«Терпение, смирение, почтение» (часть 2). Отрывок из лекции Шрилы Б. П. Джанардана Махараджа. 25 августа 2003 года

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 34.5 МБ)

Шрила Бхакти Паван Джанардан Махарадж

Терпение, смирение, почтение
(часть 2)

(25 августа 2005 года, Лахта, Санкт-Петербург)

 

Если у кого-то есть вопросы, то, пожалуйста, задавайте.

#00:00:12#

Вопрос [примерно такой]: Во время фестиваля происходили странные вещи: некоторые преданные спали на лекциях, неадекватно себя вели. Как Махарадж может прокомментировать это?

#00:02:03#

Джанардан Махарадж: То, что люди спят на лекциях, — не очень странно. Я видел, как люди спят во время лекций по всему миру. Я даже видел, как люди спали, когда они читали лекции. Я думаю, что преданные здесь не очень-то и много спали. Очень многие люди просто не имели возможности выспаться как следует, поскольку программа затягивалась до позднего вечера, иногда микрофон не выключался вообще в течение дня, таким образом, они были постоянно заняты. Естественно, когда им предоставлялась возможность спокойно сесть в одном месте, то им очень хотелось уснуть при этом. И лекция предоставляла им хорошую возможность, спокойную, умиротворенную обстановку для того, чтобы поспать. Поэтому они могли просто сесть и немножко поспать — это не является чем-то необычным.

#00:03:50#

Кстати, я сейчас вспомнил то, что хотел сказать до этого. Мы говорили о терпении, и в этом мире есть очень много вещей, которые мы должны терпеть. И, отвечая на ваш вопрос: также мы должны терпеть поведение других людей, поскольку люди разных типов приходят на этот фестиваль. Некоторые люди очень чисты по своей природе, а другие не столь чисты. Но даже те люди, которые не чисты по своей природе, когда они вступают в контакт со Шрилой Гурудевом, они меняются. У некоторых людей могут быть не очень чистые мотивы или причины для того, чтобы заняться преданным служением. Но в обществе преданных, общаясь с преданными, они меняются.

#00:05:27#

Поведение, природа людей со временем меняются. Если мы сейчас посмотрим на человека и сделаем [мысленно] отметку на нем: «твоя природа такая-то и такая-то», мы можем этим нанести оскорбление, потому что это вовсе не обязательно всегда будет его природой — его природа может измениться.

#00:05:55#

Не каждый, кто приходит к сознанию Кришны, является святым, но зачастую многие люди, которые не являются праведниками, и чье поведение не чисто, меняют свое поведение, соприкасаясь с сознанием Кришны.

#00:06:26#

Наконец, касаясь того момента, о котором я уже давно хотел рассказать и который забывал: Шри Чайтанья Махапрабху говорил о трех аспектах — смирение, терпение и оказание почтения другим. Наше настроение проповеди может быть различным: например, при проповеди христианам. Иногда мы можем встречать людей на улицах, которые говорят нам: «Я обрел спасение, и, чтобы обрести спасение, ты обязан следовать этому же самому пути, иначе ты никаким иным путем не сможешь обрести спасение».

#00:07:46#

На самом деле это хорошо, что они пытаются что-то дать, но их умонастроение таково: «Я спасен, и я могу дать вам что-то, что спасет вас». Иногда мы даже видим среди проповедников сознания Кришны такое умонастроение, когда они говорят: «Если вы не примите сознание Кришны, то в следующей жизни можете родиться свиньей или собакой». Это один из видов проповеди, но умонастроение при этом таково, что вы знаете правильный ответ, и вы идете к кому-то, чтобы дать им эти правильные ответы. Но как много вы знаете, и сколько вы способны дать другим — я не знаю.

#00:09:05#

Махапрабху говорил о смирении, терпении и оказании почтения другим. И как вы думаете, много ли смирения в поведении человека, который разговаривает, думая, что он знает все ответы?

#00:09:26#

Я также упоминал о другом примере, о подходе, когда у нас есть нечто вкусное, и мы желаем поделиться этим с другими. Это очень хороший подход. Желание поделиться с другими тем, что мы ценим, очень естественно. Так или иначе, это был момент, о котором я хотел сказать. Пожалуйста, у кого-нибудь еще вопросы, или может быть у вас есть еще какие-то вопросы?

#00:10:05#

Реплика: Хочу сказать, что очень тяжело поддерживать смирение среди равных. Когда ты зависим, в подчинении — тебе легче выполнять волю свыше, но когда ты с равными — это очень тяжело.

#00:11:11#

Джанардан Махарадж: Естественным образом нам сложнее оказывать почтение другим, когда они нам на что-то указывают, чем когда мы это слышим от старших. Но иногда это также может быть необходимым — принимать приказы и указания от равных. Иногда некоторые люди могут проявлять инициативу. Например, один санньяси рассказал Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру о поведении одного мальчика. Этому мальчику было всего четырнадцать лет, но он всегда очень стремился отправиться на проповедь и ездил проповедовать на повозке с лошадью. Этот санньяси сказал: «Мальчик понял суть наставлений Прабхупады. Он, хотя является младшим по отношению ко мне, воспринял истинный дух проповеди — Шрила Прабхупада хотел, чтобы мы все проповедовали. Я же, хоть и являюсь более старшим по отношению к нему (я санньяси), не смог в той же степени воспринять этот дух». Он скорбел о том, что не понял своего духовного учителя в той мере, в какой его понял этот маленький мальчик.

#00:13:48#

Как я говорил раньше, когда рассказывал о важности служения, совершаемого Шрипадом Бхакти Бималом Авадхутом Махараджем, не столь важно, сколько лет человек находится в сознании Кришны. И также это не вопрос количества: сколько тысяч книг он прочел. Здесь дело в проявлении энтузиазма и устремления, которому мы можем поучиться. Поэтому не важно, что кто-то старше нас или младше. Если мы можем получить хорошие наставления или указания от кого-то, то мы вполне можем их принять.

#00:14:56#

Бывает иногда умонастроение, что необходимо срочно закончить киртан, прямо сейчас. Здесь присутствует Ашрам Махарадж, и он занимается проповедью в Мексике, он является там «полевым командиром». Он там находится на своем месте — непосредственно занимается проповедью. Там девять или десять храмов, и он управляет ими. Все преданные исполнены энтузиазма под его руководством. И если мне необходимо понять условия, которые сейчас сложились в Мексике, то мне необходимо обратиться к нему, поскольку он является человеком, живущим в Мексике, поскольку он в курсе той ситуации.

#00:16:46#

Если, к примеру, преданный — даже очень молодой преданный — придет к нам и скажет, что здание горит, то мы немедленно побежим и начнем заливать это здание водой, каким-то образом тушить его, и мы не будем задавать вопросов: «Что это за молодой преданный?» Если здание горит, надо немедленно принимать меры. Я просто давал некоторые примеры к тому, что вы сказали.

#00:17:13#

Туласи Рани Деви Даси: Объясните более подробно, что есть смирение, что есть терпение. Какая разница между ними?

#00:17:47#

Джанардан Махарадж: Говинда Махарадж говорит, что легко быть смиренным и легко оказывать почтение другим, но нелегко быть терпеливым, проявлять терпение. Смирение — просто кто-то может быть очень мягким по своей природе. Они просто по своей природе смиренны, они даже не рисуются нисколько. И также они могут быть способны оказывать почтение другим. Вы знаете, что такое смирение. Смирение означает, что они не горды, что они исполнены простоты. Как в том примере, данном Махапрабху: смиреннее, чем солома, валяющаяся на улице.

#00:19:10#

Бхактивинод Тхакур говорит: «Мое смирение гораздо хуже, чем у соломы, валяющейся на улице». Если мы наступим на солому, то она прогнется под нами, она не будет сопротивляться. Бхактивинод Тхакур говорит: «Но моя природа такова, что я всегда сопротивляюсь, всегда стремлюсь противодействовать. Я высокомерен. Это качество, противоположное смирению». Таким образом он объясняет, почему [дается] это сравнение с травинкой или соломой, валяющейся на улице.

#00:20:14#

Эго означает оказывать сопротивление, когда окружающая среда оказывает на нас воздействие. Многие люди способны проявлять очень высокую степень смирения и почтения к другим, но в чем же разница между этими качествами и терпением? Терпение означает терпеть все обстоятельства вокруг нас. В этом материальном мире существует много двойственностей: жара и холод, удовольствие и боль, и Кришна говорит, что все это нужно просто терпеть.

#00:21:31#

Я помню, однажды мы были в Калькутте и пытались залезть в общественный автобус. То, что мы забрались в этот автобус, подразумевает, что мы должны терпеть, если наша голова окажется у кого-то под мышкой. Эта такая ситуация, когда сто человек уже находится в переполненном автобусе, мы пытаемся залезть, а еще пятьдесят человек позади пытаются нас затолкать туда. Я видел, что позади меня старик лет восьмидесяти. Я стеснялся, поскольку не видел места, куда можно пройти. Он сказал мне: «Чего ты стесняешься — ты молодой. Если ты приезжаешь в Индию, ты должен быть готовым сражаться. Ты должен сражаться, чтобы сесть в автобус». И когда он сказал мне это, я начал пробиваться, расталкивать всех, и таким образом пробился в автобус.

#00:23:02#

В этом мире нам приходится терпеть многие вещи ради нашего служения. Так же как вы, например, терпите здесь, в России, то, что становится очень холодно. Когда вы выходите на улицу в сильный мороз и говорите что-то, слова вылетают из вас, замерзают и падают на землю. Вы даже не можете разговаривать с другими людьми, потому что когда вы что-то произносите, слова вылетают из вас, замерзают, падают на землю и разбиваются. Но люди терпят это. Даже в этом мире люди терпеливы. Мы видим, что люди терпят очень многие обстоятельства просто ради того, чтобы быть способными поддержать семью. Как в той песне «Бхаджаху̐ Ре Мана»:

#00:24:24#

ш́ӣта а̄тапа ба̄та бариш̣ана
э дина джа̄минӣ джа̄ги ре
бипхале севину кр̣пан̣а дураджана
чапала сукха-лаба ла̄ги’ ре
1

#00:24:58#

Он говорит: жара и холод — столько различных условий жизни, которые я терплю. Я служу скупым людям, очень отвратительным и низким людям — я служу им. Почему я делаю это? Потому что благодаря этому я получаю некоторое количество удовольствия, я получаю некоторое количество денег от них.

#00:25:48#

Иногда мы можем работать на другого человека, который является, быть может, полным дураком, но мы терпим это и работаем на него, потому что он способен дать нам деньги, чтобы мы смогли поддержать себя. Людям приходится терпеть так много разного в этом материальном мире. Чтобы жить в этом теле, приходится терпеть так много. Я испытываю удовольствие в этом теле, но когда старею, я также испытываю много боли от этого тела: мои зубы выпадают, я не могу слышать, я слепну, все мое тело начинает болеть и с каждым днем становится все более отвратительным.

#00:26:58#

И это часть жизни, люди просто терпят это. Они пытаются как-то приспособиться. Они каким-то образом прикрывают свою лысину волосами, они приклеивают какие-то волосы себе на голову. Даже в «Бхакти-расамрита-синдху» приводится описание старой женщины, которая пытается сделать себя привлекательной для Кришны. Она натерла свои волосы специальным составом, для того чтобы они обрели темный цвет. Также она взяла небольшие арбузы и засунула их себе под блузу, чтобы казалось, будто у нее большие груди. Она думала: «О, Кришне, наверное, нравятся хорошенькие девочки». Поэтому она хотела выглядеть очень хорошенькой, привлекательной. Одна гопи сказала другой гопи: «Что с ней случилось? Ты видишь эту старую женщину? С ней что-то происходит!»

#00:28:53#

Подобным образом в этом мире мы делаем столь много приспособлений для того, чтобы терпеть различные условия, нам приходится много терпеть. Шрила Прабхупада рассказывал, как один человек посетил своего друга, который умирал в больнице. Человек спросил его: «Как ты?» Тот ответил: «У меня все хорошо». — «Что ты понимаешь под словом „хорошо“? Ты же умираешь в больнице!» Но он все равно сказал: «У меня все в порядке». Такова природа этого материального мира: каждый вынужден терпеть какие-то условия.

#00:29:58#

Однажды я встретился с человеком в Индии, мы вместе занимались сбором картошки. Я встретил его, когда собирал пожертвования. Он собирал картошку. Я попросил его пожертвовать мне несколько мешков. Но он сказал мне: «Мой бизнес сейчас разваливается, у меня все дела разладились». У меня было немного шутливое умонастроение. Я ему сказал: «Ну а что ты удивляешься?» Тот в ответ: «А что ты имеешь в виду?» Я спросил: «Что вы продаете здесь?» Он сказал: «Мы продаем здесь удобрения». — «Это удобрение приходило с какими-то инструкциями?» — «Конечно, мое удобрение приходит с инструкциями: каким образом можно использовать его». Я сказал: «Очевидно, ты живешь в материальном мире, и, должно быть, есть какое-то руководство, какая-то инструкция к этому материальному миру. Ты слышал о Бхагавад-гите? Господь Кришна рассказал Бхагавад-гиту».

#00:31:46#

Он сказал: «Да, я слышал о Бхагавад-гите. Я прочитал Бхагавад-гиту». Я сказал: «Ну, и что там Кришна говорит об этом материальном мире? Он говорит (дух̣кха̄лайам аш́а̄ш́ватам [БГ, 8.15]) о том, что это место временно и исполнено страданий. Это природа материи, природа материального мира: он исполнен страданий. Мы можем понять, что духовный мир не переполнен страданиями, духовный мир не является временным. Но у меня есть опыт своего собственного тела, [который подтверждает,] что этот мир является исполненным страданий и временным.

#00:32:56#

Поэтому первая вещь, которую говорит Кришна, когда описывает этот материальный мир в Бхагавад-гите, — это то, что этот мир исполнен страданий. И, даже если вы способны терпеть все это, — в любом случае этот мир временен. К этому миру невозможно приспособиться навсегда. В любом случае Кришна говорит в Бхагавад-гите, что мы должны приспособиться и терпеть то, что временно.

#00:33:37#

Как, например, ранее, когда один человек спрашивал, что является истинным терпением, я просил Ашрама Махараджа рассказать о том, что такое терпение, поскольку я сам не обладаю терпением, а он обладает. Он более возвышен, чем я, он по природе более терпим.

#00:34:12#

Итак, в чем же разница между смирением и терпением? Кто-то по природе может быть мягким и смиренным, но терпение не является чем-то легким. Однако, как мы сказали, даже в этом материальном мире многим людям приходится терпеть многие вещи. Мы также должны терпеть в преданном служении. В Бхагавад-гите Кришна никогда не говорил Арджуне: «Ну ладно, хорошо. Теперь Я поведу твою колесницу в бой, а ты можешь пойти там, сзади, поспать. Я тебя разбужу, когда битва окончится. Я Господь Бог, поэтому Я сделаю все за тебя, а ты иди поспи».

#00:35:18#

Кришна никогда такого не говорил. Арджуна был вынужден сражаться, ему приходилось терпеть так много. Его собственный сын Абхиманью был убит. Все его родственники и друзья были убиты. И тем не менее Арджуне приходилось терпеть, и он был вынужден вступить в этот бой со всей силой.

#00:36:00#

Не всегда легко терпеть. Мы можем обнаружить столь много вещей, которые очень-очень сложно терпеть, которые мы можем считать просто невыносимыми, и это будет испытанием для нас. И те, кто смогут терпеть и продолжать, будут успешны. А те, кто не смогут проявить терпение… быть может, это будет уроком для них, и когда-нибудь они смогут проявить терпение. Мы много раз приводили этот пример: ребенок, когда пытается научиться ходить, пытается снова и снова, но постоянно падает. Однако со временем, в один день, этот ребенок все-таки научится ходить, все лучше и лучше. Он научится бегать и, быть может, в один день даже выиграет олимпийскую медаль. Благодаря терпению все возможно. С благословениями Гурудева мы будем способны служить в любых условиях. Сейчас время проводить арати, поэтому мы остановимся на этом.

Джай! Слава Шри Гуру и Шри Гауранге!

Слава Шриле Говинде Махараджу!

Слава всем собравшимся преданным! 

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас


1 «Днем и ночью я, не зная покоя, страдаю от жары и холода, ветра и дождя. Ради крупицы мнимого счастья я стал никчемным слугой порочных и скупых людей» («Бхаджаху̐ Ре Мана», стих 2).

← «Кто получает письма от Бога?». Сахадев Прабху. Таиланд. 4 мая 2013 года ·• Архив новостей •· «О Вриндаване Дасе Тхакуре». Фрагмент вступления, написанного Шрилой Бхакти Сундаром Говиндой Дев-Госвами Махараджем к бенгальскому изданию «Шри Чайтанья Бхагаваты» →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования