«Слушание сокровенных тем». Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж. 30 января 2008 года. Москва, Кисельный

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 19.5 МБ)

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Слушание сокровенных тем

(30 января 2008 года, Москва, Кисельный)

 

Реплика: Ваше Святейшество, в журнале «Садху-санга» за 2004 год есть ваша статья о сахаджии, и там… в общем, я не совсем понял… Какой-то Махарадж послал в ИСККОН своих учеников, чтобы они проповедовали молодым преданным о сокровенных лилах Кришны и Радхи. Насколько это опасно? Расскажите, пожалуйста.

#00:01:15#

Шрила Госвами Махарадж: Прежде всего давайте скажем, что сам термин «сахаджия» в данном контексте можно перевести как «подражательство», «имитация», то есть «имитация настоящего». Как, например, в случае с лекарством. Насколько важно в случае с лекарством, чтобы в его составе была настоящая субстанция, а не поддельная? Мы говорим, что это крайне важно. А иначе под предлогом лечения, вместо того чтобы давать кому-то лекарство, лечебную субстанцию, вы можете отравлять человека. Поэтому критически важным моментом является то, чтобы субстанция — главное вещество — была целебной. В противном случае это средство не возымеет никакого действия, либо принесет вред.

#00:03:06#

Мы слышали, что Шрила Шукадев Госвами в «Шримад-Бхагаватам» поставил следующий диагноз человечеству. Он сказал, что все проблемы и страдания, которые испытывают люди, имеют одну причину — болезнь «сердца». И, продолжал он, игры Кришны с враджа-гопи — это лекарство, которое способно исцелить эту болезнь.

#00:03:37#

…ш́раддха̄нвито ’нуш́р̣н̣уйа̄д атха варн̣айед йах̣…

викрӣд̣итам̇ враджа-вадхӯбхир идам̇ ча виш̣н̣ох̣,
ш́раддха̄нвито ’нуш́р̣н̣уйа̄д атха варн̣айед йах̣…[1]

#00:04:04#

Какой-то человек [скажет], услышав об этом: «Ну вот, видите, написано же, что слушание об играх Радхи и Кришны есть лекарство от этой болезни. Есть ли тогда какие-либо возражения против слушания об этих сокровенных играх?» Однако там приводятся условия. Ш́раддха̄. Ш́раддха̄нвито ’нуш́р̣н̣уйа̄д. Там говорится: слушать необходимо со шраддхой. Также необходимо слушать должным образом, как это нисходит по цепи ученической преемственности. Также, вообще говоря, людям советуют не заниматься самолечением. Вы могли бы, в принципе, взять медицинский справочник, найти там характеристики болезни, подобрать лекарства и сказать: «А зачем мне тогда вообще врачи?»

#00:05:18#

Говоря еще более точно, даже в области медицины мы можем найти ложных, ненастоящих врачей. Они выглядят, в точности как врачи, они одеты, как они. У них есть даже какие-то сертификаты, или у них на двери висит табличка, что это такой-то врач, но, тем не менее, их лечение может быть совершенно ложно.

#00:05:53#

аваиш̣н̣ава-мукходгӣрн̣ам̇
пӯтам̇ хари-катха̄мр̣там
ш́раван̣ам̇ наива картавйам̇
сарпоччхиш̣т̣ам̇ йатха̄ пайах̣
[2]

#00:06:15#

Поэтому Шрила Санатана Госвами предостерегает нас. Он говорит, что кришна-катха, хари-катха, беседы о Господе должны быть той самой целебной субстанцией. Но если они исходят не из должного источника, в этом случае их слушать нельзя, поскольку они способны отравить вас. Шукадев Госвами после рассказа о раса-лиле в «Бхагаватам» приводит аналогию, ссылаясь на Господа Шиву. Говорится, что если вы не в состоянии переварить яд, тогда вам не следует и думать о подобных вещах. Почему он привел такой пример?

#00:07:26#

…бхактим̇ пара̄м̇ бхагавати пратилабхйа ка̄мам̇,
хр̣д-рогам а̄ш́в апахинотй ачирен̣а дхӣрах̣

#00:07:48#

Там приведено одно условие, каким должен быть человек. Написано: «дхира», то есть речь идет о человеке, которого не беспокоят посторонние, любые материалистичные желания. Итак, если некий человек, которого одолевают всевозможные материалистичные желания, попытается слушать это [рассказы о сокровенных играх Кришны] — излечит ли это его, поможет ли это ему или, напротив, усугубит его положение? Поэтому есть много моментов, которые следует учесть.

#00:08:39#

Сказано, что необходимо обладать способностью переварить яд. Мы можем провести интересную параллель здесь. Нам говорят, что разлука с Кришной может приносить симптомы, подобные симптомам при змеином укусе. Как при укусе змеи, человека охватывает оцепенение, когда его тело перестает работать сначала в месте укуса, затем онемение распространяется на все тело, на весь организм. Но в чем суть? Какое лекарство от укуса змеи? Это сам змеиный яд.

#00:10:51#

Также нам говорят, какое лекарство от вожделения в сердце. В высшем смысле лекарство — это слушание о возвышенных играх Кришны и гопи. Однако в каком случае принятие змеиного яда будет лекарством? Только в том случае, если этот человек уже страдает от укуса змеи. Подобным образом, в каком случае слушание об играх Кришны и враджа-гопи будет лекарством? Только когда человек на самом деле со всей искренностью переживает, испытывает разлуку с Кришной.

#00:12:02#

Но если человек потерялся в этом мире, забыв о Кришне, и переполнен всевозможными желаниями и вожделением, то слушание об играх Радхи и Кришны не принесет желаемого эффекта. Поэтому духовные эксперты говорят нам: да, здесь нам указано, каково лекарство от этой болезни, но в какой момент следует принимать это лекарство и в какой дозе — это следует тщательно учитывать.

#00:13:01#

В «Чайтанья-чаритамрите» мы видим случай, когда Прадьюмна Мишра пришел к Шри Чайтанье Махапрабху, желая услышать от Него кришна-катху. Мы можем рассматривать эту тему в этом контексте. Махапрабху в ответ на его просьбу сказал: а̄ми кр̣ш̣н̣а-катха̄ джа̄ни на̄хи — «Я ничего не знаю. Я ничего не знаю о кришна-катхе». Как Он может не обладать этим? Но Он говорит так, чтобы заострить наше внимание на каком-то особенном моменте, научить чему-то.

#00:14:03#

Махапрабху говорит Прадьюмне Мишре: «Отправляйся к Рамананде Раю и услышь [кришна-катху] от него. Он достойный человек». Итак, Прадьюмна Мишра отправился в дом к Рамананде Раю, желая услышать от него кришна-катху, однако в это время, нам говорят, Рамананда Рай только написал пьесу, которая называется «Джаганнатха-Валлабха-натака», и для постановки этой пьесы требовалось, чтобы девушки исполняли роли враджа-гопи, демонстрируя различные состояния экстаза, переживания.

#00:15:22#

И поскольку Рамананда Рай — в играх Кришны это Вишакха Сакхи, а также автор этой пьесы, поэтому он мог совершенным образом указать этим девушкам, каким образом они должны являть признаки экстаза. И, как часть обучения, он лично заботился обо всех их нуждах, делал им полный массаж. Прадьюмна Мишра пришел к Рамананде Раю именно в этот момент.

#00:16:30#

Итак, передав через слугу Рамананды Рая свое желание встретиться с ним, он подождал некоторое время. Затем, когда Рамананда Рай вышел к нему, он сказал: «Нет, я лишь хотел обрести ваш даршан. Я увидел вас — этого достаточно». После этого он вернулся назад. Когда он вернулся, Махапрабху спросил его: «Слышал ли ты кришна-катху от Рамананды?» Прадьюмна Мишра отвечал: «Нет, я только получил его даршан, и все». Махапрабху догадался, что Прадьюмна Мишра опасается чего-то. И Он сказал: «В Рамананде нет даже малейшего следа материалистичных желаний». «Более того, — продолжал Он, — у него даже материального тела нет. Он обладает апракрита-дехой», то есть телом, которое внешне выглядит, как материальное, но, по сути, состоит из духовной субстанции высшего порядка — чинмой.

#00:18:17#

Таким образом Махапрабху указал на качество источника, на то, какими качествами должна обладать личность, чтобы быть источником подлинной кришна-катхи.

#00:18:25#

каитава кр̣ш̣н̣а-према… джа̄мбӯнада[3]

Позже Он говорил: «Кришна-према не является принадлежностью этого мира». «Более того, — продолжал Махапрабху, — если Я увижу статую, скульптуру женщины, даже в этом случае Мой ум может прийти в возбуждение. Или услышу [женское] имя. Но это не касается Рамананды. Есть только один Рамананда. И Я говорю тебе: послушай его».

#00:19:37#

И, чтобы подчеркнуть это в еще большей степени, мы можем вспомнить о том, как Махапрабху поступил в отношении Чхота Харидаса. В случае с Чхота Харидасом за оскорбление, нарушение, когда Чхота Харидас попросил пожертвование у пожилой женщины, — реакция Махапрабху на это была крайне резка, Он крайне сурово наказал его. Но в случае с Раманандой Раем противоположная ситуация — в высшей степени одобрение.

#00:21:13#

Тогда Прадьюмна Мишра снова отправился к Рамананде Раю, встретился с ним и попросил его дать кришна-катху. Тот спросил: «Что именно ты хочешь услышать?» И он сказал: «То, что ты уже ранее обсуждал с Махапрабху, то есть темы, особенно связанные с Радхой, Кришной, раса-таттва, према-таттва и тому подобные вещи. Самые сокровенные темы». Рамананда Рай начал говорить — на протяжении всего утра, весь день, обед, ночь, — и Прадьюмна Мишра был в высшей степени удовлетворен.

#00:22:01#

Итак, кто обладает квалификацией, чтобы говорить о подобных сокровенных вещах? В нашей линии мы не принимаем ничего более низкого, нежели тот уровень, тот стандарт, что был указан Шри Чайтаньей Махапрабху. С чего нам испытывать желание слышать подобные вещи, если мы совершенно не обладаем квалификацией? И с чего кому бы то ни было испытывать желание говорить на подобные темы с теми, кто абсолютно не квалифицирован о них слушать? Все это, по сути, является обманом, подражательством, пратиштхой. И в конечном счете оскорблением против Божественного.

#00:23:29#

Вчера мы говорили о ступенях духовного развития, что описаны Рупой Госвами: шраддха, садху-санга, бхаджана-крия, анартха-нивритти, ништха, ручи, асакти, бхава и према-бхакти[4]. Шрила Гуру Махарадж говорит нам, что подобного рода практика [слушание сокровенных тем] будет уместна для того, кто находится на уровне бхава-бхакти. Мы же говорим о людях, которые находятся на самой низкой ступени этой лестницы, но при этом хотят проигнорировать предшествующие [уровню бхава-бхакти] ступени.

#00:24:40#

Можно вспомнить другую аналогию: это семя (бхакти-лата-биджа) помещается в сердце ученика, начинает расти, затем появляется росток, уровень бхава-бхакти сравнивается с цветком, а уровень премы — с плодом. И что происходит, если вы слишком рано пытаетесь сорвать плод? В данном случае следует учитывать множество тонкостей, множество деталей. Шрила Гуру Махарадж иногда произносил такой афоризм: «Сначала заслужи — потом желай». А иначе получается, что мы желаем получить нечто самое высшее, то, выше чего нет вообще ничего, но при этом не готовы к какому-либо самопожертвованию, не готовы заплатить цену.

#00:26:10#

Или как в случае эмиграции: если кто-то хочет переехать в другую страну, то сама страна, в которую стремится человек, рассматривает этот случай: будет ли подобное перемещение в интересах этой страны. Если же человек еще до того, как его согласились принять в той стране, желает разузнать все государственные тайны этой страны, что тогда подумают ответственные чиновники, которые будут разговаривать с этим человеком при собеседовании? Если они увидят, что этот человек еще не получил визу в страну, но уже испытывает огромное желание узнать все самые сокровенные секреты этой страны — естественно, они будут подозревать, что, возможно, он шпион. И в этом случае пустить такого человека в страну не будет в интересах этой страны.

#00:27:50#

Что уж говорить об уровне хотя бы свободы от любых чувственных, материалистичных желаний? Нам говорят, что необходимое условие — это полная подчиненность, полное слияние с интересами той страны. Слушание о возвышенных играх Кришны не предназначено для нашего развлечения, [праздного] времяпрепровождения. Так мы можем рассматривать вещи этого мира — например, когда нам хочется сходить в кино, потому что там будет хорошая картинка, звук, спецэффекты, и это доставит нам некое удовлетворение. Но мы не можем рассматривать сознание Кришны с такой же позиции: «О, здесь красивые картинки показывают, приятные звуки». Вират-рупу, вселенскую форму, можно принять за спецэффекты.

#00:29:23#

Это, скорее, духовный кич (когда кто-то кичится чем-то, но на самом деле не обладает никаким художественным вкусом). Нас не интересуют наши представления о том, что это может быть. Скорее нас интересует, что это на самом деле, а не то, что нам кажется. И то, что есть на самом деле, намного больше, нежели мы в состоянии оценить сейчас. Поскольку одна точка зрения — ограниченная, другая — безграничная.

#00:30:08#

Мухйанти йат сӯрайах̣[5]. В «Бхагаватам» сказано, что даже великие боги — Брахма, Индра, даже Шива — во многих случаях не в состоянии оценить того, что происходит в божественной обители. В особенности они не в состоянии оценить так называемую апракрита-лилу. Само слово «апракрита» крайне интересно. Можно было бы употребить разные другие термины, но выбран именно этот термин. «Пракрита» значит «материальный», «апракрита» означает нечто, что выглядит как материальное, но не является таковым. Легко спутать то, что кажется материальным, [с действительно материальным]. Поэтому нам советуют обращаться к этим темам крайне осторожно.

#00:31:35#

…ка̄ма — андха-тамах̣, према — нирмала бха̄скара[6]

Нам говорят, что кама и према выглядят одинаково, но, по сути, отличаются, как день и ночь. Ка̄ма — андха-тамах̣: кама, то есть вожделение — это непроглядная тьма, а према — это яркий свет.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас

 


[1] Стих из «Шримад-Бхагаватам» (10.33.39): викрӣд̣итам̇ враджа-вадхӯбхир идам̇ ча виш̣н̣ох̣, ш́раддха̄нвито ’нуш́р̣н̣уйа̄д атха варн̣айед йах̣ / бхактим̇ пара̄м̇ бхагавати пратилабхйа ка̄мам̇, хр̣д-рогам а̄ш́в апахинотй ачирен̣а дхӣрах̣ — «Господь Кришна милостиво явил в этом мире Свои лилы с гопи, и тот, кто услышит рассказы о них, в особенности о раса-лиле, от истинного Гуру или вайшнава, кто безоговорочно в них поверит, и потом сам будет рассказывать о них другим, тот обретет высшую преданность Кришне. Встречаясь со Своими возлюбленными, гопи, Кришна наслаждается многообразием самых удивительных духовных чувств, и, слушая рассказы о них, вы навсегда избавитесь от главного недуга сердца — вожделения».

[2] Стих из «Падма-пураны».

[3] Акаитава кр̣ш̣н̣а-према, йена джа̄мбӯнада-хема, сеи према̄ нр̣локе на̄ хайа / йади хайа та̄ра йога, на̄ хайа табе вийога, вийога хаиле кеха на̄ джӣйайа — «Чистая любовь к Кришне, подобно золоту реки Джамбу, не встречается в этом мире. Если бы она существовала здесь, то не было бы разлуки с Кришной, ибо в разлуке с Ним жизнь невыносима» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 2.43).

[4] В «Бхакти-расамрита-синдху» (1.4.15,16) говорится: а̄дау ш́раддха̄ татах са̄дху-сан̇го ’тха бхаджана-крийа̄ / тато ’нартха-нивр̣ттих̣ сйа̄ттато ништ̣ха̄ ручи-статах̣ // атха̄сактис тато бха̄вас татах̣ према̄бхйудан̃чати / са̄дхака̄на̄м айам̇ премн̇ах̣ пра̄дурбха̄ве бхавет крамах̣ — «Сначала должна быть вера. Затем появляется интерес к общению с чистыми преданными. После этого человек получает посвящение от духовного учителя и под его руководством следует регулирующим принципам. Таким образом ученик освобождается от всех вредных привычек и утверждается в преданном служении. После этого у преданного появляется вкус и привязанность. Таков путь садхана‑бхакти — практики преданного служения в соответствии с регулирующими принципами. Мало‑помалу углубляются эмоции, и в итоге пробуждается любовь. Так постепенно в преданном, у которого появился интерес к сознанию Кришны, развивается любовь к Богу».

[5] См. «Шримад-Бхагаватам», 1.1.1. Среди прочего в этом стихе сказано: «Даже великие мудрецы и боги введены Им [Господом Кришной] в заблуждение, подобно тому, как человека сбивает с толку обманчивый образ воды в огне или суши на воде».

[6] В «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Ади-лила, 4.171) сказано: атаэва ка̄ма-преме бахута антара / ка̄ма — андха-тамах̣, према — нирмала бха̄скара — «Между вожделением и любовью существует огромная разница. Вожделение подобно непроглядной тьме, тогда как любовь — ярчайшему солнцу».

 

← «Stopping the Wheel of Karma». Bhakti Lalita Devi Dasi. (In English с русскими субтитрами). «Остановить колесо кармы». Бхакти Лалита Деви Даси. Таиланд, Чиангмай ·• Архив новостей •· «Тайный раздающий». Шрила Б. С. Госвами Махарадж (на русском). «Secret Sharer». Shrila B. S. Goswami Maharaj (In English) →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования