«Величие Шрилы Шридхара Махараджа». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 2 ноября 1988 года. Навадвип Дхам, Индия

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 42.8 МБ)

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Величие Шрилы Шридхара Махараджа

(2 ноября 1988 года, Навадвип Дхам, Индия)

 

…Поведение очень хорошее, я видел. И Джаяпатака Свами также пришел сюда, и он прославлял всячески [Шрилу Шридхара Махараджа]. Сейчас совсем не трудно прославлять — сейчас никто не способен видеть Гуру Махараджа здесь. Никто не способен прийти к Гуру Махараджу, поэтому они прославляют его всячески. И также я вижу — эта книга есть у меня — новости об уходе Гуру Махараджа. Они написали пять страниц, посвященных Гуру Махараджу, прославляют его. И они сказали: «Гуру Махарадж был высочайшим вайшнавом в этом мире».

#00:01:12#

Они не приходили сюда во времена Гуру Махараджа, они боялись: «Наши ученики придут к Гуру Махараджу, если мы придем к нему». Но после ухода Гуру Махараджа в своем журнале они напечатали эту статью — пять страниц прославления Гуру Махараджа. И небольшие ошибки вкрались в это описание, незначительные ошибки, не исторические, но связанные с датами. Вы видели? И они прислали эту статью.

#00:02:06#

Гуру Махарадж не получал от них журнал. Гуру Махарадж написал им так: «Нам не нужен ваш журнал, не посылайте его нам». Гуру Махарадж был очень строг, он не в силах был терпеть любую апа-сиддханту, любую ложную сиддханту он не терпел. Вначале Гуру Махарадж возражал — они не прислушались. И тогда он написал им: «Не посылайте ваш журнал в мой Матх». Они были друзьями Гуру Махараджа, но Гуру Махарадж не в силах был терпеть апа-сиддханту, ложную сиддханту. Вы знаете, что такое апа-сиддханта? Ложная интерпретация священных писаний. Он не в силах был терпеть этого. И он возразил один раз, два раза, а затем, в третий раз, он написал им письмо: «Не посылайте ваш журнал в мой Матх».

#00:03:37#

Вначале они опасались: «Если мы станем прославлять его, то члены нашей группы почувствуют беспокойство». Но теперь они его сильно прославляют — я не могу так прославлять, как они прославляют. Это их прославление. Как я могу прославить моего Гуру Махараджа? Я знаю, что он, Гуру Махарадж, был чистым брамином, санньяси, он жил в этом мире как очень бедный человек, но он был носителем очень возвышенной концепции. Мы узнавали об этом от других великих вайшнавов, когда они приходили к Гуру Махараджу и прославляли Гуру Махараджа. Тогда мы могли понять это.

#00:05:01#

Мы были близки к Гуру Махараджу, поэтому мы не могли понять его величия. Но когда Свами Махарадж приезжал, он прославлял [Шрилу Гуру Махараджа]. Когда Бон Махарадж приходил, когда Госвами Махарадж, Кешава Махарадж приходили, тогда мы видели, кто такой Шрила Гуру Махарадж. То были великие ачарьи, мировые ачарьи, но они прославляли Гуру Махараджа. И Свами Махарадж говорил: «Гуру Махарадж — мой шикша-гуру». Тогда мы думали: «О, Шрила Шридхар Махарадж очень-очень велик». Так мы могли понять. В противном случае не могли понять. Это все равно, что когда мы смотрим через линзы телескопа. Эти вайшнавы знали Гуру Махараджа с самого начала. Я был ребенком, я не мог понять должным образом.

#00:06:49#

Сегодня я должен выступить, произнести речь на английском, но я не умею говорить по-английски — это мой изъян. Кришна дал мне эту возможность — рассказать что-то о Его славе, — но Кришна не дал мне силу речи, не дал мне знание английского языка, и это удивительно, но это также лила Шри Кришны. Когда маленький мальчик хочет бежать и не может этого сделать, иногда он падает, затем он приподнимается, опираясь за землю, поднимается, падает и вновь пытается.

#00:08:01#

Подобно этому я пытаюсь говорить на английском, но не могу, у меня нет достаточного знания английского языка, однако мой долг состоит в том, чтобы рассказать что-то англоязычным преданным. В этом мире есть множество языков, мы не знаем их, но у нас есть один язык — и это трансцендентный язык. От сердца к сердцу происходит эта передача. Таким образом, если я попытаюсь что-либо сказать, вы знаете язык, вы можете поправить меня, вы можете извлечь самую суть из моего настроения. Вы столь квалифицированы, вы способны понять, о чем идет речь. Шрипад Махананда Прабху знает совсем чуть-чуть бенгальский, но он способен понять меня, когда я говорю на бенгали, извлечь самую суть.

#00:09:57#

Я попытаюсь что-то сказать. Я могу немного говорить, разговаривать с преданными. Я хочу встречаться с ними лично, не в собрании, в собрании мне сложно изъясняться. [К сожалению, слов Махананды Прабху не слышно — Муралишвар Прабху.] Махапрабху и Гуру Махарадж дали мне севу преданным, и я пытаюсь что-то сделать. Но многие мои духовные братья знают английский, и они могут передавать то, что я говорю другим преданным, поэтому я не испытываю опасения. То, что я пытаюсь сказать преданным, они способны передать должным образом.

#00:11:43#

Сегодня день Махаштами. В Бенгалии происходит фестиваль, праздник по всей Бенгалии, возможно, по всей Индии, а также в некоторых странах за пределами Индии. Этот праздник называется Дурга-пуджа. Дурга есть Маха-майя, и мы являемся жертвами ее атаки. Люди поклоняются Маха-майе ради славы, богатства, красоты. Но гопи также поклонялись Катьяяни. Катьяяни — это иная форма. Катьяяни — это Йога-майя.

#00:12:52#

Вы слышали от меня на бенгали: апара-шакти (я говорил) и пара-шакти, существует три типа шакти: джива-шакти — это татастха–шакти, йога-майя — пара-шакти, и маха-майя — апара-шакти Кришны. Люди поклоняются маха-майе, но маха-майя является тенью йога-майи. Гопи поклонялись йога-майе ради кришна-севы. Таким образом, мы можем использовать нашу деятельность в кришна-севе. Если мы будем думать, что йога-майя проявляет себя, распространяет кришна-лилу и кришна-севу, если мы обретем благословение йога-майи, то мы легко сумеем войти в ее обитель и благословениями освобожденных слуг Кришны мы сумеем обрести кришна-севу. Таким образом мы можем помнить йога-майю в этот день.

#00:15:17#

Во Враджа Дхаме гопи поклоняются йога-майе, мы можем помнить об этом. И существует мантра:

ка̄тйа̄йани маха̄-ма̄йе
маха̄-йогинй адхӣш́вари
нанда-гопа-сутам̇ деви
патим̇ ме куру те намах̣…[1]

«У нас есть только одна молитва: „Дай мне севу сыну Нанды Махараджа“. Это наша единственная молитва», — так гопи поклонялись йога-майе. И мы можем вспоминать сегодня это явление.

#00:16:15#

[пение бхаджанов]

#00:31:15#

Может быть, в 1986 году вновь, когда Гуру Махарадж был очень болен, я спросил: «Махарадж, пожалуйста, дайте указание, что мне делать?» Гуру Махарадж улыбался и ответил: «Поступай, как знаешь». И я был счастлив. Если мы сожжем тело Гуру Махараджа, то это очень болезненно, больно для нашего сознания. Маха-пуруша. И так я научился чему-то, когда Гуру Махарадж демонстрировал бренную природу. Он демонстрировал эту природу — у него не было бренного тела, но он делал вид, можно сказать, он думал: «Я бренный человек, обычный смертный, поэтому мое тело следует сжечь».

#00:32:24#

В 1982 году… я всегда плохо помню даты… В 1986 году он подтвердил нашу идею: его тело не бренное — трансцендентное тело. Гуру Махарадж никогда не лгал, он всегда говорил правду. И, таким образом, он сказал нам: «Сейчас я удовлетворен, я понимаю, каково положение моего тела. Ты можешь поступать, как знаешь». Я был очень удовлетворен, и все были удовлетворены, но я думал: «Как возвести самадхи?» У меня не было опыта, я никогда никуда не ездил, я всегда находился в обществе Гуру Махараджа, у его лотосных стоп, и следовал его указаниям. Все что он говорил мне, я выполнял, я никогда никуда не ездил, не посещал разные Матхи.

#00:34:04#

Поступали приглашения из разных Матхов, мандиров — приглашения посетить празднование ухода — от махант, секретарей, от видных вайшнавов, но я никуда не ездил, я посылал Кришну Хари Чарана Прабху. И я также не испытывал энтузиазм, не желал видеть это [имеется в виду — самадхи], поэтому у меня не было опыта возведения самадхи. Что мне было делать? Был приглашен духовный брат Гуру Махараджа — Пури Махарадж. Он был знатоком ваидхи-бхакти [имеется в виду — писаний], и Пури Махарадж неожиданно прибыл.

#00:35:14#

Где он был — я не знал. Я думал о том, чтобы послать моего духовного брата на его поиски — я беспокоился, я думал: если он приедет, то это будет очень хорошо. И неожиданно он приехал и сказал мне: «Я думаю, что Шридхар Махарадж хочет уйти, поэтому я пришел». Я удивился и поклонился ему, и попросил его: «Да, Махарадж, пожалуйста, останьтесь». Случилось землетрясение.

Мы всегда просили Гуру Махараджа остаться в этом мире, но Гуру Махарадж отвечал нам: «Почему вы пытаетесь удержать меня в этом мире? Моя работа окончена, и я чувствую великую разлуку с нашей гуру-варгой. Я хочу уйти».

#00:36:20#

Я всегда молил, я говорил: «Останьтесь, пожалуйста, задержитесь на несколько лет». И каждый раз Гуру Махарадж давал этот ответ. Но в конце концов, когда я [в очередной раз] попросил его: «Гуру Махарадж, пожалуйста, не уходите», он произнес мантру ведического санньясина, множество ачарачара» означает «формальности»] каждый день на протяжении часа он совершал, и духовные братья пели, не было надежды… Но некоторые духовные братья настаивали, и доктор так же настаивал на том, чтобы я что-то сделал, дал какое-то лекарство. Я не хотел, но когда кто-то стал настаивать, я подумал: «В будущем они будут ругать меня за то, что я не сделал этого». Я попытался, на протяжении двадцати четырех часов я пытался, но Гуру Махарадж сказал: «Нет необходимости».

#00:38:10#

Он призвал меня, спрашивал: «Где Говинда Махарадж?» Он думал: «Если Говинда Махарадж придет, то я дам ему указание, и он не сможет не последовать ему». Я не приходил, но в конце концов я пришел к нему, и он сказал: «Уберите этот прибор» — какое-то медицинское устройство. Но я немножко солгал Гуру Махараджу, я сказал: «Махарадж, я не могу: это устройство поставил доктор. Когда доктор придет, он снимет». То была не полностью, не стопроцентная ложь, но ложь наполовину. Доктор пришел, и я сказал доктору: «Уберите этот прибор», и с того времени он находился в самадхи. В ту ночь я пришел в 2:30, Гуру Махарадж попросил у Гауры Кришны еду, ложку-две он съел, Гаура Кришна дал эту еду Гуру Махараджу, и Гуру Махарадж оставил свое тело. За пять минут до того, как он покинул тело, он выпил немножко воды.

#00:40:30#

Он хотел, чтобы я оставался рядом, но я всегда здесь. И когда я приходил к Гуру Махараджу, Гуру Махарадж брал меня за руку и усаживал на свою постель. Он так трепал меня. Я знаю, каков смысл этого, но не могу сказать. Гуру Махарадж каждый раз, когда он думал, что я пришел к нему — Гуру Махарадж не одевался последние несколько месяцев, он жил как ребенок, без одежды, но когда я приходил, то он тотчас же говорил Тапану Гауре Кришне Прабху: «Набросьте одежду на мое тело». И он сажал меня рядом с собой, брал в руки мою руку и гладил по голове.

#00:42:03#

Каждый день это происходило, каждый день, на протяжении долгого времени. И когда Гуру Махарадж уходил, я думал, что Гуру Махарадж захочет взять мою руку в свои руки. Я дал руку. Он немножко потряс мою руку и покинул тело. Я был очень устойчив в то время, я знал, каков мой долг — мой долг состоял не в том, чтобы плакать. Мой долг — серьезный долг, пришло время исполнять серьезный долг, и «сделай или умри» — так это называется. Таким образом.

#00:43:08#

Пури Махарадж ночью также приехал и провел ведические обряды, все шло очень спокойно, умиротворенно. Небольшие беспокойства возникли, но после того как он дал мне санньясу, Гуру Махарадж избавился от тревог до известной степени. На протяжении долгого времени Гуру Махарадж хотел дать мне санньясу — долгого времени, год за годом, и я не принимал санньясу. Я думал: «Гуру Махарадж пребывает в этом мире, и этого достаточно». Но в конце концов Гуру Махарадж сказал мне: «Сегодня, в этот день, ты примешь санньясу». День Бахулаштами. Гуру Махарадж сказал мне: «Я уйду, ты должен принять санньясу и принять бремя ответственности за эту миссию». Я ответил ему: «Махарадж, дайте мне время, три месяца мне требуется».

#00:44:34#

Я испытывал неуверенность. Я знал, каково положение ачарьи в его кресле. Поэтому я опасался, всегда опасался: это очень серьезное положение. В этом мире, я думаю, это высочайшее положение. Все почитали Гуру Махараджа — великие санньяси, великие садху, великие маханты приходили к Гуру Махараджу. Гуру Махарадж никуда не ходил, и все почитали его, почтительно молились Гуру Махараджу и обсуждали высшее сознание.

#00:45:23#

Однажды Свами Махарадж обсуждал с Гуру Махараджем что-то. После этого ученик Свами Махараджа спросил его: «А о чем вы так долго беседовали со Шрилой Шридхаром Махараджем? Могу я что-то услышать из вашей беседы?» Свами Махарадж ответил: «Если бы ты услышал, ты бы потерял сознание». Подобные обсуждения происходили, подобные беседы вели Свами Махарадж и Гуру Махарадж. Я долгое время находился в обществе Гуру Махараджа, и я знаю, каково положение ачарьи в этом кресле.

#00:46:10#

В конце концов он сказал: «Ты должен принять на себя бремя ответственности за этот Матх в твоей жизни санньяси…». За день до этого, за день до Бахулаштами, он сказал это: «Если ты не примешь эту ответственность, то я умру». Тогда я ответил: «Я ваш слуга. Вы можете поступать, как вам будет угодно». И Гуру Махарадж призвал Шрилу Пури Махараджа в качестве священника (он хороший священник, можно сказать — высочайший священник) и попросил его устроить все необходимое для моей санньясы. После этого Гуру Махарадж был удовлетворен. Его воля и последнее завещание… Я принял санньясу. Это было, возможно, 6 ноября 1985 года. После этого, 2 декабря 1985 года, он зарегистрировал свое завещание. И Гуру Махарадж был очень удовлетворен своей трансцендентной работой.

#00:47:48#

Мы думаем, что были очень эгоистичны: мы хотели, чтобы Гуру Махарадж остался с нами. Но у Гуру Махараджа есть его собственные желания, его собственная жизнь также, и мы не можем беспокоить его. В конце концов мы стали думать так. Гуру Махарадж хотел личного соприкосновения с играми Радхи и Кришны. Рупа Госвами Прабху в образе Гуру Махараджа пришел в этот мир, и он хотел вернуться. Мы думали: сегодня или завтра, или послезавтра, в любой день, такая ситуация возникнет — уход Шрилы Шридхара Махараджа. Разлука наступит, и если Гуру Махарадж хочет немедленно этого, то мы должны смириться с этим. Тело Гуру Махараджа было сияющим, и никаких изменений не было в его теле.

#00:49:40#

До самого конца я оставался внизу лестницы, я не поднимался наверх. И это первый день, когда я поднялся туда, потому что это долг перед Гуру Махараджем. Я приходил наверх только для того, чтобы инициировать преданных. Эта инициация осуществлялась через Гуру Махараджа, поэтому я поднимался туда только во время посвящения. Но теперь мы должны, обязаны выполнять наш долг. Иногда Гуру Махарадж говорил: «Трансцендентный долг — это наша жизнь».

#00:50:40#

Мы должны выполнять наш долг. Существуют два типа долга: долг в рамках бренного мира и трансцендентный долг. Иногда нас атакует бренный долг, но мы можем трансформировать этот долг трансцендентным образом, изменить его. Нароттам Дас Тхакур также говорит:

#00:51:04#

…грихе ва бонете тхаке ха гауранга боли даке
нароттама маге тара санга[2]

Мы можем оставаться грихастхами или санньяси, или ванапрастхами, брахмачари — мы можем вести любую жизнь. Если мы воспеваем маха-мантру и поклоняемся Махапрабху, тогда все будет идти в должном направлении, и у нас не будет проблем. В большинстве своем во времена Махапрабху преданные Махапрабху также были грихастхами: Шривас Пандит был грихастхой, член Панча-таттвы, Адвайта Прабху демонстрировал жизнь грихастхи, Нитьянанда Прабху, в конце концов, также был кем-то в этом роде. И все преданные Чайтаньи Махапрабху, все они демонстрировали себя в качестве грихастх.

#00:52:25#

Жизнь санньяси в Кали-югу неблагоприятна, для того чтобы культивировать настроение преданности. Но триданда-санньяса приемлема. В «Шримад-Бхагаватам» не имеется в виду карма-санньяса, но бхакти-санньяса. Бхакти-санньяса — это санньяса иного типа. Мы хотим исключительным образом совершать севу Гуру и вайшнавам — и только это, одно-единственное занятие. Таким образом, таково обещание вайшнава-санньяси. Кайя — телесное, мана — ментальное и вакья — словами или речами. Кайя, мана, вакья — телом, умом и речами я буду совершать севу Гуру и вайшнавам.

#00:53:42#

Эта санньяса возможна повсюду, и каждый может принять эту санньясу. Но формальность — в нашей ведической шастре присутствуют такие положения, как брахмачарья, грихастха, ванапрастха, санньяса. И эта санньяса — это дайва-варнашрама-дхарма. Дайва-варнашрама и асура-варнашрама — существуют два типа варнашрамы: дайва и асура. И то, о чем идет речь, это в рамках дайва-варнашрамы. Подобная санньяса приемлема, она утверждается «Шримад-Бхагаватам» и другими священными писаниями.

#00:54:33#

Но вайшнав, его паричая... Как будет по-английски паричая? Вайшнава-паричая? Измерение, тождество. Махапрабху сказал в одной шлоке:

на̄хам̇ випро на ча нара-патир на̄пи ваиш́йо на ш́ӯдро
на̄хам̇ варн̣ӣ на ча гр̣ха-патир но ванастхо йатир ва̄
кинту продйан-никхила-парама̄нанда-пӯрна̄мр̣та̄бдхер
гопӣ-бхартух̣ пада-камалайор да̄са-да̄са̄нуда̄сах̣[3]

Это наша паричая — отождествление, тождество, идентификация. Мы не брамины, мы не цари, мы не вайшьи, мы не шудры, мы не брахмачари, не санньяси, не ванапрастхи, не грихастхи, но наша единственная паричая, тождество, отождествление, идентификация такова: мы слуги слуг слуг слуг Гуру и вайшнавов. Гопӣ-бхартух̣ пада-камалайор да̄са-да̄са̄нуда̄сах̣.

#00:56:24#

Таково желание Махапрабху. Мы следуем этому. Но когда речь идет о людях в целом, о широких массах, то эти широкие массы хотят видеть красные одежды, они думают: «Это садху». Таким образом, люди в целом, широкие массы получают благо. Они пытаются жить в качестве грихастх, в качестве санньяси. Но жизнь бхакты — это жизнь бхакты. Там, где присутствует бхакти, там присутствует жизнь, а там, где бхакти отсутствует, там нет жизни. Таково учение Махапрабху, и Гуру Махарадж так же учил таким образом.

#00:57:46#

Он распространял возвышенные явления, такие как гаятри-мантрам, объяснил смысл гаятри-мантрам. Апи-чет су-дура̄ча̄ро бхаджате ма̄м ананйа-бха̄к[4] — объяснил смысл этой шлоки, а также «туш̣йанти ча раманти ча»[5] — в Гите он дал объяснение этой шлоки. Возвышенные концепции Гуру Махарадж объяснил на заключительном этапе своей жизни. Это высочайшая цель. Все втайне приобретают книги в нашем Матхе. Даже люди, которые не могут показать себя в качестве наших преданных, втайне берут в нашем Матхе объяснения, данные Гуру Махараджем, и используют Гуру Махараджа ради своего собственного блага. Таким образом.

#00:58:51#

Вчера тоже некий человек пришел — вайшнав, занимающий очень высокое положение. Эти люди также приобрели наши книги. Они не могут сказать во всеуслышание, но они берут идеи — не только идеи, но и принципы Гуру Махараджа они усваивают, принимают в свое сердце. После ухода Шрилы Гуру Махараджа ачарьи ИСККОН — Тамал Кришна Госвами, Сатсварупа Госвами, Джаяпатака Свами — многие написали хорошие письма в наш Матх, и они также чувствовали большую боль после ухода Гуру Махараджа.

#01:00:14#

Сейчас все прославляют Шрилу Шридхара Махараджа в высшей степени. Когда Гуру Махарадж присутствовал в этом мире в своем трансцендентном теле, они боялись: «Если мы станем прославлять Гуру Махараджа, то все уйдут к Гуру Махараджу». И этот страх преследовал их, но после ухода Гуру Махараджа они в полной мере удовлетворены Гуру Махараджем и говорят о его славе. Также некоторые ачарьи ИСККОН — президент, вице-президент, секретарь, помощник секретаря, Тамал Кришна, Хридаянанда, Джаяпатака и так далее — все приходили к Гуру Махараджу и просили у него прощения. Непосредственно, прямо говорили они об этом: «Мы совершили апарадху. Пожалуйста, простите наши оскорбления. Мы в прошлом не могли понять Вашу Божественную Милость. Теперь мы думаем, что оскорбили вас». Гуру Махарадж всегда был милостив, Гуру Махарадж одарил их большой милостью. Гуру Махарадж обнял Тамала Кришну и простил всех. Теперь они удовлетворены, очень довольны нами, но я не знаю, что происходит вне Матха, я никуда не хожу.

#01:02:06#

Гуру Махарадж пришел в Экачакра-грам, в место рождения Нитьянанды Прабху. Гуру Махарадж отправился туда, для того чтобы обрести милость Нитьянанды Прабху, и он предложил аштанга-дандаваты. В это время Нитьянанда Прабху сказал ему: «Ты обладаешь великим богатством, оно пребывает в твоем сердце, но ты ни с кем не делишься этим богатством. Ты хочешь милости от Меня. Как это возможно? Ты обладаешь великой собственностью сознания Кришны, богатством, но ты никому не раздаешь эту собственность. Ты не принимаешь шишью (учеников). Так как же ты можешь ожидать от Меня благословений?» И Гуру Махарадж удивился. Он вернулся к себе, думая: «Я буду принимать шишью (учеников) немного». И так Гуру Махарадж начал миссию.

#01:03:24#

В обществе Гуру Махараджа я отправился вначале в Пури, затем во Вриндаван. К тому времени я несколько месяцев провел в Матхе, и Гуру Махарадж дал мне харинама-дикшу в день Ратха-ятры, в день ухода Сварупы Дамодара Госвами Прабху. Я находился в другом месте, но Гуру Махарадж телеграммой вызвал меня и неожиданно сказал мне: «Я дам тебе харинама-дикшу сегодня». И эту дикшу я получил в тот день.

#01:04:12#

Затем я вернулся сюда и в обществе Гуру Махараджа отправился на парикраму по Вриндавану, только Гуру Махарадж и я. Во Вриндаване мы провели месяц, мы совершили парикраму. В то время Кришнадас Бабаджи Махарадж также находился в обществе Гуру Махараджа. Иногда он приходил, он совершал бхаджан в Паван-сароваре в одиночестве. Он совершал очень суровый бхаджан, он все время воспевал Харе Кришна маха-мантру, он не проповедовал — ничего подобного.

Преданный: Он был учеником Бхактисиддханты?

Шрила Говинда Махарадж: Да, и другом Гуру Махараджа, очень близким другом. Иногда Бабаджи Махарадж присоединялся к нам, иногда [вместе] мы обходили Вриндаван. Так я начал мою [духовную] жизнь.

#01:05:22#

Гуру Махарадж дал мне возможность совершать севу. В то время у Гуру Махараджа не было денег, и, видя меня, Гуру Махарадж испытывал большой энтузиазм, так я думаю. Я сказал Гуру Махараджу: «Я хочу проповедовать». Он ответил: «Вначале ты должен прочитать некоторые книги, ты должен чему-то научиться, после чего ты можешь проповедовать». И по прошествии шести месяцев после этого разговора Гуру Махарадж сказал: «Ты хочешь проповедовать? Можешь начинать». Но в то время проповедовать мне было тяжело. Я не знал, как проповедовать, методы проповеди были мне не известны. Кроме того, я был молод годами, мне было семнадцать лет.

Преданный: Семнадцать лет?

#01:06:25#

Шрила Говинда Махарадж: Да, семнадцать лет. И я не мог в одиночестве проповедовать. По прошествии года присоединился Хари Чаран Прабху, он присоединился к этой миссии, и мы вдвоем ходили и проповедовали. В то время у Гуру Махараджа было семьсот рупий, ничего больше. Я спросил Гуру Махараджа: «Если вы дадите мне четыреста рупий, — сказал я ему, — то я куплю кинопроектор для показа», как это сейчас называют, слайд-шоу. Гуру Махарадж ответил: «У меня мало денег. Ступай к Сиддханти Махараджу, у него есть деньги, попроси у него деньги, он сможет помочь тебе». Я пошел к Сиддханти Махараджу и попросил деньги на проповедь, но он отругал меня очень резко, произнес резкие слова. Я был очень опечален. Я вернулся и рассказал Гуру Махараджу о том, что произошло — он не дал мне деньги. Гуру Махарадж сказал: «Хорошо, в таком случае я дам тебе четыреста рупий, купи проектор для слайдов».

#01:08:02#

Я отправился в Калькутту, все материалы стоили больше четырехсот, семьсот возможно. Я получил четыреста рупий от Гуру Махараджа, я не мог сказать «нет». Я сказал этому владельцу магазина: «Я найду вам покупателей на несколько ваших аппаратов, но уступите мне триста рупий». Он был очень доволен, услышав мое предложение, и отдал мне за четыреста рупий аппарат. Я сказал этому человеку: «У меня всего лишь четыреста рупий, я могу дать вам четыреста и помогу вам следующим образом: я продам три-четыре ваших аппарата со слайдами».

#01:09:16#

Он был хороший человек, он ответил: «Хорошо, если это возможно». Я действительно взял несколько аппаратов и продал их. Одну машину я продал в Матх Джаджавара Махараджа, другую машину — в Матх Шанты Махараджа, а третью — в Матх Госвами Махараджа. Таким образом. Этот человек был очень доволен.

Преданный: Это был новый способ проповеди?

Шрила Говинда Махарадж: Да, и по указанию Гуру Махараджа я отправился в Радхадеш (это место рождения Нитьянанды Прабху), чтобы проповедовать там. Каждый день Махапрабху благословлял меня, и Гирирадж одаривал милостью, так жизнь проходила.

#01:10:26#

Гуру Махарадж не совершал обширную проповедь, но Гуру Махарадж одаривал энтузиазмом меня самого и своих духовных братьев. Так было в самом начале, но после того, как я присоединился к миссии, мотивация Гуру Махараджа изменилась.

Преданный: А вы знаете, почему Гуру Махарадж вначале не стремился широко проповедовать?

Шрила Говинда Махарадж: Да, в самом начале он проповедовал — и в широких масштабах, под руководством своего Гурудева. А когда Гурудев, Шрила Сарасвати Тхакур, покинул этот мир, в его миссии возникли ссоры, конфликты. Глава миссии был близким другом Гуру Махараджа, но этот глава миссии пал, и в сердце Гуру Махараджа возникла боль: «Я не хочу оставаться здесь, я не буду проповедовать». Поэтому Гуру Махарадж покинул Гаудия Матх.

Преданный: Это было не потому, что он считал ненужной чрезмерную деятельность?

#01:11:45#

Шрила Говинда Махарадж: Нет-нет, просто он лишился надежды, лишился надежды, но его духовные братья оказывали ему всяческое почтение и хотели, чтобы он вновь создали миссию. Они чувствовали энтузиазм и организовали миссии — Кешава Махарадж, Госвами Махарадж. А Гуру Махарадж в одиночестве пришел в Коладвип — в эту часть Навадвипы — и не чувствовал особого энтузиазма. Но когда Гуру Махарадж увидел нас (я был молодым юношей, мальчиком, я пришел ради сознания Кришны), он почувствовал некое вдохновение. Также он думал: «Моя гирираджа-пуджа: после моего ухода кто будет поклоняться Гирираджу? Необходим ученик, который станет поклоняться». Таким образом, Гуру Махарадж вновь начал проповедовать. А мы чувствовали великий энтузиазм, я не мог тридцать секунд просидеть сложа руки. Гуру Махарадж и его духовные братья — Мадхава Махарадж и другие — все были очень довольны мной, видя подобную энергию. Я был очень энергичный. Сейчас я тоже энергичный, мое здоровье плохое, но я пытаюсь изо всех сил.

Преданный: Всегда какие-то изменения происходят. Всякий раз, когда я приезжаю сюда, я вижу изменения.

#01:13:50#

Шрила Говинда Махарадж: Да, да, я испытываю энтузиазм, я хочу совершать севу Гандхарва-Говинда-Сундару, Гиридхари-джи. Гуру Махарадж всегда вдохновлял меня, и все преданные вдохновляли меня, они пытались сердцем и душой совершать севу Гандхарва-Говинда-Сундару. Таким образом, с каждым днем миссия росла, это явление увеличивалось, и несколько месяцев в Калькутте был центр. Свами Махарадж был близким другом Гуру Махараджа. У Свами Махараджа в Калькутте было два дома.

#01:15:02#

После ухода Свами Махараджа пришли двое преданных. Во времена Свами Махараджа такие преданные, как Бхавананда Махарадж, Джаяпатака Махарадж, Ачьютананда Свами, Тамал Кришна — все приходили к Гуру Махараджу в обществе своего Гурудева, Шрилы Свами Махараджа Прабхупады. Когда Прабхупада возвращался в Индию после проповеди на Западе, он приходил в гости к Гуру Махараджу и рассказывал о результатах своей западной проповеди.

#01:15:54#

В то время все приходили к Гуру Махараджу в обществе Свами Махараджа. Им было известно положение Гуру Махараджа, и они присоединились к этому проповедническому движению. Гуру Махарадж начал это движение в качестве работы по облегчению страданий этих людей: тот, кто не мог оставаться в ИСККОН, но не хотел возвращаться к себе домой, — Гуру Махарадж давал этим людям шанс, облегчал их страдания. И он думал: «Когда в ИСККОН все придет в норму, они смогут вернуться в ИСККОН».

#01:17:00#

Но ИСККОН совершил большую апарадху [оскорбление] Гуру Махараджа. Ачарьи ИСККОН впоследствии приходили к Гуру Махараджу и просили у него прощения. В настоящее время ИСККОН — наш друг. Ачарьи ИСККОН написали письма, в которых они признавались: «Мы совершили апарадху» — не все, но некоторые. Главы, лидеры ИСККОН заявили: «Мы совершили апарадху вашим лотосным стопам. Пожалуйста, простите наши оскорбления», и Гуру Махарадж был столь милостив к ним. Он пользовался любовью всех преданных.

#01:18:04#

Преданный: Махарадж, а как вы узнали Гуру Махараджа? Вы жили в Калькутте?

Шрила Говинда Махарадж: Нет-нет, я жил в деревне. Эта деревня находится на расстоянии около шестнадцати километров [имеется в виду от Навадвипы]… В ту пору там, где я жил… как это называется? Я работал под руководством врача в больнице, и отсюда это место находится на расстоянии, может быть, десяти километров. Каждый день я ходил из больницы две мили, ходил в одно место, чтобы играть там в футбол. И однажды в один вечер я остался в том месте.

#01:19:35#

Рано утром я возвращался в больницу и там работал, а в три часа я уходил, чтобы поиграть в футбол, а когда солнце заходило, то… Здесь тоже находится филиал той больницы, они раздают лекарства. И, завершив эту работу, я оставался в доме заминдара. Туда пришли несколько брахмачари, которые были связаны с Гуру Махараджем. Они пришли туда — в то место, где я находился.

#01:20:31#

Я с детства читал. Когда мне было восемь или десять лет, к этому времени я прочитал «Махабхарату», «Рамаяну» — многие писания вайшнава-сампрадаи. Мой отец был вайшнавом. Таким образом, я с детства читал и слышал [многое]. В то время я прочитал одну историю — я читал ее и слышал также. В собрании Раджи Бирхамбира, из Вриндавана в Навадвип…

Преданный: Были похищены книги — эта история?

Шрила Говинда Махарадж: Да, один царь похитил книги. Он думал, что в этом сундуке — драгоценности, но когда он открыл похищенный сундук, он увидел только книги. Он думал, что это, должно быть, очень ценные книги, подобные драгоценным камням, поэтому он бережно хранил их.

#01:22:04#

И каждый день он открывал эти книги. Каждый день он устраивал катху — чтение «Шримад-Бхагаватам» неким квалифицированным пандитом. А Шринивас Ачарья Прабху искал: где, куда делись эти книги? И однажды Шринивас Ачарья пришел в то место — во дворец царя — и услышал объяснение «Бхагаватам». Он не в силах был терпеть, он сказал, что в объяснениях «Шримад-Бхагаватам» присутствуют ошибки. Шринивас Ачарья был очень худым, высокого роста и сияющим (уджджбала) вайшнавом.

#01:23:11#

Увидев Шриниваса Ачарью, Раджа Бирхамбир подумал: «Передо мной великий пандит, возможно, а иначе как бы он мог указать на ошибки в объяснениях „Бхагаватам“?» И Раджа Бирхамбир сказал Шринивасу Ачарье: «Можешь ли ты дать правильные объяснения?» Шринивас Ачарья ответил: «Да, могу». И Раджа сказал: «Пожалуйста, усаживайся, мы хотим услышать твои объяснения». Шринивас Ачарья дал прекрасные, чудесные объяснения.

#01:23:59#

Преданный: Гуру Махараджу нравилось это?

Шрила Говинда Махарадж: Да, ему нравилось, он испытывал такую большую любовь, он очень любил преданных. Преданные не могли понять это иногда, но я понимал это. Гуру Махарадж удивлялся: когда он меня бил, я, вместо того чтобы убегать, наоборот, к нему подступал. И однажды он мне сказал: «Как так? Вместо того чтобы убегать от меня, ты подступаешь?»

#01:25:05#

Но я привык к побоям — меня били с детства. Учитель бил меня каждый день. Не один день — каждый день. И я не ходил в школу поэтому. Я ходил в школу с книгами, но с дороги я сворачивал и залезал на дерево, потому что знал, что учитель обязательно меня побьет, и я хотел избежать этого. Я знал, что он побьет меня — что же мне было делать? И я не ходил в школу. Таким образом, я был очень плохим. Но я никогда не лгал, с детства, вак-сиддха пришла ко мне — совершенство речи. Тот, кто всегда говорит правду, тот, кто никогда не лжет: что бы он ни сказал — обязательно сбудется. Так у меня появилась некоторая сила. И Гуру Махарадж знал это.

#01:26:28#

Но я поступал неправильно. Гуру Махарадж спрашивал: «Кто это сделал?» Я всегда отвечал: «Я это сделал». Я никогда не говорил, что не делал этого. «Зачем ты это сделал? Ты поступил очень неправильно». — «Я не знал, что это неправильно», — отвечал я. Таким образом я отвечал. И Гуру Махараджу нравилось это. Гуру Махарадж также никогда не лгал — такой была его природа. Но в течение последних лет, когда миссия разрослась и возникли юридические вопросы — теперь я иногда лгу. Но в то время я не лгал.

#01:27:23#

Преданный: Имеется в виду в связи с этими юридическими?..

Шрила Говинда Махарадж: Да-да, ради севы, ради кришна-севы, гуру-севы. Если бы я сказал властям… Например, у меня были доллары, но я не мог сказать властям, что у меня есть доллары, потому что меня бы посадили в тюрьму. Но эти доллары были необходимы на служение, севу Махапрабху, на севу Гуру Махараджу. Я не могу сказать властям: да, у меня есть доллары. Я мог сказать: у меня есть деньги. Я хотел избежать лжи, я всегда стремился избегать лгать, но я не мог сказать, что у меня есть доллары, я говорил: у меня есть деньги. Но это делалось ради кришна-севы.

#01:28:20#

Но Гуру Махарадж не хотел поступать так. Если кто-то спрашивал Гуру Махараджа: «У вас есть доллары»? Он честно отвечал: «Да, есть». Поэтому я никогда не давал Гуру Махараджу доллары. Преданные давали доллары, и Гуру Махарадж спрашивал [поскольку тогда он уже почти не видел]: «Это доллары или деньги?» — «Да, это доллары». Я давал Гуру Махараджу [доллары], он брал своей рукой, а затем возвращал их мне.

#01:29:01#

Если что-то происходило — какой-то инцидент, — и приходили чиновники, и хотели увидеться с Гуру Махараджем, то я им, как правило, отвечал: «Гуру Махарадж очень болен, он не может с вами встретиться», потому что я знал: если чиновник задаст какой-либо вопрос, то Гуру Махарадж ответит прямо, и возникнут трудности. Гуру Махарадж не любил этой лжи, но когда я лгал таким образом, то Гуру Махарадж не сдерживал меня, он говорил: «Ты секретарь».

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Кундалатика Деви Даси
Редакторы: Динанатх Дас, Традиш Дас

 


[1] Стих полностью: ка̄тйа̄йани маха̄-майе, маха̄-йогинй адхӣш́вари, нанда-гопа-сутам̇ деви / патим̇ ме куру те намах̣, ити мантрам̇ джапантйас та̄х̣, пӯджа̄м̇ чакрух̣ кума̄рикā — «О богиня Катьяяни, о великая энергия Бога, обладающая великим мистическим могуществом, о всесильная повелительница, пожалуйста, сделай так, чтобы сын Махараджи Нанды стал моим мужем. Я в почтении склоняюсь перед тобой» («Шримад-Бхагаватам», 10.22.4).

[2] Гаура према расарнаве, се таранге джеба дубе, се радха-мадхава антаранга / грихе ва бонете тхаке, ха гауранга боли даке, нароттама маге тара санга — «Каждый, кто ныряет в волны океана гаура-према-расы, является близким спутником Шри Шри Радхи-Мадхавы. Нароттам жаждет общества любого, кто взывает „Ха Гауранга!“, кем бы он ни был — домохозяином или отшельником!» (Шрила Нароттам Дас Тхакур).

[3] «Я не брахман, не кшатрий, не вайшья и не шудра. Я не брахмачари, не грихастха, не ванапрастха, не санньяси. Я слуга слуги слуги лотосоподобных стоп Господа Шри Кришны, покровителя гопи. Он подобен океану нектара, и Он — источник вселенского трансцендентного блаженства. Он всегда великолепен» («Падьявали», 74; приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 13.80)).

[4] Апи чет су-дура̄ча̄ро, бхаджате ма̄м ананйа-бха̄к / са̄дхур эва са мантавйах̣, самйаг вйавасито хи сах̣ — «Даже если человек, занимающийся преданным служением, совершит самый отвратительный поступок, его все равно следует считать святым, ибо он исполнен решимости идти по верному пути» (Бхагавад-гита, 9.30).

[5] Мач-читта̄ мад-гата-пра̄н̣а̄ бодхайантах̣ параспарам / катхайанташ́ ча ма̄м̇ нитйам̇ туш̣йанти ча раманти ча — «Мои преданные всегда поглощены мыслями обо Мне, вся их жизнь проходит в служении Мне. Раскрывая друг другу истины обо Мне, они проводят все время в таких беседах, обретая удовлетворение и блаженство» (Бхагавад-гита, 10.9).

 

← «Красота выше силы». Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж. Рига. ·• Архив новостей •· Визит Шримати Бхакти Лалиты Деви Даси в Киев, Украина. 1 августа 2013 года →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования