«Шри Шри Нитьянанда-махимамритам». Нитьянанда Прабху — милостивый Господь. Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж



Текст читает Аджита Кришна Прабху


Russian

Всеславный Нитьянанда

Нитьянанда Прабху напоминал Своим поведением опьяненного безумца. Он обладал неимоверной физической силой, подобно самому Господу Балараме. Когда Он видел на дороге быка, то немедленно запрягал его в плуг, а затем перепрыгивал через него или вскакивал к нему на спину и начинал скакать на быке, словно на лошади. Он часто прыгал в Гангу с крутого берега и плавал в ее водах. Его окружали крокодилы, а Он, хоть и замечал их, продолжал беспечно плескаться в воде. Иногда Он наведывался в дом Шриваса Пандита и пил молоко из грудей его супруги. Его чудесные качества не поддаются описанию. Порой Нитьянанда Прабху появлялся в доме Шачиматы полностью обнаженным, совсем о том не тревожась. Это случалось очень часто. Тогда Он, подобно ребенку, спрашивал: «А где Кришна?»

Однажды Махапрабху спросил Его: «На Тебе же нет одежды! Почему Ты ходишь обнаженным?» Нитьянанда Прабху отвечал: «Неужели? А Я совсем и не заметил...» Махапрабху в это время беседовал с Вишнуприей и многими собравшимися преданными. Когда все увидели обнаженную фигуру Нитьянанды Прабху, то застыли в изумлении. Махапрабху дал одежду Нитьянанде Прабху, а после этого разорвал Его каупину на многие лоскутки. Он тут же раздал эти куски ткани всем Своим преданным и провозгласил: «Поклоняйтесь этим обрывкам каупины каждый день, как великой святыне. Это свяжет вас с Нитьянандой Прабху, и благодаря этой связи вы избавитесь ото всего мирского. Иллюзия больше не будет угрожать вам. Что бы вы ни совершили в своей жизни, знайте: стоит вам прославить святое имя Нитьянанды, и вы избавитесь ото всех беспокойств».

Затем сам Махапрабху прославил Нитьянанду Прабху следующей шлокой: «Нитьянанда Прабху может делать все, что угодно. Даже если вы увидите, как Он общается с грешниками и негодяями, даже если Он идет в обнимку с пьяной женщиной и держит бутыль вина в свободной руке, знайте, что Его поступки находятся на духовном уровне, они чисты и не имеют ни малейшего изъяна. Даже Господь Брахма, создатель вселенной, при виде Нитьянанды Прабху падет ниц и склонит в нижайшем поклоне все свои четыре головы перед лотосоподобными стопами Нитьянанды Прабху» («Шри Чайтанья Бхагавата», Антья-кханда, 6.123)[1].

Таковы непостижимые божественные деяния Нитьянанды Прабху. Он оберегал общину Махапрабху Чайтаньядева. Он — сама жизнь Махапрабху и Его последователей.

Махапрабху принимает санньясу

С каждым днем санкиртана в Шри Навадвипа-дхаме разгоралась все больше и больше. Центром этого огня были Панча-таттва и Харидас Тхакур. Панча-таттва описывается в следующем стихе:

ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-чаитанйа прабху-нитйа̄нанда
ш́рӣ-адваита гада̄дхара ш́рӣва̄са̄ди-гаура-бхакта-вр̣нда

(Шри Панча-таттва маха-мантра)

Махапрабху, Нитьянанда Прабху, Адвайта Прабху, Гададхар Пандит, Шривас Тхакур и другие преданные Махапрабху каждый день вели тысячи людей на харинам-санкиртану. Так Панча-таттва проповедовала харинам маха-мантру в этом материальном мире. В Навадвипе произошло много трансцендентного: освобождение Чханда Кази и многие другие лилы Махапрабху были явлены здесь.

Однажды Махапрабху разрешил Нитьянанде Прабху провести церемонию Вьяса-пуджи. Нитьянанда Прабху провел эту пуджу, но по завершении ее предложил гирлянду Махапрабху, желая еще раз прославить Его. Махапрабху повторял святое имя Господа Кришны: «харе кр̣ш̣н̣а харе кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а харе харе / харе ра̄ма харе ра̄ма ра̄ма ра̄ма харе харе». Так проповедовал Махапрабху, более того — Он был тождественен Харе Кришна маха-мантре и Шри Шри Радхе-Кришне.

Шри Чайтанья Махапрабху одаривал всех людей Своей милостью и хотел спасти души-дживы во всем мироздании. Для выполнения этой цели Он принял решение: «Мне нужно принять санньясу». Нитьянанда Прабху — главная опора Махапрабху в проповеди сознания Кришны, поэтому, когда Махапрабху принимал санньясу, Нитьянанда Прабху сопровождал Его. Три дня Махапрабху странствовал по Радха-деше, но затем Нитьянанда Прабху хитростью привел Его в дом Адвайты Ачарьи. Шачимата, Адвайта Ачарья и другие преданные одаривали людей кришна-премой, переполнявшей их сердца. Затем Махапрабху отправился в Пури. Нитьянанда Прабху всегда был вместе с Ним как Его хранитель. Нитьянанда Прабху сопровождал Его в странствиях, и, когда они были на пути в Пури, поведал Ему о славе Сакши Гопала.

Зачем Тебе данда?

Когда до Пури-дхамы было уже рукой подать, Махапрабху решил омыться в водах реки Атараналы. Во время этого омовения Нитьянанда Прабху сломал Его санньяса-данду. Махапрабху носил эка-данду, а Нитьянанда Прабху разломал ее на три части и бросил их в реку. Махапрабху явил в Своих деяниях пример строгого следования принципам и обетам санньясы. Увидев, что совершил Нитьянанда Прабху, Он сделал вид, что разгневался. «У Меня была только одна личная вещь — Моя санньяса-данда, а Ты сломал ее и выкинул, словно мусор!» Его гнев нисколько не смутил Нитьянанду. Он ответил: «Зачем Тебе носить данду? Ты — сам Кришна, Господь, и Ты ни в чем не нуждаешься. Зачем Тебе данда?» Махапрабху ответил: «Я больше не могу продолжать путь вместе с вами. Я пойду в одиночестве. Выбирайте, кто из нас отправится вперед — Я или вы?» Преданные сказали: «Ты иди впереди, а мы последуем за Тобой». Тогда Махапрабху вскочил и стремительно добежал до храма в Джаганнатха Пури, где упал без сознания перед Господом Джаганнатхом.

Сарвабхаума Бхаттачарья подхватил Его утратившее сознание тело и отнес к себе домой. Нитьянанда Прабху сразу же понял, где находится Махапрабху. Он пришел в дом Сарвабхаумы, встретился с Махапрабху, а позднее отправился в храм, чтобы предстать перед Господом Джаганнатхом. Так Махапрабху начал проповедь в Пури-дхаме вместе с Нитьянандой Прабху и другими Своими преданными.

Нитьянанда Прабху —
милостивый Господь всех джив

Нитьянанда Прабху принимал всех, а Махапрабху — нет. Махапрабху наказывал оскорбителей. Раздавая кришна-нам и кришна-прему, Махапрабху был несколько пристрастен. Он очень строго соблюдал принципы санньясы, поэтому не мог даровать прибежище оскорбителям.

Когда Махапрабху странствовал по Южной Индии, Он взял с Собой Калию Кришну Даса. В «Чайтанья-чаритамрите» его называют Калой Кришной Дасом. Во время путешествия этот Калия Кришна Дас связался с продажными женщинами, и Махапрабху вынужден был лично вмешаться, чтобы вытащить его из переделки. Когда они вернулись в Джаганнатха Пури, Махапрабху сказал: «Я больше не хочу брать с Собой этого юношу. Его безответственное поведение ставит под удар репутацию всей нашей миссии. Я не желаю его больше видеть и не собираюсь отвечать за его выходки».

Калия Кришна Дас — вечный паршада, спутник, близкий преданный Нитьянанды Прабху. Он исправно играл свою роль в спектакле, который разыграл Господь. Нитьянанда Прабху не оставил его в беде. Он сказал Махапрабху: «Если Ты не желаешь терпеть его рядом с Собой, тогда Я возьму его на Себя. Я отправлю его в Навадвипу, чтобы он рассказал Шачимате и другим преданным, что Ты уже вернулся из Южной Индии».

Итак, Нитьянанда Прабху проявил высочайшее милосердие к Калии Кришне Дасу, и тот провел остаток своей жизни в обществе Нитьянанды Прабху. Поэтому, даже если Махапрабху разгневается, Нитьянанда Прабху все равно будет оберегать оступившегося в тени Своих лотосоподобных стоп. Души, плененные майей, обретают великую надежду, когда видят, насколько сострадателен и милосерден характер Шри Нитьянанды Прабху.

«Освободи Бенгалию!»

Махапрабху жил в Пури-дхаме в окружении нескольких Своих самых близких преданных. Но Он располагал огромной армией других преданных, которые каждый год приходили в Пури из разных мест Индии и оставались там на несколько месяцев. Однажды Нитьянанда Прабху привел с Собой в Пури-дхаму многочисленную толпу Своих последователей во главе с двадаша-гопалами, воплощениями двенадцати пастушков Вриндавана. Все они проповедовали в Бенгалии. Увидев их, Махапрабху сказал: «Отправляйся в Радхадеш и проповедуй там. Я отправил Рупу и Санатану на север Индии, а сам Я отправлюсь в Южную Индию. Ты же иди на восток. Такова наша стратегия. Тебе не нужно возвращаться в Пури-дхаму. Я буду с Тобой повсюду, где бы Ты ни странствовал. Где бы Ты ни вспомнил обо Мне, Я явлюсь в этом месте. Тебе нет нужды приходить сюда каждый год. Оставайся в Радхадеше и проповедуй». Так Нитьянанда Прабху вернулся в Бенгалию со Своими последователями. Он охватил проповедью Шантипур, Навадвипу и другие области Бенгалии[2].

Нитьянанда Прабху — высший среди тех,
кто наделяет гаура-премой

Как Махапрабху, так и Нитьянанда Прабху родились в брахманских семьях. Махапрабху неукоснительно соблюдал обеты и заповеди санньясы и проповедовал сознание Кришны. Он раздавал Харе Кришна маха-мантру всем без исключения и явил радха-кришна-прему этому миру. Махапрабху даровал кришна-прему падшим душам, если они не наносили оскорблений. Но у Нитьянанды Прабху был иной проповеднический стиль. Он не заботился о внешних формальностях.

преме матта нитйа̄нанда кр̣па̄-авата̄ра
уттама, адхама, кичху на̄ каре вича̄ра

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 5.208)[3]

Нитьянанда Прабху был всегда опьянен гаура-премой, обезумев от имени Шримана Махапрабху. Он ничего не желал знать, кроме Махапрабху, и раздавал Его милость в особом, безрассудном настроении преданности. Нитьянанда Прабху милостив ко всякому, кто примет у Него прибежище. Он не смотрит на качества человека, на то, благочестиво его поведение или нет. Каждому, кто предается Ему, Он немедленно дает прибежище в тени Своих стоп и отправляет к Гауранге Махапрабху. Он хочет занять всех в служении Махапрабху. Даже если человек хотя бы раз произносит «Джая Шачинандана, джая Гаурахари!», Нитьянанда Прабху думает: «Я — раб этой души, Я должен все ей отдать». Падший или нет, благочестивый или нет — Он совсем не думает об этом. Часто Махапрабху выдвигал требования для тех, кто желал Его милости, но Нитьянанда Прабху не требовал ничего. Он лишь заклинал: «Предайся Чайтаньядеву, Гаурангадеву, Нимаю Вишвамбхаре, и ты будешь спасен!» Для Нитьянанды Прабху главной квалификацией души была вера. Если Он в ком-то замечал хотя бы проблеск веры, Он наделял его Своей милостью. Вера — подлинная основа и сущность духовной жизни. С верой, конечно, есть одна известная трудность: у некоторых ее нет. Но Нитьянанда Прабху был столь милостив, что если Он видел неверующего человека, то в тот же миг одаривал его верой. Он давал ему подлинное духовное сокровище. Даже солнце не всегда дарит свой свет, но Нитьянанда Прабху одаривает Своей милостью, что бы ни случилось, и ничто не в силах препятствовать этому. Он дал даже больше, чем сам Махапрабху! Такова божественная природа Нитьянанды Прабху и Его высший дар.

Нитьянанда Прабху проповедовал особое настроение: сознание Гауры. Вся Его проповедь была прославлением Шри Чайтаньи Махапрабху. Нитьянанда Прабху дарил самого Махапрабху. Таковы были Его мантра и Его проповеднический стиль.

«Повторяй божественное имя Гауранги Махапрабху! Всякий, кто поклоняется Господу Гауранге, кто посвящает жизнь сознанию Кришны под Его руководством, — тот Мои жизнь и душа»[4].

Так проповедовал Нитьянанда Прабху, и Его проповедь была очень успешной. Нитьянанда Прабху был очень милосерден к любому, кто принимал прибежище Махапрабху, — Он наделял такую душу всем богатством гаура-премы. Тысячи и тысячи людей приходили к лотосоподобным стопам Нитьянанды, и Он обращал их всех в преданных Гауранги Махапрабху. По всему миру люди пели имя Махапрабху и имя Кришны. Это происходило только по благословению Нитьянанды Прабху. Без Его милости это не было бы возможным.

(Божественная удача)



1  Мадира̄ джаванӣ джади нитйа̄нанда дхаре / татха̄пи брахма̄ра вандйа кахила томаре.

2  Нитйа̄нанда-госа̄н̃ире па̄т̣ха̄ила гауд̣а-деш́е / тен̇хо гауд̣а-деш́а бха̄са̄ила према-расе // сахаджеи нитйа̄нанда — кр̣ш̣н̣а-премодда̄ма / прабху-а̄джн̃а̄йа каила йа̄ха̄н̇ та̄ха̄н̇ према-да̄на — «Господь Шри Чайтанья Махапрабху отправил Нитьянанду Прабху в Бенгалию, которую называют Гауда-дешей, и Господь Нитьянанда Прабху затопил эту провинцию чистой духовной любовью к Кришне. По самой Своей природе Шри Нитьянанда Прабху всегда с необычайным рвением и любовью служит Господу Кришне. Поэтому, получив указание Шри Чайтаньи Махапрабху, Нитьянанда Прабху распространил это любовное служение везде и всюду» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 1.24,25).

3  «Опьяненный экстатической любовью, Господь Нитьянанда являет Собой воплощение милости и потому не делает различий между хорошими и плохими».

4  Нитьянанда Прабху ходил от двери к двери и каждого просил: бхаджа гаура̄н̇га каха гаура̄н̇га / лаха гаура̄н̇гера на̄ма / йе джана гаура̄н̇га бхадже сеи хайа а̄ма̄р пра̄н̣а — «О души! Всегда поклоняйтесь Гауранге, говорите о Гауранге и воспевайте Его святое имя с великой преданностью. Каждый, кто поклоняется Моему возлюбленному Господу Гауранге, дорог Мне как Моя собственная жизнь — он становится Моей жизнью и душой».





←  Уход Маханама Враты Прабху 14 января 2023 года ·• Архив новостей •· «Шри Шри Нитьянанда-махимамритам». Божественная удача. Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж →

Текст читает Аджита Кришна Прабху


Russian

Всеславный Нитьянанда

Нитьянанда Прабху напоминал Своим поведением опьяненного безумца. Он обладал неимоверной физической силой, подобно самому Господу Балараме. Когда Он видел на дороге быка, то немедленно запрягал его в плуг, а затем перепрыгивал через него или вскакивал к нему на спину и начинал скакать на быке, словно на лошади. Он часто прыгал в Гангу с крутого берега и плавал в ее водах. Его окружали крокодилы, а Он, хоть и замечал их, продолжал беспечно плескаться в воде. Иногда Он наведывался в дом Шриваса Пандита и пил молоко из грудей его супруги. Его чудесные качества не поддаются описанию. Порой Нитьянанда Прабху появлялся в доме Шачиматы полностью обнаженным, совсем о том не тревожась. Это случалось очень часто. Тогда Он, подобно ребенку, спрашивал: «А где Кришна?»

Однажды Махапрабху спросил Его: «На Тебе же нет одежды! Почему Ты ходишь обнаженным?» Нитьянанда Прабху отвечал: «Неужели? А Я совсем и не заметил...» Махапрабху в это время беседовал с Вишнуприей и многими собравшимися преданными. Когда все увидели обнаженную фигуру Нитьянанды Прабху, то застыли в изумлении. Махапрабху дал одежду Нитьянанде Прабху, а после этого разорвал Его каупину на многие лоскутки. Он тут же раздал эти куски ткани всем Своим преданным и провозгласил: «Поклоняйтесь этим обрывкам каупины каждый день, как великой святыне. Это свяжет вас с Нитьянандой Прабху, и благодаря этой связи вы избавитесь ото всего мирского. Иллюзия больше не будет угрожать вам. Что бы вы ни совершили в своей жизни, знайте: стоит вам прославить святое имя Нитьянанды, и вы избавитесь ото всех беспокойств».

Затем сам Махапрабху прославил Нитьянанду Прабху следующей шлокой: «Нитьянанда Прабху может делать все, что угодно. Даже если вы увидите, как Он общается с грешниками и негодяями, даже если Он идет в обнимку с пьяной женщиной и держит бутыль вина в свободной руке, знайте, что Его поступки находятся на духовном уровне, они чисты и не имеют ни малейшего изъяна. Даже Господь Брахма, создатель вселенной, при виде Нитьянанды Прабху падет ниц и склонит в нижайшем поклоне все свои четыре головы перед лотосоподобными стопами Нитьянанды Прабху» («Шри Чайтанья Бхагавата», Антья-кханда, 6.123)[1].

Таковы непостижимые божественные деяния Нитьянанды Прабху. Он оберегал общину Махапрабху Чайтаньядева. Он — сама жизнь Махапрабху и Его последователей.

Махапрабху принимает санньясу

С каждым днем санкиртана в Шри Навадвипа-дхаме разгоралась все больше и больше. Центром этого огня были Панча-таттва и Харидас Тхакур. Панча-таттва описывается в следующем стихе:

ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-чаитанйа прабху-нитйа̄нанда
ш́рӣ-адваита гада̄дхара ш́рӣва̄са̄ди-гаура-бхакта-вр̣нда

(Шри Панча-таттва маха-мантра)

Махапрабху, Нитьянанда Прабху, Адвайта Прабху, Гададхар Пандит, Шривас Тхакур и другие преданные Махапрабху каждый день вели тысячи людей на харинам-санкиртану. Так Панча-таттва проповедовала харинам маха-мантру в этом материальном мире. В Навадвипе произошло много трансцендентного: освобождение Чханда Кази и многие другие лилы Махапрабху были явлены здесь.

Однажды Махапрабху разрешил Нитьянанде Прабху провести церемонию Вьяса-пуджи. Нитьянанда Прабху провел эту пуджу, но по завершении ее предложил гирлянду Махапрабху, желая еще раз прославить Его. Махапрабху повторял святое имя Господа Кришны: «харе кр̣ш̣н̣а харе кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а харе харе / харе ра̄ма харе ра̄ма ра̄ма ра̄ма харе харе». Так проповедовал Махапрабху, более того — Он был тождественен Харе Кришна маха-мантре и Шри Шри Радхе-Кришне.

Шри Чайтанья Махапрабху одаривал всех людей Своей милостью и хотел спасти души-дживы во всем мироздании. Для выполнения этой цели Он принял решение: «Мне нужно принять санньясу». Нитьянанда Прабху — главная опора Махапрабху в проповеди сознания Кришны, поэтому, когда Махапрабху принимал санньясу, Нитьянанда Прабху сопровождал Его. Три дня Махапрабху странствовал по Радха-деше, но затем Нитьянанда Прабху хитростью привел Его в дом Адвайты Ачарьи. Шачимата, Адвайта Ачарья и другие преданные одаривали людей кришна-премой, переполнявшей их сердца. Затем Махапрабху отправился в Пури. Нитьянанда Прабху всегда был вместе с Ним как Его хранитель. Нитьянанда Прабху сопровождал Его в странствиях, и, когда они были на пути в Пури, поведал Ему о славе Сакши Гопала.

Зачем Тебе данда?

Когда до Пури-дхамы было уже рукой подать, Махапрабху решил омыться в водах реки Атараналы. Во время этого омовения Нитьянанда Прабху сломал Его санньяса-данду. Махапрабху носил эка-данду, а Нитьянанда Прабху разломал ее на три части и бросил их в реку. Махапрабху явил в Своих деяниях пример строгого следования принципам и обетам санньясы. Увидев, что совершил Нитьянанда Прабху, Он сделал вид, что разгневался. «У Меня была только одна личная вещь — Моя санньяса-данда, а Ты сломал ее и выкинул, словно мусор!» Его гнев нисколько не смутил Нитьянанду. Он ответил: «Зачем Тебе носить данду? Ты — сам Кришна, Господь, и Ты ни в чем не нуждаешься. Зачем Тебе данда?» Махапрабху ответил: «Я больше не могу продолжать путь вместе с вами. Я пойду в одиночестве. Выбирайте, кто из нас отправится вперед — Я или вы?» Преданные сказали: «Ты иди впереди, а мы последуем за Тобой». Тогда Махапрабху вскочил и стремительно добежал до храма в Джаганнатха Пури, где упал без сознания перед Господом Джаганнатхом.

Сарвабхаума Бхаттачарья подхватил Его утратившее сознание тело и отнес к себе домой. Нитьянанда Прабху сразу же понял, где находится Махапрабху. Он пришел в дом Сарвабхаумы, встретился с Махапрабху, а позднее отправился в храм, чтобы предстать перед Господом Джаганнатхом. Так Махапрабху начал проповедь в Пури-дхаме вместе с Нитьянандой Прабху и другими Своими преданными.

Нитьянанда Прабху —
милостивый Господь всех джив

Нитьянанда Прабху принимал всех, а Махапрабху — нет. Махапрабху наказывал оскорбителей. Раздавая кришна-нам и кришна-прему, Махапрабху был несколько пристрастен. Он очень строго соблюдал принципы санньясы, поэтому не мог даровать прибежище оскорбителям.

Когда Махапрабху странствовал по Южной Индии, Он взял с Собой Калию Кришну Даса. В «Чайтанья-чаритамрите» его называют Калой Кришной Дасом. Во время путешествия этот Калия Кришна Дас связался с продажными женщинами, и Махапрабху вынужден был лично вмешаться, чтобы вытащить его из переделки. Когда они вернулись в Джаганнатха Пури, Махапрабху сказал: «Я больше не хочу брать с Собой этого юношу. Его безответственное поведение ставит под удар репутацию всей нашей миссии. Я не желаю его больше видеть и не собираюсь отвечать за его выходки».

Калия Кришна Дас — вечный паршада, спутник, близкий преданный Нитьянанды Прабху. Он исправно играл свою роль в спектакле, который разыграл Господь. Нитьянанда Прабху не оставил его в беде. Он сказал Махапрабху: «Если Ты не желаешь терпеть его рядом с Собой, тогда Я возьму его на Себя. Я отправлю его в Навадвипу, чтобы он рассказал Шачимате и другим преданным, что Ты уже вернулся из Южной Индии».

Итак, Нитьянанда Прабху проявил высочайшее милосердие к Калии Кришне Дасу, и тот провел остаток своей жизни в обществе Нитьянанды Прабху. Поэтому, даже если Махапрабху разгневается, Нитьянанда Прабху все равно будет оберегать оступившегося в тени Своих лотосоподобных стоп. Души, плененные майей, обретают великую надежду, когда видят, насколько сострадателен и милосерден характер Шри Нитьянанды Прабху.

«Освободи Бенгалию!»

Махапрабху жил в Пури-дхаме в окружении нескольких Своих самых близких преданных. Но Он располагал огромной армией других преданных, которые каждый год приходили в Пури из разных мест Индии и оставались там на несколько месяцев. Однажды Нитьянанда Прабху привел с Собой в Пури-дхаму многочисленную толпу Своих последователей во главе с двадаша-гопалами, воплощениями двенадцати пастушков Вриндавана. Все они проповедовали в Бенгалии. Увидев их, Махапрабху сказал: «Отправляйся в Радхадеш и проповедуй там. Я отправил Рупу и Санатану на север Индии, а сам Я отправлюсь в Южную Индию. Ты же иди на восток. Такова наша стратегия. Тебе не нужно возвращаться в Пури-дхаму. Я буду с Тобой повсюду, где бы Ты ни странствовал. Где бы Ты ни вспомнил обо Мне, Я явлюсь в этом месте. Тебе нет нужды приходить сюда каждый год. Оставайся в Радхадеше и проповедуй». Так Нитьянанда Прабху вернулся в Бенгалию со Своими последователями. Он охватил проповедью Шантипур, Навадвипу и другие области Бенгалии[2].

Нитьянанда Прабху — высший среди тех,
кто наделяет гаура-премой

Как Махапрабху, так и Нитьянанда Прабху родились в брахманских семьях. Махапрабху неукоснительно соблюдал обеты и заповеди санньясы и проповедовал сознание Кришны. Он раздавал Харе Кришна маха-мантру всем без исключения и явил радха-кришна-прему этому миру. Махапрабху даровал кришна-прему падшим душам, если они не наносили оскорблений. Но у Нитьянанды Прабху был иной проповеднический стиль. Он не заботился о внешних формальностях.

преме матта нитйа̄нанда кр̣па̄-авата̄ра
уттама, адхама, кичху на̄ каре вича̄ра

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 5.208)[3]

Нитьянанда Прабху был всегда опьянен гаура-премой, обезумев от имени Шримана Махапрабху. Он ничего не желал знать, кроме Махапрабху, и раздавал Его милость в особом, безрассудном настроении преданности. Нитьянанда Прабху милостив ко всякому, кто примет у Него прибежище. Он не смотрит на качества человека, на то, благочестиво его поведение или нет. Каждому, кто предается Ему, Он немедленно дает прибежище в тени Своих стоп и отправляет к Гауранге Махапрабху. Он хочет занять всех в служении Махапрабху. Даже если человек хотя бы раз произносит «Джая Шачинандана, джая Гаурахари!», Нитьянанда Прабху думает: «Я — раб этой души, Я должен все ей отдать». Падший или нет, благочестивый или нет — Он совсем не думает об этом. Часто Махапрабху выдвигал требования для тех, кто желал Его милости, но Нитьянанда Прабху не требовал ничего. Он лишь заклинал: «Предайся Чайтаньядеву, Гаурангадеву, Нимаю Вишвамбхаре, и ты будешь спасен!» Для Нитьянанды Прабху главной квалификацией души была вера. Если Он в ком-то замечал хотя бы проблеск веры, Он наделял его Своей милостью. Вера — подлинная основа и сущность духовной жизни. С верой, конечно, есть одна известная трудность: у некоторых ее нет. Но Нитьянанда Прабху был столь милостив, что если Он видел неверующего человека, то в тот же миг одаривал его верой. Он давал ему подлинное духовное сокровище. Даже солнце не всегда дарит свой свет, но Нитьянанда Прабху одаривает Своей милостью, что бы ни случилось, и ничто не в силах препятствовать этому. Он дал даже больше, чем сам Махапрабху! Такова божественная природа Нитьянанды Прабху и Его высший дар.

Нитьянанда Прабху проповедовал особое настроение: сознание Гауры. Вся Его проповедь была прославлением Шри Чайтаньи Махапрабху. Нитьянанда Прабху дарил самого Махапрабху. Таковы были Его мантра и Его проповеднический стиль.

«Повторяй божественное имя Гауранги Махапрабху! Всякий, кто поклоняется Господу Гауранге, кто посвящает жизнь сознанию Кришны под Его руководством, — тот Мои жизнь и душа»[4].

Так проповедовал Нитьянанда Прабху, и Его проповедь была очень успешной. Нитьянанда Прабху был очень милосерден к любому, кто принимал прибежище Махапрабху, — Он наделял такую душу всем богатством гаура-премы. Тысячи и тысячи людей приходили к лотосоподобным стопам Нитьянанды, и Он обращал их всех в преданных Гауранги Махапрабху. По всему миру люди пели имя Махапрабху и имя Кришны. Это происходило только по благословению Нитьянанды Прабху. Без Его милости это не было бы возможным.

(Божественная удача)



[1] Мадира̄ джаванӣ джади нитйа̄нанда дхаре / татха̄пи брахма̄ра вандйа кахила томаре.

[2] Нитйа̄нанда-госа̄н̃ире па̄т̣ха̄ила гауд̣а-деш́е / тен̇хо гауд̣а-деш́а бха̄са̄ила према-расе // сахаджеи нитйа̄нанда — кр̣ш̣н̣а-премодда̄ма / прабху-а̄джн̃а̄йа каила йа̄ха̄н̇ та̄ха̄н̇ према-да̄на — «Господь Шри Чайтанья Махапрабху отправил Нитьянанду Прабху в Бенгалию, которую называют Гауда-дешей, и Господь Нитьянанда Прабху затопил эту провинцию чистой духовной любовью к Кришне. По самой Своей природе Шри Нитьянанда Прабху всегда с необычайным рвением и любовью служит Господу Кришне. Поэтому, получив указание Шри Чайтаньи Махапрабху, Нитьянанда Прабху распространил это любовное служение везде и всюду» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 1.24,25).

[3] «Опьяненный экстатической любовью, Господь Нитьянанда являет Собой воплощение милости и потому не делает различий между хорошими и плохими».

[4] Нитьянанда Прабху ходил от двери к двери и каждого просил: бхаджа гаура̄н̇га каха гаура̄н̇га / лаха гаура̄н̇гера на̄ма / йе джана гаура̄н̇га бхадже сеи хайа а̄ма̄р пра̄н̣а — «О души! Всегда поклоняйтесь Гауранге, говорите о Гауранге и воспевайте Его святое имя с великой преданностью. Каждый, кто поклоняется Моему возлюбленному Господу Гауранге, дорог Мне как Моя собственная жизнь — он становится Моей жизнью и душой».


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования