«В преддверии Шри Кришна-джанмаштами». Шримати Бхакти Лалита и Шрила Б. Р. Мадхусудан Махарадж. 17 августа 2014 года. Вайшнавский фестиваль в Лахте

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 46.7 МБ)

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси
Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж

В преддверии Шри Кришна-джанмаштами

(17 августа 2014 года. Вайшнавский фестиваль в Лахте)

 

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси [вопрос к Шриле Мадхусудану Махараджу]: Как проходит подготовка к Джанмаштами во Вриндаване? Что в этот день делают преданные? Какова атмосфера?

Шрила Мадхусудан Махарадж: Я бы с удовольствием почитал книгу сейчас [о подготовке к Джанмаштами]. В этот день мир, можно так сказать, становится нерелигиозным(?). Мы знаем, что Деваки была сестрой Камсы. Когда Деваки собралась выйти замуж, Камса устроил большое празднество в честь ее свадьбы с Васудевой. Помните, что Камса царь, поэтому женитьба была очень красивой и пышной.

#00:03:32#

Когда закончилось пышное празднество, которое проходило со слонами, очень помпезно, Камса забрал Деваки и Васудеву с этого праздника. Когда они ехали на своей карете, на которой, возможно, было (возможно, нет) написано «Молодожены», они услышали голос, который раздался с небес: «Камса! Что ты делаешь? Восьмой ребенок Деваки и Васудевы придет, чтобы убить тебя!» Камса, услышав этот голос, остановил запряженную многими лошадьми карету, схватил Деваки и спустил ее с кареты. Он собирался убить свою сестру после ее женитьбы.

#00:06:45#

По традиции брат должен защищать сестру, но Камса подумал: «Почему я должен оставлять ее в живых, если ее восьмой ребенок явится, чтобы убить меня?» Васудева, который только что женился, был очень умным, он подумал: «Что же мне делать в этой ситуации?» И тогда он принял прибежище в самой любимой шлоке Шрилы Говинды Махараджа:

#00:07:54#

тр̣на̄д апи сунӣчена
тарор эва сахиш̣н̣уна̄...[1]

Он принял прибежище в этой шлоке, которая говорит о смирении, почтении, любимой шлоке Говинды Махараджа. Несмотря на то, что это происходило до явления Махапрабху, такие понятия существовали. Со смирением, с уважением к произошедшей ситуации он обратился с мольбой к Камсе.

#00:09:19#

Помня о законе кармы, о действии и противодействии, он сказал Камсе: «Подумай, что произойдет с тобой, когда ты убьешь Деваки? Разреши мне помочь. Не убивай, пожалуйста, Деваки! Каждого родившегося сына я буду отправлять к тебе». Васудева был подлинным брахманом, и Камса знал: что бы он ни сказал, он действительно это сделает. Это очень яркий, красивый пример того, как мы должны жить в смирении, в почтении.

#00:10:54#

Таким образом Камса не убил Деваки. Это небольшое предисловие. Как бы там ни было, это часть кришна-лилы. Таким образом Он подготовил очень красивую, грандиозную сцену для Своего появления в этом мире. После явления Кришны в этот мир произошло еще много других событий. Кришна в Бхагавад-гите объясняет, почему и для чего Он приходит в мир: «Я прихожу разрешить религиозные разногласия».

#00:12:43#

Завтра — непосредственно день явления Господа Кришны. Для тех, кто хочет (и если есть такая возможность), это день, чтобы поститься. В этот день мы будем больше читать о Кришне, историю Его явления. Кришна явился в полночь (завтра ночью).

#00:13:45#

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси: Расскажите, Махарадж, о Камсе: был ли он настоящим демоном, или же он приобрел такое настроение только тогда, когда пожелал убить Деваки?

Шрила Мадхусудан Махарадж: Все, что мы можем сказать, это что Камса и Хираньякашипу, которые были большими правителями, жили и знали ведические правила. Они обладали сознанием, которое присутствует в ведической традиции, иначе как бы Васудева мог опираться на закон кармы, разговаривая с Камсой? Но я не близко знаком с Камсой и не знаю подробностей.

#00:15:43#

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси: Камса в свое время посадил в тюрьму своего отца (его отец был праведным правящим царем) и сам начал управлять Матхурой.

Шрила Мадхусудан Махарадж: Бхакти Лалита напомнила нам, что, несмотря на то, что Камса знал ведические законы, закон кармы, наш ум может всегда завести нас не в ту сторону через гнев, через страсть, похоть, через желание власти.

#00:16:48#

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси: Его отцом был король Уграсена.

Шрила Мадхусудан Махарадж: Камса, как мы знаем, постоянно пытался убить Кришну, причем очень разными способами, но у него, конечно же, это не получалось. И тогда он начал думать: «Почему я не могу убить этого маленького мальчика? Я перепробовал столько способов! Что же случится тогда со мной, если я столько раз пытался убить Кришну?» Таким образом, Камса всегда был в сознании Кришны. Я не особо много знаю о славе Камсы, но знаю о величии Кришны. Тем не менее сегодняшняя утренняя программа — это программа Бхакти Лалиты. Я сделал то, что требовалось: я рассказал о Камсе. Но я не так много знаю о Камсе, больше знаю о Кришне. Он был очень классным ма́лым.

#00:19:44#

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси: Теперь вопросы к Махараджу.

Шрила Мадхусудан Махарадж: Я пытался сделать как Махайоги: просто проскользнуть незаметно по лестнице. В следующий раз я спущу простыню и вылезу через окно.

#00:20:19#

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси: Что мне пришло в голову утром, когда я зашла в алтарную: все преданные выглядят очень уставшими, тем не менее они здесь, на утреннем арати. Я подумала: насколько эти преданные красивы! Некоторые из них не спят ночью, засыпают в ванной, засыпают на фестивале, спят на столах в офисе, они очень уставшие, тем не менее они просыпаются на мангала-арати, предстают перед взором Господа. Они прекрасны, и это чувство заставляет меня думать, что я нахожусь в семье и что эти люди — самые лучшие люди в мире. Это моя честь и радость — присутствовать здесь с вами и праздновать столь грандиозный праздник.

#00:21:59#

Я учусь у вас, учусь вашему духу преданности, вашему самопожертвованию. Виджай Раман Прабху — самый лучший хозяин, который принимает нас. Он жертвует своей размеренной жизнью и открывает дверь всему миру. Мы врываемся в его дом, открываем его холодильник и съедаем все, что в нем есть, срываем все его овощи и ягоды в саду. Он настолько счастлив видеть это, он самый лучший, самый милостивый хозяин. Поэтому мы очень благодарны за все его благословения, за всю его милость и уважение.

#00:23:50#

Ум Виджая Рамана работает в одной направленности: он всегда думает об Авадхуте Махарадже, о его диете, и как сделать так, чтобы Авадхут Махарадж кушал то, что ему нужно кушать. Виджай Раман часами утром в саду собирает травы и делает зеленый коктейль для Махараджа, который он называет смузи.

Шрила Мадхусудан Махарадж: Из всего стакана этого смузи Махарадж пьет одну капельку и отставляет его в сторону.

#00:24:51#

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси: Иногда он даже не прикасается к стакану смузи, просто отодвигает его в сторону и берет печенье, а Виджай Раман в свою очередь забирает это печенье у него. Больше, чем что-либо другое, Виджай Раман желает видеть Авадхута Махараджа здоровым, сильным, и чтобы он продолжал свою жизнь. Мы живем в его доме, и на протяжении дня мы видим, как Виджай Раман посвящает всего себя тому, чтобы Авадхут Махарадж был здоровым. И, конечно, он делает еще миллион вещей за свой день. Он принимает правительственных гостей, знакомит их с территорией, он беспокоится о том, чтобы соседи чувствовали себя комфортно, и заботится обо всех преданных: сам приходит удостоверится, что все проходит идеально.

#00:27:03#

Шрила Мадхусудан Махарадж: У меня есть вопрос. Я присутствовал много раз в Индии на Джанмаштами (в Навадвипе), я видел, как проходит праздник у нас там. Бхакти Лалита находилась возле Гурудева в его турах. Расскажите о том, как проходили Джанмаштами с Гурудевом за пределами Индии.

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси: В первую очередь Шрила Гурудев был очень внимателен, очень заинтересован в традициях страны, в которой он находился в тот или иной момент. Гурудев всегда приспосабливается к стране и ее традициям. Он не хотел навязывать индийские ведические стандарты западному миру. Шрила Гурудев всегда старался сделать так, чтобы западным преданным было легче соблюдать ведические правила, не заставлял их соблюдать какие-либо радикальные правила, которые существуют в Индии.

#00:29:47#

Один раз мы были в Лондоне, и, чтобы не беспокоить соседей (на тот момент у нас были очень нехорошие соседи) полуночным арати и нашим киртаном, мы праздновали Джанмаштами по иИндийскому времени. Это разница примерно в пять с половиной часов. Наш храм тогда находился на очень зеленой улице, очень многолюдной, и соседи постоянно вызывали полицию. Поэтому мы счастливо отметили день явления Кришны в Лондоне по индийскому времени. Все преданные были очень счастливы по этому поводу: это значило, что им не нужно было поститься позже, чем до вечернего арати в шесть-тридцать.

#00:31:28#

Шрила Гурудев поступил так, чтобы не беспокоить окружающих. Он всегда пытался гармонизировать любую ситуацию, какая бы ни приходила. Гурудев не заставлял поститься тех, кто не может соблюдать сухой пост, но он просил хотя бы не употреблять в пищу зернобобовые в этот день. Шрила Гурудев говорил тем, кто не может соблюдать сухой пост, чтобы они держали пост на зернобобовые и в этот день ели фрукты, орехи и пили сок, воду, то есть то, что им требовалось для поддержания нормального состояния.

#00:33:00#

В этот день Гурудев всегда читал «Бхагаватам», рассказывал истории о Кришне. Вечером у нас было арати, а после этого — прасад, также без зернобобовых. На следующий день после Джанмаштами всегда происходит большой фестиваль, то есть в сам день Джанмаштами мы соблюдаем сухой пост или же принимаем пищу без зернобобовых до следующего дня. Таких дней в году три: Джанмаштами, Гаура-пурнима и Нрисимха-чатурдаши.

#00:34:23#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Есть еще такие праздники, как день явления Господа Рамы, день явления Радхарани, но в эти дни мы постимся только до обеда, а на Шиваратри можно поститься, можно не поститься. Когда мы были с Гурудевом, мы подметили, что в эти три дня (Гурудев обычно в обед кушает фрукты) он только пил сок. В писаниях говорится о том, что строгие правила могут не соблюдаться детьми до пяти лет и пожилыми людьми, которым больше семидесяти пяти лет. Тем не менее Шрила Гурудев даже в преклонном возрасте всегда соблюдал посты и экадаши.

#00:36:38#

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси: На самом деле во время поста каждый должен знать, что допустимо для него, немножко себя подтолкнуть к тому, чтобы держать пост, но не заставлять свой организм поститься, применяя какие-либо радикальные меры. Я вспомнила про слово упаваса: что оно значит, кроме поста? Оно значит «самопожертвование». Мы ограничиваем себя в удовольствиях, чтобы Кришна мог получить их в этот день. Таким образом мы проявляем благодарность за милость, которую Он дает нам, мы жертвуем чем-то от себя и даем в этот день это Ему.

#00:38:56#

Следующий день очень важен, потому что пир — это очень серьезно. Есть три таких случая в году: Джанмаштами, [Гаура-пурнима] и Нрисимха-чатурдаши, когда на следующий день, можно сказать, у нас сумасшедший пир. Даже если и в небольшом количестве, но обычно это сразу сто восемь разных блюд. В этот день все, что бы мы ни нашли в магазине или на рынке, мы предлагаем Господу, даже взбитое масло с сахаром. В этот день у нас всегда очень много молочных сладостей.

#00:40:59#

Следующий день после рождения Кришны — Нандотсава, когда Нанда Махарадж устраивал потрясающие, сумасшедшие пиры. Кришна родился в окружении пастушков, поэтому все, кто на следующий день приходили к Нанде Махараджу, приносили с собой молочные продукты: сыры, сладости, йогурт и так далее. Особенность этого дня, когда Нанда Махарадж устраивал пир: где-то посреди дня устраивалась битва едой. Все бриджабаси бросались друг в друга маслом, обливались молоком, катались по полу…

Шрила Мадхусудан Махарадж: Тут нужно напомнить, что мы поклоняемся бриджабаси, но не ведем себя так, как они.

#00:42:46#

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси: У них всегда за поясом были палки, которыми они погоняли коров, и они начинали драку на этих палках. Это небольшое пояснение того, что такое Нандотсава. Мы можем больше об этом поговорить завтра. В этот день всегда был большой пир, и Шрила Гурудев не ждал одинаково большого пира в разных центрах. Например, у нас есть много небольших центров, где нет возможности приготовить грандиозный пир. Гурудев всегда утром на Нандотсава приходил к алтарю и всегда видел новорожденного Кришну. Божество большого Кришны в этот день выглядело для Гурудева маленьким Кришной. Кто был в то время с Гурудевом на его веранде, слышал, как Гурудев говорил: «Пойдемте, увидим новорожденного малыша!»

#00:44:59#

Так мы с Гурудевом праздновали Кришна-джанмаштами в разных странах. Особенность Гурудева была приспосабливаться к традициям и порядкам той или иной страны.

У нас есть вопрос от человека в фиолетовом.

Преданный: Дурацкий вопрос.

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси: Не бывает дурацких вопросов.

Преданный: Не все понимают здесь, каким образом происходит в момент поста преданных отдача всех даров Кришне. Что это означает? Каков смысл?

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси: [Что вы скажете, Махарадж?]

Шрила Мадхусудан Махарадж: [Нет, это ваша лекция.]

#00:46:37#

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси: В такие дни мы приносим себя в жертву, мы заставляем свой желудок есть меньше, тем самым отдавая энергию Господу. В этот день мы ни в коем случае не наслаждаемся, не переедаем, мы ограничиваем себя, пытаемся контролировать свой язык, свой желудок, мы держим себя в тонусе: не разрешаем себе кушать вообще или кушать те или иные продукты. Мы помним о том, что все, что мы делаем, мы направляем Господу. В этот день мы делаем что-то не для себя, но для Него.

Преданный: То есть я хотел сказать: когда мы не едим, так как мы являемся частью общего сознания, вся энергия идет на развитие общего сознания, то есть отдаем ее Кришне, получается.

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси: [Нечто в этом роде.]

[Ашутош Кришна Прабху точнее переводит утверждение преданного.]

#00:50:37#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Когда мы говорим о коллективном, о вселенском сознании, мы хотим говорить о сознании Кришны. Шрила Бхактивинод Тхакур всегда напоминал, почему он постится: потому что это благоприятно для него. Мы всегда стараемся принимать то, что благоприятно, и отвергать то, что неблагоприятно для нас. Также в разные дни поста разное благо будет приходить к нам от того, как мы постимся и в каком настроении. На Нрисимха-чатурдаши, например, мы всегда помним Прахлада Махараджа, о его преданности и о том, что Господь защищает нас в любых сложных ситуациях.

#00:52:00#

Но на Кришна-джанмаштами мы помним о следующем: как прекрасно, что Господь пришел в этот мир и что Он явил миру Свою вриндавана-лилу. Шрила Гуру Махарадж и Шрила Говинда Махарадж всегда приводят нас к прибежищу любящего и милостивого Господа Кришны во Вриндаване. Как бы мы были несчастны, если бы Кришна не явился в этом мире! У нас бы не было ничего для того, чтобы жить в этом мире. Поэтому мы должны счастливо поститься и думать не о себе, а о том, насколько милостив Господь к нам. Мы бы не знали об этом всем, если бы не было Гуру. Мы всегда в первую очередь помним о них и о том, что их руководство помогает нам поститься в этот день. Харе Кришна!

#00:53:53#

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси: Но пока что еще не Джанмаштами — сейчас время завтрака. Я хочу, чтобы Мадхусудан Махарадж сегодня обязательно попробовал бимал-сандеш. Это глазированный сырок. А где Бимал Прабху?

Шрила Мадхусудан Махарадж: Очень хорошо [по-русски]. Сегодня я попробую обязательно.

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси: Сырок назван в честь Бимала Канти Прабху. Когда мы в первый раз приехали в Россию, мы зашли в магазин и накупили очень много этих сырков. Это было настолько вкусно! Мы думали: что же это такое? Есть так много разных начинок. Такого нет нигде больше, поэтому вы заслужили попробовать хотя бы один сырок.

Джай Сапарикара Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай! Гирирадж Говардхан ки джай!

Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас

 


[1] Тр̣на̄д апи сунӣчена, тарор апи сахиш̣н̣уна̄ / ама̄нина̄ ма̄надена, кӣрттанӣйах̣ сада̄ харих̣ — «Тот, кто смиреннее травинки, более терпелив, чем дерево, и почитает других, но не желает какого-либо почтения к себе, всегда достоин воспевать Святое Имя» (Господь Шри Чайтаньячандра, «Шри Шикшаштакам», 3).

 

← «Джива Госвами и Сарасвати Тхакур — защитники Гаудия-сампрадаи». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 17 июня 1982 года. Навадвип Дхам, Индия ·• Архив новостей •· Вайшнавский фестиваль в Абхазии. 3 и 4 сентября 2014 года →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования