«Пракрита-раса-шата-душани» (предисловие). Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур | “Prakrita-rasa-shata-dushani” (Introduction). Srila Bhakti Siddhanta Saraswati Thakur


Russian

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур

Пракрита-раса-шата-душани
(предисловие)

http://www.gaudiyadarshan.ru/features/arkhiv/prakrita-rasa-shata-dushani-predislovie.html

Пра̄кр̣та-раса-ш́ата-дӯш̣ан̣ӣ
Сто опровержений мирской расы


Предисловие

В среде представителей высших классов человеческого общества существуют три пути, позволяющих странствовать в измерении веры в посмертии. Эти пути известны как карма, гьяна и бхакти. Средства достижения временных наслаждений душами, находящимися в обусловленном (несвободном) состоянии, известны как путь кармы. Отвержение временных и преходящих, «провинциальных» (ограниченных) целей и поиск недифференцированного духа известны как путь гьяны. Трансцендентные по отношению к карме, гьяне и материи усилия, направленные на удовлетворение истинного принимающего все служение, Шри Кришны, известны как путь бхакти.

На пути бхакти существуют три промежуточные стадии между средствами достижения цели (началом пути) и целью (его завершением): садхана-бхакти, бхава-бхакти и према-бхакти. Если мы считаем, что бхавы и према, относящиеся к цели, суть практики, которые являются разновидностями (частью) средств достижения цели, то возникают трудности. Преодоление этого препятствия известно как анартха-нивритти. Уникальные и выдающиеся игры Шри Гаурасундара, а также практики и учение госвами, помощников в Его играх, суть фундамент данного сочинения.

Шри Сиддханта Сарасвати


Примечание переводчика

Цель «Пракрита-раса-шата-душани» Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура состоит в том, чтобы дать читателям адекватное представление о науке расы и ее применении, согласно тому, как описал этот предмет Шрила Рупа Госвами Прабху в своей «Шри Бхакти-расамрита-синдху». Шрила Сарасвати Тхакур написал этот трактат для читателей, знакомых с ключевыми терминами, фигурирующими на страницах «Шри Бхакти-расамрита-синдху», и по этой причине он не расшифровывает эти термины в своем произведении.

Читателям, не знакомым с этими терминами и их определениями, данными Шрилой Рупой Госвами, мы предлагаем их обзор, основанный на «Шри Бхакти-расамрита-синдху», а также глоссарий. И то, и другое предшествует самому тексту «Пракрита-раса-шата-душани». Более того, эти ключевые термины остались по большей части непереведенными, с тем чтобы читатели сумели отчетливо видеть, как Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур передает их смысл и как их использует.


Что есть бхакти?

сарвопа̄дхи-винирмуктам̇ тат-паратвена нирмалам
хр̣ш̣ӣкен̣а хр̣ш̣ӣкеш́а-севанам̇ бхактир учйате

(«Нарада-панчаратра»; «Шри Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхага, 1.12)

«Говорится, что бхакти — это совершаемое посредством чувств служение Владыке чувств, которое посвящено Владыке, чисто и абсолютно свободно от каких-либо ограничений».

анйа̄бхила̄ш̣ита̄-ш́ӯнйам̇ джн̃а̄на-карма̄дй-ана̄вр̣там
а̄нукӯлйена кр̣ш̣н̣а̄нуш́ӣланам̇ бхактир уттама̄

(«Шри Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхага, 1.11)

«Чистая преданность есть непрестанное усилие радовать Кришну, свободное от преходящих желаний и не встречающее препятствий в виде тенденций эксплуатации и отречения».

Каковы отличительные характеристики бхакти?

клеш́а-гхнӣ ш́убхада̄ мокш̣а-лагхута̄-кр̣т судурлабха̄
са̄ндра̄нанда-виш́еш̣а̄тма̄ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а̄карш̣ин̣ӣ ча са̄

(«Шри Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхага, 1.17)

«Бхакти (1) устраняет все страдание, (2) проливает всю благую удачу, (3) заставляет освобождение тускнеть на своем фоне, (4) является труднодостижимой, (5) необычайно радостна и (6) привлекает самого Шри Кришну».

Каковы стадии бхакти?

са̄ бхактих̣ са̄дханам̇ бха̄вах̣ према̄ чети тридходита̄

(«Шри Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхага, 2.1)

«Говорится, что бхакти состоит из трех стадий: садхана-бхакти, бхава-бхакти и према-бхакти».

Что есть садхана-бхакти?

кр̣ти-са̄дхйа̄ бхавет са̄дхйа-бха̄ва̄ са̄ са̄дхана̄бхидха̄
нитйа-сиддхасйа бха̄васйа пра̄кат̣йам̇ хр̣ди са̄дхйата̄

(«Шри Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхага, 2.2)

«Деятельность чувств, направленная на достижение бхавы, известна как садхана-бхакти. Подобное достижение представляет собой проявление в сердце совершенной вечной природы живого существа».

Сколько насчитывается разновидностей садхана-бхакти?

ваидхӣ ра̄га̄нуга чети са̄ двидха̄ са̄дхана̄бхидха̄

(«Шри Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхага, 2.5)

«Существуют две разновидности садхана-бхакти: ваидхи и рагануга».

Что представляет собой ваидхи-бхакти?

йатра ра̄га̄нава̄птатва̄т правр̣ттир упаджа̄йате
ш́а̄саненаива ш́а̄страсйа са̄ ваидхӣ бхактир учйате

(«Шри Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхага, 2.6)

«Садхана-бхакти, деятельность в рамках которой проистекает не из развитой раги, а из указаний священных писаний, зовется ваидхи-бхакти».

Что есть рага?

иш̣т̣е сва̄расикӣ ра̄гах̣ парама̄виш̣т̣ата̄ бхавет
тан-майӣ йа̄ бхавед бхактих̣ са̄тра ра̄га̄тмикодита̄

(«Шри Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхага, 2.272)

«Интенсивная и естественная поглощенность объектом желания зовется рагой. Преданность, основанная на подобной раге, зовется рагатмика-бхакти».

Что есть рагануга-бхакти?

вира̄джантӣм абхивйакта̄м̇ враджа-ва̄сӣ-джана̄диш̣у
ра̄га̄тмика̄м ануср̣та̄ йа̄ са̄ ра̄га̄нугочйате

(«Шри Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхага, 2.268)

«Преданность, которая следует рагатмика-бхакти, чудесно проявленной в обитателях Враджи, известна как рагануга-бхакти».

Что есть бхава-бхакти?

ш́уддха-саттва-виш́еш̣а̄тма̄ према-сӯрйа̄м̇ш́у-са̄мйа-бха̄к
ручибхиш́ читта-ма̄ср̣н̣йа-кр̣д асау бха̄ва учйате

(«Шри Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхага, 3.1)

«Преданность, которая абсолютно чиста по своей природе (будучи особым порождением духовной энергии Господа), напоминает луч солнца премы и растопляет сердце с помощью ручи, зовется бхава-бхакти».

Каковы характеристики бхава-бхакти?

кш̣а̄нтир авйартха-ка̄латвам̇ вирактир ма̄на-ш́унйата̄
а̄ш́а̄-бандхах̣ самуткан̣т̣ха̄ на̄ма-га̄не сада̄ ручих̣

а̄сактис тад-гун̣а̄кхйа̄не прӣтис тад-васати-стхале
итй а̄дайо ’нубха̄ва̄х̣ сйур джа̄та-бха̄ва̄н̇куре джане

(«Шри Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхага, 3.25–26)

«(1) Терпимость и терпение, (2) нежелание напрасно тратить время, (3) отрешенность, (4) отсутствие гордости, (5) надежда (упование), (6) жажда [духовного], (7) неизменный вкус к воспеванию [Святого] Имени, (8) привязанность к обсуждению качеств Господа, и (9) любовь к обители Господа — эти и другие качества присутствуют в тех, в чьих сердцах проросла бхава».

Что есть рати?

пура̄н̣е на̄т̣йа-ш́а̄стре ча двайос ту рати-бха̄вайох̣
сама̄на̄ртхатайа̄ хй атра двайам аикйена лакш̣итам

(«Шри Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхага, 3.13)

«В Пуранах и в трактатах, посвященных драматургии, слова „рати“ и „бхава“ служат синонимами. Похоже, что здесь (в „Шри Бхакти-расамрита-синдху“) эти два термина также выступают в качестве синонимов».

Что есть према?

самйан̇-маср̣н̣ита-сва̄нто маматва̄тиш́айа̄н̇китах̣
бха̄вах̣ са эва са̄ндра̄тма̄ будхаих̣ према̄ нигадйате

(«Шри Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхага, 4.1)

«Интенсивную бхаву, которая делает сердце совершенно мягким и податливым и характеризуется любовной одержимостью (Господом) в крайней степени, мудрые зовут премой».

Каковы стадии пробуждения премы?

а̄дау ш́раддха̄ татах̣ са̄дху-сан̇го ’тха бхаджана-крийа̄
тато’нартха-нивр̣ттих̣ сйа̄т тато ниш̣т̣ха̄ ручис татах̣

атха̄сактис тато бха̄вас татах̣ према̄бхйудан̃чати
са̄дхака̄на̄м айам̇ премнах̣ пра̄дурбха̄ве бхавет крамах̣

(«Шри Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхага, 4.15–16)

«Вначале шраддха, затем садху-санга, затем бхаджана-крия, затем анартха-нивритти, затем ништха, затем бхава, в завершение чего пробуждается према. Таковы этапы пробуждения премы в практикующем».

Что есть шраддха?

Вера в истину откровения, порожденная общением с садху, а также как сознательным, так и неосознанным участием в служении Господу; вера в то, что благодаря служению Кришне все обязанности и желания осуществляются.

Что есть садху-санга?

Принятие своим пристанищем стоп Шри Гуру и обучение процессу служения Господу под его руководством; общение с садху и служение садху, приверженным истине.

Что есть бхаджана-крия?

Совершение практик преданности, таких как слушание, воспевание и поклонение, согласно наставлениям Шри Гуру и садху.

Что есть анартха-нивритти?

Постепенное ослабление четырех разновидностей порока — (1) заблуждения, (2) желаний бренных реалий, (3) оскорблений и (4) слабости сердца.

Что есть ништха?

Постоянное участие в служении Господу, свободное от анартх и отвлекающих факторов.

Что есть ручи?

Подлинный вкус к Личности Господа и служению Ему.

Что есть асакти?

Привязанность; естественный ручи (вкус) к Личности Господа и служению Ему.

Что есть бхава и према?

Определения им были даны выше в «Шри Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхага, 3.1 и 4.1.

Что есть раса?

вйатӣтйа бха̄вана̄-вартма йаш́ чаматка̄ра-бха̄ра-бхӯх̣
хр̣ди саттводжджвале ба̄д̣хам̇ свадате са расо матах̣

(«Шри Бхакти-расамрита-синдху», Дакшина-вибхага, 5.132)

«То, что пребывает за пределами мысли, имеет в высшей степени чудесную природу и является объектом глубочайшего наслаждения в сердце, сияющем чистой благостью, известно как раса».

Детальное объяснение:

«То, что превосходит все суждения о его составляющих, явление, более чудесное, нежели рати (бхава-бхакти), и глубочайшим образом переживаемое в сердце, озаренном особым проявлением духовной энергии Господа, известно как раса».

Кто есть Кришна?

акхила-раса̄мр̣та-мӯртих̣

(«Шри Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхага, 1.1)

«Кришна есть олицетворение высочайшей радости, обитель всех духовных рас».

Что есть [Святое] Имя?

на̄ма чинта̄ман̣их̣ кр̣ш̣н̣аш́ чаитанйа-раса-виграхах̣
пӯрн̣ах̣ ш́уддхо нитйа-мукто ’бхиннатва̄н на̄ма на̄минох̣

(«Шри Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхага, 2.233)

«Имя Кришны есть исполняющий желания драгоценный камень и олицетворение духовной расы. Имя совершенно, чисто, вечно свободно и тождественно Тому, кого оно обозначает».

Как происходит откровение Имени?

атах̣ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-на̄ма̄ди на бхавед гра̄хйам индрийаих̣
севонмукхе хи джихва̄дау свайам эва спхуратй адах̣

(«Шри Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхага, 2.234)

Хотя Имя, форма, качества и игры Кришны не могут быть постигнуты материальными чувствами, они являют себя материальным чувствам в ответ на склонность (стремление) служить».

[Продолжение следует]


Глоссарий

абхидхея: средства достижения цели; практика преданности и, главным образом, стадия садхана-бхакти.

анартха-нивритти: постепенное прекращение анартх и развитие ништхи.

анартхи: заблуждения, желания бренного, оскорбления и слабость сердца.

апарадха: оскорбление; действие, противоречащее правилам, принципам или настроению преданности Господу; действие, которое не радует Господа; поклонение, не соответствующее определенным критериям.

апракрита: букв. «не бренное»; сверхъестественное, божественное, духовное; нечто, являющееся частью высшего измерения духовного существования или относящееся к нему; земля игр Господа Кришны, которая порой напоминает бренный мир, но тем не менее «не является бренной».

асакти: привязанность; естественный ручи (вкус) к Господу и служению Ему.

бхава (бхава-бхакти): преданность, образуемая духовной энергией Господа (самвит- и хладини-шакти), напоминающая луч солнца према-бхакти и растапливающая сердце с помощью ручи; вторая из трех стадий бхакти, следующая за садхана-бхакти и предшествующая према-бхакти.

бхаджана-крия: совершение практики преданности, такой как слушание, воспевание и служение, согласно указаниям Шри Гуру и садху.

бхакти: служение Верховному Господу исключительным образом и непрестанно ради Его счастья.

ваидхи: нечто, основанное на указаниях священных писаний.

ваидхи-бхакти: садхана-бхакти, основанная на указаниях и запретах священных писаний (а не на раге).

гуру: букв. «тяжелый»; наставник, учитель; тот, кто рассеивает тьму; форма, которую Верховный Господь принимает, чтобы распространять божественное знание.

крама-патха: постепенный процесс; путь; путь, описанный Шрилой Рупой Госвами в «Шри Бхакти-расамрита-синдху» (Пурва-вибхага, 4.15–16) как путь развития према-бхакти, который состоит из девяти общих стадий: шраддхи, садху-санги, бхаджана-крии, анартха-нивритти, ништхи, ручи, асакти, бхавы, и, наконец, премы. Крама-патха также в некоторых случаях относится к постепенному процессу, посредством которого Господь последовательно открывает Себя как Свою наму, рупу, гуну, а затем лилу — Свое Имя, затем форму, после чего качества, и, наконец, Свои игры.

нама: букв. «имя»; Имя Верховного Господа; личностная форма Господа в виде Его Имени, тождественная самому Господу.

ништха: постоянная занятость в служении Господу, свободная от анартх.

прайоджана: цель; высочайшее достижение: шри кришна-према.

пракрита: материальное начало, состоящее из материальной энергии или основанное на ней.

пракрити: материальная энергия.

према (према-бхакти): божественная любовь; в высшей степени интенсивная бхава, которая растопляет сердце и порождает интенсивные чувства любовной одержимости Господом.

рага: интенсивная естественная поглощенность объектом желаний, владыкой, объектом поклонения.

рагануга: тот, кто практикует рагануга-бхакти.

рагануга (рагануга-бхакти): преданность, в основе которой лежит следование преданности обитателей Враджи, чья преданность основана исключительно на раге.

раса: непостижимый, чудесный вкус в служении Господу, присутствующий в сердцах чистых преданных; рати (стхайи-бхава), привносимая в сердце благодаря слушанию, воспеванию и иным практикам преданности, и питаемая вибхавами, анубхавами, саттвика-бхавами и вьябхичари-бхавами.

расика: преданный в состоянии бхава-бхакти или према-бхакти, обладающий подлинным опытом расы.

рати: синоним бхавы и стхайи-бхавы.

Рупа (Шри): Шрила Рупа Госвами, автор «Шри Бхакти-расамрита-синдху» и величайший знаток науки расы.

ручи: подлинный вкус к Господу и служению Ему, возникающий на основе ништхи.

садхака: практикующий, особенно человек, совершающий практику садхана-бхакти.

садхана (садхана-бхакти): использование чувств в практике преданности, направленной на раскрытие вечной природы души; первая из трех стадий бхакти, за которой следуют бхава-бхакти и према-бхакти («Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.2).

садху: тот, кто привержен истине, то есть предан Господу и служению Ему.

садху-санга: общение с садху и служение им; принятие стоп Шри Гуру своим прибежищем, получение посвящения от Шри Гуру и процесс обучения (под его началом) служению Господу и всему, что дорого Ему.

самбандха-гьяна: знание Верховного Господа, Его энергий и их взаимоотношений; фундамент практики преданности.

сахаджия: подражательство; имитация поведения тех, кто обладает рати и переживает расу, и/или ложная убежденность в том, что у человека есть рати, и он переживает расу, тогда как в действительности это не так.

сиддханта: истинные заключения и представления; сущность учения садху и писаний.

стхайи-бхава: «базисная» рати к Кришне, которая может представать в одной из пяти первичных форм: шанта, дасья, сакхья, ватсалья и мадхура [пассивное почитание, служение, дружба, отношение в духе любящей опеки и отношение в духе тайной возлюбленной].

шишья: ученик; тот, кто следует определенной дисциплине.

шраддха: вера в истину откровения, порождаемая общением с садху; вера в то, что благодаря служению Кришне исполняются все обязанности и желания.



English

Śrīla Bhakti Siddhānta Saraswatī Ṭhākur

Prakrita-rasa-shata-dushani
(Introduction)

http://www.gaudiyadarshan.com/posts/prakrita-rasa-shata-dushani-introduction/

Prākṛta-rasa-śata-dūṣaṇī
One Hundred Refutations of Mundane Rasa

 

Introduction

Amongst the higher classes of humans in the world, there are three paths for travelling through the realm of belief in the afterlife. These are known as karma, jñān, and bhakti. The means for souls in the conditioned state to attain temporary enjoyable ends is known as the path of karma. Rejecting transience and temporary provincial ends and enquiring into nondifferentiated spirit is known as the path of jñān. Transcendental to karma, jñān, and matter, endeavouring to please the rightful recipient of all service Śrī Kṛṣṇa is known as the path of bhakti.

Between the means and the end on the path of bhakti, three stages are seen: sādhana, bhāva, and prema-bhakti. If we think that the bhāvas and prema of the end are practices that are part of the means, trouble arises. Deliverance from the hands of this hindrance is known as anartha-nivṛtti. The unprecedented and extraordinary Pastimes of Śrī Gaurasundar and the practices and teachings of the goswāmīs who were His assistants in His Pastimes are the basis of this composition.

Śrī Siddhānta Saraswatī

 

Translator’s Note

The purpose of Śrīla Bhakti Siddhānta Saraswatī Ṭhākur’s Prākṛta-rasa-śata-dūṣaṇī is to clarify the proper understanding and application of the science of rasa given by Śrīla Rūpa Goswāmī Prabhu in his Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu. Śrīla Saraswatī Ṭhākur wrote this treatise for an audience that is familiar with the key terms given in Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu, and thus he has not defined these terms within his composition. For readers who are not acquainted with these terms and their definitions as given by Śrīla Rūpa Goswāmī, both an overview of them based on Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu and a glossary are being presented here prior to Prākṛta-rasa-śata-dūṣaṇī. Furthermore, these key terms have for the most part been left untranslated throughout this rendering of Prākṛta-rasa-śata-dūṣaṇī so that readers can clearly see how Śrīla Bhakti Siddhānta Saraswatī Ṭhākur delineates their significance and proper application.

 

What is bhakti?

sarvopādhi-vinirmuktaṁ tat-paratvena nirmalam
hṛṣīkeṇa hṛṣīkeśa-sevanaṁ bhaktir uchyate

(Nārada-pañcharātra; Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu: Pūrva-vibhāga, 1.12)

Bhakti is said to be service with the senses to the Lord of the senses that is dedicated to the Lord, unalloyed, and completely unconditional.”

anyābhilāṣitā-śūnyaṁ jñāna-karmādy-anāvṛtam
ānukūlyena kṛṣṇānuśīlanaṁ bhaktir uttamā

(Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu: Pūrva-vibhāga, 1.11)

“Pure bhakti is constant endeavour to please Kṛṣṇa that is free from fleeting desires and unobstructed by exploitation and renunciation.”

What are the distinguishing characteristics of bhakti?

kleśa-ghnī śubhadā mokṣa-laghutā-kṛt sudurlabhā
sāndrānanda-viśeṣātmā śrī-kṛṣṇākarṣiṇī cha sā

(Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu: Pūrva-vibhāga, 1.17)

Bhakti (1) destroys all suffering, (2) bestows all good fortune, (3) belittles liberation, (4) is very difficult to attain, (5) is intensely joyful, and (6) attracts Śrī Kṛṣṇa Himself.”

What are the stages of bhakti?

sā bhaktiḥ sādhanaṁ bhāvaḥ premā cheti tridhoditā

(Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu: Pūrva-vibhāga, 2.1)

Bhakti is said to have three stages: sādhana-bhakti, bhāva-bhakti, and prema-bhakti.

What is sādhana-bhakti?

kṛti-sādhyā bhavet sādhya-bhāvā sā sādhanābhidhā
nitya-siddhasya bhāvasya prākaṭyaṁ hṛdi sādhyatā

(Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu: Pūrva-vibhāga, 2.2)

“Action of the senses aimed at attaining bhāva is known as sādhana-bhakti. Such attainment is the manifestation within the heart of one’s perfected eternal nature.”

How many kinds of sādhana-bhakti are there?

vaidhī rāgānuga cheti sā dvidhā sādhanābhidhā

(Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu: Pūrva-vibhāga, 2.5)

“There are two kinds of sādhana-bhakti: vaidhī and rāgānuga.”

What is vaidhī-bhakti?

yatra rāgānavāptatvāt pravṛttir upajāyate
śāsanenaiva śāstrasya sā vaidhī bhaktir uchyate

(Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu: Pūrva-vibhāga, 2.6)

Sādhana-bhakti in which activity arises not from having developed rāga but from the regulations of the scriptures is called vaidhī-bhakti.”

What is rāga?

iṣṭe svārasikī rāgaḥ paramāviṣṭatā bhavet
tan-mayī yā bhaved bhaktiḥ sātra rāgātmikoditā

(Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu: Pūrva-vibhāga, 2.272)

“Intense natural immersion in the object of one’s desire is called rāga. Devotion based on such rāga is called rāgātmikā-bhakti.”

What is rāgānugā-bhakti?

virājantīm abhivyaktāṁ vraja-vāsī-janādiṣu
rāgātmikām anusṛtā yā sā rāgānugochyate

(Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu: Pūrva-vibhāga, 2.268)

“Devotion that follows the rāgāmikā-bhakti beautifully manifest in the residents of Vraja is known as rāgānugā-bhakti.”

What is bhāva-bhakti?

śuddha-sattva-viśeṣātmā prema-sūryāṁśu-sāmya-bhāk
ruchibhiś chitta-māsṛṇya-kṛd asau bhāva uchyate

(Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu: Pūrva-vibhāga, 3.1)

“Devotion that is completely pure in nature (a special composition of the Lord’s spiritual energy), resembles a ray of the sun of prema, and melts the heart with ruchi is called bhāva-bhakti.”

What are the characteristcs of bhāva-bhakti?

kṣāntir avyartha-kālatvaṁ viraktir māna-śunyatā
āśā-bandhaḥ samutkaṇṭhā nāma-gāne sadā ruchiḥ

āsaktis tad-guṇākhyāne prītis tad-vasati-sthale
ity ādayo ’nubhāvāḥ syur jāta-bhāvāṅkure jane

(Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu: Pūrva-vibhāga, 3.25–6)

“(1) Tolerance, (2) not wasting time, (3) detachment, (4) pridelessness, (5) hopefulness, (6) longing, (7) constant taste for chanting the Name, (8) attachment to discussion of the Lord’s qualities, and (9) fondness for the Lord’s abode—these and other qualities are present within those in whose hearts bhāva has sprouted.”

What is rati?

purāṇe nāṭya-śāstre cha dvayos tu rati-bhāvayoḥ
samānārthatayā hy atra dvayam aikyena lakṣitam

(Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu: Pūrva-vibhāga, 3.13)

“In the Purāṇas and the scriptures on drama, the words rati and bhāva have the same meaning. Here also (in Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu), the two words are seen to be synonymous.”

What is prema?

samyaṅ-masṛṇita-svānto mamatvātiśayāṅkitaḥ
bhāvaḥ sa eva sāndrātmā budhaiḥ premā nigadyate

(Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu: Pūrva-vibhāga, 4.1)

“Intense bhāva that completely melts the heart and is characterised by extreme loving possessiveness (of the Lord) is called prema by the wise.”

What are the stages in the awakenment of prema?

ādau śraddhā tataḥ sādhu-saṅgo ’tha bhajana-kriyā
tato’nartha-nivṛttiḥ syāt tato niṣṭhā ruchis tataḥ

athāsaktis tato bhāvas tataḥ premābhyudañchati
sādhakānām ayaṁ premnaḥ prādurbhāve bhavet kramaḥ

(Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu: Pūrva-vibhāga, 4.15–6)

“First śraddhā, then sādhu-saṅga, then bhajana-kriyā, then anartha-nivṛtti, then niṣṭhā, then ruchi, then āsakti, then bhāva, and then prema arise. These are the stages in a practitioner’s prema arising.”

What is śraddhā?

Faith in revealed truth produced by association with sādhus and both knowing and unknowing engagement in service to the Lord; faith that by serving Kṛṣṇa all duties and desires are fulfilled.

What is sādhu-saṅga?

Taking shelter at the feet of Śrī Guru and learning the process of service to the Lord under his guidance; asssociating with and serving the sādhus, those who adhere to truth.

What is bhajana-kriyā?

Engaging in practices of devotion, such as hearing, chanting, and worshipping, according to the instructions of Śrī Guru and the sādhus.

What is anartha-nivṛtti?

The gradual cessation of the four types of vices—(1) misconception, (2) desires for the mundane, (3) offences, and (4) weakness of heart.

What is niṣṭhā?

Constant engagement in the service of the Lord free from anarthas and distractions.

What is ruchi?

Genuine taste for the Lord and His service.

What is āsakti?

Attachment; natural ruchi for the Lord and His service.

What are bhāva and prema?

These have been defined above in Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu: Pūrva-vibhāga, 3.1 and 4.1.

What is rasa?

vyatītya bhāvanā-vartma yaś chamatkāra-bhāra-bhūḥ
hṛdi sattvojjvale bāḍhaṁ svadate sa raso mataḥ

(Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu: Dakṣiṇa-vibhāga, 5.132)

“That which is beyond the scope of thought, extremely wonderful, and most deeply relished in a heart shining with pure goodness is known as rasa.”

In further detail:

“That which surpasses all thought of its ingredients, is more wonderful than rati (bhāva-bhakti), and is most deeply relished in a heart made bright by a special manifestation of the Lord’s spiritual energy is known as rasa.”

Who is Kṛṣṇa?

akhila-rasāmṛta-mūrtiḥ

(Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu: Pūrva-vibhāga, 1.1)

“Kṛṣṇa is the personification of the supreme joy, the abode of all spiritual rasas.”

What is the Name?

nāma chintāmaṇiḥ kṛṣṇaś chaitanya-rasa-vigrahaḥ
pūrṇaḥ śuddho nitya-mukto ’bhinnatvān nāma nāminoḥ

(Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu: Pūrva-vibhāga, 2.233)

“The Name of Kṛṣṇa is a wish-fulfilling jewel and an embodiment of spiritual rasa. The Name is complete, pure, eternally liberated, and non-different from whom He names.”

How is the Name revealed?

ataḥ śrī-kṛṣṇa-nāmādi na bhaved grāhyam indriyaiḥ
sevonmukhe hi jihvādau svayam eva sphuraty adaḥ

(Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu: Pūrva-vibhāga, 2.234)

“Although Kṛṣṇa’s Name, Form, Qualities, and Pastimes cannot be grasped by the material senses, they manifest themselves to the material senses in response to one’s inclination to serve.”

[To be continued …]

 

Glossary

abhidheya: the means to the end; the practice of devotion, and mainly, the stage of sādhana-bhakti.

anarthas: misconceptions, desires for the mundane, offences, and weaknesses of heart.

anartha-nivṛtti: the gradual cessation of anarthas and development of niṣṭhā.

aprākṛta: lit. ‘not mundane’; supramundane, divine, spiritual; something part of, or related to, the highest plane of spiritual existence, the land of Lord Kṛṣṇa’s Pastimes, which at times resembles the mundane world but is nevertheless ‘not mundane’.

aparādha: offence; an action that is contrary to the rules, principles, or mood of devotion to the Lord; an action that displeases the Lord; substandard worship.

āsakti: attachment; natural ruchi for the Lord and His service.

bhajana-kriyā: engaging in practices of devotion, such as hearing, chanting, and serving, according to the instructions of Śrī Guru and the sādhus.

bhakti: service to the Supreme Lord rendered solelym unconditionally, and constantly for His pleasure.

bhāva (bhāva-bhakti): devotion composed of the Lord’s spiritual energy (the samvit- and hlādinī-śaktis) that resembles a ray of the sun of prema-bhakti and melts the heart with ruchi; the second of the three stages of bhakti, following sādhana-bhakti and preceding prema-bhakti.

guru: lit. ‘heavy’; master, teacher; one who dispels darkness; the form the Supreme Lord assumes to distribute divine knowledge.

krama-patha: the gradual path; the path given by Śrīla Rūpa Goswāmī in Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu (Pūrva-vibhāga, 4.15–6) for the development of prema-bhakti which contains nine general stages: śraddhā, sādhu-saṅga, bhajana-kriyā, anartha-nivṛtti, niṣṭhā, ruchi, āsakti, bhāva, and finally prema. Krama-patha also in some cases refers to the gradual process by which the Lord reveals Himself sequentially as His nāma, rūpa, guṇa, and then līlā—His Name, then His form, then His qualities, and finally His Pastimes.

nāma: lit. ‘name’; the Name of the Supreme Lord; the personal form of the Lord as His Name, nondifferent from the Lord Himself.

niṣṭhā: constant engagement in the service of the Lord free from anarthas.

prakṛti: material energy.

prākṛta: material, made of or based on material energy.

prayojan: the goal; the highest attainment: Śrī Kṛṣṇa-prema.

prema (prema-bhakti): divine love; extremely intense bhāva that completely melts the heart and produces intense feelings of loving possessiveness for the Lord.

rāga: intense natural immersion in the object of one’s desire, one’s worshippable master.

rāgānuga: a practitioner of rāgānugā-bhakti.

rāgānugā (rāgānugā-bhakti): devotion that follows the devotion of the residents of Vraja, whose devotion is based purely on rāga.

rasa: the inconceivable, wonderful taste within service to the Lord found in the hearts of pure devotees; rati (sthāyī-bhāva) brought into the heart by hearing, chanting, and other practices of devotion and nourished by vibhāvas, anubhāvas, sāttvika-bhāvas, and vyabhichārī-bhāvas.

rasika: a devotee in the stage of bhāva-bhakti or prema-bhakti who has genuine experience of rasa.

rati: a synonym for bhāva and sthāyī-bhāva.

ruchi: genuine taste for the Lord and His service that arises on the basis of niṣṭhā.

Rūpa (Śrī): Śrīla Rūpa Goswāmī, the author Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu and the foremost authority on the science of rasa.

sādhaka: practitioner, esp. one engaged in the practice of sādhana-bhakti.

sādhana (sādhana-bhakti): engagement of the senses in devotional practices aimed at uncovering the eternal nature of the soul; the first of the three stages of bhakti, followed by bhāva-bhakti and prema-bhakti (Brs: 1.2.2).

sādhu: one who is adherent to truth, that is, devoted to the Lord and His service.

sādhu-saṅga: association with and service to sādhus; taking shelter at the feet of Śrī Guru and being initiated and trained by Śrī Guru in service to the Lord and all that is dear to Him.

sahajiyāism: imitationism; imitating the behaviour of those who have rati and taste rasa and/or wrongly believing that one has rati and tastes rasa when in fact one does not.

sambandha-jñān: knowledge of the Supreme Lord, His energies, and their relationships; the foundation of the practice of devotion.

siddhānta: proper conclusions and conceptions; the essence of the teachings of the sādhus and scriptures.

śiṣya: a disciple, one who accepts discipline.

śraddhā: faith in revealed truth produced by association with sādhus; faith that by serving Kṛṣṇa all duties and desires are fulfilled.

sthāyī-bhāva: foundational rati for Kṛṣṇa, which has any one of five primary forms: śānta, dāsya, sakhya, vātsalya, and madhura [adoration, servitude, friendship, affectionate guardianship, and paramour love].

vaidhī: based on the regulations of the scriptures.

vaidhī-bhakti: sādhana-bhakti based on the regulations of the scriptures (rather than on rāga).





←  “Vrindavan Deity Installation. Srila B. S. Govinda Dev-Goswami Maharaj. November 26, 1999. Vrindavan Dham, India | «Установка Божеств во Вриндаване». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 26 ноября 1999 года. Вриндаван Дхама, Индия ·• Архив новостей •· «Пракрита-раса-шата-душани» (часть 1). Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур | “Prakrita-rasa-shata-dushani” (Part 1). Srila Bhakti Siddhanta Saraswati Thakur
 →

Russian

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур

Пракрита-раса-шата-душани
(предисловие)

http://www.gaudiyadarshan.ru/features/arkhiv/prakrita-rasa-shata-dushani-predislovie.html

Пра̄кр̣та-раса-ш́ата-дӯш̣ан̣ӣ
Сто опровержений мирской расы


Предисловие

В среде представителей высших классов человеческого общества существуют три пути, позволяющих странствовать в измерении веры в посмертии. Эти пути известны как карма, гьяна и бхакти. Средства достижения временных наслаждений душами, находящимися в обусловленном (несвободном) состоянии, известны как путь кармы. Отвержение временных и преходящих, «провинциальных» (ограниченных) целей и поиск недифференцированного духа известны как путь гьяны. Трансцендентные по отношению к карме, гьяне и материи усилия, направленные на удовлетворение истинного принимающего все служение, Шри Кришны, известны как путь бхакти.

На пути бхакти существуют три промежуточные стадии между средствами достижения цели (началом пути) и целью (его завершением): садхана-бхакти, бхава-бхакти и према-бхакти. Если мы считаем, что бхавы и према, относящиеся к цели, суть практики, которые являются разновидностями (частью) средств достижения цели, то возникают трудности. Преодоление этого препятствия известно как анартха-нивритти. Уникальные и выдающиеся игры Шри Гаурасундара, а также практики и учение госвами, помощников в Его играх, суть фундамент данного сочинения.

Шри Сиддханта Сарасвати


Примечание переводчика

Цель «Пракрита-раса-шата-душани» Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура состоит в том, чтобы дать читателям адекватное представление о науке расы и ее применении, согласно тому, как описал этот предмет Шрила Рупа Госвами Прабху в своей «Шри Бхакти-расамрита-синдху». Шрила Сарасвати Тхакур написал этот трактат для читателей, знакомых с ключевыми терминами, фигурирующими на страницах «Шри Бхакти-расамрита-синдху», и по этой причине он не расшифровывает эти термины в своем произведении.

Читателям, не знакомым с этими терминами и их определениями, данными Шрилой Рупой Госвами, мы предлагаем их обзор, основанный на «Шри Бхакти-расамрита-синдху», а также глоссарий. И то, и другое предшествует самому тексту «Пракрита-раса-шата-душани». Более того, эти ключевые термины остались по большей части непереведенными, с тем чтобы читатели сумели отчетливо видеть, как Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур передает их смысл и как их использует.


Что есть бхакти?

сарвопа̄дхи-винирмуктам̇ тат-паратвена нирмалам
хр̣ш̣ӣкен̣а хр̣ш̣ӣкеш́а-севанам̇ бхактир учйате

(«Нарада-панчаратра»; «Шри Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхага, 1.12)

«Говорится, что бхакти — это совершаемое посредством чувств служение Владыке чувств, которое посвящено Владыке, чисто и абсолютно свободно от каких-либо ограничений».

анйа̄бхила̄ш̣ита̄-ш́ӯнйам̇ джн̃а̄на-карма̄дй-ана̄вр̣там
а̄нукӯлйена кр̣ш̣н̣а̄нуш́ӣланам̇ бхактир уттама̄

(«Шри Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхага, 1.11)

«Чистая преданность есть непрестанное усилие радовать Кришну, свободное от преходящих желаний и не встречающее препятствий в виде тенденций эксплуатации и отречения».

Каковы отличительные характеристики бхакти?

клеш́а-гхнӣ ш́убхада̄ мокш̣а-лагхута̄-кр̣т судурлабха̄
са̄ндра̄нанда-виш́еш̣а̄тма̄ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а̄карш̣ин̣ӣ ча са̄

(«Шри Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхага, 1.17)

«Бхакти (1) устраняет все страдание, (2) проливает всю благую удачу, (3) заставляет освобождение тускнеть на своем фоне, (4) является труднодостижимой, (5) необычайно радостна и (6) привлекает самого Шри Кришну».

Каковы стадии бхакти?

са̄ бхактих̣ са̄дханам̇ бха̄вах̣ према̄ чети тридходита̄

(«Шри Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхага, 2.1)

«Говорится, что бхакти состоит из трех стадий: садхана-бхакти, бхава-бхакти и према-бхакти».

Что есть садхана-бхакти?

кр̣ти-са̄дхйа̄ бхавет са̄дхйа-бха̄ва̄ са̄ са̄дхана̄бхидха̄
нитйа-сиддхасйа бха̄васйа пра̄кат̣йам̇ хр̣ди са̄дхйата̄

(«Шри Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхага, 2.2)

«Деятельность чувств, направленная на достижение бхавы, известна как садхана-бхакти. Подобное достижение представляет собой проявление в сердце совершенной вечной природы живого существа».

Сколько насчитывается разновидностей садхана-бхакти?

ваидхӣ ра̄га̄нуга чети са̄ двидха̄ са̄дхана̄бхидха̄

(«Шри Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхага, 2.5)

«Существуют две разновидности садхана-бхакти: ваидхи и рагануга».

Что представляет собой ваидхи-бхакти?

йатра ра̄га̄нава̄птатва̄т правр̣ттир упаджа̄йате
ш́а̄саненаива ш́а̄страсйа са̄ ваидхӣ бхактир учйате

(«Шри Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхага, 2.6)

«Садхана-бхакти, деятельность в рамках которой проистекает не из развитой раги, а из указаний священных писаний, зовется ваидхи-бхакти».

Что есть рага?

иш̣т̣е сва̄расикӣ ра̄гах̣ парама̄виш̣т̣ата̄ бхавет
тан-майӣ йа̄ бхавед бхактих̣ са̄тра ра̄га̄тмикодита̄

(«Шри Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхага, 2.272)

«Интенсивная и естественная поглощенность объектом желания зовется рагой. Преданность, основанная на подобной раге, зовется рагатмика-бхакти».

Что есть рагануга-бхакти?

вира̄джантӣм абхивйакта̄м̇ враджа-ва̄сӣ-джана̄диш̣у
ра̄га̄тмика̄м ануср̣та̄ йа̄ са̄ ра̄га̄нугочйате

(«Шри Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхага, 2.268)

«Преданность, которая следует рагатмика-бхакти, чудесно проявленной в обитателях Враджи, известна как рагануга-бхакти».

Что есть бхава-бхакти?

ш́уддха-саттва-виш́еш̣а̄тма̄ према-сӯрйа̄м̇ш́у-са̄мйа-бха̄к
ручибхиш́ читта-ма̄ср̣н̣йа-кр̣д асау бха̄ва учйате

(«Шри Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхага, 3.1)

«Преданность, которая абсолютно чиста по своей природе (будучи особым порождением духовной энергии Господа), напоминает луч солнца премы и растопляет сердце с помощью ручи, зовется бхава-бхакти».

Каковы характеристики бхава-бхакти?

кш̣а̄нтир авйартха-ка̄латвам̇ вирактир ма̄на-ш́унйата̄
а̄ш́а̄-бандхах̣ самуткан̣т̣ха̄ на̄ма-га̄не сада̄ ручих̣

а̄сактис тад-гун̣а̄кхйа̄не прӣтис тад-васати-стхале
итй а̄дайо ’нубха̄ва̄х̣ сйур джа̄та-бха̄ва̄н̇куре джане

(«Шри Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхага, 3.25–26)

«(1) Терпимость и терпение, (2) нежелание напрасно тратить время, (3) отрешенность, (4) отсутствие гордости, (5) надежда (упование), (6) жажда [духовного], (7) неизменный вкус к воспеванию [Святого] Имени, (8) привязанность к обсуждению качеств Господа, и (9) любовь к обители Господа — эти и другие качества присутствуют в тех, в чьих сердцах проросла бхава».

Что есть рати?

пура̄н̣е на̄т̣йа-ш́а̄стре ча двайос ту рати-бха̄вайох̣
сама̄на̄ртхатайа̄ хй атра двайам аикйена лакш̣итам

(«Шри Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхага, 3.13)

«В Пуранах и в трактатах, посвященных драматургии, слова „рати“ и „бхава“ служат синонимами. Похоже, что здесь (в „Шри Бхакти-расамрита-синдху“) эти два термина также выступают в качестве синонимов».

Что есть према?

самйан̇-маср̣н̣ита-сва̄нто маматва̄тиш́айа̄н̇китах̣
бха̄вах̣ са эва са̄ндра̄тма̄ будхаих̣ према̄ нигадйате

(«Шри Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхага, 4.1)

«Интенсивную бхаву, которая делает сердце совершенно мягким и податливым и характеризуется любовной одержимостью (Господом) в крайней степени, мудрые зовут премой».

Каковы стадии пробуждения премы?

а̄дау ш́раддха̄ татах̣ са̄дху-сан̇го ’тха бхаджана-крийа̄
тато’нартха-нивр̣ттих̣ сйа̄т тато ниш̣т̣ха̄ ручис татах̣

атха̄сактис тато бха̄вас татах̣ према̄бхйудан̃чати
са̄дхака̄на̄м айам̇ премнах̣ пра̄дурбха̄ве бхавет крамах̣

(«Шри Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхага, 4.15–16)

«Вначале шраддха, затем садху-санга, затем бхаджана-крия, затем анартха-нивритти, затем ништха, затем бхава, в завершение чего пробуждается према. Таковы этапы пробуждения премы в практикующем».

Что есть шраддха?

Вера в истину откровения, порожденная общением с садху, а также как сознательным, так и неосознанным участием в служении Господу; вера в то, что благодаря служению Кришне все обязанности и желания осуществляются.

Что есть садху-санга?

Принятие своим пристанищем стоп Шри Гуру и обучение процессу служения Господу под его руководством; общение с садху и служение садху, приверженным истине.

Что есть бхаджана-крия?

Совершение практик преданности, таких как слушание, воспевание и поклонение, согласно наставлениям Шри Гуру и садху.

Что есть анартха-нивритти?

Постепенное ослабление четырех разновидностей порока — (1) заблуждения, (2) желаний бренных реалий, (3) оскорблений и (4) слабости сердца.

Что есть ништха?

Постоянное участие в служении Господу, свободное от анартх и отвлекающих факторов.

Что есть ручи?

Подлинный вкус к Личности Господа и служению Ему.

Что есть асакти?

Привязанность; естественный ручи (вкус) к Личности Господа и служению Ему.

Что есть бхава и према?

Определения им были даны выше в «Шри Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхага, 3.1 и 4.1.

Что есть раса?

вйатӣтйа бха̄вана̄-вартма йаш́ чаматка̄ра-бха̄ра-бхӯх̣
хр̣ди саттводжджвале ба̄д̣хам̇ свадате са расо матах̣

(«Шри Бхакти-расамрита-синдху», Дакшина-вибхага, 5.132)

«То, что пребывает за пределами мысли, имеет в высшей степени чудесную природу и является объектом глубочайшего наслаждения в сердце, сияющем чистой благостью, известно как раса».

Детальное объяснение:

«То, что превосходит все суждения о его составляющих, явление, более чудесное, нежели рати (бхава-бхакти), и глубочайшим образом переживаемое в сердце, озаренном особым проявлением духовной энергии Господа, известно как раса».

Кто есть Кришна?

акхила-раса̄мр̣та-мӯртих̣

(«Шри Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхага, 1.1)

«Кришна есть олицетворение высочайшей радости, обитель всех духовных рас».

Что есть [Святое] Имя?

на̄ма чинта̄ман̣их̣ кр̣ш̣н̣аш́ чаитанйа-раса-виграхах̣
пӯрн̣ах̣ ш́уддхо нитйа-мукто ’бхиннатва̄н на̄ма на̄минох̣

(«Шри Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхага, 2.233)

«Имя Кришны есть исполняющий желания драгоценный камень и олицетворение духовной расы. Имя совершенно, чисто, вечно свободно и тождественно Тому, кого оно обозначает».

Как происходит откровение Имени?

атах̣ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-на̄ма̄ди на бхавед гра̄хйам индрийаих̣
севонмукхе хи джихва̄дау свайам эва спхуратй адах̣

(«Шри Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхага, 2.234)

Хотя Имя, форма, качества и игры Кришны не могут быть постигнуты материальными чувствами, они являют себя материальным чувствам в ответ на склонность (стремление) служить».

[Продолжение следует]


Глоссарий

абхидхея: средства достижения цели; практика преданности и, главным образом, стадия садхана-бхакти.

анартха-нивритти: постепенное прекращение анартх и развитие ништхи.

анартхи: заблуждения, желания бренного, оскорбления и слабость сердца.

апарадха: оскорбление; действие, противоречащее правилам, принципам или настроению преданности Господу; действие, которое не радует Господа; поклонение, не соответствующее определенным критериям.

апракрита: букв. «не бренное»; сверхъестественное, божественное, духовное; нечто, являющееся частью высшего измерения духовного существования или относящееся к нему; земля игр Господа Кришны, которая порой напоминает бренный мир, но тем не менее «не является бренной».

асакти: привязанность; естественный ручи (вкус) к Господу и служению Ему.

бхава (бхава-бхакти): преданность, образуемая духовной энергией Господа (самвит- и хладини-шакти), напоминающая луч солнца према-бхакти и растапливающая сердце с помощью ручи; вторая из трех стадий бхакти, следующая за садхана-бхакти и предшествующая према-бхакти.

бхаджана-крия: совершение практики преданности, такой как слушание, воспевание и служение, согласно указаниям Шри Гуру и садху.

бхакти: служение Верховному Господу исключительным образом и непрестанно ради Его счастья.

ваидхи: нечто, основанное на указаниях священных писаний.

ваидхи-бхакти: садхана-бхакти, основанная на указаниях и запретах священных писаний (а не на раге).

гуру: букв. «тяжелый»; наставник, учитель; тот, кто рассеивает тьму; форма, которую Верховный Господь принимает, чтобы распространять божественное знание.

крама-патха: постепенный процесс; путь; путь, описанный Шрилой Рупой Госвами в «Шри Бхакти-расамрита-синдху» (Пурва-вибхага, 4.15–16) как путь развития према-бхакти, который состоит из девяти общих стадий: шраддхи, садху-санги, бхаджана-крии, анартха-нивритти, ништхи, ручи, асакти, бхавы, и, наконец, премы. Крама-патха также в некоторых случаях относится к постепенному процессу, посредством которого Господь последовательно открывает Себя как Свою наму, рупу, гуну, а затем лилу — Свое Имя, затем форму, после чего качества, и, наконец, Свои игры.

нама: букв. «имя»; Имя Верховного Господа; личностная форма Господа в виде Его Имени, тождественная самому Господу.

ништха: постоянная занятость в служении Господу, свободная от анартх.

прайоджана: цель; высочайшее достижение: шри кришна-према.

пракрита: материальное начало, состоящее из материальной энергии или основанное на ней.

пракрити: материальная энергия.

према (према-бхакти): божественная любовь; в высшей степени интенсивная бхава, которая растопляет сердце и порождает интенсивные чувства любовной одержимости Господом.

рага: интенсивная естественная поглощенность объектом желаний, владыкой, объектом поклонения.

рагануга: тот, кто практикует рагануга-бхакти.

рагануга (рагануга-бхакти): преданность, в основе которой лежит следование преданности обитателей Враджи, чья преданность основана исключительно на раге.

раса: непостижимый, чудесный вкус в служении Господу, присутствующий в сердцах чистых преданных; рати (стхайи-бхава), привносимая в сердце благодаря слушанию, воспеванию и иным практикам преданности, и питаемая вибхавами, анубхавами, саттвика-бхавами и вьябхичари-бхавами.

расика: преданный в состоянии бхава-бхакти или према-бхакти, обладающий подлинным опытом расы.

рати: синоним бхавы и стхайи-бхавы.

Рупа (Шри): Шрила Рупа Госвами, автор «Шри Бхакти-расамрита-синдху» и величайший знаток науки расы.

ручи: подлинный вкус к Господу и служению Ему, возникающий на основе ништхи.

садхака: практикующий, особенно человек, совершающий практику садхана-бхакти.

садхана (садхана-бхакти): использование чувств в практике преданности, направленной на раскрытие вечной природы души; первая из трех стадий бхакти, за которой следуют бхава-бхакти и према-бхакти («Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.2).

садху: тот, кто привержен истине, то есть предан Господу и служению Ему.

садху-санга: общение с садху и служение им; принятие стоп Шри Гуру своим прибежищем, получение посвящения от Шри Гуру и процесс обучения (под его началом) служению Господу и всему, что дорого Ему.

самбандха-гьяна: знание Верховного Господа, Его энергий и их взаимоотношений; фундамент практики преданности.

сахаджия: подражательство; имитация поведения тех, кто обладает рати и переживает расу, и/или ложная убежденность в том, что у человека есть рати, и он переживает расу, тогда как в действительности это не так.

сиддханта: истинные заключения и представления; сущность учения садху и писаний.

стхайи-бхава: «базисная» рати к Кришне, которая может представать в одной из пяти первичных форм: шанта, дасья, сакхья, ватсалья и мадхура [пассивное почитание, служение, дружба, отношение в духе любящей опеки и отношение в духе тайной возлюбленной].

шишья: ученик; тот, кто следует определенной дисциплине.

шраддха: вера в истину откровения, порождаемая общением с садху; вера в то, что благодаря служению Кришне исполняются все обязанности и желания.



English

Śrīla Bhakti Siddhānta Saraswatī Ṭhākur

Prakrita-rasa-shata-dushani
(Introduction)

http://www.gaudiyadarshan.com/posts/prakrita-rasa-shata-dushani-introduction/

Prākṛta-rasa-śata-dūṣaṇī
One Hundred Refutations of Mundane Rasa

 

Introduction

Amongst the higher classes of humans in the world, there are three paths for travelling through the realm of belief in the afterlife. These are known as karma, jñān, and bhakti. The means for souls in the conditioned state to attain temporary enjoyable ends is known as the path of karma. Rejecting transience and temporary provincial ends and enquiring into nondifferentiated spirit is known as the path of jñān. Transcendental to karma, jñān, and matter, endeavouring to please the rightful recipient of all service Śrī Kṛṣṇa is known as the path of bhakti.

Between the means and the end on the path of bhakti, three stages are seen: sādhana, bhāva, and prema-bhakti. If we think that the bhāvas and prema of the end are practices that are part of the means, trouble arises. Deliverance from the hands of this hindrance is known as anartha-nivṛtti. The unprecedented and extraordinary Pastimes of Śrī Gaurasundar and the practices and teachings of the goswāmīs who were His assistants in His Pastimes are the basis of this composition.

Śrī Siddhānta Saraswatī

 

Translator’s Note

The purpose of Śrīla Bhakti Siddhānta Saraswatī Ṭhākur’s Prākṛta-rasa-śata-dūṣaṇī is to clarify the proper understanding and application of the science of rasa given by Śrīla Rūpa Goswāmī Prabhu in his Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu. Śrīla Saraswatī Ṭhākur wrote this treatise for an audience that is familiar with the key terms given in Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu, and thus he has not defined these terms within his composition. For readers who are not acquainted with these terms and their definitions as given by Śrīla Rūpa Goswāmī, both an overview of them based on Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu and a glossary are being presented here prior to Prākṛta-rasa-śata-dūṣaṇī. Furthermore, these key terms have for the most part been left untranslated throughout this rendering of Prākṛta-rasa-śata-dūṣaṇī so that readers can clearly see how Śrīla Bhakti Siddhānta Saraswatī Ṭhākur delineates their significance and proper application.

 

What is bhakti?

sarvopādhi-vinirmuktaṁ tat-paratvena nirmalam
hṛṣīkeṇa hṛṣīkeśa-sevanaṁ bhaktir uchyate

(Nārada-pañcharātra; Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu: Pūrva-vibhāga, 1.12)

Bhakti is said to be service with the senses to the Lord of the senses that is dedicated to the Lord, unalloyed, and completely unconditional.”

anyābhilāṣitā-śūnyaṁ jñāna-karmādy-anāvṛtam
ānukūlyena kṛṣṇānuśīlanaṁ bhaktir uttamā

(Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu: Pūrva-vibhāga, 1.11)

“Pure bhakti is constant endeavour to please Kṛṣṇa that is free from fleeting desires and unobstructed by exploitation and renunciation.”

What are the distinguishing characteristics of bhakti?

kleśa-ghnī śubhadā mokṣa-laghutā-kṛt sudurlabhā
sāndrānanda-viśeṣātmā śrī-kṛṣṇākarṣiṇī cha sā

(Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu: Pūrva-vibhāga, 1.17)

Bhakti (1) destroys all suffering, (2) bestows all good fortune, (3) belittles liberation, (4) is very difficult to attain, (5) is intensely joyful, and (6) attracts Śrī Kṛṣṇa Himself.”

What are the stages of bhakti?

sā bhaktiḥ sādhanaṁ bhāvaḥ premā cheti tridhoditā

(Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu: Pūrva-vibhāga, 2.1)

Bhakti is said to have three stages: sādhana-bhakti, bhāva-bhakti, and prema-bhakti.

What is sādhana-bhakti?

kṛti-sādhyā bhavet sādhya-bhāvā sā sādhanābhidhā
nitya-siddhasya bhāvasya prākaṭyaṁ hṛdi sādhyatā

(Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu: Pūrva-vibhāga, 2.2)

“Action of the senses aimed at attaining bhāva is known as sādhana-bhakti. Such attainment is the manifestation within the heart of one’s perfected eternal nature.”

How many kinds of sādhana-bhakti are there?

vaidhī rāgānuga cheti sā dvidhā sādhanābhidhā

(Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu: Pūrva-vibhāga, 2.5)

“There are two kinds of sādhana-bhakti: vaidhī and rāgānuga.”

What is vaidhī-bhakti?

yatra rāgānavāptatvāt pravṛttir upajāyate
śāsanenaiva śāstrasya sā vaidhī bhaktir uchyate

(Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu: Pūrva-vibhāga, 2.6)

Sādhana-bhakti in which activity arises not from having developed rāga but from the regulations of the scriptures is called vaidhī-bhakti.”

What is rāga?

iṣṭe svārasikī rāgaḥ paramāviṣṭatā bhavet
tan-mayī yā bhaved bhaktiḥ sātra rāgātmikoditā

(Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu: Pūrva-vibhāga, 2.272)

“Intense natural immersion in the object of one’s desire is called rāga. Devotion based on such rāga is called rāgātmikā-bhakti.”

What is rāgānugā-bhakti?

virājantīm abhivyaktāṁ vraja-vāsī-janādiṣu
rāgātmikām anusṛtā yā sā rāgānugochyate

(Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu: Pūrva-vibhāga, 2.268)

“Devotion that follows the rāgāmikā-bhakti beautifully manifest in the residents of Vraja is known as rāgānugā-bhakti.”

What is bhāva-bhakti?

śuddha-sattva-viśeṣātmā prema-sūryāṁśu-sāmya-bhāk
ruchibhiś chitta-māsṛṇya-kṛd asau bhāva uchyate

(Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu: Pūrva-vibhāga, 3.1)

“Devotion that is completely pure in nature (a special composition of the Lord’s spiritual energy), resembles a ray of the sun of prema, and melts the heart with ruchi is called bhāva-bhakti.”

What are the characteristcs of bhāva-bhakti?

kṣāntir avyartha-kālatvaṁ viraktir māna-śunyatā
āśā-bandhaḥ samutkaṇṭhā nāma-gāne sadā ruchiḥ

āsaktis tad-guṇākhyāne prītis tad-vasati-sthale
ity ādayo ’nubhāvāḥ syur jāta-bhāvāṅkure jane

(Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu: Pūrva-vibhāga, 3.25–6)

“(1) Tolerance, (2) not wasting time, (3) detachment, (4) pridelessness, (5) hopefulness, (6) longing, (7) constant taste for chanting the Name, (8) attachment to discussion of the Lord’s qualities, and (9) fondness for the Lord’s abode—these and other qualities are present within those in whose hearts bhāva has sprouted.”

What is rati?

purāṇe nāṭya-śāstre cha dvayos tu rati-bhāvayoḥ
samānārthatayā hy atra dvayam aikyena lakṣitam

(Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu: Pūrva-vibhāga, 3.13)

“In the Purāṇas and the scriptures on drama, the words rati and bhāva have the same meaning. Here also (in Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu), the two words are seen to be synonymous.”

What is prema?

samyaṅ-masṛṇita-svānto mamatvātiśayāṅkitaḥ
bhāvaḥ sa eva sāndrātmā budhaiḥ premā nigadyate

(Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu: Pūrva-vibhāga, 4.1)

“Intense bhāva that completely melts the heart and is characterised by extreme loving possessiveness (of the Lord) is called prema by the wise.”

What are the stages in the awakenment of prema?

ādau śraddhā tataḥ sādhu-saṅgo ’tha bhajana-kriyā
tato’nartha-nivṛttiḥ syāt tato niṣṭhā ruchis tataḥ

athāsaktis tato bhāvas tataḥ premābhyudañchati
sādhakānām ayaṁ premnaḥ prādurbhāve bhavet kramaḥ

(Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu: Pūrva-vibhāga, 4.15–6)

“First śraddhā, then sādhu-saṅga, then bhajana-kriyā, then anartha-nivṛtti, then niṣṭhā, then ruchi, then āsakti, then bhāva, and then prema arise. These are the stages in a practitioner’s prema arising.”

What is śraddhā?

Faith in revealed truth produced by association with sādhus and both knowing and unknowing engagement in service to the Lord; faith that by serving Kṛṣṇa all duties and desires are fulfilled.

What is sādhu-saṅga?

Taking shelter at the feet of Śrī Guru and learning the process of service to the Lord under his guidance; asssociating with and serving the sādhus, those who adhere to truth.

What is bhajana-kriyā?

Engaging in practices of devotion, such as hearing, chanting, and worshipping, according to the instructions of Śrī Guru and the sādhus.

What is anartha-nivṛtti?

The gradual cessation of the four types of vices—(1) misconception, (2) desires for the mundane, (3) offences, and (4) weakness of heart.

What is niṣṭhā?

Constant engagement in the service of the Lord free from anarthas and distractions.

What is ruchi?

Genuine taste for the Lord and His service.

What is āsakti?

Attachment; natural ruchi for the Lord and His service.

What are bhāva and prema?

These have been defined above in Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu: Pūrva-vibhāga, 3.1 and 4.1.

What is rasa?

vyatītya bhāvanā-vartma yaś chamatkāra-bhāra-bhūḥ
hṛdi sattvojjvale bāḍhaṁ svadate sa raso mataḥ

(Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu: Dakṣiṇa-vibhāga, 5.132)

“That which is beyond the scope of thought, extremely wonderful, and most deeply relished in a heart shining with pure goodness is known as rasa.”

In further detail:

“That which surpasses all thought of its ingredients, is more wonderful than rati (bhāva-bhakti), and is most deeply relished in a heart made bright by a special manifestation of the Lord’s spiritual energy is known as rasa.”

Who is Kṛṣṇa?

akhila-rasāmṛta-mūrtiḥ

(Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu: Pūrva-vibhāga, 1.1)

“Kṛṣṇa is the personification of the supreme joy, the abode of all spiritual rasas.”

What is the Name?

nāma chintāmaṇiḥ kṛṣṇaś chaitanya-rasa-vigrahaḥ
pūrṇaḥ śuddho nitya-mukto ’bhinnatvān nāma nāminoḥ

(Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu: Pūrva-vibhāga, 2.233)

“The Name of Kṛṣṇa is a wish-fulfilling jewel and an embodiment of spiritual rasa. The Name is complete, pure, eternally liberated, and non-different from whom He names.”

How is the Name revealed?

ataḥ śrī-kṛṣṇa-nāmādi na bhaved grāhyam indriyaiḥ
sevonmukhe hi jihvādau svayam eva sphuraty adaḥ

(Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu: Pūrva-vibhāga, 2.234)

“Although Kṛṣṇa’s Name, Form, Qualities, and Pastimes cannot be grasped by the material senses, they manifest themselves to the material senses in response to one’s inclination to serve.”

[To be continued …]

 

Glossary

abhidheya: the means to the end; the practice of devotion, and mainly, the stage of sādhana-bhakti.

anarthas: misconceptions, desires for the mundane, offences, and weaknesses of heart.

anartha-nivṛtti: the gradual cessation of anarthas and development of niṣṭhā.

aprākṛta: lit. ‘not mundane’; supramundane, divine, spiritual; something part of, or related to, the highest plane of spiritual existence, the land of Lord Kṛṣṇa’s Pastimes, which at times resembles the mundane world but is nevertheless ‘not mundane’.

aparādha: offence; an action that is contrary to the rules, principles, or mood of devotion to the Lord; an action that displeases the Lord; substandard worship.

āsakti: attachment; natural ruchi for the Lord and His service.

bhajana-kriyā: engaging in practices of devotion, such as hearing, chanting, and serving, according to the instructions of Śrī Guru and the sādhus.

bhakti: service to the Supreme Lord rendered solelym unconditionally, and constantly for His pleasure.

bhāva (bhāva-bhakti): devotion composed of the Lord’s spiritual energy (the samvit- and hlādinī-śaktis) that resembles a ray of the sun of prema-bhakti and melts the heart with ruchi; the second of the three stages of bhakti, following sādhana-bhakti and preceding prema-bhakti.

guru: lit. ‘heavy’; master, teacher; one who dispels darkness; the form the Supreme Lord assumes to distribute divine knowledge.

krama-patha: the gradual path; the path given by Śrīla Rūpa Goswāmī in Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu (Pūrva-vibhāga, 4.15–6) for the development of prema-bhakti which contains nine general stages: śraddhā, sādhu-saṅga, bhajana-kriyā, anartha-nivṛtti, niṣṭhā, ruchi, āsakti, bhāva, and finally prema. Krama-patha also in some cases refers to the gradual process by which the Lord reveals Himself sequentially as His nāma, rūpa, guṇa, and then līlā—His Name, then His form, then His qualities, and finally His Pastimes.

nāma: lit. ‘name’; the Name of the Supreme Lord; the personal form of the Lord as His Name, nondifferent from the Lord Himself.

niṣṭhā: constant engagement in the service of the Lord free from anarthas.

prakṛti: material energy.

prākṛta: material, made of or based on material energy.

prayojan: the goal; the highest attainment: Śrī Kṛṣṇa-prema.

prema (prema-bhakti): divine love; extremely intense bhāva that completely melts the heart and produces intense feelings of loving possessiveness for the Lord.

rāga: intense natural immersion in the object of one’s desire, one’s worshippable master.

rāgānuga: a practitioner of rāgānugā-bhakti.

rāgānugā (rāgānugā-bhakti): devotion that follows the devotion of the residents of Vraja, whose devotion is based purely on rāga.

rasa: the inconceivable, wonderful taste within service to the Lord found in the hearts of pure devotees; rati (sthāyī-bhāva) brought into the heart by hearing, chanting, and other practices of devotion and nourished by vibhāvas, anubhāvas, sāttvika-bhāvas, and vyabhichārī-bhāvas.

rasika: a devotee in the stage of bhāva-bhakti or prema-bhakti who has genuine experience of rasa.

rati: a synonym for bhāva and sthāyī-bhāva.

ruchi: genuine taste for the Lord and His service that arises on the basis of niṣṭhā.

Rūpa (Śrī): Śrīla Rūpa Goswāmī, the author Śrī Bhakti-rasāmṛta-sindhu and the foremost authority on the science of rasa.

sādhaka: practitioner, esp. one engaged in the practice of sādhana-bhakti.

sādhana (sādhana-bhakti): engagement of the senses in devotional practices aimed at uncovering the eternal nature of the soul; the first of the three stages of bhakti, followed by bhāva-bhakti and prema-bhakti (Brs: 1.2.2).

sādhu: one who is adherent to truth, that is, devoted to the Lord and His service.

sādhu-saṅga: association with and service to sādhus; taking shelter at the feet of Śrī Guru and being initiated and trained by Śrī Guru in service to the Lord and all that is dear to Him.

sahajiyāism: imitationism; imitating the behaviour of those who have rati and taste rasa and/or wrongly believing that one has rati and tastes rasa when in fact one does not.

sambandha-jñān: knowledge of the Supreme Lord, His energies, and their relationships; the foundation of the practice of devotion.

siddhānta: proper conclusions and conceptions; the essence of the teachings of the sādhus and scriptures.

śiṣya: a disciple, one who accepts discipline.

śraddhā: faith in revealed truth produced by association with sādhus; faith that by serving Kṛṣṇa all duties and desires are fulfilled.

sthāyī-bhāva: foundational rati for Kṛṣṇa, which has any one of five primary forms: śānta, dāsya, sakhya, vātsalya, and madhura [adoration, servitude, friendship, affectionate guardianship, and paramour love].

vaidhī: based on the regulations of the scriptures.

vaidhī-bhakti: sādhana-bhakti based on the regulations of the scriptures (rather than on rāga).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования