«Брихад-бхагаватамритам». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 8 июня 2010 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP4, 24.90M)
Скачать звук (MP3)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Брихад-бхагаватамритам

(8 июня 2010 года, Лахта, Санкт-Петербург)

 

…но интересно в связи с этим вспомнить историю «Брихад-бхагаватамритам», то, как она описана. После событий «Бхагаватам» Уттара пришла к Махараджу Парикшиту и сказала: «Мог бы ты поделиться со мною тем нектаром, что был пролит на тебя Шукадевом Госвами?»

#00:01:12#

Уттара — мама Парикшита Махараджа. И он соглашается рассказать ей, потому что это было то самое время, когда, с одной стороны, Шукадев Госвами уже закончил свой рассказ, а тот самый летающий змей, который должен был ужалить и убить Парикшита Махараджа, еще не прибыл. Поэтому он соглашается рассказать что-то своей маме, Уттаре.

#00:02:07#

И он соглашается рассказать ей об этом не просто потому, что она — его мама, но (Санатана Госвами в своих комментариях поясняет это) и потому, что она была очень квалифицирована. Она была воистину достойна услышать это.

#00:02:58#

Но интересный вопрос и собственно то, почему я упоминаю эту историю: то, как он ее рассказывал, и то, что он ей рассказывал, вовсе не было кратким пересказом «Шримад-Бхагаватам». По крайней мере, то, что изложено в «Брихад-бхагаватамритам», та линия сюжета никак не похожа на сюжетную линию «Шримад-Бхагаватам».

#00:03:27#

Мы знаем, что есть так называемые четыре базовых шлоки [«Шримад-Бхагаватам»] — чатур-шлоки. С одной точки зрения, мы можем сказать: «Весь „Бхагаватам“ явился из этих шлок», даже если мы сами едва ли сумеем указать, каков процесс этого извлечения, как из этих шлок извлечь весь «Бхагаватам».

#00:04:10#

Шрила Шридхар Махарадж говорил, что «Бхагаватам» был рассказан в четыре приема. [Сначала] было четыре шлоки, затем десять шлок были изложены Нарадой Вьясе. Позднее Шукадев рассказал Парикшиту Махараджу, и наконец Сута Госвами пересказал «Бхагаватам» мудрецам в лесу Наймишаранья. И после того, как произошли эти четыре приема, в которых был рассказан «Шримад-Бхагаватам», Шрила Гуру Махарадж поясняет, что тогда Шрила Вьясадева записал «Бхагаватам», начиная с первых его четырех шлок, и отправил на «рынок».

#00:05:23#

Мы слышали эту историю о том, как Шрила Гуру Махарадж победил одного брахмана в Южной Индии, использовав всего две шлоки из «Бхагаватам». Подлинный смысл «Бхагаватам» в том, чтобы прославить высочайшую преданность Шримати Радхарани и враджа-гопи.

#00:05:38#

йадамийа-махима̄-ш́рӣ бха̄гаватйа̄м катха̄йа̄м̇
пратипадам анубхатам апйа̄лабдха̄-абхидхейа
тадакхила-раса-мӯртех̣ ш́йа̄ма-лӣла̄ валамвам̇
ш́рӣ-ра̄дха̄-па̄дам…[1]

Я забыл. Па̄дападмам. Ш́рӣ-ра̄дха̄

#00:06:28#

Шрила Шридхар Махарадж объясняет в этой шлоке, что хотя, казалось бы, с внешней точки зрения, в «Бхагаватам» идет речь о самых различных темах, но на самом деле смысл каждого из стихов «Бхагаватам» в том, чтобы направить нас в сторону радха-дасьям, служению лотосоподобным стопам Шримати Радхарани.

#00:07:07#

И что интересно, шлока, на которую ссылался Шрила Гуру Махарадж, утверждая высочайшее положение преданности враджа-гопи — а̄са̄м ахо чаран̣а-рeн̣у-джуш̣а̄м ахам̇ сйа̄м[2], — эта шлока также занимает высочайшее положение в «Брихад-бхагаватамритам».

#00:07:52#

Но что интересно — хотя сама сюжетная линия [«Брихад-бхагаватамритам»] отличается от сюжетной линии «Бхагаватам»… В первой половине «Брихад-бхагаватамритам» описываются странствия Нарады Муни, во второй половине — путешествия Гопы Кумара, но зачастую в своих комментариях Санатана Госвами ссылается на события не «Брихад-бхагаватамритам», но «Шримад-Бхагаватам», чтобы продемонстрировать: то же самое, о чем шла речь в «Шримад-Бхагаватам», объясняется здесь [в «Брихад-бхагаватамритам»] и используется совершенно иной сюжет.

#00:09:15#

И что интересно, Уттара, мама Парикшита Махараджа (которая слышала от него «Брихад-бхагаватамритам») выразила свое подозрение. Она сказала: «Слыша о преданности Шримати Радхарани и враджа-гопи, я думаю, что такого рода преданности нет места на Вайкунтхе. Поэтому я считаю, что должно существовать иное место, где становится возможным выражение подобного уровня преданности».

#00:10:16#

И именно с этого ее вопроса начинается рассказ «Брихад-бхагаватамритам». Он, по сути, является ответом на ее вопрос, и все рассказы, что включены в это произведение, — рассказы о Шивалоке, об оболочках материальной вселенной, о всевозможных уровнях сознания, — все это предназначено для того, чтобы в конечном счете привести нас к ответу: «Да, действительно существует обитель выше Вайкунтхи, высшая полусфера духовного мира, которая называется Голокой, Гокулой».

#00:10:57#

Поэтому я знаю, что как-то можно… Ту историю, о которой вы спросили, можно согласовать с вышесказанным, с этой точкой зрения, но я не знаю, как именно это сделать. Я точно знаю, что есть объяснение этому, но, к сожалению, я этого объяснения не знаю. [Смеется.] И я рад, что не знаю. [Смеется.]

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Винод Бандху дас
Редактор: Традиш Дас




1  Йадамийа-махима̄-ш́рӣ бха̄гаватйа̄м катха̄йа̄м̇, пратипадам анубхатам апйа̄лабдха̄-абхидхейа / тадакхила-раса-мӯртех̣ ш́йа̄ма-лӣла̄ валамвам̇, мадхура-раса̄бдхи-ш́рӣ-ра̄дха̄-па̄дападмам прападйе — «В каждой букве и каждой шлоке „Шримад-Бхагаватам“ прославляется Имя Радхарани, но мы не можем увидеть там Ее образ. В „Шримад-Бхагаватам“ описана игра сладостного Абсолюта, поэтому не может быть, чтобы Имя Радхарани не было в нем упомянуто. Повсюду в „Шримад-Бхагаватам“ прославляется Радхарани, но мы не можем увидеть Ее образ, потому что Шукадев Госвами в некоторой степени скрывает его» (книга шлок Гуру Махараджа, 566).

2  А̄са̄м ахо чаран̣а-рeн̣у-джуш̣а̄м ахам̇ сйа̄м, вр̣нда̄ванe ким апи гулма-латауш̣адхӣна̄м / йа̄ дустйаджам̇ сва-джанам а̄рйа-патхам̇ ча хитва̄, бхeджур мукунда-падавӣм̇ ш́рутибхир вимр̣гйа̄м — «Гопи Вриндавана отреклись от общества своих мужей, сыновей и других членов семей, от чего очень трудно отказаться, тем самым сойдя с пути целомудрия, чтобы укрыться у лотосоподобных стоп Мукунды, Кришны, единственной цели ведического знания. Пусть же посчастливится мне стать одним из кустарников, лиан или трав во Вриндаване, которые гопи, топча, благословляют пылью со своих лотосоподобных стоп» («Шримад-Бхагаватам», 10.47.61).




←  «Божественный облик Махапрабху». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 8 марта 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия ·• Архив новостей •· Уход Шрипада Дайиты Даса Прабху (Дхакурама Прабху). 4 декабря 2018 года | Disappearance of Sripad Dayita Das Prabhu (Dhakuram Prabhu). 4 December 2018  →


Код для вставки     Скачать видео (формат FLV, 34.2 МБ)     Скачать звук (MP3)
Как смотреть .flv файлы: справка

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Брихад-бхагаватамритам

(8 июня 2010 года, Лахта, Санкт-Петербург)

 

…но интересно в связи с этим вспомнить историю «Брихад-бхагаватамритам», то, как она описана. После событий «Бхагаватам» Уттара пришла к Махараджу Парикшиту и сказала: «Мог бы ты поделиться со мною тем нектаром, что был пролит на тебя Шукадевом Госвами?»

#00:01:12#

Уттара — мама Парикшита Махараджа. И он соглашается рассказать ей, потому что это было то самое время, когда, с одной стороны, Шукадев Госвами уже закончил свой рассказ, а тот самый летающий змей, который должен был ужалить и убить Парикшита Махараджа, еще не прибыл. Поэтому он соглашается рассказать что-то своей маме, Уттаре.

#00:02:07#

И он соглашается рассказать ей об этом не просто потому, что она — его мама, но (Санатана Госвами в своих комментариях поясняет это) и потому, что она была очень квалифицирована. Она была воистину достойна услышать это.

#00:02:58#

Но интересный вопрос и собственно то, почему я упоминаю эту историю: то, как он ее рассказывал, и то, что он ей рассказывал, вовсе не было кратким пересказом «Шримад-Бхагаватам». По крайней мере, то, что изложено в «Брихад-бхагаватамритам», та линия сюжета никак не похожа на сюжетную линию «Шримад-Бхагаватам».

#00:03:27#

Мы знаем, что есть так называемые четыре базовых шлоки [«Шримад-Бхагаватам»] — чатур-шлоки. С одной точки зрения, мы можем сказать: «Весь „Бхагаватам“ явился из этих шлок», даже если мы сами едва ли сумеем указать, каков процесс этого извлечения, как из этих шлок извлечь весь «Бхагаватам».

#00:04:10#

Шрила Шридхар Махарадж говорил, что «Бхагаватам» был рассказан в четыре приема. [Сначала] было четыре шлоки, затем десять шлок были изложены Нарадой Вьясе. Позднее Шукадев рассказал Парикшиту Махараджу, и наконец Сута Госвами пересказал «Бхагаватам» мудрецам в лесу Наймишаранья. И после того, как произошли эти четыре приема, в которых был рассказан «Шримад-Бхагаватам», Шрила Гуру Махарадж поясняет, что тогда Шрила Вьясадева записал «Бхагаватам», начиная с первых его четырех шлок, и отправил на «рынок».

#00:05:23#

Мы слышали эту историю о том, как Шрила Гуру Махарадж победил одного брахмана в Южной Индии, использовав всего две шлоки из «Бхагаватам». Подлинный смысл «Бхагаватам» в том, чтобы прославить высочайшую преданность Шримати Радхарани и враджа-гопи.

#00:05:38#

йадамийа-махима̄-ш́рӣ бха̄гаватйа̄м катха̄йа̄м̇
пратипадам анубхатам апйа̄лабдха̄-абхидхейа
тадакхила-раса-мӯртех̣ ш́йа̄ма-лӣла̄ валамвам̇
ш́рӣ-ра̄дха̄-па̄дам…[1]

Я забыл. Па̄дападмам. Ш́рӣ-ра̄дха̄

#00:06:28#

Шрила Шридхар Махарадж объясняет в этой шлоке, что хотя, казалось бы, с внешней точки зрения, в «Бхагаватам» идет речь о самых различных темах, но на самом деле смысл каждого из стихов «Бхагаватам» в том, чтобы направить нас в сторону радха-дасьям, служению лотосоподобным стопам Шримати Радхарани.

#00:07:07#

И что интересно, шлока, на которую ссылался Шрила Гуру Махарадж, утверждая высочайшее положение преданности враджа-гопи — а̄са̄м ахо чаран̣а-рeн̣у-джуш̣а̄м ахам̇ сйа̄м[2], — эта шлока также занимает высочайшее положение в «Брихад-бхагаватамритам».

#00:07:52#

Но что интересно — хотя сама сюжетная линия [«Брихад-бхагаватамритам»] отличается от сюжетной линии «Бхагаватам»… В первой половине «Брихад-бхагаватамритам» описываются странствия Нарады Муни, во второй половине — путешествия Гопы Кумара, но зачастую в своих комментариях Санатана Госвами ссылается на события не «Брихад-бхагаватамритам», но «Шримад-Бхагаватам», чтобы продемонстрировать: то же самое, о чем шла речь в «Шримад-Бхагаватам», объясняется здесь [в «Брихад-бхагаватамритам»] и используется совершенно иной сюжет.

#00:09:15#

И что интересно, Уттара, мама Парикшита Махараджа (которая слышала от него «Брихад-бхагаватамритам») выразила свое подозрение. Она сказала: «Слыша о преданности Шримати Радхарани и враджа-гопи, я думаю, что такого рода преданности нет места на Вайкунтхе. Поэтому я считаю, что должно существовать иное место, где становится возможным выражение подобного уровня преданности».

#00:10:16#

И именно с этого ее вопроса начинается рассказ «Брихад-бхагаватамритам». Он, по сути, является ответом на ее вопрос, и все рассказы, что включены в это произведение, — рассказы о Шивалоке, об оболочках материальной вселенной, о всевозможных уровнях сознания, — все это предназначено для того, чтобы в конечном счете привести нас к ответу: «Да, действительно существует обитель выше Вайкунтхи, высшая полусфера духовного мира, которая называется Голокой, Гокулой».

#00:10:57#

Поэтому я знаю, что как-то можно… Ту историю, о которой вы спросили, можно согласовать с вышесказанным, с этой точкой зрения, но я не знаю, как именно это сделать. Я точно знаю, что есть объяснение этому, но, к сожалению, я этого объяснения не знаю. [Смеется.] И я рад, что не знаю. [Смеется.]

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Винод Бандху дас
Редактор: Традиш Дас




[1] Йадамийа-махима̄-ш́рӣ бха̄гаватйа̄м катха̄йа̄м̇, пратипадам анубхатам апйа̄лабдха̄-абхидхейа / тадакхила-раса-мӯртех̣ ш́йа̄ма-лӣла̄ валамвам̇, мадхура-раса̄бдхи-ш́рӣ-ра̄дха̄-па̄дападмам прападйе — «В каждой букве и каждой шлоке „Шримад-Бхагаватам“ прославляется Имя Радхарани, но мы не можем увидеть там Ее образ. В „Шримад-Бхагаватам“ описана игра сладостного Абсолюта, поэтому не может быть, чтобы Имя Радхарани не было в нем упомянуто. Повсюду в „Шримад-Бхагаватам“ прославляется Радхарани, но мы не можем увидеть Ее образ, потому что Шукадев Госвами в некоторой степени скрывает его» (книга шлок Гуру Махараджа, 566).

[2] А̄са̄м ахо чаран̣а-рeн̣у-джуш̣а̄м ахам̇ сйа̄м, вр̣нда̄ванe ким апи гулма-латауш̣адхӣна̄м / йа̄ дустйаджам̇ сва-джанам а̄рйа-патхам̇ ча хитва̄, бхeджур мукунда-падавӣм̇ ш́рутибхир вимр̣гйа̄м — «Гопи Вриндавана отреклись от общества своих мужей, сыновей и других членов семей, от чего очень трудно отказаться, тем самым сойдя с пути целомудрия, чтобы укрыться у лотосоподобных стоп Мукунды, Кришны, единственной цели ведического знания. Пусть же посчастливится мне стать одним из кустарников, лиан или трав во Вриндаване, которые гопи, топча, благословляют пылью со своих лотосоподобных стоп» («Шримад-Бхагаватам», 10.47.61).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования