«Экадаши — вайшнавский пост». Фрагмент лекции Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа из цикла «Просто о трансцендентном»

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 23.0 МБ)

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

Экадаши — вайшнавский пост

(из цикла «Просто о трансцендентном»)

(21 мая 2013 года)

 

Сегодня мы соблюдаем экадаши. Это особые святые дни, благодаря которым можно обрести любовь к Господу. Сказано, что экадаши — это мать преданности. Экадаши-врата. В различных писаниях («Ману-самхите», дхарма-шастрах и других) даны различные враты (обеты). В «Ману-самхите» мы можем найти различные предписания: если человек совершил прелюбодеяние, он должен столько-то дней поститься; если человек совершил другой грех, он должен столько-то поститься; если у него такая-то болезнь, он должен есть через день и так далее. Разные дхарма-шастры дают разные враты (обеты). Эти враты, как правило, даются для искупления определенных кармических реакций. Поскольку все мы совершаем поступки, к нам приходят кармические реакции (например, болезни) из прошлых жизней, из этой жизни. Шастры предписывают различные посты, искупления, но это все — на уровне мирской религии.

#00:01:34#

Вайшнавизм отвергает мирскую религию, так называемую каитава-дхарму. Каитава-дхарма описана в «Шримад-Бхагаватам». Вторая шлока «Шримад-Бхагаватам» говорит о том, что эта книга не для тех, кто следует каитава-дхарме (мирской религии) и кто обладает завистью к вайшнавам. Каитава-дхарма была описана Ведавьясом в Ведах. В целом, это постепенное возвышение: кама-артха-дхарма-мокша и так далее, постепенная эволюция. Но Нарада (его духовный учитель) отверг такой метод. Он сказал: людям Кали-юги, для которых ты собрал все это ведическое знание в единую систему и описал постепенный прогресс, [это не поможет]. Что может сделать человек за сто лет жизни, когда его чувства, разум будут замутнены? Люди будут стоять в пробках, не понимать, что с ними происходит, они будут восемь часов работать, два часа ехать на работу, два часа с работы, лучшей йогой будет водка и пиво — так люди будут выходить из стресса. Это будет самая короткая медитация: выпил стакан — глаза в кучу. Таким образом, что ты дал этим людям, которые будут полностью поглощены невежеством? Ты не можешь предлагать им такого плана прогресс. Это не для современного человека.

#00:03:17#

Ко всему прочему, мы увидим, что Кали-юга — это ужасное время, в которое не только люди деградировавшие, но и все пространство, все окружающее изменяется. Тем не менее все мудрецы, когда описывали Кали-югу, скрыто улыбались, потому что понимали: время Кали-юги — не только ущербное, с препятствиями и страданиями, но во время Кали-юги придет Господь, чтобы дать самое высшее, чтобы принести маха-мантру — великую песнь освобождения, чтобы дать чистый вайшнавизм и ту глубину божественности, которая прежде, в другие юги, не давалась. Поэтому, с одной стороны, мы можем сказать, что нам очень повезло, что мы родились в Кали-югу. Мы имеем соприкосновение с такой Кришна-концепцией, которая в прежние эпохи (юги) не была открыта даже великим мудрецам.

#00:04:24#

Дальше возникает вопрос: что такое экадаши? Почему мы не должны есть зерновые? И что такое пост? По Ведам пост — это врата, воздержание от различных типов пищи. В экадаши мы должны избегать [принимать в пищу] зернобобовые. Почему? Бхагавад-гита говорит, что живые существа возвращаются в этот мир вместе с дождем. В качестве семян они прорастают, и их съедают люди. Мы съедаем зернобобовые, эти зернобобовые попадают в наше тело. (Надо помнить о том, что у нас разные тела: грубое, тонкое). В нашем теле живет огромное количество разных атм (душ): бифидобактерии, вирусы... И вот в зернобобовых в эти дни проявляются души, которые пришли в этот мир, чтобы наслаждаться своей кармой. Когда мы едим в дни экадаши зернобобовые, мы, так сказать, разделяем свое тело с множеством других душ, и эти души далеки от сознания Кришны.

#00:05:58#

Если святой будет есть в этот день рис или зернобобовые, у него будет все нормально, на него это не будет особо влиять. Наоборот, может быть, он будет очищать те души, которые соприкасаются с ним [пребывающие в зернобобовых]. Позже эти души определенным образом скапливаются в семени мужчины, и он осеменяет противоположный пол… Если в семени йога живет множество душ, для них это тоже хорошо, потому что йог обуздывает свои чувства. Поэтому, продолжительное время пребывая в его теле, эти души обретают просветление, тогда как остальные души выпускаются простыми людьми в свободное плавание материального мира через канализационные трубы. Они продолжают цикл рождения и смертей. Их съедают другие живые существа, насекомые, бактерии… Таким образом, мы увидим, что души всегда будут существовать в этом мире. В зернобобовых скапливаются эти души, проявляется их природа, карма. Поэтому чтобы не осквернять сознание практикующих, мы говорим, что следует воздерживаться от зернобобовых.

#00:07:34#

Существуют разные методы следования экадаши: сухой пост, пост с водой, какой-то другой… Эти посты благоприятны, но следует помнить о том, что главная идея сознания Кришны — это задействовать себя в служении. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур всегда говорил, что киртан — это сражение. Те преданные, которые следовали ему в Гаудия Матхе, были «солдатами», которые участвовали в проповеднической деятельности, в поддержании храма. Поэтому если мирянам предписано строго поститься, то для тех, кто занят активным служениям, нет необходимости в строгом посте в случае, если пост повлияет на их работоспособность.

#00:08:28#

Ты говоришь пуджари: надо идти на алтарь. Он отвечает: «У меня нет сил, я пощусь сегодня. У меня токсикоз, я не могу совершать пуджу или севу». Таким образом, пост не является благоприятным в данном случае. Пост является благоприятным для здоровья или для отстранения от материальной деятельности. Например, мы увидим, что часто в таких культурах, как иудаизм, суббота — это святой день, когда даже в туалете не смывают. Поэтому существуют даже фирмы у пейсатых евреев, в которых в туалетах вода автоматически смывается, подается… Ради бизнеса некоторые евреи путешествуют на грелках с водой. Они пытаются обмануть закон: ездить нельзя, но по воде можно. И вот они подушечку с водой положили под попу, и тем самым [как бы не нарушают закон]. Чего не сделаешь ради прибыли.

#00:09:32#

Это является некоей профанацией. Поэтому будем ли мы есть зерна в экадаши и говорить «я ем рис, не нужно поститься, потому что я занимаюсь служением», либо мы будем путешествовать с грелочкой с водой под попой — все зависит от того, насколько мы реально предались Господу и насколько мы реально исполняем Его волю. Если мы подлинно предались духовному учителю, мы подлинно предались Господу, и мы совершенным образом исполняем их волю, тогда мы не будем затронуты грехом. Если же мы исполняем свою собственную волю по своему собственному разумению, тогда мы относимся к категории тех, кому необходимо следовать правилам и предписаниям, чтобы наши чувства в конечном итоге очистились, и мы поняли (как Христос сказал): «Да будет воля Твоя (не моя)!»

#00:10:38#

Есть особое бунтарское желание души исполнять свою собственную волю, а не волю Господа. В этой связи в наших архивах есть рассказы Шрилы Шридхара Махараджа о том, как он и один из преданных были назначены Шрилой Сарасвати Тхакуром для поездки во Вриндаван, чтобы найти предварительно жилье для большой группы преданных, которые будут проходить парикраму. И Сарасвати Тхакур сказал: «Вы можете поесть рис и ехать», потому что он понимал, что им придется ехать несколько часов, потом ходить, искать, это может затянуться до ночи. Один из преданных сказал: «Нет необходимости для меня [есть рис]. Я могу выдержать все это, соблюдая пост». Но Шрила Гуру Махарадж сказал: «Я в это время поел, потому что Гуру сказал». Итак, один преданный решил, что для него нет необходимости [есть рис], а Шрила Шридхар Махарадж понял, что Гуру сказал есть, и принял рис (прасад).

#00:12:04#

Возникает вопрос: кто более предавшаяся душа? Один сказал: «Я могу выдержать без еды», другой сказал: «Раз учитель мне сказал принять [пищу], значит я должен это сделать». Мы видим, что умонастроение разное. Но конечное понимание — «нужно удовлетворить учителя» — существовало. Как правило, люди, которые следуют экадаши, делают это для своего собственного духовного блага. В писаниях сказано, что ради блага семьи можно пожертвовать ее одним членом, ради блага деревни — одной семьей, ради блага города — одной деревней, ради блага страны — одним городом. Но писания также говорят, что ради себя, подлинного «я», нужно пожертвовать всем. Это очень глубокое высказывание. Мы часто связаны с семьей, с городом, со страной — со всем, что, по сути дела, относится не к нашему подлинному «я», а к нашему внешнему «я» — физическому телу, национальности, обусловленности; при этом, исполняя внешний долг, мы забываем о долге внутреннем.

#00:13:49#

Но эта идея у тех, кто находится на материальной платформе или только-только вступил на духовную платформу. Для тех же личностей, которые пытаются следовать по стопам Гуру и вайшнавов, очевидно, что самозабвение, самопожертвование являются высшими идеалами. Шридхар Махарадж приводит в пример Христа (самопожертвование), Харидаса Тхакура (самопожертвование, самозабвение). Когда какие-то личности ставят идеалы выше, чем даже свое физическое существование, осознавая, что духовные ценности и идеалы являются высочайшими.

#00:15:03#

Харидас Тхакур был схвачен мусульманами, и султан сказал ему: «Мой дорогой брат, ты был рожден в семье мусульман. Почему ты исповедуешь хинду-дхарму? Мы, как оккупанты, захватившие эту страну, пытаемся привить здесь свою культуру, сделать людей правоверными. Одни поклоняются Ганешу, другие — Шиве, третьи — Кали: мы видим, что Индия погрязла в многобожии, и каждый поклоняется Господу ради каких-то корыстных интересов. Мы же привезли сюда идею Единого Бога, которого зовут Аллах. Любой человек, который служит Единому Господу, является совершенной личностью. Зачем ты воспеваешь имена Кришны?»

#00:16:13#

Харидас Тхакур отвечал: «Если вы понимаете идею единобожия, то вы должны понять, что высшее проявление Господа — это Господь Кришна. Если мы рассматриваем монотеизм, то Кришна — единственный, Кто займет моно-положение: Он — Верховный Наслаждающийся. Все остальные проявления Бога занимают подчиненное положение. Даже Вишну является слугой Кришны, Шива является слугой Кришны, не говоря уже о других богах, деватах, таких как Индра, Брахма. Все они являются слугами, потому что каждый из них олицетворяет определенные принципы. Брахма — творит, Шива — разрушает, Индра — управляет райским миром. Но Кришна — раса-радж, Он наслаждается расой. Его положение эксклюзивно, у Него нет никаких иных обязанностей».

#00:17:08#

Время от времени Он дает наставления Своим преданным. Но мы знаем, что Он бхакта-ватсала (благожелатель Своих преданных), поэтому Он дает непосредственно очень глубокие наставления. Поверхностные наставления есть в священных писаниях. Это не Кришна, это мудрецы, которые записывают различные дхарма-шастры. Кришна Сам делится сокровенными переживаниями с преданными, Кришна не занимается мирской религией, так называемой каитава-дхармой. Его наставления исполнены глубины, исполнены любви. Хотя Он объясняет Гиту Арджуне, но мы можем увидеть, что суть наставлений Бхагавад-гиты — это преданное служение, или бхакти-йога. Мы приходим к этому пониманию. Кришна описывает очень многие процессы (гьяна, карма, йога), но на самом деле, если мы будем внимательно изучать Гиту, мы увидим, что Кришна всегда говорит: «Если тебя интересует Мое мнение, то бхакти — самое высшее. Если ты поймешь, для чего это все, то ты увидишь, что все это должно привести к бхакти».

#00:18:28#

Таким образом, мы увидим, что Господь непосредственно, Сам наставляет лишь в определенных очень глубоких вещах (бхакти-йога, преданное служение). Всем остальным заняты Его различные проявления, аватары, слуги, шакти-авеша-аватары (наделенные Им силой дживы), Божества или Его проявления (как Господь Шива) и так далее.

#00:19:00#

Следует отметить, что Сам Господь, когда пришел в этот мир в образе Шри Чайтаньи, Он попросил Свою мать Шачи в экадаши не есть зернобобовые. Это была Его большая просьба. Он не сказал, что все должны голодать или поститься, Он просил Свою маму: «Пожалуйста, не ешь зернобобовые в экадаши». Это наставление, полное любви, принимают вайшнавы. Это Его непосредственное наставление.

#00:19:39#

Харидас Тхакур сказал, что существует только Имя Господа, и в высшем понимании монотеизма Единственный, Кого мы можем прославлять, — это Кришна. «Если сейчас вы заставите меня отказаться от прославления Кришны, тогда вы меня заставите отказаться от монотеизма». Когда человек постиг Истину, все остальное для него теряет всяческий смысл, а когда человек следует абсолютным наставлениям, относительные наставления для него не столь важны.

#00:20:15#

Мы можем сказать, что все религии в той или иной форме прославляют Кришну. Об этом говорит Сам Кришна, создатель [этих религий]: «Все в той или иной степени поклоняются Мне». Но мы также понимаем, что это происходит косвенно. Когда Господь Сам дает определенные наставления или когда Господь являет по беспричинной милости нам Свою форму и метод поклонения Ему, то отказаться от него будет огромным оскорблением для нас. Господь лично пролил на нас милость и даровал нам сознание Кришны, дал нам высшие духовные представления. В силу того, что мы не можем полностью всему следовать, мы не можем себя признавать преданными, но по крайней мере мы должны быть очень благодарны Господу за то, что столь сокровенные духовные идеалы были открыты для нас, и пытаться, несмотря на свою греховную природу, следовать им.

#00:21:11#

В этой связи мы будем пытаться в экадаши максимально памятовать о Господе. Одна из самых лучших форм памятования о Господе — это повторение Его Святого Имени. Хотя Святое Имя является высшим благом для всех живых существ, как сказал Махапрабху, тем не менее Он также подтвердил тот факт, что Оно не привлекает нас на сегодняшнем уровне. Писания объясняют, что когда печень больного отравлена желтухой, все сладкое кажется ему горьким. Лишь только постепенно, принимая лекарства, в процессе выздоровления человек может обрести вкус. На сегодняшний день Святое Имя мы принимаем как лекарство. Мы воспеваем четыре круга и больше, но суть нашего воспевания — это намабхаса и намапарадха. Мы находимся на оскорбительном или на теневом уровне воспевания святых имен.

#00:22:20#

Тем не менее шаг за шагом, слушая хари-катху, поклоняясь Божествам, Гуру, вайшнавам, совершая санкиртану, мы очищаем наши чувства (а потом оскверняем снова). Но тренд состоит в том, что, следуя садхана-бхакти и находясь в обществе Гуру, вайшнавов (это значит следовать их наставлениям, их методу поклонения), постепенно мы обретаем некий вкус к духовной жизни. Это происходит крайне незаметно, нам трудно вычислить бхакти в себе, потому что это такая вещь, что невозможно понять, в какой степени ты ею обладаешь. Тем не менее мы видим бхакти в других. И эта способность видеть преданность в других преданных — это то, что делает нас из неофитов преданными более совершенного уровня.

#00:23:19#

Неофит не в состоянии видеть преданность. Но подлинный преданный, который встал на путь бхакти, начинает видеть преданность в других, а в себе наоборот — ничего не видит, кроме негативного. Это говорит о том, что он находится в состоянии покаяния. Этот процесс достаточно длительный, но если преданный будет находиться под руководством Гуру и вайшнавов, не совершать апарадх (самая главная из которых это вайшнава-апарадха — оскорбление вайшнавов), то в той или иной степени он сможет пройти эти испытания в этой жизни или в следующей. Поэтому для нас крайне важно не просто следовать экадаши механически, а понимать, что эти дни особо благоприятны для нашего духовного общения, для нашей духовной практики, для того чтобы прийти сюда, в храм, увидеть Господа, обрести Его даршан, находиться в обществе вайшнавов.

#00:24:30#

Находиться в обществе вайшнавов — имеется в виду не пойти с вайшнавами за забор покурить, а вдохновлять друг друга на духовную жизнь, на подвиг. Все, что мы делаем с точки зрения аскезы, тапасьи, является подвигом, потому что мы идем против своей природы, которая заставляет нас быть эгоистами. Но в духовной жизни, идя путем самопожертвования, мы идем против своей природы, это и есть подвиг. Главный подвиг — это не то, как Александр Матросов на амбразуру бросился. У каждого своя амбразура. У кого-то — туалет, у кого-то — кухня, у кого-то пуджари, у кого-то — видеостудия. У каждого преданного свой определенный план, служение. Неважно, живет ли он в миру или в храме, он должен идти путем подвига, что значит идти против своей природы, против себя.

#00:25:37#

Мы не знаем наше подлинное «я». Оно раскроется, сварӯпен̣а вйавастхитих̣[1]: это сварупа — не наша оболочка, которой столько-то лет, которая сегодня седая, завтра толстая, послезавтра худая, или молодая, красивая, полная сил. Сварупа — это то, что проявляется в процессе этой жертвы. В писаниях приводится пример с сандаловым деревом, которое стирается о камень и превращается в прекрасную благоухающую пасту. Чем больше трения, тем лучше пахнет. Поэтому Ницше сказал очень хорошо: все, что не убьет тебя в сознании Кришны, сделает тебя сильнее. И наоборот: если ты попытаешься себя полюбить, то, как правило, ты полюбишь не то, что является подлинным тобой.

#00:26:41#

Писания предлагают нам идти этим путем. Бхагавад-гита объясняет, что в начале (в невежестве, в иллюзии) человеку это неприятно, вкус отсутствует у него. Но позже, когда он выходит на уровень духовной жизни и начинает черпать блаженство в духовной жизни, он понимает, что это хорошо. Яркий, но достаточно понятный пример: пьяницам, алкоголикам не нравится мыться, зубы чистить. Но когда человек привыкает мыться, зубы чистить, он испытывает от этого удовлетворение: помылся — хорошо стало; зубы почистил — еще лучше. Но какой-то человек в невежестве не понимает, зачем это нужно делать. Или человек, встающий рано: он пробуждается с природой и испытывает от этого также определенное удовлетворение. Но пока мы находимся в тама-, раджа-гуне, нам тяжело рано вставать — по себе знаю.

#00:28:06#

Так или иначе, мы видим, что представители всех вайшнавских традиций (особенно нашей линии) следовали экадаши. Шрила Гурудев всегда следовал экадаши. Он кушал в эти дни, но это была незернобобовая пища, анукалпа. У него был диабет, много других заболеваний, физически [в последние годы] он был достаточно слабым человеком. Но фактически до конца своей жизни он проповедовал, последнюю инициацию дал за три или четыре дня перед уходом. Это были евротатарин из Москвы и одна девушка из Австралии. Евротатарин приехал и говорит: «У меня день рождения, я себе купил билет в Индию — сделал себе подарок». Я говорю: «Давай я тебе сделаю еще больший подарок». Я привел его к Гурудеву и сказал: «Ты до конца не понимаешь, что такое сознание Кришны, но прими инициацию. Для тебя это будет хорошо». И он принял инициацию. Я помню, Гурудев отлил ему полчашки чая, это было очень трогательно и прекрасно. Потом мы пошли в Калькутту, евротатарин сразу побежал куда-то: «Мне нужно в мечеть зайти, за бабушку помолиться».

#00:29:53#

Я подумал: люди по-разному воспринимают реальность. Кто-то привязан к своим прошлым самскарам, к мечетям, к бабушкам… Но Прахлада Махарадж сказал: если ты будешь следовать сознанию Кришны, то сотни твоих родственников спасутся. Ты будешь даже спасать тысячи бактерий, которые есть в твоих испражнениях, если ты станешь трансцендентной личностью. Все, что будет соприкасаться с твоим телом, будет обретать сознание Кришны.

#00:30:39#

Говорят, что когда Джаганнатх Дас Бабаджи Махарадж воспевал мантру, кирпичи его бхаджан-кутира вибрировали. Трансцендентное способно оживлять материю. Поэтому когда мы говорим, что такое маха-мантра, что такое духовная жизнь… Мы можем пробудиться к вечной жизни через этот трансцендентный звук, если Господь снизойдет к нам в форме этого звука. Это значит, что мы должны пытаться подготовить в своем сердце аэродром. Как полярники на льдине — они должны были зажечь огонь. Мы также должны зажечь огонь в сердце, чтобы нас сверху увидели и на нас снизошла божья благодать. Иначе почему Господь должен нисходить к нам, если мы этого не хотим, у нас нет страстного желания? В этой связи мы должны помнить о том, что очень многое зависит от нас, в первую очередь — наше стремление к духовной жизни.

Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас

 


[1] Ниродхо ’сйа̄нуш́айанам, а̄тманах̣ саха ш́актибхих̣ / муктир хитва̄нйатха̄-рӯпам̇, сварӯпен̣а вйавастхитих̣ — «Живые существа и другие энергии входят в Маха-Вишну, когда Господь засыпает, сворачивая [разрушая] космическое проявление. Получить освобождение — значит обрести свою вечную, изначальную форму, навсегда расставшись с изменчивыми телами: грубым и тонким» («Шримад-Бхагаватам», 2.10.6; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 24.135).

 

← «Подлинное эго вайшнава». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Июль 1998 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· «Говинда-бхашья». Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж. Таиланд, 19 июня 2013 года →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования