«Любовь и самопосвящение» (часть 2). Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 4 января 2008 года. Москва, Кисельный



скачать (формат MP3, 18.14M)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Любовь и самопосвящение
(часть 2)

(4 января 2008 года. Москва, Кисельный)

 

Вопрос: Вы сказали, что нет ничего ценного на земле. Как вариант, любовь, например, — является ли это ценным?

#00:00:25#

Шрила Госвами Махарадж: То, что известно под словом «любовь» в этом мире, — нечто очень сомнительное. Да, любовь — это самое ценное в этом мире. Но что такое любовь? Мы сегодня обсуждали в одной беседе, что Шрила Шридхар Махарадж говорил: для того чтобы любовь была существенной, настоящей, необходим элемент самопожертвования, поэтому ближайшая параллель, которую мы можем провести в рамках этого мира по отношению к божественной любви, это любовь матери к своему ребенку, когда она готова пожертвовать собой ради благополучия и счастья своего дитя, а в некоторых случаях мама приносит себя в жертву даже прихотям ребенка.

#00:02:10#

Поэтому иногда Шрила Шридхар Махарадж предостерегал нас: приготовьтесь к тому, чтобы пожертвовать собою ради своевольного, прихотливого Абсолюта. Кришне свойственны прихоти, но Он — Абсолют, поэтому даже Его прихоти несут абсолютное благо, тогда как прихоти ребенка могут, на самом деле, принести этому же ребенку вред. Так кто же в высшем смысле, в высшем плане достоин нашей преданности, нашего самопожертвования? Абсолют. Но мы видим, что этот принцип отражается в этом мире лишь до какой-то степени.

#00:03:30#

Мы говорим, что в этом мире нет ничего ценного, но что именно мы имеем в виду? Что это мир заблуждений. В «Чайтанья-чаритамрите» приводится аналогия: этот мир сравнивается со снами. Говорится: хороший ли сон или дурной сон — все равно это сон, в нем нет сути. В этом смысле это мир заблуждений. Те суждения, которые мы можем иметь по поводу того, что в этом мире желательно или нежелательно, — это все несущественно, неважно. Это все сравнительные, относительные ценности.

#00:04:39#

Чем постоянно приспосабливаться к меняющимся относительным обстоятельствам, мы предпочитаем приспособить себя к Абсолюту. Именно поэтому (как я уже говорил ранее) если мы можем что-либо связать со служением Шри Гуру и Гауранге, тогда это нечто обладает подлинной ценностью, в противном случае — негативной ценностью, поскольку покрыто эксплуатацией. Сколь бы возвышенны ни были наши намерения, все равно мы занимаем положение эксплуататоров, и под предлогом, под именем цивилизации мы пытаемся каким-то образом удержать, контролировать эту эксплуатацию, сделать ее не столь очевидной, видимой, но все равно это остается эксплуатацией.

#00:04:39#

Мы — обусловленные души, живущие в обусловленном мире.

брахма̄н̣д̣а бхрамите кона бха̄гйава̄н джӣва1

Если мы очень удачливы в этом мире, тогда мы сумеем обрести связь с посланником преданности, и, приняв его руководство, выведем себя за рамки мира эксплуатации и направимся к миру преданности. В противном случае нас постоянно соблазняют ложные учителя и эксперты этого мира: они обещают нам, что могут исцелить то, от чего мы страдаем, но следование их советам только усугубляет болезнь.

#00:07:55#

Коренная причина наших страданий — это разлука с Кришной, поэтому те, кто связывают нас с Кришной, облегчают наше положение.

тава катха̄мр̣там̇ тапта-джӣванам̇
кавибхир ӣд̣итам̇ калмаш̣а̄пахам
ш́раван̣а-ман̇галам̇ ш́рӣмад а̄татам̇
бхуви гр̣н̣анти йе бхӯри-да̄ джана̄х̣
2

Подлинным образом помогают людям те, кто рассказывает им что-то о Кришне, а все остальные вещи либо ведут в неверном направлении, либо неполны.

Вопрос: Что вы понимаете под страданиями в этом мире?

#00:09:17#

Шрила Госвами Махарадж: Неудовлетворенность. Мы ищем чего-то, сердце находится в поиске. Мы ищем свою вторую половину, отвечающую часть, и в отсутствие этой нашей второй половинки мы страдаем, сердце горит. Мы говорим об этом. Как мы уже говорили, есть три пути в этом мире: эксплуатация, отречение и преданность. Мы стремимся реализовать свой потенциал. Мы можем подумать: я смогу реализовать свой потенциал через эксплуатацию. (Джон Мильтон в одной поэме сказал так: «Лучше править в аду, нежели служить в раю».) Итак, мы воображаем себя хозяевами, и гуманистическая пропаганда подливает масла в огонь.

#00:11:02#

Чем заполнены все рекламные плакаты в Москве? Там только гуманистическая пропаганда, которая направлена на то, чтобы пробудить в нас склонность к эксплуатации. И это нормально, но сможет ли это удовлетворить то, чего ищет сердце? Сможем ли мы обрести счастье, просто обретая, подчиняя и потребляя? Это материалистичная идея — идея достижения счастья и полноты бытия через подчинение, обретение, потребление. Но точка зрения преданности, теистическая идея — полная противоположность.

#00:12:33#

Шрила Шридхар Махарадж приводил такой пример: «Когда вы что-то воруете, воровство может принести некоторую радость, но есть и иного рода радость, связанная с отдачей». Поэтому вопрос: мы сумеем реализовать свой потенциал радости через отдачу или через воровство, став кучкой цивилизованных воров, когда заключим друг с другом контракты: какого рода, какого уровня воровство допустимо, приемлемо в обществе? В конечном счете на этом основана вся современная цивилизация. Эта так называемая «человеческая культура», «цивилизация» менее чем достойна потенциала человека. Но этот потенциал можно раскрыть, посвятив, отдав себя Абсолютному Центру, Который является источником всего и по природе Своей полон очарования, красоты, сладости и счастья. Мы страдаем от отсутствия связи с этой Высшей реальностью.

Вопрос: А что значит концепция Святого Имени? Разве у разных духовных учителей она может отличаться?

#00:15:00#

Шрила Госвами Махарадж: Да.

на̄ма чинта̄ман̣их̣ кр̣ш̣н̣аш́
чаитанйа-раса-виграхах̣
пӯрн̣ах̣ ш́уддхо нитйа-мукто
’бхиннатва̄н на̄ма-на̄минох̣
3

Нам говорят, что Кришна — это Святое Имя, Святое Имя — это Сам Кришна. Да, разумеется, различные духовные личности могут обладать разной глубины пониманием этого.

#00:15:40#

[шлока]

Именно поэтому есть эти слова: если вы не получите мантру из авторитетной, подлинной сампрадайи, то эта мантра не принесет плода. Есть то, что видит Сам Махапрабху, когда Он видит Джаганнатха; и есть то, что воспринимают другие, когда видят то же самое Божество. Согласно способности: иные люди могут увидеть странный образ, но когда Махапрабху представал перед Джаганнатхом, Он видел в Нем Шьямасундара-Кришну, и Он плакал: «Где же Твоя флейта?» Обильные слезы текли из Его глаз, казалось, что потоки Ганги текут из глаз. То же самое, когда Он повторял имена Кришны.

#00:17:15#

Вчера мы упоминали эту аналогию: какова интенсивность Святого Имени, стремление к севе? Какова интенсивность кришна-нама Яшоды, когда она зовет Кришну? Какова интенсивность кришна-нама в устах Шримати Радхарани, когда Она призывает Его Имя?

#00:17:48#

...кр̣ш̣н̣а-на̄ма-сӣдху-дха̄ма-дханйа-да̄на-са̄гарам̇
према-дха̄ма-девам эва науми гаура-сундарам
4

Шри Чайтанья Махапрабху принимает Святое Имя в настроении Шримати Радхарани. Поэтому [понимание Святого Имени разное], в соответствии со способностью человека.

#00:18:34#

тун̣д̣е та̄н̣д̣авинӣ ратим̇ витануте тун̣д̣а̄валӣ-лабдхайе
карн̣а-крод̣а-кад̣амбинӣ гхат̣айате карн̣а̄рбудебхйах̣ спр̣ха̄м...
5

Шрила Рупа Госвами в этом стихе дает свое представление о том, что такое кришна-нам. Рупа Госвами пишет, что когда вы на самом деле, подлинным образом соприкоснетесь с кришна-намом, то это произведет определенные эффекты. Один эффект — это понимание, что одного языка недостаточно, чтобы насладиться сладостью Имени. Человек будет желать обрести миллионы языков, для того чтобы пытаться соприкоснуться с этой сладостью Святого Имени. Также придет понимание, что двух ушей недостаточно, чтобы воспринять всю сладость этого звука, появится желание обладать миллионами ушей, для того чтобы попытаться ухватить сладость этого звука.

#00:20:28#

Такова рупануга-сампрадайя. Нас интересует представление о Святом Имени, данное Рупой Госвами, нас не интересует ничто меньшее, чем это. Шрила Бхактивинод Тхакур пишет, что когда он соприкасается со Святым Именем (нама-рупа-гуна-лила), то прекрасный облик Кришны является из этого трансцендентного звука и уносит его в свою собственную обитель, для того чтобы дать возможность присоединиться к его удивительным играм. И это — Бхактивинода-паривара, духовная семья Бхактивинода Тхакура. Нас интересует это, нас не интересует некое развлечение, не интересует идея, что мы будем использовать Святое Имя для нашего приятного времяпрепровождения.

[реплика на английском]

#00:22:28#

Шрила Госвами Махарадж: Я думаю, что только что подробно описал глубокий духовный опыт вайшнавов, как они воспринимают это. Ну хорошо, еще один пример приведу.

#00:22:51#

[са̄ндра̄нанда-виш́еш̣а̄тма̄ —]
брахма̄нандо бхавед эш̣а чет пара̄рддха-гун̣ӣкр̣тах̣
наити бхакти-сукха̄мбходхех̣ парама̄н̣у-тула̄м апи
6

Шрила Рупа Госвами объясняет это таким образом: он говорит, что брахмананди — те, кто погружаются в единый всеобъемлющий дух, — выходят за рамки влияния мирских сексуальных желаний. В целом в рамках обыденного материального мира принято считать, что сексуальное наслаждение — высшее из форм удовольствия, но брахмананди совершенно не озабочены этим. Благодаря следованию духовной культуре они соприкасаются с чем-то таким, по сравнению с которым сексуальное наслаждение становится не только чем-то непривлекательным, но и отвратительным.

#00:24:56#

Шрила Рупа Госвами говорит, что если вы возьмете это счастье, с которым соприкасаются брахмананди, и умножите его в триллионы раз, то это даже не сравнится с одной крупицей того счастья, что обретают подлинные преданные Кришны. Если вы сможете проследить эту линию, уделить этому свое внимание, это укажет вам направление.

#00:25:39#

барха̄пӣд̣ам̇ нат̣а-вара-вапух̣ карн̣айох̣ карн̣ика̄рам̇,
бибхрад ва̄сах̣ канака-капиш́ам̇ ваиджайантӣм̇ ча ма̄ла̄м,
рандхра̄н вен̣ор адхара-судхайа̄ пӯрайан гопа-вр̣ндаир,
вр̣нда̄ран̣йам̇ сва-пада-раман̣ам̇ пра̄виш́ад гӣта-кӣртих̣
7

В «Шримад-Бхагаватам» приведено одно описание (с точки зрения одной из браджа-гопи) того, как Кришна, Баларама и Их друзья (мальчики-пастушки) входят в лес Вриндавана. Там сказано, что волосы Кришны украшает павлинье перо, Он играет на флейте, Его украшает гирлянда Вайджаянти, и Он выглядит как кинозвезда.

#00:27:05#

Как в этом мире: у нас есть какое-то понимание того, как выглядят кинозвезды, что они какие-то необычайные. Так вот, подлинная звезда — это Он: Он настолько прекрасен, все Его движения необычайно очаровательны. Рандхра̄н вен̣ор адхара-судхайа̄ пӯрайан: когда Он играет на флейте, то нектар из уст Кришны проникает во флейту и затем изливается из нее потоками, пронизывая нектаром всю атмосферу.

#00:28:28#

Итак, Кришна играет на флейте, идет, танцует, рядом с Ним Баларама, рядом с Ним все остальные Его друзья, и таким образом, пританцовывая, они двигаются в сторону лесов Вриндавана. Шримати Радхарани и другие гопи смотрят с балконов на то, как они уходят, и Сам Кришна краем глаза, самым уголком, также наблюдает за ними. Вр̣нда̄ран̣йам̇ сва-пада-раман̣ам̇ пра̄виш́ад гӣта-кӣртих̣: в это время лотосные стопы Кришны прикасаются к земле. Земля — это личность, и она содрогается от супружеских чувств, когда ощущает эти прикосновения. Она тоже преданная.

Бимал Канти Прабху: Именно этой любви (которая не сравнится с чувством брахмананди, помноженным на триллионы раз) ищет каждая душа?

#00:30:18#

Шрила Госвами Махарадж: Да, можно так сказать. Каждый — непосредственно или косвенно, — но ищет Кришну.

Бимал Канти Прабху: Значит, душа не может быть удовлетворена ничем иным, только этим?

Шрила Госвами Махарадж: Да, таково заключение. Ддуше не следует удовлетворяться чем-либо меньшим.

Вопрос: Может ли человек искать духовное удовлетворение в других религиях? И вообще, можно ли усидеть на двух стульях одновременно?

#00:31:32#

Шрила Госвами Махарадж: Если вы слушали то, о чем мы говорили сейчас, последние 20-30 минут, то того, о чем мы говорили, нет ни в одной другой религии. А что касается примера с двумя стульями — как вам такой пример: можно ли устоять в двух лодках одновременно? Две лодки стоят, а затем каждая отправляется к своему месту назначения: как долго вы сможете стоять одной ногой в каждой лодке? Неизбежно вы будете вынуждены выбрать одну из этих лодок, или окажетесь в воде. Но при всем при этом, когда мы говорим о других религиях или теистических системах, есть ли у вас правильное представление, правильная оценка их положения? Обладаете ли вы правильным пониманием сознания Кришны, для того чтобы суметь провести сравнительный анализ? И учитывая те вещи, которые мы говорили на протяжении последнего получаса и последних нескольких дней в целом, наше предложение состоит в следующем: если вы внимательно изучите сознание Кришны — то, что предлагает оно, — то вы придете к выводу: того, что дается здесь, нет ни в каких иных религиях.

#00:34:19#

Мы можем также сказать, повторяя слова Шрилы Шридхара Махараджа, что в соответствии с вашей внутренней искренней потребностью в духовной истине и искренним желанием, жаждой, вы придете в соприкосновение с тем или иным уровнем теистической истины, теистической идеи и обретете соответствующее общение. Но градация присутствует повсюду, есть градация даже внутри сознания Кришны.

#00:34:54#

[шлока]

Например, говорится, что в какой бы расе ни пребывал человек, он искренне убежден: то, что он испытывает, — это самое лучшее, самое великое. Мы относимся предвзято, мы находимся под воздействием нашего нынешнего опыта, но тем не менее нам говорят, что если мы прибегнем к татастха-вичару, то есть непредвзятому суждению, тогда мы увидим, что одна раса проявляет одни качества, другая раса — другие, и эти качества разные. И с точки зрения сравнительного анализа мы сможем увидеть, что мадхура-раса является сладчайшей. С точки зрения сравнительного анализа. Тем не менее нам говорят, что человек [находящийся в своей расе] утверждает: «Это самое лучшее. Что может быть выше?»

#00:37:00#

Мама Яшода, после того как у Кришны заканчивается тяжелый день, когда Он пас коров, совершал Свои изумительные игры (может быть, убивал каких-то демонов), хочет, чтобы Он хорошенько отдохнул ночью. Но у браджа-гопи совершенно иная идея: они хотят, чтобы Кришна проснулся посреди ночи, тайком убежал из дома и встретился с ними в лесу. Что из этого лучше? Через беспристрастный анализ мы можем прийти к определенным заключениям. Но подобного рода анализ проводят духовные эксперты. Поэтому вопрос: какова ваша потребность?

Как минимальное требование мы хотели бы подчеркнуть необходимость искренности. Если мы искренни, тогда Кришна ответит на наши потребности. Мы говорим, что Он — акхила-расамрита-муртих, значит, Он отвечает взаимностью на все расы.

Джай Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Джай Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

(перейти к первой части)

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
 Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас

   


1 Брахма̄н̣д̣а бхрамите кона бха̄гйава̄н джӣва / гуру-кр̣ш̣н̣а-праса̄де па̄йа бхакти-лата̄-бӣджа — «Живые существа, влекомые своей кармой, скитаются по вселенной. Кто-то из них достигает высших планет, а кто-то попадает на низшие. Из многих миллионов таких существ лишь редкий счастливец по милости Кришны встречает на своем пути истинного духовного учителя. Тогда Кришна и духовный учитель даруют ему семя преданного служения» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.151).

2 «Мой Господь, нектар Твоих слов и речей, прославляющих Твои деяния, дарует жизнь тем, кто мучится в материальном мире. Эти рассказы, избавляющие от последствий любых грехов, передаются из уст в уста великими святыми. Любой, кто слушает их, обретает удачу. Исполненные духовной силы, повествования эти распространяются по всему свету. И те, кто несет другим послание Бога, безусловно, самые милосердные из людей, заботящиеся о благе всего мира» («Шримад-Бхагаватам», 10.31.9; приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лила, 14.13).

3 «Святое Имя Кришны исполнено трансцендентного блаженства. Оно дарует все духовные благословения, ибо Оно — Сам Кришна, источник всех наслаждений. Имя Кришны совершенно и воплощает в Себе все духовные вкусы. В Нем нет ничего материального, и Оно не уступает в могуществе Самому Кришне. Имя Кришны не осквернено материей, поэтому не может быть и речи о Его связи с майей. Неподвластное законам материальной природы, Имя Кришны духовно и всегда свободно. Причина всего этого в том, что Иимя Кришны неотлично от Него Самого» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 17.133. Это цитата из «Падма-пураны»).

4 Дева-сиддха-мукта-йукта-бхакта-вр̣нда-вандитам̇, па̄па-та̄па-да̄ва-да̄ха-дагдха-дух̣кха-кхан̣дитам / кр̣ш̣н̣а-на̄ма-сӣдху-дха̄ма-дханйа-да̄на-са̄гарам̇, према-дха̄ма-девам эва науми гаура-сундарам — «Небожители, совершенные души, искатели освобождения, йоги-мистики и возвышенные слуги Абсолютной Истины, Шри Кришны, постоянно прославляют Шри Гаурасундара!» (Шрила Шридхар Махарадж, «Шри Премадхама-дева-стотрам, 1»).

5 Тун̣д̣е та̄н̣д̣авинӣ ратим̇ витануте тун̣д̣а̄валӣ-лабдхайе, карн̣а-крод̣а-кад̣амбинӣ гхат̣айате карн̣а̄рбудебхйах̣ спр̣ха̄м / четах̣-пра̄н̇ган̣а-сан̇гин̣ӣ виджайате сарвендрийа̄н̣а̄м̇ кр̣тим̇, но джа̄не джанита̄ кийадбхир амр̣таих̣ кр̣ш̣н̣ети варн̣а-двайӣ — «Когда Святое Имя Кришны нисходит и захватывает язык и губы, Оно полностью контролирует их. Оно захватывает настолько сильно, что это вовлекает язык и губы в воспевание Святого Имени так, словно они сошли с ума. Таким образом, сила Имени нисходит в них, и преданный чувствует, что одного языка и одного рта недостаточно — нужны тысячи ртов, чтобы вкусить сладость Святого Имени. Затем Святое Имя пленяет слух с такой силой и таким потоком энергии, что уши полностью захвачены Им, и преданный думает, что только двух ушей недостаточно — он желает иметь миллионы ушей, чтобы воспринять сладостный поток, проникающий в уши. Нектар Святого Имени течет обильным потоком через его уши и постепенно проникает в самое сердце. Я не знаю, я не могу сказать, я не смогу выразить то, сколь много нектара присутствует в Святом Имени Кришны. Эти два слога содержат в себе столько сладости, и не просто сладости, а сладости высочайшего качества. Эта сладость столь настойчива, что заполняет собой все» (перевод Шрилы Б. Р. Шридхара Дев-Госвами Махараджа). Это стих из «Видагдха-Мадхавы» (1.15) Шрилы Рупы Госвами, приводимый также в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Антья-лила, 1.99).

6 Са̄ндра̄нанда-виш́еш̣а̄тма̄ — брахма̄нандо бхавед эш̣а чет пара̄рддха-гун̣ӣкр̣тах̣ / наити бхакти-сукха̄мбходхех̣ парама̄н̣у-тула̄м апи — «Бхакти состоит из сгущенного блаженства особого рода. Блаженство постижения Брахмана, накопленное в продолжающемся половину жизни Брахмы самадхи, не идет ни в какое сравнение с одной каплей океана счастья бхакти» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.38).

7 «Шри Кришна, приняв Свой трансцендентный облик величайшего танцора, входит в лес Вриндавана, делая его еще прекраснее отпечатками Своих стоп. В Его волосах павлинье перо, Его уши украшают цветы карникара, на Нем желтые одежды, отливающие золотом, и гирлянда Вайджаянти. Он наполняет отверстия на флейте нектаром Своих губ, а Его друзья-пастушки воспевают Его славу» («Шримад-Бхагаватам», 10.21.5).




←  «Что делать, если практикующий живет вдали от преданных?» Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 12 октября 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· «Два измерения Голоки: сладость и великодушие». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 12 октября 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 19.0 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Любовь и самопосвящение
(часть 2)

(4 января 2008 года. Москва, Кисельный)

 

Вопрос: Вы сказали, что нет ничего ценного на земле. Как вариант, любовь, например, — является ли это ценным?

#00:00:25#

Шрила Госвами Махарадж: То, что известно под словом «любовь» в этом мире, — нечто очень сомнительное. Да, любовь — это самое ценное в этом мире. Но что такое любовь? Мы сегодня обсуждали в одной беседе, что Шрила Шридхар Махарадж говорил: для того чтобы любовь была существенной, настоящей, необходим элемент самопожертвования, поэтому ближайшая параллель, которую мы можем провести в рамках этого мира по отношению к божественной любви, это любовь матери к своему ребенку, когда она готова пожертвовать собой ради благополучия и счастья своего дитя, а в некоторых случаях мама приносит себя в жертву даже прихотям ребенка.

#00:02:10#

Поэтому иногда Шрила Шридхар Махарадж предостерегал нас: приготовьтесь к тому, чтобы пожертвовать собою ради своевольного, прихотливого Абсолюта. Кришне свойственны прихоти, но Он — Абсолют, поэтому даже Его прихоти несут абсолютное благо, тогда как прихоти ребенка могут, на самом деле, принести этому же ребенку вред. Так кто же в высшем смысле, в высшем плане достоин нашей преданности, нашего самопожертвования? Абсолют. Но мы видим, что этот принцип отражается в этом мире лишь до какой-то степени.

#00:03:30#

Мы говорим, что в этом мире нет ничего ценного, но что именно мы имеем в виду? Что это мир заблуждений. В «Чайтанья-чаритамрите» приводится аналогия: этот мир сравнивается со снами. Говорится: хороший ли сон или дурной сон — все равно это сон, в нем нет сути. В этом смысле это мир заблуждений. Те суждения, которые мы можем иметь по поводу того, что в этом мире желательно или нежелательно, — это все несущественно, неважно. Это все сравнительные, относительные ценности.

#00:04:39#

Чем постоянно приспосабливаться к меняющимся относительным обстоятельствам, мы предпочитаем приспособить себя к Абсолюту. Именно поэтому (как я уже говорил ранее) если мы можем что-либо связать со служением Шри Гуру и Гауранге, тогда это нечто обладает подлинной ценностью, в противном случае — негативной ценностью, поскольку покрыто эксплуатацией. Сколь бы возвышенны ни были наши намерения, все равно мы занимаем положение эксплуататоров, и под предлогом, под именем цивилизации мы пытаемся каким-то образом удержать, контролировать эту эксплуатацию, сделать ее не столь очевидной, видимой, но все равно это остается эксплуатацией.

#00:04:39#

Мы — обусловленные души, живущие в обусловленном мире.

брахма̄н̣д̣а бхрамите кона бха̄гйава̄н джӣва1

Если мы очень удачливы в этом мире, тогда мы сумеем обрести связь с посланником преданности, и, приняв его руководство, выведем себя за рамки мира эксплуатации и направимся к миру преданности. В противном случае нас постоянно соблазняют ложные учителя и эксперты этого мира: они обещают нам, что могут исцелить то, от чего мы страдаем, но следование их советам только усугубляет болезнь.

#00:07:55#

Коренная причина наших страданий — это разлука с Кришной, поэтому те, кто связывают нас с Кришной, облегчают наше положение.

тава катха̄мр̣там̇ тапта-джӣванам̇
кавибхир ӣд̣итам̇ калмаш̣а̄пахам
ш́раван̣а-ман̇галам̇ ш́рӣмад а̄татам̇
бхуви гр̣н̣анти йе бхӯри-да̄ джана̄х̣
2

Подлинным образом помогают людям те, кто рассказывает им что-то о Кришне, а все остальные вещи либо ведут в неверном направлении, либо неполны.

Вопрос: Что вы понимаете под страданиями в этом мире?

#00:09:17#

Шрила Госвами Махарадж: Неудовлетворенность. Мы ищем чего-то, сердце находится в поиске. Мы ищем свою вторую половину, отвечающую часть, и в отсутствие этой нашей второй половинки мы страдаем, сердце горит. Мы говорим об этом. Как мы уже говорили, есть три пути в этом мире: эксплуатация, отречение и преданность. Мы стремимся реализовать свой потенциал. Мы можем подумать: я смогу реализовать свой потенциал через эксплуатацию. (Джон Мильтон в одной поэме сказал так: «Лучше править в аду, нежели служить в раю».) Итак, мы воображаем себя хозяевами, и гуманистическая пропаганда подливает масла в огонь.

#00:11:02#

Чем заполнены все рекламные плакаты в Москве? Там только гуманистическая пропаганда, которая направлена на то, чтобы пробудить в нас склонность к эксплуатации. И это нормально, но сможет ли это удовлетворить то, чего ищет сердце? Сможем ли мы обрести счастье, просто обретая, подчиняя и потребляя? Это материалистичная идея — идея достижения счастья и полноты бытия через подчинение, обретение, потребление. Но точка зрения преданности, теистическая идея — полная противоположность.

#00:12:33#

Шрила Шридхар Махарадж приводил такой пример: «Когда вы что-то воруете, воровство может принести некоторую радость, но есть и иного рода радость, связанная с отдачей». Поэтому вопрос: мы сумеем реализовать свой потенциал радости через отдачу или через воровство, став кучкой цивилизованных воров, когда заключим друг с другом контракты: какого рода, какого уровня воровство допустимо, приемлемо в обществе? В конечном счете на этом основана вся современная цивилизация. Эта так называемая «человеческая культура», «цивилизация» менее чем достойна потенциала человека. Но этот потенциал можно раскрыть, посвятив, отдав себя Абсолютному Центру, Который является источником всего и по природе Своей полон очарования, красоты, сладости и счастья. Мы страдаем от отсутствия связи с этой Высшей реальностью.

Вопрос: А что значит концепция Святого Имени? Разве у разных духовных учителей она может отличаться?

#00:15:00#

Шрила Госвами Махарадж: Да.

на̄ма чинта̄ман̣их̣ кр̣ш̣н̣аш́
чаитанйа-раса-виграхах̣
пӯрн̣ах̣ ш́уддхо нитйа-мукто
’бхиннатва̄н на̄ма-на̄минох̣
3

Нам говорят, что Кришна — это Святое Имя, Святое Имя — это Сам Кришна. Да, разумеется, различные духовные личности могут обладать разной глубины пониманием этого.

#00:15:40#

[шлока]

Именно поэтому есть эти слова: если вы не получите мантру из авторитетной, подлинной сампрадайи, то эта мантра не принесет плода. Есть то, что видит Сам Махапрабху, когда Он видит Джаганнатха; и есть то, что воспринимают другие, когда видят то же самое Божество. Согласно способности: иные люди могут увидеть странный образ, но когда Махапрабху представал перед Джаганнатхом, Он видел в Нем Шьямасундара-Кришну, и Он плакал: «Где же Твоя флейта?» Обильные слезы текли из Его глаз, казалось, что потоки Ганги текут из глаз. То же самое, когда Он повторял имена Кришны.

#00:17:15#

Вчера мы упоминали эту аналогию: какова интенсивность Святого Имени, стремление к севе? Какова интенсивность кришна-нама Яшоды, когда она зовет Кришну? Какова интенсивность кришна-нама в устах Шримати Радхарани, когда Она призывает Его Имя?

#00:17:48#

...кр̣ш̣н̣а-на̄ма-сӣдху-дха̄ма-дханйа-да̄на-са̄гарам̇
према-дха̄ма-девам эва науми гаура-сундарам
4

Шри Чайтанья Махапрабху принимает Святое Имя в настроении Шримати Радхарани. Поэтому [понимание Святого Имени разное], в соответствии со способностью человека.

#00:18:34#

тун̣д̣е та̄н̣д̣авинӣ ратим̇ витануте тун̣д̣а̄валӣ-лабдхайе
карн̣а-крод̣а-кад̣амбинӣ гхат̣айате карн̣а̄рбудебхйах̣ спр̣ха̄м...
5

Шрила Рупа Госвами в этом стихе дает свое представление о том, что такое кришна-нам. Рупа Госвами пишет, что когда вы на самом деле, подлинным образом соприкоснетесь с кришна-намом, то это произведет определенные эффекты. Один эффект — это понимание, что одного языка недостаточно, чтобы насладиться сладостью Имени. Человек будет желать обрести миллионы языков, для того чтобы пытаться соприкоснуться с этой сладостью Святого Имени. Также придет понимание, что двух ушей недостаточно, чтобы воспринять всю сладость этого звука, появится желание обладать миллионами ушей, для того чтобы попытаться ухватить сладость этого звука.

#00:20:28#

Такова рупануга-сампрадайя. Нас интересует представление о Святом Имени, данное Рупой Госвами, нас не интересует ничто меньшее, чем это. Шрила Бхактивинод Тхакур пишет, что когда он соприкасается со Святым Именем (нама-рупа-гуна-лила), то прекрасный облик Кришны является из этого трансцендентного звука и уносит его в свою собственную обитель, для того чтобы дать возможность присоединиться к его удивительным играм. И это — Бхактивинода-паривара, духовная семья Бхактивинода Тхакура. Нас интересует это, нас не интересует некое развлечение, не интересует идея, что мы будем использовать Святое Имя для нашего приятного времяпрепровождения.

[реплика на английском]

#00:22:28#

Шрила Госвами Махарадж: Я думаю, что только что подробно описал глубокий духовный опыт вайшнавов, как они воспринимают это. Ну хорошо, еще один пример приведу.

#00:22:51#

[са̄ндра̄нанда-виш́еш̣а̄тма̄ —]
брахма̄нандо бхавед эш̣а чет пара̄рддха-гун̣ӣкр̣тах̣
наити бхакти-сукха̄мбходхех̣ парама̄н̣у-тула̄м апи
6

Шрила Рупа Госвами объясняет это таким образом: он говорит, что брахмананди — те, кто погружаются в единый всеобъемлющий дух, — выходят за рамки влияния мирских сексуальных желаний. В целом в рамках обыденного материального мира принято считать, что сексуальное наслаждение — высшее из форм удовольствия, но брахмананди совершенно не озабочены этим. Благодаря следованию духовной культуре они соприкасаются с чем-то таким, по сравнению с которым сексуальное наслаждение становится не только чем-то непривлекательным, но и отвратительным.

#00:24:56#

Шрила Рупа Госвами говорит, что если вы возьмете это счастье, с которым соприкасаются брахмананди, и умножите его в триллионы раз, то это даже не сравнится с одной крупицей того счастья, что обретают подлинные преданные Кришны. Если вы сможете проследить эту линию, уделить этому свое внимание, это укажет вам направление.

#00:25:39#

барха̄пӣд̣ам̇ нат̣а-вара-вапух̣ карн̣айох̣ карн̣ика̄рам̇,
бибхрад ва̄сах̣ канака-капиш́ам̇ ваиджайантӣм̇ ча ма̄ла̄м,
рандхра̄н вен̣ор адхара-судхайа̄ пӯрайан гопа-вр̣ндаир,
вр̣нда̄ран̣йам̇ сва-пада-раман̣ам̇ пра̄виш́ад гӣта-кӣртих̣
7

В «Шримад-Бхагаватам» приведено одно описание (с точки зрения одной из браджа-гопи) того, как Кришна, Баларама и Их друзья (мальчики-пастушки) входят в лес Вриндавана. Там сказано, что волосы Кришны украшает павлинье перо, Он играет на флейте, Его украшает гирлянда Вайджаянти, и Он выглядит как кинозвезда.

#00:27:05#

Как в этом мире: у нас есть какое-то понимание того, как выглядят кинозвезды, что они какие-то необычайные. Так вот, подлинная звезда — это Он: Он настолько прекрасен, все Его движения необычайно очаровательны. Рандхра̄н вен̣ор адхара-судхайа̄ пӯрайан: когда Он играет на флейте, то нектар из уст Кришны проникает во флейту и затем изливается из нее потоками, пронизывая нектаром всю атмосферу.

#00:28:28#

Итак, Кришна играет на флейте, идет, танцует, рядом с Ним Баларама, рядом с Ним все остальные Его друзья, и таким образом, пританцовывая, они двигаются в сторону лесов Вриндавана. Шримати Радхарани и другие гопи смотрят с балконов на то, как они уходят, и Сам Кришна краем глаза, самым уголком, также наблюдает за ними. Вр̣нда̄ран̣йам̇ сва-пада-раман̣ам̇ пра̄виш́ад гӣта-кӣртих̣: в это время лотосные стопы Кришны прикасаются к земле. Земля — это личность, и она содрогается от супружеских чувств, когда ощущает эти прикосновения. Она тоже преданная.

Бимал Канти Прабху: Именно этой любви (которая не сравнится с чувством брахмананди, помноженным на триллионы раз) ищет каждая душа?

#00:30:18#

Шрила Госвами Махарадж: Да, можно так сказать. Каждый — непосредственно или косвенно, — но ищет Кришну.

Бимал Канти Прабху: Значит, душа не может быть удовлетворена ничем иным, только этим?

Шрила Госвами Махарадж: Да, таково заключение. Ддуше не следует удовлетворяться чем-либо меньшим.

Вопрос: Может ли человек искать духовное удовлетворение в других религиях? И вообще, можно ли усидеть на двух стульях одновременно?

#00:31:32#

Шрила Госвами Махарадж: Если вы слушали то, о чем мы говорили сейчас, последние 20-30 минут, то того, о чем мы говорили, нет ни в одной другой религии. А что касается примера с двумя стульями — как вам такой пример: можно ли устоять в двух лодках одновременно? Две лодки стоят, а затем каждая отправляется к своему месту назначения: как долго вы сможете стоять одной ногой в каждой лодке? Неизбежно вы будете вынуждены выбрать одну из этих лодок, или окажетесь в воде. Но при всем при этом, когда мы говорим о других религиях или теистических системах, есть ли у вас правильное представление, правильная оценка их положения? Обладаете ли вы правильным пониманием сознания Кришны, для того чтобы суметь провести сравнительный анализ? И учитывая те вещи, которые мы говорили на протяжении последнего получаса и последних нескольких дней в целом, наше предложение состоит в следующем: если вы внимательно изучите сознание Кришны — то, что предлагает оно, — то вы придете к выводу: того, что дается здесь, нет ни в каких иных религиях.

#00:34:19#

Мы можем также сказать, повторяя слова Шрилы Шридхара Махараджа, что в соответствии с вашей внутренней искренней потребностью в духовной истине и искренним желанием, жаждой, вы придете в соприкосновение с тем или иным уровнем теистической истины, теистической идеи и обретете соответствующее общение. Но градация присутствует повсюду, есть градация даже внутри сознания Кришны.

#00:34:54#

[шлока]

Например, говорится, что в какой бы расе ни пребывал человек, он искренне убежден: то, что он испытывает, — это самое лучшее, самое великое. Мы относимся предвзято, мы находимся под воздействием нашего нынешнего опыта, но тем не менее нам говорят, что если мы прибегнем к татастха-вичару, то есть непредвзятому суждению, тогда мы увидим, что одна раса проявляет одни качества, другая раса — другие, и эти качества разные. И с точки зрения сравнительного анализа мы сможем увидеть, что мадхура-раса является сладчайшей. С точки зрения сравнительного анализа. Тем не менее нам говорят, что человек [находящийся в своей расе] утверждает: «Это самое лучшее. Что может быть выше?»

#00:37:00#

Мама Яшода, после того как у Кришны заканчивается тяжелый день, когда Он пас коров, совершал Свои изумительные игры (может быть, убивал каких-то демонов), хочет, чтобы Он хорошенько отдохнул ночью. Но у браджа-гопи совершенно иная идея: они хотят, чтобы Кришна проснулся посреди ночи, тайком убежал из дома и встретился с ними в лесу. Что из этого лучше? Через беспристрастный анализ мы можем прийти к определенным заключениям. Но подобного рода анализ проводят духовные эксперты. Поэтому вопрос: какова ваша потребность?

Как минимальное требование мы хотели бы подчеркнуть необходимость искренности. Если мы искренни, тогда Кришна ответит на наши потребности. Мы говорим, что Он — акхила-расамрита-муртих, значит, Он отвечает взаимностью на все расы.

Джай Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Джай Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

(перейти к первой части)

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
 Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас

   


1 Брахма̄н̣д̣а бхрамите кона бха̄гйава̄н джӣва / гуру-кр̣ш̣н̣а-праса̄де па̄йа бхакти-лата̄-бӣджа — «Живые существа, влекомые своей кармой, скитаются по вселенной. Кто-то из них достигает высших планет, а кто-то попадает на низшие. Из многих миллионов таких существ лишь редкий счастливец по милости Кришны встречает на своем пути истинного духовного учителя. Тогда Кришна и духовный учитель даруют ему семя преданного служения» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.151).

2 «Мой Господь, нектар Твоих слов и речей, прославляющих Твои деяния, дарует жизнь тем, кто мучится в материальном мире. Эти рассказы, избавляющие от последствий любых грехов, передаются из уст в уста великими святыми. Любой, кто слушает их, обретает удачу. Исполненные духовной силы, повествования эти распространяются по всему свету. И те, кто несет другим послание Бога, безусловно, самые милосердные из людей, заботящиеся о благе всего мира» («Шримад-Бхагаватам», 10.31.9; приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лила, 14.13).

3 «Святое Имя Кришны исполнено трансцендентного блаженства. Оно дарует все духовные благословения, ибо Оно — Сам Кришна, источник всех наслаждений. Имя Кришны совершенно и воплощает в Себе все духовные вкусы. В Нем нет ничего материального, и Оно не уступает в могуществе Самому Кришне. Имя Кришны не осквернено материей, поэтому не может быть и речи о Его связи с майей. Неподвластное законам материальной природы, Имя Кришны духовно и всегда свободно. Причина всего этого в том, что Иимя Кришны неотлично от Него Самого» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 17.133. Это цитата из «Падма-пураны»).

4 Дева-сиддха-мукта-йукта-бхакта-вр̣нда-вандитам̇, па̄па-та̄па-да̄ва-да̄ха-дагдха-дух̣кха-кхан̣дитам / кр̣ш̣н̣а-на̄ма-сӣдху-дха̄ма-дханйа-да̄на-са̄гарам̇, према-дха̄ма-девам эва науми гаура-сундарам — «Небожители, совершенные души, искатели освобождения, йоги-мистики и возвышенные слуги Абсолютной Истины, Шри Кришны, постоянно прославляют Шри Гаурасундара!» (Шрила Шридхар Махарадж, «Шри Премадхама-дева-стотрам, 1»).

5 Тун̣д̣е та̄н̣д̣авинӣ ратим̇ витануте тун̣д̣а̄валӣ-лабдхайе, карн̣а-крод̣а-кад̣амбинӣ гхат̣айате карн̣а̄рбудебхйах̣ спр̣ха̄м / четах̣-пра̄н̇ган̣а-сан̇гин̣ӣ виджайате сарвендрийа̄н̣а̄м̇ кр̣тим̇, но джа̄не джанита̄ кийадбхир амр̣таих̣ кр̣ш̣н̣ети варн̣а-двайӣ — «Когда Святое Имя Кришны нисходит и захватывает язык и губы, Оно полностью контролирует их. Оно захватывает настолько сильно, что это вовлекает язык и губы в воспевание Святого Имени так, словно они сошли с ума. Таким образом, сила Имени нисходит в них, и преданный чувствует, что одного языка и одного рта недостаточно — нужны тысячи ртов, чтобы вкусить сладость Святого Имени. Затем Святое Имя пленяет слух с такой силой и таким потоком энергии, что уши полностью захвачены Им, и преданный думает, что только двух ушей недостаточно — он желает иметь миллионы ушей, чтобы воспринять сладостный поток, проникающий в уши. Нектар Святого Имени течет обильным потоком через его уши и постепенно проникает в самое сердце. Я не знаю, я не могу сказать, я не смогу выразить то, сколь много нектара присутствует в Святом Имени Кришны. Эти два слога содержат в себе столько сладости, и не просто сладости, а сладости высочайшего качества. Эта сладость столь настойчива, что заполняет собой все» (перевод Шрилы Б. Р. Шридхара Дев-Госвами Махараджа). Это стих из «Видагдха-Мадхавы» (1.15) Шрилы Рупы Госвами, приводимый также в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Антья-лила, 1.99).

6 Са̄ндра̄нанда-виш́еш̣а̄тма̄ — брахма̄нандо бхавед эш̣а чет пара̄рддха-гун̣ӣкр̣тах̣ / наити бхакти-сукха̄мбходхех̣ парама̄н̣у-тула̄м апи — «Бхакти состоит из сгущенного блаженства особого рода. Блаженство постижения Брахмана, накопленное в продолжающемся половину жизни Брахмы самадхи, не идет ни в какое сравнение с одной каплей океана счастья бхакти» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.38).

7 «Шри Кришна, приняв Свой трансцендентный облик величайшего танцора, входит в лес Вриндавана, делая его еще прекраснее отпечатками Своих стоп. В Его волосах павлинье перо, Его уши украшают цветы карникара, на Нем желтые одежды, отливающие золотом, и гирлянда Вайджаянти. Он наполняет отверстия на флейте нектаром Своих губ, а Его друзья-пастушки воспевают Его славу» («Шримад-Бхагаватам», 10.21.5).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования