«Наследие древней цивилизации». Из материалов, не вошедших в фильм «Тайны Гималаев»

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 10.7 МБ)

Содержание лекции:

#00:00:22#

Сахадев Прабху: Вы много говорили о ведической цивилизации и культуре на территории Индии, и, наверное, всех, кто едет в эту страну интересует вопрос: «В какой степени в современной Индии мы можем увидеть наследие этой древней цивилизации, в какой степени мы можем соприкоснуться с ним, что сохранилось и осталось неизменным, что пало жертвой времени?»

Шрила Авадхут Махарадж: Это очень хороший вопрос, потому что, безусловно, мы можем приехать в Индию, будучи очарованными древней культурой, храмами, божествами. Но когда речь идет о глубоких духовных идеях, то, безусловно, все зависит от их хранителя, от носителя. Можно сказать, что Индия переживает сейчас глубочайший кризис, кризис глобализации, и в целом мы видим лишь только куски оставшейся великой цивилизации. Эти куски разбросаны где-то в святых местах, в храмах, в местах поклонения. Но, не следует думать, что приехав в университет, мы сразу же встретим Эйнштейнов.

Эйнштейны, великие мудрецы, великие святые индийской культуры, безусловно, время от времени приходят и в современном мире. Таким был, например, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, который начал движение санкиртаны в 1917 году.

Когда Ленин начал свою Великую Октябрьскую революцию, Шрила Бхакативеданта Сарасвати Тхакур провозгласил принцип «ишавасйам идам сарвам» — «все для удовлетворения верховного Господа».

#00:02:07#

Но не следует думать, что такие революционеры и великие духовные личности в Индии на каждом углу. Скорее всего, это может быть какой-то один человек на век или тысячелетие. Остальные же являются в той или иной степени воспреемниками или носителями. Хочу сказать, что для Индии это глобальная проблема — духовная преемственность, потому что в Индии восемь миллионов садху, восемь миллионов святых.

Некоторые люди просто одели оранжевую одежду и живут под деревом. Некоторые совершают какие-то духовные практики, очень простые. Некоторые в образе святых садху собирают пожертвования, а для некоторых религия — это просто бизнес. Такова эпоха Кали-юги. В целом это эпоха деградации и подлинные духовные принципы утрачиваются. Поэтому мы пытаемся искать, искать, и одна из причин, почему мы приехали сюда — это поиск. Но мы не надеемся, что святые мудрецы будут сидеть здесь гроздьями. Скорее всего это и некое откровение. «На ловца и зверь бежит» лишь только, когда мы ищем, и мы знаем, что мы ищем, тогда мы можем получить какое-то откровение.

В Коране очень хорошо сказано, что «Для того, кто не имеет цели, любая дорога хороша». Действительно, если мы хотим прогуляться, любая дорога хороша для прогулки, но когда мы четко осознаем свою цель, мы должны выбрать дорогу, и если цель очень труднодостижимая, нам нужен подлинный проводник.

Одна из  причин, почему я приехал сюда, это попытка подняться в Гималаи, чтобы  получить откровение. Откровение отличается от теоретического книжного знания. Откровение — это подлинные переживания. Как правило, великие мудрецы приходили сюда получать откровение при встрече с другими мудрецами. Как они узнавали друг друга? Безусловно, по словам и делам.

«мач-читта̄ мад-гата-пра̄н̣а̄» — сказано в Бхагавад-гите [10.9]{{footnote|«Все мысли Моих чистых преданных поглощены Мной». Великие мудрецы всегда заняты поиском, поэтому ищущий ученый всегда найдет другого ищущего ученого, так же, как вор у вора дубинку украл.

#00:04:46#

Поиск подлинных мудрецов — это, пожалуй, самый великий поиск, который только может существовать. Чтобы найти великих святых личностей, мы должны запастись терпением и запасом знания. Нам очень повезло, что в своей  жизни мы соприкоснулись с нашей маленькой группой, с великими святыми, такими как Шрила Шридхар Махарадж.

Хотя  Ганга здесь нисходит с Гималаев и распространяется в семь потоков, в самом конце Ганги, когда она проходит через всю страну, в Навадвипе она также распространяется на девять разных островов, мистических островов, которые называются Навадвип-мандала.

Здесь Ганга приходит, дает духовное знание людям, а там, в Навадвипе, она отдает его. Она распространяется очень широко и поэтому там пришел аватар Чайтанья. Там, в том месте, Ганга имеет особое сакральное значение — Сам Чайтанья омывался в ее водах. Ганга — это поток духовного знания, который в состоянии экстрагировать суть. Великие мудрецы, которые явились в Навадвипе, принесли учение санкиртаны всем западным людям.

Поэтому именно оттуда, с берегов Ганги, с Навадвип Дхамы, рядом с Ганга-сагаром, с великим Джаганнатха Пури Ганга подарила великих мудрецов. И как мы можем сказать, что они великие мудрецы? Мы должны изучить их труды, их видение. Еще в 18-19 веке они предвидели, что русские, немцы, американцы, вообще ителлектуалы западного мира придут к ведическим идеям и примут учение Чайтаньи. Западные люди действительно глубоко изучали ведическую культуру. Не только Гегель, Шопенгауер сосприкоснулись с Ведами и Упанишадами, не только Толстой, огромная плеяда интеллектуалов, людей изучала ведические тексты и сейчас изучает их.

#00:06:56#

В самой Индии огромное количество ученых, которые благодаря Пуранам и различным древним священным писаним сделали множество открытий. Фактически, эти открытия уже описаны в Ведах, но необходимо было технологически привести их в  жизнь.

Так, индийские металлурги запатентовали около пятидесяти вариантов металлов, которые сейчас используются в машиностроении, в военной промышленности. Мы знаем также, что многие древние медицинские технологии, вплоть до полного омолаживания человека, пытаются также практиковать современные ученые.

Таким образом, человечество и европейское, и индийское стоит перед  реоткрытием, пересматриванием этой древней ведической культуры, которая сейчас подобно осколкам рассыпана по Индии.

И мы видим также, что сами люди в Индии точно также стремятся к своей собственной культуре, в особенности это касается мегаполисов, таких как Дели или Бомбей,  где люди живут, как европейцы — они говорят по-английски, у них машины, компьютеры, они фактически узурпированы в такой городской жизни.  Многие из них сейчас приезжают в святые места и вдруг по-новому смотрят на свою культуру. В целом можно сказать, что отчасти англичанам удалось исполнить свой коварный план — ценности европейской цивилизации пришли в Индию, сделали свое, можно сказать, темное дело.

#00:08:31#

Не только технический прогресс, но и предрассудки европейского мышления свойственны в особенности молодежи. Но, с другой стороны, мы не увидим здесь так много пьяных людей или наркоманов, мы увидим, что в Индии по-прежнему существуют некие модели поведения со старшими, некие особые модели поведения в браке, которые, безусловно, позволяют этой культуре передаваться. Тем не менее, мы можем сказать, что в связи с глобализацией многие духовные семьи распались.

Дети священников получили образование на Западе, они стали эмансипированными людьми, но ввели некую тенденцию, когда индийский интеллектуал, индийская продвинутая молодежь стремится к своим корням. И, я думаю, что Индию ждет воскрешение, преображение в своей собственной культуре, так же, как и весь мир.

Вообще мы живем в уникальное время. Это время особое, мы много говорили о том, что Кали-юга — это особое негативное время, но, тем не менее, древние ведические мудрецы предрекали Кали-югу, как очень интересное время —  как эпоху идей.

Идеи сейчас побеждают все, идеи становятся вирусными, идеи быстро захватывают общество через интернет. Но любое общество должно быть готовым к принятию идей.

Мы видим, например, что такие идеи как вегетарианство и йога захватили западный мир. Даже в России, в Москве сейчас происходит йога-бум, так же, как и во всей России.

Мы видим, что вегетарианство, йога, многие индийские духовные практики очень быстро захватывают сознание людей, потому что люди могут ощутить реальную пользу, реальные результаты, соприкоснувшись с этим. Более глубокие духовные идеи, безусловно, более сложны к пониманию, поэтому они требуют большего времени, чтобы завоевать сознание людей. Но как только они завоюют сознание западных людей, они останутся с ними надолго. Вообще, что-то подлинное люди долго принимают, долго практикуют, зато это остается навсегда в сознании, в генетике людей. Поэтому мы живем в уникальное время.

Транскрипция: Читралекха деви даси

Редактор: Сварнанги деви даси

← «Примеры высшего служения». Отрывок из лекции Шрилы Б. П. Джанардана Махараджа. 25 августа 2005 года ·• Архив новостей •· «Смиренная молитва». Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж. 1995 год. Навадвип Дхам, Индия. Вьяса-пуджа Шрилы Б. С. Говинды Махараджа →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования