«Советы начинающим практикующим. Ответы на вопросы». Шримати Бхакти Лалита Деви Даси. 5 августа 2014 года. Киев, Украина



скачать (формат MP3, 32.55M)

Russian

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси 

Советы начинающим практикующим.
Ответы на вопросы

(5 августа 2014 года. Киев, Украина)

 

Наш вайшнавкий календарь полон праздников и памятных дат. Мы с неким чаянием, более внимательно, прилежно, усердно соблюдаем, следуем нашему календарю. Мы отмечаем все памятные даты и празднуем все праздники.

#00:00:41#

Каждый одиннадцатый день (имеется в виду одиннадцатый день восходящей, растущей луны и убывающей луны), два раза в месяц мы соблюдаем так называемые экадаши. Экадаши — это дни поста. В эти дни мы постимся. Мы отказываемся от зернобобовой пищи или постимся вовсе и пытаемся посвятить максимум своих сил [служению], вложить себя в служение из преданности [Богу].

#00:01:30#

Каждый обретет величайшее благо, если будет поститься в дни экадаши, соблюдать экадаши. Пожалуйста, постарайтесь узнать о том, что такое экадаши. У наших преданных есть книги, буклеты, посвященные экадаши, есть календари. Для вас будет большим благом, если вы станете следовать этой традиции.

#00:02:21#

Благодаря следованию экадаши вы сумеете избавиться от ненужных страданий, вы почувствуете облегчение. И самое главное, вы взрастите вашу преданность. Говорится, что экадаши является матерью преданности. В «Гарга-самхите» описан следующий эпизод. Там говорится, что однажды гопи обратились к Шримати Радхарани, Радхе-Кришне, обратились к Шри Радхе и задали вопросы. Они спросили: «Как Ты обрела подобную преданность Кришне?» Радхарани представляет Собой верховную личность Бога в ее женственной, женской ипостаси.

#00:03:45#

Она является олицетворенным сознанием Кришны. На этот вопрос Она ответила: «Следовала экадаши». Таким был Ее совет, обращенный к гопи. Чайтанья Махапрабху, который является объединением, совокупностью Радхи и Кришны, в то время, когда Он покидал Свой дом, для того чтобы стать монахом, принять санньясу (это часть Его игр), просил Свою мать соблюдать экадаши.

#00:04:57#

Таким образом, для последователей этого культа, для последователей гаудия-вайшнавской традиции очень важная часть их духовной культуры — соблюдение экадаши. Также старайтесь размышлять над тем, что для вас благоприятно в вашей духовной жизни и что для вас уместно, что вам подходит, что для вас благотворно. Пожалуйста, поразмыслите над тем, задумайтесь над таким шагом, как встреча с духовным учителем, то есть над необходимостью найти духовного учителя, встретить и принять его. Пожалуйста, общайтесь с преданными. Общество преданных, общение с ними может одарить вас величайшем благом.

#00:06:35#

Пожалуйста, читайте священные писания и таким образом получайте представление [о нашей духовной традиции], знакомьтесь с наследием, с учением нашей шри гуру-варги. В один прекрасный день вы вполне возможно будете сидеть здесь, на этой сцене, в качестве оратора и давать лекции, подобно тому, как делаю я это сейчас. Я не какая-то важная, выдающаяся, значительная персона. Но мой Гурудев дал мне так много в моей жизни. Я много изучала, я на протяжении всей жизни много общалась с преданными. И теперь, поскольку это то служение, которого ждут от меня преданные, я пытаюсь делиться тем, что я получила, с людьми.

#00:08:07#

Но вы так же способны на это. Я могу сказать вам откровенно, что жизнь в сознании Кришны — это очень счастливая, радостная жизнь. Поскольку эта жизнь подразумевает ответы, подразумевает, что ты находишь ответы на вопросы: кто ты? какова природа мира, в котором ты живешь? каков смысл твоей жизни, цель жизни? Это великое дело знать, кто ты, и иметь адекватные представления о природе реальности. Знания такого рода, знание, кто ты, какова цель, какой смысл твоей жизни — это источник умиротворения, счастья, здоровья. Никто не может быть воистину здоров, во всех смыслах, умиротворен и действительно счастлив, не зная, кто он и какого его положение, какова природа окружающего мира.

#00:09:54#

Ответы на эти вопросы — универсальная потребность всех и каждого. Все живые существа нуждаются в том, чтобы знать эти вещи. Мы все нуждаемся в этом явлении, мы все хотим одного. В большинстве своем людям неизвестно, в чем же они нуждаются, каков истинный характер нужд, потребностей, где это желаемое нечто можно найти — им это неизвестно. Речь идет об этом материальном мире. За пределами этого материального мира, материального творения, пребывает духовная реальность, духовное творение, которое гораздо более обширное, нежели этот материальный мир.

#00:11:12#

Мы должны получить представление об этой духовной реальности, познать природу духовного мира. Духовный мир — наш подлинный дом. Он то место, которому мы принадлежим, [наша] родина. Веды говорят нам о том, что этот материальный мир не является нашим истинным домом, и нам не стоит пытаться сделать это место комфортной зоной нашего проживания. Мы не более чем гости, путники, странники, проходящие через этот мир. Мы рождаемся, затем умираем. Затем мы рождаемся вновь и вновь умираем. И так мы бесконечно находимся в этом круговороте, проходим чередование, смену рождения и смертей. Этот мир временный, преходящий. Каким образом он может быть нашим домом, если мы не в состоянии, не можем, не способны остаться здесь навеки, жить здесь всегда?

#00:13:02#

Поэтому Веды открывают нам все эти высшие, крайне важные истины. Они открывают нам подлинную жизнь, ту жизнь, которой стоит жить. Нам необходимо воспользоваться шансом соприкоснуться с этими истинами, познать их и воспользоваться нашей удачей, счастливой возможностью искать счастье, стремиться к своему предназначению. Есть ли у кого-то вопросы? Пожалуйста.

#00:14:10#

Реплика: Харе Кришна!

Бхакти Лалита Деви Даси: Харе Кришна!

Вопрос: Подскажите, пожалуйста, как преодолеть глубоко в сердце чувство гордыни за результаты духовной жизни, за те результаты, которые приходят? Как не присваивать их себе? Спасибо большое.

#00:14:45#

Бхакти Лалита Деви Даси: Это хороший вопрос, спасибо. Когда мы подлинным образом соприкасаемся с явлением, природа которого — природа величия, с очень великим вайшнавом, чьей природой также является природа любви и красоты, когда мы соприкасаемся с абсолютным высшим началом подлинным образом, тогда мы естественно начинаем чувствовать себя незначительными, к нам приходит смирение. В процессе нашего духовного развития, духовного прогресса к нам начинает приходить реалистичное восприятие, адекватное представление о том, кто такой Кришна, какова природа Кришны, мы начинаем осознавать Его природу безграничного. [У нас появляется] понимание, насколько Он велик, и также мы осознаем, насколько малы мы, насколько мы крошечные, незначительные живые существа.

#00:16:28#

Естественным образом мы становимся смиренными. Вайшнавы всегда скромны и смиренны. Если мы будем совершать реальный, настоящий духовный прогресс, тогда само собой, естественным образом чувство смирения родится в нашем сердце. Возможны разные переживания, опыт разного духовного пути. Возможно, иногда наш ум ведет себя каверзно: в нас рождаются некие мысли о своей безупречности, неуязвимости, силе — это, возможно, имеет место быть.

#00:17:53#

Но по большому счету, если, как было сказано, наш духовный прогресс подлинный, реальный, тогда в нашем сердце рождается чувство, которое можно назвать духовным самоотрицанием, духовным самоуничижением или буквально негативностью. (По-русски, может быть, лучше сказать — самоотрицание, самоуничижение.) Но это самоотрицание, самоуничижение отличается от самоотрицания, как его понимают в материальном мире.

#00:18:42#

О чем идет речь? О каком негативном идет речь? Наука оперирует такими понятиями, как негативное начало и позитивное начало, два полюса, которые взаимно притягиваются. В духовной жизни так же имеет место быть нечто подобное. Кришна — высшее позитивное начало. Джива-шакти, духовная душа, — частица Кришны и по природе своей негативна.

#00:19:38#

Именно подобная природа, негативная природа, природа подчинения себя или покорность высшему, позитивному началу привлекают к нам внимание этого высшего начала. Если к нам приходят подобные чувства, если мы чувствуем, что возникает гордость за некие достижения, как нам кажется, то нам стоит напоминать себе о том, как гласит пословица: «Гордость предшествует падению». Иногда для нас необходимо упасть, для того чтобы прийти в чувство, стать смиренными. Для нас в данном случае это будет благо.

Харе Кришна!

#00:20:46#

Вопрос: У меня есть вопрос. Как научиться видеть Бога везде? Правда ли, что, например, если мы идем в церковь или в храм, в ашрам, то мы чувствуем Бога? Но нам утверждают, что Он присутствует везде. То же самое во время молитвы. Почему мы не можем чувствовать Его не во время молитвы, а вообще в жизни? То есть как научиться видеть Бога везде и всегда?

#00:21:50#

Бхакти Лалита Деви Даси: Спасибо вам за ваш замечательный вопрос. Подобное восприятие — видение Бога, всегда и повсюду может быть достигнуто, обретено по милости садху, Гуру и вайшнавов. Царем садху являются Гуру. Вайшнавы — это преданные Господа. Они способны дать нам это сознание, поскольку они сами обладают подобным сознанием.

#00:22:51#

Благодаря им наша духовная жизнь становится реальной. Так или иначе, нам необходимо обрести, можно сказать, каплю их милости, толику их благоволения, благосклонности. И, обретя их милость, их расположение, [необходимо] следовать их советам. То, что нам необходимо, то, в чем мы нуждаемся, — следовать их советам, служить этим личностям.

#00:24:00#

Эти личности, эти вайшнавы, преданные, способны дать нам каплю вечной премы, чистой любви к Богу. А природа этого явления такова, что одной капли чистой любви к Богу достаточно, для того чтобы затопить всю вселенную, наполнить весь мир. Говорится в шастрах, писаниях: эка бинду джагат д̣уба̄йа[1]. (Эк — это «один», бинду — это «капля», джагат значит «вселенная».) Одной капли кришна-премы, чистой любви к Кришне, достаточно чтобы наводнить, заполнить все бытие.

#00:25:19#

Если мы обретем эту милость, то для нас будет возможным достижение того состояния, когда двадцать четыре часа в сутки мы будем сохранять связь, мы будем осознавать Кришну двадцать четыре часа в сутки, это памятование о Кришне станет непрерывным. Мы будем воспевать Его святые имена, чувствовать подлинный вкус Святого Имени и совершать другие деяния в преданности.

#00:25:59#

То место, где живут, где пребывают преданные Господа, является святым, священным, является Вриндаваном, поскольку эти преданные постоянно думают о Кришне, говорят о Кришне, прославляют Кришну и испытывают чувство подлинной любви к Нему. То место, где они обитают, становится исполненным славы.

#00:26:52#

Такое явление, как непоколебимая преданность Богу, чистая любовь к Богу, существует, это явление реально. Где бы такой человек ни находился, что бы он ни делал, днем и ночью, в его сердце живет эта любовь. Эти преданные воистину счастливы. Мы, возможно, далеки [от этого состояния], возможно, в настоящее время мы далеки от этой вершины, от этого идеала, но такова наша цель, это то, к чему мы стремимся. Мы стремимся к той самой капле божественной любви. В действительности у нас нет иного, лучшего занятия, нежели это занятие, поиск, попытки идти в этом направлении, стремиться к этой цели.

#00:28:27#

Вопрос: Мы живем в постоянном конфликте. И у меня вопрос, больше, наверное, о конфликте религий. Какой вы видите выход? Получается, что все религии говорят о чем-то высоком, но, как говорили философы: «Все войны, самые кровавые, были религиозными». Мусульмане будут говорить: «Наш Бог лучше». Кришнаиты будут говорить: «Наш [Бог] прославленный». Какой вы видите выход из этого конфликта?

#00:30:06#

Бхакти Лалита Деви Даси: Да, это действительно так. Многие войны имеют религиозную подоплеку. Однако если мы будем следовать указаниям Махапрабху, Его наставлениям о необходимости быть смиренными, быть терпимыми, терпеливыми и оказывать почтение окружающим людям, не ожидая почтения в свой адрес, то подобная позиция позволит нам избежать каких бы то ни было конфликтов.

#00:31:05#

Мы должны быть смиренными, терпеливыми, терпимыми и уважать окружающих. И из этих трех указаний, этих трех принципов, которым учил Махапрабху, самым главным является принцип терпимости, терпения. Вам необходимо терпеть друг друга, относиться друг к другу в духе терпимости. Терпимость порождает гармонию. Когда мы терпим, когда мы терпимы, гармония возрастает, усиливается.

#00:32:14#

Благодаря терпимости гармония увеличивается, растет. Всем и каждому находится место. Мы уважаем религиозные представления других людей, и мы обязаны их уважать. Все религии несут человечеству благо. Каждая религия возвышает человечество своим собственным, уникальным образом.

#00:33:12#

В Упанишадах, которые являются древними текстами нашей традиции (мы принимаем их авторитет), есть следующее изречение: «Ты должен принять ту религию, которая способствует росту твоей любви к Богу». Повсюду присутствует градация, градация также есть в религии, в религиозной идее. Существуют черты, роднящие все различные религиозные концепции. Есть черты различия и тождества. В чем-то религии похожи, в чем-то отличны.

#00:34:23#

И человек, в зависимости от своей природы, будет способен следовать той или иной религиозной концепции. Если мы, как было сказано, будем пытаться сохранять смирение, терпение и почтение к окружающему миру, к людям в нем, то мы сумеем избежать конфликтов. Мы не в состоянии контролировать окружающих, мы не в состоянии изменить окружающий мир, но мы в состоянии изменить себя и контролировать себя, это позиция самоконтроля, изменения себя. Для нас это будет великим благом.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Нава Сундари Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



1  Ш́уддха-према-сукха-синдху, па̄и та̄ра эка бинду, сеи бинду джагат д̣уба̄йа / кахиба̄ра йогйа найа, татха̄пи ба̄уле кайа, кахиле ва̄ кеба̄ па̄тийа̄йа — «Бескорыстная любовь к Кришне подобна океану счастья. Даже одной капли из этого океана достаточно, чтобы затопить весь мир. Говорить вслух о такой любви к Богу не подобает, однако безумец не может молчать. В то же время, когда он говорит, никто ему не верит» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 2.49).




←  «Земля искренности». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 2 ноября 1981 года | “The Land of Earnestness.” Srila B. R. Sridhar Dev-Goswami Maharaj. 2 November 1981 ·• Архив новостей •· «Кто Ведавьяс в Гаура-лиле?» Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 14 октября 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург | “Who is Vedavyas in Gaura-lila?” Srila B. S. Govinda Dev-Goswami Maharaj. 14 October 2006. Lakhta, Saint Petersburg  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 34.1 МБ)

Russian

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси 

Советы начинающим практикующим.
Ответы на вопросы

(5 августа 2014 года. Киев, Украина)

 

Наш вайшнавкий календарь полон праздников и памятных дат. Мы с неким чаянием, более внимательно, прилежно, усердно соблюдаем, следуем нашему календарю. Мы отмечаем все памятные даты и празднуем все праздники.

#00:00:41#

Каждый одиннадцатый день (имеется в виду одиннадцатый день восходящей, растущей луны и убывающей луны), два раза в месяц мы соблюдаем так называемые экадаши. Экадаши — это дни поста. В эти дни мы постимся. Мы отказываемся от зернобобовой пищи или постимся вовсе и пытаемся посвятить максимум своих сил [служению], вложить себя в служение из преданности [Богу].

#00:01:30#

Каждый обретет величайшее благо, если будет поститься в дни экадаши, соблюдать экадаши. Пожалуйста, постарайтесь узнать о том, что такое экадаши. У наших преданных есть книги, буклеты, посвященные экадаши, есть календари. Для вас будет большим благом, если вы станете следовать этой традиции.

#00:02:21#

Благодаря следованию экадаши вы сумеете избавиться от ненужных страданий, вы почувствуете облегчение. И самое главное, вы взрастите вашу преданность. Говорится, что экадаши является матерью преданности. В «Гарга-самхите» описан следующий эпизод. Там говорится, что однажды гопи обратились к Шримати Радхарани, Радхе-Кришне, обратились к Шри Радхе и задали вопросы. Они спросили: «Как Ты обрела подобную преданность Кришне?» Радхарани представляет Собой верховную личность Бога в ее женственной, женской ипостаси.

#00:03:45#

Она является олицетворенным сознанием Кришны. На этот вопрос Она ответила: «Следовала экадаши». Таким был Ее совет, обращенный к гопи. Чайтанья Махапрабху, который является объединением, совокупностью Радхи и Кришны, в то время, когда Он покидал Свой дом, для того чтобы стать монахом, принять санньясу (это часть Его игр), просил Свою мать соблюдать экадаши.

#00:04:57#

Таким образом, для последователей этого культа, для последователей гаудия-вайшнавской традиции очень важная часть их духовной культуры — соблюдение экадаши. Также старайтесь размышлять над тем, что для вас благоприятно в вашей духовной жизни и что для вас уместно, что вам подходит, что для вас благотворно. Пожалуйста, поразмыслите над тем, задумайтесь над таким шагом, как встреча с духовным учителем, то есть над необходимостью найти духовного учителя, встретить и принять его. Пожалуйста, общайтесь с преданными. Общество преданных, общение с ними может одарить вас величайшем благом.

#00:06:35#

Пожалуйста, читайте священные писания и таким образом получайте представление [о нашей духовной традиции], знакомьтесь с наследием, с учением нашей шри гуру-варги. В один прекрасный день вы вполне возможно будете сидеть здесь, на этой сцене, в качестве оратора и давать лекции, подобно тому, как делаю я это сейчас. Я не какая-то важная, выдающаяся, значительная персона. Но мой Гурудев дал мне так много в моей жизни. Я много изучала, я на протяжении всей жизни много общалась с преданными. И теперь, поскольку это то служение, которого ждут от меня преданные, я пытаюсь делиться тем, что я получила, с людьми.

#00:08:07#

Но вы так же способны на это. Я могу сказать вам откровенно, что жизнь в сознании Кришны — это очень счастливая, радостная жизнь. Поскольку эта жизнь подразумевает ответы, подразумевает, что ты находишь ответы на вопросы: кто ты? какова природа мира, в котором ты живешь? каков смысл твоей жизни, цель жизни? Это великое дело знать, кто ты, и иметь адекватные представления о природе реальности. Знания такого рода, знание, кто ты, какова цель, какой смысл твоей жизни — это источник умиротворения, счастья, здоровья. Никто не может быть воистину здоров, во всех смыслах, умиротворен и действительно счастлив, не зная, кто он и какого его положение, какова природа окружающего мира.

#00:09:54#

Ответы на эти вопросы — универсальная потребность всех и каждого. Все живые существа нуждаются в том, чтобы знать эти вещи. Мы все нуждаемся в этом явлении, мы все хотим одного. В большинстве своем людям неизвестно, в чем же они нуждаются, каков истинный характер нужд, потребностей, где это желаемое нечто можно найти — им это неизвестно. Речь идет об этом материальном мире. За пределами этого материального мира, материального творения, пребывает духовная реальность, духовное творение, которое гораздо более обширное, нежели этот материальный мир.

#00:11:12#

Мы должны получить представление об этой духовной реальности, познать природу духовного мира. Духовный мир — наш подлинный дом. Он то место, которому мы принадлежим, [наша] родина. Веды говорят нам о том, что этот материальный мир не является нашим истинным домом, и нам не стоит пытаться сделать это место комфортной зоной нашего проживания. Мы не более чем гости, путники, странники, проходящие через этот мир. Мы рождаемся, затем умираем. Затем мы рождаемся вновь и вновь умираем. И так мы бесконечно находимся в этом круговороте, проходим чередование, смену рождения и смертей. Этот мир временный, преходящий. Каким образом он может быть нашим домом, если мы не в состоянии, не можем, не способны остаться здесь навеки, жить здесь всегда?

#00:13:02#

Поэтому Веды открывают нам все эти высшие, крайне важные истины. Они открывают нам подлинную жизнь, ту жизнь, которой стоит жить. Нам необходимо воспользоваться шансом соприкоснуться с этими истинами, познать их и воспользоваться нашей удачей, счастливой возможностью искать счастье, стремиться к своему предназначению. Есть ли у кого-то вопросы? Пожалуйста.

#00:14:10#

Реплика: Харе Кришна!

Бхакти Лалита Деви Даси: Харе Кришна!

Вопрос: Подскажите, пожалуйста, как преодолеть глубоко в сердце чувство гордыни за результаты духовной жизни, за те результаты, которые приходят? Как не присваивать их себе? Спасибо большое.

#00:14:45#

Бхакти Лалита Деви Даси: Это хороший вопрос, спасибо. Когда мы подлинным образом соприкасаемся с явлением, природа которого — природа величия, с очень великим вайшнавом, чьей природой также является природа любви и красоты, когда мы соприкасаемся с абсолютным высшим началом подлинным образом, тогда мы естественно начинаем чувствовать себя незначительными, к нам приходит смирение. В процессе нашего духовного развития, духовного прогресса к нам начинает приходить реалистичное восприятие, адекватное представление о том, кто такой Кришна, какова природа Кришны, мы начинаем осознавать Его природу безграничного. [У нас появляется] понимание, насколько Он велик, и также мы осознаем, насколько малы мы, насколько мы крошечные, незначительные живые существа.

#00:16:28#

Естественным образом мы становимся смиренными. Вайшнавы всегда скромны и смиренны. Если мы будем совершать реальный, настоящий духовный прогресс, тогда само собой, естественным образом чувство смирения родится в нашем сердце. Возможны разные переживания, опыт разного духовного пути. Возможно, иногда наш ум ведет себя каверзно: в нас рождаются некие мысли о своей безупречности, неуязвимости, силе — это, возможно, имеет место быть.

#00:17:53#

Но по большому счету, если, как было сказано, наш духовный прогресс подлинный, реальный, тогда в нашем сердце рождается чувство, которое можно назвать духовным самоотрицанием, духовным самоуничижением или буквально негативностью. (По-русски, может быть, лучше сказать — самоотрицание, самоуничижение.) Но это самоотрицание, самоуничижение отличается от самоотрицания, как его понимают в материальном мире.

#00:18:42#

О чем идет речь? О каком негативном идет речь? Наука оперирует такими понятиями, как негативное начало и позитивное начало, два полюса, которые взаимно притягиваются. В духовной жизни так же имеет место быть нечто подобное. Кришна — высшее позитивное начало. Джива-шакти, духовная душа, — частица Кришны и по природе своей негативна.

#00:19:38#

Именно подобная природа, негативная природа, природа подчинения себя или покорность высшему, позитивному началу привлекают к нам внимание этого высшего начала. Если к нам приходят подобные чувства, если мы чувствуем, что возникает гордость за некие достижения, как нам кажется, то нам стоит напоминать себе о том, как гласит пословица: «Гордость предшествует падению». Иногда для нас необходимо упасть, для того чтобы прийти в чувство, стать смиренными. Для нас в данном случае это будет благо.

Харе Кришна!

#00:20:46#

Вопрос: У меня есть вопрос. Как научиться видеть Бога везде? Правда ли, что, например, если мы идем в церковь или в храм, в ашрам, то мы чувствуем Бога? Но нам утверждают, что Он присутствует везде. То же самое во время молитвы. Почему мы не можем чувствовать Его не во время молитвы, а вообще в жизни? То есть как научиться видеть Бога везде и всегда?

#00:21:50#

Бхакти Лалита Деви Даси: Спасибо вам за ваш замечательный вопрос. Подобное восприятие — видение Бога, всегда и повсюду может быть достигнуто, обретено по милости садху, Гуру и вайшнавов. Царем садху являются Гуру. Вайшнавы — это преданные Господа. Они способны дать нам это сознание, поскольку они сами обладают подобным сознанием.

#00:22:51#

Благодаря им наша духовная жизнь становится реальной. Так или иначе, нам необходимо обрести, можно сказать, каплю их милости, толику их благоволения, благосклонности. И, обретя их милость, их расположение, [необходимо] следовать их советам. То, что нам необходимо, то, в чем мы нуждаемся, — следовать их советам, служить этим личностям.

#00:24:00#

Эти личности, эти вайшнавы, преданные, способны дать нам каплю вечной премы, чистой любви к Богу. А природа этого явления такова, что одной капли чистой любви к Богу достаточно, для того чтобы затопить всю вселенную, наполнить весь мир. Говорится в шастрах, писаниях: эка бинду джагат д̣уба̄йа[1]. (Эк — это «один», бинду — это «капля», джагат значит «вселенная».) Одной капли кришна-премы, чистой любви к Кришне, достаточно чтобы наводнить, заполнить все бытие.

#00:25:19#

Если мы обретем эту милость, то для нас будет возможным достижение того состояния, когда двадцать четыре часа в сутки мы будем сохранять связь, мы будем осознавать Кришну двадцать четыре часа в сутки, это памятование о Кришне станет непрерывным. Мы будем воспевать Его святые имена, чувствовать подлинный вкус Святого Имени и совершать другие деяния в преданности.

#00:25:59#

То место, где живут, где пребывают преданные Господа, является святым, священным, является Вриндаваном, поскольку эти преданные постоянно думают о Кришне, говорят о Кришне, прославляют Кришну и испытывают чувство подлинной любви к Нему. То место, где они обитают, становится исполненным славы.

#00:26:52#

Такое явление, как непоколебимая преданность Богу, чистая любовь к Богу, существует, это явление реально. Где бы такой человек ни находился, что бы он ни делал, днем и ночью, в его сердце живет эта любовь. Эти преданные воистину счастливы. Мы, возможно, далеки [от этого состояния], возможно, в настоящее время мы далеки от этой вершины, от этого идеала, но такова наша цель, это то, к чему мы стремимся. Мы стремимся к той самой капле божественной любви. В действительности у нас нет иного, лучшего занятия, нежели это занятие, поиск, попытки идти в этом направлении, стремиться к этой цели.

#00:28:27#

Вопрос: Мы живем в постоянном конфликте. И у меня вопрос, больше, наверное, о конфликте религий. Какой вы видите выход? Получается, что все религии говорят о чем-то высоком, но, как говорили философы: «Все войны, самые кровавые, были религиозными». Мусульмане будут говорить: «Наш Бог лучше». Кришнаиты будут говорить: «Наш [Бог] прославленный». Какой вы видите выход из этого конфликта?

#00:30:06#

Бхакти Лалита Деви Даси: Да, это действительно так. Многие войны имеют религиозную подоплеку. Однако если мы будем следовать указаниям Махапрабху, Его наставлениям о необходимости быть смиренными, быть терпимыми, терпеливыми и оказывать почтение окружающим людям, не ожидая почтения в свой адрес, то подобная позиция позволит нам избежать каких бы то ни было конфликтов.

#00:31:05#

Мы должны быть смиренными, терпеливыми, терпимыми и уважать окружающих. И из этих трех указаний, этих трех принципов, которым учил Махапрабху, самым главным является принцип терпимости, терпения. Вам необходимо терпеть друг друга, относиться друг к другу в духе терпимости. Терпимость порождает гармонию. Когда мы терпим, когда мы терпимы, гармония возрастает, усиливается.

#00:32:14#

Благодаря терпимости гармония увеличивается, растет. Всем и каждому находится место. Мы уважаем религиозные представления других людей, и мы обязаны их уважать. Все религии несут человечеству благо. Каждая религия возвышает человечество своим собственным, уникальным образом.

#00:33:12#

В Упанишадах, которые являются древними текстами нашей традиции (мы принимаем их авторитет), есть следующее изречение: «Ты должен принять ту религию, которая способствует росту твоей любви к Богу». Повсюду присутствует градация, градация также есть в религии, в религиозной идее. Существуют черты, роднящие все различные религиозные концепции. Есть черты различия и тождества. В чем-то религии похожи, в чем-то отличны.

#00:34:23#

И человек, в зависимости от своей природы, будет способен следовать той или иной религиозной концепции. Если мы, как было сказано, будем пытаться сохранять смирение, терпение и почтение к окружающему миру, к людям в нем, то мы сумеем избежать конфликтов. Мы не в состоянии контролировать окружающих, мы не в состоянии изменить окружающий мир, но мы в состоянии изменить себя и контролировать себя, это позиция самоконтроля, изменения себя. Для нас это будет великим благом.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Нава Сундари Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



[1] Ш́уддха-према-сукха-синдху, па̄и та̄ра эка бинду, сеи бинду джагат д̣уба̄йа / кахиба̄ра йогйа найа, татха̄пи ба̄уле кайа, кахиле ва̄ кеба̄ па̄тийа̄йа — «Бескорыстная любовь к Кришне подобна океану счастья. Даже одной капли из этого океана достаточно, чтобы затопить весь мир. Говорить вслух о такой любви к Богу не подобает, однако безумец не может молчать. В то же время, когда он говорит, никто ему не верит» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 2.49).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования