«Уход Гурудева. Воспоминания». Лекция Шрилы Б. Н. Ачарьи Махараджа. 1 апреля 2010 года. Навадвип Дхам, Индия

На английском языке:

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 7.9 МБ)

С переводом на русский: 

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 37.0 МБ)

Ш́рӣла Бхакти Нирмал Āча̄рйа Маха̄ра̄дж

Уход Гурудева. Воспоминания

(1 апреля 2010 года, Навадвип Дхам, Индия)

 

…жизнь продолжается. Мы вспоминаем то, что Гурудев рассказывал о своих играх, о своей миссии. Когда он присоединился к Миссии, очень многое произошло, он часто рассказывал нам об этом. Когда Гурудев пришел в Миссию в 1947 году, некоторые из духовных братьев Парам Гуру Махараджа [такие как Нитьянанда Прабху] думали: «Гороскоп Шридхара Махараджа говорит, что он проживет 55 лет, а после его ухода мы будем ачарьями этого храма».

#00:01:36#

Шрила Шридхар Махарадж очень любил нашего Гурудева, и эти люди думали с сожалением: «Этот мальчик, наверное, станет следующим ачарьей». Они стали жаловаться Шриле Шридхару Махараджу: «Мы сделали столь много для этого храма!», — и то, и это, и они попросили четырнадцать тысяч рупий за свое «служение». В то время храм не имел таких денег, но Парам Гуру Махарадж, так или иначе, отыскал необходимую сумму и выплатил им, — они покинули храм. Многое происходило.

#00:02:24#

Когда Гурудев только пришел в храм, его плачущая мать с двумя его братьями также пришла сюда: «О, это мой единственный взрослый сын, единственный, кто зарабатывает в нашей семье, и он ушел в храм! Как же нам теперь быть, как поддерживать семью?!» В то время отец Гурудева уже ушел из жизни. Тогда Парам Гуру Махарадж спросил ее:

— А сколько он зарабатывает?

— Двадцать рупий в месяц!

— Хорошо, я буду присылать вам по двадцать рупий [в месяц] для вашей семьи.

Но она не слушала, она схватила Гурудева, пытаясь увести его, но тот ухватился за оконную решетку, и у нее не хватило сил оторвать его от решетки.

#00:03:34#

Я также слышал, что позже предпринимались попытки похитить его — например, когда он на велосипеде ездил на рынок. Несколько человек схватили его и пытались затолкать в машину, специально приготовленную для этого. Но Гурудев начинал кричать, и люди вокруг возмущались:

— Куда вы его тащите?

Некоторые говорили:

— Это наш мальчик, он ушел жить в храм.

— Ну и что? Сначала спросите разрешения у его Гуру, а потом забирайте!

Тогда члены семьи Гурудева пришли сюда, в храм, и Шридхар Махарадж сказал: «Если кто-нибудь победит меня в [философском] диспуте в течение трех дней, тогда вы сможете забрать мальчика». И приходили разные люди, но никто не смог одержать победу над Шрилой Шридхаром Махараджем. Так Гурудев остался здесь. Очень многое происходило…

#00:04:46#

Здесь росло много манговых деревьев, и Гурудеву часто доводилось залазить на них, чтобы сорвать плоды для Шридхара Махараджа и для приготовления подношений Божествам. Но самому Гурудеву, который был еще мальчишкой, хороших манго не доставалось, и он говорил: «Я срываю так много манго с деревьев, а мне дают лишь какие-то гнилые». И в следующий раз, когда его вновь отправили за плодами, он оставил несколько плодов на дереве, чтобы потом сорвать и съесть их самому. Но преданный, который поручал Гурудеву это задание, очень рассердился и хотел побить его. Он отвел его к Шридхару Махараджу, сказав: «Этот мальчишка — очень непослушный, он срывает манго и ест их». Гурудев оправдывался: «Я каждый день срываю много плодов, но мне не дают попробовать хорошие, поэтому я и сорвал их для себя», — он всегда говорил правду. Шридхар Махарадж тогда сказал: «Тебе незачем больше так поступать, у меня под кроватью хранится много манго, можешь брать оттуда». И он дал нашему Гурудеву манго, а тот начал их есть, показывая всем: «Смотрите, я ем спелый манго! Это Гуру Махарадж дал мне!» Такой была их любовь.

#00:06:30#

Многие истории я слышал от Гурудева о его Гуру Махарадже. Например, о Госвами Махарадже (Шрипаде Бхакти Саранге Госвами Махарадже). У Прабхупады Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура был большой пистолет, и он никому его не давал, кроме Госвами Махараджа, у которого всегда был строгий характер — все побаивались его. И Гурудев как-то попросил у него пистолет, и Госвами Махарадж сказал: «Хорошо, только не убей никого». [Смеется.] Нашего Гурудева очень любила вся гуру‑варга: Госвами Махарадж, Мадхусудан Махарадж, Джаджджавар Махарадж, Мадхав Махарадж и другие. Гурудев в то время был слугой Шридхара Махараджа, но духовные братья Шридхара Махараджа очень любили его.

#00:07:51#

Вы все слышали, что когда-то Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Махарадж, Парам Гуру Махарадж и Гурудев жили несколько лет вместе, в одном доме. Они устраивали программы, иногда нама-хатты. Шрила Свами Махарадж просил Гурудева, который тогда носил шафран: «Садись на вьясасану, читай „Шримад-Бхагаватам“, а я буду давать пояснения». Гурудев получал много полезных советов от Шрилы Свами Махараджа.

#00:08:39#

Мы соприкоснулись с линией Шрилы Рупы Госвами, с Рупануга‑сампрадаей. Гурудев всегда размышлял над желаниями своего учителя, всякий раз стремясь исполнить их. Однажды во время поездки Гурудева в Москву, а после в Санкт‑Петербург, его пригласили на побережье Балтийского моря, я был тогда с ним. Кто-то из преданных угостил его мороженым. И, глядя на набережную, Гурудев обратился ко мне и сказал: «Я хотел бы сделать такие же ступени на берегу Говинда‑кунды, но кто будет заниматься этим? Нет свободных рук для этого». Я подумал тогда: «Он так далеко от Индии — в России, — но он думает о желаниях своего Гурудева». Он всегда думал о служении своему Гуру, о том, как удовлетворить его. Парам Гуру Махарадж ушел, но он по-прежнему думал: «Таким было желание моего Гуру — и я должен выполнить его». И мы должны поступать подобным же образом, размышляя о том, чего он хотел, и выполнять его желания.

#00:10:19#

С самых ранних лет он постоянно заботился о своем храме. Придя в Миссию, ему приходилось защищать ее, воевать за нее. Он рассказывал мне, что когда возводилось ограждение у Говинда-кунды, пришло множество беспокойств и недоброжелателей. Ему приходилось самому управляться со всем. Парам Гуру Махарадж передал ему управление всем храмом, и когда закончилась регистрация завещания, Парам Гуру Махарадж сказал: «Наконец-то этой ночью я смогу заснуть. Этот груз спал с моих плеч, я все передал ему [Шриле Говинде Махараджу] и этой ночью смогу спокойно уснуть». Об этом я лично слышал от Гурудева.

#00:11:35#

Случилось, что распространились слухи, будто в нашем храме в Дам Дам Парке похитили какого-то мальчика. Начались большие проблемы, и Гурудев был вынужден лично идти к чиновникам и улаживать все. Также было много проблем и в Каикхали. В Дам Дам Парке есть дом рядом с нат‑мандиром, там некие люди ели яйца, а скорлупу выкидывали на территорию нашего храма. И никто не решался положить этому конец. Гурудеву вновь пришлось идти туда и самому справляться с ситуацией.

#00:12:31#

В Каикхали была уже выкуплена земля для храма, но возникали проблемы с ее прежним арендатором, который не хотел покидать эту землю. Гурудев также был вынужден воевать с ним. Он говорил: «Ответь мне, ты собираешься убираться из моего дома? Если да, то я дам тебе кое-что, если же нет — погоди!»

#00:13:03#

Гурудеву приходилось часто заниматься подобными делами. И в Хапании также. Парам Гуру Махарадж говорил о храме в Хапании:

— Это не мой храм, это — твой храм. Это храм Говинды Махараджа.

— Гурудев, я съезжу в Хапанию? — говорил Шрила Говинда Махарадж.

— Да, конечно, поезжай. Это ведь твой храм, поезжай.

#00:13:42#

Он [Шрила Говинда Махарадж] всегда заботился о преданных, о том, как, чем помочь им. Я иногда говорил ему:

— Гурудев, сегодня же пост.

— Накорми преданных прасадом, — отвечал он.

— Но сегодня предписано поститься.

— Можно прервать пост — дай преданным прасадам, пожалуйста.

#00:14:03#

Когда я был с Гурудевом в России в 1999 или 2000 году, преданные приготовили что-то вроде сладких шариков. Все санньяси принимали прасадам, и пришла одна преданная, я не помню ее имени. Гурудев все время наблюдал за тем, как я ем. А эта преданная держала блюдо с шариками в правой руке и раздавала их левой рукой, и я отказался брать: «Нет, нет, спасибо, я не хочу». Гурудев увидел это и понял, почему я отказался. Гурудев очень проницательный, он засмеялся: «Я знаю, почему ты отказался от шариков».

#00:15:06#

В другой раз преданные приготовили красный дал, который у нас в храме не едят. И я много съел этого дала, потому что раньше очень любил его, а с приходом в храм ни разу не ел. А тут русские преданные приготовили его, и Гурудев заметил, что я съел достаточно много. Он сказал: «Кушай, кушай, в Индии ты его не получишь». [Смеется.] Гурудев всегда шутил с нами, но также и отчитывал. Та любовь и забота, которую он дал, ни с чем несравнима. Иногда он отчитывал меня. На меня жаловались, он ругал меня, но я не уходил, я не покидал его. Гурудев говорил: «Я ругаю его, а он не уходит. Что я могу поделать?»

#00:16:41#

Гурудев проверяет нас. Иногда он может критиковать, но сколько любви исходит от него! Нужно понимать, почему он отчитывает нас, за что. Когда Шрила Бхактивинод Тхакур отправил Шрилу Прабхупаду, тогда еще Бимал Прасада, к Бабаджи Махараджу, чтобы тот попросил у него посвящение, Бабаджи Махарадж отвергал его, он отчитывал его. Тогда Бимал Прасад вернулся домой ни с чем. «Почему ты вернулся? — спросил Бхактивинод Тхакур. — Отправляйся снова за посвящением». И он снова пошел. Гауракишор Дас Бабаджи Махарадж спросил его: «Почему ты пришел ко мне? Твой отец — большой ученый, великий вайшнав. Чего ты хочешь от меня? Ступай домой». Затем он вновь пришел к Бабаджи Махараджу, и тот ответил: «Мне надо спросить у Махапрабху». На следующий день они снова встретились, и Бабаджи Махарадж сказал: «Я задал вопрос Махапрабху, но Он не ответил». Это продолжалось какое-то время, но в результате Бабаджи Махарадж все-таки дал ему посвящение.

#00:18:48#

Поэтому нам надо быть терпеливыми, как часто говорил Гурудев: «Ждать и смотреть». Ждать, смотреть и быть терпеливыми. Его терпение и смиренное настроение, любовь к духовным братьям и забота — несравненные качества, полученные им от его Гуру Махараджа.

#00:19:19#

Я рассказывал Джай Кумару, что пять лет назад я собирался на лечение в Ченнай (Мадрас) и спросил у Гурудева:

— Где мне там заночевать? Возможно, в храме Гаудия Матха или быть может в отеле.

На что Гурудев ответил:

— Нет. Остановись в отеле.

— Почему не в храме, Гурудев?

Тогда Гурудев ответил:

— Мой Гуру Махарадж на своей голове носил камни для строительства того храма в Мадрасе, но потом они отвергли его. Этого я не могу терпеть. Я дам тебе денег — остановись в отеле.

Для Гурудева такое отношение к его Гуру Махараджу было невыносимым.

#00:20:22#

Однажды я спросил у Гурудева:

— Могу ли я построить храм в Майяпуре?

Он ответил:

— Нет! Моего Гурудева отвергли в Майяпуре. Зачем там строить храм? Прабхупад указал на Шрилу Шридхара Махараджа, а он построил храм в Коладвипе, на берегу Ганги. Мы можем проповедовать здесь, на берегу Ганги.

#00:20:45#

Это берег Ганги. Когда мы копали самадхи для Гурудева, глубиной около двух метров, шел сплошной песок — это песок Ганги. Поэтому мы очень удачливы.

#00:21:19#

Ушел наш Гурудев, это большое несчастье, но он пролил на нас столь много милости, — и в этом наша надежда. Мы должны следовать его линии и наставлениям, и тогда мы увидим, как на нас снизойдет еще больший поток милости. Я говорю всегда, что мы все плывем на одном корабле, капитан которого — наш Гурудев. Он ведет наш корабль. Если мы будем оставаться на его борту, то легко достигнем того места, куда движется корабль. Но иногда нам кажется, что корабль движется слишком медленно и нам хочется пересесть на более быстрый корабль. Но, кто знает, быть может, такой корабль движется не на Голоку Вриндавана или даже вовсе пойдет ко дну.

#00:22:15#

Поэтому нам надо следовать наставлениям Гурудева. Он часто говорил мне: «Чистота искреннего искателя. Каждый является искренним искателем, но чистота, верность — редкие явления». Парам Гурудев говорил ему: «Следуй за мной, а не за своим умом!» Когда он дал Гурудеву прасадам с насекомыми, тот съел его, и Шрила Шридхар Махарадж понял: «С этого мальчика будет толк». Он спросил у Гурудева:

— А почему ты съел этот прасад?

— Вы же сказали мне не следовать своему уму.

С того дня Шрила Шридхар Махарадж понял: «Да, это тот мальчик, тот самый».

#00:23:26#

Гурудев взрастил меня, взрастил нас. Например, мой пример. Однажды в доме сестры Шрилы Шридхара Махараджа он задал мне вопрос:

— Ты собираешься жениться?

Я подумал, что он шутит, я даже немного напугался.

— Нет! Я пришел сюда и не собираюсь жениться.

— Тогда ты примешь санньясу.

Гурудев дал мне время подумать, и я пообещал, что дам свой ответ немного позже, через сутки. Я приходил к нему на веранду, предлагал свой дандават и не задерживался там, потому что Гурудев ожидал моего ответа. Прошло двадцать четыре часа, сорок восемь часов. Снова мы встретились в доме Рама Рани Деви, и он снова спросил меня:

— Прошло уже сорок восемь часов. Почему ты не даешь ответ?

— Гурудев, дайте мне, пожалуйста, еще время подумать, еще сорок восемь часов.

Прошло три дня.

— Уже три дня прошло. Каков твой ответ?

— Гурудев, я — ваш жертвенный агнец, вы можете делать со мной все, что пожелаете: отрубить мне голову или хвост. Но я не квалифицирован для санньясы, я не квалифицирован, чтобы быть ачарьей.

— О положении ачарьи речь сейчас не идет. Об этом позже, — ответил Гурудев.

Это было в 1999 году. Я никогда не думал, что мне предстоит держать флаг Шри Чайтанья Сарасват Матха.

#00:25:31#

Однажды я пришел сюда, в храм Шрилы Шридхара Махараджа, и пробыл здесь весь день, а затем решил остаться. Это было в 1992 году. И вплоть до 1999 года я ни единой ночи не провел за пределами храма. Я мог выполнять служение где-то далеко от храма, я ездил в Дам Дам Парк, но всегда ночевал только в храме. А после принятия санньясы я стал проповедовать. Гурудев благословил меня на проповедь и сбор пожертвований, и он был доволен.

#00:26:26#

Гурудев обладал прекрасными качествами и памятью. За один день до его ухода я встретился с ним, он был в ясном уме и прекрасной памяти. Он попытался объяснить мне, что ему было тяжело покидать Навадвип. Он спрашивал, где его четки, но прекрасно помнил о событиях, произошедших пять лет назад в храме, о которых я уже забыл. Насколько сильна его привязанность к храму Шрилы Гуру Махараджа.

#00:27:38#

Гурудев говорил: «В храме живут брахмачари, но некоторые из них даже не знают, сколько окон в их комнате. Но я знаю, сколько кирпичей ушло на строительство этого храма, сколько пришлось копать под фундамент, потому что все это мне приходилось делать собственными руками». Так говорил Гурудев. Поэтому ему было известно все. Его качества несравненны, мы даже не можем себе представить. Мы должны лишь молиться: «Пожалуйста, прости мои оскорбления», — молить только об этом и ни о чем другом, не просить о милости. Гурудев говорил, что просьба о милости — это также своего рода умонастроение желания. Поэтому, не желая ничего, мы лишь просим: «Прости мои оскорбления».

#00:28:56#

Гурудев неотличен от Нитьянанды и Радхарани:

са̄кш̣а̄д-дхаритвена самаста-ш́а̄страир
уктас татха̄ бха̄вйата эва садбхих̣
кинту прабхор йах̣ прийа эва тасйа
ванде гурох̣ ш́рӣ-чаран̣а̄равиндам1

В этом стихе дается этому пояснение. Гурудев говорил: «Я не следую шастрам, я следую своему Гурудеву», — подобно Говинде, слуге Ишвары Пури.

Говинда спросил у Ишвары Пури:

— Гурудев, после того, как вы покинете этот мир, каким будет мой долг, мое служение?

Ишвара Пури сказал:

— Ты отправишься к Махапрабху и будешь служить Ему.

#00:29:52#

После ухода Ишвары Пури Говинда отправился к Махапрабху. Махапрабху сказал ему: «Прабху, ты Мой брат в Боге, и даже слуга Моего Гуру. Как же Я могу принимать от тебя служение?»

Махапрабху спросил у Сварупы Дамодара и Рая Рамананды:

— Прабху, как Мне поступить? Говинда просит у Меня служение, он хочет стать Моим личным слугой. Что Мне делать? Шастры говорят, что того, кто является слугой твоего Гуру, необходимо почитать. Как же смогу Я принимать от него служение?

Сварупа Дамодар и Рамананда ответили Ему:

— Чему Ты станешь следовать: шастре или своему Гурудеву?

Махапрабху ответил:

— Конечно же, Я должен следовать Гуру. Я приму его в качестве Своего слуги!

#00:31:11#

Мы должны задумываться, что благоприятно для служения, что необходимо для служения. Однажды Махапрабху воспевал и танцевал весь день и очень устал. Он прилег прямо на входе в Гамбхиру. Там была лишь одна дверь. Говинда, Его слуга, который ежедневно массировал Его стопы, в тот день не смог этого сделать, поскольку Махапрабху перекрыл Собой узкий проход в Гамбхиру. Он попросил Махапрабху подвинуться для того, чтобы попасть внутрь комнаты и массировать Его стопы, но Махапрабху ответил, что Он настолько устал, что не в силах даже пошевелиться. Тогда Говинда возразил: «Но как же тогда мне выполнить это служение Тебе?» Махапрабху сказал: «Прости, но Я ничего не могу поделать». Говинда думал: «Я каждый день массирую Его стопы и сегодня также должен сделать это». Тогда он накрыл тело Махапрабху своей одеждой, чтобы на Него не упала пыль с его стоп и переступил через Него. Так ему удалось помассировать стопы Махапрабху. Махапрабху крепко заснул и, проснувшись в полночь, спросил:

— Говинда, а как ты попал вовнутрь? Почему ты не отправляешься принять прасадам? Почему не идешь спать?

Говинда ответил:

— Прабху, как я могу выйти из комнаты? Ты ведь спишь в проходе!

Махапрабху спросил:

— Но как ты тогда попал сюда?

Говинда ответил:

— Я зашел в комнату, переступив через Тебя для служения Тебе. Да, я нанес такое оскорбление, но чтобы послужить Тебе. Но переступить через Тебя ради своего собственного интереса я не могу — это великое оскорбление.

#00:33:19#

В служении Господу, Гурудеву мы можем совершать оскорбления. Апи чет судура̄ча̄ро: может быть, человек прежде совершал страшные грехи, но если он предался Богу, предался Гуру, — Сам Кришна говорит: «Я избавлю его ото всех последствий грехов и оскорблений и задействую его в служении Себе». В этом наша надежда. «Если грешник полностью предался Мне, Я избавлю его ото всех последствий его грехов и задействую в служении Себе». Многое мы делаем неверно. Кто из нас, например, квалифицирован омывать листья Туласи? Но если мы следуем воле Гурудева, исполняем его желания, тогда у нас есть надежда. Мы должны надеяться на служение ему. Необходимо полностью предаться Гурудеву. Мы здесь для служения Гурудеву.

#00:34:20#

ш́раван̣ам̇ кӣртанам̇ вишн̣ох̣
смаран̣ам̇ па̄да-севанам
арчанам̇ ванданам̇ да̄сйам̇
сакхйам а̄тма-ниведанам
2

Так каждый день понемногу мы продвигаемся. Ежедневно необходимо совершать служение, ведь именно для этого нам дано это тело. Если мы не используем свое тело для служения, то оно бесполезно. Но, занимая себя служением Божествам, Гурудеву, его Миссии, — мы обретаем благо.

Джай Шрила Гуру Махарадж ки джай!

Ом Вишнупад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев‑Госвами Махарадж ки джай!

Бхакти Ракшак Шридхар Дев‑Госвами Махарадж ки джай!

Самавета гаура‑бхакта‑вринда ки джай!

Харинам‑санкиртан ки джай!

Нитай‑Гаура премананде Харибол!

Преданный: Шри Чайтанья Сарасват Матх Севаите-Президент-Ачарья Шрипад Бхакти Нирмал Ачарья Махарадж ки джай!

Гаура премананде Харибол!

Шрила Ачарья Махарадж: [Киртан. Бхаджан «Эмона дурмати…» Шрилы Бхактивинода Тхакура.]

харе кр̣ш̣н̣а харе кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а харе харе
харе ра̄ма харе ра̄ма ра̄ма ра̄ма харе харе

Джай Ом Вишнупад Джагад-Гуру Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев‑Госвами Махарадж ки джай!

Вишваваренья Шрила Гуру Махарадж ки джай!

Джай Ом Вишнупад Парамахамса Джагад-Гуру Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев‑Госвами Махарадж ки джай!

Джай Сапарикара Шри Шри Гуру-Гауранга Гандхарва-Говиндасундарджиу ки джай!

Джай Ом Вишнупад Бхагаван Шрила Прабхупад ки джай!

Рупануга Гуру-варга ки джай!

Намачарья Шрила Харидас Тхакур ки джай!

Туласи Деви, Бхакта Деви ки джай!

Самавета-гаура-бхакта-вринда ки джай!

Шри Чайтанья Сарасват Матх ки джай!

Самавета-гаура-бхакта-вринда ки джай!

Всем собравшимся преданным ки джай!

Преданным во всем мире ки джай!

Харинам-санкиртан ки джай!

Самавета-гаура-бхакта-вринда ки джай!

Джая Прахлада Махарадж, Шри Нрисимхадев ки джай!

Гаура-бхакта-вринда ки джай!

Нитай-Гаура-премананде Хари-Харибол!

 


1 «Все шастры провозглашают, что Гуру неотличен от Самого Господа Шри Хари, и его следует почитать так же, как Самого Бога, и в то же самое время он самый близкий возлюбленный Господа. В великом смирении я преклоняюсь перед лотосоподобными стопами Шри Гурудева (чей проявленный облик хоть и отличен, но в то же самое время непостижимо тождественен Самому Господу)» (Ш́рӣла Виш́вана̄тх Чакравартӣ Т̣ха̄кур, «Ш́рӣ Ш́рӣ Гурва̄ш̣т̣ака», 7).

2 «Слушание; повторение; памятование святых имен, форм, качеств и игр Господа Шри Кришны; служение Его лотосоподобным стопам; поклонение Ему [посредством шестнадцати предметов]; вознесение Ему молитв; служение Ему в умонастроении слуги; служение Ему в умонастроении близкого друга; принесение в служении Ему самого себя, своего тела и своей души — таковы  девять видов преданного служения» («Ш́рӣмад‑Бхāгаватам», 7.5.23).

← Шри Рама-Навами и три дня сочинцев в Абхазии. Март 2015 года ·• Архив новостей •· Воскресная программа в студии йоги Ведалайф. Киев, 29 марта 2015 года →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования