«Шри Чайтанья Сарасват Матх в Пури. Джаганнатхадев и Его Дхама» (часть 5). Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Из книги «Поток вдохновения»


Russian

Вопрос: Вы упомянули о том, что наш матх в Пури находится неподалеку от ашрама Шри Гададхара Пандита. Какое духовное благо могут получить наши преданные от такого соседства?

Шрила Говинда Махарадж: Благо можно обрести повсюду  все зависит от того, насколько мы преданы Господу. Такова сама природа благодати. Когда же вы видите ашрам Шри Гададхара Пандита, у вас появляется возможность еще раз вспомнить об играх Махапрабху.

Гададхар Пандит жил неподалеку от ашрама Махапрабху, который находился всего в километре отсюда, в Каши Мишра Бхаване, теперь известном под названием «Гамбир». Когда Махапрабху шел принимать омовение или отправлялся навестить Шрилу Харидаса Тхакура, Он иногда проходил по дороге мимо ашрама Шри Гададхара Пандита и заходил к нему в гости. Порой Шри Гададхар Пандит сам приглашал Махапрабху к себе на прасадам. Каждый день Шри Гададхар Пандит предлагал бхогу Божествам в ашраме, но бывало и так, что он предлагал ее Махапрабху, который тут же появлялся и принимал подношение. Шри Гададхар Пандит ничего не покупал, ему каким-то образом удавалось собрать все нужные продукты. Махапрабху особенно нравилось блюдо из шпината, которое готовил Шри Гададхар Пандит.

Спустя годы Махапрабху почти каждый день приходил к океану и встречался со Шри Гададхаром Пандитом, а тот иногда посещал Гамбиру и читал Махапрабху «Шримад-Бхагаватам». Последние двенадцать лет жизни Махапрабху провел в Пури, в Гамбире, и муки разлуки в то время были особенно нестерпимы. Опьяненный Кришна-премой, Махапрабху в Гамбире страдал от разлуки с Кришной и непрерывно проливал слезы. Тогда Гададхар Пандит приходил к Махапрабху и утешал Его, читая «Шримад-Бхагаватам».

Махапрабху говорил, что в каждой букве «Шримад-Бхагаватам» живет Кришна, и, слушая звуки «Бхагаватам», льющиеся из лотосоподобных уст Гададхара Пандита, Он совершенно успокаивался, это было для Него лучшей пищей. Так служил Махапрабху Шри Гададхар Пандит.

Шрила Гуру Махарадж сложил в честь Шри Гададхара Пандита пранам-мантрам:

нила̄мбходхи-тат̣е сада̄ сва-вираха̄-кшепа̄нвитам̇ ба̄ндхавам̇
ш́рӣмад-бха̄гаватӣ-катха̄ мадирайа̄ сан̃джӣвайам бха̄ти йах̣
ш́рӣмад-бха̄гаватам̇ сада̄ сва-найана̄ш́рӯ-па̄йанаих̣ пӯджайан
госва̄ми-праваро гада̄дхара-вибхур-бхӯйа̄т мад-эка̄-гатих̣

«Когда боль разлуки с любимыми становится нестерпимой, мы не знаем, что делать, и порой совершаем безумства. Тогда на помощь приходят друзья и, чтобы успокоить нас, дают нам немного вина или предпринимают что-нибудь еще. Для Махапрабху в разлуке со Шри Кришной было утешением слушать, как Шри Гададхар Пандит читает "Шримад-Бхагаватам". "Шримад-Бхагаватам" неотличен от Кришны, его звуки исполнены божественной радости  это экстаз в форме звука.

Когда Шри Гададхар Пандит читал "Шримад-Бхагаватам", Шриман Махапрабху сидел напротив него и звуки "Бхагаватам" исцеляли Его. Читая шлоки, Шри Гададхар Пандит сам плакал, опьяненный ими. Так он поклонялся своему самому дорогому другу, Шриману Махапрабху. Подобные чувства владели Гададхаром Пандитом, и он  мое единственное прибежище».

Махапрабху принял всю бхаву и канти Шримати Радхарани, все Ее чувства и даже сияние тела, ибо Сам хотел испытать Ее божественные переживания. Шри Гададхар Пандит  сама Шримати Радхарани, но без присущих Ей чувств, которые забрал у Нее Махапрабху. Шри Гададхар Пандит  скрытое воплощение Шримати Радхарани. Все это лежит за пределами нашего понимания.

Вскоре после того, как Махапрабху принял санньясу, преданные в Шантипуре решили, что Он будет жить в Джаганнатха Пури, и Шачи Мата с этим согласилась. Тогда Шри Гададхар Пандит также решил отправиться за Господом. Он дал обет кшетра-санньясы, обет всегда оставаться на одном месте. Этим местом стал его ашрам, храм Тота-Гопинатха.

Говинда Дас Кави, поэт из Ориссы, находился в Пури, когда Махапрабху завершил Свои земные игры, и написал, что Махапрабху покинул этот мир, укрывшись в Божестве Тота-Гопинатха. Шрила Прабхупада Сарасвати Тхакур соглашался не со всем, что он писал, но его повествование об уходе Шримана Махапрабху принимал безоговорочно.

Шри Тота-Гопинатх знаменит еще и тем, что однажды вечером Он присел перед Шри Гададхаром Пандитом, чтобы тот в своем, тогда уже весьма преклонном возрасте, смог надеть на Него гирлянду. С тех пор Он так и сидит в Своем храме.

(продолжение следует)

 



←  «С сердцем в груди и с Богом над головой». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 80-е годы ХХ-го столетия. Навадвипа Дхама, Индия. «Онтология Прекрасной Реальности», часть 2.2 ·• Архив новостей •· Новости с Дальнего Востока: февраль 2012 г.  →

Russian

Вопрос: Вы упомянули о том, что наш матх в Пури находится неподалеку от ашрама Шри Гададхара Пандита. Какое духовное благо могут получить наши преданные от такого соседства?

Шрила Говинда Махарадж: Благо можно обрести повсюду  все зависит от того, насколько мы преданы Господу. Такова сама природа благодати. Когда же вы видите ашрам Шри Гададхара Пандита, у вас появляется возможность еще раз вспомнить об играх Махапрабху.

Гададхар Пандит жил неподалеку от ашрама Махапрабху, который находился всего в километре отсюда, в Каши Мишра Бхаване, теперь известном под названием «Гамбир». Когда Махапрабху шел принимать омовение или отправлялся навестить Шрилу Харидаса Тхакура, Он иногда проходил по дороге мимо ашрама Шри Гададхара Пандита и заходил к нему в гости. Порой Шри Гададхар Пандит сам приглашал Махапрабху к себе на прасадам. Каждый день Шри Гададхар Пандит предлагал бхогу Божествам в ашраме, но бывало и так, что он предлагал ее Махапрабху, который тут же появлялся и принимал подношение. Шри Гададхар Пандит ничего не покупал, ему каким-то образом удавалось собрать все нужные продукты. Махапрабху особенно нравилось блюдо из шпината, которое готовил Шри Гададхар Пандит.

Спустя годы Махапрабху почти каждый день приходил к океану и встречался со Шри Гададхаром Пандитом, а тот иногда посещал Гамбиру и читал Махапрабху «Шримад-Бхагаватам». Последние двенадцать лет жизни Махапрабху провел в Пури, в Гамбире, и муки разлуки в то время были особенно нестерпимы. Опьяненный Кришна-премой, Махапрабху в Гамбире страдал от разлуки с Кришной и непрерывно проливал слезы. Тогда Гададхар Пандит приходил к Махапрабху и утешал Его, читая «Шримад-Бхагаватам».

Махапрабху говорил, что в каждой букве «Шримад-Бхагаватам» живет Кришна, и, слушая звуки «Бхагаватам», льющиеся из лотосоподобных уст Гададхара Пандита, Он совершенно успокаивался, это было для Него лучшей пищей. Так служил Махапрабху Шри Гададхар Пандит.

Шрила Гуру Махарадж сложил в честь Шри Гададхара Пандита пранам-мантрам:

нила̄мбходхи-тат̣е сада̄ сва-вираха̄-кшепа̄нвитам̇ ба̄ндхавам̇
ш́рӣмад-бха̄гаватӣ-катха̄ мадирайа̄ сан̃джӣвайам бха̄ти йах̣
ш́рӣмад-бха̄гаватам̇ сада̄ сва-найана̄ш́рӯ-па̄йанаих̣ пӯджайан
госва̄ми-праваро гада̄дхара-вибхур-бхӯйа̄т мад-эка̄-гатих̣

«Когда боль разлуки с любимыми становится нестерпимой, мы не знаем, что делать, и порой совершаем безумства. Тогда на помощь приходят друзья и, чтобы успокоить нас, дают нам немного вина или предпринимают что-нибудь еще. Для Махапрабху в разлуке со Шри Кришной было утешением слушать, как Шри Гададхар Пандит читает "Шримад-Бхагаватам". "Шримад-Бхагаватам" неотличен от Кришны, его звуки исполнены божественной радости  это экстаз в форме звука.

Когда Шри Гададхар Пандит читал "Шримад-Бхагаватам", Шриман Махапрабху сидел напротив него и звуки "Бхагаватам" исцеляли Его. Читая шлоки, Шри Гададхар Пандит сам плакал, опьяненный ими. Так он поклонялся своему самому дорогому другу, Шриману Махапрабху. Подобные чувства владели Гададхаром Пандитом, и он  мое единственное прибежище».

Махапрабху принял всю бхаву и канти Шримати Радхарани, все Ее чувства и даже сияние тела, ибо Сам хотел испытать Ее божественные переживания. Шри Гададхар Пандит  сама Шримати Радхарани, но без присущих Ей чувств, которые забрал у Нее Махапрабху. Шри Гададхар Пандит  скрытое воплощение Шримати Радхарани. Все это лежит за пределами нашего понимания.

Вскоре после того, как Махапрабху принял санньясу, преданные в Шантипуре решили, что Он будет жить в Джаганнатха Пури, и Шачи Мата с этим согласилась. Тогда Шри Гададхар Пандит также решил отправиться за Господом. Он дал обет кшетра-санньясы, обет всегда оставаться на одном месте. Этим местом стал его ашрам, храм Тота-Гопинатха.

Говинда Дас Кави, поэт из Ориссы, находился в Пури, когда Махапрабху завершил Свои земные игры, и написал, что Махапрабху покинул этот мир, укрывшись в Божестве Тота-Гопинатха. Шрила Прабхупада Сарасвати Тхакур соглашался не со всем, что он писал, но его повествование об уходе Шримана Махапрабху принимал безоговорочно.

Шри Тота-Гопинатх знаменит еще и тем, что однажды вечером Он присел перед Шри Гададхаром Пандитом, чтобы тот в своем, тогда уже весьма преклонном возрасте, смог надеть на Него гирлянду. С тех пор Он так и сидит в Своем храме.

(продолжение следует)

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования