«Эмоции или преданность?» Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 29 августа 2010 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 7.03M)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

Эмоции или преданность?

(29 августа 2010 года, Лахта, Санкт-Петербург)

 

Вопрос: Шрила Прабхупада иногда говорил: «Религия без философии — это сентиментализм, а философия без религии — это бесплодные спекуляции ума». Вопрос: как же нам защититься от сентиментализма, следуя нашей линии?

#00:00:27#

Шрила Госвами Махарадж: У Шрилы Гурудева была лекция «Эмоции или преданность?». И Шрила Рупа Госвами так же предостерегает нас от этого. Он объясняет, что есть два типа людей, и относительно обоих нам не следует обманываться, что они испытывают духовные чувства. Первая категория — это те, кто сентиментален по природе. У нас есть духовная сестра; она и вся ее семья склонны легко начинать плакать. Они плачут по поводу и без повода, и о сознании Кришны тоже плачут. Шрила Рупа Госвами предостерегает нас — не следует подобные проявления считать божественными чувствами, это просто сантименты.

#00:01:51#

А вторая категория — это актеры, актрисы. Мы знаем, что хорошие актеры должны быть способны начать плакать по требованию. Шрила Рупа Госвами написал эти слова много сотен лет назад, он предостерегал: не думайте, что способность проливать слезы по желанию является сколько-нибудь существенным духовным достижением.

#00:02:42#

на према-гандхо ’сти дара̄пи ме харау
кранда̄ми саубха̄гйа-бхарам̇ прака̄ш́итум…[1]

#00:02:57#

Сам Махапрабху говорит: «Я лишен даже намека на аромат кришна-премы, что уж говорить хотя бы о капле этой субстанции!» Он говорит, что эта субстанция настолько возвышенна, сладостна, что если бы вы были разлучены с этой субстанцией хоть на мгновение [однажды соприкоснувшись с ней], вы не сумели бы выжить. «Но все же я живу». И этим Он перефразирует чувства, выраженные самой Шримати Радхарани.

#00:03:55#

Шрила Рупа Госвами объясняет, что когда Шримати Радхарани льет слезы, когда в Ее глазах появляются слезы от экстаза и мешают видеть Кришну, Она проклинает этот экстаз. Постепенно нам следует научиться различать форму и суть.

#00:04:27#

Шрила Гуру Махарадж рассказывал историю об одном мулле (исламском проповеднике), который давал лекции по Корану. Так он [мулла] с вдохновением проповедовал и видел, как одна женщина в задних рядах смотрела на него и не могла сдержать слез, она просто плакала не переставая, смотря и слушая его проповедь. Он подумал: «Наверное, мои слова очень глубоко трогают ее сердце». И это даровало ему еще большее вдохновение и некоторую гордость. По завершении лекции он подошел к ней и сказал: «Мадам, пожалуйста, скажите, что же в моей лекции так сильно тронуло вас?» И она объяснила: «У меня была козочка, и я так ее любила. И когда она ела, она двигала головой точь-в-точь, как вы. И от этого я плачу». Поэтому — форма и суть.

#00:06:19#

Мы видим, что те, кто обладает настоящими духовными чувствами, скрывают это, контролируют свои чувства и скрывают свои переживания. В то время как иные люди, напротив, устраивают демонстрацию, показ своих мнимых духовных достижений. Но нам не следует забывать, что в конечном счете все заключается именно в чувствах. Необходимо почувствовать что-то в своем сердце по отношению к Кришне и Его преданным. И наиболее осязаемым образом это придет к нам благодаря общению с Гуру и вайшнавом. Всегда наш фокус сосредоточен на Гуру и вайшнавах. И нам объясняют, что благодаря служению им того рода преданность, что живет в их сердцах, появляется и в наших сердцах в награду за служение.

#00:07:45#

…а̄ш́райа лаийа̄ бхадже та̄ре кр̣ш̣н̣а на̄хи тйадже…[2]

Почему нам стоит сосредоточиться на Гуру и вайшнаве? Нароттам Дас Тхакур пишет, что Кришна непредсказуем.

#00:08:08#

И также мы не набираемся достаточной дерзости, чтобы обращаться к Кришне напрямую. Но Кришна испытывает неудержимое влечение к Своим преданным — к тем, кто обладает этой субстанцией в своем сердце, этой глубочайшей любовью в своих сердцах.

#00:08:42#

И поэтому Нароттам Дас Тхакур говорит нам: «Примите прибежище у такого рода преданного». Потому что Кришна никогда не оставит его. Это стратегия преданных: посвятить себя тому, кто принадлежит к близкому кругу общения Кришны. И постараться удовлетворить его служением.

#00:09:15#

Это смысл выражения «саджджана-тошани». Сарасвати Тхакур объясняет, что сат означает Радху и Кришну, а саджджана — это те, кого Божественная Чета считает Своими. А саджджана-тошани — это попытка удовлетворить их. По сути дела, он подытоживает всю суть дела всего в трех словах. [Смеется.] Вот таков Бхактивинод Тхакур[3]. Если попытаться объяснить, что такое сознание Кришны, можно ответить тремя словами: саджджана-тошани.

#00:10:07#

Иногда мы говорим, что вайшнавизм — это религия, где преданный занимает высочайшее положение. И мы очень счастливы этому, и Кришна очень счастлив этому.

#00:10:23#

гуру-рӯпа-харим̇ гаурам̇, ра̄дха̄-ручи-руча̄вр̣там
нитйам̇ науми навадвӣпе, на̄ма-кӣртана-нартанаих̣[4]

Поэтому Гуру Махарадж написал, что облик Кришны как Гуру — это Гауранга, являющийся в Навадвипе. И какова суть Махапрабху? Это ра̄дха̄-ручи-руча̄вр̣там — Он принял, обрел сердце и сияние Шримати Радхарани.

#00:11:07#

…нитйам̇ науми навадвӣпе, на̄ма-кӣртана-нартанаих̣

И Он низошел в Навадвипе, и Он там поет и танцует, наслаждается этим, приходит в такой экстаз, что начинает разбрасываться этим, раздавать это во все стороны.

#00:11:38#

В другом месте Васу Гхош говорит: «Что это за садхана?» Петь, танцевать, распространять кришна-нам, повторять кришна-нам, принимать прасадам — вот такого рода садхана.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил Ядавендра Дас
Редактор: Традиш Дас




1  На према-гандхо ’сти дара̄пи ме харау, кранда̄ми саубха̄гйа-бхарам̇ прака̄ш́итум / вам̇ш́ӣ-вила̄сй-а̄нана-локанам̇ вина̄, бибхарми йат пра̄н̣а-патан̇гака̄н вр̣тха̄ — Шри Чайтанья Махапрабху продолжал: «В моем сердце нет и следа любви к Богу. Я рыдаю от разлуки, только чтобы выставить напоказ свою необычайную удачу, хотя в действительности, не видя очаровательного лица Кришны, я живу бесцельно, словно букашка» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 2.45).

2  Т̣ха̄кура-ваиш̣н̣ава-пада, аванӣра сусампада, ш́уно бха̄и! хаийа эка мана / а̄ш́райа лаийа̄ бхадже, та̄ре кр̣ш̣н̣а на̄хи тйадже, а̄ра саба маре ака̄ран̣а — «Брат, внимательно выслушай мои слова: лотосоподобные стопы вайшнавов — самое большое богатство в этом мире. Прими прибежище вайшнавов и почитай их. Кришна никогда не отвергнет того, кто поклоняется Ему через вайшнавов. Остальных ждет неминуемая погибель» (Шрила Нароттам Дас Тхакур. «Тхакура-вайшнава-пада», 1).

3  Шрила Бхактивинод Тхакур выпускал вайшнавский журнал под названием «Саджджана-тошани».

4  «Я буду вечно прославлять Господа Гаурангу — Самого Всевышнего, Господа Хари, принявшего сердце и облекшегося в сияние Шри Радхики, низошедшего в облике святого наставника. В святой обители Шри Навадвипа Дхаме Он танцует в самозабвении, вечно погруженный в Свои лилы непрестанного воспевания святых имен» («Шри Шри Прапанна-дживанамритам», 1.3).




←  «Преданность — источник радости». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 1996 год. Австралия. Мировой проповеднический тур ·• Архив новостей •· «Шри Рагхунатх Дас Госвами» (часть 4). Статья из журнала ‘The Harmonist’ под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (на русском и английском языках) →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 7.4 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

Эмоции или преданность?

(29 августа 2010 года, Лахта, Санкт-Петербург)

 

Вопрос: Шрила Прабхупада иногда говорил: «Религия без философии — это сентиментализм, а философия без религии — это бесплодные спекуляции ума». Вопрос: как же нам защититься от сентиментализма, следуя нашей линии?

#00:00:27#

Шрила Госвами Махарадж: У Шрилы Гурудева была лекция «Эмоции или преданность?». И Шрила Рупа Госвами так же предостерегает нас от этого. Он объясняет, что есть два типа людей, и относительно обоих нам не следует обманываться, что они испытывают духовные чувства. Первая категория — это те, кто сентиментален по природе. У нас есть духовная сестра; она и вся ее семья склонны легко начинать плакать. Они плачут по поводу и без повода, и о сознании Кришны тоже плачут. Шрила Рупа Госвами предостерегает нас — не следует подобные проявления считать божественными чувствами, это просто сантименты.

#00:01:51#

А вторая категория — это актеры, актрисы. Мы знаем, что хорошие актеры должны быть способны начать плакать по требованию. Шрила Рупа Госвами написал эти слова много сотен лет назад, он предостерегал: не думайте, что способность проливать слезы по желанию является сколько-нибудь существенным духовным достижением.

#00:02:42#

на према-гандхо ’сти дара̄пи ме харау
кранда̄ми саубха̄гйа-бхарам̇ прака̄ш́итум…[1]

#00:02:57#

Сам Махапрабху говорит: «Я лишен даже намека на аромат кришна-премы, что уж говорить хотя бы о капле этой субстанции!» Он говорит, что эта субстанция настолько возвышенна, сладостна, что если бы вы были разлучены с этой субстанцией хоть на мгновение [однажды соприкоснувшись с ней], вы не сумели бы выжить. «Но все же я живу». И этим Он перефразирует чувства, выраженные самой Шримати Радхарани.

#00:03:55#

Шрила Рупа Госвами объясняет, что когда Шримати Радхарани льет слезы, когда в Ее глазах появляются слезы от экстаза и мешают видеть Кришну, Она проклинает этот экстаз. Постепенно нам следует научиться различать форму и суть.

#00:04:27#

Шрила Гуру Махарадж рассказывал историю об одном мулле (исламском проповеднике), который давал лекции по Корану. Так он [мулла] с вдохновением проповедовал и видел, как одна женщина в задних рядах смотрела на него и не могла сдержать слез, она просто плакала не переставая, смотря и слушая его проповедь. Он подумал: «Наверное, мои слова очень глубоко трогают ее сердце». И это даровало ему еще большее вдохновение и некоторую гордость. По завершении лекции он подошел к ней и сказал: «Мадам, пожалуйста, скажите, что же в моей лекции так сильно тронуло вас?» И она объяснила: «У меня была козочка, и я так ее любила. И когда она ела, она двигала головой точь-в-точь, как вы. И от этого я плачу». Поэтому — форма и суть.

#00:06:19#

Мы видим, что те, кто обладает настоящими духовными чувствами, скрывают это, контролируют свои чувства и скрывают свои переживания. В то время как иные люди, напротив, устраивают демонстрацию, показ своих мнимых духовных достижений. Но нам не следует забывать, что в конечном счете все заключается именно в чувствах. Необходимо почувствовать что-то в своем сердце по отношению к Кришне и Его преданным. И наиболее осязаемым образом это придет к нам благодаря общению с Гуру и вайшнавом. Всегда наш фокус сосредоточен на Гуру и вайшнавах. И нам объясняют, что благодаря служению им того рода преданность, что живет в их сердцах, появляется и в наших сердцах в награду за служение.

#00:07:45#

…а̄ш́райа лаийа̄ бхадже та̄ре кр̣ш̣н̣а на̄хи тйадже…[2]

Почему нам стоит сосредоточиться на Гуру и вайшнаве? Нароттам Дас Тхакур пишет, что Кришна непредсказуем.

#00:08:08#

И также мы не набираемся достаточной дерзости, чтобы обращаться к Кришне напрямую. Но Кришна испытывает неудержимое влечение к Своим преданным — к тем, кто обладает этой субстанцией в своем сердце, этой глубочайшей любовью в своих сердцах.

#00:08:42#

И поэтому Нароттам Дас Тхакур говорит нам: «Примите прибежище у такого рода преданного». Потому что Кришна никогда не оставит его. Это стратегия преданных: посвятить себя тому, кто принадлежит к близкому кругу общения Кришны. И постараться удовлетворить его служением.

#00:09:15#

Это смысл выражения «саджджана-тошани». Сарасвати Тхакур объясняет, что сат означает Радху и Кришну, а саджджана — это те, кого Божественная Чета считает Своими. А саджджана-тошани — это попытка удовлетворить их. По сути дела, он подытоживает всю суть дела всего в трех словах. [Смеется.] Вот таков Бхактивинод Тхакур[3]. Если попытаться объяснить, что такое сознание Кришны, можно ответить тремя словами: саджджана-тошани.

#00:10:07#

Иногда мы говорим, что вайшнавизм — это религия, где преданный занимает высочайшее положение. И мы очень счастливы этому, и Кришна очень счастлив этому.

#00:10:23#

гуру-рӯпа-харим̇ гаурам̇, ра̄дха̄-ручи-руча̄вр̣там
нитйам̇ науми навадвӣпе, на̄ма-кӣртана-нартанаих̣[4]

Поэтому Гуру Махарадж написал, что облик Кришны как Гуру — это Гауранга, являющийся в Навадвипе. И какова суть Махапрабху? Это ра̄дха̄-ручи-руча̄вр̣там — Он принял, обрел сердце и сияние Шримати Радхарани.

#00:11:07#

…нитйам̇ науми навадвӣпе, на̄ма-кӣртана-нартанаих̣

И Он низошел в Навадвипе, и Он там поет и танцует, наслаждается этим, приходит в такой экстаз, что начинает разбрасываться этим, раздавать это во все стороны.

#00:11:38#

В другом месте Васу Гхош говорит: «Что это за садхана?» Петь, танцевать, распространять кришна-нам, повторять кришна-нам, принимать прасадам — вот такого рода садхана.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил Ядавендра Дас
Редактор: Традиш Дас




[1] На према-гандхо ’сти дара̄пи ме харау, кранда̄ми саубха̄гйа-бхарам̇ прака̄ш́итум / вам̇ш́ӣ-вила̄сй-а̄нана-локанам̇ вина̄, бибхарми йат пра̄н̣а-патан̇гака̄н вр̣тха̄ — Шри Чайтанья Махапрабху продолжал: «В моем сердце нет и следа любви к Богу. Я рыдаю от разлуки, только чтобы выставить напоказ свою необычайную удачу, хотя в действительности, не видя очаровательного лица Кришны, я живу бесцельно, словно букашка» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 2.45).

[2] Т̣ха̄кура-ваиш̣н̣ава-пада, аванӣра сусампада, ш́уно бха̄и! хаийа эка мана / а̄ш́райа лаийа̄ бхадже, та̄ре кр̣ш̣н̣а на̄хи тйадже, а̄ра саба маре ака̄ран̣а — «Брат, внимательно выслушай мои слова: лотосоподобные стопы вайшнавов — самое большое богатство в этом мире. Прими прибежище вайшнавов и почитай их. Кришна никогда не отвергнет того, кто поклоняется Ему через вайшнавов. Остальных ждет неминуемая погибель» (Шрила Нароттам Дас Тхакур. «Тхакура-вайшнава-пада», 1).

[3] Шрила Бхактивинод Тхакур выпускал вайшнавский журнал под названием «Саджджана-тошани».

[4] «Я буду вечно прославлять Господа Гаурангу — Самого Всевышнего, Господа Хари, принявшего сердце и облекшегося в сияние Шри Радхики, низошедшего в облике святого наставника. В святой обители Шри Навадвипа Дхаме Он танцует в самозабвении, вечно погруженный в Свои лилы непрестанного воспевания святых имен» («Шри Шри Прапанна-дживанамритам», 1.3).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования