«Положение Нитьянанды Прабху». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 14 мая 2007 года. Лахта, Санкт-Петербург

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 10.4 МБ)

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

Положение Нитьянанды Прабху 

(14 мая 2007, Лахта, Санкт-Петербург) 

 

Шрила Вриндаван Дас Тхакур почитается среди гаудия-вайшнавов как воплощение Вьясы в Чайтанья-лиле. Как Шрила Вьясадев описал в «Шримад-Бхагаватам» деяния Господа Кришны, так и Вриндаван Дас Тхакур несравненно представил в «Чайтанья Бхагавате» лилы Господа Гауранги Махапрабху. 

В «Чайтанья-чаритамрите» говорится, что мать Вриндавана Даса Тхакура, Нараяни, была великой вайшнави. Еще в очень юном возрасте она получила благословения Шри Чайтаньи Махапрабху. Благодаря им у нее родился столь необыкновенный, возвышенный сын. Сам Шрила Кришнадас Кавирадж в «Чайтанья-чаритамрите» преклоняется перед Шрилой Вриндаваном Дасом Тхакуром и прославляет его великую поэму, «Шри Чайтанья Бхагавату». И хотя все гаудия-вайшнавы почитают «Чайтанья-чаритамриту» как высшую из священных книг, сам ее автор, Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами, признает превосходство «Шри Чайтанья Бхагаваты». 

Он говорит о безупречности и совершенстве труда Вриндавана Даса Тхакура. Сюжеты прекрасных деяний Махапрабху изложены здесь с таким подлинным духовным чувством, что Кришнадас Кавирадж не дерзает заново пересказывать их в своей книге. Поэтому он пишет, что излагает лишь те события, о которых Вриндаван Дас Тхакур не упомянул или рассказал не очень подробно. 

В «Чайтанья-чаритамрите» раскрыта подлинная природа Вриндавана Даса Тхакура. По своей природе он — один из двадаша-гопалов Нитьянанды Прабху. В Кришна-лиле им соответствуют двенадцать самых близких друзей-спутников Господа Баларамы. Вриндаван Дас Тхакур — ревностный, можно сказать, даже фанатичный последователь Нитьянанды Прабху. 

Шрила Гуру Махарадж говорил, что не знать о славе Нитьянанды Прабху — все равно, что не знать о том, кто твоя собственная мать. Чтобы заложить надежный онтологический фундамент для Кришна-концепции, необходимо глубоко понимать положение Нитьянанды Прабху. 

Я помню, как однажды наблюдал за строительством арки на Говинда-кунде под руководством Ачарьи Махараджа. Рабочие копали яму под фундамент. Пораженный ее необыкновенной глубиной, я спросил у Махараджа, для чего нужно копать так глубоко. Махарадж ответил, что это необходимо, чтобы фундамент был действительно прочен. Распространяя эту аллегорию на духовные явления, мы можем сказать, что с концептуальной, онтологической точки зрения глубокое понимание положения Господа Нитьянанды является фундаментом для построения сознания Кришны. Лишь по милости Господа Нитьянанды можно прийти к Махапрабху, и всякий, кто заявляет о своей преданности Господу Чайтанье, но отвергает Нитьянанду, не может считаться подлинным преданным. 

Из «Чайтанья-чаритамриты» известно, что у Адвайты Ачарьи было шесть сыновей, из которых только трое считаются гаудия-вайшнавами. Трое других, хотя и поклонялись Чайтанье Махапрабху и Адвайте Ачарье, не признавали Господа Нитьянанду. Поэтому они не принадлежат к нашей линии преемственности. Шрила Гуру Махарадж дал свое объяснение к песне Шрилы Нароттама Даса Тхакура, где говорится: нита̄ийер корун̣а̄ хабе, брадже ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а па̄бе, дхаро нита̄ийера чаран̣ ду’кха̄ни1. Нароттам Дас Тхакур в этой песне предупреждает, что без милости Нитьянанды Прабху не может быть и речи о том, чтобы войти во Вриндаван, в священные лилы Шри Радхи и Шри Кришны. Шрила Гуру Махарадж считал, что здесь говорится о лже-последователях. В тот мир входят только по милости. Происхождение, познания, красноречие и другие мирские качества здесь бесполезны. Мы часто слышим об этом, и это одна из основных истин сознания Кришны. 

Иногда Шрила Гурудев говорил: «Все знают, что Шрила Гуру Махарадж — представитель Рупы Госвами». Но в своих беседах он постоянно призывал имена Нитьянанды Прабху. Мы часто слышим в его лекциях: «Нитай Гаура, Нитай Гаура, доял Нитай, доял Нитай!» Чем ближе был он к своему уходу из этого мира, тем больше он взывал к Господу Нитьянанде. Именно Господь Нитьянанда вдохновил его на основание Шри Чайтанья Сарасват Матха

Когда Шрила Рагхунатх Дас Госвами хотел присоединиться к движению Махапрабху, он сделал множество попыток, но все они завершились неудачей. Лишь когда он обрел милость Господа Нитьянанды, то добился успеха. И Кришнадас Кавирадж Госвами в «Чайтанья-чаритамрите» славит Господа Нитьянанду, ибо только по Его милости он смог предложить свой труд стопам Господа Мадана-Мохана. Нитьянанда Прабху занимает особое положение: Он — источник всех рас, пребывающих ниже мадхура-расы, и Он сам открывает вход в этот божественный мир. 

Однажды один последователь Махапрабху предложил поклоны сначала Ему самому, а затем — Нитьянанде Прабху. Махапрабху был очень им недоволен. Он сказал: «Сначала ты должен поклониться Нитьянанде, а только потом Мне». Мы не можем даже вообразить, сколь дорог Нитьянанда Прабху Господу Чайтанье, насколько возвышенное положение Он занимает. Но в некоторой степени мы можем это понять из писаний, подобных «Чайтанья Бхагавате». Вриндаван Дас Тхакур, прославляя Господа Нитьянанду, выражает очень глубокие и даже парадоксальные чувства. Он пишет: «О вы, обусловленные души! Вы не можете себе представить, какое сокровище обрели, вы не понимаете величия Нитьянанды Прабху. Если даже после всего, что я рассказал вам, вы не оцените Господа Нитьянанду, если у вас останутся какие-либо желания, кроме преданности Нитьянанде Прабху, я разобью вам лицо ударом левой ноги!» Некоторые сахаджии, основываясь на этих словах, говорят: «Вы посмотрите только на этих преданных Чайтаньи Махапрабху! У них нет ни малейшего смирения!» 

джага̄и ма̄дха̄и хаите мун̃и се па̄пиш̣т̣ха
пурӣш̣ера кӣт̣а хаите мун̃и се лагхиш̣т̣ха 

мора на̄ма ш́уне йеи та̄ра пун̣йа кш̣айа
мора на̄ма лайа йеи та̄ра па̄па хайа 

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 5.205,206) 

«Я более грешен, чем Джагай и Мадхай, я более низок, чем личинка, живущая в отбросах. Любой, кто услышит мое имя, утратит плоды своего благочестия. Произнося мое имя, человек навлекает на себя лишь грех».

«Посмотрите, — сетуют сахаджии, — насколько смиренен Шрила Кришнадас Кавирадж и насколько дерзок, невыносим Вриндаван Дас Тхакур!» Но Шрила Гуру Махарадж рассказал нам, как Шрила Сарасвати Тхакур объяснил эти слова. Он говорил, что Вриндаван Дас Тхакур был в большой тревоге: ведь если человек не примет прибежища Нитьянанды Прабху, он потерян, у него нет никаких шансов в духовной жизни. Вриндаван Дас Тхакур думал, как спасти эти души, и нашел такое решение. Когда маленький ребенок ударит или пнет кого-то из взрослых, родители вынуждены прийти к этому человеку, извиниться и проявить к нему благосклонность. Вриндаван Дас Тхакур выступает в роли ребенка Нитьянанды Прабху. Если он обидит кого-то, то Нитьянанда Прабху придет и отдаст Себя этому человеку, чтобы компенсировать ущерб. Таков Абсолют. Абсолют приносит благо в любом случае. Даже если кто-то наносит оскорбления ради Абсолюта, во имя Абсолюта, он все равно несет людям благо.

Редактор: Традиш дас

 


1 «Но если Нитьянанда Прабху одарит тебя Своей милостью, ты встретишь Радху и Кришну во Врадже! Обними же лотосоподобные стопы Нитьянанды!» (Шрила Нароттам Дас Тхакур «Манах-шикша», 3).

← «Роль поклонения Господу Нрисимхадеву в преданном служении». Даршан Шрилы Шридхара Махараджа из цикла «Мгновения Прекрасной Реальности». МПР 4.2. 1982 год. Навадвипа Дхам, Индия ·• Архив новостей •· «Главные вопросы человеческой жизни». Лекция Шрипада Шруташравы Прабху. Украина, Харьков. 26 апреля 2008 года →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования