«Празнование Шри Кришна-джанмаштами в Индии и по всему миру». Шрила Б. Р. Мадхусудан Махарадж. 18 августа 2014 года. Лахта, Санкт-Петербург
Russian
Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж
Празднование Шри Кришна-джанмаштами
в Индии и по всему миру
(18 августа 2014 года. Лахта, Санкт-Петербург)
Сегодня день рождения Кришны, поэтому это счастливый и радостный день для всех индийцев. Им известно, что Кришна любит сладости. Те из вас, кто был в Индии, знают, что гостеприимство в Индии подразумевает сладости и воду. Сегодня по всей Индии люди готовят подношения, разные блюда, но прежде всего сладости. В данный момент в Навадвипе (временная разница полтора часа) ровно восемь вечера, и восемь вечера во Вриндаване также. И там, и там — везде происходят храмовые программы, подобные той, что происходит здесь сейчас, и, начиная со времени арати, на протяжении нескольких часов преданные будут петь многие песни.
#00:02:04#
Это день, когда происходят празднования во всех окрестных деревнях Навадвипы. Скорее всего, сейчас в Навадвипе не так много иностранцев, потому что западные люди считают обычно, что в это время года в Навадвипе слишком жарко. Но сейчас, к восьми вечера, наш храм в Навадвипе заполнен огромной толпой, это местные жители, в первую очередь дети, подростки и взрослые, пришедшие из города и его окрестностей.
#00:03:22#
Программа там будет длиться весь вечер, вплоть до полуночи, а незадолго до полуночи начнется грандиозный киртан, в котором будут принимать участие максимальное количество человек. Сразу же по наступлении полуночи начнется бхога-арати, церемония подношения Кришне пищи. Сейчас повара уже заняты приготовлением блюд, скорее всего, в эту ночь пир будет состоять из ста восьми блюд. В этом пире будут использоваться особые чашечки в качестве тарелок: небольшие чашечки, сделанные из необожженной глины. Алтарь будет весь уставлен многочисленными тарелочками с разными блюдами, подношениями.
#00:05:04#
В особенности в меню будет присутствовать огромное разнообразие молочных сладостей. И все эти подношения в основном будут готовиться руками самих преданных: то не будут какие-то продукты, купленные в магазине, но блюда, приготовленные преданными с преданностью.
#00:06:07#
После бхога-арати в двенадцать-десять или в двенадцать-пятнадцать начнется другая церемония поклонения — грандиозное арати, в котором, в частности, будут предлагать светильник со ста восьмью свечами. И это арати будет длиться долго, до часа-тридцати.
#00:06:41#
Нитай, ты помнишь свое пребывание в Навадвипе во время Джанмаштами? В свое время, когда он был ребенком, он провел в Навадвипе два года. В нашей памяти свежи воспоминания о тех событиях, как в час-тридцать заканчивается арати и после арати раздается анукалпа, то есть не зернобобовый прасадам. И мы помним, что только глубокой ночью (где-то без пятнадцати два) мы могли после дня поста принять прасадам.
#00:07:57#
А сейчас в Навадвипе очень-очень шумно, и храм заполнен огромными толпами паломников, пришедших из окрестных деревень. В полночь шум праздника достигнет своего пика, когда начнут пускать фейерверки и петарды. Действительно, некоторые из них очень, очень громкие. Я помню, как во время одного из подобных праздников огромная толпа находилась на территории храмового комплекса Шри Чайтанья Сарасват Матха в Навадвипе, и огромная толпа — в нат-мандире. Я хотел пройти мимо, думая, что есть проход, и когда я шел мимо, рядом стали кидать эти петарды, которые в буквальном смысле слова меня оглушили.
#00:09:45#
Мой рассказ призван просто дать вам некоторое представление, некоторое впечатление. Я пытаюсь поделиться с вами впечатлениями от праздника в Навадвипе. Я рассказываю это не для того, чтобы вдохновить вас устроить подобное здесь.
#00:10:24#
А во Вриндаване присутствуют Божества, которые являются, если мне будет позволено так выразиться, родными братом и сестрой этих Божеств, Гауранги Радхи-Мадхавы Сундара, поскольку Они происходят из практически одного места в Раджастане. Божества Вриндавана носят имена Гауранга-Гандхарва Раса-Бихари.
#00:11:16#
Тамошний нат-мандир (то есть храмовый зал, алтарная комната) в два раза меньше этого зала, и Божества находятся гораздо ближе к людям, чем здесь. Прямо перед Божествами стоит толпа. Поэтому мы находимся практически в той же самой комнате, что и Божества, в той комнате, где Они непосредственно находятся, мы совсем рядом. И также на алтаре в храме во Вриндаване (как он официально называется: Шри Чайтанья Сарасват Матх и Миссия) находится Гирирадж. Также другая пара Божеств, которая именуется Радха-Раса-Бихари (меньшего размера), — на алтаре. И эти Божества Радха-Раса-Бихари являются старинными Божествами, которым поклонялись согласно местным традициям поклонения в одном доме, который находится в том месте.
#00:13:11#
Та собственность, которая мистическим и удивительным образом пришла к Шриле Говинде Махараджу, то есть участок земли и недвижимость, включала тот самый старый дом. И подобно тому как это происходит во многих домах во Вриндаване, в этом доме совершалось на протяжении многих поколений поклонение Божествам Радхи-Раса-Бихари. И вместе с этой собственностью к нам пришли эти Божества.
#00:14:13#
Шрила Гурудев испытывал большую любовь и благоговение к этим Божествам, он говорил буквально следующее: «Эти Божества разговаривают». Мы слышали многочисленные истории из священных писаний о том, как Божества разговаривают, ходят, едят, съедая все до последней крошки, и тому подобные истории. Как бы то ни было, я не слышал, как Они говорили, разговаривали, но Шрила Гурудев слышал. Как бы то ни было, эти Божества были первыми Божествами в нашем ашраме там. Вначале, соответственно традиции, Шрила Гурудев построил в этом месте ашрам для преданных, а уже затем, когда ашрам был воздвигнут, был построен храм для главной пары Божеств.
#00:16:14#
Этим Божествам Радха-Раса-Бихари поклонялись в комнате, находившейся рядом с комнатой Шрилы Говинды Махараджа, совершали мангала-арати и другое поклонение очень сладостным образом. Однажды преданные задали Шриле Говинде Махараджу вопрос: известно ли нам, насколько эти Божества старинные? Он ответил: «Нам не известно, мы не знаем точно, сколько Им лет, но нам доподлинно известно, что Им сотни и сотни лет».
#00:17:23#
Когда же появилась главная пара Божеств, то Шрила Говинда Махарадж дал Им имена в честь изначальных Божеств (вариацию имени Гандхарва-Раса-Бихари). Когда эти главные Божества проявились, Шрила Говинда Махарадж (по его собственным словам) был изумлен Их красотой. Он не раз делал это утверждение, обращаясь к разным преданным, он говорил разным людям о том, что его изумляет (или поражает) красота этих Божеств, и его изумляет то обстоятельство, что эти Божества пришли в наш Матх.
#00:19:00#
В этом храме во Вриндаване в эту ночь в полночь происходит дополнительная церемония, это абхишека (омовение) маленьких (изначальных) Божеств Радха-Раса-Бихари. И сегодня вечером ради участия в этих вечерних и ночных программах в наш храм во Вриндаване приезжают многочисленные преданные из Дели, из разных уголков Уттар-Прадеша, из Раджастана и так далее.
Где наш Капила? Капила здесь? Нет? Здесь его нет.
#00:21:17#
Удивительно и примечательно то, что некоторые индийские преданные, подобно этому молодому человеку Капиле, который является студентом медицинской академии, стали преданными в России. Они не были преданными в Индии, но когда они приехали в Россию, они встретили здесь преданных, и теперь они едут в храм в Индию во Вриндаване, чтобы принять участие в празднике. В Индии, для того чтобы получить полноценное образование врача, требуется заплатить четверть миллиона долларов, двести пятьдесят тысяч долларов. Но в России они могут получать медицинское образование за очень маленькую плату, крохотную по сравнению с теми деньгами. Поэтому многие индийцы приезжают в Россию за образованием, в частности, за медицинским образованием.
#00:23:04#
Но это к слову, говоря о цене образования. Суть здесь такова: когда эти молодые люди жили в Индии (в детстве, будучи подростками), они не сталкивались с сознанием Кришны, но затем, когда они стали молодыми людьми, студентами, они приехали в Россию, и здесь они повстречали преданных и сознание Кришны их привлекло. И сейчас, в этот праздничный вечер, они приезжают из разных уголков Индии, где они живут и работают, для того чтобы принять участие в празднике.
#00:24:20#
Вриндаван является домом Кришны, и во Вриндаване есть около пяти тысяч храмов Кришны. Вриндаван не такой большой город, как Санкт-Петербург, он гораздо меньше. Но практически везде, на каждом шагу, углу в этом городе есть храм Кришны. Поэтому легко представить, что особенно во Вриндаване сегодня великий праздник. Наш храм — не единственное место, где запускают фейерверки сегодня. Вриндаван этим вечером и ночью будет полон праздничной толпы, ликования, фейерверков. А завтра будет повсеместный пир, когда всех будут угощать.
#00:26:06#
И этот фестиваль — это праздник Нанды Махараджа, он именуется Нанда-утсава (или Нандотсава), то есть буквально (утсава — это «фестиваль») «фестиваль Нанды». Этот праздник проходит везде, во всем Вриндаване и также во всей Навадвипе. В Индии пир — это пир в подлинном смысле слова. Я видел, что здесь, в этом храме в Санкт-Петербурге, даже повседневная пища — это праздничная пища, это словно пир. Здесь пир каждый день. Повара в этот праздничный день начинают готовить до мангала-арати, то есть в ранние утренние часы, на рассвете. В буквальном смысле слова в три-тридцать ночи просыпаются повара и берут огромные бревна, дрова, разводятся костры, начинается процесс приготовления пищи, который длится до обеда, и готовится великое множество разных блюд.
#00:28:17#
В Навадвипе Нандотсава, опять же, выглядит так же, как и Кришна-джанмаштами: это праздник, на который приезжают преимущественно жители окрестных деревень и считанные единицы западных преданных. Уже сейчас вечером, в восемь-тридцать по навадвипскому времени, эти гости прибыли (местные жители и жители окрестных деревень), но завтра их будет гораздо больше: тысячи и тысячи людей, все они будут принимать участие в пире. А если вы хотите знать, какие именно блюда будут на этом пире присутствовать, что они будут есть и что будет есть Кришна, то подобное описание содержится, в частности, в «Чайтанья-чаритамрите», где есть детальное описание многих-многих видов прасада.
#00:30:18#
Подобные события происходят сейчас в Навадвипе, во Вриндаване и по всей Индии в домах многих-многих людей. До начала нашего собрания мы в обществе Махайоги Прабху слушали с ним запись выступления Шрилы Говинды Махараджа в 2005 году в Индии в этот день. В этой речи он говорил о том, что лишь человек, лишенный чувств, подобный камню, не имеет понятия о празднике рождения, явления Кришны, который сейчас происходит. Он говорил: независимо от того, какова религиозная принадлежность человека, все жители Индии, все и каждый знают о том, что сегодня явился Кришна и Кришна есть Верховный Господь. И далее, говорит Шрила Говинда Махарадж, не только в Индии празднуется явление Кришны, не только в Индии все знают Его положение в качестве Верховной Личности, но и за пределами Индии, во всем мире празднуют рождение Кришны и знают Кришну как Верховного Бога.
#00:33:21#
И уже сейчас течение этого потока, празднования начинает свое движение по миру с востока в сторону запада в этих странах: Австралия, Китай, Таиланд, Малайзия… Уже сейчас в интернете появляются фоторепортажи, рассказы о праздниках, которые происходят в среде преданных в этих странах. Преданные делятся с нами снимками тех подношений, которые приготовили они. Но мы не должны смотреть на эти картинки до завтра, а иначе нас будет мучить голод. Мы можем думать о том, как замечательно то, как Кришна принимает эти подношения.
#00:34:47#
Это волна пройдет по всему миру через это место и далее она пойдет в Европу. Она достигнет Лондона, где не так давно был официально открыт новый центр рядом с аэропортом Хитроу. Этот центр расположен так удачно, что можно дойти пешком из международного аэропорта Хитроу в храм за десять минут. (Если ты такого же высокого роста, как и Махапрабху, и у тебя длинные ноги, то можно смело дойти за десять минут.)
#00:35:40#
Ашрам Махарадж, Джанардан Махарадж, Бхарати Махарадж, Тривикрам Махарадж, Ньяси Махарадж, Тьяги Махарадж, Парват Махарадж — все эти санньяси находятся сейчас в этом новом центре в Лондоне. Сегодня по всему миру совершает свое движение эта волна праздника, в глобальных масштабах, в различных отделениях, центрах Шри Чайтанья Сарасват Матха, также в различных храмах Международного общества сознания Кришны, в семьях, домах многих-многих индийцев и не только индийцев. По всему миру огромный, всемирный праздник.
#00:37:58#
Сегодня утром мы уже читали фрагменты «Шримад-Бхагаватам», посвященные явлению Кришны, и об это говорил Махайоги Прабху здесь сегодня днем. Мы говорим о рождении Кришны и сейчас, в течение вечера мы услышим Шрилу Госвами Махараджа и других вайшнавов, которые представят нам рождение Кришны с философской стороны. По крайней мере, я попытался в отведенное мне время поделиться с вами впечатлением, дать вам некоторое представление о том, как этот праздник выглядит и проходит в Навадвипе и Вриндаване.
#00:39:13#
Есть ли у кого-то вопросы? Вы отказываетесь мне задавать вопросы, поэтому позвольте спросить вас: сегодня день рождения Кришны, сколько лет Кришне исполняется?
Шачи Сута Прабху: Пять тысяч с чем-то.
[Муралишвар Прабху переводит.]
#00:40:18#
Шачи Сута Прабху: Я, кстати, когда первый раз пришел сюда на Кришна-джанмаштами, спросил: сколько Кришне лет исполнилось? Я не думал, что Кришна — Господь, Абсолют. На меня посмотрели так странно: Он бесконечен, Он Абсолют. И потом спросили: «Вы читали Бхагавад-гиту?» [Далее неразборчиво.]
#00:41:4#
Шрила Мадхусудан Махарадж: Чудесно! В известном смысле ваша жизнь в преданности началась сегодня, в этот день. Сегодня около двадцати человек получили посвящение в Гаятри-мантру, была проведена огненная ягья здесь, на территории храма. И это день рождения, поскольку посвящение рассматривается как рождение. Сегодняшний праздничный день в высшей степени подходящий, благоприятный для совершения огненной ягьи и для начала нового жизненного этапа. Примечательно (во всяком случае для меня): я всегда думал, что самый большой праздник в году во Вриндаване — это Кришна-джанмаштами. Но самый большой праздник во Вриндаване — это Радхаштами. И это несомненно так благодаря влиянию Шрилы Рупы Госвами, Санатаны Госвами и других Госвами Вриндавана.
#00:43:45#
Как бы то ни было, мы не можем имитировать браджабаси, но мы можем их наблюдать. Если вы будете читать или читаете книги Шрилы Гуру Махараджа и Шрилы Гурудева, слушать их речи, то для вас станет кристально ясным представление, согласно которому наша преданность — не преданность Кришне, но преданность Радхе-Кришне. Поэтому во Вриндаване в среде браджабаси в высшей степени развито сознание Радхи.
#00:44:53#
Как говорил Гурудев, то, что они делают, мы не считаем ошибочным или неправильным и не осуждаем их за то, что делают они, но их поведение не есть образец для нашего подражания, мы не подражаем им, но покланяемся тому, что они делают, на расстоянии.
#00:45:36#
В Навадвипе самый пышный, грандиозный пир, который я когда-либо наблюдал. Что касается Навадвипа, то я упоминаю это обстоятельство потому, что мы говорим о праздниках и пирах. Так вот, самый большой, грандиозный, широкомасштабный пир, который я наблюдал в своей жизни, был устроен в Навадвипе Шрилой Говиндой Махараджем в 1988 году, спустя десять дней после того, как Шрила Гуру Махарадж покинул этот мир.
#00:46:44#
В то время мы не были богаты, средства храма были очень ограничены. Но когда этот фестиваль планировался, Шрила Говинда Махарадж сказал: «Для того чтобы устроить этот фестиваль в память Шрилы Гуру Махараджа, я готов снять с себя последнюю рубаху. Я готов отдать все, что у меня есть, ради того, чтобы этот праздник состоялся». И те подношения, те блюда, которые были любимыми блюдами Шрилы Гуру Махараджа, были приготовлены Шрилой Говиндой Махараджем.
#00:48:03#
Существует одна разновидность манго, которую в особенности любил Шрила Гуру Махарадж, но они созревают в августе месяце. Поскольку то не был сезон манго, Шрила Говинда Махарадж послал в Калькутту джип. Калькутта — большой город, эти манго везут через Калькутту в ранние утренние часы, и было необходимо где-то в Калькутте их приобрести. В Индии манго доступны на каждом шагу, и Шрила Говинда Махарадж мог купить манго на месте подешевле, но он предпочел купить те труднодоступные и очень дорогие, редкие манго. Для этого фестиваля он приобрел лучшие, избранные продукты (чхану, гхи).
#00:50:11#
Я в своей жизни принимал участие не менее чем в ста фестивалях, моя память хранит воспоминания о бесчисленных фестивалях, которые проходили в Навадвипе и не только, но этот пир был единственным пиром в моей жизни, когда я видел, как Шрила Говинда Махарадж открыто, обращаясь к людям, рассказывает о том, сколько денег он потратил. И это были большие суммы, он прилюдно об этом говорил. Мы можем понять из этого, в частности, о том, какую важную роль играют угощения, прасадам во время праздника.
#00:52:08#
Мы можем с крайним тщанием, заботой, внимательно относиться к тому, как мы режем овощи, как мы срезаем с них кожуру, и какого размера они у нас выходят. Приготовление прасадама с нежностью и любовью — это крайне, крайне важно, поскольку речь идет об удовлетворении вайшнавов и Господа. Таковы отличительные черты, признаки, специфика Шри Кришна-джанмаштами сегодня и Нандотсава завтра.
Празднование Шри Кришна-джанмаштами
в Индии и по всему миру
(18 августа 2014 года. Лахта, Санкт-Петербург)
Сегодня день рождения Кришны, поэтому это счастливый и радостный день для всех индийцев. Им известно, что Кришна любит сладости. Те из вас, кто был в Индии, знают, что гостеприимство в Индии подразумевает сладости и воду. Сегодня по всей Индии люди готовят подношения, разные блюда, но прежде всего сладости. В данный момент в Навадвипе (временная разница полтора часа) ровно восемь вечера, и восемь вечера во Вриндаване также. И там, и там — везде происходят храмовые программы, подобные той, что происходит здесь сейчас, и, начиная со времени арати, на протяжении нескольких часов преданные будут петь многие песни.
#00:02:04#
Это день, когда происходят празднования во всех окрестных деревнях Навадвипы. Скорее всего, сейчас в Навадвипе не так много иностранцев, потому что западные люди считают обычно, что в это время года в Навадвипе слишком жарко. Но сейчас, к восьми вечера, наш храм в Навадвипе заполнен огромной толпой, это местные жители, в первую очередь дети, подростки и взрослые, пришедшие из города и его окрестностей.
#00:03:22#
Программа там будет длиться весь вечер, вплоть до полуночи, а незадолго до полуночи начнется грандиозный киртан, в котором будут принимать участие максимальное количество человек. Сразу же по наступлении полуночи начнется бхога-арати, церемония подношения Кришне пищи. Сейчас повара уже заняты приготовлением блюд, скорее всего, в эту ночь пир будет состоять из ста восьми блюд. В этом пире будут использоваться особые чашечки в качестве тарелок: небольшие чашечки, сделанные из необожженной глины. Алтарь будет весь уставлен многочисленными тарелочками с разными блюдами, подношениями.
#00:05:04#
В особенности в меню будет присутствовать огромное разнообразие молочных сладостей. И все эти подношения в основном будут готовиться руками самих преданных: то не будут какие-то продукты, купленные в магазине, но блюда, приготовленные преданными с преданностью.
#00:06:07#
После бхога-арати в двенадцать-десять или в двенадцать-пятнадцать начнется другая церемония поклонения — грандиозное арати, в котором, в частности, будут предлагать светильник со ста восьмью свечами. И это арати будет длиться долго, до часа-тридцати.
#00:06:41#
Нитай, ты помнишь свое пребывание в Навадвипе во время Джанмаштами? В свое время, когда он был ребенком, он провел в Навадвипе два года. В нашей памяти свежи воспоминания о тех событиях, как в час-тридцать заканчивается арати и после арати раздается анукалпа, то есть не зернобобовый прасадам. И мы помним, что только глубокой ночью (где-то без пятнадцати два) мы могли после дня поста принять прасадам.
#00:07:57#
А сейчас в Навадвипе очень-очень шумно, и храм заполнен огромными толпами паломников, пришедших из окрестных деревень. В полночь шум праздника достигнет своего пика, когда начнут пускать фейерверки и петарды. Действительно, некоторые из них очень, очень громкие. Я помню, как во время одного из подобных праздников огромная толпа находилась на территории храмового комплекса Шри Чайтанья Сарасват Матха в Навадвипе, и огромная толпа — в нат-мандире. Я хотел пройти мимо, думая, что есть проход, и когда я шел мимо, рядом стали кидать эти петарды, которые в буквальном смысле слова меня оглушили.
#00:09:45#
Мой рассказ призван просто дать вам некоторое представление, некоторое впечатление. Я пытаюсь поделиться с вами впечатлениями от праздника в Навадвипе. Я рассказываю это не для того, чтобы вдохновить вас устроить подобное здесь.
#00:10:24#
А во Вриндаване присутствуют Божества, которые являются, если мне будет позволено так выразиться, родными братом и сестрой этих Божеств, Гауранги Радхи-Мадхавы Сундара, поскольку Они происходят из практически одного места в Раджастане. Божества Вриндавана носят имена Гауранга-Гандхарва Раса-Бихари.
#00:11:16#
Тамошний нат-мандир (то есть храмовый зал, алтарная комната) в два раза меньше этого зала, и Божества находятся гораздо ближе к людям, чем здесь. Прямо перед Божествами стоит толпа. Поэтому мы находимся практически в той же самой комнате, что и Божества, в той комнате, где Они непосредственно находятся, мы совсем рядом. И также на алтаре в храме во Вриндаване (как он официально называется: Шри Чайтанья Сарасват Матх и Миссия) находится Гирирадж. Также другая пара Божеств, которая именуется Радха-Раса-Бихари (меньшего размера), — на алтаре. И эти Божества Радха-Раса-Бихари являются старинными Божествами, которым поклонялись согласно местным традициям поклонения в одном доме, который находится в том месте.
#00:13:11#
Та собственность, которая мистическим и удивительным образом пришла к Шриле Говинде Махараджу, то есть участок земли и недвижимость, включала тот самый старый дом. И подобно тому как это происходит во многих домах во Вриндаване, в этом доме совершалось на протяжении многих поколений поклонение Божествам Радхи-Раса-Бихари. И вместе с этой собственностью к нам пришли эти Божества.
#00:14:13#
Шрила Гурудев испытывал большую любовь и благоговение к этим Божествам, он говорил буквально следующее: «Эти Божества разговаривают». Мы слышали многочисленные истории из священных писаний о том, как Божества разговаривают, ходят, едят, съедая все до последней крошки, и тому подобные истории. Как бы то ни было, я не слышал, как Они говорили, разговаривали, но Шрила Гурудев слышал. Как бы то ни было, эти Божества были первыми Божествами в нашем ашраме там. Вначале, соответственно традиции, Шрила Гурудев построил в этом месте ашрам для преданных, а уже затем, когда ашрам был воздвигнут, был построен храм для главной пары Божеств.
#00:16:14#
Этим Божествам Радха-Раса-Бихари поклонялись в комнате, находившейся рядом с комнатой Шрилы Говинды Махараджа, совершали мангала-арати и другое поклонение очень сладостным образом. Однажды преданные задали Шриле Говинде Махараджу вопрос: известно ли нам, насколько эти Божества старинные? Он ответил: «Нам не известно, мы не знаем точно, сколько Им лет, но нам доподлинно известно, что Им сотни и сотни лет».
#00:17:23#
Когда же появилась главная пара Божеств, то Шрила Говинда Махарадж дал Им имена в честь изначальных Божеств (вариацию имени Гандхарва-Раса-Бихари). Когда эти главные Божества проявились, Шрила Говинда Махарадж (по его собственным словам) был изумлен Их красотой. Он не раз делал это утверждение, обращаясь к разным преданным, он говорил разным людям о том, что его изумляет (или поражает) красота этих Божеств, и его изумляет то обстоятельство, что эти Божества пришли в наш Матх.
#00:19:00#
В этом храме во Вриндаване в эту ночь в полночь происходит дополнительная церемония, это абхишека (омовение) маленьких (изначальных) Божеств Радха-Раса-Бихари. И сегодня вечером ради участия в этих вечерних и ночных программах в наш храм во Вриндаване приезжают многочисленные преданные из Дели, из разных уголков Уттар-Прадеша, из Раджастана и так далее.
Где наш Капила? Капила здесь? Нет? Здесь его нет.
#00:21:17#
Удивительно и примечательно то, что некоторые индийские преданные, подобно этому молодому человеку Капиле, который является студентом медицинской академии, стали преданными в России. Они не были преданными в Индии, но когда они приехали в Россию, они встретили здесь преданных, и теперь они едут в храм в Индию во Вриндаване, чтобы принять участие в празднике. В Индии, для того чтобы получить полноценное образование врача, требуется заплатить четверть миллиона долларов, двести пятьдесят тысяч долларов. Но в России они могут получать медицинское образование за очень маленькую плату, крохотную по сравнению с теми деньгами. Поэтому многие индийцы приезжают в Россию за образованием, в частности, за медицинским образованием.
#00:23:04#
Но это к слову, говоря о цене образования. Суть здесь такова: когда эти молодые люди жили в Индии (в детстве, будучи подростками), они не сталкивались с сознанием Кришны, но затем, когда они стали молодыми людьми, студентами, они приехали в Россию, и здесь они повстречали преданных и сознание Кришны их привлекло. И сейчас, в этот праздничный вечер, они приезжают из разных уголков Индии, где они живут и работают, для того чтобы принять участие в празднике.
#00:24:20#
Вриндаван является домом Кришны, и во Вриндаване есть около пяти тысяч храмов Кришны. Вриндаван не такой большой город, как Санкт-Петербург, он гораздо меньше. Но практически везде, на каждом шагу, углу в этом городе есть храм Кришны. Поэтому легко представить, что особенно во Вриндаване сегодня великий праздник. Наш храм — не единственное место, где запускают фейерверки сегодня. Вриндаван этим вечером и ночью будет полон праздничной толпы, ликования, фейерверков. А завтра будет повсеместный пир, когда всех будут угощать.
#00:26:06#
И этот фестиваль — это праздник Нанды Махараджа, он именуется Нанда-утсава (или Нандотсава), то есть буквально (утсава — это «фестиваль») «фестиваль Нанды». Этот праздник проходит везде, во всем Вриндаване и также во всей Навадвипе. В Индии пир — это пир в подлинном смысле слова. Я видел, что здесь, в этом храме в Санкт-Петербурге, даже повседневная пища — это праздничная пища, это словно пир. Здесь пир каждый день. Повара в этот праздничный день начинают готовить до мангала-арати, то есть в ранние утренние часы, на рассвете. В буквальном смысле слова в три-тридцать ночи просыпаются повара и берут огромные бревна, дрова, разводятся костры, начинается процесс приготовления пищи, который длится до обеда, и готовится великое множество разных блюд.
#00:28:17#
В Навадвипе Нандотсава, опять же, выглядит так же, как и Кришна-джанмаштами: это праздник, на который приезжают преимущественно жители окрестных деревень и считанные единицы западных преданных. Уже сейчас вечером, в восемь-тридцать по навадвипскому времени, эти гости прибыли (местные жители и жители окрестных деревень), но завтра их будет гораздо больше: тысячи и тысячи людей, все они будут принимать участие в пире. А если вы хотите знать, какие именно блюда будут на этом пире присутствовать, что они будут есть и что будет есть Кришна, то подобное описание содержится, в частности, в «Чайтанья-чаритамрите», где есть детальное описание многих-многих видов прасада.
#00:30:18#
Подобные события происходят сейчас в Навадвипе, во Вриндаване и по всей Индии в домах многих-многих людей. До начала нашего собрания мы в обществе Махайоги Прабху слушали с ним запись выступления Шрилы Говинды Махараджа в 2005 году в Индии в этот день. В этой речи он говорил о том, что лишь человек, лишенный чувств, подобный камню, не имеет понятия о празднике рождения, явления Кришны, который сейчас происходит. Он говорил: независимо от того, какова религиозная принадлежность человека, все жители Индии, все и каждый знают о том, что сегодня явился Кришна и Кришна есть Верховный Господь. И далее, говорит Шрила Говинда Махарадж, не только в Индии празднуется явление Кришны, не только в Индии все знают Его положение в качестве Верховной Личности, но и за пределами Индии, во всем мире празднуют рождение Кришны и знают Кришну как Верховного Бога.
#00:33:21#
И уже сейчас течение этого потока, празднования начинает свое движение по миру с востока в сторону запада в этих странах: Австралия, Китай, Таиланд, Малайзия… Уже сейчас в интернете появляются фоторепортажи, рассказы о праздниках, которые происходят в среде преданных в этих странах. Преданные делятся с нами снимками тех подношений, которые приготовили они. Но мы не должны смотреть на эти картинки до завтра, а иначе нас будет мучить голод. Мы можем думать о том, как замечательно то, как Кришна принимает эти подношения.
#00:34:47#
Это волна пройдет по всему миру через это место и далее она пойдет в Европу. Она достигнет Лондона, где не так давно был официально открыт новый центр рядом с аэропортом Хитроу. Этот центр расположен так удачно, что можно дойти пешком из международного аэропорта Хитроу в храм за десять минут. (Если ты такого же высокого роста, как и Махапрабху, и у тебя длинные ноги, то можно смело дойти за десять минут.)
#00:35:40#
Ашрам Махарадж, Джанардан Махарадж, Бхарати Махарадж, Тривикрам Махарадж, Ньяси Махарадж, Тьяги Махарадж, Парват Махарадж — все эти санньяси находятся сейчас в этом новом центре в Лондоне. Сегодня по всему миру совершает свое движение эта волна праздника, в глобальных масштабах, в различных отделениях, центрах Шри Чайтанья Сарасват Матха, также в различных храмах Международного общества сознания Кришны, в семьях, домах многих-многих индийцев и не только индийцев. По всему миру огромный, всемирный праздник.
#00:37:58#
Сегодня утром мы уже читали фрагменты «Шримад-Бхагаватам», посвященные явлению Кришны, и об это говорил Махайоги Прабху здесь сегодня днем. Мы говорим о рождении Кришны и сейчас, в течение вечера мы услышим Шрилу Госвами Махараджа и других вайшнавов, которые представят нам рождение Кришны с философской стороны. По крайней мере, я попытался в отведенное мне время поделиться с вами впечатлением, дать вам некоторое представление о том, как этот праздник выглядит и проходит в Навадвипе и Вриндаване.
#00:39:13#
Есть ли у кого-то вопросы? Вы отказываетесь мне задавать вопросы, поэтому позвольте спросить вас: сегодня день рождения Кришны, сколько лет Кришне исполняется?
Шачи Сута Прабху: Пять тысяч с чем-то.
[Муралишвар Прабху переводит.]
#00:40:18#
Шачи Сута Прабху: Я, кстати, когда первый раз пришел сюда на Кришна-джанмаштами, спросил: сколько Кришне лет исполнилось? Я не думал, что Кришна — Господь, Абсолют. На меня посмотрели так странно: Он бесконечен, Он Абсолют. И потом спросили: «Вы читали Бхагавад-гиту?» [Далее неразборчиво.]
#00:41:4#
Шрила Мадхусудан Махарадж: Чудесно! В известном смысле ваша жизнь в преданности началась сегодня, в этот день. Сегодня около двадцати человек получили посвящение в Гаятри-мантру, была проведена огненная ягья здесь, на территории храма. И это день рождения, поскольку посвящение рассматривается как рождение. Сегодняшний праздничный день в высшей степени подходящий, благоприятный для совершения огненной ягьи и для начала нового жизненного этапа. Примечательно (во всяком случае для меня): я всегда думал, что самый большой праздник в году во Вриндаване — это Кришна-джанмаштами. Но самый большой праздник во Вриндаване — это Радхаштами. И это несомненно так благодаря влиянию Шрилы Рупы Госвами, Санатаны Госвами и других Госвами Вриндавана.
#00:43:45#
Как бы то ни было, мы не можем имитировать браджабаси, но мы можем их наблюдать. Если вы будете читать или читаете книги Шрилы Гуру Махараджа и Шрилы Гурудева, слушать их речи, то для вас станет кристально ясным представление, согласно которому наша преданность — не преданность Кришне, но преданность Радхе-Кришне. Поэтому во Вриндаване в среде браджабаси в высшей степени развито сознание Радхи.
#00:44:53#
Как говорил Гурудев, то, что они делают, мы не считаем ошибочным или неправильным и не осуждаем их за то, что делают они, но их поведение не есть образец для нашего подражания, мы не подражаем им, но покланяемся тому, что они делают, на расстоянии.
#00:45:36#
В Навадвипе самый пышный, грандиозный пир, который я когда-либо наблюдал. Что касается Навадвипа, то я упоминаю это обстоятельство потому, что мы говорим о праздниках и пирах. Так вот, самый большой, грандиозный, широкомасштабный пир, который я наблюдал в своей жизни, был устроен в Навадвипе Шрилой Говиндой Махараджем в 1988 году, спустя десять дней после того, как Шрила Гуру Махарадж покинул этот мир.
#00:46:44#
В то время мы не были богаты, средства храма были очень ограничены. Но когда этот фестиваль планировался, Шрила Говинда Махарадж сказал: «Для того чтобы устроить этот фестиваль в память Шрилы Гуру Махараджа, я готов снять с себя последнюю рубаху. Я готов отдать все, что у меня есть, ради того, чтобы этот праздник состоялся». И те подношения, те блюда, которые были любимыми блюдами Шрилы Гуру Махараджа, были приготовлены Шрилой Говиндой Махараджем.
#00:48:03#
Существует одна разновидность манго, которую в особенности любил Шрила Гуру Махарадж, но они созревают в августе месяце. Поскольку то не был сезон манго, Шрила Говинда Махарадж послал в Калькутту джип. Калькутта — большой город, эти манго везут через Калькутту в ранние утренние часы, и было необходимо где-то в Калькутте их приобрести. В Индии манго доступны на каждом шагу, и Шрила Говинда Махарадж мог купить манго на месте подешевле, но он предпочел купить те труднодоступные и очень дорогие, редкие манго. Для этого фестиваля он приобрел лучшие, избранные продукты (чхану, гхи).
#00:50:11#
Я в своей жизни принимал участие не менее чем в ста фестивалях, моя память хранит воспоминания о бесчисленных фестивалях, которые проходили в Навадвипе и не только, но этот пир был единственным пиром в моей жизни, когда я видел, как Шрила Говинда Махарадж открыто, обращаясь к людям, рассказывает о том, сколько денег он потратил. И это были большие суммы, он прилюдно об этом говорил. Мы можем понять из этого, в частности, о том, какую важную роль играют угощения, прасадам во время праздника.
#00:52:08#
Мы можем с крайним тщанием, заботой, внимательно относиться к тому, как мы режем овощи, как мы срезаем с них кожуру, и какого размера они у нас выходят. Приготовление прасадама с нежностью и любовью — это крайне, крайне важно, поскольку речь идет об удовлетворении вайшнавов и Господа. Таковы отличительные черты, признаки, специфика Шри Кришна-джанмаштами сегодня и Нандотсава завтра.