», «семейный уют» — столько раз говорил об этом Гуру Махарадж. Столько раз он говорил: «Умереть, чтобы жить», но [это] не значит, что это главный афоризм.

#00:30:41#

Сахадев Прабху: Сводить что-то большое к одному — это неправильно. Существуют разные грани, разные измерения.

#00:31:00#

Мадхусудан Махарадж: Ваш долг — это просто повторять Харе Кришна и быть счастливым.

#00:31:47#

Именно это преимущественно говорил Шрила Гурудев в свои последние месяцы [жизни], однако по его записям видно, что он говорил это не только в последние месяцы, он говорил это постоянно. Он проповедовал о значении повторения святого имени в настроении служения, смирения и почтения к другим. Он говорил это постоянно, а также он просил учеников следовать процессу просто, ничего не усложнять. Однако мы всегда стремимся как-то очень сильно украсить это и слишком сложно подать: «Я не понимаю, почему это происходит, я не понимаю почему, почему, почему, почему это происходит». Почему мы так хотим все усложнить?

#00:32:32#

Сахадев Прабху: Да, ситуация такова, что если ты говоришь, что святое имя Господа способно удовлетворить все чаяния души, люди говорят, что это слишком просто. Но если сначала читается час лекция про теологию или философию, а потом говорится, что самое высшее из этого — это святое имя, все говорят: «О-о-о-о, такая долгая подводка».

#00:35:35#

Мадхусудан Махарадж: Действительно, если посмотреть на глубокое философское, теологическое основание нашей духовной практики, то мы обнаружим, что сердцем ее является повторение святого имени. Однако наши ачарьи — Шрила Рупа Госвами, Шрила Санатана Госвами — оставили столько книг, и Шрила Джива Госвами написал четыреста тысяч шлок, для того чтобы научно и многосторонне, доказательно обосновать эту истину сиддханты. Все они старались для блага всего мира, потому что, как ты правильно заметил, людям, погруженным в мирское существование, необходимы доказательства, необходимы глубокие и серьезные аргументы. Однако если мы сразу придем к этому пониманию, что нужно просто повторять святое имя и быть счастливым, что можно просто служить вайшнавам, что смысл жизни просто в садху-санге и повторении святого имени, если мы сразу примем это и поймем это, то все, чему служила эта глубокая философия, мы обретем естественным образом. Поэтому по большому счету в этом нет большой необходимости. Однако в целом для проповеди массам необходимы некоторые доказательные и глубокие вещи. Но вообще в целом духовно жить очень просто. Мы стремимся к простоте и сладости Вриндавана. Вриндаван — очень простое, сладостное и бесхитростное место.

#00:37:34#

Бесчисленные преданные ощущали любовь и заботу Шрилы Гуру Махараджа. Точно также бесчисленные преданные ощущали заботу и любовь Шрилы Гурудева.

#00:37:56#

Именно это убеждало больше всего, гораздо сильнее разных сложных и вразумительных элементов. Но если мы поддержим эту точку зрения, цитируя разные писания и давая очень глубокое обоснование поведению нашей гуру-парампары, это тоже очень замечательно.

#00:39:23#

В конце концов, итогом всем этим выкладкам и рассуждениям все равно будет то, что нужно просто отказаться от своих эгоистических наклонностей и просто пожертвовать свою жизнь служению высшей реальности, служению нашим духовным наставникам. Это тот процесс, та нисходящая практика, которую нам нужно принять, которой нам нужно посвятить себя, предать себя. Это очень простая истина, это неизбежная простая истина, к которой мы приходим. Очень часто мы ведем себя подобно белочкам.

#00:40:05#

Данди Махарадж: Сегодня мы гуляли в парке с Махараджем. Махарадж клал на ладонь орешек, белочка подходила. Сначала она принималась есть его, потом вдруг внезапно она брала этот орешек, спрыгивала и закапывала его в норку. И Махарадж, наблюдая за этим, сказал, что это не вайшнавское поведение — «закапывать в норку». Мы очень часто «закапываем в норку», откладываем на долгий срок эти простые и очень фундаментальные вещи в духовной жизни, а именно они являются ее основой.

#00:40:38#

Виджай Раман Прабху: Как говорится, впрок не наешься. Впрок, мы все хотим впрок. Сегодня надо служить искренне, а то: «Сегодня я заболел, мне нехорошо, а вот завтра у меня будет настроение, завтра я послужу». Как говорят святые: «Нет вчера, нет завтра, есть сегодня». Мы никогда не знаем, что будет завтра. Сегодня надо.

#00:42:24#

Мадхусудан Махарадж: Шрила Гуру Махарадж тоже часто говорил: «Не верь будущему, каким бы прекрасным оно ни казалось, действуй в настоящем». А также он говорил, что счастливые звезды («звезда пленительного счастья») указали нам путь. Мы должны это принять, воспользоваться этим.

#00:43:27#

Столько жизней у нас не было человеческого тела, и мы тяжело трудились ради того, чтобы его обрести, [это] требовало большого труда. Теперь, в конце концов, когда мы обрели это человеческое тело и обрели эту редкую возможность общения с преданными, нам необходимо сосредоточиться именно на этом. Мы благодарим нашу удачу, нашу фортуну, наши счастливые звезды за то, что так все сложилось в нашей жизни и мы наконец обрели это величайшее сокровище. Нам не стоит терять это, нам нужно посвятить все силы и внимание для того, чтобы культивировать в себе эти сокровища.

#00:44:30#

Преданные так заботливо относятся к нам, с такой любовью. У нас есть эта возможность посвятить себя служению и общению с такими возвышенными преданными, как Виджай Раман Прабху, Шрила Авадхут Махарадж, Притху Прабху, Данди Махарадж. У нас есть эта благая возможность для служения. Вчера приходило столько людей, столько преданных сюда. Вашему храму двадцать лет уже, то есть этой общине преданных уже двадцать лет, это уже очень зрелая община преданных.

#00:45:21#

Вчера на Гаура-пурниму приходили в основном преданные. Конечно, может, была пара гостей, но в основном приходили преданные, много преданных. И вместе мы помогаем друг другу понять эти истины, вместе путешествуя. Всегда легче это делать совместно, трудный путь преодолеть лучше командой, [необходимо] идти за командой. И ты успешно преодолеешь все трудности пути, если будет взаимопомощь между преданными, если они будут помогать друг другу, [будут] заботиться друг о друге. Не [стоит] думать только о себе, а [следует] постоянно думать, что мы находимся в общении с преданными, и тогда это будет очень успешная команда, тогда мы достаточно успешно преодолеем все трудности этого пути.

#00:46:40#

Итак, мой совет — петь Харе Кришна и быть счастливыми! И знать, изучать, постигать, насколько это возможно, учение Шрилы Гурудева и Шрилы Гуру Махараджа и не критиковать никого, в особенности вайшнавов. Стараться видеть в человеке прежде всего природу вайшнава и не концентрироваться на других его человеческих сторонах. Но ту, более мирскую, часть нужно замечать прежде всего в себе. Вот таков наш процесс на самом деле. Чистить грязь прежде всего в себе, а не в тех, кто нас окружает.

#00:48:00#

Гуру Махарадж также говорил, [что] это один из секретов вайшнавизма: если вы ищете в других недостатки, они проявятся в вашем собственном характере. И наоборот, если мы замечаем природу вайшнава, то вайшнавская природа будет приходить к нам, и мы будем ее развивать.

#00:48:41#

Виджай Раман Прабху: У нас есть привычка в сердцах русских: вот у соседа хороший дом — как бы его поджечь. [Смех.] У соседа хорошая машина — как бы ее поцарапать. В Америке я тоже жил с таким настроением. Когда я приехал в Америку, [я увидел другое настроение.] В Америке существует такая поговорка: у соседа такой хороший дом или хорошая машина, я бы хотел стремиться [к этому]. Я буду делать все, чтобы у меня было такое.

#00:50:27#

Сахадев Прабху: В [песне] «Амара-дживана» Бхактивинода Тхакура сказано: «Когда я вижу хорошее дело [у других] — я чувствую слабость, когда я [у них] вижу плохое — я чувствую прилив сил».

#00:50:52#

Мадхусудан Махарадж: Харе кр̣ш̣н̣а харе кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а харе харе! Говинда! Говинда! [Обращаясь к кому-то из аудитории:] Мы придем к твоим вопросам, когда все другие вопросы закончатся. Ты неисчерпаемый источник вопросов.

Вопрос: Вопрос простой: как приобрести вкус к кришна-катхе и гаура-катхе?

#00:51:46#

Мадхусудан Махарадж: Следуя процессу. Если мы следуем процессу, то придут результаты. Если же мы небрежно следуем, то тогда не стоит удивляться, что ничего нет и что мы сошли с этого пути.

Сахадев Прабху: Махарадж, люди говорят: «Мы боимся слушать или читать, мы ничего не понимаем, это очень сложно».

#00:52:39#

Мадхусудан Махарадж: Преданные такого не скажут, мы же все преданные. Во внешнем мире люди всегда будут искать отговорки, всегда будут находить причины для того, чтобы не делать чего-то духовного. Точно так же, если мы попросим кого-то не курить, у него возникает столько доводов разного порядка, почему он не может этого сделать. Прежде всего потому, что не хочет по-настоящему бросить курить. Подобно этому тот, кто обрел преданность, не будет говорить, что это слишком сложно. У людей из внешнего мира это другой вопрос. Они всегда будут искать причины, чтобы не делать чего-то духовного.

#00:53:52#

Ум неверующего человека всегда будет искать отговорки, всегда будет искать причины, почему он не может начать читать Бхагавад-гиту, почему он не может начать приходить в храм. При желании можно найти тысячу причин для того, чтобы это не делать.

#00:54:30#

У нас есть очень хорошие писания и вообще очень хорошие «правила дорожного движения», как правильно ехать и как правильно двигаться по пути служения в преданности. Они достаточно подробно описаны нашими ачарьями. Шесть вещей, которые благоприятны для развития бхакти; шесть вещей, которые разрушают бхакти. Нужно соблюдать первое и избегать второго.

#00:55:17#

Читая «Навадвипа-дхама-махатмью» и «Навадвипа-дхама-тарангу», мы видим, что они прославляют Кали-югу в очень возвышенных выражениях. Они говорят: «Кали-юга — лучшая из эпох», потому что именно в эту эпоху мы можем получить самое высшее по самой низкой цене.

#00:55:48#

В противоположность многим писаниям, которые проклинают этот век полного порока, вайшнавы прославляют Кали-югу, потому что именно в Кали-югу явился наш спаситель, и Он дал нам путь служения в преданности, самый высший, самый чистый путь. Для того чтобы следовать ему, не нужно никаких правил и предписаний, достаточно просто желание.

#00:56:24#

Нам необходимо иметь энтузиазм, необходимо иметь решимость, а также терпение. Не нужно думать, что если я завтра не увижу Голоку, то моя жить окончена. Нужно с терпением понимать, что этот процесс займет какое-то время, может быть долгое время. Нужно следовать пути служения в преданности и свести к минимуму общение с внешним миром, со всеми этими газетами, новостями, со всем прочим, которые просто погружают нас опять в материальное сознание. [Необходимо] следовать по стопам предыдущих ачарьев.

#00:57:20#

Именно в этом суть наставлений Рупы Госвами. И когда мы читаем это, то мы обнаруживаем, что это [находится] в полном согласии с тем, что говорит наше сердце: «Да, да, это чистая правда, именно это и есть правда».

#00:57:50#

Столь много преданных по всему миру и столь много преданных постоянно общаются. Такая большая община преданных во всем мире уже сложилась. Упоминая Гаурангу, Нитьянанду [Прабху], Шрилу Гуру Махараджа, Шрилу Говинду Махараджа, Шрилу Прабхупаду, все преданные собираются на Гаура-пурниму со всего мира и обсуждают, вспоминают об этом. Они дали нам этот великий дар. Теперь нам нужно взять его и использовать его по назначению.

#00:58:42#

Джай Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай! Джай Шрила Гуру Махарадж, Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж, ки джай! Вишваваренья Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада ки джай! Джай шри рупануга-гуру-варга ки джай! Харинам-санкиртана ки джай! Нитай-Гаура премананде Харибол!

Данди Махарадж: Джай Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж ки джай!

#00:59:02#

[Мадхусудан Махарадж поет бхаджан «Шри Нама-санкиртана».]

Переводчик: Шрила Б. А. Данди Махарадж
Транскрипцию выполнила: Ранга Деви Даси
Корректор: Вишнуприя Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



1  «С величайшим почтением я склоняюсь перед тем, кто украшен благословениями всей гуру-варги и исполняет самые сокровенные желания своего Гуру. Он знаток как постижимых, так и непостижимых истин. Выдающийся последователь божественного учения Шри Рупы, он известен как Шри Бхакти Сундар Говинда. Его сияющий облик излучает преданность Господу. Он явился из высшего мира и прославился в этом мире как истинный духовный учитель, способный даровать семя божественной любви» (Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж).

2  «Я с благоговением припадаю к стопам Шрилы Шридхара-Дева, который очаровывает всех сладостными песнями преданности. Облаченный в одежды цвета восходящего солнца, он — святой, почитаемый преданными Господа. Он — океан духовного знания, образец отречения от мирского и хранитель совершенных истин. Он — воплощение любви и преданности Богу, дарующий высшую удачу, и сокровищница духовного экстаза. Он величайший из последователей Шрилы Бхактисиддханты, предводитель санньяси, мой владыка и учитель, мое единственное прибежище. С любовью я склоняюсь к лотосоподобным стопам Шрилы Шридхара-Дева» (Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж).

3  «В благоговении я склоняюсь к святым стопам великих вайшнавов, которые, подобно деревьям желаний, могут удовлетворить все желания преданных Господа. Их можно сравнить с безбрежным океаном беспричинной милости, поскольку они спасают от страданий мирского существования падшие души. Я выражаю им свое глубокое почтение».




←  «Каков наилучший облик Господа?» Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 13 декабря 2008 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· «Шрита Камала». Шрилекха Деви Даси. 19 ноября 2022 года. Ферма «Говинда», Маэ-Рим  →

Russian

Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж

Простота духовной жизни

(24 марта 2016 года. Лахта, Санкт-Петербург)


Данди Махарадж: Махарадж говорит, что сейчас время для лекции. Восемь часов. Может, какие-то вопросы есть?

#00:00:24#

Сахадев Прабху: У меня на самом деле есть вопрос к Мадхусудану Махараджу как к человеку, который очень много проводил времени с Гурудевом. Мы знаем, что у Шрилы Шридхара Махараджа есть определенные афоризмы, например: «Красота выше силы», «Милость выше справедливости». И когда мы знакомимся с лекциями Гурудева, то возникает ощущение, что у Гурудева также были три определенные вещи. Первое — это смирение и терпение, второе — это любовь и нежность, а третье — это простота и сладость, которыми он описывал сознание Кришны. Насколько это правильное понимание? Может ли Махарадж дать определенные комментарии?

#00:03:43#

Мадхусудан Махарадж:

гурва̄бхӣш̣т̣а-супӯракам̇ гуру-ган̣аир а̄ш́ӣш̣а-самбхӯш̣итам̇,
чинтйа̄чинтйа-самаста-веда-нипун̣ам̇ ш́рӣ-рӯпа-пантха̄нугам
говинда̄бхидхам уджжвалам̇ вара-танум̇ бхактй анвитам̇ сундарам̇,
ванде виш́ва-гурун̃ ча дивйа-бхагават-премн̣о хи бӣджa-прадам[1]

девам̇ дивйа-танум̇ сучанда-ваданам̇-ба̄ла̄рка-чела̄н̃читам̇
са̄ндра̄нанда-пурам̇ сад-эка-варанам̇ ваира̄гйа-видйа̄мбудхим
ш́рӣ-сиддха̄нта-нидхим̇ субхакти-ласитам̇ са̄расвата̄на̄м варам̇
ванде там̇ ш́убхадам̇ мад-эка-ш́аран̣ам̇ нйа̄сӣш́варам̇ ш́рӣдхарам[2]

ва̄н̃чха̄-калпатарубхйаш́ ча кр̣па̄-синдхубхйа эва ча
патита̄на̄м̇ па̄ванебхйо ваиш̣н̣авебхйо намо намах̣[3]

#00:04:50#

Прабху, что я могу сказать? Мне посчастливилось общаться с двумя такими величайшими личностями. Каждый из них очень сострадателен и очень заботлив по отношению к падшим душам, и оба они посвятили всю свою жизнь тому, чтобы очистить других — для того чтобы возвысить их. Они никогда не хотели ничего для себя, вся их жизнь была посвящена заботе о благе других.

#00:06:10#

Что мы можем сказать? Веды существуют в форме слов, в форме звука, поэтому ведическое знание входит в сознание человека через слух, оно направляется в форме слов, но сами Веды говорят, что даже это знание — всего лишь указатель на пути к духовному царству.

#00:06:53#

Безусловно, Шрила Гурудев и Шрила Гуру Махарадж объясняли нам правильный путь, правильную дорогу, используя эти слова, эти выражения, но в наибольшей степени духовное знание проявилось в них самих, в самих их личностях, они сами своим живым примером показывали нам, что такое жить духовной жизнью.

#00:07:25#

Мы можем осознать на основе их учения, на основе их живого примера, что общение с преданными — это наиболее ценная вещь, самое ценное из всего, что только можно себе представить.

#00:07:58#

И [они] не просто преданные, в их случае мы имеем дело с преданными очень возвышенного уровня, со спутниками Шрилы Сарасвати Тхакура, со спутниками самого Шри Чайтаньи Махапрабху.

#00:08:40#

Как в случае с этими дорожными указателями, их жизнь проходила на наших глазах, и, конечно, мы что-то могли оценить из их слов, но то, что проявлялось в них, было превыше всяких слов, превыше даже всякой нашей возможности представить.

Данди Махарадж: Очень мистический ответ.

#00:09:08#

Мадхусудан Махарадж: Мы видели их природу. Ачарья — это тот, кто учит прежде всего своим примером. Нам необходимо следовать по стопам предыдущих ачарьев, но не подражать им.

#00:09:37#

Сахадев Прабху: Когда, например, Гурудев говорит, что сознание Кришны — это простое, сладостное явление, что он имеет в виду?

#00:10:15#

Мадхусудан Махарадж: Шрила Гуру Махарадж говорил о гьяна-шунья-бхакти. Прежде всего мы должны очистить сердце от всех материальных покрытий и тогда проявится истинная природа нашей души, то есть нашего подлинного «я», а это природа и есть природа души слуги Кришны.

#00:10:56#

С единой точки зрения это довольно простая идея. Мы должны просто очистить свое сердце, чтобы в конце концов осознать нашу подлинную индивидуальность, нашу подлинную сущность слуги, должны очистить сердце от всего материального, ото всех материальных желаний и привязанностей и тогда проявится эта подлинная природа. Это, в сущности, достаточно простой процесс, нужно только верить в эту практику, которая очищает наше сердце. Нет необходимости усложнять что-то, потому что, в сущности, это довольно простая вещь.

#00:11:38#

Жизнь в преданности проста и сладостна. Иногда Гурудев говорил: «Моя жизнь была простой и сладостной». Но со временем все больше и больше ответственности и все больше головной боли у него появлялось.

#00:12:34#

Мы видели Гурудева, мы видели, как он живет духовной жизнью изо дня в день очень много лет вплоть до той трагической минуты, когда ему минуло 82 и он покинул этот мир. Мы наблюдали всю его жизнь, и его жизнь была для нас всегда совершенным примером преданности.

#00:13:06#

И только по его милости у нас был открыт доступ к Шриле Гуру Махараджу, и лишь по его милости Шрила Гуру Махарадж явил всему миру свою уникальную непревзойденную кришна-катху. Те дни были тоже очень простыми и сладостными — до наступления компьютерной эры и всех этих вещей.

#00:13:40#

Сахадев Прабху: Также Гурудев говорит, что святое имя нужно воспевать с любовью и нежностью. Но для нас это достаточно абстрактное явление. Мы не чувствуем, что у нас есть любовь и нежность к святому имени, иногда мы заняты какими-то делами, для нас это некий долг. Где взять эту любовь и нежность в принципе, если у нас их нет?

#00:15:02#

Мадхусудан Махарадж: Мы можем вспомнить известную шлоку Шрилы Рупы Госвами из «Упадешамриты», в которой говорится: «Удивительно и чудесно, это некое чудо, что, просто повторяя святое имя день за днем старательно и аккуратно, мы постепенно придем к очищению и ощутим определенную сладость святого имени».

#00:15:40#

Старательно повторять — значит изучить десять оскорблений и стараться избегать их, и непросто избегать, а принимать противоядие, то есть делать нечто прямо противоположное этим десяти оскорблениям и тем самым стараться повторять святое имя в правильном настроении преданности.

#00:16:11#

Также [необходимо] понять, что такое намабхаса, и стараться повторять [святое имя] правильно, со всем вниманием и именно в духе преданности.

#00:16:39#

Нужно обязательно тридцать-сорок минут в день [воспевать святое имя], это не такой большой срок — сорок минут в день времени уделить очень внимательному повторению святого имени, понимая: это наш нама-бхаджан, так сорокаминутный нама-бхаджан в нашей жизни проявляется, и это сева. Это не просто какая-то поверхностная вещь, какая-то ерунда, это сева, которая дана нам нашим духовным учителем и которую мы обещали ему совершать. И к этой севе мы должны относиться, как и к любой севе, — с серьезностью.

#00:17:22#

Вот что означает для нас примерно эта фраза Гурудева: «повторять с любовью и нежностью».

#00:18:16#

Если кто-то находится в очень тяжелом психологическом состоянии, его родители погибли на войне или еще что-то с ним случилось, очень тяжко, и он всю свою жизнь, допустим, не знал любви и нежности, вся жизнь его была очень тяжелой, если кто-то пребывает в таком состоянии духа, то как мы вообще ему объясним, что такое любовь и нежность?

#00:19:11#

Но если такого человека поместить в очень благоприятную психологическую среду, в среду, где он [будет] окружен заботой и любовью, в очень семейную атмосферу, тогда он постепенно пробудит в себе восприятие подлинных ценностей жизни, подлинной заботы, подлинной любви, и тогда он постепенно начнет проникаться атмосферой любви и заботы.

#00:19:49#

По большому счету мы все имеем тяжелые душевные раны, и эти раны мешают нам ощутить любовь и нежность, поэтому неудивительно, что какое-то время мы не чувствуем этой любви и нежности от повторения святого имени и вообще от общества преданных, но постепенно, когда наша болезнь проходит и наши раны затягиваются, мы все больше и больше ощущаем эту любовь и нежность.

#00:20:50#

И не только повторение святого имени мы учимся совершать с любовью, но и все остальное: мы учимся принимать прасадам с любовью, мы учимся распространять прасадам с любовью, мы учимся общаться с преданными с огромной любовью, и все, что бы мы ни делали, — любая практика в служении из преданности, — мы учимся совершать ее с любовью и нежностью по отношению к преданным, святому имени, нашему духовному учителю.

#00:21:52#

Наши духовные наставники — Шрила Гуру Махарадж и Шрила Говинда Махарадж, обитатели той земли, земли севы, земли преданности, — приложили очень много сил и [уделили много] внимания тому, чтобы очистить нас и возвысить наше существование, наше сознание до этого уровня, до этого понимания любви и нежности, до уровня, на котором мы осознаем себя преданными и отказываемся от наших эгоистических склонностей. Они всегда говорили, что это самое важное — отказаться от эгоизма, и этот мир, этот план любви и преданности всегда ждет нас, и к нему направляют нас наши духовные наставники.

#00:23:11#

Мы можем думать, что же такое любовь и привязанность, можем долго размышлять об этом, но, к счастью, перед нашим взором был живой пример потрясающей любви и привязанности между двумя великими вайшнавами — Шрилой Говиндой Махараджем и Шрилой Шридхаром Махараджем. Это был хороший опыт.

#00:23:44#

Другой пример я могу привести — это также взаимоотношения полной любви и нежности между Шрилой Гуру Махараджем и Шрилой Бхакти Вичаром Джаджаваром Махараджем. Это очень трогательные отношения, очень трогательные.

#00:24:18#

После того, как ушел Джаджавар Махарадж, Шрила Гуру Махарадж сказал: «Теперь я чувствую себя полностью одиноким». Все, к кому испытывал любовь и нежность Шрила Гуру Махарадж, постепенно из этого мира уходили один за другим, а Шрила Джаджавар Махарадж оставался дольше всех. И когда ушел Шрила Джаджавар Махарадж, Шрила Гуру Махарадж сказал: «Теперь я полностью одинок. Я думал, что не дождусь этого момента, что я уйду прежде них. Теперь я понял, что остался последним из их числа, и я думаю, что я тоже скоро покину этот мир».

#00:25:49#

Шрила Гурудев очень часто рассказывал нам очень много о том, как он был свидетелем удивительных, потрясающих, неповторимых взаимоотношений между старшими учениками Сарасвати Тхакура, между духовными братьями Шрилы Шридхара Махараджа. Он видел, был свидетелем всех этих духовных чувств, которые они испытывали друг к другу.

#00:26:46#

Это семья наших наставников, они ждут нас, они ждут не дождутся, когда мы придем к ним, они хотят, чтобы мы пришли в себя и вернулись в нашу любящую семью. А мы, подобно безумцам, которые, как в примере Шрилы Гуру Махараджа, собирают на улице клочки бумаги и засовывают их себе в заплечные сумки и думают: «А вот еще кусочек бумаги, вот еще кусочек бумаги», то есть [мы] занимаемся полностью бесплодной, безумной, совершенно непродуктивной деятельностью. А наши духовные наставники ждут не дождутся, когда мы придем в себя, излечимся от этого безумия и вернемся к своим подлинным взаимоотношениям в нашу настоящую семью.

#00:28:16#

И, как ты сказал, да, правда, что у Шрилы Шридхара Махараджа были повторяющиеся афоризмы, у Шрила Гурудева были такие повторяющиеся афоризмы, у Бхактивинода Тхакура были, у Сарасвати Тхакура были. В Ведах, в писаниях было достаточно много поговорок и афоризмов, которые выражают духовные истины, но все же это слова. Все-таки это не просто слова, но все же это слова. Мы не можем эту реальность описать лишь при помощи слов, исключительно при помощи слов. Нужно пережить, прочувствовать, это вопрос практики, эти слова должны вызывать у нас желание усердно практиковать духовную жизнь и действительно ощутить этот духовный опыт, пережить его. Точно так же, как, например, мы не можем город Петербург описать лишь исключительно при помощи слов. Конечно, мы можем до какой-то степени передать описание Петербурга при помощи слов, но есть такая поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Самый лучший способ понять, что такое Петербург, — это посетить его и понять, что это такое.

Харе Кришна!

#00:29:29#

Бимал Канти Прабху: У Шридхара Махараджа был один главный афоризм, его всегда цитируют: «Милость выше справедливости». Какой главный афоризм был у Гурудева?

Данди Махарадж: Только что об этом вопрос был задан, ты записи послушай потом.

#00:30:16#

Мадхусудан Махарадж: Необязательно, что это был главный афоризм [у Шрилы Шридхара Махараджа]. «Умереть, чтобы жить», «домашний уют», «семейный уют» — столько раз говорил об этом Гуру Махарадж. Столько раз он говорил: «Умереть, чтобы жить», но [это] не значит, что это главный афоризм.

#00:30:41#

Сахадев Прабху: Сводить что-то большое к одному — это неправильно. Существуют разные грани, разные измерения.

#00:31:00#

Мадхусудан Махарадж: Ваш долг — это просто повторять Харе Кришна и быть счастливым.

#00:31:47#

Именно это преимущественно говорил Шрила Гурудев в свои последние месяцы [жизни], однако по его записям видно, что он говорил это не только в последние месяцы, он говорил это постоянно. Он проповедовал о значении повторения святого имени в настроении служения, смирения и почтения к другим. Он говорил это постоянно, а также он просил учеников следовать процессу просто, ничего не усложнять. Однако мы всегда стремимся как-то очень сильно украсить это и слишком сложно подать: «Я не понимаю, почему это происходит, я не понимаю почему, почему, почему, почему это происходит». Почему мы так хотим все усложнить?

#00:32:32#

Сахадев Прабху: Да, ситуация такова, что если ты говоришь, что святое имя Господа способно удовлетворить все чаяния души, люди говорят, что это слишком просто. Но если сначала читается час лекция про теологию или философию, а потом говорится, что самое высшее из этого — это святое имя, все говорят: «О-о-о-о, такая долгая подводка».

#00:35:35#

Мадхусудан Махарадж: Действительно, если посмотреть на глубокое философское, теологическое основание нашей духовной практики, то мы обнаружим, что сердцем ее является повторение святого имени. Однако наши ачарьи — Шрила Рупа Госвами, Шрила Санатана Госвами — оставили столько книг, и Шрила Джива Госвами написал четыреста тысяч шлок, для того чтобы научно и многосторонне, доказательно обосновать эту истину сиддханты. Все они старались для блага всего мира, потому что, как ты правильно заметил, людям, погруженным в мирское существование, необходимы доказательства, необходимы глубокие и серьезные аргументы. Однако если мы сразу придем к этому пониманию, что нужно просто повторять святое имя и быть счастливым, что можно просто служить вайшнавам, что смысл жизни просто в садху-санге и повторении святого имени, если мы сразу примем это и поймем это, то все, чему служила эта глубокая философия, мы обретем естественным образом. Поэтому по большому счету в этом нет большой необходимости. Однако в целом для проповеди массам необходимы некоторые доказательные и глубокие вещи. Но вообще в целом духовно жить очень просто. Мы стремимся к простоте и сладости Вриндавана. Вриндаван — очень простое, сладостное и бесхитростное место.

#00:37:34#

Бесчисленные преданные ощущали любовь и заботу Шрилы Гуру Махараджа. Точно также бесчисленные преданные ощущали заботу и любовь Шрилы Гурудева.

#00:37:56#

Именно это убеждало больше всего, гораздо сильнее разных сложных и вразумительных элементов. Но если мы поддержим эту точку зрения, цитируя разные писания и давая очень глубокое обоснование поведению нашей гуру-парампары, это тоже очень замечательно.

#00:39:23#

В конце концов, итогом всем этим выкладкам и рассуждениям все равно будет то, что нужно просто отказаться от своих эгоистических наклонностей и просто пожертвовать свою жизнь служению высшей реальности, служению нашим духовным наставникам. Это тот процесс, та нисходящая практика, которую нам нужно принять, которой нам нужно посвятить себя, предать себя. Это очень простая истина, это неизбежная простая истина, к которой мы приходим. Очень часто мы ведем себя подобно белочкам.

#00:40:05#

Данди Махарадж: Сегодня мы гуляли в парке с Махараджем. Махарадж клал на ладонь орешек, белочка подходила. Сначала она принималась есть его, потом вдруг внезапно она брала этот орешек, спрыгивала и закапывала его в норку. И Махарадж, наблюдая за этим, сказал, что это не вайшнавское поведение — «закапывать в норку». Мы очень часто «закапываем в норку», откладываем на долгий срок эти простые и очень фундаментальные вещи в духовной жизни, а именно они являются ее основой.

#00:40:38#

Виджай Раман Прабху: Как говорится, впрок не наешься. Впрок, мы все хотим впрок. Сегодня надо служить искренне, а то: «Сегодня я заболел, мне нехорошо, а вот завтра у меня будет настроение, завтра я послужу». Как говорят святые: «Нет вчера, нет завтра, есть сегодня». Мы никогда не знаем, что будет завтра. Сегодня надо.

#00:42:24#

Мадхусудан Махарадж: Шрила Гуру Махарадж тоже часто говорил: «Не верь будущему, каким бы прекрасным оно ни казалось, действуй в настоящем». А также он говорил, что счастливые звезды («звезда пленительного счастья») указали нам путь. Мы должны это принять, воспользоваться этим.

#00:43:27#

Столько жизней у нас не было человеческого тела, и мы тяжело трудились ради того, чтобы его обрести, [это] требовало большого труда. Теперь, в конце концов, когда мы обрели это человеческое тело и обрели эту редкую возможность общения с преданными, нам необходимо сосредоточиться именно на этом. Мы благодарим нашу удачу, нашу фортуну, наши счастливые звезды за то, что так все сложилось в нашей жизни и мы наконец обрели это величайшее сокровище. Нам не стоит терять это, нам нужно посвятить все силы и внимание для того, чтобы культивировать в себе эти сокровища.

#00:44:30#

Преданные так заботливо относятся к нам, с такой любовью. У нас есть эта возможность посвятить себя служению и общению с такими возвышенными преданными, как Виджай Раман Прабху, Шрила Авадхут Махарадж, Притху Прабху, Данди Махарадж. У нас есть эта благая возможность для служения. Вчера приходило столько людей, столько преданных сюда. Вашему храму двадцать лет уже, то есть этой общине преданных уже двадцать лет, это уже очень зрелая община преданных.

#00:45:21#

Вчера на Гаура-пурниму приходили в основном преданные. Конечно, может, была пара гостей, но в основном приходили преданные, много преданных. И вместе мы помогаем друг другу понять эти истины, вместе путешествуя. Всегда легче это делать совместно, трудный путь преодолеть лучше командой, [необходимо] идти за командой. И ты успешно преодолеешь все трудности пути, если будет взаимопомощь между преданными, если они будут помогать друг другу, [будут] заботиться друг о друге. Не [стоит] думать только о себе, а [следует] постоянно думать, что мы находимся в общении с преданными, и тогда это будет очень успешная команда, тогда мы достаточно успешно преодолеем все трудности этого пути.

#00:46:40#

Итак, мой совет — петь Харе Кришна и быть счастливыми! И знать, изучать, постигать, насколько это возможно, учение Шрилы Гурудева и Шрилы Гуру Махараджа и не критиковать никого, в особенности вайшнавов. Стараться видеть в человеке прежде всего природу вайшнава и не концентрироваться на других его человеческих сторонах. Но ту, более мирскую, часть нужно замечать прежде всего в себе. Вот таков наш процесс на самом деле. Чистить грязь прежде всего в себе, а не в тех, кто нас окружает.

#00:48:00#

Гуру Махарадж также говорил, [что] это один из секретов вайшнавизма: если вы ищете в других недостатки, они проявятся в вашем собственном характере. И наоборот, если мы замечаем природу вайшнава, то вайшнавская природа будет приходить к нам, и мы будем ее развивать.

#00:48:41#

Виджай Раман Прабху: У нас есть привычка в сердцах русских: вот у соседа хороший дом — как бы его поджечь. [Смех.] У соседа хорошая машина — как бы ее поцарапать. В Америке я тоже жил с таким настроением. Когда я приехал в Америку, [я увидел другое настроение.] В Америке существует такая поговорка: у соседа такой хороший дом или хорошая машина, я бы хотел стремиться [к этому]. Я буду делать все, чтобы у меня было такое.

#00:50:27#

Сахадев Прабху: В [песне] «Амара-дживана» Бхактивинода Тхакура сказано: «Когда я вижу хорошее дело [у других] — я чувствую слабость, когда я [у них] вижу плохое — я чувствую прилив сил».

#00:50:52#

Мадхусудан Махарадж: Харе кр̣ш̣н̣а харе кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а харе харе! Говинда! Говинда! [Обращаясь к кому-то из аудитории:] Мы придем к твоим вопросам, когда все другие вопросы закончатся. Ты неисчерпаемый источник вопросов.

Вопрос: Вопрос простой: как приобрести вкус к кришна-катхе и гаура-катхе?

#00:51:46#

Мадхусудан Махарадж: Следуя процессу. Если мы следуем процессу, то придут результаты. Если же мы небрежно следуем, то тогда не стоит удивляться, что ничего нет и что мы сошли с этого пути.

Сахадев Прабху: Махарадж, люди говорят: «Мы боимся слушать или читать, мы ничего не понимаем, это очень сложно».

#00:52:39#

Мадхусудан Махарадж: Преданные такого не скажут, мы же все преданные. Во внешнем мире люди всегда будут искать отговорки, всегда будут находить причины для того, чтобы не делать чего-то духовного. Точно так же, если мы попросим кого-то не курить, у него возникает столько доводов разного порядка, почему он не может этого сделать. Прежде всего потому, что не хочет по-настоящему бросить курить. Подобно этому тот, кто обрел преданность, не будет говорить, что это слишком сложно. У людей из внешнего мира это другой вопрос. Они всегда будут искать причины, чтобы не делать чего-то духовного.

#00:53:52#

Ум неверующего человека всегда будет искать отговорки, всегда будет искать причины, почему он не может начать читать Бхагавад-гиту, почему он не может начать приходить в храм. При желании можно найти тысячу причин для того, чтобы это не делать.

#00:54:30#

У нас есть очень хорошие писания и вообще очень хорошие «правила дорожного движения», как правильно ехать и как правильно двигаться по пути служения в преданности. Они достаточно подробно описаны нашими ачарьями. Шесть вещей, которые благоприятны для развития бхакти; шесть вещей, которые разрушают бхакти. Нужно соблюдать первое и избегать второго.

#00:55:17#

Читая «Навадвипа-дхама-махатмью» и «Навадвипа-дхама-тарангу», мы видим, что они прославляют Кали-югу в очень возвышенных выражениях. Они говорят: «Кали-юга — лучшая из эпох», потому что именно в эту эпоху мы можем получить самое высшее по самой низкой цене.

#00:55:48#

В противоположность многим писаниям, которые проклинают этот век полного порока, вайшнавы прославляют Кали-югу, потому что именно в Кали-югу явился наш спаситель, и Он дал нам путь служения в преданности, самый высший, самый чистый путь. Для того чтобы следовать ему, не нужно никаких правил и предписаний, достаточно просто желание.

#00:56:24#

Нам необходимо иметь энтузиазм, необходимо иметь решимость, а также терпение. Не нужно думать, что если я завтра не увижу Голоку, то моя жить окончена. Нужно с терпением понимать, что этот процесс займет какое-то время, может быть долгое время. Нужно следовать пути служения в преданности и свести к минимуму общение с внешним миром, со всеми этими газетами, новостями, со всем прочим, которые просто погружают нас опять в материальное сознание. [Необходимо] следовать по стопам предыдущих ачарьев.

#00:57:20#

Именно в этом суть наставлений Рупы Госвами. И когда мы читаем это, то мы обнаруживаем, что это [находится] в полном согласии с тем, что говорит наше сердце: «Да, да, это чистая правда, именно это и есть правда».

#00:57:50#

Столь много преданных по всему миру и столь много преданных постоянно общаются. Такая большая община преданных во всем мире уже сложилась. Упоминая Гаурангу, Нитьянанду [Прабху], Шрилу Гуру Махараджа, Шрилу Говинду Махараджа, Шрилу Прабхупаду, все преданные собираются на Гаура-пурниму со всего мира и обсуждают, вспоминают об этом. Они дали нам этот великий дар. Теперь нам нужно взять его и использовать его по назначению.

#00:58:42#

Джай Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай! Джай Шрила Гуру Махарадж, Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж, ки джай! Вишваваренья Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада ки джай! Джай шри рупануга-гуру-варга ки джай! Харинам-санкиртана ки джай! Нитай-Гаура премананде Харибол!

Данди Махарадж: Джай Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж ки джай!

#00:59:02#

[Мадхусудан Махарадж поет бхаджан «Шри Нама-санкиртана».]

Переводчик: Шрила Б. А. Данди Махарадж
Транскрипцию выполнила: Ранга Деви Даси
Корректор: Вишнуприя Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



[1] «С величайшим почтением я склоняюсь перед тем, кто украшен благословениями всей гуру-варги и исполняет самые сокровенные желания своего Гуру. Он знаток как постижимых, так и непостижимых истин. Выдающийся последователь божественного учения Шри Рупы, он известен как Шри Бхакти Сундар Говинда. Его сияющий облик излучает преданность Господу. Он явился из высшего мира и прославился в этом мире как истинный духовный учитель, способный даровать семя божественной любви» (Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж).

[2] «Я с благоговением припадаю к стопам Шрилы Шридхара-Дева, который очаровывает всех сладостными песнями преданности. Облаченный в одежды цвета восходящего солнца, он — святой, почитаемый преданными Господа. Он — океан духовного знания, образец отречения от мирского и хранитель совершенных истин. Он — воплощение любви и преданности Богу, дарующий высшую удачу, и сокровищница духовного экстаза. Он величайший из последователей Шрилы Бхактисиддханты, предводитель санньяси, мой владыка и учитель, мое единственное прибежище. С любовью я склоняюсь к лотосоподобным стопам Шрилы Шридхара-Дева» (Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж).

[3] «В благоговении я склоняюсь к святым стопам великих вайшнавов, которые, подобно деревьям желаний, могут удовлетворить все желания преданных Господа. Их можно сравнить с безбрежным океаном беспричинной милости, поскольку они спасают от страданий мирского существования падшие души. Я выражаю им свое глубокое почтение».


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования