«Шри Шри Нитьянанда-махимамритам». Вьяса Чайтанья-лилы. Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж



Текст читает Аджита Кришна Прабху


Russian

Последний ученик Нитьянанды

Все последователи Шри Чайтаньядева, шесть Госвами и все вайшнавы во Вриндаване были очень удовлетворены «Шри Чайтанья Бхагаватой» Вриндавана Даса Тхакура. Он описал в ней бесчисленные славные деяния Шри Чайтаньядева. Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами в своей «Шри Чайтанья-чаритамрите» описал последние деяния Шри Чайтаньи, и ни в одном месте он не поставил под сомнение авторитет Вриндавана Даса Тхакура. Напротив, он во многих стихах выразил ему свое глубочайшее почтение: «Я обычная падшая душа, но Вриндаван Дас Тхакур — воплощение Ведавьясы в чайтанья-лиле» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 8.34)[1].

Вриндаван Дас Тхакур был последним непосредственным учеником Шри Нитьянанды Прабху. Он жил в Мамагачи, но затем, по воле Нитьянанды Прабху, перебрался в Денуду, где и провел свои последние дни, создавая «Шри Чайтанья Бхагавату». В ней он описал деяния Чайтаньи Махапрабху, но, испытывая большую привязанность к Нитьянанде Прабху, в самом ее начале написал множество прекрасных стихов, прославляющих Его[2]. Опьяненный преданностью, он создал поистине страстные описания трансцендентных деяний Нитьянанды Прабху. Слушая «Чайтанья Бхагавату», я был поражен, и, на мой взгляд, она — настоящее чудо. Мне кажется, что эту книгу с тем же успехом можно назвать «Нитьянанда Бхагаватой». Чтение страниц этой поэмы доставило мне великое счастье, и я не в силах забыть ее сладостный вкус.

Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур написал в своей «Гаудия-бхашье»: «Бхактивинод Тхакур учил, что „Шри Чайтанья Бхагавата“ — шуддха-бхакти грантха, сокровищница исключительной чистой преданности. Она подобна Ганге, что нисходит с Гималаев в долины величественным потоком, смывающим на своем пути все заблуждения и скверну. Постоянно читая „Шри Чайтанья Бхагавату“, человек обретет кришна-прему»[3].

Особый слуга Нитьянанды

По милости Вриндавана Даса Тхакура мы можем понять деяния как Нитьянанды Прабху, так и Махапрабху. Но некоторые не принимают «Шри Чайтанья Бхагавату». Он прославляет Нитьянанду Прабху в столь безумном, столь экстатическом настроении! Он не выносит никого, у кого нет веры в Господа Нитьянанду. Иногда кажется, что он крайне нетерпим: «Если какой-нибудь грешник усомнится в величии Нитьянанды Прабху и посмеет критиковать Его, я разобью ему голову ударом левой ноги» («Шри Чайтанья Бхагавата», Ади-кханда, 9.225, 17.158)[4].

Шрила Сарасвати Тхакур Прабхупада объяснил, что этим стихом Вриндаван Дас Тхакур дает неудачникам еще один шанс припасть к лотосоподобным стопам Шри Чайтаньи Махапрабху. Если кого-то беспокоит поведение преданного Господа, Господь проливает на эту душу особую милость. Вриндаван Дас Тхакур сражался с демоническим брахманским обществом, и его деяния могут показаться весьма суровыми. Повсюду его ожидали многочисленные препятствия, но он преодолел их благодаря служению, преданности и особой милости Нитьянанды Прабху. Иногда Нитьянанда Прабху лично являлся в теле Вриндавана Даса Тхакура и раздавал милость всем душам, порабощенным майей.

Вьяса чайтанья-лилы

Вриндаван Дас Тхакур самоотверженно прославлял деяния Чайтаньи Махапрабху. Однако в некоторых местах своей книги он говорит, что в будущем они будут явлены во всей полноте. Эти указания встречаются в «Шри Чайтанья Бхагавате». Вриндаван Дас Тхакур пишет: «Эти события гораздо лучше будут описаны, когда явится Ведавьяса. Он придет и расскажет о деяниях Чайтаньи Махапрабху». А в «Шри Чайтанья-чаритамрите» Кришнадас Кавирадж Госвами провозгласил: «Вриндаван Дас Тхакур и есть Ведавьяса. Он являет подлинную чайтанья-лилу. То, о чем он не рассказал подробно, последние лилы Махапрабху, я опишу здесь, в „Чайтанья-чаритамрите“». Итак, мы видим, что Вриндаван Дас Тхакур предрек: «Вьяса придет в будущем». А Кришнадас Кавирадж Госвами признал: «Он и есть Ведавьяса». Мы можем заключить, что Кришнадас Кавирадж Госвами и стал тем Ведавьясой, приход которого предсказывал Вриндаван Дас Тхакур. Он описал заключительные деяния Махапрабху и тем самым раскрыл то, о чем умолчал автор «Шри Чайтанья Бхагаваты».

По милости Шрилы Гуру Махараджа[5] для нас пролился свет на некоторые их высказывания, и мы знаем, что оба они — Ведавьясы. Первый — Вриндаван Дас Тхакур, о котором Кришнадас Кавирадж Госвами написал, что он — Вьяса чайтанья-лилы. Второй — Кришнадас Кавирадж Госвами, поскольку он раскрывает многие подробности чайтанья-лилы и в завершение своего труда описывает для нас последние лилы Махапрабху. Стиль Вриндавана Даса Тхакура эмоционален, его переполняет энтузиазм, тогда как стиль Кришнадаса Кавираджа Госвами очень выдержан и изыскан. Когда мы издавали «Шри Чайтанья-чаритамриту», я сочинил две шлоки об обоих Вьясах[6].

«Я склоняюсь перед Вриндаваном Дасом Тхакуром и Кришнадасом Кавираджем Госвами. Они явили скрытые деяния Господа Кришны». «Шримад-Бхагаватам» называет Кришну Три-югой, так как Он нисходит только в три эпохи и сокрыт в Кали-югу[7]. В Кали-югу Он является в скрытой форме (чханна) в облике Своего преданного Шри Чайтаньи Махапрабху — чханна-аватары, скрытой аватары. Чайтанья-лила — это тайные деяния Господа Кришны. Как Господь приходит тайно в облике Чайтаньи Махапрабху, так и Ведавьяса, который должен описать Его лилы, может приходить неявно, в скрытом облике (чханна).

Итак: «Я кланяюсь Вриндавану Дасу Тхакуру и Кришнадасу Кавираджу Госвами, поскольку оба они пришли как Ведавьяса. Вриндаван Дас Тхакур был проявленным (вьякта) Ведавьясой, а Кришнадас Кавирадж Госвами — скрытым (чханна). Вместе они явили миру чайтанья-лилу. И оба они обрели безграничные благословения Нитьянанды Прабху! Они украшены пылью с милостивых лотосоподобных стоп Нитьянанды Прабху[8]».

Вриндаван Дас Тхакур был непосредственным учеником Нитьянанды Прабху, а Кришнадас Кавирадж Госвами обрел Его безгранично милостивые благословения. Таким образом, их обоих Господь Нитьянанда наделил Своими благословениями. Если бы Нитьянанда Прабху не пришел, никто не был бы в состоянии понять Махапрабху, и не было бы ни «Шри Чайтанья-чаритамриты», ни «Шри Чайтанья Бхагаваты», не было бы полного изложения жизни и деяний Махапрабху, проповеди, прославления Махапрабху. Все, что у нас есть, мы имеем лишь по милости Нитьянанды Прабху!

Так Вриндаван Дас Тхакур и Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами благословили меня. По их милости мы можем обрести хотя бы незначительное представление об их славе. Вриндаван Дас Тхакур был безудержно привязан к деяниям Нитьянанды Прабху и Махапрабху и отличался безграничной любовью к Господу Нитьянанде, который дарует нам наше подлинное богатство — сознание Кришны.

(Наследие Нитьянанды)



1  Чаитанйа-лӣла̄ра вйа̄са — вр̣нда̄вана-да̄са.

2  См. «Шри Чайтанья Бхагавата», Ади-кханда, 11–18, 21–23, 25–38, 42–82.

3  Ш́рӣ-чаитанйа бха̄гавата, грантха-ш́уддха-бхакти мата, кохе сада̄ ш́рӣ бхактивинода, нирантара па̄т̣ха пхале, кубуддхи йа̄ибе чхале, кр̣ш̣н̣а преме лабхибе прамода.

4  Эта париха̄ре о йе па̄пӣ нинда̄ каре / табе ла̄тхи ма̄рон̇ та̄’ра ш́ирера упаре.

5 Имеется в виду Его Божественная Милость Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж.

6  Да̄са-вр̣нда̄ванам̇ ванде кр̣ш̣н̣а-да̄са-прабхум̇ татха̄ / чханна̄вата̄ра-чаитанйа-лӣла̄-виста̄ра-ка̄рин̣ау // двау нитйа̄нандапа̄да̄бджа-карун̣а̄рен̣у-бхуш̣итау / вйакта-чханнау будхачинтйау ва̄ванде вйа̄са-рӯпин̣ау.

7  Чханнах̣ калау йад абхавас три-йуго ’тха са твам («Шримад-Бхагаватам», 7.9.38).

8  Двау нитйа̄нандапа̄да̄бджа-карун̣а̄рен̣у-бхуш̣итау.




←  «Санньяса-лила Шри Чайтаньи Махапрабху». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 14 января 2023 года. Мадху Пури Дхама, Калифорния, США ·• Архив новостей •· День явления Шрилы Б. П. Джанардана Махараджа. Шрила Б. А. Данди Махарадж, Сатья Сундар Прабху. 9 февраля 2019 года. Лахта, Санкт-Петербург  →

Текст читает Аджита Кришна Прабху


Russian

Последний ученик Нитьянанды

Все последователи Шри Чайтаньядева, шесть Госвами и все вайшнавы во Вриндаване были очень удовлетворены «Шри Чайтанья Бхагаватой» Вриндавана Даса Тхакура. Он описал в ней бесчисленные славные деяния Шри Чайтаньядева. Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами в своей «Шри Чайтанья-чаритамрите» описал последние деяния Шри Чайтаньи, и ни в одном месте он не поставил под сомнение авторитет Вриндавана Даса Тхакура. Напротив, он во многих стихах выразил ему свое глубочайшее почтение: «Я обычная падшая душа, но Вриндаван Дас Тхакур — воплощение Ведавьясы в чайтанья-лиле» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 8.34)[1].

Вриндаван Дас Тхакур был последним непосредственным учеником Шри Нитьянанды Прабху. Он жил в Мамагачи, но затем, по воле Нитьянанды Прабху, перебрался в Денуду, где и провел свои последние дни, создавая «Шри Чайтанья Бхагавату». В ней он описал деяния Чайтаньи Махапрабху, но, испытывая большую привязанность к Нитьянанде Прабху, в самом ее начале написал множество прекрасных стихов, прославляющих Его[2]. Опьяненный преданностью, он создал поистине страстные описания трансцендентных деяний Нитьянанды Прабху. Слушая «Чайтанья Бхагавату», я был поражен, и, на мой взгляд, она — настоящее чудо. Мне кажется, что эту книгу с тем же успехом можно назвать «Нитьянанда Бхагаватой». Чтение страниц этой поэмы доставило мне великое счастье, и я не в силах забыть ее сладостный вкус.

Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур написал в своей «Гаудия-бхашье»: «Бхактивинод Тхакур учил, что „Шри Чайтанья Бхагавата“ — шуддха-бхакти грантха, сокровищница исключительной чистой преданности. Она подобна Ганге, что нисходит с Гималаев в долины величественным потоком, смывающим на своем пути все заблуждения и скверну. Постоянно читая „Шри Чайтанья Бхагавату“, человек обретет кришна-прему»[3].

Особый слуга Нитьянанды

По милости Вриндавана Даса Тхакура мы можем понять деяния как Нитьянанды Прабху, так и Махапрабху. Но некоторые не принимают «Шри Чайтанья Бхагавату». Он прославляет Нитьянанду Прабху в столь безумном, столь экстатическом настроении! Он не выносит никого, у кого нет веры в Господа Нитьянанду. Иногда кажется, что он крайне нетерпим: «Если какой-нибудь грешник усомнится в величии Нитьянанды Прабху и посмеет критиковать Его, я разобью ему голову ударом левой ноги» («Шри Чайтанья Бхагавата», Ади-кханда, 9.225, 17.158)[4].

Шрила Сарасвати Тхакур Прабхупада объяснил, что этим стихом Вриндаван Дас Тхакур дает неудачникам еще один шанс припасть к лотосоподобным стопам Шри Чайтаньи Махапрабху. Если кого-то беспокоит поведение преданного Господа, Господь проливает на эту душу особую милость. Вриндаван Дас Тхакур сражался с демоническим брахманским обществом, и его деяния могут показаться весьма суровыми. Повсюду его ожидали многочисленные препятствия, но он преодолел их благодаря служению, преданности и особой милости Нитьянанды Прабху. Иногда Нитьянанда Прабху лично являлся в теле Вриндавана Даса Тхакура и раздавал милость всем душам, порабощенным майей.

Вьяса чайтанья-лилы

Вриндаван Дас Тхакур самоотверженно прославлял деяния Чайтаньи Махапрабху. Однако в некоторых местах своей книги он говорит, что в будущем они будут явлены во всей полноте. Эти указания встречаются в «Шри Чайтанья Бхагавате». Вриндаван Дас Тхакур пишет: «Эти события гораздо лучше будут описаны, когда явится Ведавьяса. Он придет и расскажет о деяниях Чайтаньи Махапрабху». А в «Шри Чайтанья-чаритамрите» Кришнадас Кавирадж Госвами провозгласил: «Вриндаван Дас Тхакур и есть Ведавьяса. Он являет подлинную чайтанья-лилу. То, о чем он не рассказал подробно, последние лилы Махапрабху, я опишу здесь, в „Чайтанья-чаритамрите“». Итак, мы видим, что Вриндаван Дас Тхакур предрек: «Вьяса придет в будущем». А Кришнадас Кавирадж Госвами признал: «Он и есть Ведавьяса». Мы можем заключить, что Кришнадас Кавирадж Госвами и стал тем Ведавьясой, приход которого предсказывал Вриндаван Дас Тхакур. Он описал заключительные деяния Махапрабху и тем самым раскрыл то, о чем умолчал автор «Шри Чайтанья Бхагаваты».

По милости Шрилы Гуру Махараджа[5] для нас пролился свет на некоторые их высказывания, и мы знаем, что оба они — Ведавьясы. Первый — Вриндаван Дас Тхакур, о котором Кришнадас Кавирадж Госвами написал, что он — Вьяса чайтанья-лилы. Второй — Кришнадас Кавирадж Госвами, поскольку он раскрывает многие подробности чайтанья-лилы и в завершение своего труда описывает для нас последние лилы Махапрабху. Стиль Вриндавана Даса Тхакура эмоционален, его переполняет энтузиазм, тогда как стиль Кришнадаса Кавираджа Госвами очень выдержан и изыскан. Когда мы издавали «Шри Чайтанья-чаритамриту», я сочинил две шлоки об обоих Вьясах[6].

«Я склоняюсь перед Вриндаваном Дасом Тхакуром и Кришнадасом Кавираджем Госвами. Они явили скрытые деяния Господа Кришны». «Шримад-Бхагаватам» называет Кришну Три-югой, так как Он нисходит только в три эпохи и сокрыт в Кали-югу[7]. В Кали-югу Он является в скрытой форме (чханна) в облике Своего преданного Шри Чайтаньи Махапрабху — чханна-аватары, скрытой аватары. Чайтанья-лила — это тайные деяния Господа Кришны. Как Господь приходит тайно в облике Чайтаньи Махапрабху, так и Ведавьяса, который должен описать Его лилы, может приходить неявно, в скрытом облике (чханна).

Итак: «Я кланяюсь Вриндавану Дасу Тхакуру и Кришнадасу Кавираджу Госвами, поскольку оба они пришли как Ведавьяса. Вриндаван Дас Тхакур был проявленным (вьякта) Ведавьясой, а Кришнадас Кавирадж Госвами — скрытым (чханна). Вместе они явили миру чайтанья-лилу. И оба они обрели безграничные благословения Нитьянанды Прабху! Они украшены пылью с милостивых лотосоподобных стоп Нитьянанды Прабху[8]».

Вриндаван Дас Тхакур был непосредственным учеником Нитьянанды Прабху, а Кришнадас Кавирадж Госвами обрел Его безгранично милостивые благословения. Таким образом, их обоих Господь Нитьянанда наделил Своими благословениями. Если бы Нитьянанда Прабху не пришел, никто не был бы в состоянии понять Махапрабху, и не было бы ни «Шри Чайтанья-чаритамриты», ни «Шри Чайтанья Бхагаваты», не было бы полного изложения жизни и деяний Махапрабху, проповеди, прославления Махапрабху. Все, что у нас есть, мы имеем лишь по милости Нитьянанды Прабху!

Так Вриндаван Дас Тхакур и Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами благословили меня. По их милости мы можем обрести хотя бы незначительное представление об их славе. Вриндаван Дас Тхакур был безудержно привязан к деяниям Нитьянанды Прабху и Махапрабху и отличался безграничной любовью к Господу Нитьянанде, который дарует нам наше подлинное богатство — сознание Кришны.

(Наследие Нитьянанды)



[1] Чаитанйа-лӣла̄ра вйа̄са — вр̣нда̄вана-да̄са.

[2] См. «Шри Чайтанья Бхагавата», Ади-кханда, 11–18, 21–23, 25–38, 42–82.

[3] Ш́рӣ-чаитанйа бха̄гавата, грантха-ш́уддха-бхакти мата, кохе сада̄ ш́рӣ бхактивинода, нирантара па̄т̣ха пхале, кубуддхи йа̄ибе чхале, кр̣ш̣н̣а преме лабхибе прамода.

[4] Эта париха̄ре о йе па̄пӣ нинда̄ каре / табе ла̄тхи ма̄рон̇ та̄’ра ш́ирера упаре.

[5] Имеется в виду Его Божественная Милость Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж.

[6] Да̄са-вр̣нда̄ванам̇ ванде кр̣ш̣н̣а-да̄са-прабхум̇ татха̄ / чханна̄вата̄ра-чаитанйа-лӣла̄-виста̄ра-ка̄рин̣ау // двау нитйа̄нандапа̄да̄бджа-карун̣а̄рен̣у-бхуш̣итау / вйакта-чханнау будхачинтйау ва̄ванде вйа̄са-рӯпин̣ау.

[7] Чханнах̣ калау йад абхавас три-йуго ’тха са твам («Шримад-Бхагаватам», 7.9.38).

[8] Двау нитйа̄нандапа̄да̄бджа-карун̣а̄рен̣у-бхуш̣итау.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования