«Экадаши». Шрила Б. П. Джанардан Махарадж. 8 августа 2003 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 17.11M)

Шрила Бхакти Паван Джанардан Махарадж

Экадаши

(8 августа 2003 года, Лахта, Санкт-Петербург)

 

#00:00:18#

Гурудев попросил Сиддханти Махараджа рассказать преданным что-нибудь об экадаши, и, следуя его желанию, мы расскажем одну историю. Шрипад Ачарья Махарадж — думаю, кто-то слышал, — сегодня говорил об этом. Для тех, кто не слышал, и для тех, кто слышал, история такова: Махапрабху попросил мать Шачи соблюдать экадаши, поститься в этот день. Махапрабху зачастую принимал во внимание мнение и суждение Своей матери, прислушивался к ней. 

#00:01:32#

Когда после принятия Им санньясы Он отправился во Вриндаван, Он блуждал несколько дней, бродил неизвестно где. Затем — то была уловка Господа Нитьянанды Прабху, — Он оказался в доме Адвайты Ачарьи. До этого несколько дней никто не знал, где Он находится. 

#00:02:04#

В дом Адвайты Ачарьи Прабху к своему сыну в сопровождении других преданных из Навадвипы пришла мать Шачи. В присутствии Своих последователей, Своих преданных, Махапрабху сказал матери Шачи:

— Какими бы ни были твои желания, Я всегда буду исполнять их и никогда не причиню тебе беспокойств. 

#00:02:41#

Она ответила:

— Вишварупа, Твой старший брат, принял отречение и ушел из дома. С тех пор мы его не видели. Боюсь, что то же самое может произойти и с Тобой.

Махапрабху пообещал:

— Каким бы ни было твое указание, твои наставления Мне, Я буду неукоснительно им следовать.

Мать попросила Его:

— В таком случае я прошу Тебя, чтобы вместо Вриндавана Ты отправился в Джаганнатха Пури. Ты будешь оставаться в Джаганнатха Пури, и мы сможем хотя бы изредка получать известия о Тебе. Иногда Ты будешь приходить сюда, в Навадвип, принимать омовение в Ганге, а мы будем получать Твой даршан. 

#00:03:55#

Махапрабху исполнил эту просьбу матери. И, несмотря на Свое почтительное отношение к матери, готовность исполнять ее просьбы, тот же самый Махапрабху просил мать поститься в день экадаши. Может возникнуть вопрос: «Как же так получилось, что мать Шачи не постилась на экадаши до этого разговора?» Может быть, причиной тому было то, что мать Шачи была вдовой. В согласии с социальными нормами, она не обязана была поститься на экадаши. Как бы то ни было, Махапрабху сказал Своей матери: «Пожалуйста, Я прошу тебя — постись на экадаши». 

#00:05:32#

Ачарья Махарадж поправил меня. Будучи коренным бенгальцем, он говорит, что в Бенгалии как раз вдовы постятся на экадаши, а замужним женщинам поститься в дни экадаши необязательно. Однако Махапрабху показал: вдова, не вдова — значения не имеет, Он показал необходимость поста в этот день. Гуру Махарадж говорил о том, что экадаши — мать преданности. Махапрабху называл экадаши матерью всей преданности. 

#00:06:48#

Экадаши имеет особое значение еще и потому, что этот день приходится на одиннадцатый день растущей и убывающей луны [одиннадцатый день после полнолуния и новолуния]. Говорят, что в эти дни тенденция наслаждаться многократно увеличивается. Стремление наслаждаться в Кришне, Его существе, также увеличивается в эти дни. Поэтому в эти дни, когда Кришна хочет наслаждаться с особой силой — а наслаждается Он служением, — у нас есть шансы Ему это наслаждение доставить. 

#00:07:44#

Все эти реалии — Кришна, наслаждение Кришны и служение Ему — очень возвышенные реалии, которые от нас далеки. Но мы поем каждое утро песню Вишванатхи Чакраварти Тхакура, где он говорит о том, что его Гуру пребывает в том мире, в той высшей реальности. Таким образом, наши Гуру дают нам возможность принять участие в этом служении. 

#00:08:34#

Служа Гурудеву и пытаясь его удовлетворить, доставить ему некую радость в дни экадаши, мы можем обрести преданность. Песню, которую обычно поют перед почитанием прасада, песню Бхактивинода Тхакура — «ш́орӣра авидйа̄-джа̄л джод̣ендрийа та̄хе ка̄л», — в которой прославляется прасадам, по традиции не поют в день экадаши. Слово «анна» в этой песне означает пищу вообще, но также в Бенгалии оно указывает на зерно, поэтому эту песню не поют. Вы знаете, в этот день не полный пост, но воздержание от зернобобовых, и какая-то простая пища, анукалпа, — плоды, корни, вода и так далее — разрешается. 

#00:10:50#

Божествам мы предлагаем огромные, полные подносы разнообразной еды, как и в обычные дни, но, предлагая им в эти дни зернобобовые, мы не почитаем остатки Их трапезы сами (имеется в виду, зернобобовые). Эти зерна и бобы мы откладываем на следующий день, и почитаем этот зернобобовый прасад на следующее утро после экадаши для того, чтобы прервать пост. 

#00:11:41#

Мы все следуем этой традиции — люди, живущие в храме, и люди, живущие за пределами храма, — следуем одинаковому стандарту экадаши. Но бывают разные случаи. Один из эпизодов такой: в день Джанмаштами, когда соблюдается полный пост, один преданный совершал тяжелое служение, требовавшее больших усилий, и Шрила Шридхар Махарадж сказал ему: «Съешь рис или какую-то зернобобовую пищу», хотя то был день экадаши. Он послушался его наставления, но, правда, не стал принимать в пищу зернобобовые — он съел плоды или что-то не зерновое. 

#00:13:02#

Есть разные послабления: скажем, маленькие дети не в состоянии поститься, им не нужно следовать экадаши, если они не могут этого делать. Но мы счастливо это делаем. Мы делаем это (постимся в экадаши), понимая, что таково желание Махапрабху и Гурудева. 

#00:14:07#

В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что папа-пуруша, грехи всего мира (имеются в виду последствия дурных поступков людей), входят в зерна в день экадаши и пребывают в них. Когда мы проводим огненное жертвоприношение, ягью, то мужчины по традиции бреют головы. Почему? Потому что говорится, что папа, грех или нечто дурное, пребывает также в волосах. Поэтому мужчины по традиции бреют головы во время огненных жертвоприношений для того, чтобы очиститься. 

#00:15:11#

С другой стороны, все эти моменты относительно греха, который входит в зерна, в волосы и так далее, в большей или меньшей степени формальные соображения, но они являются частью нашей культуры, традиции в целом, поэтому мы им следуем. В день экадаши, как было сказано, грехи пребывают в зернах. Поэтому принимать в пищу зерна на экадаши считается с этой точки зрения грехом. Но это очень скверно для тела — не получать достаточно еды. (Имеется в виду, что мы не способны поститься полностью, потому что тело не может существовать без еды). Поэтому мы принимаем в пищу то, что зовется анукалпой — небольшое количество допустимой пищи, достаточной для того, чтобы совершать служение. Именно этой системе следуют в Шри Чайтанья Сарасват Матхе, и практически никто из преданных Матха не постится полностью. 

#00:16:46#

Люди, привязанные к более скрупулезному следованию традиции, в этот день постятся полностью — они не едят и не пьют воду. Они постятся весь день и бодрствуют всю ночь, воспевая святые имена. Нашей главной заботой является служение, поэтому, если при соблюдении полного поста ты не способен делать что-либо, служить, и вынужден спать, лежать весь день, то какой в этом смысл? «Да, я не пил и не ел». «А что же ты делал?» «Весь день спал — настолько ослабел, что сил не было делать что-либо». 

#00:17:59#

Подобный подход противоречит самой идее, концепции экадаши, потому что смысл экадаши в том, чтобы усилить служение, а не наоборот. Поэтому в Шри Чайтанья Сарасват Матхе следуют другой традиции: преданные почитают прасадам в день экадаши, но не едят зернобобовые — они принимают в пищу анукалпу, плоды, корни, молоко, воду, совершая свое служение как обычно. 

#00:18:46#

Шрипад Сиддханти Махарадж здесь, в нашем кругу, и он известен всем в Матхе как неутомимый слуга, труженик. Гурудев через него попросил рассказать преданным об экадаши, что я и попытался сделать. Сиддханти Махарадж — хороший пример для меня. Есть ли вопросы у кого-нибудь? 

#00:19:30#

Вопрос: Если не удалось поститься на экадаши, что делать? Что делать, если нарушил пост по случайности, забывчивости? 

#00:20:29#

Шрила Джанардан Махарадж: Ничего страшного, просто следующий раз не стоит забывать. 

#00:20:34#

Шрила Ачарья Махарадж: Один санньяси в Матхе — Шрипад Аранья Махарадж — говорит, что, если ты забыл поститься или нарушил пост в день экадаши, можешь поститься на двадаши. И он часто сам так делает, потому что иногда забывает, что экадаши, и постится два дня. Я же доверяю нашим календарям, поэтому пощусь как обычно.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас

 



←  «Экадаши-врата» (на английском и русском языках). Шрила Б. Н. Ачарья Махарадж. 18 августа 2013 года. Сан Хосе, США ·• Архив новостей •· «Как соблюдать Экадаши?» Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 26 июля 2011 года. Москва, Кисельный →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования