«Любовь и самопосвящение» (часть 1). Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 4 января 2008 года. Москва, Кисельный



скачать (формат MP3, 19.29M)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Любовь и самопосвящение
(часть 1)

(4 января 2008 года. Москва, Кисельный)

 

Есть ли у кого-то вопросы?

Вопрос: Мне вчера один человек сказал про Господа Будду, что якобы он не является инкарнацией Вишну, что это было приписано в «Бхагаватам», чтобы сохранить индуизм. А на самом деле речь идет в «Бхагаватам» о некой инкарнации [неразборчиво], то есть это Божество [неразборчиво].

#00:01:01#

Шрила Госвами Махарадж: Возникает вопрос: какова квалификация этого человека?

Вопрос: Это в книге было написано. Книгу написал какой-то профессор индуизма.

Шрила Госвами Махарадж: Вот именно в этом-то и проблема: об этом сказано в книге, написанной человеком. Кого мы будем принимать как достоверный источник: Ведавьясу или некоего профессора индуизма? Мы не вдаемся в споры по этому вопросу: какова личность того Будды, который известен в широких кругах, и какова личность того Будды, который описан в «Бхагаватам», — этот вопрос нас не столь волнует. Однако чему мы уделяем внимание, что считаем важным — так это слова «Бхагаватам».

#00:02:31#

Есть много воплощений Будды, и в «Бхагаватам» это не было вставлено ради продвижения индуизма. Есть много воплощений Будды, но это несущественно. В чем смысл? Кто такой Будда и каково его учение — важнее понять это. Речь не идет о том образе Будды, что бытует в воображении людей. О чем мы говорим? Тот буддизм, который принес сам Будда, которому он учил, — это нечто очень далекое от буддизма, который мы видим сегодня. Тем не менее мы уделяем свое внимание прежде всего «Бхагаватам».

#00:04:23#

Будда в своем воплощении преследовал определенную цель: это было звеном цепи постепенного восстановления авторитета Вед. Его воплощение пришло для того, чтобы, так сказать, очистить все, привести в состояние табула расы, полной чистоты.

#00:04:57#

йада̄ йада̄ хи дхармасйа
гла̄нир бхавати бха̄рата
абхйуттха̄нам адхармасйа
тада̄тма̄нам̇ ср̣джа̄мй ахам
1

Когда религия преобразуется до той степени, что становится безбожием, тогда возникает необходимость в коррекции. В «Бхагаватам» описано, что поскольку в Ведах даны определенные указания по жертвоприношению животных, то под предлогом этого, якобы под флагом Вед, производились массовые жертвоприношения, массовые убийства животных.

#00:06:10#

Тогда явился Будда и проповедовал ахимсу (ненасилие), и поскольку люди неверно толковали Веды, злоупотребляли их предписаниями, он сказал им: «Забудьте Веды, отвернитесь от них, примите только мои наставления: никому не причиняйте вреда». Таким образом он временно отвлек внимание людей от Вед. Это позволило в будущем, в более позднее время явиться Шанкарачарье, для того чтобы восстановить авторитет Вед, но проповедовал он в целом те же самые идеи: безличностное понимание.

Преданная: У меня еще один вопрос. Этот человек еще говорил, что Кали — божество из камня — может являться воплощением Бога. Насколько реально, как вы думаете, что само божество является аватарой?

#00:08:11#

Шрила Госвами Махарадж: Если бы ты слушала то, о чем я говорил на протяжении последних двух лет, то ты и сама бы ответила на этот вопрос. Мы говорим: Божество — это и есть Кришна. В писаниях сказано, что облик Кришны в Божестве проявляется через различные элементы: это может быть камень, дерево, драгоценные камни или ум. Это называется арча-виграха. Поэтому я не понимаю такого вопроса.

Преданная: Он говорил, что это именно аватара. Есть ли разница между Самим Богом и, например, Его десятой аватарой?

#00:09:46#

Шрила Госвами Махарадж: Но Божество — это не такого рода аватара, как перечислено в списке. Божество — это арча-виграха. Я здесь не для того, чтобы рассеивать все заблуждения, иллюзии, которые могут быть у этого некоего профессора индуизма, и не хочу рассеивать все заблуждения и теоретические предположения, которые он может предлагать.

#00:10:25#

амнайа праха таттвам...2

Нас интересует богооткровенная истина, как она явлена из высшего мира через достоверные писания, достоверные источники, иначе любой может выдумать что угодно — но это лишь предположения ограниченного ума. Нас не интересуют мнения или точки зрения людей этого мира. Нас интересует амная, то есть истина, явленная через нисхождение, когда Безграничное раскрывает Себя перед ограниченным. Поэтому существуют Веды, Пураны, и существуют их подлинные представители — великие ачарьи, которые в состоянии извлечь самую суть писаний. Выражаясь словами Шрилы Шридхара Махараджа, святые — это живые писания.

#00:12:21#

В противном случае нас уведет в сторону от понимания сути, поэтому нам не следует приспосабливать слова писаний к своему пониманию, но, скорее, наше понимание, наше положение следует приспособить в соответствии с их словами. Есть выражение «шастра-чакшух», то есть «смотреть глазами писаний». Академическим ученым этого мира свойственно огромное количество заблуждений, ложных воззрений относительно Вед, Пуран, потому что сам их подход, сама методология в корне неверна.

#00:13:44#

…пран̣ипа̄тена парипраш́нена севайа̄...3

Необходимо отдать, посвятить свой ум и разум тому миру. Мы должны покончить для себя с эмпирическими наблюдениями, в противном случае мы будем постоянно стремиться перенести свои представления на мир трансцендентного.

#00:14:36#

Шрила Сарасвати Тхакур однажды приводил такой пример: есть закрытая банка с медом, и муха ползает по этой банке, но не может соприкоснуться с самим медом, с самой субстанцией. Интеллектуальный анализ писаний подобен этому.

Брахма приводил такой пример: интеллектуальный подход к постижению божественного, трансцендентного подобен попыткам найти что-то в шелухе — там, где уже нет зерна, нет никакой сути.

Есть много примеров.

Преданный: Ваше Святейшество, расскажите, пожалуйста, какую-нибудь историю об удивительных деяниях Его Божественной Милости Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дев-Госвами Махараджа.

#00:16:31#

Шрила Госвами Махарадж: Это не совсем вопрос, это, скорее, просьба.

Когда он был юным учеником Шрилы Шридхара Махараджа, он ездил (в особенности по праздникам) по деревням, собирая пожертвования: рис и другие [продукты]. Эта традиция жива и поныне, в наши дни: Шрипад Ачарья Махарадж и другие преданные из Матха ездят от одной деревни к другой, собирая пожертвования — рис и другие продукты, вещи, которые нужны для подготовки к фестивалю, к пиру на Гаура-пурниму. В каждом городке, в каждой деревне люди знают друг друга, поэтому они могут рассказать, какой человек благочестив, какой человек бедный, какой богатый, а кто, может быть, богат, но очень скуп при этом.

#00:18:35#

Итак, Шрила Гурудев приехал в одну деревню, где жил очень богатый человек, который владел всеми рисовыми полями вокруг, но был известен как скупец. Когда мальчишки увидели, что Гурудев идет для сбора пожертвований, они сказали: «Здесь вы ничего не соберете». Но Гурудев сказал: «Отсюда мы уйдем с полной телегой риса, не меньше». Но эти мальчики говорили: «Нет, ни за что! Вы сами будете удивлены: вы ничего не получите».

#00:19:41#

Он отправился к этому человеку, который был крайне скуп, и потом все увидели, что Гурудев ушел от него с полной телегой риса. Люди были обеспокоены. Тогда они отправились к этому скупому богачу и сказали: «Когда мы тебя просим о чем-то, ты обычно или ничего не даешь, или подаешь рупию (сущие копейки). Почему ты ему дал так много: целую телегу риса?» Тот человек ответил: «Потому что этот мальчик поведал мне хари-катху и тем самым наполнил мое сердце необычайной радостью. Я дал бы ему и больше, если бы он попросил».

Джай Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Преданная: Расскажите, пожалуйста, о важности брахма-мухурты.

#00:21:20#

Шрила Госвами Махарадж: Нам говорят, что это самое благоприятное время суток. Это время наступает за 1 час 36 минут до восхода и длится 48 минут. Нам говорят, что это оптимальное время для того, чтобы посвятить себя духовной культуре. Поэтому самое лучшее — это когда мы уже поднялись в это время и заняты духовной практикой, но не следует ограничивать свою практику только этим временем.

Преданный: Махарадж, сегодня — день Экадаши. Расскажите, пожалуйста, историю его возникновения.

#00:23:07#

Шрила Госвами Махарадж: Одна из песен, которая поется в дни Экадаши, — это «шуддха-бхаката-чарана-рену», песня Бхактивинода Тхакура. Ма̄дхава-титхи, бхакти-джананӣ4... В этой песне сказано, что дни, которые связаны со служением Господу и Его преданным, дают рождение преданности. Также говорится о Мадхава-дайите — Той, Которая наиболее дорога Кришне, то есть Шримати Радхарани. В «Гарга-самхите» Шримати Радхарани задают вопрос: каким образом Она сумела обрести столь великую преданность Кришне? И в одном месте на этот вопрос Она отвечает: «Поклоняясь Туласи Деви», а в другом месте Она в ответ говорит: «Соблюдая Экадаши».

#00:24:56#

Шрила Сарасвати Тхакур отмечал внешние аспекты этого дня и внутренние. С астрологической точки зрения в этот день поток, сила расы становится больше, возрастает, и с внешней точки зрения это означает большую склонность, большее стремление к удовлетворению чувств. Чтобы противодействовать этому, прибегают к посту, к некоему самоограничению. Но с внутренней точки зрения желание, стремление Самого Кришны к расе также возрастает в этот день, поэтому преданные в этот день уделяют больше энергии, больше сил тому, что удовлетворяет Господа, то есть севе, и в то же время минимизируют телесные потребности.

Есть ли еще вопросы?

Преданный: При обсуждении внимательности при чтении джапы Махарадж упомянул, что нужно быть внимательным к идеям, которые мы услышали от Гуру, вайшнавов, прочитали из шастр. Если возможно, подробней освятите этот вопрос.

#00:27:29#

Шрила Госвами Махарадж: О чем я говорил: откуда вы получили Святое Имя? От Гуру. Оно приходит от Гуру вместе с концепцией, мы должны быть внимательны к этой концепции. Поэтому я взял ваши слова о невнимательности и просто более глубоко раскрыл этот вопрос. Нужно избегать невнимательности по отношению к Кришна-концепции, которая дана Гуру и вайшнавом, и это сделает слушание осмысленным. Их кришна-нам — подлинный, нам следует уделить полное свое внимание этому — их положению, тогда все наши практики обретут смысл.

Вопрос: Как вести себя людям, начинающим духовную практику, по отношению к близким, которые их не понимают и осуществляют нападки на начинающих эту практику?

#00:29:59#

Шрила Госвами Махарадж: Мы вчера вечером уже отвечали на этот вопрос.

тр̣н̣а̄д апи сунӣчена
тарор апи сахиш̣н̣уна̄
ама̄нина̄ ма̄надена
кӣртанӣйах̣ сада̄ харих
5

Вкратце я могу сказать, что учение Махапрабху таково: надо быть терпеливыми, смиренными и уважать других, однако не таким образом, чтобы это становилось препятствием для нашего стремления к сознанию Кришны. Поэтому мы должны быть разумны, мы должны с уважением относиться к желаниям других, но в то же время не позволять этим желаниям останавливать наше духовное продвижение.

#00:31:34#

Культура веры основывается на одном важнейшем принципе, об этом говорит Кавирадж Госвами в «Чайтанья-чаритамрите»:

ш́раддха̄’-ш́абде — виш́ва̄са кахе судр̣д̣ха ниш́чайа
кр̣ш̣н̣е бхакти каиле сарва-карма кр̣та хайа6

Это убежденность, что если я уделю все внимание, всю свою энергию преследованию этой одной цели, то все остальные мои обязанности будут исполнены естественным образом.

#00:32:33#

Когда вы рождаетесь в этом мире, вы обязаны своим родителям, родственникам, стране, человечеству, окружающим людям, предкам, и это не вопрос фантазии, это правда. Например, каждый год 9 мая празднуется День победы в Великой отечественной войне, празднуется то, как много людей отдали свои жизни ради этой победы, и это не фантазия — на самом деле люди умирали. Мы также должны девам, полубогам.

#00:33:33#

деварши-бхӯта̄пта-нр̣н̣а̄м̇ питр̣н̣а̄м̇
на кин̇каро на̄йам…
7

Человека связывает множество долгов, он обязан многим, однако сказано, что тот, кто стремится к сознанию Кришны, следует ему, тот никому ничего не должен, поскольку посвящение себя этому — это более чем отплата. На самом деле лучшее, что вы можете сделать, — это посвятить себя исключительным, эксклюзивным образом культивированию, развитию сознания Кришны, даже если они [близкие] этого не оценят. По сути, это самое лучшее, что вы можете сделать для своих близких и дальних родственников. Факт таков, что все они обретут благо от вашей практики. Быть может, они в это не поверят, они могут этого не видеть, но это факт.

#00:35:40#

Шрила Сарасвати Тхакур описал это, например, таким образом: если кто-то является преданным уровня каништха-адхикари, то три поколения его родственников обретают освобождение; если он мадхьяма-адхикари, то столько-то поколений родственников; уттама-адхикари — столько-то поколений… Чтобы дать нам представление. Вера означает твердо верить в это, поэтому не ждите принятия [своих убеждений] со стороны семьи. Как говорил иногда Шрила Шридхар Махарадж: они едва ли устроят парад по поводу того, что вы решили полностью посвятить себя сознанию Кришны. На самом деле они могут очень сильно возражать.

#00:36:55#

Мы рассказывали уже раньше эту историю о том, что когда Шрила Гурудев в юные годы только присоединился к движению, к миссии, из его деревни его семья прислала группу для того, чтобы насильно забрать его из Матха. В те времена окна закрывались не стеклом, но металлическими прутьями. Итак, когда его родственники пытались утащить его насильно, он ухватился за прутья этой решетки и не давал себя увести. Так и нам следует держаться.

#00:38:21#

В примере с Прахладой Махараджем (все эти испытания, через которые ему пришлось пройти) Шрила Шридхар Махарадж говорит: какой урок мы можем извлечь из этого? Если мы хотим посвятить свои жизни сознанию Кришны, то мы должны быть готовы к жизни, полной проблем. В каком-то смысле эти люди (родственники, окружение) правы: на самом деле это угроза всему, во что они верят, что считают правильным. Наше утверждение: этот мир с начала и до конца — обман. Целиком. В нем нет ничего, что обладало бы ценностью. Если мы не можем что-то связать со служением Гуру и вайшнавам, то это бессмысленно, поэтому у них есть право беспокоиться.

Вопрос: Получается, по отношению к своим родственникам нам нужно вести подпольную деятельность?

#00:40:10#

Шрила Госвами Махарадж: Да, это лучше всего. Не следует вступать в конфликт. Но понятно, что здесь мы находимся далеко от Индии, и здесь это считается чужой, чужеродной культурой, поэтому мы должны с пониманием относиться к их опасениям. Лучше делать этот процесс внутренним для себя, если возникает такая необходимость, и как мы видели во многих случаях, со временем родственники, возможно, смогут оценить это. Во многих случаях со временем они начинают восхищаться теми качествами, которые их родные развили благодаря своему соприкосновению с сознанием Кришны.

(вторая часть лекции)

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас

    


1 «Каждый раз, когда на Земле воцаряется безбожие и религия приходит в упадок, Я лично нисхожу в этот мир, о потомок Бхараты» (Бхагавад-гита, 4.7).

2 А̄мна̄йах̣ пра̄ха таттвам̇ харим иха парамам̇ сарва-ш́актим раса̄бдхим̇, тад бхинна̄м̇са̄м̇ш́ ча джӣва̄н пракр̣ти-кавалита̄н тад-вимукта̄м̇ш́ ча бха̄ва̄т / бхеда̄бедха-прака̄ш́ам̇ сакалам апи харех̣ са̄дханам̇ ш́уддха-бхактим̇, са̄дхйам̇ тат-прӣтим эветй упадиш́ати джана̄н гаура-чандрах̣ свайам̇ сах̣ — «Достоверное ведическое знание, полученное по истинной наставнической преемственности, выражается в следующих основополагающих понятиях: (1) Хари — Высшая Абсолютная Истина; (2) Он всемогущ; (3) Он источник сладости всех видов взаимоотношений; (4) живые существа — Его отделенные неотъемлемые частицы; (5) одни живые существа порабощены майей; (6) другие живые существа свободны от влияния майи; (7) все мироздание одновременно и едино с Ним, и отлично от Него; (8) шуддха-бхакти — единственный способ обрести любовь к Богу; (9) цель жизни — обрести любовь к Богу. Этому учил Сам Гаурачандра» (Шрила Бхактивинод Тхакур, «Даша-мула-таттва», «Таттва-вивека», 1).

3 Тад виддхи пран̣ипа̄тена, парипраш́нена севайа̄ / упадекш̣йанти те джн̃а̄нам̇, джн̃а̄нинас таттва-дарш́инах̣ — «Ты сможешь постичь это знание по милости духовного учителя. Со смирением обратись к нему и чистосердечно вопрошай, искренне служа ему. Лишь тот, кто обладает подлинным духовным опытом, способен передать его другим» (Бхагавад-гита, 4.34).

4 Ма̄дхава-титхи, бхакти-джананӣ, джатане па̄лана кори / кр̣ш̣н̣а-басати, басати боли, парама а̄даре бори — «Святые праздничные дни — такие, как Джанмаштами и Экадаши — это мать преданности для тех, кто с почтением относится к ним. С благоговением и любовью я избрал местом своего жительства святые места игр Шри Кришны» (Шрила Бхактивинод Тхакур, «Шаранагати», Бхакти-анукула-матра (принятие действий, развивающих чистую преданность), песня 3.2).

5 «Кто смиреннее травинки, терпеливее дерева, почитает всех и каждого и не ищет почета для себя, тот способен вечно славить Святое Имя Кришны» («Шри Шикшаштака», 3).

6 «Шраддха — это твердая, глубокая убежденность в том, что трансцендентное любовное преданное служение Кришне уже включает в себя всю остальную деятельность. Такая вера необходима для того, чтобы человек мог преданно служить Господу» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.62).

7 Деварши-бхӯта̄пта-нр̣н̣а̄м̇ питр̣н̣а̄м̇, на кин̇каро на̄йам р̣н̣ӣ ча ра̄джан / сарва̄тмана̄ йах̣ ш́аран̣ам̇ ш́аран̣йам̇, гато мукундам̇ парихр̣тйа картам — «Кто оставил все материальные обязанности и нашел свое убежище у лотосных стоп Мукунды, дарующего покровительство всем, тот больше ничего не должен ни полубогам, ни великим мудрецам, ни обычным живым существам, ни родственникам, ни друзьям, ни человечеству, ни даже ушедшим предкам» («Шримад-Бхагаватам», 11.5.41; цитируется в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лила, 22.141).




←  «Кришна наделяет душу свободой выбора» (часть 2). Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 12 октября 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· «Пикник на обочине». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 25 ноября 2008 года. Лахта, Санкт-Петербург  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 20.2 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Любовь и самопосвящение
(часть 1)

(4 января 2008 года. Москва, Кисельный)

 

Есть ли у кого-то вопросы?

Вопрос: Мне вчера один человек сказал про Господа Будду, что якобы он не является инкарнацией Вишну, что это было приписано в «Бхагаватам», чтобы сохранить индуизм. А на самом деле речь идет в «Бхагаватам» о некой инкарнации [неразборчиво], то есть это Божество [неразборчиво].

#00:01:01#

Шрила Госвами Махарадж: Возникает вопрос: какова квалификация этого человека?

Вопрос: Это в книге было написано. Книгу написал какой-то профессор индуизма.

Шрила Госвами Махарадж: Вот именно в этом-то и проблема: об этом сказано в книге, написанной человеком. Кого мы будем принимать как достоверный источник: Ведавьясу или некоего профессора индуизма? Мы не вдаемся в споры по этому вопросу: какова личность того Будды, который известен в широких кругах, и какова личность того Будды, который описан в «Бхагаватам», — этот вопрос нас не столь волнует. Однако чему мы уделяем внимание, что считаем важным — так это слова «Бхагаватам».

#00:02:31#

Есть много воплощений Будды, и в «Бхагаватам» это не было вставлено ради продвижения индуизма. Есть много воплощений Будды, но это несущественно. В чем смысл? Кто такой Будда и каково его учение — важнее понять это. Речь не идет о том образе Будды, что бытует в воображении людей. О чем мы говорим? Тот буддизм, который принес сам Будда, которому он учил, — это нечто очень далекое от буддизма, который мы видим сегодня. Тем не менее мы уделяем свое внимание прежде всего «Бхагаватам».

#00:04:23#

Будда в своем воплощении преследовал определенную цель: это было звеном цепи постепенного восстановления авторитета Вед. Его воплощение пришло для того, чтобы, так сказать, очистить все, привести в состояние табула расы, полной чистоты.

#00:04:57#

йада̄ йада̄ хи дхармасйа
гла̄нир бхавати бха̄рата
абхйуттха̄нам адхармасйа
тада̄тма̄нам̇ ср̣джа̄мй ахам
1

Когда религия преобразуется до той степени, что становится безбожием, тогда возникает необходимость в коррекции. В «Бхагаватам» описано, что поскольку в Ведах даны определенные указания по жертвоприношению животных, то под предлогом этого, якобы под флагом Вед, производились массовые жертвоприношения, массовые убийства животных.

#00:06:10#

Тогда явился Будда и проповедовал ахимсу (ненасилие), и поскольку люди неверно толковали Веды, злоупотребляли их предписаниями, он сказал им: «Забудьте Веды, отвернитесь от них, примите только мои наставления: никому не причиняйте вреда». Таким образом он временно отвлек внимание людей от Вед. Это позволило в будущем, в более позднее время явиться Шанкарачарье, для того чтобы восстановить авторитет Вед, но проповедовал он в целом те же самые идеи: безличностное понимание.

Преданная: У меня еще один вопрос. Этот человек еще говорил, что Кали — божество из камня — может являться воплощением Бога. Насколько реально, как вы думаете, что само божество является аватарой?

#00:08:11#

Шрила Госвами Махарадж: Если бы ты слушала то, о чем я говорил на протяжении последних двух лет, то ты и сама бы ответила на этот вопрос. Мы говорим: Божество — это и есть Кришна. В писаниях сказано, что облик Кришны в Божестве проявляется через различные элементы: это может быть камень, дерево, драгоценные камни или ум. Это называется арча-виграха. Поэтому я не понимаю такого вопроса.

Преданная: Он говорил, что это именно аватара. Есть ли разница между Самим Богом и, например, Его десятой аватарой?

#00:09:46#

Шрила Госвами Махарадж: Но Божество — это не такого рода аватара, как перечислено в списке. Божество — это арча-виграха. Я здесь не для того, чтобы рассеивать все заблуждения, иллюзии, которые могут быть у этого некоего профессора индуизма, и не хочу рассеивать все заблуждения и теоретические предположения, которые он может предлагать.

#00:10:25#

амнайа праха таттвам...2

Нас интересует богооткровенная истина, как она явлена из высшего мира через достоверные писания, достоверные источники, иначе любой может выдумать что угодно — но это лишь предположения ограниченного ума. Нас не интересуют мнения или точки зрения людей этого мира. Нас интересует амная, то есть истина, явленная через нисхождение, когда Безграничное раскрывает Себя перед ограниченным. Поэтому существуют Веды, Пураны, и существуют их подлинные представители — великие ачарьи, которые в состоянии извлечь самую суть писаний. Выражаясь словами Шрилы Шридхара Махараджа, святые — это живые писания.

#00:12:21#

В противном случае нас уведет в сторону от понимания сути, поэтому нам не следует приспосабливать слова писаний к своему пониманию, но, скорее, наше понимание, наше положение следует приспособить в соответствии с их словами. Есть выражение «шастра-чакшух», то есть «смотреть глазами писаний». Академическим ученым этого мира свойственно огромное количество заблуждений, ложных воззрений относительно Вед, Пуран, потому что сам их подход, сама методология в корне неверна.

#00:13:44#

…пран̣ипа̄тена парипраш́нена севайа̄...3

Необходимо отдать, посвятить свой ум и разум тому миру. Мы должны покончить для себя с эмпирическими наблюдениями, в противном случае мы будем постоянно стремиться перенести свои представления на мир трансцендентного.

#00:14:36#

Шрила Сарасвати Тхакур однажды приводил такой пример: есть закрытая банка с медом, и муха ползает по этой банке, но не может соприкоснуться с самим медом, с самой субстанцией. Интеллектуальный анализ писаний подобен этому.

Брахма приводил такой пример: интеллектуальный подход к постижению божественного, трансцендентного подобен попыткам найти что-то в шелухе — там, где уже нет зерна, нет никакой сути.

Есть много примеров.

Преданный: Ваше Святейшество, расскажите, пожалуйста, какую-нибудь историю об удивительных деяниях Его Божественной Милости Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дев-Госвами Махараджа.

#00:16:31#

Шрила Госвами Махарадж: Это не совсем вопрос, это, скорее, просьба.

Когда он был юным учеником Шрилы Шридхара Махараджа, он ездил (в особенности по праздникам) по деревням, собирая пожертвования: рис и другие [продукты]. Эта традиция жива и поныне, в наши дни: Шрипад Ачарья Махарадж и другие преданные из Матха ездят от одной деревни к другой, собирая пожертвования — рис и другие продукты, вещи, которые нужны для подготовки к фестивалю, к пиру на Гаура-пурниму. В каждом городке, в каждой деревне люди знают друг друга, поэтому они могут рассказать, какой человек благочестив, какой человек бедный, какой богатый, а кто, может быть, богат, но очень скуп при этом.

#00:18:35#

Итак, Шрила Гурудев приехал в одну деревню, где жил очень богатый человек, который владел всеми рисовыми полями вокруг, но был известен как скупец. Когда мальчишки увидели, что Гурудев идет для сбора пожертвований, они сказали: «Здесь вы ничего не соберете». Но Гурудев сказал: «Отсюда мы уйдем с полной телегой риса, не меньше». Но эти мальчики говорили: «Нет, ни за что! Вы сами будете удивлены: вы ничего не получите».

#00:19:41#

Он отправился к этому человеку, который был крайне скуп, и потом все увидели, что Гурудев ушел от него с полной телегой риса. Люди были обеспокоены. Тогда они отправились к этому скупому богачу и сказали: «Когда мы тебя просим о чем-то, ты обычно или ничего не даешь, или подаешь рупию (сущие копейки). Почему ты ему дал так много: целую телегу риса?» Тот человек ответил: «Потому что этот мальчик поведал мне хари-катху и тем самым наполнил мое сердце необычайной радостью. Я дал бы ему и больше, если бы он попросил».

Джай Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Преданная: Расскажите, пожалуйста, о важности брахма-мухурты.

#00:21:20#

Шрила Госвами Махарадж: Нам говорят, что это самое благоприятное время суток. Это время наступает за 1 час 36 минут до восхода и длится 48 минут. Нам говорят, что это оптимальное время для того, чтобы посвятить себя духовной культуре. Поэтому самое лучшее — это когда мы уже поднялись в это время и заняты духовной практикой, но не следует ограничивать свою практику только этим временем.

Преданный: Махарадж, сегодня — день Экадаши. Расскажите, пожалуйста, историю его возникновения.

#00:23:07#

Шрила Госвами Махарадж: Одна из песен, которая поется в дни Экадаши, — это «шуддха-бхаката-чарана-рену», песня Бхактивинода Тхакура. Ма̄дхава-титхи, бхакти-джананӣ4... В этой песне сказано, что дни, которые связаны со служением Господу и Его преданным, дают рождение преданности. Также говорится о Мадхава-дайите — Той, Которая наиболее дорога Кришне, то есть Шримати Радхарани. В «Гарга-самхите» Шримати Радхарани задают вопрос: каким образом Она сумела обрести столь великую преданность Кришне? И в одном месте на этот вопрос Она отвечает: «Поклоняясь Туласи Деви», а в другом месте Она в ответ говорит: «Соблюдая Экадаши».

#00:24:56#

Шрила Сарасвати Тхакур отмечал внешние аспекты этого дня и внутренние. С астрологической точки зрения в этот день поток, сила расы становится больше, возрастает, и с внешней точки зрения это означает большую склонность, большее стремление к удовлетворению чувств. Чтобы противодействовать этому, прибегают к посту, к некоему самоограничению. Но с внутренней точки зрения желание, стремление Самого Кришны к расе также возрастает в этот день, поэтому преданные в этот день уделяют больше энергии, больше сил тому, что удовлетворяет Господа, то есть севе, и в то же время минимизируют телесные потребности.

Есть ли еще вопросы?

Преданный: При обсуждении внимательности при чтении джапы Махарадж упомянул, что нужно быть внимательным к идеям, которые мы услышали от Гуру, вайшнавов, прочитали из шастр. Если возможно, подробней освятите этот вопрос.

#00:27:29#

Шрила Госвами Махарадж: О чем я говорил: откуда вы получили Святое Имя? От Гуру. Оно приходит от Гуру вместе с концепцией, мы должны быть внимательны к этой концепции. Поэтому я взял ваши слова о невнимательности и просто более глубоко раскрыл этот вопрос. Нужно избегать невнимательности по отношению к Кришна-концепции, которая дана Гуру и вайшнавом, и это сделает слушание осмысленным. Их кришна-нам — подлинный, нам следует уделить полное свое внимание этому — их положению, тогда все наши практики обретут смысл.

Вопрос: Как вести себя людям, начинающим духовную практику, по отношению к близким, которые их не понимают и осуществляют нападки на начинающих эту практику?

#00:29:59#

Шрила Госвами Махарадж: Мы вчера вечером уже отвечали на этот вопрос.

тр̣н̣а̄д апи сунӣчена
тарор апи сахиш̣н̣уна̄
ама̄нина̄ ма̄надена
кӣртанӣйах̣ сада̄ харих
5

Вкратце я могу сказать, что учение Махапрабху таково: надо быть терпеливыми, смиренными и уважать других, однако не таким образом, чтобы это становилось препятствием для нашего стремления к сознанию Кришны. Поэтому мы должны быть разумны, мы должны с уважением относиться к желаниям других, но в то же время не позволять этим желаниям останавливать наше духовное продвижение.

#00:31:34#

Культура веры основывается на одном важнейшем принципе, об этом говорит Кавирадж Госвами в «Чайтанья-чаритамрите»:

ш́раддха̄’-ш́абде — виш́ва̄са кахе судр̣д̣ха ниш́чайа
кр̣ш̣н̣е бхакти каиле сарва-карма кр̣та хайа6

Это убежденность, что если я уделю все внимание, всю свою энергию преследованию этой одной цели, то все остальные мои обязанности будут исполнены естественным образом.

#00:32:33#

Когда вы рождаетесь в этом мире, вы обязаны своим родителям, родственникам, стране, человечеству, окружающим людям, предкам, и это не вопрос фантазии, это правда. Например, каждый год 9 мая празднуется День победы в Великой отечественной войне, празднуется то, как много людей отдали свои жизни ради этой победы, и это не фантазия — на самом деле люди умирали. Мы также должны девам, полубогам.

#00:33:33#

деварши-бхӯта̄пта-нр̣н̣а̄м̇ питр̣н̣а̄м̇
на кин̇каро на̄йам…
7

Человека связывает множество долгов, он обязан многим, однако сказано, что тот, кто стремится к сознанию Кришны, следует ему, тот никому ничего не должен, поскольку посвящение себя этому — это более чем отплата. На самом деле лучшее, что вы можете сделать, — это посвятить себя исключительным, эксклюзивным образом культивированию, развитию сознания Кришны, даже если они [близкие] этого не оценят. По сути, это самое лучшее, что вы можете сделать для своих близких и дальних родственников. Факт таков, что все они обретут благо от вашей практики. Быть может, они в это не поверят, они могут этого не видеть, но это факт.

#00:35:40#

Шрила Сарасвати Тхакур описал это, например, таким образом: если кто-то является преданным уровня каништха-адхикари, то три поколения его родственников обретают освобождение; если он мадхьяма-адхикари, то столько-то поколений родственников; уттама-адхикари — столько-то поколений… Чтобы дать нам представление. Вера означает твердо верить в это, поэтому не ждите принятия [своих убеждений] со стороны семьи. Как говорил иногда Шрила Шридхар Махарадж: они едва ли устроят парад по поводу того, что вы решили полностью посвятить себя сознанию Кришны. На самом деле они могут очень сильно возражать.

#00:36:55#

Мы рассказывали уже раньше эту историю о том, что когда Шрила Гурудев в юные годы только присоединился к движению, к миссии, из его деревни его семья прислала группу для того, чтобы насильно забрать его из Матха. В те времена окна закрывались не стеклом, но металлическими прутьями. Итак, когда его родственники пытались утащить его насильно, он ухватился за прутья этой решетки и не давал себя увести. Так и нам следует держаться.

#00:38:21#

В примере с Прахладой Махараджем (все эти испытания, через которые ему пришлось пройти) Шрила Шридхар Махарадж говорит: какой урок мы можем извлечь из этого? Если мы хотим посвятить свои жизни сознанию Кришны, то мы должны быть готовы к жизни, полной проблем. В каком-то смысле эти люди (родственники, окружение) правы: на самом деле это угроза всему, во что они верят, что считают правильным. Наше утверждение: этот мир с начала и до конца — обман. Целиком. В нем нет ничего, что обладало бы ценностью. Если мы не можем что-то связать со служением Гуру и вайшнавам, то это бессмысленно, поэтому у них есть право беспокоиться.

Вопрос: Получается, по отношению к своим родственникам нам нужно вести подпольную деятельность?

#00:40:10#

Шрила Госвами Махарадж: Да, это лучше всего. Не следует вступать в конфликт. Но понятно, что здесь мы находимся далеко от Индии, и здесь это считается чужой, чужеродной культурой, поэтому мы должны с пониманием относиться к их опасениям. Лучше делать этот процесс внутренним для себя, если возникает такая необходимость, и как мы видели во многих случаях, со временем родственники, возможно, смогут оценить это. Во многих случаях со временем они начинают восхищаться теми качествами, которые их родные развили благодаря своему соприкосновению с сознанием Кришны.

(вторая часть лекции)

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас

    


1 «Каждый раз, когда на Земле воцаряется безбожие и религия приходит в упадок, Я лично нисхожу в этот мир, о потомок Бхараты» (Бхагавад-гита, 4.7).

2 А̄мна̄йах̣ пра̄ха таттвам̇ харим иха парамам̇ сарва-ш́актим раса̄бдхим̇, тад бхинна̄м̇са̄м̇ш́ ча джӣва̄н пракр̣ти-кавалита̄н тад-вимукта̄м̇ш́ ча бха̄ва̄т / бхеда̄бедха-прака̄ш́ам̇ сакалам апи харех̣ са̄дханам̇ ш́уддха-бхактим̇, са̄дхйам̇ тат-прӣтим эветй упадиш́ати джана̄н гаура-чандрах̣ свайам̇ сах̣ — «Достоверное ведическое знание, полученное по истинной наставнической преемственности, выражается в следующих основополагающих понятиях: (1) Хари — Высшая Абсолютная Истина; (2) Он всемогущ; (3) Он источник сладости всех видов взаимоотношений; (4) живые существа — Его отделенные неотъемлемые частицы; (5) одни живые существа порабощены майей; (6) другие живые существа свободны от влияния майи; (7) все мироздание одновременно и едино с Ним, и отлично от Него; (8) шуддха-бхакти — единственный способ обрести любовь к Богу; (9) цель жизни — обрести любовь к Богу. Этому учил Сам Гаурачандра» (Шрила Бхактивинод Тхакур, «Даша-мула-таттва», «Таттва-вивека», 1).

3 Тад виддхи пран̣ипа̄тена, парипраш́нена севайа̄ / упадекш̣йанти те джн̃а̄нам̇, джн̃а̄нинас таттва-дарш́инах̣ — «Ты сможешь постичь это знание по милости духовного учителя. Со смирением обратись к нему и чистосердечно вопрошай, искренне служа ему. Лишь тот, кто обладает подлинным духовным опытом, способен передать его другим» (Бхагавад-гита, 4.34).

4 Ма̄дхава-титхи, бхакти-джананӣ, джатане па̄лана кори / кр̣ш̣н̣а-басати, басати боли, парама а̄даре бори — «Святые праздничные дни — такие, как Джанмаштами и Экадаши — это мать преданности для тех, кто с почтением относится к ним. С благоговением и любовью я избрал местом своего жительства святые места игр Шри Кришны» (Шрила Бхактивинод Тхакур, «Шаранагати», Бхакти-анукула-матра (принятие действий, развивающих чистую преданность), песня 3.2).

5 «Кто смиреннее травинки, терпеливее дерева, почитает всех и каждого и не ищет почета для себя, тот способен вечно славить Святое Имя Кришны» («Шри Шикшаштака», 3).

6 «Шраддха — это твердая, глубокая убежденность в том, что трансцендентное любовное преданное служение Кришне уже включает в себя всю остальную деятельность. Такая вера необходима для того, чтобы человек мог преданно служить Господу» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.62).

7 Деварши-бхӯта̄пта-нр̣н̣а̄м̇ питр̣н̣а̄м̇, на кин̇каро на̄йам р̣н̣ӣ ча ра̄джан / сарва̄тмана̄ йах̣ ш́аран̣ам̇ ш́аран̣йам̇, гато мукундам̇ парихр̣тйа картам — «Кто оставил все материальные обязанности и нашел свое убежище у лотосных стоп Мукунды, дарующего покровительство всем, тот больше ничего не должен ни полубогам, ни великим мудрецам, ни обычным живым существам, ни родственникам, ни друзьям, ни человечеству, ни даже ушедшим предкам» («Шримад-Бхагаватам», 11.5.41; цитируется в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лила, 22.141).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования