«Постижение безличной и личностной природы Абсолюта». Из материалов, не вошедших в фильм «Тайны Гималаев»

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 10.1 МБ)

Содержание лекции:

#00:00:22#

Каждый человека имеет индивидуальную способность переживать те или иные духовные истины в результате прошлых воплощений и рождений. Поэтому один человек, соприкоснувшись с духовным учителем, очень быстро может обрести духовное знание, тогда как другой человек, менее духовно восприимчив, и это тоже естественно. Поэтому Веды описывают разные ступени и системы йоги, которые могут помочь человеку в процессе возвышения. Веды также описывают божественное, как безграничный аспект. Они делят его на личностный и безличный аспекты. Одни поклоняются безличному аспекту Абсолюта, тогда как другие следуют личностному аспекту.

Безличный  аспект — это проявление сознания, которое называется Брахман. Это божественное сознание, из которого состоит весь этот мир. Ведь кроме божественного не существует ничего. Ведь материя как таковая — это низкое проявление божественного. Это тоже божественная природа, но проявляется как более низкая природа.

Душа занимает пограничное положение. Душа находится между миром чистого духа, чистого сознания и миром материи. Поэтому душа очень быстро может прельститься или привлечься материей, потому что материя — это возможность  эксплуатации. Мы можем эксплуатировать то, что ниже, чем мы. Мы не можем эксплуатировать  то, что выше, чем мы сами, высшему мы можем только служить.

#00:01:51#

Поэтому душе предлагается обратиться к миру служения, к миру безграничного. Там все принципы построены не на справедливости, а на сострадании, там все принципы построены не на силе, а на красоте. И, таким  образом, духовный мир координально отличается от мира материи, в котором мы с вами существуем.

Поэтому тот самый аспект абсолюта, который, как правило, люди считают как безличностный и бесформенный, с духовной точки зрения считается лишь только началом. Это некое пограничное положение, некий свет, куда стремится душа. Но Упанишады говорят: «Пожалуйста, устрани свой свет и яви свой лик и образ!». Многие религии говорят об образе Бога, о форме Бога, об этом говорит Библия и Коран в своих эзотерических явлениях, но скрывают это от простых людей, в то время как Веды и Упанишады раскрывают личностный Бога. Личностный образ божественного, Бога, построен на Его качествах. Все в этом мире обладает качествами, поэтому Кришна — тот, кто привлекает всех. Самое главное качество Бога — это Его красота, это способность привлекать каждое живое существо.

Но помимо этого Он наделен другими качествами: красота — это первый принцип, сила — это второй принцип, знание — это третий принцип. Но при этом Он не привязан ни к чему. Он пребывает выше, чем остальные. Хотя Кришна обладает всеми качествами в полноте — силой, красотой, знанием, но Он не привязан, Он не является пленником собственных достояний, Он полностью свободен. Поэтому главный принцип — это принцип отрешенности. Красота, которая управляет сердцем всех живых существ, и беспристрастность, которая позволяет Богу быть совершенно, можно сказать, равноценным ко всем живым существам.

#00:04:06#

Поэтому мы видим, что личностный аспект Бога наиболее сакрален, он открывается в глубине вед. Это некая мистерия, которую открывают Веды. Сначала человек идет по разным этапам, по лестнице. Он очищает свои чувства с помощью йоги, гьяны, кармы. Он проходит разные этапы духовного постижения. И лишь только на глубоком духовном уровне в процессе особого откровения, особого посвящения ему открывается личностный образ.

Но тем не менее личностный образ, который проявлен не только в форме, но и в имени, также является великим ключом к постижению истины. Поэтому члены как персональной, так и имперсональной школы, поклоняются образам божеств в храмах и воспевают различные мантры и имена.

Но очень интересный момент: даже те, кто поклоняются Богу как личности, обретают лишь только частичное благо. Тогда как те, кто обладают полной верой, бхакти, они не только обретают высшее благо, в своем поклонении они удовлетворяют самого всевышнего. Не только мы хотим испытывать радость. Господь — источник радости, Он тоже хочет испытывать радость. Поэтому Веды говорят: «Удовлетвори Его, и ты будешь удовлетворен».

Веды применяют метафору с деревом: дерево обладает листьями, ветками, но у него есть корень. Если ты хочешь напоить дерево, не поливай ветки и листья. Найди корень и поливай воду на корень.

В Бхагавад-гите Кришна говорит: «Из деревьев Я — баньян». Это дерево ашваттха. Его корни растут сверху. Оказывается высший мир — это первопричина нашего мира. Когда мы говорим об удовлетворении корня, это значит, что мы должны удовлетворить высший мир. Поэтому Веды считают, что человек достигает совершенства в поклонении, через жертву. Жертва значит отдать. Но в материальном мире мы можем отдать деньги, сокровища, землю. В духовном мире речь идет о чувствах души. Единственное, чем мы обладаем, это свобода. Отдать часть своей души в процессе жертвы, пожертвовать собой ради божественного, ради высшего.  

#00:06:59#

Как это происходит? В процессе поклонения мы часто видим, что священники предлагают божествам воду, цветы. Но главное — это душа. Если мы поклоняемся в подлинном умонастроении, всем своим я, тогда происходит подлинная, высшая жертва.

И это является высочайшей йогой. Кришна описывает все эти этапы в йоги в Бхагавад-гите. Он говорит, что сразу же человек не может стать сверх совершенной личностью. Как правило, человек должен пройти по долгой лестнице различных действий и очиститься. Но, тем не менее, Кришна говорит в Бхагавад-гите: «Если ты обладаешь буддхи-йогой, или интеллектом, или ты осознаешь, что я — Господь, первопричина всего, то воспевая Мое святое имя, поклоняясь Мне, веря в Меня, ты очень быстро сможешь пройти через все этапы духовного развития. С другой же стороны, если твоя вера больше в Мой имперсональный аспект, то ты тоже можешь достичь совершенства, но тебе очень долго придется идти методами мистической йоги, гьяны, кармы, и это займет очень много жизней».

Но, тем не менее, Господь не навязывает Себя. Он не исключает возможности разных типов достижения совершенства. И это прекрасно, потому, что в этом нет фанатической религиозной идеи, в этом скорее есть идея эволюции. Эволюция сознания — вот то, о чем говорят Веды.

#00:08:35#

И эта эволюция не объективна. Как мы считаем в материальном мире, что из камня появилась природа, все произошло из большого взрыва, а скорее сознание исходит из сознания. Поэтому субъективная эволюция, которая описана в Ведах, говорит о том, что сознание произошло из сверхсознания. Источник сознания —это сверхсознание. Этот мир произошел из высшего мира, и это в большей степени логично. Глупо предполагать, что из камня или взрыва произошел такой феномен, как жизнь или любовь.

Есть вещи, которые не требуют доказательства. Например, нет необходимости доказывать, что красивое — это красивое, когда речь идет об искусстве, или что смешное — это смешно. Но любой человек может прийти в музей, увидеть картину и сказать: «Я не вижу здесь никакой красоты». Кто-то может увидеть великого комика и сказать: «Я не понял этой шутки, докажите мне, что это красиво, докажите мне что это смешно!»

Поэтому истина не требует доказательства, истина требует прозрения, способности видеть красоту. И по этому принципу построены Веды. Мы должны очиститься, достичь просветления, тогда мы сможем видеть красоту, тогда мы сможем ощущать гармонию. В этой связи Веды не предполагают спора. Хотя, в древние времена многие ведические мудрецы спорили между собой, но это были некие семинары общения, брейнстормы. Тем не менее, считалось, что человек не достигнет истины через спор, человек не достигнет истины через духовную практику, через очищение своих чувств, через очищение своего собственного я.

Транскрипция: Читралекха деви даси

Редактор: Сварнанги деви даси

← Вьяса-пуджа Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дев-Госвами Махараджа в Ташле. Оренбурская ятра. 30 декабря 2012 года ·• Архив новостей •· День явления Шрилы Лочана Даса Тхакура. Донецк, 2013 год →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования