«Терпение, смирение, почтение» (часть 1). Отрывок из лекции Шрилы Б. П. Джанардана Махараджа. 25 августа 2005 года

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 23.1 МБ)

Шрила Бхакти Паван Джанардан Махарадж

Терпение, смирение, почтение
(часть 1)

(25 августа 2005 года, Лахта, Санкт-Петербург)

 

Мы приезжаем в Россию и очень довольны тем уровнем занятости в служении, которым обладает Шрипад Бхакти Бимал Авадхут Махарадж. Мы видим, что служение, совершаемое им и другими преданными здесь, в России, очень удовлетворяет Шрилу Говинду Махараджа.

#00:00:48#

Можно сказать, что он относительно молодой преданный. Он приехал в Россию и помог основать здесь миссию. У него также есть много хороших помощников. Он относительно молод. Но, однако, многие старшие люди и более старшие, чем он, санньяси приезжают в эту страну, чтобы помогать ему. Они делают так, потому что уверены в нем. Они видят, что он обладает способностью делать что-то важное для Гуру Махараджа. Он очень сильно озабочен в своем сознании тем, что он может сделать для служения Гуру Махараджу. И все вокруг вдохновляются его примером.

#00:02:16#

Мы все приезжаем сюда и видим, что это нечто необычное. Обычно не является столь сложной задачей создать что-то, сделать что-то обычно не так сложно. И также не очень сложно уничтожить что-то. Иногда говорится, что работа, выполняемая Господом Брахмой и Господом Шивой не очень сложна. Но работа Господа Вишну действительно сложна — очень сложно поддерживать что-то. Очень трудно поддерживать что-то на одном уровне, чтобы это продолжало работать, действовать.

#00:03:31#

Я разговаривал с одним человеком, и он сказал: «Я был женат пятнадцать лет». Другие люди, находящиеся в комнате, удивились: «На одной и той же женщине?» — они удивлялись не тому, что он был женат в течение пятнадцати лет, но они удивлялись, что он был женат пятнадцать лет на одной и той же личности. Создать что-то или уничтожить что-то — не очень сложно. Но создать нечто, а затем поддерживать это, помогать этому развиваться — сложная задача.

#00:04:48#

И эта деятельность, которая выполняется Господом Вишну. Мы можем видеть, что это трансцендентное положение. Творение, создание — это нечто связанное с раджа-гуной, со страстью. Разрушение же связано с тама-гуной, невежеством. Но поддержание — это деятельность, связанная с шуддха-саттвой, то есть с гуной чистой благости.

#00:05:43#

Поэтому если какой-либо человек способен прийти сюда и заниматься определенной деятельностью по поддержанию миссии, это очень хорошо, это очень важная деятельность, важная работа. Говинда Махарадж часто говорил, что мы можем это видеть также на примере отца Авадхута Махараджа — Виджай Рамана.

#00:06:29#

Я был очень удивлен, когда встретился с Виджай Раманом в первый раз. Это было, быть может, пять или семь лет назад. Мы оба ехали в одном поезде, идущем из Калькутты во Вриндаван, — это, быть может, полторы или две тысячи километров, на дорогу требуется больше одного дня. Мы путешествовали с ним, и он не мог достаточно хорошо говорить по-английски, и очевидно, что я не мог говорить по-русски, но я смог понять что-то о нем, поскольку он обладал способностью доносить нечто до людей, делать себя понятным. По своей природе он очень силен, крепок, он немного йог. Он занимался йогой в течение многих лет. Поезд ехал, и он сказал: «Я могу показать вам».

#00:08:17#

И он показал мне. Он поплевал на руки, встал на них и таким образом стоял, хотя в это время поезд двигался и шатался. Я видел, что хотя он немолодой человек, у него очень сильный характер, твердая воля.

#00:08:48#

Сейчас этот храм в Санкт-Петербурге очень уникален — нет другого храма, подобного этому. Сюда пришла какая-то часть его [Виджай Рамана] энергии. Его природа сильна, и, быть может, временами он повышает голос и ругает кого-то, но его способности также очень высоки, он обладает хорошей способностью к служению. Он помогает «раздавать» преданность многим другим людям и даже членам своей собственной семьи.

#00:09:56#

За время совместного нашего путешествия мне очень сильно понравился этот человек. Как я говорил ранее, мы делаем ударение на севу, на служение. Сидеть в одном месте и просто воспевать Харе Кришна не столь ценно. Быть может, у нас есть некая ответственность перед собой — мы должны поддерживать свою садхану, свою духовную жизнь, но это также просто часть нашей личной ответственности. Как кто-то однажды сказал мне русскую пословицу: «Быть хорошим человеком — это не профессия». Вы, быть может, знаете эту поговорку или пословицу: «Быть хорошим человеком — не профессия».

#00:11:24#

Есть очень много хороших людей, но также вы должны быть способны заниматься чем-то, делать что-то. По аналогии: однажды Санатана Госвами сказал Харидасу Тхакуру: «Есть очень много людей в этом мире, которые знают множество правил и предписаний и следуют им, они очень хорошо и правильно ведут себя, но они не умеют проповедовать. Есть также другие люди, которые проповедуют, но не ведут себя должным образом. Но ты занимаешься и тем, и другим: ты проповедуешь людям и словами, и своим собственным поведением. Ты просто собственным примером показываешь людям, каким образом нужно действовать, поэтому ты являешься духовным учителем всего мира».

#00:13:30#

Джива Госвами, описывая различные качества Бхагавана, говорит: бхаджанӣйа гун̣а-виш́иш̣т̣а — «Его качества столь превосходны, что Он вдохновляет других на служение Себе». Таково же качество очень возвышенных преданных: когда человек видит его, он хочет служить ему и хочет воспевать Святое Имя.

#00:14:19#

Каждый из нас, индивидуально, обладает неким практическим опытом. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил: «Когда вы уходите домой, не забывайте обо мне. Вы пришли сюда для того, чтобы служить Кришне, и когда вы уходите домой, пожалуйста, не забывайте об этом. Вы дали обещание. Пожалуйста, не разочаровывайте меня».

#00:15:08#

Итак, у нас есть некоторый долг перед собой и некоторый долг перед духовным учителем: мы должны поддерживать свою собственную духовную практику. Как мы говорили уже, приводя в пример Санатану Госвами и Харидаса Тхакура, когда первый второму сказал: вести себя хорошо — это только один момент, но нужно также проповедовать, давать это знание другим людям.

#00:16:00#

Это одно из качеств миссии Господа Чайтаньи, оно сравнивается с трансцендентным деревом. Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «Все преданные являются частью этого дерева любви к Богу. Это дерево производит больше плодов любви к Богу, чем Я способен съесть. Поэтому нашим долгом является раздать плоды этого древа, любовь к Богу, другим».

#00:17:04#

Также говорится, что когда мы имеем дело с такой раздачей, то чем больше мы отдаем, тем больше у нас самих остается. В этом материальном мире, если у нас что-то есть, и мы отдаем это кому-то, то у нас это перестает существовать, оно уходит. Однако дар Махапрабху таков, что чем больше мы отдаем его другим людям, тем больше у нас остается. И это то, что мы желаем обрести. Мы хотим таким образом действовать, мы хотим дать этот дар другим. Это очень легко понять. Если у нас есть вкусная еда, то мы хотим поделиться ей с другими людьми. Если мы сидим дома и едим что-то очень вкусное, и к нам приходит друг, то что мы будем делать? Мы скажем: «Пожалуйста, угощайся. Это очень-очень вкусно. Ты обязательно должен это попробовать, возьми». Это очень естественно. Если у нас есть нечто, что нам нравится, мы хотим этим поделиться с другими. Сознание Кришны действует подобным же образом.

#00:18:53#

тр̣н̣а̄д апи сунӣчена, тарор ива сахиш̣н̣уна̄
ама̄нина̄ ма̄надена кӣртанӣйах̣ сада̄ харих

Мы очень сильно верим в Его [Махапрабху] слова. Он говорит, что три вещи необходимы для того, чтобы воспевать Святое Имя: смирение, оказание почтения другим и терпение. Вчера или сегодня кто-то спрашивал: «Что является истинным терпением?» Я сказал Ашраму Махараджу: «Лучше ответь ты, потому что ты обладаешь терпением, а я не умею терпеть». На самом деле Ашрам Махарадж — очень терпеливый человек. Но мы также слышали, как Шрила Говинда Махарадж говорил о терпении.

#00:20:18#

Шрила Говинда Махарадж говорил, что очень легко быть смиренным и очень легко оказывать почтение другим. Любой может действовать так, как будто бы он является смиренным. Ну, может быть, не любой, но очень многие могут это. И также оказание почтения другим — нам не составит труда поступать подобным образом. На самом деле, если кто-то хочет проповедовать, то для этого необходимо оказывать почтение другим. Я помню, как Шрила Прабхупада говорил: «Иногда во время проповеди нам приходится оказывать почтение даже дураку». Иногда, даже если какой-то человек был полным дураком, Шрила Прабхупада говорил ему: «О, ты очень разумный человек», потому что оказание почтения другим — один из наших принципов.

#00:21:42#

Таким образом, не очень сложно, не составляет особого труда быть смиренным и оказывать почтение другим. Но Говинда Махарадж сказал: не так-то легко быть терпеливым. Один из основных уроков Бхагавад-гиты — то, что следует быть терпеливым. Есть многие вещи, которые мы не в силах изменить. В этом мире происходит множество двойственных вещей, и мы не можем этого изменить. Но Кришна говорит, что это временно, подобно тому, как иногда холодно, но затем, позже, будет жарко. Много двойственности: удовольствие и боль, много разного… И Кришна говорит, что мы должны терпеть это.

#00:23:05#

Таким образом, смирение и оказание почтения другим — это достаточно легко, но терпеливым быть гораздо сложнее. Нам придется научиться быть терпеливыми для того, чтобы быть способными оказывать какое-то служение нашему духовному учителю. Мы также видим: здесь преданные предоставляют все удобства для других. Также мы видим подобный пример в Навадвипе: преданные заботятся о других и иногда даже отдают пищу со своей собственной тарелки другим преданным. Это особое умонастроение служения — они хотят видеть, что служение было оказано всем.

#00:24:18#

тр̣н̣а̄д апи сунӣчена, тарор ива сахиш̣н̣уна̄
ама̄нина̄ ма̄надена кӣртанӣйах̣ сада̄ харих

Таким образом, Господь Чайтанья говорил о трех моментах: смирение, оказание почтения другим и терпение. Смирение, оказание почтения другим и терпение. И Шрила Говинда Махарадж также дает нам эту формулу.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас

← День явления Нитьянанды Прабху в томском центре ·• Архив новостей •· «Жизнь Шрилы Нароттама Даса Тхакура». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 26 декабря 1992 года →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования