«Шри Кришна-джанмаштами». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 28 августа 2013 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 23.30M)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Шри Кришна-джанмаштами

(28 августа 2013 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

паритра̄н̣а̄йа са̄дхуна̄м̇ вина̄ш́а̄йа ча душ̣кр̣та̄м
дхарма-сам̇стха̄пана̄ртха̄йа самбхава̄ми йуге йуге[1]

Это известная шлока из Гиты, где Кришна сам объясняет причину Своего прихода в этот мир. Господь говорит: «Я прихожу, чтобы удовлетворить сердца праведников (паритра̄н̣а̄йа са̄дхуна̄м̇), и Мой приход также беда для врагов, бездуховных личностей (вина̄ш́а̄йа ча душ̣кр̣ита̄м)». Также мы упоминали, и в писаниях сказано, сукрити. Что это такое? Этот термин обозначает: человек за счет благих заслуг обретает способность воспринимать духовное. Писания говорят, что в противоположность сукрити, божественному восприятию, есть душкрити, божественная слепота.

#00:01:32#

на ма̄м̇ душ̣кр̣тино мӯд̣ха̄х̣…[2]

Это также известная шлока, в которой Кришна говорит: «Невеждам Я не открываю Себя». Сказано, что те, кто душкрити, то есть те, кто не стремится к божественному восприятию, не способны постичь Кришна-концепцию. Однако удивительно то, что в начале «Шримад-Бхагаватам», как говорят наши учителя, есть несколько выражений, которые допускают оппозицию, допускают альтернативное мышление.

#00:02:40#

…джанма̄дй асйа йато ’нвайа̄д
итараташ́ ча̄ртхеш̣в абхиджн̃ах̣ свара̄т̣…[3]

Изначально эта Пурана говорит о восприятии Божественного. Она говорит, что вы можете обрести непосредственное и опосредованное восприятие Божественного. Есть непосредственное восприятие божественного сознания Кришны, а есть опосредованное. Однако это опосредованное восприятие фактически соответствует непосредственному восприятию. В противном случае, как демоны в форме антитезиса могли проникнуть во Вриндаван? Их проникновение обозначало опасность, экстремальную ситуацию, демоны даже угрожали самому Кришне, что уж говорить о Его преданных.

#00:04:11#

браджа-джана-па̄лана асура-кула-на̄ш́ана…[4]

Таким образом, смысл этого изречения: Господь нисходит в этот мир, Он проявляет Свои уникальные игры во Вриндаване, а также Он занят тем, что изгоняет демонов. Ответ, почему же все-таки негатив существует там, в божественной игре, в том, что если бы преданные не попали в экстремальные ситуации, в эти условия, какой бы был смысл тогда Кришне их спасать? Поэтому мы понимаем, что даже негатив всегда является частью позитивной гармонии. Поэтому в священных писаниях мы видим иногда, что такие мудрецы, как Нарада, могут дать зачастую демонам какие-то достаточно не очень духовные советы.

#00:05:53#

Чтобы ускорить приход Господа, мудрец Нарада пришел к демону Камсе и сказал: «Тебе угрожает восьмой ребенок, но как ты узнаешь, какой из них убьет тебя? Мало того, пока эти дети маленькие и не представляют для тебя никакой опасности, но стоит им только вырасти, и все выйдет из-под контроля». Таким образом, Камса благодаря совету мудреца решил избавиться от всех этих детей. Поэтому кто-то из оппозиции, из критики может сказать: «Как же так? Великий гуманист, святой Нарада Муни приходит к демону и дает ему совет избавиться побыстрее от этих детей?» Но следует понять, что речь идет о божественных деяниях, это божественная драма. Сердце Нарады в данном случае лежит полностью в желании, чтобы Кришна как можно быстрей явился в этом мире, поэтому он приходит к демону и дает ему такой совет. С другой стороны, Нарада также хочет принести благо всем, поскольку знает, что приход Кришны обозначает смерть демона Камсы. Поэтому Нарада говорит демону Камсе: «Не медли, быстрей избавься от своих врагов!» И демон Камса говорит мудрецу: «Очень хороший совет, большое спасибо. Я поступлю именно так, как вы говорите».

#00:07:52#

Поэтому в божественной драме существуют протагонисты и антагонисты, позитивные и негативные герои. В кришна-лиле демоны также занимают позитивные роли через свое негативное присутствие. Именно демоны и их препятствия заставляют Господа низойти в этот мир, чтобы защищать Своих преданных. Как в «Брихад-бхагаватамритам», который написал Санатана Госвами, мы видим, что там мудрец Нарада пришел, чтобы прославить Пандавов. Мудрец обращается к этим братьям, царям: «Вы такие чистые личности, вы настолько близки к Господу Кришне». Но Юдхиштхира Махарадж говорит: «Пожалуйста, не ставь нас в пример. Я думаю, что мы не самый лучший пример преданности». Он сказал: «Ни в коем случае не упоминай о нас людям, ведь если люди узнают о том, какие трудности и страдания мы прошли в своей духовной жизни, никто не захочет стать преданным».

#00:09:53#

Так получилось, что их жизнь состояла из сплошных испытаний: они потеряли свое царство, их жена стала рабыней, все их имущество было похищено, сами они были унижены неоднократно. Их жизнь можно сравнить с жизнью неудачников, когда, будучи царями, они теряли все одно за другим. Поэтому они сказали: «Нет-нет, не говори людям, что мы преданные Бога, люди подумают: наверное, будет слишком много испытаний». Но Нарада сказал: «Наоборот, люди узнают из вашей судьбы совершенно другую идею. Из вашей судьбы все люди узнают о том, что в какой бы трудности преданный ни находился, всегда придет Господь и спасет его».

#00:11:13#

С другой стороны, когда Гуру Махарадж комментировал жизнь великих святых — а многие великие святые прошли через величайшие испытания, — он сказал: «Если вы хотите идти подлинным духовным путем, хотите настоящей духовной жизни, приготовьтесь к испытаниям, дети мои». Когда мы идем через сознание Кришны, духовным путем, зачастую этот духовный путь противоречит пути материальному. Поэтому Гуру Махарадж шутил: «Не думайте, что когда вы станете верующим, в материальном мире устроят парад в вашу честь. Не думайте, что окружающие скажут: о, какой хороший человек! Он решил посвятить себя Богу! Ну что, устроим парад в его честь в выходные?» Скорее общество может сказать: оставить все ради Бога — это некая угроза, звучит угрожающе. Поэтому есть еще такое выражение: страдания всегда пребывают в компании, беда не приходит одна. И эта одна из причин: чтобы защитить преданных Господь приходит в этот мир. Но всегда существует внешняя и внутренняя причина:

#00:12:52#

йада̄ йада̄ хи дхармасйа гла̄нир бхавати бха̄рата
абхйутха̄нам адхармасйа тада̄тма̄нам̇ ср̣джа̄мй ахам
[5]

Господь говорит в Гите: «Когда человечество утрачивает духовность, когда религия превращается во что-то формальное, когда религия теряет свою духовную природу и становится чем-то материальным и, скорее всего, даже негативным, тогда Я вынужден прийти в этот мир, чтобы разрушить старое и дать новое». И когда Вьяса беседует с Нарадой до появления «Бхагавата-пураны», в этой беседе так же упоминается эта тема.

#00:14:19#

Нарада приходит в Гималаи в ашрам великого мудреца Ведавьяса, который находится на берегах реки Сарасвати, и видит, что Ведавьяс — тот, который записал все священные писания («Шримад-Бхагаватам», Бхагавад-гита) для человечества, проделал колоссальный труд, — сидит в каком-то неудовлетворенном, подавленном состоянии и не знает, что с ним происходит. Те, кто знают Веды, понимают, что Ведавьяс — это тот, кто дал, сохранил религию для мира, фактически, тот, кто записал все Веды. Мудрец Нарада смотрит на этого великого писателя, который сидит в депрессии и говорит: «Я знаю, почему ты плохо себя чувствуешь. Я тебе могу сказать это в глаза: ты записал все писания, но ты не дал самую главную истину, ты не дал понимание ачьюта-прии. Да, ты записал священные писания, и в конце, как суть, ты дал определенные намеки на сознание Кришны. Ты не дал подлинного лекарства. Ты доктор, но ты ограничился лишь диетой: ты объяснил, как можно отстраниться от материи, но ты не дал подлинного лекарства, ты не раскрыл всю духовность до конца. Ты не рассказал человеку о том, что такое здоровая жизнь, жизнь без болезни, ты не дал сути духовной жизни».

#00:16:26#

муктир хитва̄нйатха̄ рӯпам̇
сва-рӯпен̣а вйавастхитих̣
[6]

Иными словами, «Бхагаватам» говорит: живое существо должно освободиться из мира материи, достичь освобождения. Но возникает вопрос: а что же оно будет делать, когда выйдет из тюрьмы, в чем же будет его здоровая жизнь в духовном мире?

#00:16:56#

на̄хам̇ прака̄ш́ах̣ сарвасйа,
йога-ма̄йа̄-сама̄вр̣тах̣
мӯд̣хо ’йам̇ на̄бхиджа̄на̄ти,
локо ма̄м аджам авйайам
[7]

Также Гурудев сегодня [в аудио-записи] на утреннем даршане, упомянул известную шлоку из Гиты, где Кришна объясняет: «Я существую, но я устроил так, что Я скрыт иллюзией, скрыт йога-майей, поэтому под покровом иллюзии люди не в состоянии видеть Меня таким, какой Я есть». Но Гурудев дал еще более глубокое объяснение. Он сказал: «Йога-майя — это то, что скрывает Кришну, но живые существа пребывают в маха-майе, величайшей иллюзии, которая является ее тенью». Это неведение можно сравнить с болезнью, которая называется катаракта. Она вырастает, подобно пленке, на здоровом глазу и ослепляет. Стоит лишь только устранить катаракту, и к глазу вернется естественное восприятие и способность видеть. Но что же он увидит тогда, какова же позитивная духовная реальность в мире, где живет Бог?

#00:18:40#

джӣвера ‘сварӯпа’ хайа — кр̣ш̣н̣ера ‘нитйа-да̄са’...[8]

Тогда возникает идея сварупы, или трансцендентной формы, трансцендентного тела. И что же это за форма, или трансцендентное тело души? Что же она будет делать в этом теле, бессмертном, блаженном теле? Сказано, что именно в этом теле душа может служить Богу. В конечном итоге, уходя все глубже и глубже в «Бхагавата-пурану», дойдя до десятой песни, открывается самое сокровенное: рождение, явление, деяния Кришны. Это произведение систематически раскрывает рождение Кришны, приход Его детства и в конечном итоге раскрывает Его самые высшие сокровенные игры любви с враджа-гопи.

#00:19:59#

В «Бхагаватам» есть часть, где через Уддхаву, словами великого святого раскрывается суть враджа-лилы. Почему через Уддхаву? Потому что, если мы прочитаем «Брихад-бхагаватамритам» — это вспомогательная работа, которая раскрывает суть этой части священных писаний, которую написал Санатана Госвами, — только тогда, изучив глубоко это произведение, мы увидим, почему это является глазами Уддхавы.

#00:20:42#

а̄са̄м ахо чаран̣а-рен̣у-джуш̣а̄м ахам̇ сйа̄м̇
вр̣нда̄ване ким апи гулма-латауш̣адхӣна̄м
йа̄ дустйаджам̇ сва-джанам а̄рйа-патхам̇ ча хитва̄
бхеджур мукунда-падавӣм̇ ш́рутибхир вимр̣гйа̄м
[9]

Великий мудрец Уддхава говорит: «На самом деле сами олицетворенные Веды, живые, стремятся к постижению Бога. Но тем, что Веды не могут получить, гопи, возлюбленные Кришны, обладают в полноте». Бхактивинод Тхакур в одной из своей поэзии комментирует: «На самом деле Верховный Господь принадлежит Своей возлюбленной Радхарани и Ее спутникам». Это подобно тому, как мы сначала видим улыбающегося Бога, а потом сзади увидим, что у Него подписаны эксклюзивные договоры: все права принадлежат не Ему, а Его возлюбленным.

#00:22:29#

Поэтому Уддхава обращается ко всем. Он говорит: «На самом деле моя мечта — это соприкоснуться с этими преданными, которым принадлежит Кришна, с гопи, получить пыль с их лотосоподобных стоп — вот самое высшее положение». Поэтому слова Нарады очень глубоки, поскольку ачьюта-прия (этот термин) относится как к самому Господу, так и к Его возлюбленной, Шримати Радхарани. Радха-дасьям. Поэтому те, кто обладает тонким теистическим мнением, понимают, что Нарада говорит не только о Кришне: он так же упоминает Радхарани. С этой точки зрения мы можем сказать, что служение Радхарани является высочайшим достижением души. Это называется радха-дасьям — служение лотосоподобным стопам Шримати Радхарани.

#00:23:46#

йадамийа-махима̄-ш́рӣ бха̄гаватйа̄м катха̄йа̄м̇
пратипадам анубхатам апйа̄лабдха̄-абхидхейа
тадакхила-раса-мӯртех̣ ш́йа̄ма-лӣла̄ валамвам̇
мадхура-раса̄бдхи-ра̄дха̄-па̄дападмам прападйе
[10]

Гуру Махарадж в своей поэзии раскрывает эту глубокую тайну. Он говорит: «В целом имя возлюбленной Господа Кришны — Радхарани — всуе не упоминается даже на страницах „Шримад-Бхагаватам“. Но если понять, ради чего написано это произведение, то его внутренняя суть — это привести живое существо к идее служения Радхарани». Если говорить о самых высших отношениях между душой и Богом (мадхура-раса), об отношении чистой любви, то Радхарани является королевой мадхура-расы, без Нее это невозможно.

#00:25:18#

Поэтому Нарада хотел, чтобы эта истина была явлена людям будущего, и Вьяса тоже мечтал об этом, и в этом также является глубочайшая суть прихода в этот мир Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху.

#00:25:39#

(йади) гаура на̄ хаита, табе ки хаита, кемане дхарита̄м де’
ра̄дха̄ра махима̄ према-раса-сӣма̄, джагате джа̄на̄та ке?
[11]

В поэзии вайшнавского святого Васудева Гхоша говорится: если бы Шри Чайтанья Махапрабху не низошел в этот мир, разве смогли бы мы постичь сами сокровенную суть кришна-лилы и трансцендентное положение Радхарани?

Джай Шри Кришна-джанмаштами маха-махотсава ки ки ки джай!

#00:26:39#

Кто-то может сказать: а почему вы говорите об этом именно сейчас, на Джанмаштами? Такова была воля Шрилы Гуру Махараджа, чтобы на Джанмаштами читали не о явлении Кришны, а «Чайтанья-чаритамриту».

#00:27:09#

йатха̄ йатха̄ гаура-пада̄равинде
виндета бхактим̇ кр̣та-пун̣йа-ра̄сих̣
татха̄ татхотсарпати хр̣дй ака̄смад
ра̄дха̄-пада̄мбходжа-судхамбху-ра̄сих̣
[12]

В своей поэзии великий святой Прабодхананда Сарасвати Тхакур дает ответ на этот вопрос: «Если кто-то из вас захочет постичь истину о Господе Кришне, ему следует обратиться к приходу Чайтаньи, ведь только через приход Чайтаньи сущность Кришны открывается живым существам». То, что написал Прабодхананда в форме своей поэзии, — это прекрасный комментарий на шлоки «Шримад-Бхагаватам».

#00:28:07#

кр̣ш̣н̣а-варн̣ам̇ твиш̣а̄кр̣ш̣н̣ам̇, са̄н̇гопа̄н̇га̄стра-па̄рш̣адам
йаджн̃аих̣ сан̇кӣртана-пра̄йаир, йаджанти хи су-медхасах̣
[13]

В «Бхагавата-пуране» есть одно предсказание. Оно говорит о том, что Господь принимает форму Своего аватара и приходит со Своим оружием, со Своими спутниками, но это является су-медхасах̣ — это будет явлено тем, кто обладает теистическим интеллектом. Подобно тому, как специалист, геолог может определить по срезу породы место, откуда она происходит, так же Бхактивинод Тхакур, великий святой, открывает суть того, какова же природа происхождения этого божественного Вриндавана.

#00:29:25#

радха-падманкита дхама, вриндавана джар нама[14]

Он говорит о том, что эта земля будет отмечена лотосоподобными стопами Шримати Радхарани. Прабодхананда Сарасвати Тхакур говорит: «Тогда, если ты понимаешь это, посвяти себя служению Гуру и Гауранге. И каков же будет результат? Если ты посвятишь себя служению Махапрабху, в твоем сердце возникнет спонтанное любовное влечение — радха-раса-судханидхи. Тебе откроется суть того, что происходит во Вриндаване. И это откроется тебе через мир, через землю Вриндавана».

#00:30:36#

Однажды, когда мы путешествовали, мы обходили холм Говардхан. Мы были в месте рождения Лалиты Сакхи, в ее доме, и за нами бежали маленькие мальчики. И куда бы мы ни пошли, за нами шла какая-то маленькая девочка, она [буквально] назойливо висела у нас на хвосте. Я спросил ее: «Как тебя зовут, девочка?» Она сказала: «Мое имя — Враджа Лата». Когда я услышал ее имя, я вспомнил об этой поэзии, когда великие святые говорят: «На этой земле я хотел бы стать хотя бы семенем, пылинкой».

#00:31:40#

Сейчас мы сидим и испытываем здесь милость великих святых, таких, как Шрила Гурудев, Шрила Гуру Махарадж. Завтра — день явления Бхактиведанты Свами Прабхупады. Именно благодаря таким великим святым личностям мы с вами можем сидеть здесь и говорить обо всех этих возвышенных вещах. И как говорит Гурудев, сдвиньте стрелки своих духовных часов в сторону Индии. Сейчас уже в Индии произошло рождение Кришны, полночь. Кришна подобен солнцу, которое встает. Прочитав какие-то части Его явления, через какое-то время это чудесное явление произойдет и здесь, среди нас тоже. Сейчас по традиции мы прочтем те шлоки из священных писаний, которые читали многие поколения наших духовных учителей. После этого мы проведем арати, церемонию поклонения — это первая церемония поклонения Кришне после того, как Он рождается.

Мы надеемся, что Ананда Мой Прабху готов! Скоро Кришна спасет тебя, Ананда Мой, от Авадхута-асуры.

#00:34:10#

ш́рӣ-ш́ука ува̄ча
атха сарва-гун̣опетах̣
ка̄лах̣ парама-ш́обханах̣
йархй эва̄джана-джанмаркш̣ам̇
ш́а̄нтаркш̣а-граха-та̄ракам

диш́ах̣ праседур гаганам̇
нирмалод̣у-ган̣одайам
махӣ ман̇гала-бхӯйиш̣т̣ха-пура-гра̄ма-враджа̄кара̄

надйах̣ прасанна-салила̄
храда̄ джаларуха-ш́рийах̣
двиджа̄ли-кула-санна̄да-ставака̄ вана-ра̄джайах̣

вавау ва̄йух̣ сукха-спарш́ах̣
пун̣йа-гандхавахах̣ ш́учих̣
агнайаш́ ча двиджа̄тӣна̄м̇
ш́а̄нта̄с татра саминдхата

мана̄м̇сй а̄сан прасанна̄ни
са̄дхӯна̄м асура-друха̄м
джа̄йама̄не ’джане тасмин
недур дундубхайах̣ самам
[15]

#00:35:40#

Сказано, что в те моменты, когда Господь должен снизойти в этот мир, Вселенная приходит в самое гармоническое состояние, она была переполнена блаженством, удовлетворена и готова принять Его. В данном случае писания говорят о том, что все звезды, все планеты заняли самое благоприятное положение. Мать Земля благоухала, реки текли очень плавно, и лотосы распустились в этот момент.

#00:36:38#

Мы знаем, что в этом мире есть движение «зеленых» — людей, которые борются за экологию, за чистоту, чтобы все было плавно и гармонично во Вселенной. Можно сказать так, что это и есть атмосфера духовного Вриндавана. Писания описывают эту землю Вриндавана, где прекрасные деревья, цветы, все животные пришли в гармонию, и в этот момент ветер очень приятно, мягко дул, все могли это ощутить.

Шрила Авадхут Махарадж: Джай Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!

#00:37:43#

Шрила Госвами Махарадж: Брахманы и даже демоны, которые в целом не могут найти себе покоя, вдруг почувствовали: «Странно что-то сегодня», а танцоры и музыканты стали играть на божественных инструментах сами собой.

#00:38:06#

джагух̣ киннара-гандхарва̄с
туш̣т̣увух̣ сиддха-ча̄ран̣а̄х̣
видйа̄дхарйаш́ ча нанр̣тур
апсаробхих̣ самам̇ муда̄
[16]

Сказано, что небожители, такие, как кенары, гандхарвы (обитатели высших планет), стали петь песни, а апсары (небесные танцовщицы) ни с того ни с сего пустились в пляс.

#00:38:06#

мумучур мунайо дева̄х̣
сумана̄м̇си муда̄нвита̄х̣
мандам̇ мандам̇ джаладхара̄
джагарджур ануса̄гарам

ниш́ӣтхе тама-удбхӯте
джа̄йама̄не джана̄рдане
девакйа̄м̇ дева-рӯпин̣йа̄м̇
виш̣н̣ух̣ сарва-гуха̄-ш́айах̣
а̄вира̄сид йатха̄ пра̄чйа̄м̇
диш́ӣндур ива пуш̣калах̣
[17]

#00:39:22#

Облака собрались в небе и приятно трепетали, издавая определенные звуки и свет, а небожители на своих космических кораблях спустились на нашу планету и стали осыпать Вриндаван цветами. Тогда Верховная личность Господа Вишну (Кришна), которая присутствует в сердце каждого живого существа, трансформировалась в сердца Своих преданных Деваки и Васудевы и низошла в этот мир. Это произошло так, как будто из океана поднимается луна. И тогда отец — Васудева — увидел, что родился младенец, прекрасный ребенок, который обладает глазами, подобными лотосу.

Джай Шри Кришна-джанмаштами маха-махотсава ки ки ки джай!

Преданные: Джай!

Переводчик: Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] «Чтобы явить Себя праведникам и низвергнуть злодеев, а также восстановить принципы религии, Я прихожу из века в век» (Бхагавад-гита, 4.8).

[2] Стих полностью: на ма̄м̇ душ̣кр̣тино мӯд̣ха̄х̣, прападйанте нара̄дхама̄х̣ / ма̄йайа̄пахр̣та-джн̃а̄на̄, а̄сурам̇-бха̄вам-а̄ш́рита̄х̣ — «Существуют четыре вида неудачливых душ, не способных предаться Мне: недальновидные обыватели, поглощенные тяжелым трудом ради мирских достижений; порочные материалисты, занятые социальным и экономическим развитием общества, но отвергающие путь служения Всевышнему; заблуждающиеся мыслители, дающие превратные толкования священных писаний; безбожники и люди, склонные к безличным представлениям об Абсолюте» (Бхагавад-гита, 7.15).

[3] Шримад-Бхагаватам, 1.1.1.

[4] Шрила Бхактивинод Тхакур говорит в своей поэзии: «Кришна заботится о жителях Вриндавана и побеждает демонов» («Шри Нама-киртан», 3).

[5] Йада̄ йада̄ хи дхармасйа, гла̄нир бхавати бха̄рата / абхйуттха̄нам адхармасйа, тада̄тма̄нам́ ср̣джа̄мй ахам — «Каждый раз, когда на Земле воцаряется безбожие и религия приходит в упадок, Я лично нисхожу в этот мир, о потомок Бхараты» (Бхагавад-гита, 4.7).

[6] «Живые существа и другие энергии входят в Маха-Вишну, когда Господь засыпает, сворачивая [разрушая] космическое проявление. Получить освобождение — значит обрести свою вечную, изначальную форму, навсегда расставшись с изменчивыми телами: грубым и тонким» («Шримад-Бхагаватам», 2.10.6; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 24.135).

[7] «Я не являю Свою божественную сущность всем и каждому, оставаясь сокрытым Своей духовной энергией. Поэтому глупцы не могут постичь Меня как нерожденного и неизменного» (Бхагавад-гита, 7.25).

[8] Джӣвера ‘сварӯпа’ хайа — кр̣ш̣н̣ера ‘нитйа-да̄са’ / кр̣ш̣н̣ера ‘тат̣астха̄-ш́акти’ ‘бхеда̄бхеда прака̄ш́а’ — «Естественное предназначение живого существа — вечно служить Кришне, ибо живое существо относится к пограничной энергии Кришны» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.108).

[9] «Гопи Вриндавана отреклись от общества своих мужей, сыновей и других членов семей, от чего очень трудно отказаться, тем самым сойдя с пути целомудрия, чтобы укрыться у лотосоподобных стоп Мукунды, Кришны, единственной цели ведического знания. Пусть же посчастливится мне стать одним из кустарников, лиан или трав во Вриндаване, которые гопи, топча, благословляют пылью со своих лотосоподобных стоп» («Шримад-Бхагаватам», 10.47.61).

[10] «В каждой букве и каждой шлоке „Шримад-Бхагаватам“ прославляется Имя Радхарани, но мы не можем увидеть там Ее образ. В „Шримад-Бхагаватам“ описана игра Сладостного Абсолюта, поэтому не может быть, чтобы Имя Радхарани не было в нем упомянуто. Повсюду в „Шримад-Бхагаватам“ прославляется Радхарани, но мы не можем увидеть Ее образ, потому что Шукадев Госвами в некоторой степени скрывает его» (книга шлок Гуру Махараджа, 566).

[11] «Кто бы мог явить эту святую, божественную истину, если бы Шри Гауранга лично не явился на этой планете? Кто бы рассказал, кто бы сообщил нам о том, что высочайшей служанкой является Радхарани? Но пришел Гауранга и ясно показал нам, что высочайшая концепция служения — быть занятым в служении высочайшей отрицательной Энергии Абсолюта» (Васудев Гхош).

[12] «Когда благочестивый человек обретает преданность лотосоподобным стопам Господа Гауры, океан нектара, берущий начало у лотосоподобных стоп Шримати Радхарани, неожиданно заполняет его сердце» (Шрила Прабодхананда Сарасвати. «Шри Чайтанья-чандрамрита», 88).

[13] «В век Кали разумные люди, собираясь вместе, славят Господа и поклоняются Его воплощению, непрестанно поющему имя Кришны. Хотя цвет Его тела не темный, это сам Кришна. С Ним всегда Его личные спутники, слуги, оружие и приближенные» («Шримад-Бхагаватам», 11.5.32).

[14] Шрила Бхактивинод Тхакур. «Гитавали», «Шри Радхаштака», 1.

[15] Затем, когда наступил подходящий момент для появления Господа на свет, во вселенной воцарились благость, красота и мир. На небе взошло созвездие Рохини и такие звезды, как Ашвини. Солнце, Луна и другие звезды и планеты были исполнены покоя. Все вокруг дышало умиротворением; в безоблачном небе мерцали прекрасные звезды. Украшенная городами, деревнями, копями и пастбищами Земля, казалось, готова была всех одарить счастьем. Воды рек были кристально чистыми, а большие озера, покрытые водяными лилиями и лотосами, — необычайно красивыми. Деревья и кусты, усыпанные цветами и покрытые богатой зеленой листвой, радовали глаз. На них в угоду богам заливались пением кукушки и другие птицы, а вокруг жужжали рои пчел. Чистый ветерок, напоенный ароматами цветов, ласкал кожу, и, когда брахманы, совершавшие обряды, зажгли по ведическим правилам костры, пламя этих костров горело ровно, не колеблемое ветром. Поэтому в тот миг, когда на свет должен был явиться нерожденный Господь Вишну, Верховная Личность Бога, святые мудрецы и брахманы, которых постоянно преследовали демоны вроде Камсы и его приспешников, ощутили в своих сердцах покой. Одновременно с этим с высших планет донеслись звуки литавр («Шримад-Бхагаватам», 10.3.1–5).

[16] «Киннары и гандхарвы стали петь священные гимны, сиддхи и чараны — возносить молитвы, а охваченные ликованием видьядхары и апсары — танцевать» («Шримад-Бхагаватам», 10.3.6).

[17] «Радостные полубоги и великие святые сыпали с небес цветы; собравшиеся тучи слегка погромыхивали, и звук этот напоминал шум океанских волн. В этот момент, подобно полной луне, восходящей на востоке, Верховный Господь Вишну, живущий в глубине сердца каждого, явился во мраке ночи из сердца Деваки, ибо Деваки имела ту же природу, что и сам Шри Кришна» («Шримад-Бхагаватам», 10.3.7–8).




←  «Рождение Кришны». Статья из журнала ‘The Harmonist’ под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (на русском, английском и испанском языках) ·• Архив новостей •· «Сверхъестественное рождение Кришны». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж | “Krishna’s Supernatural Birth.” Srila B. R. Sridhar Dev-Goswami Maharaj  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 24.4 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Шри Кришна-джанмаштами

(28 августа 2013 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

паритра̄н̣а̄йа са̄дхуна̄м̇ вина̄ш́а̄йа ча душ̣кр̣та̄м
дхарма-сам̇стха̄пана̄ртха̄йа самбхава̄ми йуге йуге[1]

Это известная шлока из Гиты, где Кришна сам объясняет причину Своего прихода в этот мир. Господь говорит: «Я прихожу, чтобы удовлетворить сердца праведников (паритра̄н̣а̄йа са̄дхуна̄м̇), и Мой приход также беда для врагов, бездуховных личностей (вина̄ш́а̄йа ча душ̣кр̣ита̄м)». Также мы упоминали, и в писаниях сказано, сукрити. Что это такое? Этот термин обозначает: человек за счет благих заслуг обретает способность воспринимать духовное. Писания говорят, что в противоположность сукрити, божественному восприятию, есть душкрити, божественная слепота.

#00:01:32#

на ма̄м̇ душ̣кр̣тино мӯд̣ха̄х̣…[2]

Это также известная шлока, в которой Кришна говорит: «Невеждам Я не открываю Себя». Сказано, что те, кто душкрити, то есть те, кто не стремится к божественному восприятию, не способны постичь Кришна-концепцию. Однако удивительно то, что в начале «Шримад-Бхагаватам», как говорят наши учителя, есть несколько выражений, которые допускают оппозицию, допускают альтернативное мышление.

#00:02:40#

…джанма̄дй асйа йато ’нвайа̄д
итараташ́ ча̄ртхеш̣в абхиджн̃ах̣ свара̄т̣…[3]

Изначально эта Пурана говорит о восприятии Божественного. Она говорит, что вы можете обрести непосредственное и опосредованное восприятие Божественного. Есть непосредственное восприятие божественного сознания Кришны, а есть опосредованное. Однако это опосредованное восприятие фактически соответствует непосредственному восприятию. В противном случае, как демоны в форме антитезиса могли проникнуть во Вриндаван? Их проникновение обозначало опасность, экстремальную ситуацию, демоны даже угрожали самому Кришне, что уж говорить о Его преданных.

#00:04:11#

браджа-джана-па̄лана асура-кула-на̄ш́ана…[4]

Таким образом, смысл этого изречения: Господь нисходит в этот мир, Он проявляет Свои уникальные игры во Вриндаване, а также Он занят тем, что изгоняет демонов. Ответ, почему же все-таки негатив существует там, в божественной игре, в том, что если бы преданные не попали в экстремальные ситуации, в эти условия, какой бы был смысл тогда Кришне их спасать? Поэтому мы понимаем, что даже негатив всегда является частью позитивной гармонии. Поэтому в священных писаниях мы видим иногда, что такие мудрецы, как Нарада, могут дать зачастую демонам какие-то достаточно не очень духовные советы.

#00:05:53#

Чтобы ускорить приход Господа, мудрец Нарада пришел к демону Камсе и сказал: «Тебе угрожает восьмой ребенок, но как ты узнаешь, какой из них убьет тебя? Мало того, пока эти дети маленькие и не представляют для тебя никакой опасности, но стоит им только вырасти, и все выйдет из-под контроля». Таким образом, Камса благодаря совету мудреца решил избавиться от всех этих детей. Поэтому кто-то из оппозиции, из критики может сказать: «Как же так? Великий гуманист, святой Нарада Муни приходит к демону и дает ему совет избавиться побыстрее от этих детей?» Но следует понять, что речь идет о божественных деяниях, это божественная драма. Сердце Нарады в данном случае лежит полностью в желании, чтобы Кришна как можно быстрей явился в этом мире, поэтому он приходит к демону и дает ему такой совет. С другой стороны, Нарада также хочет принести благо всем, поскольку знает, что приход Кришны обозначает смерть демона Камсы. Поэтому Нарада говорит демону Камсе: «Не медли, быстрей избавься от своих врагов!» И демон Камса говорит мудрецу: «Очень хороший совет, большое спасибо. Я поступлю именно так, как вы говорите».

#00:07:52#

Поэтому в божественной драме существуют протагонисты и антагонисты, позитивные и негативные герои. В кришна-лиле демоны также занимают позитивные роли через свое негативное присутствие. Именно демоны и их препятствия заставляют Господа низойти в этот мир, чтобы защищать Своих преданных. Как в «Брихад-бхагаватамритам», который написал Санатана Госвами, мы видим, что там мудрец Нарада пришел, чтобы прославить Пандавов. Мудрец обращается к этим братьям, царям: «Вы такие чистые личности, вы настолько близки к Господу Кришне». Но Юдхиштхира Махарадж говорит: «Пожалуйста, не ставь нас в пример. Я думаю, что мы не самый лучший пример преданности». Он сказал: «Ни в коем случае не упоминай о нас людям, ведь если люди узнают о том, какие трудности и страдания мы прошли в своей духовной жизни, никто не захочет стать преданным».

#00:09:53#

Так получилось, что их жизнь состояла из сплошных испытаний: они потеряли свое царство, их жена стала рабыней, все их имущество было похищено, сами они были унижены неоднократно. Их жизнь можно сравнить с жизнью неудачников, когда, будучи царями, они теряли все одно за другим. Поэтому они сказали: «Нет-нет, не говори людям, что мы преданные Бога, люди подумают: наверное, будет слишком много испытаний». Но Нарада сказал: «Наоборот, люди узнают из вашей судьбы совершенно другую идею. Из вашей судьбы все люди узнают о том, что в какой бы трудности преданный ни находился, всегда придет Господь и спасет его».

#00:11:13#

С другой стороны, когда Гуру Махарадж комментировал жизнь великих святых — а многие великие святые прошли через величайшие испытания, — он сказал: «Если вы хотите идти подлинным духовным путем, хотите настоящей духовной жизни, приготовьтесь к испытаниям, дети мои». Когда мы идем через сознание Кришны, духовным путем, зачастую этот духовный путь противоречит пути материальному. Поэтому Гуру Махарадж шутил: «Не думайте, что когда вы станете верующим, в материальном мире устроят парад в вашу честь. Не думайте, что окружающие скажут: о, какой хороший человек! Он решил посвятить себя Богу! Ну что, устроим парад в его честь в выходные?» Скорее общество может сказать: оставить все ради Бога — это некая угроза, звучит угрожающе. Поэтому есть еще такое выражение: страдания всегда пребывают в компании, беда не приходит одна. И эта одна из причин: чтобы защитить преданных Господь приходит в этот мир. Но всегда существует внешняя и внутренняя причина:

#00:12:52#

йада̄ йада̄ хи дхармасйа гла̄нир бхавати бха̄рата
абхйутха̄нам адхармасйа тада̄тма̄нам̇ ср̣джа̄мй ахам
[5]

Господь говорит в Гите: «Когда человечество утрачивает духовность, когда религия превращается во что-то формальное, когда религия теряет свою духовную природу и становится чем-то материальным и, скорее всего, даже негативным, тогда Я вынужден прийти в этот мир, чтобы разрушить старое и дать новое». И когда Вьяса беседует с Нарадой до появления «Бхагавата-пураны», в этой беседе так же упоминается эта тема.

#00:14:19#

Нарада приходит в Гималаи в ашрам великого мудреца Ведавьяса, который находится на берегах реки Сарасвати, и видит, что Ведавьяс — тот, который записал все священные писания («Шримад-Бхагаватам», Бхагавад-гита) для человечества, проделал колоссальный труд, — сидит в каком-то неудовлетворенном, подавленном состоянии и не знает, что с ним происходит. Те, кто знают Веды, понимают, что Ведавьяс — это тот, кто дал, сохранил религию для мира, фактически, тот, кто записал все Веды. Мудрец Нарада смотрит на этого великого писателя, который сидит в депрессии и говорит: «Я знаю, почему ты плохо себя чувствуешь. Я тебе могу сказать это в глаза: ты записал все писания, но ты не дал самую главную истину, ты не дал понимание ачьюта-прии. Да, ты записал священные писания, и в конце, как суть, ты дал определенные намеки на сознание Кришны. Ты не дал подлинного лекарства. Ты доктор, но ты ограничился лишь диетой: ты объяснил, как можно отстраниться от материи, но ты не дал подлинного лекарства, ты не раскрыл всю духовность до конца. Ты не рассказал человеку о том, что такое здоровая жизнь, жизнь без болезни, ты не дал сути духовной жизни».

#00:16:26#

муктир хитва̄нйатха̄ рӯпам̇
сва-рӯпен̣а вйавастхитих̣
[6]

Иными словами, «Бхагаватам» говорит: живое существо должно освободиться из мира материи, достичь освобождения. Но возникает вопрос: а что же оно будет делать, когда выйдет из тюрьмы, в чем же будет его здоровая жизнь в духовном мире?

#00:16:56#

на̄хам̇ прака̄ш́ах̣ сарвасйа,
йога-ма̄йа̄-сама̄вр̣тах̣
мӯд̣хо ’йам̇ на̄бхиджа̄на̄ти,
локо ма̄м аджам авйайам
[7]

Также Гурудев сегодня [в аудио-записи] на утреннем даршане, упомянул известную шлоку из Гиты, где Кришна объясняет: «Я существую, но я устроил так, что Я скрыт иллюзией, скрыт йога-майей, поэтому под покровом иллюзии люди не в состоянии видеть Меня таким, какой Я есть». Но Гурудев дал еще более глубокое объяснение. Он сказал: «Йога-майя — это то, что скрывает Кришну, но живые существа пребывают в маха-майе, величайшей иллюзии, которая является ее тенью». Это неведение можно сравнить с болезнью, которая называется катаракта. Она вырастает, подобно пленке, на здоровом глазу и ослепляет. Стоит лишь только устранить катаракту, и к глазу вернется естественное восприятие и способность видеть. Но что же он увидит тогда, какова же позитивная духовная реальность в мире, где живет Бог?

#00:18:40#

джӣвера ‘сварӯпа’ хайа — кр̣ш̣н̣ера ‘нитйа-да̄са’...[8]

Тогда возникает идея сварупы, или трансцендентной формы, трансцендентного тела. И что же это за форма, или трансцендентное тело души? Что же она будет делать в этом теле, бессмертном, блаженном теле? Сказано, что именно в этом теле душа может служить Богу. В конечном итоге, уходя все глубже и глубже в «Бхагавата-пурану», дойдя до десятой песни, открывается самое сокровенное: рождение, явление, деяния Кришны. Это произведение систематически раскрывает рождение Кришны, приход Его детства и в конечном итоге раскрывает Его самые высшие сокровенные игры любви с враджа-гопи.

#00:19:59#

В «Бхагаватам» есть часть, где через Уддхаву, словами великого святого раскрывается суть враджа-лилы. Почему через Уддхаву? Потому что, если мы прочитаем «Брихад-бхагаватамритам» — это вспомогательная работа, которая раскрывает суть этой части священных писаний, которую написал Санатана Госвами, — только тогда, изучив глубоко это произведение, мы увидим, почему это является глазами Уддхавы.

#00:20:42#

а̄са̄м ахо чаран̣а-рен̣у-джуш̣а̄м ахам̇ сйа̄м̇
вр̣нда̄ване ким апи гулма-латауш̣адхӣна̄м
йа̄ дустйаджам̇ сва-джанам а̄рйа-патхам̇ ча хитва̄
бхеджур мукунда-падавӣм̇ ш́рутибхир вимр̣гйа̄м
[9]

Великий мудрец Уддхава говорит: «На самом деле сами олицетворенные Веды, живые, стремятся к постижению Бога. Но тем, что Веды не могут получить, гопи, возлюбленные Кришны, обладают в полноте». Бхактивинод Тхакур в одной из своей поэзии комментирует: «На самом деле Верховный Господь принадлежит Своей возлюбленной Радхарани и Ее спутникам». Это подобно тому, как мы сначала видим улыбающегося Бога, а потом сзади увидим, что у Него подписаны эксклюзивные договоры: все права принадлежат не Ему, а Его возлюбленным.

#00:22:29#

Поэтому Уддхава обращается ко всем. Он говорит: «На самом деле моя мечта — это соприкоснуться с этими преданными, которым принадлежит Кришна, с гопи, получить пыль с их лотосоподобных стоп — вот самое высшее положение». Поэтому слова Нарады очень глубоки, поскольку ачьюта-прия (этот термин) относится как к самому Господу, так и к Его возлюбленной, Шримати Радхарани. Радха-дасьям. Поэтому те, кто обладает тонким теистическим мнением, понимают, что Нарада говорит не только о Кришне: он так же упоминает Радхарани. С этой точки зрения мы можем сказать, что служение Радхарани является высочайшим достижением души. Это называется радха-дасьям — служение лотосоподобным стопам Шримати Радхарани.

#00:23:46#

йадамийа-махима̄-ш́рӣ бха̄гаватйа̄м катха̄йа̄м̇
пратипадам анубхатам апйа̄лабдха̄-абхидхейа
тадакхила-раса-мӯртех̣ ш́йа̄ма-лӣла̄ валамвам̇
мадхура-раса̄бдхи-ра̄дха̄-па̄дападмам прападйе
[10]

Гуру Махарадж в своей поэзии раскрывает эту глубокую тайну. Он говорит: «В целом имя возлюбленной Господа Кришны — Радхарани — всуе не упоминается даже на страницах „Шримад-Бхагаватам“. Но если понять, ради чего написано это произведение, то его внутренняя суть — это привести живое существо к идее служения Радхарани». Если говорить о самых высших отношениях между душой и Богом (мадхура-раса), об отношении чистой любви, то Радхарани является королевой мадхура-расы, без Нее это невозможно.

#00:25:18#

Поэтому Нарада хотел, чтобы эта истина была явлена людям будущего, и Вьяса тоже мечтал об этом, и в этом также является глубочайшая суть прихода в этот мир Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху.

#00:25:39#

(йади) гаура на̄ хаита, табе ки хаита, кемане дхарита̄м де’
ра̄дха̄ра махима̄ према-раса-сӣма̄, джагате джа̄на̄та ке?
[11]

В поэзии вайшнавского святого Васудева Гхоша говорится: если бы Шри Чайтанья Махапрабху не низошел в этот мир, разве смогли бы мы постичь сами сокровенную суть кришна-лилы и трансцендентное положение Радхарани?

Джай Шри Кришна-джанмаштами маха-махотсава ки ки ки джай!

#00:26:39#

Кто-то может сказать: а почему вы говорите об этом именно сейчас, на Джанмаштами? Такова была воля Шрилы Гуру Махараджа, чтобы на Джанмаштами читали не о явлении Кришны, а «Чайтанья-чаритамриту».

#00:27:09#

йатха̄ йатха̄ гаура-пада̄равинде
виндета бхактим̇ кр̣та-пун̣йа-ра̄сих̣
татха̄ татхотсарпати хр̣дй ака̄смад
ра̄дха̄-пада̄мбходжа-судхамбху-ра̄сих̣
[12]

В своей поэзии великий святой Прабодхананда Сарасвати Тхакур дает ответ на этот вопрос: «Если кто-то из вас захочет постичь истину о Господе Кришне, ему следует обратиться к приходу Чайтаньи, ведь только через приход Чайтаньи сущность Кришны открывается живым существам». То, что написал Прабодхананда в форме своей поэзии, — это прекрасный комментарий на шлоки «Шримад-Бхагаватам».

#00:28:07#

кр̣ш̣н̣а-варн̣ам̇ твиш̣а̄кр̣ш̣н̣ам̇, са̄н̇гопа̄н̇га̄стра-па̄рш̣адам
йаджн̃аих̣ сан̇кӣртана-пра̄йаир, йаджанти хи су-медхасах̣
[13]

В «Бхагавата-пуране» есть одно предсказание. Оно говорит о том, что Господь принимает форму Своего аватара и приходит со Своим оружием, со Своими спутниками, но это является су-медхасах̣ — это будет явлено тем, кто обладает теистическим интеллектом. Подобно тому, как специалист, геолог может определить по срезу породы место, откуда она происходит, так же Бхактивинод Тхакур, великий святой, открывает суть того, какова же природа происхождения этого божественного Вриндавана.

#00:29:25#

радха-падманкита дхама, вриндавана джар нама[14]

Он говорит о том, что эта земля будет отмечена лотосоподобными стопами Шримати Радхарани. Прабодхананда Сарасвати Тхакур говорит: «Тогда, если ты понимаешь это, посвяти себя служению Гуру и Гауранге. И каков же будет результат? Если ты посвятишь себя служению Махапрабху, в твоем сердце возникнет спонтанное любовное влечение — радха-раса-судханидхи. Тебе откроется суть того, что происходит во Вриндаване. И это откроется тебе через мир, через землю Вриндавана».

#00:30:36#

Однажды, когда мы путешествовали, мы обходили холм Говардхан. Мы были в месте рождения Лалиты Сакхи, в ее доме, и за нами бежали маленькие мальчики. И куда бы мы ни пошли, за нами шла какая-то маленькая девочка, она [буквально] назойливо висела у нас на хвосте. Я спросил ее: «Как тебя зовут, девочка?» Она сказала: «Мое имя — Враджа Лата». Когда я услышал ее имя, я вспомнил об этой поэзии, когда великие святые говорят: «На этой земле я хотел бы стать хотя бы семенем, пылинкой».

#00:31:40#

Сейчас мы сидим и испытываем здесь милость великих святых, таких, как Шрила Гурудев, Шрила Гуру Махарадж. Завтра — день явления Бхактиведанты Свами Прабхупады. Именно благодаря таким великим святым личностям мы с вами можем сидеть здесь и говорить обо всех этих возвышенных вещах. И как говорит Гурудев, сдвиньте стрелки своих духовных часов в сторону Индии. Сейчас уже в Индии произошло рождение Кришны, полночь. Кришна подобен солнцу, которое встает. Прочитав какие-то части Его явления, через какое-то время это чудесное явление произойдет и здесь, среди нас тоже. Сейчас по традиции мы прочтем те шлоки из священных писаний, которые читали многие поколения наших духовных учителей. После этого мы проведем арати, церемонию поклонения — это первая церемония поклонения Кришне после того, как Он рождается.

Мы надеемся, что Ананда Мой Прабху готов! Скоро Кришна спасет тебя, Ананда Мой, от Авадхута-асуры.

#00:34:10#

ш́рӣ-ш́ука ува̄ча
атха сарва-гун̣опетах̣
ка̄лах̣ парама-ш́обханах̣
йархй эва̄джана-джанмаркш̣ам̇
ш́а̄нтаркш̣а-граха-та̄ракам

диш́ах̣ праседур гаганам̇
нирмалод̣у-ган̣одайам
махӣ ман̇гала-бхӯйиш̣т̣ха-пура-гра̄ма-враджа̄кара̄

надйах̣ прасанна-салила̄
храда̄ джаларуха-ш́рийах̣
двиджа̄ли-кула-санна̄да-ставака̄ вана-ра̄джайах̣

вавау ва̄йух̣ сукха-спарш́ах̣
пун̣йа-гандхавахах̣ ш́учих̣
агнайаш́ ча двиджа̄тӣна̄м̇
ш́а̄нта̄с татра саминдхата

мана̄м̇сй а̄сан прасанна̄ни
са̄дхӯна̄м асура-друха̄м
джа̄йама̄не ’джане тасмин
недур дундубхайах̣ самам
[15]

#00:35:40#

Сказано, что в те моменты, когда Господь должен снизойти в этот мир, Вселенная приходит в самое гармоническое состояние, она была переполнена блаженством, удовлетворена и готова принять Его. В данном случае писания говорят о том, что все звезды, все планеты заняли самое благоприятное положение. Мать Земля благоухала, реки текли очень плавно, и лотосы распустились в этот момент.

#00:36:38#

Мы знаем, что в этом мире есть движение «зеленых» — людей, которые борются за экологию, за чистоту, чтобы все было плавно и гармонично во Вселенной. Можно сказать так, что это и есть атмосфера духовного Вриндавана. Писания описывают эту землю Вриндавана, где прекрасные деревья, цветы, все животные пришли в гармонию, и в этот момент ветер очень приятно, мягко дул, все могли это ощутить.

Шрила Авадхут Махарадж: Джай Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!

#00:37:43#

Шрила Госвами Махарадж: Брахманы и даже демоны, которые в целом не могут найти себе покоя, вдруг почувствовали: «Странно что-то сегодня», а танцоры и музыканты стали играть на божественных инструментах сами собой.

#00:38:06#

джагух̣ киннара-гандхарва̄с
туш̣т̣увух̣ сиддха-ча̄ран̣а̄х̣
видйа̄дхарйаш́ ча нанр̣тур
апсаробхих̣ самам̇ муда̄
[16]

Сказано, что небожители, такие, как кенары, гандхарвы (обитатели высших планет), стали петь песни, а апсары (небесные танцовщицы) ни с того ни с сего пустились в пляс.

#00:38:06#

мумучур мунайо дева̄х̣
сумана̄м̇си муда̄нвита̄х̣
мандам̇ мандам̇ джаладхара̄
джагарджур ануса̄гарам

ниш́ӣтхе тама-удбхӯте
джа̄йама̄не джана̄рдане
девакйа̄м̇ дева-рӯпин̣йа̄м̇
виш̣н̣ух̣ сарва-гуха̄-ш́айах̣
а̄вира̄сид йатха̄ пра̄чйа̄м̇
диш́ӣндур ива пуш̣калах̣
[17]

#00:39:22#

Облака собрались в небе и приятно трепетали, издавая определенные звуки и свет, а небожители на своих космических кораблях спустились на нашу планету и стали осыпать Вриндаван цветами. Тогда Верховная личность Господа Вишну (Кришна), которая присутствует в сердце каждого живого существа, трансформировалась в сердца Своих преданных Деваки и Васудевы и низошла в этот мир. Это произошло так, как будто из океана поднимается луна. И тогда отец — Васудева — увидел, что родился младенец, прекрасный ребенок, который обладает глазами, подобными лотосу.

Джай Шри Кришна-джанмаштами маха-махотсава ки ки ки джай!

Преданные: Джай!

Переводчик: Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] «Чтобы явить Себя праведникам и низвергнуть злодеев, а также восстановить принципы религии, Я прихожу из века в век» (Бхагавад-гита, 4.8).

[2] Стих полностью: на ма̄м̇ душ̣кр̣тино мӯд̣ха̄х̣, прападйанте нара̄дхама̄х̣ / ма̄йайа̄пахр̣та-джн̃а̄на̄, а̄сурам̇-бха̄вам-а̄ш́рита̄х̣ — «Существуют четыре вида неудачливых душ, не способных предаться Мне: недальновидные обыватели, поглощенные тяжелым трудом ради мирских достижений; порочные материалисты, занятые социальным и экономическим развитием общества, но отвергающие путь служения Всевышнему; заблуждающиеся мыслители, дающие превратные толкования священных писаний; безбожники и люди, склонные к безличным представлениям об Абсолюте» (Бхагавад-гита, 7.15).

[3] Шримад-Бхагаватам, 1.1.1.

[4] Шрила Бхактивинод Тхакур говорит в своей поэзии: «Кришна заботится о жителях Вриндавана и побеждает демонов» («Шри Нама-киртан», 3).

[5] Йада̄ йада̄ хи дхармасйа, гла̄нир бхавати бха̄рата / абхйуттха̄нам адхармасйа, тада̄тма̄нам́ ср̣джа̄мй ахам — «Каждый раз, когда на Земле воцаряется безбожие и религия приходит в упадок, Я лично нисхожу в этот мир, о потомок Бхараты» (Бхагавад-гита, 4.7).

[6] «Живые существа и другие энергии входят в Маха-Вишну, когда Господь засыпает, сворачивая [разрушая] космическое проявление. Получить освобождение — значит обрести свою вечную, изначальную форму, навсегда расставшись с изменчивыми телами: грубым и тонким» («Шримад-Бхагаватам», 2.10.6; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 24.135).

[7] «Я не являю Свою божественную сущность всем и каждому, оставаясь сокрытым Своей духовной энергией. Поэтому глупцы не могут постичь Меня как нерожденного и неизменного» (Бхагавад-гита, 7.25).

[8] Джӣвера ‘сварӯпа’ хайа — кр̣ш̣н̣ера ‘нитйа-да̄са’ / кр̣ш̣н̣ера ‘тат̣астха̄-ш́акти’ ‘бхеда̄бхеда прака̄ш́а’ — «Естественное предназначение живого существа — вечно служить Кришне, ибо живое существо относится к пограничной энергии Кришны» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.108).

[9] «Гопи Вриндавана отреклись от общества своих мужей, сыновей и других членов семей, от чего очень трудно отказаться, тем самым сойдя с пути целомудрия, чтобы укрыться у лотосоподобных стоп Мукунды, Кришны, единственной цели ведического знания. Пусть же посчастливится мне стать одним из кустарников, лиан или трав во Вриндаване, которые гопи, топча, благословляют пылью со своих лотосоподобных стоп» («Шримад-Бхагаватам», 10.47.61).

[10] «В каждой букве и каждой шлоке „Шримад-Бхагаватам“ прославляется Имя Радхарани, но мы не можем увидеть там Ее образ. В „Шримад-Бхагаватам“ описана игра Сладостного Абсолюта, поэтому не может быть, чтобы Имя Радхарани не было в нем упомянуто. Повсюду в „Шримад-Бхагаватам“ прославляется Радхарани, но мы не можем увидеть Ее образ, потому что Шукадев Госвами в некоторой степени скрывает его» (книга шлок Гуру Махараджа, 566).

[11] «Кто бы мог явить эту святую, божественную истину, если бы Шри Гауранга лично не явился на этой планете? Кто бы рассказал, кто бы сообщил нам о том, что высочайшей служанкой является Радхарани? Но пришел Гауранга и ясно показал нам, что высочайшая концепция служения — быть занятым в служении высочайшей отрицательной Энергии Абсолюта» (Васудев Гхош).

[12] «Когда благочестивый человек обретает преданность лотосоподобным стопам Господа Гауры, океан нектара, берущий начало у лотосоподобных стоп Шримати Радхарани, неожиданно заполняет его сердце» (Шрила Прабодхананда Сарасвати. «Шри Чайтанья-чандрамрита», 88).

[13] «В век Кали разумные люди, собираясь вместе, славят Господа и поклоняются Его воплощению, непрестанно поющему имя Кришны. Хотя цвет Его тела не темный, это сам Кришна. С Ним всегда Его личные спутники, слуги, оружие и приближенные» («Шримад-Бхагаватам», 11.5.32).

[14] Шрила Бхактивинод Тхакур. «Гитавали», «Шри Радхаштака», 1.

[15] Затем, когда наступил подходящий момент для появления Господа на свет, во вселенной воцарились благость, красота и мир. На небе взошло созвездие Рохини и такие звезды, как Ашвини. Солнце, Луна и другие звезды и планеты были исполнены покоя. Все вокруг дышало умиротворением; в безоблачном небе мерцали прекрасные звезды. Украшенная городами, деревнями, копями и пастбищами Земля, казалось, готова была всех одарить счастьем. Воды рек были кристально чистыми, а большие озера, покрытые водяными лилиями и лотосами, — необычайно красивыми. Деревья и кусты, усыпанные цветами и покрытые богатой зеленой листвой, радовали глаз. На них в угоду богам заливались пением кукушки и другие птицы, а вокруг жужжали рои пчел. Чистый ветерок, напоенный ароматами цветов, ласкал кожу, и, когда брахманы, совершавшие обряды, зажгли по ведическим правилам костры, пламя этих костров горело ровно, не колеблемое ветром. Поэтому в тот миг, когда на свет должен был явиться нерожденный Господь Вишну, Верховная Личность Бога, святые мудрецы и брахманы, которых постоянно преследовали демоны вроде Камсы и его приспешников, ощутили в своих сердцах покой. Одновременно с этим с высших планет донеслись звуки литавр («Шримад-Бхагаватам», 10.3.1–5).

[16] «Киннары и гандхарвы стали петь священные гимны, сиддхи и чараны — возносить молитвы, а охваченные ликованием видьядхары и апсары — танцевать» («Шримад-Бхагаватам», 10.3.6).

[17] «Радостные полубоги и великие святые сыпали с небес цветы; собравшиеся тучи слегка погромыхивали, и звук этот напоминал шум океанских волн. В этот момент, подобно полной луне, восходящей на востоке, Верховный Господь Вишну, живущий в глубине сердца каждого, явился во мраке ночи из сердца Деваки, ибо Деваки имела ту же природу, что и сам Шри Кришна» («Шримад-Бхагаватам», 10.3.7–8).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования