скачать (формат MP4, 138.29M)
Скачать звук (MP3)
Код для вставки этого видео на другие сайты и блоги:
Russian
Манас Кришна Прабху
Миссия Чайтаньи, Его последователи.
Гаура-Нитай. Лалита и Вишакха.
Шри Гуру
(4 сентября 2010 года, день. Лахта, Санкт-Петербург)
#00:01:16#
Как говорится, во Вриндаване «каждое слово — песня, каждый шаг — это танец». Во Вриндаване постоянно проходит фестиваль божественной любви.
#00:02:02#
Этот фестиваль перетекает к гаура-лиле — из настроения внутренней сладости [мадхурьи] в настроение раздачи [аударьи] Шри Чайтаньи Махапрабху. И говорится: когда Господь нисходит, Он нисходит со Своим вооружением, чтобы уничтожить демонов, безбожников. Он берет с Собой некое оружие.
#00:03:05#
Но когда Кришна приходит в форме Шри Чайтаньи Махапрабху, Шри Чайтанье Махапрабху не нужно оружие, Его оружием является любовь, Его сладость. Его оружие — это према, божественная любовь.
#00:03:55#
Его миссия как юга-аватара состояла [в том, чтобы] распространить эту божественную любовь, кришна-прему, дать ее падшим душам Кали-юги. Это одна из причин Его явления. Внешняя причина Его явления. Но внутренняя причина Его явления состояла [в том], чтобы вкусить сладость любви Шримати Радхарани к Кришне.
#00:04:50#
джӣв джа̄го, джӣв джа̄го, гаурача̄н̇да боле
кота нидра̄ джа̄о ма̄йа̄-пиш́а̄чӣра коле
Каждое утро мы поем этот бхаджан: джӣв джа̄го, гаурача̄н̇да боле. Это игры распространения санкиртаны, которые явил Шри Чайтанья Махапрабху.
#00:05:23#
Махапрабху, словно генерал, дует в раковину и поднимает всех на войну. Он дует в раковину, в рог. От Махапрабху исходил такой призыв.
#00:06:01#
Санкиртаной Шри Чайтанья Махапрабху будил спящие души, пробуждал в них их настоящие обязанности, их настоящий долг в служении в божественном мире вечности.
#00:06:28#
Как это ни удивительно, в «Шримад-Бхагаватам» в скрытой форме упоминалось об этом явлении Шри Чайтаньи Махапрабху в [эту] эпоху.
…йаджн̃аих̣ сан̇кӣртана-пра̄йаир,
йаджанти хи су-медхасах̣
Там написано, что в эту югу те, у кого [есть] какие-то духовные заслуги, сукрити, привлекутся; истинно разумные люди привлекутся в эту эпоху санкиртаной Шри Чайтаньи Махапрабху.
#00:07:44#
Эта шлока описывает качества [того], кто придет в Кали-югу, каким будет кали-юга-аватар. Он низойдет со Своими спутниками. В этот век Он провозгласит, начнет самое сокровенное жертвоприношение — санкиртана-ягью.
#00:08:45#
антах̣ кр̣ш̣н̣ам̇ бахир гаурам̇,
дарш́ита̄н̇га̄ди-ваибхавам…
Параллельно Джива Госвами привел эту шлоку. В ней сказано, что внутри этот аватар
будет сам Кришна — черный пастушок, а внешне Он будет золотого цвета, Его сияние будет золотым.
#00:09:51#
И когда Он [Шри Чайтанья Махапрабху] выполнял эту миссию распространения [санкиртаны] освобождающим всех звуком божественного святого имени, в помощь Ему у Него были инструменты для этого.
#00:10:17#
Флейта Кришны, которой владеет Господь, со Шри Чайтаньей Махапрабху явилась как мриданга и караталы. Я не уверен в истинности этого [утверждения], потому что не слышал этого от Шрилы Гурудева
или Шрилы Гуру Махараджа.
#00:10:50#
Но все равно из этого можно понять, что с помощью мриданги
и каратал до сих пор распространяется святое имя Шри Чайтаньи. И эти инструменты выбрал именно сам Шри Чайтанья Махапрабху для распространения святого имени. В наше [же] время используется много инструментов. Фисгармония — одна из них.
#00:12:04#
После того, как Шри Чайтанья Махапрабху ушел из этого мира, сформировалось очень много сахаджийских последователей, которые упростили Его учение, но неправильно толковали его.
#00:12:30#
Бхактивинод Тхакур являлся спасителем, он восстановил истинное учение Шри Чайтаньи Махапрабху и устранил все несовершенства. Когда он был на этой земле, он восстановил чистоту концепции Шри Чайтаньи Махапрабху.
#00:13:05#
В этом ему также помог Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, который, как говорится, снизошел прямиком из духовного мира. Это очень мистическая история. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур — это тот, кто продолжил эту миссию, продолжил блюсти чистоту [учения] Шри Чайтаньи Махапрабху.
#00:14:09#
Бхактивинод Тхакур сделал учение Шри Чайтаньи Махапрабху [чистым и понятным], он представил его таким образом, чтоб каждый человек, [даже] низкорожденный, необразованный, мог соприкоснуться с учением Шри Чайтаньи Махапрабху в его первозданной чистоте.
#00:14:33#
Потом родился Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. И, следуя наставлениям Шрилы Бхактивинода Тхакура, Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур основал Гаудия Матх.
#00:15:42#
В это время обычным делом было, что сахаджии, аулы, баулы [и другие лжепоследователи Шри Чайтаньи Махапрабху] имитировали признаки духовных экстазов во время своих киртанов, играли на флейтах, подражали возвышенным чувствам Шри Чайтаньи Махапрабху.
#00:16:29#
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур дал ясно понять, что на самом деле святое имя, сам этот [божественный] звук, его не может породить ничто материальное, никакая сладостная мелодия флейт, сладостное пение. И он доказывал это вплоть до самых последних дней своей жизни.
#00:17:31#
Перед своим уходом из жизни Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур позвал Шрилу Шридхара Махараджа и попросил его спеть гимн рупануга-сампрадаи «Шри Рупа-Манджари-пада».
#00:17:50#
Шрила Шридхар Махарадж был немного взволнован, потому что он никогда не умел петь сладостно, и в то же время он увидел, что вокруг него очень много квалифицированных вайшнавов, кто бы мог спеть красиво, в том числе и секретарь Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура.
#00:18:35#
Секретарь Гаудия Матха, ближайший помощник Бхактисиддханты Сарасвати, пригласить спеть Шрилу Джаджавара Махараджа, который был известен своим красивым пением киртанов. Вообще он был очень известным в кругах преданных, почитаемым [вайшнавом]. Он пригласил его спеть. Так как Шрила Шридхар Махарадж смущался, Тиртха Махарадж попросил Джаджавара Махараджа: «Пожалуйста, спойте вы».
#00:19:57#
Вообще Бхактисиддханта Сарасвати в это время уходил и чувствовал себя очень плохо, он двадцать четыре часа [в сутки] был прикован к своей постели. Но когда запели эту песню, он привстал, несмотря на свою немощь, с постели, привстал и сказал: «Мне не нужна сладостная мелодия, я хочу, чтобы Шрила Шридхар Махарадж исполнил этот бхаджан».
#00:20:28#
Он сказал: «Мне не нужна сладостная песнь, сладостная мелодия, правильное произношение. Я хочу, чтобы Шрила Шридхар Махарадж пел эту песню».
#00:21:12#
Множество духовных братьев Шрилы Шридхара Махараджа, возвышенных вайшнавов, учеников Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, вспоминая об этом, говорили: «В тот момент мы видели, что на самом деле мистическим образом Бхактисиддханта Сарасвати передал Шриле Шридхару Махараджу „ключи“ от сампрадаи, от его миссии».
#00:21:49#
И они прославляли Шрилу Шридхара Махараджа, говоря ему: «Бхактисиддханта Сарасвати вручил тебе „ключи“ к рупануга-сампрадае».
#00:22:07#
Они ему говорили: «Он ввел тебя к Шри Рупе, туда внутрь [его концепции]». Но в силу своего смирения Шрила Шридхар Махарадж заявлял: «На самом деле я считаю, что он просто сделал меня хранителем на воротах, хранителем врат. И я [теперь] не пускаю туда всех и каждого». И об этом говорит его санньяса-имя: Бхакти Ракшак — «Хранитель преданности». Шрила Шридхар Махарадж славился тем, что он был даже более строгим в своей практике, даже строже, чем сам Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур.
#00:23:44#
Один из учеников Шрилы Шридхара Махараджа из Лондона — Девашиш Прабху, как-то был с Гурудевом, спустя много лет после ухода Шрилы Гуру Махараджа, и он сказал Шриле Гурудеву: «Иногда я сокрушаюсь, что не присутствовал в ранние дни в Матхе, [Шри Чайтанья] Сарасват Матхе. Иногда я испытываю сожаления, что не мог быть с вами, когда вы были юны и когда Гуру Махарадж был молод». И когда он выразил подобные чувства, Гурудев повернулся к нему и так на него [выразительно] посмотрел и сказал: «Поверь мне, ты ничего не пропустил». Он сказал: «На самом деле ты не можешь даже себе представить, через что нам пришлось пройти, живя рядом со Шрилой Шридхаром Махараджем».
#00:25:40#
И как бы в противовес тому, что обычно сахаджии
устраивали большие фестивали [киртана], [во время которых] у них девушки и мужчины разбивались по парам, плясали, водили хороводы, курили гашиш (там был хипповский такой релакс), Шрила Шридхар Махарадж и Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур придерживались в своих Матхах того, что [их приверженцы] играли [во время киртана] только на караталах и мриданге, без всяких [иных] инструментов.
#00:26:23#
Но у Прабхупады, Шрилы Свами Махараджа, была миссия, когда он приехал на Запад, привлечь западных людей. Он очень широко проповедовал, действовал [с размахом] в своей проповеди.
#00:26:47#
И он подумал: «Если я сделаю киртаны сладостными, мелодичными, то европейские люди привлекутся этим в большей степени». Поэтому он ввел в свои киртаны фисгармонию, разные [иные] инструменты.
#00:27:17#
Вообще Шрила Прабхупада, поехав на Запад, сделал очень много революционных вещей, которые ранее не практиковались, во времена Бхактисиддханты Сарасвати, в [Гаудия-]матхах. Он очень много всего [нетрадиционного] использовал в проповеди.
#00:27:45#
Например, он стал устанавливать божества [Господа] Джаганнатхи, Субхадры, Нрисимхадева, Кришны-Баларамы, что на самом деле в Гаудия Матхе не практиковалось. Там не было таких божеств никогда.
#00:28:04#
Обычно в Гаудия Матхе устанавливались божества Шри Чайтаньи, Кришны и Радхарани. Это божества миссии Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. В его концепции Махапрабху — всё для нас.
#00:28:43#
Также до явления Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура никогда не было, чтобы Махапрабху и Радха-Кришна устанавливались на одном алтаре. Обычно было так, что Радхарани и Кришна стояли на одном алтаре, а Махапрабху — на другом. И [устанавливался] ближайший спутник Шри Чайтаньи Махапрабху, Сварупа Дамодар, который является инкарнацией Лалиты-сакхи в кришна-лиле.
#00:29:54#
В соответствии с тем, как Сварупа Дамодар описывал то, как он видел Шри Чайтанью Махапрабху, Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур ввел (из многих шлок он [эту истину] почерпнул) [положение], что Махапрабху неотличен он Радхи-Кришны, поэтому в соответствии с этим он установил Их на один алтарь.
#00:30:20#
Это очень сокровенное видение последователей рупануга-сампрадаи, настоящих хранителей чистоты [концепции Шри Чайтаньи Махапрабху] в служении Шримати Радхарани, в Ее божественном служении.
#00:31:01#
Но в миссию Шрилы Свами Махараджа Прабхупады входило широкое распространение, поэтому он подавал Кришну со всех сторон, очень широко.
#00:31:36#
Шрила Гуру Махарадж сохранил традицию. В [Шри Чайтанья Сарасват] Матхе, допустим, [во время киртанов и арати] в храмах играют [только] на караталах и мриданге, но если мы идем проповедовать, то все может быть задействовано.
#00:31:59#
В Австралии обычно играют на диджериду во время киртана. Там это нормально. Это нормально [для той местности] и люди привлекаются. Вообще это хорошо.
Есть ли еще вопросы?
#00:32:27#
Преданная: В [храме Шри Чайтанья Сарасват Матха в] Пури, если я не ошибаюсь, [божества] Гаура-Нитай установлены на алтаре. Почему?
#00:32:55#
Манас Кришна Прабху: Это очень сложный, обширный вопрос. Есть история о том, как Гаура-Нитай пришли в Джаганнатха Пури [в храм Шри Чайтанья Сарасват Матха], явились там. Вообще Они снизошли из сердца нашего Гурудева — Шрилы Говинды Махараджа.
#00:33:33#
Есть одна забавная история, связанная с этим. Как Шрила Гурудев рассказывал, в свои последние дни, когда Шрила Шридхар Махарадж уходил, он непрестанно повторял имена Гауры-Нитая — Гауранги и Нитьянанды.
#00:34:20#
Гурудев знал, что на самом деле Шри Чайтанья Сарасват Матх — даже вот это здание, — все, что связано [в единое целое Шрилой Шридхаром Махараджем], глубоко связано с милостью Господа Нитьянанды Прабху.
#00:34:51#
После ухода Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, когда Гаудия Матх распался и Шрила Шридхар Махарадж покинул его, он поселился в уединении, жил один, у него не было никаких идей, чтобы проповедовать, принимать учеников, быть Гуру. Через какое-то время он пришел в одно место, где хотел на самом деле просто провести последние дни своей жизни.
#00:35:34#
И он жил долгое время в хижине на берегу Ганги и поклонялся своей говардхан-шиле, которая у него была. Он погружался в глубокий, интенсивный внутренний бхаджан.
#00:36:18#
И когда он жил в уединении, у него было две идеи на будущее: [первая:] отправиться во Вриндаван, где было [установлено] самадхи
Шрилы Рупы Госвами. Все же в процессе своего бхаджана Шрила Шридхар Махарадж подумал, что Вриндаван — это место для возвышенных освобожденных душ.
#00:37:02#
И он подумал, что [вторая идея] для него Навадвипа будет более подходящим местом, потому что он считал себя неквалифицированным. И говорится, [что] Господь Нитьянанда — Дхамешвара Навадвипа-дхамы, хранитель Навадвипа-дхамы, ее защитник и хранитель.
#00:37:32#
[Поэтому] сначала он [Шрила Шридхар Махарадж] отправился в Экачакру — место явления Нитьянанды Прабху, [чтобы] попросить Его о милости, чтобы Он позволил ему остаться в Навадвипа-дхаме. Мы все эту историю слышали много раз. В то время Шрила Шридхар Махарадж просил, молил Нитьянанду о милости, о [духовном] прибежище.
#00:38:30#
И он думал: «Как я могу просить Нитьянанду Прабху о милости, если я сам не смог выполнить наставления своего учителя Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура? Я не могу распространять его учение. Как я могу просить о милости Нитьянанду Прабху?»
#00:39:04#
Нитьянанда Прабху явился к нему и сказал: «Если ты будешь давать [духовное] прибежище падшим, то Мое прибежище ты обретешь автоматически». Таким образом. Он сказал ему: «Оставайся в Навадвипе, и к тебе придут искренние ученики, давай им прибежище».
#00:39:59#
Гурудев, вспомнив об этом моменте, обратился к Шриле Шридхару Махараджу, он знал, что в Матхе не было божеств Гауры-Нитьянанды. [Шрила Гурудев] спросил: «А возможно ли где-то Их установить?» И в этом месте, в Джаганнатха Пури, они установили божество Гауры-Нитьянанды.
#00:40:31#
Когда он отправился туда на машине в путешествие, у них сломалась машина. Эту историю Гурудев всегда рассказывал и очень смеялся, все время вспоминая о ней. Очень смешная история. Эти божества были сделаны из металла, и машина сломалась.
#00:41:16#
Он говорил: «Им, наверное, просто не понравилось, что я таким образом перевозил Их. И тогда я отправил Их первым классом, поездом».
#00:41:55#
Я мог бы очень много историй рассказать о явлении в Джаганнатха Пури божеств Гауры-Нитьянанды, но сейчас время [почтения] прасада, поэтому не хватит времени.
#00:42:47#
В «Чайтанья-чаритамрите» рассказывается, что когда Радха-Кришна предаются Своим сокровенным играм, то Господь Баларама, будучи братом Кришны, не входит туда, Он как бы держится поодаль, чтобы не мешать.
#00:43:31#
Говорится, что именно в Пури Шри Чайтанья Махапрабху провел Свои последние дни, вкушая глубину чувств Радхарани к Кришне.
#00:43:50#
Очень много бенгальцев, людей из Бенгалии, приезжают на Ратха-ятру как раз в Джаганнатха Пури. В то время [в XVI веке] Махапрабху оттуда отправил Харидаса Тхакура и Нитьянанду Прабху проповедовать в Бенгалию.
#00:44:42#
И такой вопрос [возникает]: в соответствии с видением нашей гуру-варги Махапрабху неотличен от Кришны и Радхарани, Они стоят на одном алтаре, но в Пури Махапрабху пребывает в разлуке, испытывает чувства к Кришне Шримати Радхарани, и там же находится Нитьянанда — почему? Это очень-очень глубокая тема.
#00:45:25#
Гурудев для божеств Гауры-Нитьянанды в Джаганнатха Пури написал арати, в котором он поклоняется [Гауре-Нитаю]. И там описывается, что Нитьянанда Прабху видел Махапрабху очень особым образом.
#00:46:16#
Как описывает «Шри Чайтанья-чаритамрита»: когда Чайтанья Махапрабху испытывал кришна-прему, испытывал эти сокровенные чувства, Нитьянанда Прабху на расстоянии мог узреть Его форму, неотличную от Радхи-Кришны.
#00:46:43#
И, должно быть, в песеннике, который [составил] Садху Прия [Прабху] (большая книга на английском), есть «Шри Шри Нитай-Чайтанья-арати». Вы можете почитать, там очень много красивых описаний этих божеств. Вообще [там сказано] об этом месте, где находятся Нитьянанда и Шри Чайтанья.
Какие-нибудь есть небольшие вопросы или комментарии?
#00:47:26#
Преданная: Я хотела спросить про качества приближенных гопи Шримати Радхарани, Лалиты и Вишакхи.
Манас Кришна Прабху: У меня нет квалификации рассказывать о духовных качествах приближенных Шримати Радхарани.
#00:48:41#
Как мы знаем вообще, Шрила Шридхар Махарадж, Шрила Гурудев, они говорили, что Лалита и Вишакха — это правая и левая рука Шримати Радхарани. Лалита и Вишакха знают самое сокровенное, что есть на сердце у Шримати Радхарани. Они могут это дать.
#00:49:42#
Как мы знаем, Шрила Гуру Махарадж говорил, что Лалита-сакхи отличается [особым] рвением в служении Шримати Радхарани, расторопностью. Иногда она ругает Кришну. И она ругает Его за то, что Шримати Радхарани больно ранят всякие выходки Кришны, жестокие выходки. В Своих отношениях с Радхарани Кришна иногда проявляет, можно сказать, жестокость. Но Шримати Радхарани очень любит Кришну, Она никогда не допускает со Своей стороны никаких обвинений в Его адрес.
#00:51:27#
И поэтому, видя это, Ее подруги, Лалита-сакхи [прежде всего] кричит на Кришну. Есть такая шлока, стих, который прославляет Лалиту Деви. Это стих, который описывает настроение служения Лалиты Деви, ее отношение [к Шри Шри Радхе-Кришне].
#00:52:23#
Она говорит, что она готова на все в своем служении. Она не терпит [и] малейшего изъяна в служении Шримати Радхарани и Кришне. А Вишакха Деви — эксперт в области песен и танцев.
#00:53:34#
На самом деле, чтобы глубже постичь их природу, нужно обратиться к [их экспансиям в гаура-лиле]… Они [Вишакха и Лалита] пришли в гаура-лиле как Рамананда Рай и Сварупа Дамодар. В Гамбхире Сварупа Дамодар находился рядом с Махапрабху. Когда Он [Махапрабху] переживал сокровенные чувства, он всегда был рядом с Ним.
#00:54:38#
Чтобы воистину понять, кто были эти божественные личности, Лалита и Вишакха, нам нужно сконцентрироваться на нашем Шриле Гурудеве.
#00:55:32#
Когда мы становимся учениками, мы ищем Кришну. А Гурудев является тем, кто приводит нас к Кришне. Когда в процессе практики со временем мы углубимся в личность Шрилы Гурудева, то сделаем революционное открытие в самих себе.
#00:56:28#
Как говорил Гурудев: Кришна подобен огромной горе, вершине. И когда вы будете взбираться на эту гору, то вы на своем пути встретите очень много препятствий, подъемов.
#00:57:14#
Вообще описывается, что Шри Гуру неотличен от Кришны. Гуру неотличен от Нитьянанды Прабху. Также мы могли слышать, что Гуру неотличен от Радхарани. Как привести в гармонию эти противоречия? Это тоже обширная тема.
#00:58:03#
Когда наше видение углубится, как говорит Гурудев, то мы в личности нашего Гуру увидим то, что в нем пребывают все божественные качества, все это есть в нем.
#00:58:27#
И мы увидим, что Гуру на самом деле неотличен от Шримати Радхарани. В то же время мы видим, что настроение нашего Гуру, вообще настроение Гурудева — это настроение слуги.
#00:59:58#
Гуру как проводник божественной энергии, ее потока. Электрический заряд сам по себе обладает электрическим полем и электрический провод создает электрическое поле.
#01:00:39#
са̄кш̣а̄д-дхаритвена самаста-ш́а̄страир
уктас татха̄ бха̄вйата эва садбхих̣
кинту прабхор йах̣ прийа эва тасйа
ванде гурох̣ ш́рӣ-чаран̣а̄равиндам
Качества Гуру описываются в этой шлоке, которую мы поем по утрам, в песне «Ванде гурох̣ ш́рӣ-чаран̣а̄равиндам».
#01:01:05#
Здесь описано, что Гуру является единым с Кришной, неотличным от Него, но в то же время является и отличным от Него. С такой же точки зрения он является самой Шримати Радхарани, но в то же время отличается от Нее.
#01:01:45#
Если мы заглянем еще глубже, то на самом деле мы увидим, что Шрила Гурудев является ближайшим слугой Шримати Радхарани. А если вы хотите узнать природу Лалиты, Вишакхи Деви, то в Шриле Гурудеве вы увидите все эти качества, они пребывают в нем.
Переводчик: Двиджарадж Дас
Транскрипцию выполнила: Вишнуприя Деви Даси
Редактор: Традиш Дас
↑
Ш́рӣйах̣ ка̄нта̄х̣ ка̄нтах̣ парама-пуруш̣ах̣ калпа-тараво / друма̄ бхӯмиш́ чинта̄ман̣и-ган̣амайӣ тойам амр̣там / катха̄ га̄нам̇ на̄т̣йам̇ гаманам апи вам̇ш́ӣ-прийа-сакхӣ / чида̄нандам̇ джйотих̣ парам апи тад а̄сва̄дйам апи ча / са йатра кш̣ӣра̄бдхих̣ сравати сурабхӣбхйаш́ ча сумаха̄н / нимеш̣а̄рдха̄кхйо ва̄ враджати на хи йатра̄пи самайах̣ / бхадже ш́ветадвӣпам̇ там ахам иха голокам ити йам̇ / видантас те сантах̣ кш̣ити-вирала-ча̄ра̄х̣ катипайе — «Там, где возлюбленные — богини процветания, а высший супруг, Кришна, — единственный их возлюбленный, где все деревья — священные древа желаний, где земля состоит из трансцендентных драгоценных камней, а воды — нектар, там каждое слово — песня, всякое движение — танец, флейта — самый дорогой друг и спутник, солнечный и лунный свет — священный экстаз, а все сущее божественно и исполнено духовного вкуса. Из вымени миллиардов коров сурабхи там вечно струится великий океан молока, и в вечно настоящем — божественное время, даже на мгновение не отчуждается прошлым и будущим… Той высшей духовной обители Шветадвипе я поклоняюсь. Почти никому в этом мире неведома она — лишь очень немногим чистым преданным Господа Кришны, и они знают ее как Голоку» («Шри Брахма-самхита», 5.56).
↑
«Господь Гауранга взывает: „Проснитесь, спящие души! Проснитесь, спящие души! Вы так долго спали на коленях у ведьмы Майи“» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Арунодойа-киртан», песня вторая, стих 1).
↑
Кр̣ш̣н̣а-варн̣ам̇ твиш̣а̄кр̣ш̣н̣ам̇, са̄н̇гопа̄н̇га̄стра-па̄рш̣адам / йаджн̃аих̣ сан̇кӣртана-пра̄йаир, йаджанти хи су-медхасах̣ — «В Кали-югу разумные живые существа заняты повторением святого имени Бога и поклоняются воплощению Господа, постоянно воспевающего имя Кришны. Хотя Его кожа не темного цвета, а золотистого, Он сам Кришна, который приходит в сопровождении Своих спутников, слуг, приближенных друзей и обладает оружием» («Шримад-Бхагаватам», 11.5.32).
↑
Антах̣ кр̣ш̣н̣ам̇ бахир гаурам̇, дарш́ита̄н̇га̄ди-ваибхавам / калау сан̇кӣртана̄дйаих̣ сма, кр̣ш̣н̣а-чаитанйам а̄ш́рита̄х̣ — «Я вручаю себя Господу Шри Кришне Чайтанье Махапрабху, который внешне имеет золотистый цвет тела, но по сути неотличен от Кришны. В век Кали Он приходит со Своими экспансиями (ангами и упангами) и вместе с ними поет святое имя Господа» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 3.81).
↑
Речь идет о стихах «Лалита-аштаки» Шрилы Рупы Госвами. Но если конкретнее, то Манас Кришна Прабху, скорее всего, ссылается на ее первый стих: ра̄дха̄-мукунда-пада-самбхава-гхармабинду-, нирман̃чанопакаран̣е кр̣та-деха-лакш̣йа̄м / уттун̇га-саухр̣да-виш́еш̣а-ваш́а̄т прагалбдха̄м, девӣм̇ гун̣аих̣ сулалита̄м̇ лалита̄м̇ нама̄ми — «Я выражаю почтение гордой и независимой Шри Лалите Деви, украшенной множеством очаровательных, несравненных достоинств (сулалита̄м̇). Она в совершенстве владеет всеми видами искусств (лалита̄м̇), и потому ее служение всегда спонтанно. Она смахивает блестящие капельки пота с лотосоподобных стоп Шри Шри Радхи и Кришны, когда Они встречаются наедине в рощах, и все время поглощена самой возвышенной саухр̣да-расой: она всю себя отдает тому, чтобы исполнить сокровенные желания своей дорогой подруги Шримати Радхики» (Шрила Рупа Госвами. «Лалита-аштака», 1).
↑
«Я поклоняюсь лотосоподобным стопам духовного учителя, который непостижимым образом одновременно отличен и неотличен от высшей личности Бога. Все священные писания прославляют его как неотличного от Всевышнего, Господа Шри Хари, и это признают возвышенные святые. Но при этом он самый дорогой возлюбленный слуга Господа» («Шри Шри Гурваштака», стих 7).
Код для вставки
Скачать видео (формат FLV, 192.4 МБ) Скачать звук (MP3)
Как смотреть .flv файлы: справка
Код для вставки этого видео на другие сайты и блоги:
Russian
Манас Кришна Прабху
Миссия Чайтаньи, Его последователи.
Гаура-Нитай. Лалита и Вишакха.
Шри Гуру
(4 сентября 2010 года, день. Лахта, Санкт-Петербург)
#00:01:16#
Как говорится, во Вриндаване «каждое слово — песня, каждый шаг — это танец»[1]. Во Вриндаване постоянно проходит фестиваль божественной любви.
#00:02:02#
Этот фестиваль перетекает к гаура-лиле — из настроения внутренней сладости [мадхурьи] в настроение раздачи [аударьи] Шри Чайтаньи Махапрабху. И говорится: когда Господь нисходит, Он нисходит со Своим вооружением, чтобы уничтожить демонов, безбожников. Он берет с Собой некое оружие.
#00:03:05#
Но когда Кришна приходит в форме Шри Чайтаньи Махапрабху, Шри Чайтанье Махапрабху не нужно оружие, Его оружием является любовь, Его сладость. Его оружие — это према, божественная любовь.
#00:03:55#
Его миссия как юга-аватара состояла [в том, чтобы] распространить эту божественную любовь, кришна-прему, дать ее падшим душам Кали-юги. Это одна из причин Его явления. Внешняя причина Его явления. Но внутренняя причина Его явления состояла [в том], чтобы вкусить сладость любви Шримати Радхарани к Кришне.
#00:04:50#
джӣв джа̄го, джӣв джа̄го, гаурача̄н̇да боле
кота нидра̄ джа̄о ма̄йа̄-пиш́а̄чӣра коле[2]
Каждое утро мы поем этот бхаджан: джӣв джа̄го, гаурача̄н̇да боле. Это игры распространения санкиртаны, которые явил Шри Чайтанья Махапрабху.
#00:05:23#
Махапрабху, словно генерал, дует в раковину и поднимает всех на войну. Он дует в раковину, в рог. От Махапрабху исходил такой призыв.
#00:06:01#
Санкиртаной Шри Чайтанья Махапрабху будил спящие души, пробуждал в них их настоящие обязанности, их настоящий долг в служении в божественном мире вечности.
#00:06:28#
Как это ни удивительно, в «Шримад-Бхагаватам» в скрытой форме упоминалось об этом явлении Шри Чайтаньи Махапрабху в [эту] эпоху.
…йаджн̃аих̣ сан̇кӣртана-пра̄йаир,
йаджанти хи су-медхасах̣[3]
Там написано, что в эту югу те, у кого [есть] какие-то духовные заслуги, сукрити, привлекутся; истинно разумные люди привлекутся в эту эпоху санкиртаной Шри Чайтаньи Махапрабху.
#00:07:44#
Эта шлока описывает качества [того], кто придет в Кали-югу, каким будет кали-юга-аватар. Он низойдет со Своими спутниками. В этот век Он провозгласит, начнет самое сокровенное жертвоприношение — санкиртана-ягью.
#00:08:45#
антах̣ кр̣ш̣н̣ам̇ бахир гаурам̇,
дарш́ита̄н̇га̄ди-ваибхавам…[4]
Параллельно Джива Госвами привел эту шлоку. В ней сказано, что внутри этот аватар
будет сам Кришна — черный пастушок, а внешне Он будет золотого цвета, Его сияние будет золотым.
#00:09:51#
И когда Он [Шри Чайтанья Махапрабху] выполнял эту миссию распространения [санкиртаны] освобождающим всех звуком божественного святого имени, в помощь Ему у Него были инструменты для этого.
#00:10:17#
Флейта Кришны, которой владеет Господь, со Шри Чайтаньей Махапрабху явилась как мриданга и караталы. Я не уверен в истинности этого [утверждения], потому что не слышал этого от Шрилы Гурудева
или Шрилы Гуру Махараджа.
#00:10:50#
Но все равно из этого можно понять, что с помощью мриданги
и каратал до сих пор распространяется святое имя Шри Чайтаньи. И эти инструменты выбрал именно сам Шри Чайтанья Махапрабху для распространения святого имени. В наше [же] время используется много инструментов. Фисгармония — одна из них.
#00:12:04#
После того, как Шри Чайтанья Махапрабху ушел из этого мира, сформировалось очень много сахаджийских последователей, которые упростили Его учение, но неправильно толковали его.
#00:12:30#
Бхактивинод Тхакур являлся спасителем, он восстановил истинное учение Шри Чайтаньи Махапрабху и устранил все несовершенства. Когда он был на этой земле, он восстановил чистоту концепции Шри Чайтаньи Махапрабху.
#00:13:05#
В этом ему также помог Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, который, как говорится, снизошел прямиком из духовного мира. Это очень мистическая история. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур — это тот, кто продолжил эту миссию, продолжил блюсти чистоту [учения] Шри Чайтаньи Махапрабху.
#00:14:09#
Бхактивинод Тхакур сделал учение Шри Чайтаньи Махапрабху [чистым и понятным], он представил его таким образом, чтоб каждый человек, [даже] низкорожденный, необразованный, мог соприкоснуться с учением Шри Чайтаньи Махапрабху в его первозданной чистоте.
#00:14:33#
Потом родился Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. И, следуя наставлениям Шрилы Бхактивинода Тхакура, Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур основал Гаудия Матх.
#00:15:42#
В это время обычным делом было, что сахаджии, аулы, баулы [и другие лжепоследователи Шри Чайтаньи Махапрабху] имитировали признаки духовных экстазов во время своих киртанов, играли на флейтах, подражали возвышенным чувствам Шри Чайтаньи Махапрабху.
#00:16:29#
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур дал ясно понять, что на самом деле святое имя, сам этот [божественный] звук, его не может породить ничто материальное, никакая сладостная мелодия флейт, сладостное пение. И он доказывал это вплоть до самых последних дней своей жизни.
#00:17:31#
Перед своим уходом из жизни Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур позвал Шрилу Шридхара Махараджа и попросил его спеть гимн рупануга-сампрадаи «Шри Рупа-Манджари-пада».
#00:17:50#
Шрила Шридхар Махарадж был немного взволнован, потому что он никогда не умел петь сладостно, и в то же время он увидел, что вокруг него очень много квалифицированных вайшнавов, кто бы мог спеть красиво, в том числе и секретарь Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура.
#00:18:35#
Секретарь Гаудия Матха, ближайший помощник Бхактисиддханты Сарасвати, пригласить спеть Шрилу Джаджавара Махараджа, который был известен своим красивым пением киртанов. Вообще он был очень известным в кругах преданных, почитаемым [вайшнавом]. Он пригласил его спеть. Так как Шрила Шридхар Махарадж смущался, Тиртха Махарадж попросил Джаджавара Махараджа: «Пожалуйста, спойте вы».
#00:19:57#
Вообще Бхактисиддханта Сарасвати в это время уходил и чувствовал себя очень плохо, он двадцать четыре часа [в сутки] был прикован к своей постели. Но когда запели эту песню, он привстал, несмотря на свою немощь, с постели, привстал и сказал: «Мне не нужна сладостная мелодия, я хочу, чтобы Шрила Шридхар Махарадж исполнил этот бхаджан».
#00:20:28#
Он сказал: «Мне не нужна сладостная песнь, сладостная мелодия, правильное произношение. Я хочу, чтобы Шрила Шридхар Махарадж пел эту песню».
#00:21:12#
Множество духовных братьев Шрилы Шридхара Махараджа, возвышенных вайшнавов, учеников Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, вспоминая об этом, говорили: «В тот момент мы видели, что на самом деле мистическим образом Бхактисиддханта Сарасвати передал Шриле Шридхару Махараджу „ключи“ от сампрадаи, от его миссии».
#00:21:49#
И они прославляли Шрилу Шридхара Махараджа, говоря ему: «Бхактисиддханта Сарасвати вручил тебе „ключи“ к рупануга-сампрадае».
#00:22:07#
Они ему говорили: «Он ввел тебя к Шри Рупе, туда внутрь [его концепции]». Но в силу своего смирения Шрила Шридхар Махарадж заявлял: «На самом деле я считаю, что он просто сделал меня хранителем на воротах, хранителем врат. И я [теперь] не пускаю туда всех и каждого». И об этом говорит его санньяса-имя: Бхакти Ракшак — «Хранитель преданности». Шрила Шридхар Махарадж славился тем, что он был даже более строгим в своей практике, даже строже, чем сам Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур.
#00:23:44#
Один из учеников Шрилы Шридхара Махараджа из Лондона — Девашиш Прабху, как-то был с Гурудевом, спустя много лет после ухода Шрилы Гуру Махараджа, и он сказал Шриле Гурудеву: «Иногда я сокрушаюсь, что не присутствовал в ранние дни в Матхе, [Шри Чайтанья] Сарасват Матхе. Иногда я испытываю сожаления, что не мог быть с вами, когда вы были юны и когда Гуру Махарадж был молод». И когда он выразил подобные чувства, Гурудев повернулся к нему и так на него [выразительно] посмотрел и сказал: «Поверь мне, ты ничего не пропустил». Он сказал: «На самом деле ты не можешь даже себе представить, через что нам пришлось пройти, живя рядом со Шрилой Шридхаром Махараджем».
#00:25:40#
И как бы в противовес тому, что обычно сахаджии
устраивали большие фестивали [киртана], [во время которых] у них девушки и мужчины разбивались по парам, плясали, водили хороводы, курили гашиш (там был хипповский такой релакс), Шрила Шридхар Махарадж и Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур придерживались в своих Матхах того, что [их приверженцы] играли [во время киртана] только на караталах и мриданге, без всяких [иных] инструментов.
#00:26:23#
Но у Прабхупады, Шрилы Свами Махараджа, была миссия, когда он приехал на Запад, привлечь западных людей. Он очень широко проповедовал, действовал [с размахом] в своей проповеди.
#00:26:47#
И он подумал: «Если я сделаю киртаны сладостными, мелодичными, то европейские люди привлекутся этим в большей степени». Поэтому он ввел в свои киртаны фисгармонию, разные [иные] инструменты.
#00:27:17#
Вообще Шрила Прабхупада, поехав на Запад, сделал очень много революционных вещей, которые ранее не практиковались, во времена Бхактисиддханты Сарасвати, в [Гаудия-]матхах. Он очень много всего [нетрадиционного] использовал в проповеди.
#00:27:45#
Например, он стал устанавливать божества [Господа] Джаганнатхи, Субхадры, Нрисимхадева, Кришны-Баларамы, что на самом деле в Гаудия Матхе не практиковалось. Там не было таких божеств никогда.
#00:28:04#
Обычно в Гаудия Матхе устанавливались божества Шри Чайтаньи, Кришны и Радхарани. Это божества миссии Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. В его концепции Махапрабху — всё для нас.
#00:28:43#
Также до явления Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура никогда не было, чтобы Махапрабху и Радха-Кришна устанавливались на одном алтаре. Обычно было так, что Радхарани и Кришна стояли на одном алтаре, а Махапрабху — на другом. И [устанавливался] ближайший спутник Шри Чайтаньи Махапрабху, Сварупа Дамодар, который является инкарнацией Лалиты-сакхи в кришна-лиле.
#00:29:54#
В соответствии с тем, как Сварупа Дамодар описывал то, как он видел Шри Чайтанью Махапрабху, Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур ввел (из многих шлок он [эту истину] почерпнул) [положение], что Махапрабху неотличен он Радхи-Кришны, поэтому в соответствии с этим он установил Их на один алтарь.
#00:30:20#
Это очень сокровенное видение последователей рупануга-сампрадаи, настоящих хранителей чистоты [концепции Шри Чайтаньи Махапрабху] в служении Шримати Радхарани, в Ее божественном служении.
#00:31:01#
Но в миссию Шрилы Свами Махараджа Прабхупады входило широкое распространение, поэтому он подавал Кришну со всех сторон, очень широко.
#00:31:36#
Шрила Гуру Махарадж сохранил традицию. В [Шри Чайтанья Сарасват] Матхе, допустим, [во время киртанов и арати] в храмах играют [только] на караталах и мриданге, но если мы идем проповедовать, то все может быть задействовано.
#00:31:59#
В Австралии обычно играют на диджериду во время киртана. Там это нормально. Это нормально [для той местности] и люди привлекаются. Вообще это хорошо.
Есть ли еще вопросы?
#00:32:27#
Преданная: В [храме Шри Чайтанья Сарасват Матха в] Пури, если я не ошибаюсь, [божества] Гаура-Нитай установлены на алтаре. Почему?
#00:32:55#
Манас Кришна Прабху: Это очень сложный, обширный вопрос. Есть история о том, как Гаура-Нитай пришли в Джаганнатха Пури [в храм Шри Чайтанья Сарасват Матха], явились там. Вообще Они снизошли из сердца нашего Гурудева — Шрилы Говинды Махараджа.
#00:33:33#
Есть одна забавная история, связанная с этим. Как Шрила Гурудев рассказывал, в свои последние дни, когда Шрила Шридхар Махарадж уходил, он непрестанно повторял имена Гауры-Нитая — Гауранги и Нитьянанды.
#00:34:20#
Гурудев знал, что на самом деле Шри Чайтанья Сарасват Матх — даже вот это здание, — все, что связано [в единое целое Шрилой Шридхаром Махараджем], глубоко связано с милостью Господа Нитьянанды Прабху.
#00:34:51#
После ухода Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, когда Гаудия Матх распался и Шрила Шридхар Махарадж покинул его, он поселился в уединении, жил один, у него не было никаких идей, чтобы проповедовать, принимать учеников, быть Гуру. Через какое-то время он пришел в одно место, где хотел на самом деле просто провести последние дни своей жизни.
#00:35:34#
И он жил долгое время в хижине на берегу Ганги и поклонялся своей говардхан-шиле, которая у него была. Он погружался в глубокий, интенсивный внутренний бхаджан.
#00:36:18#
И когда он жил в уединении, у него было две идеи на будущее: [первая:] отправиться во Вриндаван, где было [установлено] самадхи
Шрилы Рупы Госвами. Все же в процессе своего бхаджана Шрила Шридхар Махарадж подумал, что Вриндаван — это место для возвышенных освобожденных душ.
#00:37:02#
И он подумал, что [вторая идея] для него Навадвипа будет более подходящим местом, потому что он считал себя неквалифицированным. И говорится, [что] Господь Нитьянанда — Дхамешвара Навадвипа-дхамы, хранитель Навадвипа-дхамы, ее защитник и хранитель.
#00:37:32#
[Поэтому] сначала он [Шрила Шридхар Махарадж] отправился в Экачакру — место явления Нитьянанды Прабху, [чтобы] попросить Его о милости, чтобы Он позволил ему остаться в Навадвипа-дхаме. Мы все эту историю слышали много раз. В то время Шрила Шридхар Махарадж просил, молил Нитьянанду о милости, о [духовном] прибежище.
#00:38:30#
И он думал: «Как я могу просить Нитьянанду Прабху о милости, если я сам не смог выполнить наставления своего учителя Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура? Я не могу распространять его учение. Как я могу просить о милости Нитьянанду Прабху?»
#00:39:04#
Нитьянанда Прабху явился к нему и сказал: «Если ты будешь давать [духовное] прибежище падшим, то Мое прибежище ты обретешь автоматически». Таким образом. Он сказал ему: «Оставайся в Навадвипе, и к тебе придут искренние ученики, давай им прибежище».
#00:39:59#
Гурудев, вспомнив об этом моменте, обратился к Шриле Шридхару Махараджу, он знал, что в Матхе не было божеств Гауры-Нитьянанды. [Шрила Гурудев] спросил: «А возможно ли где-то Их установить?» И в этом месте, в Джаганнатха Пури, они установили божество Гауры-Нитьянанды.
#00:40:31#
Когда он отправился туда на машине в путешествие, у них сломалась машина. Эту историю Гурудев всегда рассказывал и очень смеялся, все время вспоминая о ней. Очень смешная история. Эти божества были сделаны из металла, и машина сломалась.
#00:41:16#
Он говорил: «Им, наверное, просто не понравилось, что я таким образом перевозил Их. И тогда я отправил Их первым классом, поездом».
#00:41:55#
Я мог бы очень много историй рассказать о явлении в Джаганнатха Пури божеств Гауры-Нитьянанды, но сейчас время [почтения] прасада, поэтому не хватит времени.
#00:42:47#
В «Чайтанья-чаритамрите» рассказывается, что когда Радха-Кришна предаются Своим сокровенным играм, то Господь Баларама, будучи братом Кришны, не входит туда, Он как бы держится поодаль, чтобы не мешать.
#00:43:31#
Говорится, что именно в Пури Шри Чайтанья Махапрабху провел Свои последние дни, вкушая глубину чувств Радхарани к Кришне.
#00:43:50#
Очень много бенгальцев, людей из Бенгалии, приезжают на Ратха-ятру как раз в Джаганнатха Пури. В то время [в XVI веке] Махапрабху оттуда отправил Харидаса Тхакура и Нитьянанду Прабху проповедовать в Бенгалию.
#00:44:42#
И такой вопрос [возникает]: в соответствии с видением нашей гуру-варги Махапрабху неотличен от Кришны и Радхарани, Они стоят на одном алтаре, но в Пури Махапрабху пребывает в разлуке, испытывает чувства к Кришне Шримати Радхарани, и там же находится Нитьянанда — почему? Это очень-очень глубокая тема.
#00:45:25#
Гурудев для божеств Гауры-Нитьянанды в Джаганнатха Пури написал арати, в котором он поклоняется [Гауре-Нитаю]. И там описывается, что Нитьянанда Прабху видел Махапрабху очень особым образом.
#00:46:16#
Как описывает «Шри Чайтанья-чаритамрита»: когда Чайтанья Махапрабху испытывал кришна-прему, испытывал эти сокровенные чувства, Нитьянанда Прабху на расстоянии мог узреть Его форму, неотличную от Радхи-Кришны.
#00:46:43#
И, должно быть, в песеннике, который [составил] Садху Прия [Прабху] (большая книга на английском), есть «Шри Шри Нитай-Чайтанья-арати». Вы можете почитать, там очень много красивых описаний этих божеств. Вообще [там сказано] об этом месте, где находятся Нитьянанда и Шри Чайтанья.
Какие-нибудь есть небольшие вопросы или комментарии?
#00:47:26#
Преданная: Я хотела спросить про качества приближенных гопи Шримати Радхарани, Лалиты и Вишакхи.
Манас Кришна Прабху: У меня нет квалификации рассказывать о духовных качествах приближенных Шримати Радхарани.
#00:48:41#
Как мы знаем вообще, Шрила Шридхар Махарадж, Шрила Гурудев, они говорили, что Лалита и Вишакха — это правая и левая рука Шримати Радхарани. Лалита и Вишакха знают самое сокровенное, что есть на сердце у Шримати Радхарани. Они могут это дать.
#00:49:42#
Как мы знаем, Шрила Гуру Махарадж говорил, что Лалита-сакхи отличается [особым] рвением в служении Шримати Радхарани, расторопностью. Иногда она ругает Кришну. И она ругает Его за то, что Шримати Радхарани больно ранят всякие выходки Кришны, жестокие выходки. В Своих отношениях с Радхарани Кришна иногда проявляет, можно сказать, жестокость. Но Шримати Радхарани очень любит Кришну, Она никогда не допускает со Своей стороны никаких обвинений в Его адрес.
#00:51:27#
И поэтому, видя это, Ее подруги, Лалита-сакхи [прежде всего] кричит на Кришну. Есть такая шлока, стих, который прославляет Лалиту Деви[5]. Это стих, который описывает настроение служения Лалиты Деви, ее отношение [к Шри Шри Радхе-Кришне].
#00:52:23#
Она говорит, что она готова на все в своем служении. Она не терпит [и] малейшего изъяна в служении Шримати Радхарани и Кришне. А Вишакха Деви — эксперт в области песен и танцев.
#00:53:34#
На самом деле, чтобы глубже постичь их природу, нужно обратиться к [их экспансиям в гаура-лиле]… Они [Вишакха и Лалита] пришли в гаура-лиле как Рамананда Рай и Сварупа Дамодар. В Гамбхире Сварупа Дамодар находился рядом с Махапрабху. Когда Он [Махапрабху] переживал сокровенные чувства, он всегда был рядом с Ним.
#00:54:38#
Чтобы воистину понять, кто были эти божественные личности, Лалита и Вишакха, нам нужно сконцентрироваться на нашем Шриле Гурудеве.
#00:55:32#
Когда мы становимся учениками, мы ищем Кришну. А Гурудев является тем, кто приводит нас к Кришне. Когда в процессе практики со временем мы углубимся в личность Шрилы Гурудева, то сделаем революционное открытие в самих себе.
#00:56:28#
Как говорил Гурудев: Кришна подобен огромной горе, вершине. И когда вы будете взбираться на эту гору, то вы на своем пути встретите очень много препятствий, подъемов.
#00:57:14#
Вообще описывается, что Шри Гуру неотличен от Кришны. Гуру неотличен от Нитьянанды Прабху. Также мы могли слышать, что Гуру неотличен от Радхарани. Как привести в гармонию эти противоречия? Это тоже обширная тема.
#00:58:03#
Когда наше видение углубится, как говорит Гурудев, то мы в личности нашего Гуру увидим то, что в нем пребывают все божественные качества, все это есть в нем.
#00:58:27#
И мы увидим, что Гуру на самом деле неотличен от Шримати Радхарани. В то же время мы видим, что настроение нашего Гуру, вообще настроение Гурудева — это настроение слуги.
#00:59:58#
Гуру как проводник божественной энергии, ее потока. Электрический заряд сам по себе обладает электрическим полем и электрический провод создает электрическое поле.
#01:00:39#
са̄кш̣а̄д-дхаритвена самаста-ш́а̄страир
уктас татха̄ бха̄вйата эва садбхих̣
кинту прабхор йах̣ прийа эва тасйа
ванде гурох̣ ш́рӣ-чаран̣а̄равиндам[6]
Качества Гуру описываются в этой шлоке, которую мы поем по утрам, в песне «Ванде гурох̣ ш́рӣ-чаран̣а̄равиндам».
#01:01:05#
Здесь описано, что Гуру является единым с Кришной, неотличным от Него, но в то же время является и отличным от Него. С такой же точки зрения он является самой Шримати Радхарани, но в то же время отличается от Нее.
#01:01:45#
Если мы заглянем еще глубже, то на самом деле мы увидим, что Шрила Гурудев является ближайшим слугой Шримати Радхарани. А если вы хотите узнать природу Лалиты, Вишакхи Деви, то в Шриле Гурудеве вы увидите все эти качества, они пребывают в нем.
Переводчик: Двиджарадж Дас
Транскрипцию выполнила: Вишнуприя Деви Даси
Редактор: Традиш Дас
[1] Ш́рӣйах̣ ка̄нта̄х̣ ка̄нтах̣ парама-пуруш̣ах̣ калпа-тараво / друма̄ бхӯмиш́ чинта̄ман̣и-ган̣амайӣ тойам амр̣там / катха̄ га̄нам̇ на̄т̣йам̇ гаманам апи вам̇ш́ӣ-прийа-сакхӣ / чида̄нандам̇ джйотих̣ парам апи тад а̄сва̄дйам апи ча / са йатра кш̣ӣра̄бдхих̣ сравати сурабхӣбхйаш́ ча сумаха̄н / нимеш̣а̄рдха̄кхйо ва̄ враджати на хи йатра̄пи самайах̣ / бхадже ш́ветадвӣпам̇ там ахам иха голокам ити йам̇ / видантас те сантах̣ кш̣ити-вирала-ча̄ра̄х̣ катипайе — «Там, где возлюбленные — богини процветания, а высший супруг, Кришна, — единственный их возлюбленный, где все деревья — священные древа желаний, где земля состоит из трансцендентных драгоценных камней, а воды — нектар, там каждое слово — песня, всякое движение — танец, флейта — самый дорогой друг и спутник, солнечный и лунный свет — священный экстаз, а все сущее божественно и исполнено духовного вкуса. Из вымени миллиардов коров сурабхи там вечно струится великий океан молока, и в вечно настоящем — божественное время, даже на мгновение не отчуждается прошлым и будущим… Той высшей духовной обители Шветадвипе я поклоняюсь. Почти никому в этом мире неведома она — лишь очень немногим чистым преданным Господа Кришны, и они знают ее как Голоку» («Шри Брахма-самхита», 5.56).
[2] «Господь Гауранга взывает: „Проснитесь, спящие души! Проснитесь, спящие души! Вы так долго спали на коленях у ведьмы Майи“» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Арунодойа-киртан», песня вторая, стих 1).
[3] Кр̣ш̣н̣а-варн̣ам̇ твиш̣а̄кр̣ш̣н̣ам̇, са̄н̇гопа̄н̇га̄стра-па̄рш̣адам / йаджн̃аих̣ сан̇кӣртана-пра̄йаир, йаджанти хи су-медхасах̣ — «В Кали-югу разумные живые существа заняты повторением святого имени Бога и поклоняются воплощению Господа, постоянно воспевающего имя Кришны. Хотя Его кожа не темного цвета, а золотистого, Он сам Кришна, который приходит в сопровождении Своих спутников, слуг, приближенных друзей и обладает оружием» («Шримад-Бхагаватам», 11.5.32).
[4] Антах̣ кр̣ш̣н̣ам̇ бахир гаурам̇, дарш́ита̄н̇га̄ди-ваибхавам / калау сан̇кӣртана̄дйаих̣ сма, кр̣ш̣н̣а-чаитанйам а̄ш́рита̄х̣ — «Я вручаю себя Господу Шри Кришне Чайтанье Махапрабху, который внешне имеет золотистый цвет тела, но по сути неотличен от Кришны. В век Кали Он приходит со Своими экспансиями (ангами и упангами) и вместе с ними поет святое имя Господа» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 3.81).
[5] Речь идет о стихах «Лалита-аштаки» Шрилы Рупы Госвами. Но если конкретнее, то Манас Кришна Прабху, скорее всего, ссылается на ее первый стих: ра̄дха̄-мукунда-пада-самбхава-гхармабинду-, нирман̃чанопакаран̣е кр̣та-деха-лакш̣йа̄м / уттун̇га-саухр̣да-виш́еш̣а-ваш́а̄т прагалбдха̄м, девӣм̇ гун̣аих̣ сулалита̄м̇ лалита̄м̇ нама̄ми — «Я выражаю почтение гордой и независимой Шри Лалите Деви, украшенной множеством очаровательных, несравненных достоинств (сулалита̄м̇). Она в совершенстве владеет всеми видами искусств (лалита̄м̇), и потому ее служение всегда спонтанно. Она смахивает блестящие капельки пота с лотосоподобных стоп Шри Шри Радхи и Кришны, когда Они встречаются наедине в рощах, и все время поглощена самой возвышенной саухр̣да-расой: она всю себя отдает тому, чтобы исполнить сокровенные желания своей дорогой подруги Шримати Радхики» (Шрила Рупа Госвами. «Лалита-аштака», 1).
[6] «Я поклоняюсь лотосоподобным стопам духовного учителя, который непостижимым образом одновременно отличен и неотличен от высшей личности Бога. Все священные писания прославляют его как неотличного от Всевышнего, Господа Шри Хари, и это признают возвышенные святые. Но при этом он самый дорогой возлюбленный слуга Господа» («Шри Шри Гурваштака», стих 7).