«Отношения с Абсолютом». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 10 августа 2014 года. Москва, Кисельный. Фестиваль Vedalife



скачать (формат MP3, 43.73M)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

Отношения с Абсолютом

(10 августа 2014 года. Москва, Кисельный. Фестиваль Vedalife)

 

Так много людей — целый зал набит. В Гите Кришна говорит: «Дживы по природе своей сарва-гатха — они везде». А сегодня мы отмечаем праздник дня явления старшего брата Кришны — Баларамы.

#00:00:40#

...ана̄дир а̄дир говиндах̣...[1]

Итак, Кришна, если Его описывают как первоначальную, безначальную причину всех причин, первоисточник всего, [то] как у Него может быть старший брат? Одно из имен Кришны — Рамануджа, то есть ануджа Баларамы, младший брат Рамы, Баларамы. Как у изначальной Верховной Личности Бога может быть брат? Как у Него может быть мама или папа, Его друзья и так далее?

#00:01:33#

джанма карма ча ме дивйам
эвам̇ йо ветти таттватах̣
тйактва̄ дехам̇ пунар джанма
наити ма̄м эти со ’рджуна
[2]

Кришна объясняет в Бхагавад-гите: «Если ты поймешь природу Моего божественного явления, Моих божественных деяний, то после оставления своего нынешнего тела, в котором ты заточен сейчас, ты достигнешь Моей божественной обители».

#00:02:25#

тамаса̄ баху рӯпен̣а веш̣т̣ита̄х̣ кармахетуна̣̄...[3]

В настоящее время мы «одеты» в «одежды» своего кармического тела, кармической одежды. Это тело — наши кармические «одежды». Тело есть биологическое выражение заблуждений души, и эти заблуждения выражаются в миллионах различных форм жизни. Но в основе каждой из них лежит склонность эксплуатировать, ведь мы живем в мире эксплуатации. Мы живем в мире, где в центре всего эго. Мы живем в мире, где центром всего считаем себя, а относительную ценность чего-либо измеряем в соответствии с тем, насколько нам кажется это пригодным для нас, для нашего блага. Выражаясь по-дарвиновски, — это выживание сильнейших.

#00:04:02#

...джӣво джӣвасйа джӣванам[4]

Словами «Шримад-Бхагаватам» — это выживание одних живых существ за счет других, и на каждом шагу в этом мире нас одолевают беспокойство и страх, потому что мы не видим, чтобы кто-либо, помимо нас самих, заботился о нашем благе. Мы погружены в это настолько сильно, что нам трудно представить себе, что существует такой мир, где смыслом жизни каждого является что-либо, помимо заботы о себе.

#00:05:11#

бхайам̇ двитӣйа̄бхинивеш́атах̣ сйа̄д,
ӣш́а̄д апетасйа випарйайо
смр̣тих̣…[5]

«Бхагаватам» гласит: «По причине того, что мы отвернулись от божественного мира, ныне мы страдаем от страха, опасения, отчуждения, одиночества. Даже сидя в зале, как сейчас, где рядом столь много людей, мы можем все равно чувствовать одиночество. Вот в каком мы положении. Но подобно тому, как наше физическое тело — это биологическое выражение заблуждений души, так же и наш духовный облик, сварупа, — это олицетворение нашей склонности отдавать себя, склонности самоотдачи.

#00:06:48#

Мы слышим, что в Кришна-концепции представлен полный спектр, полный диапазон возможных любовных взаимоотношений. Обычно, когда люди размышляют о Божественном, о Боге, им представляется нечто очень далекое, абстрактное, нечто, что можно любить только в некоем косвенном смысле или просто из уважения, как, например, президента или премьер-министра страны, или короля какого-либо государства. Давайте в данном примере воспользуемся положением короля, потому что в положении короля больше величия.

#00:08:05#

Итак, есть король со всем величием, могуществом, властью, и простой подданный государства выражает ему лишь некое отдаленное уважение, не приближаясь. Но король не сидит на троне двадцать четыре часа в сутки с короной, скипетром. Даже если заглянуть в два часа ночи — нет, все на месте: сидит, корона, скипетр, на троне. Как Гуру Махарадж говорит: «Есть король во дворце и есть король в гареме». Короля окружают более близкие ему люди: его помощники, его слуги — те, кто входит в более близкий круг. Есть его супруга — королева, есть мама. Мама может взять короля за ухо и сказать: «Послушай-ка меня». И ему придется ее выслушать. Он не может ей сказать: «Но я же король». — «Нет, ты — мой сын, и сейчас тебе придется выслушать меня».

#00:09:59#

И мы видим, что даже на примере обитателя этого мира, короля, он может вступать одновременно в различные виды взаимоотношений с разными людьми. Как, например, женщина может быть одновременно и дочерью, и сестрой, и матерью, и тетушкой. И все это одновременно. И если так, то с чего бы нам отрицать возможность, что Верховная Личность Бога способна подобным образом вступать во множество различных взаимоотношений одновременно? И отношение к Нему с благоговением, почтением, разумеется, также будет в основе всего. Но также и окружение слуг, друзья, супружеские отношения, отношения с родителями и так далее.

#00:11:34#

И в Кришна-концепции мы находим очень прямые, неприкрытые откровения о природе Божественного, где Он признается открытым текстом: «Если ты относишься ко Мне в духе благоговения и почтения, и из-за этого благоговейного отношения Я лишаюсь твоей дружбы или более близких отношений, то Я разочарован». Он говорит: «В Моих играх иногда Мои друзья или Мой брат Баларама могут не соглашаться со Мной, бросать Мне вызов». Как в играх мальчиков это часто бывает. Они могут бороться друг с другом, сражаться, устраивать какие-то соревнования за физическое превосходство. Учитывая, что Бога обычно считают всемогущим, справедливо ли это, что Он вступает в подобные состязания с кем-то из Своих друзей?

#00:13:08#

кр̣ш̣н̣ера йатека кхела̄ сарвоттама нара-лӣла̄
                нара-вапу та̄ха̄ра сварӯпа
гопа-веш́а вен̣у-кара нава-киш́ора нат̣а-вара
               нара-лӣла̄ра хайа анурӯпа
[6]

Но человекоподобные игры Кришны совершенным образом подходят для такого рода полных любви отношений. Это не состязание в физической силе. Это состязание любви и нежности.

#00:13:47#

...ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-карш̣ин̣ӣ ча са̄[7]

Господа может победить преданность преданного. У них нет физических обличий, у них есть духовные формы. Откуда же эта сила тогда приходит к ним? Если в двух словах — это сила, которой ограниченный может победить Безграничного, Того, кто является самым сильным из всего, о чем когда-либо можно помыслить. Эта сила — любовь и красота, прекрасная любовь.

#00:14:54#

Итак, вся суть сознания Кришны проявляется в полной степени в этом моменте — когда всемогущий, всесильный Верховный Господь подчиняется любви и преданности, живущей в сердцах Его преданных.

#00:15:27#

Те из вас, кто видел различные индийские плакаты, вероятно замечали, что иногда на них изображается четырехрукий Вишну. Обычно он восседает на Своем извозчике Гаруде. Иногда рядом с Ним одна из Его цариц, а огромный орел Гаруда при этом плывет по воздуху по безграничному миру Вайкунтхи, и рядом с Господом Вишну восседает Его королева. Но Кришна откровенно признается в чем-то ином. Он говорит: «Иногда, когда Я борюсь с Моими преданными, они побеждают Меня». И наказание в этих состязаниях таково — проигравший должен носить победившего на своих плечах. И Кришна признается: «Вы представить себе не можете, сколь глубокое счастье в сердце Я испытываю, когда Я несу Своего преданного на Своих плечах. Я словно лечу на крыльях счастья». Такова «волшебная палочка» преданности.

#00:17:18#

Этот мир называют искаженным извращенным отражением, и в нем можно найти некоторые параллели. Какой-то человек может стоять во главе огромных армий, или его палец может лежать на кнопке запуска ядерных ракет, но его дочка может подойти к нему, взять его за палец и тянуть за этот самый палец за собой, словно игрушку. Это происходит благодаря любви и нежности. Он не может противиться ее любви, потому что она не видит перед собой ни генерала, ни пальца на ядерной кнопке — ничего подобного.

#00:13:34#

Сознание Кришны — это удивительный духовный проект, который ведет нас в высочайшую обитель — в обитель любви и красоты, в обитель Шри Кришны, Прекрасной Реальности. Наука может многое говорить о природе реальности, но может ли наука отрицать, что высший первоисточник всего должен обладать бесконечной красотой и притягательностью?

#00:19:22#

мамаива̄м̇ш́о джӣва-локе, джӣва-бхӯтах̣ сана̄танах̣…[8]

И как бы далеко сейчас от Него мы ни оказались, в какой бы глубокой иллюзии мы ни пребывали, мы остаемся Его вечными неотъемлемыми частичками. Мы — Его.

#00:19:59#

Однажды я видел на YouTube видео, где был снят маленький слоненок, который барахтался в глубокой грязи и, несмотря на все свои попытки, никак не мог выкарабкаться. Эта грязь была настолько глубока, что, судя по всему, ему было суждено утонуть и погибнуть. Опираясь на свои силы, он никак не мог высвободиться. И тут в кадр входит мать, подходит к слоненку и поднимает его из грязи.

#00:20:43#

И когда мы говорим, что мы принадлежим Ему, Богу, неужели нам следует думать, что Он менее любит нас, чем в этом случае? Если нас окружили неодолимые кармические обстоятельства, неужели Кришна менее милостив и не способен нас вызволить из них?

#00:21:19#

Но, объясняют нам, удивительным образом брат Кришны Баларама еще более милостив, чем Он сам. Баларама, если угодно, — это первый, кто существует помимо Кришны, а это означает, что в каких-то моментах, если сочтет нужным, Он может не соглашаться с Кришной. Если угодно — божественные споры.

#00:21:51#

Но выше Их обоих — Их матушка, Яшода. Мы знаем, как часто бывает, братья играют, и рано или поздно кто-то поранится. Обычно младший. В моей семье из трех братьев я был младшим, и я помню, [что] рядом с домом, где мы жили, рос огромный дуб. И на этом дубе была привязана длинная веревка, и на этой веревке как на качелях мы часто качались. Но если я не сам качался, а кто-то из моих братьев меня подталкивал, то я взлетал вдвое выше, чем мог бы сам. И я взлетел так высоко, как никогда не бывал прежде, но каким-то образом я выбился из ритма и вдруг перед собой увидел приближающийся ко мне ствол дуба и — бум! — я отключился. Когда я пришел в себя, то перед собой я увидел лица моих братьев. И первое, что они сказали мне, едва я пришел в себя: «Только маме не говори». Они не спрашивали: «В порядке ли ты? Можешь пошевелиться?» — «Маме не говори». — «Я понимаю».

#00:23:52#

Итак, однажды Баларама ударил Кришну, а Кришна рассказал об этом маме Яшоде, и она отругала Балараму. Позже Баларама вышел с Кришной погулять и говорит: «Иногда в Наших играх будут происходить какие-то ошибки. Не обязательно маме рассказывать обо всем».

#00:24:28#

Таковы игры Божественного. И на самом деле не то, что они являются отражением того, что мы делаем в этом мире, но все, что происходит в этом [материальном] мире, является отражением того [духовного]. Именно в этом заключаются сладостные человекоподобные игры Кришны. Все эти обстоятельства необходимы для того, чтобы выразить, вызволить заключенную внутри сладость сердца. На самом деле это — религия сердца. Сердце всегда выше всего: выше интеллекта, выше силы — превыше всего пребывает любящее сердце. И у нас есть сердца, и если в глубине наших сердец появится хотя бы крупица любви к Кришне, то эта субстанция настолько драгоценна, что даже эта крупица способна притянуть к себе Кришну.

#00:26:03#

…кандарпа-кот̣и-каманӣйа-виш́еш̣а-ш́обхам̇…[9]

Кришна настолько красив, что говорят: «Если объединить вместе красоту десяти миллионов купидонов, взять вместе их очарование и красоту, только это сравнится с красотой Кришны». Кришна — это центральное представление о Божественном, и каждый испытывает неудержимое влечение, притяжение к этой центральной концепции красоты, любви, очарования.

#00:27:06#

кр̣ш̣ир бхӯ-ва̄чаках̣ ш́абдо...[10]

Криш — собственно это и означает, что каждый неудержимо тянется к Нему, а на означает, что Он наполняет каждого неизъяснимым восторгом, блаженством и экстазом.

#00:27:46#

Итак, Баларама — это первый, кто существует помимо Кришны. И, более того, Он являет Себя как старший брат по божественному устроению, и это положение старшего брата позволяет Ему относиться к Кришне с еще большей нежностью. Как мать Кришны чувствует, что Кришна зависит от нее, так же она просит и Балараму заботиться о Своем младшем брате. Но тот самый Баларама, который равен Кришне почти во всем, не конкурирует с Кришной. Мы конкурируем с Кришной из-за нашего эгоцентризма, но Баларама предлагает все, что делает, как служение Кришне. До такой степени — как в этом мире, если кто-то испытывает безумную влюбленность, он может сказать: «Я хочу стать землей, по которой ты будешь ступать». И Баларама в самом деле становится землей, по которой ступают ноги Кришны, становится Его ложем, Его троном — всем, что необходимо. Все это становится проявлением любви, живущей в сердце Баларамы.

#00:29:40#

йатха̄ йатха̄ гаура-пада̄равинде,
виндета бхактим̇ кр̣та-пун̣йа-ра̄сих̣
татха̄ татхот-сарпати хр̣дй ака̄смад,
ра̄дха̄-пада̄мбходжа-судхамбу-ра̄сих̣
[11]

И:

браджендра-нандана джеи ш́ачи-сута
хоило сеи балара̄ма хоило нита̄и
[12]

В играх Шри Чайтаньи Махапрабху тот самый Баларама является в облике Нитьянанды Прабху.

#00:30:14#

бхаджа гаура̄н̇га каха гаура̄н̇га лаха гаура̄н̇гера-на̄ма

И Его мантра такова: «Поклоняйтесь Гауранге! Повторяйте Его Святое Имя! Служите Гауранге!»

#00:30:36#

нита̄ийер корун̣а̄ хабе брадже ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а па̄бе...[13]

Нам говорят также, что без милости Нитьянанды-Баларамы невозможно войти в божественные игры Шри Шри Радхи и Кришны.

#00:31:16#

Итак, сегодня пурнима, полнолуние, и день явления Баларамы, а примерно через восемь дней будет день аштами — день явления Кришны. Первое явление произошло от Деваки и у Кришны, и у Баларамы. Баларама явился в ней для того, чтобы подготовить все необходимое. Он сам становится там асаной, достойным троном, и обеспечивает, подготавливает место, чтобы оно стало достойным явления Кришны.

#00:32:13#

ханта̄йам адрир абала̄ хари-да̄са-варйо
йад ра̄ма-кр̣ш̣н̣а-чаран̣а-спараш́а-прамодах̣...
[14]

И не кто иной, как сам холм Говардхан, которого еще называют Харидасом, слугой Господа Хари, испытывает восторг и радость от прикосновения лотосоподобных стоп Кришны и Баларамы, когда Они ступают по нему.

Джай Шри Баларама-пурнима ки джай!

Преданные: Джай!

Шрила Госвами Махарадж: Баларама авирбхав-махотсава ки ки ки джай!

Преданные: Джай!

Шрила Госвами Махарадж: Гаура-премананде!

Преданные: Харибол!

Шрила Госвами Махарадж: Есть ли у кого-нибудь вопросы?

#00:33:07#

Вопрос: Как правильно творить добро?

Шрила Госвами Махарадж: Мы уже упоминали об эгоцентризме, и следует двигаться от эгоцентризма к богоцентризму, потому что если наше желание творить добро не достигнет духовного положения, то это поверхностно и не принесет долгосрочного блага.

#00:33:53#

йатха̄ тарор мӯла-ниш̣ечанена
тр̣пйанти тат-скандха-бхуджопаш́а̄кха̄х̣
пра̄нопаха̄ра̄ч ча йатхендрийа̄н̣а̄м̇
[татхаива] сарва̄рхан̣ам ачйутеджйа̄
[15]

«Бхагаватам» приводит в качестве иллюстрации два примера. Один — полив водой корня дерева, а другой — помещение пищи в желудок. Первопричина, корневая причина всего бытия — это Кришна, и, передвигаясь от эгоцентризма к богоцентризму, стремясь к служению первопричине всего, вы принесете максимальное благо всему миру. Харе Кришна!

#00:35:08#

Вопрос: Сварупа открывается в процессе преданного служения. Может ли сварупа изменяться?

Шрила Госвами Махарадж: Все возможно, но маловероятно. Но сперва давайте определимся в точных терминах. Итак, это тело, которое может видеть, слышать, обонять, осязать, чувствовать вкус, — это биологическое выражение заблуждения души, а сварупа — это ваш духовный облик, который погребен, скрыт внутри, под всеми этими наносными оболочками подхваченных склонностей, всех предрассудков. Это тело подходит для эксплуатации, а сварупа, духовный облик, идеально подходит для жизни в мире служения.

#00:36:41#

джӣвера ‘сварӯпа’ хайа — кр̣ш̣н̣ера ‘нитйа-да̄са’…[16]

И в целом его считают вечным. Но бывают некие редкие случаи, когда по сладостной воле Кришны происходят какие-то модификации. Но что важно, что актуально понять для нас сейчас, это что есть три мира: эксплуатации, отрешенности и преданности. Или: материальный мир, духовный мир и пограничный мир посередине. И мы пытаемся перейти из мира эксплуатации в мир преданности простыми поступками преданности.

#00:37:49#

ш́раванам̇ кӣртанам̇ виш̣н̣ох̣
смаранам̇ па̄да-севанам
арчанам̇ ванданам̇ да̄сйам̇
сакхйам а̄тма-ниведанам
[17]

Прежде всего через слушание, прославление, памятование о Кришне, прославление Его. Есть ли еще вопросы?

Преданный: Дандават!

Шрила Госвами Махарадж: Харе Кришна!

#00:38:24#

Вопрос: Бхагавад-гита, по-моему, говорит, что если при встрече знакомые нам люди обращаются на «Вы», — это обращение, с которым в демоническом мире демоны обращаются друг к другу. Правда ли это?

#00:40:07#

Шрила Госвами Махарадж: Нет, но в Бхагавад-гите есть один интересный момент, где эти мысли выражены именно словами Арджуны. Арджуна говорит [Кришне]: «Прости меня, пожалуйста, что в прошлом я обращался к Тебе, [там не используется слово „невежливо“, но] я обращался к Тебе, быть может, непочтительно, как к близкому другу, как к какому-то очень близкому человеку». Он говорит эти слова после того, как увидел вират-рупу, Кришну в [виде] вселенской формы. Эта демонстрация на первом плане показала величественный аспект Кришны. И Арджуна, увидев вселенскую форму Кришны, говорит: «На самом деле я нервничаю, когда вижу это перед собой».

#00:41:13#

И тогда Кришна сперва показал четырехрукий облик Вишну и, наконец, Свой двурукий облик Кришны. Тогда Арджуна снова стал счастлив и доволен. И Кришна говорит ему: «На самом деле этот Мой облик — это Мой самый сокровенный облик». Люди хотят видеть какие-то чудеса, хотят спецэффектов, компьютерной графики от Божественного и тогда говорят: «Вот это — Бог». Но Кришна говорит: «Это ничто. Это Я делаю ради забавы, это не нужно Мне. То, что тебе представляется безграничным, — говорит Кришна, — для Меня — крошечная часть ограниченного, но этот Мой человекоподобный облик — это самый сладостный, Мой изначальный, самый сокровенный облик. И это сводит всех с ума. Никто не может это понять».

#00:42:37#

...мухйанти йат сӯрайах̣[18]

И это запутывает, смущает не только людей, но даже великие боги не могут до конца понять природу Кришны. Но Кришна (и это связано с вашим вопросом) говорит: «На самом деле Мне нравится, когда ты обращаешься со Мной на личном уровне, оставив в стороне, оставив на заднем плане все эти величественные, отдаленные обращения».

#00:43:29#

Однажды Кришна без приглашения явился в дом к одним преданным — сама Прекрасная Реальность собственной персоной, Шри Кришна, и жена преданного, которая была в это время дома, засуетилась, думая: «У меня ничего не приготовлено. Что предложить?» И она принесла бананы. Но Кришна непостижимо красив. Итак, она начала чистить бананы, глядя на красоту Кришны, и стала выбрасывать бананы, а Кришну угощать кожурой. А Кришна ел эту кожуру и думал: «О, вкус просто невероятный! Удивительно вкусно!»

#00:44:38#

Кришну называют бха̄ва-гра̄хӣ джана̄рданах̣[19]. Он питается бхавой, Он питается сердцами, Он хочет почувствовать вкус этой любви и нежности. Этот Всепривлекающий, обладающий непостижимым очарованием Кришна сам очарован, испытывает влечение к сердцу, в котором есть хотя бы капля преданности. И это — невозможнейшая из невозможнейших вещей, это чудо из чудес. И это — Шри Кришна, Прекрасная Реальность. Харе Кришна!

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Винод Бандху Дас
Редакторы: Бхуван Сундар Дас, Традиш Дас



1  «Кришна, известный как Говинда, Безначальный и начало всего сущего» («Брахма-самхита», 5.1).

2  «О Арджуна, тот, кто осознал природу Моего трансцендентного рождения и деяний, происходящих по Моей сладостной воле, не рождается более. Покинув свое нынешнее тело, он достигает Меня, то есть отдает себя в распоряжение Моей божественной внутренней энергии, дарующей наслаждение (хладини-шакти), и так достигает вечного любовного служения Мне» (Бхагавад-гита, 4.9).

3  Ману-самхита, 1.49.

4  «Одно живое существо является пищей для другого» («Шримад-Бхагаватам», 1.13.47).

5  Бхайам̇ двитӣйа̄бхинивеш́атах̣ сйа̄д, ӣш́а̄д апетасйа випарйайо ’смр̣тих̣ / тан-ма̄йайа̄то будха а̄бхаджет там̇, бхактйаикайеш́ам̇ гуру-девата̄тма̄ — «Когда живое существо попадает под влияние материальной энергии, которая отделена от Кришны, его охватывает страх. Поскольку материальная энергия отделяет живое существо от Верховной Личности Бога, его представления о жизни искажаются. Иными словами, вместо того чтобы считать себя вечным слугой Кришны, оно становится Его соперником. Это называется випарйайо ’смр̣тих̣. Чтобы исправить эту ошибку, тот, кто обрел подлинную мудрость, поклоняется Верховной Личности Бога как своему духовному учителю, Божеству и источнику жизни. Так человек поклоняется Господу, идя путем чистого преданного служения» («Шримад-Бхагаватам», 11.2.37).

6  «Самая высшая форма Господа — это Кришна, который играет в Свои вечные божественные игры в точности подобно человеческому существу. В облике вечно юного пастушка во Вриндаване Он участвует в Своих играх, постоянно играя на Своей флейте» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 21.101).

7  «Такая редкая преданность привлекает самого Шри Кришну» («Бхакти-расамрита-синдху», Пурва, 1.17).

8  «Живые существа в материальном мире — Мои вечные отделенные частицы» (Шримад Бхагавад-гита, 15.7).

9  «Обладатель несравненной красоты, пленяющей миллионы богов любви» («Шри Брахма-самхита», 5.30).

10  Махабхарата, Удьога-парва, 71.4.

11  «Насколько мы посвящаем себя лотосоподобным стопам Шри Гауранги, настолько же мы естественным образом обретаем упоительное как нектар служение Шримати Радхике во Вриндаване» (Шрила Прабодхананда Сарасвати. «Шри Чайтанья-чандрамрита», 88).

12  «Господь Кришна, сын царя Враджи, стал сыном Шачи, а Баларама — Нитаем» (Шрила Нароттам Дас Тхакур. «Ишта-деве вигьяпти», 3).

13  Шрила Нароттам Дас Тхакур. «Манах-шикша», 3.

14  «Из всех преданных этот холм Говардхан наилучший! О, мои подруги, из-за соприкосновения с лотосоподобными стопами Кришны и Баларамы холм Говардхан кажется очень радостным» («Шримад Бхагаватам», 10.21.18).

15  «Поливая водой корень дерева, мы снабжаем энергией ствол, большие и маленькие ветки и все остальные части дерева, а отправляя в желудок пищу, даем силу органам чувств и другим частям тела. Точно так же, просто поклоняясь Верховному Господу в процессе преданного служения, человек тем самым удовлетворяет полубогов, которые являются неотъемлемыми частями Господа» («Шримад-Бхагаватам», 4.31.14).

16  «Конституциональное положение живого существа — быть вечным слугой Кришны...» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.108).

17  Шримад Бхагаватам, 7.5.23.

18  «Даже великие мудрецы и полубоги введены Им в заблуждение...» («Шримад-Бхагаватам», 1.1.1).

19  Шри Чайтанья Бхагавата, Ади-лила, 11.108.




←  «Ашрая-виграха Шри Баладевы». Шрила Б. Н. Ачарья Махарадж. День явления Господа Баларамы. 10 августа 2014 года | “Asraya Vigraha Sri Baladev.” Srila B. N. Acharya Maharaj. Lord Balaram’s appearance day. 10 August 2014 ·• Архив новостей •· «Шри Баладева». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. Отрывки из книг  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 45.9 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

Отношения с Абсолютом

(10 августа 2014 года. Москва, Кисельный. Фестиваль Vedalife)

 

Так много людей — целый зал набит. В Гите Кришна говорит: «Дживы по природе своей сарва-гатха — они везде». А сегодня мы отмечаем праздник дня явления старшего брата Кришны — Баларамы.

#00:00:40#

...ана̄дир а̄дир говиндах̣...[1]

Итак, Кришна, если Его описывают как первоначальную, безначальную причину всех причин, первоисточник всего, [то] как у Него может быть старший брат? Одно из имен Кришны — Рамануджа, то есть ануджа Баларамы, младший брат Рамы, Баларамы. Как у изначальной Верховной Личности Бога может быть брат? Как у Него может быть мама или папа, Его друзья и так далее?

#00:01:33#

джанма карма ча ме дивйам
эвам̇ йо ветти таттватах̣
тйактва̄ дехам̇ пунар джанма
наити ма̄м эти со ’рджуна
[2]

Кришна объясняет в Бхагавад-гите: «Если ты поймешь природу Моего божественного явления, Моих божественных деяний, то после оставления своего нынешнего тела, в котором ты заточен сейчас, ты достигнешь Моей божественной обители».

#00:02:25#

тамаса̄ баху рӯпен̣а веш̣т̣ита̄х̣ кармахетуна̣̄...[3]

В настоящее время мы «одеты» в «одежды» своего кармического тела, кармической одежды. Это тело — наши кармические «одежды». Тело есть биологическое выражение заблуждений души, и эти заблуждения выражаются в миллионах различных форм жизни. Но в основе каждой из них лежит склонность эксплуатировать, ведь мы живем в мире эксплуатации. Мы живем в мире, где в центре всего эго. Мы живем в мире, где центром всего считаем себя, а относительную ценность чего-либо измеряем в соответствии с тем, насколько нам кажется это пригодным для нас, для нашего блага. Выражаясь по-дарвиновски, — это выживание сильнейших.

#00:04:02#

...джӣво джӣвасйа джӣванам[4]

Словами «Шримад-Бхагаватам» — это выживание одних живых существ за счет других, и на каждом шагу в этом мире нас одолевают беспокойство и страх, потому что мы не видим, чтобы кто-либо, помимо нас самих, заботился о нашем благе. Мы погружены в это настолько сильно, что нам трудно представить себе, что существует такой мир, где смыслом жизни каждого является что-либо, помимо заботы о себе.

#00:05:11#

бхайам̇ двитӣйа̄бхинивеш́атах̣ сйа̄д,
ӣш́а̄д апетасйа випарйайо
смр̣тих̣…[5]

«Бхагаватам» гласит: «По причине того, что мы отвернулись от божественного мира, ныне мы страдаем от страха, опасения, отчуждения, одиночества. Даже сидя в зале, как сейчас, где рядом столь много людей, мы можем все равно чувствовать одиночество. Вот в каком мы положении. Но подобно тому, как наше физическое тело — это биологическое выражение заблуждений души, так же и наш духовный облик, сварупа, — это олицетворение нашей склонности отдавать себя, склонности самоотдачи.

#00:06:48#

Мы слышим, что в Кришна-концепции представлен полный спектр, полный диапазон возможных любовных взаимоотношений. Обычно, когда люди размышляют о Божественном, о Боге, им представляется нечто очень далекое, абстрактное, нечто, что можно любить только в некоем косвенном смысле или просто из уважения, как, например, президента или премьер-министра страны, или короля какого-либо государства. Давайте в данном примере воспользуемся положением короля, потому что в положении короля больше величия.

#00:08:05#

Итак, есть король со всем величием, могуществом, властью, и простой подданный государства выражает ему лишь некое отдаленное уважение, не приближаясь. Но король не сидит на троне двадцать четыре часа в сутки с короной, скипетром. Даже если заглянуть в два часа ночи — нет, все на месте: сидит, корона, скипетр, на троне. Как Гуру Махарадж говорит: «Есть король во дворце и есть король в гареме». Короля окружают более близкие ему люди: его помощники, его слуги — те, кто входит в более близкий круг. Есть его супруга — королева, есть мама. Мама может взять короля за ухо и сказать: «Послушай-ка меня». И ему придется ее выслушать. Он не может ей сказать: «Но я же король». — «Нет, ты — мой сын, и сейчас тебе придется выслушать меня».

#00:09:59#

И мы видим, что даже на примере обитателя этого мира, короля, он может вступать одновременно в различные виды взаимоотношений с разными людьми. Как, например, женщина может быть одновременно и дочерью, и сестрой, и матерью, и тетушкой. И все это одновременно. И если так, то с чего бы нам отрицать возможность, что Верховная Личность Бога способна подобным образом вступать во множество различных взаимоотношений одновременно? И отношение к Нему с благоговением, почтением, разумеется, также будет в основе всего. Но также и окружение слуг, друзья, супружеские отношения, отношения с родителями и так далее.

#00:11:34#

И в Кришна-концепции мы находим очень прямые, неприкрытые откровения о природе Божественного, где Он признается открытым текстом: «Если ты относишься ко Мне в духе благоговения и почтения, и из-за этого благоговейного отношения Я лишаюсь твоей дружбы или более близких отношений, то Я разочарован». Он говорит: «В Моих играх иногда Мои друзья или Мой брат Баларама могут не соглашаться со Мной, бросать Мне вызов». Как в играх мальчиков это часто бывает. Они могут бороться друг с другом, сражаться, устраивать какие-то соревнования за физическое превосходство. Учитывая, что Бога обычно считают всемогущим, справедливо ли это, что Он вступает в подобные состязания с кем-то из Своих друзей?

#00:13:08#

кр̣ш̣н̣ера йатека кхела̄ сарвоттама нара-лӣла̄
                нара-вапу та̄ха̄ра сварӯпа
гопа-веш́а вен̣у-кара нава-киш́ора нат̣а-вара
               нара-лӣла̄ра хайа анурӯпа
[6]

Но человекоподобные игры Кришны совершенным образом подходят для такого рода полных любви отношений. Это не состязание в физической силе. Это состязание любви и нежности.

#00:13:47#

...ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-карш̣ин̣ӣ ча са̄[7]

Господа может победить преданность преданного. У них нет физических обличий, у них есть духовные формы. Откуда же эта сила тогда приходит к ним? Если в двух словах — это сила, которой ограниченный может победить Безграничного, Того, кто является самым сильным из всего, о чем когда-либо можно помыслить. Эта сила — любовь и красота, прекрасная любовь.

#00:14:54#

Итак, вся суть сознания Кришны проявляется в полной степени в этом моменте — когда всемогущий, всесильный Верховный Господь подчиняется любви и преданности, живущей в сердцах Его преданных.

#00:15:27#

Те из вас, кто видел различные индийские плакаты, вероятно замечали, что иногда на них изображается четырехрукий Вишну. Обычно он восседает на Своем извозчике Гаруде. Иногда рядом с Ним одна из Его цариц, а огромный орел Гаруда при этом плывет по воздуху по безграничному миру Вайкунтхи, и рядом с Господом Вишну восседает Его королева. Но Кришна откровенно признается в чем-то ином. Он говорит: «Иногда, когда Я борюсь с Моими преданными, они побеждают Меня». И наказание в этих состязаниях таково — проигравший должен носить победившего на своих плечах. И Кришна признается: «Вы представить себе не можете, сколь глубокое счастье в сердце Я испытываю, когда Я несу Своего преданного на Своих плечах. Я словно лечу на крыльях счастья». Такова «волшебная палочка» преданности.

#00:17:18#

Этот мир называют искаженным извращенным отражением, и в нем можно найти некоторые параллели. Какой-то человек может стоять во главе огромных армий, или его палец может лежать на кнопке запуска ядерных ракет, но его дочка может подойти к нему, взять его за палец и тянуть за этот самый палец за собой, словно игрушку. Это происходит благодаря любви и нежности. Он не может противиться ее любви, потому что она не видит перед собой ни генерала, ни пальца на ядерной кнопке — ничего подобного.

#00:13:34#

Сознание Кришны — это удивительный духовный проект, который ведет нас в высочайшую обитель — в обитель любви и красоты, в обитель Шри Кришны, Прекрасной Реальности. Наука может многое говорить о природе реальности, но может ли наука отрицать, что высший первоисточник всего должен обладать бесконечной красотой и притягательностью?

#00:19:22#

мамаива̄м̇ш́о джӣва-локе, джӣва-бхӯтах̣ сана̄танах̣…[8]

И как бы далеко сейчас от Него мы ни оказались, в какой бы глубокой иллюзии мы ни пребывали, мы остаемся Его вечными неотъемлемыми частичками. Мы — Его.

#00:19:59#

Однажды я видел на YouTube видео, где был снят маленький слоненок, который барахтался в глубокой грязи и, несмотря на все свои попытки, никак не мог выкарабкаться. Эта грязь была настолько глубока, что, судя по всему, ему было суждено утонуть и погибнуть. Опираясь на свои силы, он никак не мог высвободиться. И тут в кадр входит мать, подходит к слоненку и поднимает его из грязи.

#00:20:43#

И когда мы говорим, что мы принадлежим Ему, Богу, неужели нам следует думать, что Он менее любит нас, чем в этом случае? Если нас окружили неодолимые кармические обстоятельства, неужели Кришна менее милостив и не способен нас вызволить из них?

#00:21:19#

Но, объясняют нам, удивительным образом брат Кришны Баларама еще более милостив, чем Он сам. Баларама, если угодно, — это первый, кто существует помимо Кришны, а это означает, что в каких-то моментах, если сочтет нужным, Он может не соглашаться с Кришной. Если угодно — божественные споры.

#00:21:51#

Но выше Их обоих — Их матушка, Яшода. Мы знаем, как часто бывает, братья играют, и рано или поздно кто-то поранится. Обычно младший. В моей семье из трех братьев я был младшим, и я помню, [что] рядом с домом, где мы жили, рос огромный дуб. И на этом дубе была привязана длинная веревка, и на этой веревке как на качелях мы часто качались. Но если я не сам качался, а кто-то из моих братьев меня подталкивал, то я взлетал вдвое выше, чем мог бы сам. И я взлетел так высоко, как никогда не бывал прежде, но каким-то образом я выбился из ритма и вдруг перед собой увидел приближающийся ко мне ствол дуба и — бум! — я отключился. Когда я пришел в себя, то перед собой я увидел лица моих братьев. И первое, что они сказали мне, едва я пришел в себя: «Только маме не говори». Они не спрашивали: «В порядке ли ты? Можешь пошевелиться?» — «Маме не говори». — «Я понимаю».

#00:23:52#

Итак, однажды Баларама ударил Кришну, а Кришна рассказал об этом маме Яшоде, и она отругала Балараму. Позже Баларама вышел с Кришной погулять и говорит: «Иногда в Наших играх будут происходить какие-то ошибки. Не обязательно маме рассказывать обо всем».

#00:24:28#

Таковы игры Божественного. И на самом деле не то, что они являются отражением того, что мы делаем в этом мире, но все, что происходит в этом [материальном] мире, является отражением того [духовного]. Именно в этом заключаются сладостные человекоподобные игры Кришны. Все эти обстоятельства необходимы для того, чтобы выразить, вызволить заключенную внутри сладость сердца. На самом деле это — религия сердца. Сердце всегда выше всего: выше интеллекта, выше силы — превыше всего пребывает любящее сердце. И у нас есть сердца, и если в глубине наших сердец появится хотя бы крупица любви к Кришне, то эта субстанция настолько драгоценна, что даже эта крупица способна притянуть к себе Кришну.

#00:26:03#

…кандарпа-кот̣и-каманӣйа-виш́еш̣а-ш́обхам̇…[9]

Кришна настолько красив, что говорят: «Если объединить вместе красоту десяти миллионов купидонов, взять вместе их очарование и красоту, только это сравнится с красотой Кришны». Кришна — это центральное представление о Божественном, и каждый испытывает неудержимое влечение, притяжение к этой центральной концепции красоты, любви, очарования.

#00:27:06#

кр̣ш̣ир бхӯ-ва̄чаках̣ ш́абдо...[10]

Криш — собственно это и означает, что каждый неудержимо тянется к Нему, а на означает, что Он наполняет каждого неизъяснимым восторгом, блаженством и экстазом.

#00:27:46#

Итак, Баларама — это первый, кто существует помимо Кришны. И, более того, Он являет Себя как старший брат по божественному устроению, и это положение старшего брата позволяет Ему относиться к Кришне с еще большей нежностью. Как мать Кришны чувствует, что Кришна зависит от нее, так же она просит и Балараму заботиться о Своем младшем брате. Но тот самый Баларама, который равен Кришне почти во всем, не конкурирует с Кришной. Мы конкурируем с Кришной из-за нашего эгоцентризма, но Баларама предлагает все, что делает, как служение Кришне. До такой степени — как в этом мире, если кто-то испытывает безумную влюбленность, он может сказать: «Я хочу стать землей, по которой ты будешь ступать». И Баларама в самом деле становится землей, по которой ступают ноги Кришны, становится Его ложем, Его троном — всем, что необходимо. Все это становится проявлением любви, живущей в сердце Баларамы.

#00:29:40#

йатха̄ йатха̄ гаура-пада̄равинде,
виндета бхактим̇ кр̣та-пун̣йа-ра̄сих̣
татха̄ татхот-сарпати хр̣дй ака̄смад,
ра̄дха̄-пада̄мбходжа-судхамбу-ра̄сих̣
[11]

И:

браджендра-нандана джеи ш́ачи-сута
хоило сеи балара̄ма хоило нита̄и
[12]

В играх Шри Чайтаньи Махапрабху тот самый Баларама является в облике Нитьянанды Прабху.

#00:30:14#

бхаджа гаура̄н̇га каха гаура̄н̇га лаха гаура̄н̇гера-на̄ма

И Его мантра такова: «Поклоняйтесь Гауранге! Повторяйте Его Святое Имя! Служите Гауранге!»

#00:30:36#

нита̄ийер корун̣а̄ хабе брадже ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а па̄бе...[13]

Нам говорят также, что без милости Нитьянанды-Баларамы невозможно войти в божественные игры Шри Шри Радхи и Кришны.

#00:31:16#

Итак, сегодня пурнима, полнолуние, и день явления Баларамы, а примерно через восемь дней будет день аштами — день явления Кришны. Первое явление произошло от Деваки и у Кришны, и у Баларамы. Баларама явился в ней для того, чтобы подготовить все необходимое. Он сам становится там асаной, достойным троном, и обеспечивает, подготавливает место, чтобы оно стало достойным явления Кришны.

#00:32:13#

ханта̄йам адрир абала̄ хари-да̄са-варйо
йад ра̄ма-кр̣ш̣н̣а-чаран̣а-спараш́а-прамодах̣...
[14]

И не кто иной, как сам холм Говардхан, которого еще называют Харидасом, слугой Господа Хари, испытывает восторг и радость от прикосновения лотосоподобных стоп Кришны и Баларамы, когда Они ступают по нему.

Джай Шри Баларама-пурнима ки джай!

Преданные: Джай!

Шрила Госвами Махарадж: Баларама авирбхав-махотсава ки ки ки джай!

Преданные: Джай!

Шрила Госвами Махарадж: Гаура-премананде!

Преданные: Харибол!

Шрила Госвами Махарадж: Есть ли у кого-нибудь вопросы?

#00:33:07#

Вопрос: Как правильно творить добро?

Шрила Госвами Махарадж: Мы уже упоминали об эгоцентризме, и следует двигаться от эгоцентризма к богоцентризму, потому что если наше желание творить добро не достигнет духовного положения, то это поверхностно и не принесет долгосрочного блага.

#00:33:53#

йатха̄ тарор мӯла-ниш̣ечанена
тр̣пйанти тат-скандха-бхуджопаш́а̄кха̄х̣
пра̄нопаха̄ра̄ч ча йатхендрийа̄н̣а̄м̇
[татхаива] сарва̄рхан̣ам ачйутеджйа̄
[15]

«Бхагаватам» приводит в качестве иллюстрации два примера. Один — полив водой корня дерева, а другой — помещение пищи в желудок. Первопричина, корневая причина всего бытия — это Кришна, и, передвигаясь от эгоцентризма к богоцентризму, стремясь к служению первопричине всего, вы принесете максимальное благо всему миру. Харе Кришна!

#00:35:08#

Вопрос: Сварупа открывается в процессе преданного служения. Может ли сварупа изменяться?

Шрила Госвами Махарадж: Все возможно, но маловероятно. Но сперва давайте определимся в точных терминах. Итак, это тело, которое может видеть, слышать, обонять, осязать, чувствовать вкус, — это биологическое выражение заблуждения души, а сварупа — это ваш духовный облик, который погребен, скрыт внутри, под всеми этими наносными оболочками подхваченных склонностей, всех предрассудков. Это тело подходит для эксплуатации, а сварупа, духовный облик, идеально подходит для жизни в мире служения.

#00:36:41#

джӣвера ‘сварӯпа’ хайа — кр̣ш̣н̣ера ‘нитйа-да̄са’…[16]

И в целом его считают вечным. Но бывают некие редкие случаи, когда по сладостной воле Кришны происходят какие-то модификации. Но что важно, что актуально понять для нас сейчас, это что есть три мира: эксплуатации, отрешенности и преданности. Или: материальный мир, духовный мир и пограничный мир посередине. И мы пытаемся перейти из мира эксплуатации в мир преданности простыми поступками преданности.

#00:37:49#

ш́раванам̇ кӣртанам̇ виш̣н̣ох̣
смаранам̇ па̄да-севанам
арчанам̇ ванданам̇ да̄сйам̇
сакхйам а̄тма-ниведанам
[17]

Прежде всего через слушание, прославление, памятование о Кришне, прославление Его. Есть ли еще вопросы?

Преданный: Дандават!

Шрила Госвами Махарадж: Харе Кришна!

#00:38:24#

Вопрос: Бхагавад-гита, по-моему, говорит, что если при встрече знакомые нам люди обращаются на «Вы», — это обращение, с которым в демоническом мире демоны обращаются друг к другу. Правда ли это?

#00:40:07#

Шрила Госвами Махарадж: Нет, но в Бхагавад-гите есть один интересный момент, где эти мысли выражены именно словами Арджуны. Арджуна говорит [Кришне]: «Прости меня, пожалуйста, что в прошлом я обращался к Тебе, [там не используется слово „невежливо“, но] я обращался к Тебе, быть может, непочтительно, как к близкому другу, как к какому-то очень близкому человеку». Он говорит эти слова после того, как увидел вират-рупу, Кришну в [виде] вселенской формы. Эта демонстрация на первом плане показала величественный аспект Кришны. И Арджуна, увидев вселенскую форму Кришны, говорит: «На самом деле я нервничаю, когда вижу это перед собой».

#00:41:13#

И тогда Кришна сперва показал четырехрукий облик Вишну и, наконец, Свой двурукий облик Кришны. Тогда Арджуна снова стал счастлив и доволен. И Кришна говорит ему: «На самом деле этот Мой облик — это Мой самый сокровенный облик». Люди хотят видеть какие-то чудеса, хотят спецэффектов, компьютерной графики от Божественного и тогда говорят: «Вот это — Бог». Но Кришна говорит: «Это ничто. Это Я делаю ради забавы, это не нужно Мне. То, что тебе представляется безграничным, — говорит Кришна, — для Меня — крошечная часть ограниченного, но этот Мой человекоподобный облик — это самый сладостный, Мой изначальный, самый сокровенный облик. И это сводит всех с ума. Никто не может это понять».

#00:42:37#

...мухйанти йат сӯрайах̣[18]

И это запутывает, смущает не только людей, но даже великие боги не могут до конца понять природу Кришны. Но Кришна (и это связано с вашим вопросом) говорит: «На самом деле Мне нравится, когда ты обращаешься со Мной на личном уровне, оставив в стороне, оставив на заднем плане все эти величественные, отдаленные обращения».

#00:43:29#

Однажды Кришна без приглашения явился в дом к одним преданным — сама Прекрасная Реальность собственной персоной, Шри Кришна, и жена преданного, которая была в это время дома, засуетилась, думая: «У меня ничего не приготовлено. Что предложить?» И она принесла бананы. Но Кришна непостижимо красив. Итак, она начала чистить бананы, глядя на красоту Кришны, и стала выбрасывать бананы, а Кришну угощать кожурой. А Кришна ел эту кожуру и думал: «О, вкус просто невероятный! Удивительно вкусно!»

#00:44:38#

Кришну называют бха̄ва-гра̄хӣ джана̄рданах̣[19]. Он питается бхавой, Он питается сердцами, Он хочет почувствовать вкус этой любви и нежности. Этот Всепривлекающий, обладающий непостижимым очарованием Кришна сам очарован, испытывает влечение к сердцу, в котором есть хотя бы капля преданности. И это — невозможнейшая из невозможнейших вещей, это чудо из чудес. И это — Шри Кришна, Прекрасная Реальность. Харе Кришна!

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Винод Бандху Дас
Редакторы: Бхуван Сундар Дас, Традиш Дас



[1] «Кришна, известный как Говинда, Безначальный и начало всего сущего» («Брахма-самхита», 5.1).

[2] «О Арджуна, тот, кто осознал природу Моего трансцендентного рождения и деяний, происходящих по Моей сладостной воле, не рождается более. Покинув свое нынешнее тело, он достигает Меня, то есть отдает себя в распоряжение Моей божественной внутренней энергии, дарующей наслаждение (хладини-шакти), и так достигает вечного любовного служения Мне» (Бхагавад-гита, 4.9).

[3] Ману-самхита, 1.49.

[4] «Одно живое существо является пищей для другого» («Шримад-Бхагаватам», 1.13.47).

[5] Бхайам̇ двитӣйа̄бхинивеш́атах̣ сйа̄д, ӣш́а̄д апетасйа випарйайо ’смр̣тих̣ / тан-ма̄йайа̄то будха а̄бхаджет там̇, бхактйаикайеш́ам̇ гуру-девата̄тма̄ — «Когда живое существо попадает под влияние материальной энергии, которая отделена от Кришны, его охватывает страх. Поскольку материальная энергия отделяет живое существо от Верховной Личности Бога, его представления о жизни искажаются. Иными словами, вместо того чтобы считать себя вечным слугой Кришны, оно становится Его соперником. Это называется випарйайо ’смр̣тих̣. Чтобы исправить эту ошибку, тот, кто обрел подлинную мудрость, поклоняется Верховной Личности Бога как своему духовному учителю, Божеству и источнику жизни. Так человек поклоняется Господу, идя путем чистого преданного служения» («Шримад-Бхагаватам», 11.2.37).

[6] «Самая высшая форма Господа — это Кришна, который играет в Свои вечные божественные игры в точности подобно человеческому существу. В облике вечно юного пастушка во Вриндаване Он участвует в Своих играх, постоянно играя на Своей флейте» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 21.101).

[7] «Такая редкая преданность привлекает самого Шри Кришну» («Бхакти-расамрита-синдху», Пурва, 1.17).

[8] «Живые существа в материальном мире — Мои вечные отделенные частицы» (Шримад Бхагавад-гита, 15.7).

[9] «Обладатель несравненной красоты, пленяющей миллионы богов любви» («Шри Брахма-самхита», 5.30).

[10] Махабхарата, Удьога-парва, 71.4.

[11] «Насколько мы посвящаем себя лотосоподобным стопам Шри Гауранги, настолько же мы естественным образом обретаем упоительное как нектар служение Шримати Радхике во Вриндаване» (Шрила Прабодхананда Сарасвати. «Шри Чайтанья-чандрамрита», 88).

[12] «Господь Кришна, сын царя Враджи, стал сыном Шачи, а Баларама — Нитаем» (Шрила Нароттам Дас Тхакур. «Ишта-деве вигьяпти», 3).

[13] Шрила Нароттам Дас Тхакур. «Манах-шикша», 3.

[14] «Из всех преданных этот холм Говардхан наилучший! О, мои подруги, из-за соприкосновения с лотосоподобными стопами Кришны и Баларамы холм Говардхан кажется очень радостным» («Шримад Бхагаватам», 10.21.18).

[15] «Поливая водой корень дерева, мы снабжаем энергией ствол, большие и маленькие ветки и все остальные части дерева, а отправляя в желудок пищу, даем силу органам чувств и другим частям тела. Точно так же, просто поклоняясь Верховному Господу в процессе преданного служения, человек тем самым удовлетворяет полубогов, которые являются неотъемлемыми частями Господа» («Шримад-Бхагаватам», 4.31.14).

[16] «Конституциональное положение живого существа — быть вечным слугой Кришны...» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.108).

[17] Шримад Бхагаватам, 7.5.23.

[18] «Даже великие мудрецы и полубоги введены Им в заблуждение...» («Шримад-Бхагаватам», 1.1.1).

[19] Шри Чайтанья Бхагавата, Ади-лила, 11.108.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования