«Шри Нандотсав». Шрипад Б. П. Сиддханти Махарадж. 21 августа 2003 года. Лахта, Санкт-Петербург

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 27.3 МБ)

Шрипад Бхакти Премик Сиддханти Махарадж

Шри Нандотсав

(21 августа 2003 года, Лахта, Санкт-Петербург)

 

Прежде чем мы начнем что-то говорить, прославлять Шрилу Прабхупаду, я хотел бы сказать, что сегодня утром Говинда Махарадж, когда рассказывал о явлении Господа Кришны и о счастье Нанды Махараджа, говорил, что Нанда Махарадж был очень счастлив в конце концов заполучить ребенка, поскольку очень долго они не могли обрести сына.

#00:00:50#

Может быть, на Западе не в такой степени, но в Индии это проявлено сильнее: считается особенно благоприятным, если в семье появляется сын, поскольку сын — надежда и опора для семьи. В Индии считается, что сын — очень ценное приобретение (может быть, на Западе сейчас считается, что невелика разница между сыном и дочерью).

#00:01:59#

Таким образом, Нанда Махарадж был очень рад тому, что в их семье появился сын. В Индии существует традиция, и эта традиция поддерживается до сих пор во многих деревнях: когда у кого-то появляется сын, соседи приходят и смотрят на него, подносят подношения, дары и прославляют этого ребенка, говоря: «О, какой прекрасный у вас сын!» Поскольку у большинства жителей храм — центр их жизни, то естественно это празднование концентрируется вокруг храма. Они приносят ребенка сразу после рождения в храм, они приносят свои подношения этому ребенку также в храм.

#00:03:24#

Когда у Нанды Махараджа родился Кришна, все жители деревни (Вриндаван — это деревня пастухов) в основном приносили молочные продукты: различное гхи, подношения из молока, какие-то фрукты. И Кришна был очень доволен всем этим, что все поют и танцуют, прославляя Его, и Он с радостью принимал все эти подношения, которые Ему принесли жители Вриндавана.

#00:04:46#

Гуру Махарадж говорит, что на самом деле сегодняшний день считается в Индии даже белее праздничным, чем Шри Кришна-джанмаштами, поскольку в Джанмаштами присутствует некоторый пост, люди сидят в храмах, читают Харе Кришна мантру, есть некоторые ограничения, но в этот день везде устраиваются очень большие пиры, очень большие праздники проходят. Например, мы раньше (во времена ИСККОН) делали подношения более чем из ста блюд в этот день в честь сына Нанды Махараджа и в честь дня явления Прабхупады.

#00:05:57#

В этот день люди празднуют и радуются по всему миру, этот день является очень благоприятным днем, именно в этот день Кришна отправил Своего сына на эту Землю, и Говинда Махарадж говорит, что этим сыном является А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Поскольку люди по всему миру делают какие-то подношения, подарки Кришне в этот день, то Кришна не остается в долгу, Он также считает, что должен что-то дать взамен. И какой же дар Он дает? Он дарит явление Шрилы Прабхупады. Кришна наделил Шрилу Прабхупаду этим очень счастливым умонастроением воспевания и танца во Вриндаване, и также он дал Шриле Прабхупаде силу, чтобы тот мог распространить воспевание Харе Кришна маха-мантры по всему миру.

#00:08:08#

Говинда Махарадж говорит, что явление Шрилы Прабхупады — особый дар Кришны для всех. Сейчас, в эти дни, я самый старый ученик Шрилы Прабхупады. Все остальные, более старшие ученики, уже оставили этот мир. Таким образом, может быть, у меня есть некоторая привилегия. Во времена присутствия Прабхупады мы никогда не задавались вопросом, почему Шрила Прабхупада явился именно в этот день — сразу после явления Шри Кришны. Ну, может быть, мы иногда задавались этим вопросом, но определенно мы никогда не получали ответа на него.

#00:08:58#

Это особая милость Гуру Махараджа для нас, поскольку мы не можем даже задать хорошего вопроса ему. Он дает нам хороший вопрос и сам же отвечает на него. Если мы увидим, что вся деятельность Шрилы Прабхупады — особый прасад, особая милость для всего мира, то мы сможем оценивать милость Кришны все в большей и большей степени.

#00:09:35#

джанма карма ча ме дивйам
эвам̇ йо ветти таттватах̣
тйактва̄ дехам̇ пунар джанма
наити ма̄м эти со ’рджуна[1]

В Бхагавад-гите Кришна говорит, что тот, кто понял природу явления и деяний Господа в этом мире или природу явления и деяний Его преданного в этом мире, то тот, оставив тело, больше не родится в этом мире. Поэтому мы пытаемся понять природу явления Всевышнего в этот мир и природу явления Его преданного Шрилы Прабхупады именно в эти дни, то есть вчера и сегодня. Джанма карма ча ме дивйам — просто поняв эти вещи по-настоящему, такими, какие они есть, мы обретем освобождение из этого мира.

#00:11:09#

Скоро сюда подойдет Шрила Говинда Махарадж, и думаю, что мы услышим от него такое прославление Шрилы Прабхупады, какое мы не можем услышать больше ни от какого другого преданного. Но пока мы можем сказать, как говорил Госвами Махарадж сегодня утром: у Шрилы Прабхупады было очень сильное желание проповедовать сознание Кришны, оно было сильнее, чем у кого бы то ни было еще.

#00:12:05#

Он родился в вайшнавской семье, высокопочитаемой семье в Калькутте. Рядом с домом, где он жил, находился семейный храм, и вся жизнь его семьи и всех родственников всегда была сконцентрирована вокруг этого храма Радхи-Кришны, все постоянно были заняты чем-то, связанным с храмом. Когда он был маленьким, он играл с куклами Радхи и Кришны, также в детстве он устраивал Ратха-ятру на самодельных тележках.

#00:13:19#

Его отец был очень добр к нему. Поскольку он был естественным преданным Кришны, он брал его во все места, связанные с поклонением Господу, он давал ему очень много возможностей. Таким образом, он вырос в очень счастливом окружении в Калькутте в начале этого века. Говорят, что в начале этого века Калькутта была очень красивым городом. Считалось, что она — самый красивый город во всей Британской империи.

#00:14:27#

Когда Шрила Прабхупада подрос, он стал ходить в школу, и у него никогда не было проблем с материальной стороной жизни, поскольку он был членом очень богатой семьи. Также параллельно со всеми мирскими занятиями у него было знание о Шри Чайтанье Махапрабху, однако у него не было полного, глубокого понимания, что это означает.

#00:15:28#

Это происходило в конце двадцатых годов XX века. У Шрилы Прабхупады был друг, и однажды он пришел к нему и сказал: «Здесь неподалеку есть садху, он находится в одном доме». Как здесь Говинда Махарадж, приехав в Санкт-Петербург, приходит, садится и рассказывает что-то, и точно так же там Бхактисиддханта Сарасвати пришел в один из домов, сидел и рассказывал что-то. Люди могли приходить и получать его общение. Этот друг Шрилы Прабхупады пришел к нему и сказал: «Абхай, пойдем, сейчас есть возможность увидеть одного садху (святого)». Но Шрила Прабхупада ответил: «Нет, я не хочу идти смотреть ни на какого садху, сейчас вокруг столько всяких так называемых садху, которые только притворяются таковыми. Я не хочу никуда идти».

#00:16:49#

Как мы сейчас видим на Западе: есть очень много поддельных садху, очень много людей, которые приходят для того, чтобы якобы обучать духовной жизни. Как правило, они представляют духовную жизнь как нечто очень дешевое. В Индии ситуация с этим еще тяжелее, там гораздо большее количество, чем на Западе, подобных поддельных садху. Но друг Шрилы Прабхупады настаивал: «Нет, давай все-таки сходим, посмотрим: это очень хороший садху, я сам видел его, это подлинный садху!» Таким образом он настаивал, и Шрила Прабхупада, просто чтобы удовлетворить своего друга, согласился пойти.

#00:17:40#

Когда они пришли и поднялись в ту комнату, где находился Бхактисиддханта Сарасвати, Шрила Прабхупада естественным образом склонился перед Бхактисиддхантой Сарасвати. Прежде чем Шрила Прабхупада успел встать после поклона, прежде чем он успел сесть, Бхактисиддханта обратился к нему примерно с такими словами: «Проповедуй сознание Кришны на английском языке, издавай книги, проповедуй людям на английском».

#00:18:30#

Шрила Прабхупада был очень удивлен и обескуражен этим заявлением, поскольку он не чувствовал никакой потребности в проповеди сознания Кришны. Он сказал, что перед этим они должны освободиться от гнета Британской империи, которая в то время управляла Индией. Но Бхактисиддханта Сарасвати не согласился с этим и оспорил это утверждение Шрилы Прабхупады. Он сказал ему, что подлинное освобождение происходит на духовном уровне, и оно никак не связано с этим материальным миром.

#00:19:30#

Через час или через два Шрила Прабхупада и его друг покинули это место, где находился Бхактисиддханта Сарасвати. Тогда друг Шрилы Прабхупады спросил его: «Ну, что ты думаешь про этого садху? Ты так разговаривал с ним, спорил с ним. Ну, и что ты о нем думаешь?» И Шрила Прабхупада сказал: «О, я встретил подлинного садху, я встретил человека, который достоин нести концепцию и послание Шри Чайтаньи Махапрабху».

#00:20:24#

‘са̄дху-сан̇га’, ‘са̄дху-сан̇га’ — сарва-ш́а̄стре кайа
лава-ма̄тра са̄дху-сан̇ге сарва-сиддхи хайа[2]

Шрила Прабхупада был настолько счастлив, настолько доволен, что процитировал этот стих, который означает, что даже за одно мгновение общения с чистым преданным (садху-санги) мы можем обрести высшее совершенство. Он говорил: «Я стал настолько счастлив от этой встречи с духовным учителем, что после этого я никогда его уже не забывал. Даже то небольшое количество общения с духовным учителем, которое я получил, полностью изменило мою жизнь».

#00:21:35#

В то время Шрила Прабхупада не получил посвящение, поскольку был занят бизнесом. Он был главой большой химической корпорации в Индии. В то время химия и изготовление различных лекарств было очень процветающей отраслью. Как и сейчас: мы видим, что многие химические предприятия по всему миру обладают просто огромными доходами — миллиарды-миллиарды долларов. Но практически все большие химические компании, которые существуют сейчас, зарождались примерно в начале XX века. Большая часть этих химических компаний берет начало в Индии. На самом деле большая часть всего научного знания происходит из Индии, поскольку индийские люди очень разумны.

#00:23:12#

В то время Шрила Прабхупада был очень большим, очень заметным человеком в этой индустрии. Он был знаком со многими большими политиками, членами индустрии, с людьми высокого ранга. Он руководил своей химической компанией, он постоянно разъезжал по всей Индии, открывал все новые химические лаборатории, ему приходилось принимать очень много разных решений, но он говорит, что, несмотря на все это, он никогда не забывал своей встречи со своим духовным учителем. Это воспоминание всегда оставалось с ним, оно всегда занимало очень важное место в его уме.

#00:24:25#

Но затем, с течением времени, он переехал из Калькутты в Аллахабад, это ближе к центру Индии. Он там занимался своим бизнесом, он привез свою семью туда, он жил там. В один из дней люди из миссии Гаудия Матха постучали в его дверь. Они сказали: «Господин! Нам дали ваше имя, нам сказали, что вы заинтересованы в духовной жизни, поэтому мы сейчас пришли к вам. Мы хотели бы, чтобы вы нам помогли нам в нашей проповеди, чтобы вы, возможно, рассказали нам что-то о своих друзьях, которым мы могли бы проповедовать». Шрила Прабхупада немедленно понял, что эти люди связаны с тем великим садху, которого он встретил десять лет назад. Шрила Прабхупада немедленно пригласил их в дом: «Конечно же, проходите, проходите, я очень рад вас встретить, я постараюсь помочь вам всем, чем могу».

#00:26:19#

Шрила Прабхупада стал после этого помогать им в проповеди. В Аллахабаде организовался некий проповеднический центр, туда часто приходили санньяси и проповедовали. Эти программы устраивались в их доме, но отец Шрилы Прабхупады, тем не менее, никогда не был на сто процентов уверен в этих людях. Так или иначе, эти садху приходили и проводили очень хорошие программы в доме Прабхупады. На самом деле один из этих санньяси бы связан с Бхактивинодом Тхакуром.

#00:27:48#

Эти санньяси из Гаудия Матха пришли в дом Прабхупады, среди них также был и старший санньяси (так же, как Шрила Говинда Махарадж приходит сюда, садится, и рассказывает нам что-то). Была устроена программа с участием этого старшего санньяси, который был связан с Бхактивинодом Тхакуром. Этого старшего санньяси звали Тиртха Махарадж, и он дал очень-очень хорошую лекцию. Шрила Прабхупада говорит: «Я был настолько очарован этой лекцией, лекция была настолько великолепна, что даже мой отец, который никогда не принимал участия в этих программах, никогда не присутствовал на них, даже он спустился по лестнице и слушал эту лекцию». И вновь Шрила Прабхупада был очень впечатлен миссией Гаудия Матх Бхактисиддханты Сарасвати. Он никогда не мог забыть об этом.

#00:29:29#

На самом деле Шрила Шридхар Махарадж также был занят в этой программе-проповеди в Аллахабаде. В то время Шрила Шридхар Махарадж и Шрила Прабхупада обрели личные взаимоотношения, у них завязалась личная дружба. Они проповедовали, разговаривали.

#00:30:04#

Вскоре после этого (через несколько недель) Шрила Прабхупада принял посвящение у Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати. Его духовный учитель постоянно повторял ему, как и при их первой встречи: «Проповедуй сознание Кришны на английском языке, печатай книги, если это возможно, поезжай туда [на Запад] и рассказывай людям». Он говорил: «Ты очень разумный человек, ты обладаешь достаточной квалификацией, ты не являешься одним из этих поддельных, псевдо-садху, ты обладаешь подлинным пониманием. Кроме того, у тебя есть глубокое знание современной научной мысли, поскольку ты занимался химической индустрией, ты знаком со многими политиками и очень высокопоставленными людьми, поэтому ты должен отправиться на Запад и проповедовать».

#00:31:51#

На самом деле Бхактисиддханта Сарасвати подталкивал всех своих учеников к тому, чтобы они отправлялись на запад и проповедовали сознание Кришны. Но практически у всех учеников были те или иные отговорки: никто не хотел ехать туда. Не все люди отговаривались, у некоторых были настоящие причины, по которым они не могли поехать. А у Шрилы Прабхупады в голове всегда была эта мысль: «О, мой духовный учитель приказал мне отправляться на Запад и проповедовать там, я должен сделать это. Так или иначе я должен прийти к этому, выполнить его наказ».

#00:33:00#

Тогда, в тридцатые годы, это было невозможно для него, тем не менее он никогда не отбрасывал эту мысль. Он поддерживал это сильное желание проповедовать на Западе и готовился к этому путешествию. Мы знаем, что он начал издавать журнал «Назад к Богу» в 1944 году, он начал переводить Бхагавад-гиту и «Шримад-Бхагаватам» на английский язык. И он всегда работал, он всегда готовился, он всегда размышлял о том, как сделать это возможным. Даже хотя у него не было тогда никаких реальных представлений о том, каким образом ему удастся это сделать, но у него было это очень сильное желание, у него была очень сильная любовь и привязанность к своему Гурудеву.

#00:34:25#

Он делал то, что мог: он переводил книги, он старался сэкономить деньги, распространять сознание Кришны, он пытался уехать, но в то время у него не получалось это. Но он никогда не отказывался от этой идеи. И в один момент его духовный учитель явился ему во сне и сказал: «Ты должен принять санньясу и отправиться на Запад». Но Шрила Прабхупада все равно думал: «Ну, как я могу это сделать? Каким образом я смогу отправиться на Запад?» В те времена не было самолетов и было распространено такое мнение в Индии: если какой-то человек покинул Индию, его считали находящимся вне всех классов и считали, что он «продал» свою родину. И очень трудно было заслужить прощение за это. На самом деле было очень сложно получить заграничный паспорт, и даже сейчас с этим часто бывают проблемы, и все еще присутствует такое понимание, что если индус покинул Индию, то он «продал» свою Родину, он человек вне каст.

#00:36:25#

В советские времена, во времена коммунистического режима здесь также была эта система: было очень тяжело выбраться за границу. Во многих странах есть такая проблема, и мы можем себе только представлять, насколько это было тяжело в Индии в те времена.

#00:36:58#

Бхактисиддханта Сарасвати все время являлся и являлся во сне Шриле Прабхупаде и говорил ему: «Прими санньясу, прими санньясу, прими санньясу!» И в конце концов Шрила Прабхупада сказал: «Ну что же, я не хочу принимать санньясу, но что я могу поделать? Мой Гурудев приказывает мне это». Шрила Прабхупада находился в таком положении, что он был связан со своей семьей, и у него не было никакого иного источника для поддержания себя. Все его друзья были связаны с семьей, и он не знал, каким образом он будет жить дальше, если примет санньясу. Так или иначе, он решил: «Поскольку мой Гурудев приказывает мне, то я должен принять ее».

#00:37:48#

И от кого же он собирался принять санньясу? Гурудев не сказал ему, от кого принять, Гурудев только сказал: «Прими санньясу!» В те времена единственным его другом, единственным его наставником был Шрила Шридхар Махарадж. Он отправился к Шриле Шридхару Махараджу в Навадвип и сказал: «Мне нужно принять санньясу, потому что мой Гурудев приказывает мне отправиться на Запад и проповедовать. Пожалуйста, дайте мне санньясу». Шридхар Махарадж ответил: «Можно будет устроить санньясу, но нужно сначала немножко подождать, поскольку сейчас твоя жена, твои дети, вся твоя семья очень хорошо знают меня. Они мои друзья, и если я просто так прямо сейчас дам тебе санньясу, они придут сюда и обвинят меня в том, что я похитил тебя». Но Шрила Прабхупада настаивал: «Нет-нет, я не могу ждать шесть месяцев, я должен получить санньясу прямо сейчас. Мой Гурудев настаивает, он все время приходит ко мне во сне и говорит, что я должен ехать». Шридхар Махарадж тогда сказал: «Ну хорошо, если хочешь, тогда можешь принять санньясу от Кешавы Махараджа, поскольку я дал ему санньяса-мантру. Принятие санньясы от него неотлично от того, если бы я дал тебе санньясу. Он достаточно отчаянный человек, и он даст тебе ее». Таким образом, Шрила Прабхупада отправился к Кешава Махараджу и принял у того санньясу.

#00:40:39#

Все это время он был занят изданием книг и журналов о сознании Кришны, переводами, также он часто писал статьи о сознании Кришны для изданий Гаудия Матха, для изданий своих духовных братьев. И в то время он отправился во Вриндаван, чтобы жить в храме и помогать в проповеднической деятельности своих духовных братьев. Хотя казалось, что ему некуда податься, у него не было никаких возможностей поддерживать себя, но, так или иначе, Кришна посылал ему какие-то деньги для поддержания своего тела, какую-то пищу, какую-то крышу над головой.

#00:41:41#

Таким образом его жизнь продолжалась в течение десяти лет. Он постоянно блуждал от храма к храму, ему в разных местах давали прибежище, он ходил по проповедническим миссиям своих братьев в Боге. Но он был счастлив, поскольку был свободен от своей семейной жизни и занимался тем, что должен был делать. Все это время он подготавливал себя, он не забывал о своей задаче — отправиться на Запад.

#00:42:31#

Десять лет — это может показаться долгим сроком, но на самом деле по сравнению со временем, которое прошло с двадцатых годов, когда он встретился со своим Гуру Махараджем, или с тридцатых годов, когда он принял посвящение, до шестидесятых, по сравнению со всем этим сроком десять лет были не таким уж большим сроком.

#00:43:13#

Так или иначе, около 1965 года ему удалось завязать некоторые контакты с представителями пароходных компаний, то есть с индийскими судовладельцами. Он подумал: «О, это мой шанс отправиться в Америку! Я могу уплыть в Америку на пароходе, это поможет мне достичь моей цели: исполнить желание моего духовного учителя».

#00:44:02#

Сейчас мы видим, что санньяси, как правило, обладают какой-то крышей над головой, у них обычно нет проблем с приобретением билетов, но у Шрилы Прабхупады ничего этого не было. В течение многих-многих лет у него не было ничего, кроме желания удовлетворить своего духовного учителя. И он думал, что Кришна должен помочь ему исполнить это желание.

#00:44:38#

Так или иначе, он познакомился с одной женщиной, которая была владелицей судоходной компанией в Индии. Он даже не был лично знаком с этой дамой, но он слышал, что она очень симпатизирует святым людям, садху. На самом деле мне доводилось даже встречаться с этой женщиной. Джанардан Махарадж и я встречались с ней однажды, мы видели ее.

Переводчик: Ашутош Кришна Прабху
Транскрипцию выполнила: Малика Деви Даси
Редактор: Динанатх Дас

 


[1] «Тот, кто знает божественную природу Моего явления и деяний, никогда больше не рождается в материальном мире. Покинув тело, он достигает Моей вечной обители, о Арджуна» (Бхагавад-гита, 4.9).

[2] «Как гласят все священные писания, даже мимолетного общения с чистым преданным может оказаться достаточным для достижения полного успеха» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.54).

 

← «Шанс для каждого». Бхакти Судхир Госвами. (Рус. субтитры). «A Chance for Everyone». Bhakti Sudhir Goswami. (In English) ·• Архив новостей •· Джанмаштами на Дальнем Востоке России →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования