«Баул Сангит» (песня 11). Бхаджан Шрилы Бхактивинода Тхакура

Шри Чанд Баул Шрила Бхактивинод Тхакур

Баул сангит1

(песня одиннадцатая)

 

          кено бхекер прайас?
     хой акала-бхеке сарва-наш
хо’ле читта-шуддхи, таттва-буддхи,
    бхека апани эсе’хой пракаш

1) Почему же ты столь страстно желаешь переменить одежду? Преждевременная перемена одежды, – когда одеяния домохозяина заменяются одеяниями аскета, – приводит к тотальному краху2. Лишь когда сознание человека предварительно очищено, тогда разум воспринимает трансцендентную истину. В конце концов, перемена одежды происходит сама собой и в назначенный срок.

 

бхека дхори’ чешта коре, бхекер джвалайа шеше маре,
       неданеди чхадачхади, акхада бендхе’ вас;
акала-кушманда, джата бханда, корчхе дживер сарва-нас

2) Но когда человек поспешно облачается в одежды аскета, он падает жертвой «лихорадки», вызываемой этим неуместным одеянием. Он становится членом секты, известной как неда-неди3, последователи которой бродят по городу, прося подаяние. Они живут в местах собраний, известных как акхары, пребывая в обществе сева-даси, и совершают предосудительные поступки – едят рыбу и тому подобное. Такой никчемный человек, подобно тыкве, напрасно выросшей в сезон, неподходящий для разведения тыкв4, в итоге разрушает все, что могло быть благом для его души.

 

шука, нарада, чатухсана, бхекер адхикари ха’на,
     тан’дер саман парле хо’те бхеке корбе ас;
         боло темана буддхи, читта-шуддхи
            ка’джана дхарайа корчхе вас?

3) Великие мудрецы Шукадева Госвами, Нарада Муни и четверо Кумаров воистину достойны носить одеяния подвижников. Человек может желать носить подобные одеяния лишь тогда, когда уподобится им в духе аскетизма. Скажите мне: кто способен обрести разум и чистоту сердец этих великих мудрецов, просто нося какие-то одежды?

 

   атманатма-сувивеке, према-латайа читта-бхеке
      бхаджана-садхана-варишеке короха уллас;
чанда-баул боле, эмана хо’ле , хо’те парбе кришна-дас

4) Обладая полнотой знания о природе души и о том, что душой не является, «нося одежды» отречения в сердце, просто помоги своему ростку премы распуститься, напоив его влагой ливня бхаджана-садханы. Чанд Баул говорит: «Когда это произойдет, ты станешь истинным слугой Господа Кришны».

 

См. также другие произведения Шрилы Бхактивинода Тхакура.

 


1 «Баул сангит» («Песни безумца») – малоизвестное произведение Шрилы Бхактивинода Тхакура, написанное им в 1893 году. Оно представляет собой двенадцать песен, написанных на бенгали. Современное Шриле Бхактивиноду Тхакуру индийское общество попало под влияние многочисленных псевдо-вайшнавов. Он указывал на тринадцать сект: ауловбауловкартта-бхаджанедадара-вешасанисахаджиясакхи-бхекисмартаджата-гошаниати-вадичуда-дхари и гауранга-нагари. Поскольку простые бенгальские крестьяне не были достаточно образованы и не склонны к пониманию тонкостей философии, они не делали различий между этими группами и представителей всех вышеупомянутых течений просто именовали собирательным термином «баулы». Баул значит «святой дурачок», «трансцендентный безумец». Традиционно члены этих групп, баулы, странствовали по сельской местности и, прося подаяние, пели песни о так называемой божественной любви (бхаве). Шрила Бхактивинод Тхакур указал на них как на псевдо-преданных и написал «Баул Сангит» в баульском стиле, чтобы люди смогли увидеть различия между ложными и истинными баулами. Язык этих песен носит диалектный, разговорный оттенок и Шрила Бхактивинод даже подписал эти песни именем «Чанд Баул», приняв баульское имя, чтобы людям легче было воспринять его проповедь (перевод на английский язык и примечания принадлежат Дасаратха-суте дасу (с изменениями переводчика на русский язык и редактора)).

2 Акала бхека – «преждевременное, незрелое отречение» – ситуация, в которой человек принимает одежды аскета и покидает свой дом в то время, когда он еще не достиг состояния подлинной отрешенности, живущей в сердце. Диалектная, уличная форма слова «веша» – «бхека».

3 Согласно преданию, 1200 неда и 1300 неди стали последователями Шри Вирабхадры Прабху (сына Господа Нитьянанды), но, в действительности, Вирабхадра не был с ним связан. Эта группа никогда не была признаваема шуддха-вайшнавами.

4 Акала-кушманда буквально означает «незрелая тыква»; это тыква, выращенная в необычное или неблагоприятное время. Такие тыквы никогда не используются в жертвоприношениях, приготовлении пищи и т. д. Это выражение относится к бесполезному или глупому человеку. Некоторые придерживаются мнения, что этот речевой оборот берет свое начало из истории Гандхари, прежде срока родившей кусок плоти, формой напоминающий тыкву. Из этого куска плоти на свет появились злокозненный Дурьодхана и другие люди, которые должны были уничтожить династию Куру. Соответственно, выражение «акала-кушманда» подразумевает беспутное или опасное поведение.

← «Мир гармонии». Лекция Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа. Москва. 20 августа 2000 года. ·• Архив новостей •· «История явления Шримати Радхарани» (часть 3). Лекция Бхакти Лалиты Деви Даси. 28 августа 2009 года. Москва, Кисельный →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования