«Что такое майявада?» Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 1 сентября 2013 года | Лахта, Санкт-Петербург | Фестиваль VEDALIFE



скачать (формат MP3, 41.34M)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж
Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

Что такое майявада?

(1 сентября 2013 года. Лахта, Санкт-Петербург. Фестиваль Vedalife)

 

Шрила Госвами Махарадж: Гирлянду положено спереди [предлагать], подходить спереди и тогда [уже] надевать.

#00:01:35#

Шрила Авадхут Махарадж: Нам следует принимать гирлянду и какое-то время носить ее, не снимать сразу, чтобы уважать труд преданных, которые делали ее. Иногда мы думаем, что гирлянду предлагают нам, — на самом деле ее предлагают нашей связи с Гуру.

#00:01:48#

Шрила Госвами Махарадж: Да, однажды Шрила Сарасвати Тхакур на свою Вьяса-пуджу говорил: «Я вижу, что здесь собралось столь много достойных благородных людей, они сидят на полу, я один сижу на возвышении, на вьясасане, мне надевают гирлянды, мне предлагают столько прославлений и молитв, славословий. И даже животное постыдилось бы такого самовозвеличивания. Но я принимаю это прославление, потому что понимаю, что это прославление не меня, но я предлагаю все это лотосоподобным стопам моего Гурудева».

#00:02:53#

Далее он говорит: „Гуру, исполняя свой долг (как Гуру), объясняет своему ученику, например, фрагмент из „Шримад-Бхагаватам“, где Кришна объясняет Уддхаве: а̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ виджа̄нӣйа̄н на̄ваманйета кархичит — „Пойми, что ачарья — это Я сам“[1]. Должен ли Гуру, объясняя этот фрагмент ученику, покинуть свою вьясасану, сказав: „Нет, на самом деле я никто, меня следует высечь“. Но, — говорит Сарасвати Тхакур, — как мне это поручил мой Гуру, как он передал мне наставление, так и я передаю наставление вам».

#00:03:48#

Однажды мы со Шрилой Гуру Махараджем обсуждали вопрос инициаций. Мы обсуждали различные моменты, и была предложена идея, что можно продвигать какого-то другого человека, то есть проповедовать, объяснять какие-либо вещи, а потом сказать: «Вот есть этот человек, вы можете получить инициацию у него». Сказать слушателям: «Если у вас есть вера в меня, то поверьте мне и отправьтесь к этому человеку, он вас приведет правильно». Я предложил эту идею, и Шрила Гуру Махарадж отвечал: «Да, можно так делать, если все вышесказанное правда, если все это реально». Но потом он произнес уникальную фразу: «Шикша — это ловушка, чтобы поймать Гуру». Иными словами, кто-то скажет: «То, что я слышу от вас, — я не слышу этого больше ни от кого». «И, — заключил Гуру Махарадж, — в этом случае такому человеку может понадобиться взять на себя работу Гуру. Ведь ваша обязанность — передать другим то, что было дано вам. Причем передать то, что вам дано, и ничуть не меньше, чем было дано вам».

#00:05:56#

Когда мы общались со Шрилой Гуру Махараджем в его зрелом возрасте, он часто говорил, что огромное богатство Шрилы Сарасвати Тхакура хранится в нем, Сарасвати Тхакур вложил в него огромное богатство. «И, — продолжал он, — сейчас вы, мои слушатели, приходите ко мне, и это богатство, что хранилось у меня внутри, выходит наружу». Непревзойденное богатство, неповторимое благодаря своим уникальным свойствам, своей всеохватывающей природе. Выражение высочайшей онтологической точности в сочетании с необычайной поэтической красотой выражения.

#00:07:06#

Шрила Госвами Махарадж: Есть ли у кого-нибудь какие-либо вопросы?

#00:07:11#

Амрита Кришна Прабху: Махарадж, можете поподробнее раскрыть тему майявады, чем она опасна и чем отличается от атеизма?

#00:07:38#

Шрила Госвами Махарадж: Майявади — это те, кто считают, что все есть майя, даже облики Бога, такие как Вишну, Кришна и прочие. Они признают, что что-то существует, но считают, что даже облики Господа — все это принадлежит к миру сагуна [качеств материальной природы]. А атеизм отрицает существование Бога в какой бы то ни было форме. Майявади, по сути, считают: «я — Бог», их мантра — тат твам аси, что значит «я есть То [Высшее]». Или: ахам брахмасми — «я есть Брахма», «я есть Дух».

#00:09:34#

Когда Махапрабху принимал санньясу у Кешавы Бхарати (так, как требовали традиции), тот должен был дать Ему мантру. Непосредственно перед этим моментом Махапрабху обратился к Кешаве Бхарати и сказал: «Я во сне услышал эту мантру. Не та ли это мантра, которую Ты собираешься дать Мне?» — И произнес ту самую мантру — тат твам аси. Кешава Бхарати подтвердил: «Да, это та самая мантра». Считается, что здесь произошел обмен ролями, то есть на самом деле это Махапрабху дал мантру Своему санньяса-гуру и пропитал слова мантры новым значением, потому что это не только слова мантры, но и дух, которым она пропитана. Когда Махапрабху произносил ту же самую мантру, Его слова были пропитаны настроением гопи-бхавы, которая означает: «я — Твой», «я — Твоя». Иногда Шрила Гуру Махарадж в шутку сравнивал эти три понятия, поскольку Шрила Рупа Госвами иногда идет даже дальше и говорит: «Да, эти слова можно интерпретировать как: „я — твоя“, но это скорее линия Чандравали. Но настроения Шримати Радхарани и Ее группы по отношению к Кришне таково: „Ты — Мой“. Но, — продолжал он, — майявади считают, что „я есть Ты“».

#00:12:02#

Я однажды видел, как один из мировых экспертов по индуизму давал лекцию в Калифорнийском университете, и это было еще до появления, распространения интернета, в то время были важны энциклопедии, и это был тот самый человек, который написал для мировой энциклопедии статью об индуизме. Многие люди считали, что этот человек классический кришнаит. И в своей лекции, обсуждая эту идею майявади („я есть ты“, „ты есть я“), он со своим неподражаемым британским акцентом сказал: «По поводу идеи „я есть вы“ — я не уверен, хочу ли я быть вами». Шанкара, который заразил весь мир болезнью майявады, однажды сказал: «Теперь я объясню всю суть всех писаний в половине шлоки: брахма сатйам̇ джаганмитхйа̄. Брахма — дух, сатйам̇ — истина, а джаган, этот мир, — это митхйа̄, ложь».

#00:14:14#

Шрила Гуру Махарадж отвечал оппонентам, которые высказывали подобные предложения: «Если так, то кому вы проповедуете? О чем вы разговариваете и для чего? Если то, что вы сказали, — правда, то нет необходимости разговаривать со мной и вообще о чем-либо с кем-либо разговаривать, поскольку те, к кому вы обращаетесь, — все это ложно, и то, о чем вы говорите, на что вы ссылаетесь, — тоже ложь». Махапрабху говорил: ма̄йа̄ва̄ди-бха̄шйа ш́униле хайа сарва-на̄ш́а — «Если вы будете слушать такого рода жонглирование словами, изгибающее ваш ум, сложные построения измышлений, то вам конец, потому что в конечном счете это отрицает существование Бога»[2].

#00:15:45#

Как-то два человека в Бхадринатхе спорили на подобную тему. Один из них говорил: «Я верю, что душа существует, я верю в существование души», а другой отвечал: «Я сомневаюсь в существовании души». Тогда Шрила Гуру Махарадж позвал к себе сомневающегося и спросил: «А существует ли тот, кто сомневается?». И тот был вынужден уступить: «Да, сомневающийся существует», то есть душа способна верить или не верить, душа — это такого рода субстанция. Разница со взглядом вайшнавизма такова — вайшнавизм говорит: «Да, этот мир — это иллюзия, но это извращенное, искаженное отображение оригинала». И еще Шрила Прабхупада объясняет в начале своих комментариев к «Шримад-Бхагаватам», что майявади, отрицая существование Верховной Личности Бога, косвенным образом продвигают мирские взаимоотношения. Ведь если кто-то отрицает Личность Бога, утверждает, что Он не может ни видеть, ни слышать, ни обонять, ни чувствовать, Он не может обмениваться нежными чувствами, Он не может отвечать взаимностью на наши чувства любви, то это означает, что единственное место, где возможна любовь и нежность, — это материальный мир. Таковы несколько моментов. Есть ли еще вопросы?

#00:18:28#

Бимал Канти Прабху: [Неразборчиво, перевод с английского:] Почему Шрила Прабхупада так отчаянно борется с майявадой, практически в каждом комментарии к каждому стиху «Бхагаватам» и Бхагавад-гиты? Ведь мы современные люди, не так легко нас увлечь в сторону майявады.

#00:19:12#

Шрила Госвами Махарадж: Поначалу последователи Прабхупады задавали ему подобные вопросы, в частности спрашивали: «А кто эти майявади, с которыми вы так сражаетесь на страницах своих комментариев?». И это одна из тех самых историй, когда Прабхупада сказал: «Майявади — это вы». Так называемые «лучшие умы» современного человечества, современной науки — современные эйнштейны, стивены хокинги и другие, они могут говорить об общих вселенских принципах, об общем универсальном начале, но если вы предложите им идею Бога, в смысле личности, то этого они принять никак не могут. Ведь если существует Верховная Личность, то каковы будут ваши взаимоотношения? Как минимум вы окажетесь в подчиненном положении — уже не вы будете Верховной Личностью, а это означает, что признание этой идеи, идеи Бога, требует смирения. Косвенным образом отказ признавать Бога указывает на зависть к Богу, и высшее высокомерие — это идея, что ты должен занять трон Всевышнего, ты сам и есть Бог. Шрила Гуру Махарадж говорил о них [подобных мыслителях], что они готовы отказаться от чего угодно внешнего, они готовы отказаться от ношения одежды, готовы отказаться от любых внешних привязанностей, но не готовы отказаться от мысли, что «я Бог». Мы не будем сейчас углубляться в анализ этого утверждения, но мы можем легко заметить то, что именно майявада является «топливом» современных гуманистических лозунгов. Человек — это центр всего, и исполнение человеческих желаний — это предназначение бытия: «все существует, чтобы я был доволен».

#00:22:46#

Как я уже говорил, помимо философского значения вам следует увидеть, как эти высказывания касаются вашей жизни, как они воплощаются в современном мире. Например, реклама Mastercard — их пропаганда основана на обращении к началу в каждом из нас, которое стремится стать хозяином, мастером. Все гуманистические лозунги крутятся вокруг этой темы — «ты номер один», «твое самовыражение принесет благо каждому». На самом деле это попытка поставить несовершенное существо на место совершенного, но легко понять — мы слышали такое высказывание: «И травинка не шелохнется без воли Бога», но я вижу, что и травинки шевелятся и многие другие события происходят без моего на то согласия; и я не заказывал торт сегодня днем; «почему же дождь шел?» — потому что я не управляю дождем. Но эти идеи привлекательны для людей, потому что они не требуют самопредания, вам не нужно признавать, что есть кто-то выше вас, ведь [согласно этим идеям] все уже заключено в вас, вы — самый великий, вы номер один, вы самый «тот» — это все об одном, вот почему людям нравится. Но это высочайшее заблуждение, это высочайшее заблуждение о Боге — думать, что ты Бог.

#00:25:50#

На днях мы отмечали явление Кришны. Глава, предшествующая рождению Кришны, называется «Молитвы богов Кришне». А̄рухйа кр̣ччхрен̣а парам̇ падам̇ татах̣ патантй адхо ’на̄др̣та-йуш̣мад-ан̇гхрайах̣. Там сказано: те, кто стремятся к духовному возвышению, могут своими силами достичь парам̇ падам̇, пределов или границы с духовным миром (можно назвать это духовным рубежом). Но далее сказано: патантй адхах̣ — они снова падают, поднимаются и снова падают, и снова занимают себя кармическими поступками, испытывают страдания в результате кармических деяний, им надоедают эти страдания, они начинают следовать путем гьяны, путем аскетизма, и так они возвышаются и снова падают, и снова все сначала[3]. ’На̄др̣та-йуш̣мад-ан̇гхрайах̣. Почему? Потому что они не поклоняются Верховной Личности Бога, Кришне.

#00:27:36#

Иччха̄-двеш̣а самуттхена, двандва-мохена бха̄рата — в Гите о том же [сказано]: это зависть, злоба, нежелание принять, что есть кто-то выше тебя[4]. Зависть — это и есть неспособность признать, что есть кто-то лучше тебя. Иногда Шрила Гуру Махарадж сравнивал это с ситуацией, когда у тебя есть паспорт, но нет визы. Ты достигаешь этого рубежа, границы, но у тебя нет визы, и тебя отправляют назад, потому что виза должна быть выдана полномочным представителем, то есть Гуру-вайшнавом. В чем состоит деятельность тех, кто отвечает за выдачу виз? Они уже знают, что вы хотите получить визу. Но потом они решают, в интересах ли того места, куда вы хотите войти, чтобы вы там оказались.

#00:29:17#

Мы — полноправные члены общества эксплуатации. В силу какой-то случайности, любопытства или чего-либо подобного нас начинают интересовать духовные истины, поскольку все остальные виды наслаждения мы уже исчерпали и думаем, что духовная жизнь — это еще один вид потребления. И в этом проблема. Мы пытаемся наше стремление к духовному развитию сделать объектом [чувственного наслаждения] и заставить его служить нашим низшим стремлениям — вместо того, чтобы начать служить тому, что мы признаем бесконечно превышающим себя, достойным того, чтобы отдать этому себя. Даже в обыденных, материальных взаимоотношениях люди понимают важность этого — есть вожделение, а есть любовь. Один человек может желать потребления, пытаться использовать другого для удовлетворения своей страсти, а противоположность этому — желание отдать себя в служение тому человеку, пожертвовать собой ради возлюбленного. И если от этого зависит все даже в этом мире, то насколько важнее это различие при обращении к духовному миру. Иными словами: ищем ли мы что-то более низкое, чем мы, чтобы употребить, или ищем нечто более высокое, чем мы, чтобы служить, отдать себя?..

#00:31:57#

Но майявади, объявляя, что они и есть то самое высочайшее начало, исключают возможность служения. «А как же то высшее, чему мы должны служить?» — «[А] я и есть то [Высшее]». Шрила Гуру Махарадж говорит: «Они хотят захватить трон Всевышнего. Это преступление против Бога».

#00:32:32#

Именно поэтому молитвы Билвамангала Тхакура столь сладостны, ведь он сперва обратился к гуру-майявади, но позже, когда он обратился и стал возвышенным вайшнавом, он пишет сам о себе: сва̄нанда-сим̇ха̄сана-лабдха-дӣкш̣а̄х̣ — «Когда-то я сидел на этом троне самоудовлетворенности, троне размышлений о том, что я есть все». Сва̄нанда сим̇ха̄сана. «Но потом вдруг меня поглотили мысли, стремления, очарование, направленные на этого прекрасного юношу, Кришну»[5].

#00:33:42#

Шукадева Госвами на начальных этапах в целом идентифицируют как брахмавади. Разница в том, что брахмавади считают, что все есть брахма — дух. Шукадев Госвами изначально находился в положении за пределами мира иллюзии, мира материи, в предместьях или на границе мира духовного. Но потом Шукадев Госвами продолжает:

#00:34:13#

париниш̣т̣хито ’пи наиргунйа, уттама-ш́лока-лӣлайа̄
гр̣хӣта-чета̄ ра̄джарш̣е, а̄кхйа̄нам̇ йад адхӣтава̄н[6]

«Я услышал об этих высочайших забавах Кришны с враджа-гопи и слушание о них словно перенесло меня в новый мир, о существовании которого я раньше даже не догадывался».

#00:35:04#

Мы знаем, что Билвамангал Тхакур потерял зрение, но он в своих произведениях очень много писал о Кришне, прославлял Кришну — его произведения были очень любимы Махапрабху и Его преданными. Гурудеву также очень нравились его шлоки.

#00:35:35#

кастӯрӣ-тилакам̇ лала̄т̣а-пат̣але вакш̣ах̣-стхале каустабхам̇
на̄са̄гре вара-мауктикам̇ кара-тале вен̣ӯх̣ каре кан̇кан̣ам̇
сарва̄н̇ге хари-чанданам̇ сулалитам̇ кан̣т̣хе ча мукта̄валӣ
гопа-стрӣ паривеш̣т̣ито виджайате гопа̄ла-чӯд̣а̄ман̣их̣[7]

#00:36:04#

Сколь прекрасен Кришна, когда Его окружают враджа-гопи... И поскольку Билвамангал Тхакур был слеп — как он мог заботиться о себе?.. Нам говорят, что маленький мальчик пришел, чтобы стать его помощником — быть его проводником, помогать, давать ему все необходимое. Иногда этот мальчик, как поводырь, вел его из одного места в другое, а иногда выдергивал свою руку. И тогда Билвамангал Тхакур на минуту оставался совершенно беспомощен, в ответ на это он говорил: «О мой Господь, то, что Ты можешь выдернуть Свою руку из моей — это не удивительно, но вопрос в другом: сумеешь ли Ты убрать Свои лотосоподобные стопы из моего сердца?». Вот что нам интересно.

#00:38:06#

Шрила Гуру Махарадж цитирует бенгальского поэта, который задает следующий вопрос: «А если мы будем культивировать наше сердце, как культивируют почву, то какого рода продукт родит наше сердце?» — важнее всего семя, концептуальное семя, посаженное в нашем сердце: бхакти-лата̄-бӣджа, кр̣ш̣н̣а-према бӣджа-прадам, семя любви и нежности к Кришне. Каивалйам̇ нарака̄йате: для преданного лишиться возможности служить, лишиться возможности обмениваться нежностью и любовью с Господом подобно аду — это ужасное страдание.

#00:39:25#

Завтра я уже улетаю. Я хотел бы сказать еще несколько слов перед своим отъездом. Для меня это завершение всех этих фестивалей, а для Авадхута Махараджа это очередной обыденный день, потому что он отправится на следующий фестиваль, после на следующий фестиваль, а затем на следующий фестиваль. И если нам повезет, то он позволит нам участвовать в своих фестивалях. Это наша удача. Все, что связано с Кришной, — это фестиваль. Джаядев [Госвами] говорит:

#00:40:08#

виш́веш̣а̄м ануран̃джанена джанайанн а̄нандам индӣвара-
ш́рен̣ӣ-ш́йа̄мала-комалаир [упанайанн ан̇гаир] анан̇готсавам…[8]

Даже облик Кришны, форма Кришны — это фестиваль для глаз. Поэтому сознание Кришны — это вечный, непрекращающийся фестиваль, празднующий красоту Кришны, а также любовь и нежность, что связывают Кришну с Его преданными.

#00:40:58#

Шрила Авадхут Махарадж снова и снова дарует нам возможность участвовать в этом фестивале, в сознании Кришны. Также наша удача, что Шримати Бхакти Лалита Деви Даси сумела приехать на этот фестиваль и участвовать во всех событиях. Гурудев видел в ней способность совершенным образом представлять его концепции. По мере вашего знакомства с ней, по мере общения с ней, по мере того как вы будете слушать ее, вы сумеете понять, какой уникальный вклад она может внести. И Нитья Гопал Прабху, наш местный обитатель Навадвипы, дхама-даси. Рамачандра Прабху приехал из Америки, столь много преданных [приехали] из разных стран.

#00:42:33#

Шрила Гуру Махарадж объясняет, что Шрила Сарасвати Тхакур извлек самую суть всех наставлений Бхактивинода Тхакура, сказав, что самая главная суть всех наставлений — это необходимость в общении. Иначе мы можем увидеть много удивительных аспектов сознания Кришны, но все они работают, все они реальны при условии, что мы обретем должное общение. Поэтому Шрила Сарасвати Тхакур создал вайшнавов и создал храмы, ашрамы, куда люди могут приходить, чтобы обрести общение с вайшнавами. Этим же мы занимаемся и по сей день. На самом деле мы занимаемся только одним — вот этим, называйте это, как хотите. Мы слушаем о Кришне, говорим о Кришне, прославляем Кришну, покланяемся Божествам Кришны, принимаем прасадам Кришны. И, как Шрила Авадхут Махарадж добавил, Гурудев говорил: кр̣ш̣н̣а̄ну-ш̣ӣланам̇ сан̇гха. Сангха — общество, община, где что мы получаем? Кришна-анушилана — то, что благоприятно для Кришны и преданности Кришны.

#00:44:41#

Это моя удача, честь, привилегия для меня — получить возможность послужить вам, пусть даже и в малой степени. Я жду в будущем снова обрести общение со всеми вами.

#00:45:10#

Шрила Авадхут Махарадж: Наш фестиваль, как правильно и справедливо сказал Махарадж, заканчивается в Петербурге, но «солнце никогда не садится»: в Шри Чайтанья Сарасват Матхе проходят мероприятия по всему миру. Мы в первую очередь благодарны нашим гостям: Шриле Госвами Махараджу, Бхакти Лалите [Деви Даси], Нитья Гопалу Прабху, Рамачандре [Прабху] и всем другим преданным, которые приехали из разных стран, регионов, и фактически у нас уже… я сегодня пошутил: [уже] как сорок дней фестиваля, как сорок дней после смерти. Сорок дней, мы с двадцатого августа [июля?]… У нас началось все очень драматически, драматически все начиналось. И была очень тяжелая…

#00:46:37#

Шрила Госвами Махарадж: Во время нашего фестиваля в Киеве была также очень знаменательная дата, 1025 лет крещения Киевской Руси. По поводу этого события в Киев приехал патриарх Кирилл, Путин. Кто-то в новостях, в статье написал: «Но, кажется, больше народу пришло не туда, а на кришнаитский фестиваль на [Трухановом] острове». Неподалеку от нашего фестиваля ребята тоже организовывали фестиваль хип-хопа, надеялись, что к ним придет много народу, но в конце концов они просто бросили [все] и сами присоединились к нашему фестивалю.

#00:47:43#

Шрила Авадхут Махарадж: Главное, что, когда был огромный салют по поводу [празднования] 1025-летия крещения Руси, все почему-то подумали, что это мы его заказали. У нас было фаер-шоу, закончилось огромным салютом, и все как бы подумали, что это мы заказали. Но драматизм, о котором я хотел сказать... Мы обсуждали с Госвами Махараджем, что будет на этом фестивале, можем ли мы провести фестиваль без сознания Кришны, с большим или меньшим сознанием Кришны. Я сказал Махараджу: «Махарадж, в конечном итоге, если мы сделаем даже огромный праздник, но на этом празднике не будет хари-катхи, не будет прославления Господа (можно на разном уровне прославить Господа), то это не будет столь успешно». В итоге Махарадж согласился и сказал: «Да, это очень важно, что у нас есть только одна программа [хари-катха]». Все остальное, в той или иной степени: еда, музыка, концерт, планетарий, ярмарка — все это лишь как бы украшение вокруг бриллианта. Главный бриллиант — это проповедь сознания Кришны. Поэтому мы очень счастливы, что Шрила Госвами Махарадж…

#00:49:15#

Шрила Госвами Махарадж: Шрила Гуру Махарадж называл все эти вторичные аспекты [проповеди] наживкой. Но помните, что рыбак не ест свою наживку.

#00:49:45#

Шрила Авадхут Махарадж: Можно здесь на льду повесить: «Можете есть рыбу, но не наживку». В конечном итоге все хорошо. Как говорится у нас по-русски: «Все хорошо, когда все хорошо заканчивается». Мы можем сказать, что какую-то часть своей жизни мы прожили, как всегда, в интенсиве. Вспоминая старые-добрые времена, я знаю, что я, например, гораздо был в большем интенсиве раньше, чем сейчас, и мог бы быть еще в большем интенсиве, но тем не менее... Тем не менее, как говорил Гурудев: «Что-то лучше, чем ничего». Мы могли бы, конечно, сделать и лучше еще и должны сделать еще лучше, должны сделать еще больше, еще глубже, еще больше удовлетворить гостей, лучше сделать шоу, программу, лучше совершить служение.

#00:50:49#

Но я хотел бы отметить, что все преданные, которые участвовали в нашем фестивале, — это все произошло благодаря команде. Мы говорили сегодня с Ашутошем [Кришной Прабху], Сахадевом [Прабху]. Они спросили меня: «Какие наши дальнейшие действия?», я сказал: «Наши дальнейшие действия — это командная работа, потому что без команды преданных, без тех преданных, которые пришли...». Есть некоторые люди на кухне, например, которые пришли, и они даже ни разу почти не заходили на программу, потому что им нужно было в шесть утра проснуться, начать готовить завтрак, а сейчас они готовят ужин. Ананда Мой [Прабху] говорит мне, что они даже задерживаются на пятнадцать минут еще на ужин, они готовят с утра до ночи на [кухне]... Yа Украине у нас было пятнадцать-двадцать тысяч гостей, в Москве гости не помещались в наш храм, но в субботу, вчера в Питере, минимум здесь было пятьсот-семьсот человек. И были преданные, которые одни с утра до вечера готовили, у них не было времени ходить на лекции, слушать, радоваться. Они, как говорится, готовили наживку очень активно. Другие преданные с утра до вечера снимали, потому что, мы понимаем прекрасно, что даже если бы к нам пришли десять или пятнадцать тысяч человек, то это всего-навсего некие впечатления, и люди захотят еще раз увидеть это в интернете, услышать. Поэтому у нас [одна] команда занималась съемкой, записями, другая команда занималась встречей гостей, третья команда занималась магазином, четвертая — книгами, пятая занималась уборкой территории, помещений.

#00:52:22#

Поэтому фестиваль-праздник — это всегда пахота. Но результат прекрасен, потому что наши сердца очищаются. Все рождается из жертвы, ничего не рождается просто так. Когда люди говорят: «О, почему у вас такой красивый храм?». А все очень просто — потому что преданные пахали и сделали все это своими руками. «А почему у вас такие красивые интересные фильмы?». Потому что преданные запахиваются и делают своими руками. «А почему у вас такие прекрасные лекции, такие прекрасные проповедники?». Да потому что Госвами Махарадж сидит по пять, по шесть часов в день, а иногда и больше, слушает [лекции Шрилы Шридхара Махараджа], записывает, транскрибирует, изучает, поэтому он может выйти на час и выдать [прекрасный материал]. Как балерина — она может [подолгу и тяжело] танцевать в танцевальном зале, потом выходит в балет, легко танцует, красиво. Но это все не значит, что Госвами Махараджу это все дается легко или Бхакти Лалите далось легко то знание, тот опыт, который она прожила двадцать лет в Индии. Или [будто бы] Нитья Гопал научился готовить в дамской школе благородных девиц... Он проехал с Гурудевом по всему миру и с утра до вечера пахал.

#00:53:30#

Мы все знаем, что труд — это в первую очередь то, что рождает результаты, но, когда мы говорим о духовном труде, мы понимаем, что духовный труд — это особый труд, когда ты не ожидаешь денег или похвалы, или хорошую карму, когда ты просто понимаешь, что ты должен отдавать. Это особое сознание. Поэтому мои поклоны всем преданным, очень низкие поклоны, которые здесь [трудятся] вместе с Виджаем Раманом, Анандой Моем Прабху и другими преданными. Вы, как всегда, выдержали этот фестиваль. Я видел, как Шачи [Сута Прабху] с утра до вечера носится на машине: Москва — Питер, Москва — Питер, он всегда улыбается. И я подумал: «Это человек, который всегда улыбается. Что бы ему ни сказали сделать, он всегда будет улыбаться». Я помню, в фильме «Триста спартанцев» есть очень хороший момент, когда один из героев улыбается и говорит: «Ну наконец-то, хоть нормальное мочилово началось». Там стоит вопрос жизни и смерти, а этот спартанец улыбается, он думает: «Ну хоть нормальное мочилово, хоть я поучаствую».

#00:54:46#

Это действительно прекрасно. Потому что мир всегда меняют единицы людей и те, кто находится с ними в одной команде. Я очень счастлив еще, что приехали преданные, например, команда Амарендранатха [Прабху] — на книги. Приехали наши пожилые преданные, они пошли на парковку, на охрану. Приехали другие преданные, наши диди, все запахались, все отдали себя, все посвятили себя. Я очень счастлив, что Амрита [Кришна Прабху], старый наш преданный, который много-много лет жизни отдал миссии, с нами опять после определенного перерыва. В конечном итоге бывает такой момент, когда мы думаем: «Ну да, духовная жизнь — это пахота и нет ощутимых результатов, пойду-ка я в мир, немножко там [побуду], там меня любят и ценят». Но через какое-то время человек может вернуться в духовную жизнь и понять, что он ничего в принципе в миру не нашел. Все, что он найдет, — он найдет глубоко в сердцах преданных и в глубоком духовном общении.

#00:55:54#

Я очень счастлив, что у нас есть такие замечательные преданные. Такие маленькие преданные, как Каушалендра [Прабху], могут сделать такое большое дело. Да, мы всегда смеемся над Каушалендрой, потому что он делает все очень медленно, но зато все, что он делает, остается на века. И это прекрасно, потому что наши преданные делают все с большой любовью. Например, наши музыканты, «Джив Джаго», — хорошие ребята, но нужно понять, что они не только играли на сцене. Многие музыканты приходят на сцену поиграть, а они [музыканты «Джив Джаго»] еще строили сцену, убирали сцену и так далее. Они могут не просто поиграть на сцене, они могут ее построить, сделать фестиваль. Малати может администрировать весь фестиваль, потом ей скажут: «Одевайся в красивую одежду, иди на сцене работай», она выйдет на сцену, попоет, потом вернется, будет разруливать все до ночи. Это говорит о том, что универсальные бхакты — это очень круто.

#00:57:01#

Это прекрасно. Я очень счастлив, что наши американские преданные приехали не просто поучаствовать в фестивале, а посмотреть, что такое команда. Команда — это очень хорошо, потому что, если будет команда, она может быть везде, где угодно. Сейчас мы говорили, какой у нас [будет] следующий год, следующий год мы многое хотим сделать в интернете. Мы хотим сделать, чтобы все книжки были мобильными, чтобы люди с айфонов, с айпадов могли качать весь [духовный] контент. Мы хотим снять новые фильмы, доделать старые, которые еще [в работе]… Очень интересные проекты. Госвами Махарадж говорит: «Вот, в Теде летали камеры», я говорю: «И у нас тоже летают уже камеры и будут летать», и на фестивале, кстати. Мы сделаем очень много интересного, научимся еще большему. Мы будем работать над собой, и единственное, что нам нужно, — это милость. Должна быть цель, цель все равно должна быть какая-то, не может быть без цели. И мы очень счастливы, что у нас есть старшие преданные. Потому что без старших преданных человек не может [духовно развиваться]…

#00:58:18#

Вообще человеку всегда нужен кто-то, кто выше него, и человеку всегда нужен кто-то, кто его ограничит в чем-то. Если у человека бесконечные возможности, бесконечные желания, то он будет страдать, человека еще нужно спасти от него самого. Это очень важный момент, люди мало это понимают. Поэтому есть тренер, тренер, который говорит: «Все, занимайся йогой. Так, все, ты потолстел на два килограмма опять». Или «А, ты видишь, ты стал уже больше спать». На самом деле, если у человека есть тренер, который им займется, он очень удачливый. Никто еще не выиграл Олимпийские игры без тренера. Я очень счастлив, что у нас есть такой замечательный тренер, как Госвами Махарадж и Бхакти Лалита. Тренер, он не должен грести сам, он может плыть на лодке и говорить: «Раз, два, раз, два, раз, два». Чем отличается тренер? Тренер отличается тем, что он создает команды. Ни одна футбольная, хоккейная команда, олимпийская, не была создана без тренера. Не было такого, чтобы очень хорошие игроки собрались, долго думали, как устроить стратегию, и стали олимпийскими чемпионами. Ничего подобного. Будет сидеть тренер, который будет записывать игру, а потом прокручивать и говорить им: «Смотрите, как вы играете. Смотрите, как играют ваши оппоненты». Мы очень счастливы, что Шрила Гурудев дал нам замечательных тренеров. И мы готовы дальше тренироваться, надеюсь. Это чувствуется, что и старые наши преданные и новые, они очень счастливы. Я также благодарен Госвами Махараджу, Бхакти Лалите и всем остальным.

Джай Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж ки джай! Шримати Бхакти Лалита Деви ки джай! Нитья Гопал ки джай! Бхакта-вринда ки джай! Виджай Раман Прабху ки джай! Джай Ананда Мой Прабху ки джай! Притху Прабху ки джай! Нитай-Гаура премананде! Харибол!

Шрила Госвами Махарадж: Джай Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж ки джай!

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнили:
Лакшмиприя Деви Даси, Динанатх Дас
Редакторы: Бхуван Сундар Дас, Традиш Дас
Работа со шлоками, санскритом: Б. А. Данди Свами



1  А̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ виджа̄нӣйа̄н на̄ваманйета кархичит / на мартйа-буддхйа̄сӯйета сарва-девамайо гурух̣ — «Каждый должен относиться к ачарье, как ко Мне самому, и никогда не пренебрегать им никаким образом. Никто не должен завидовать ему, считая его обыкновенным человеком, так как он является представителем всех полубогов» («Шримад-Бхагаватам», 11.17.27).

2 Джӣвера ниста̄ра ла̄ги’ сӯтра каила вйа̄са / ма̄йа̄ва̄ди-бха̄ш̣йа ш́униле хайа сарва-на̄ш́а — «Шрила Вьясадева сформулировал философию веданты ради спасения обусловленных душ, однако тот, кто слушает комментарий Шанкарачарьи, обречен» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 6.169).

3  Йе ’нйе ’равинда̄кш̣а вимукта-ма̄нинас, твайй аста-бха̄ва̄д авиш́уддха-буддхайах̣ / а̄рухйа кр̣ччхрен̣а парам̇ падам̇ татах̣, патантй адхо ’на̄др̣та-йуш̣мад-ан̇гхрайах̣ — «О лотосоокий, нечист разум тех, кто не служит Тебе, но при этом полагает, что уже получил освобождение. Хотя такие люди благодаря суровой аскезе восходят на духовный уровень, на уровень осознания безличного Брахмана, они падают вновь, поскольку отказываются поклоняться Твоим лотосоподобным стопам» («Шримад-Бхагаватам», 10.2.32; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 24.131).

4  В Бхагавад-гите (7.27) Шри Кришна говорит Арджуне: иччха̄-двеш̣а самуттхена, двандва-мохена бха̄рата / сарва-бхӯта̄ни сам̇мохам̇, сарге йа̄нти парантапа — «О покоритель врагов, потомок Бхараты! С начала сотворения вселенной все живые существа погружены в невежество, обманутые двойственностью, которая основана на влечении и отвращении».

5  Адваита-вӣтхӣ-патхикаир упа̄сйа̄х̣, сва̄нанда-сим̇ха̄сана-лабдха-дӣкш̣а̄х̣ / ш́ат̣хена кена̄пи вайам̇ хат̣хена, да̄сӣ-кр̣та̄ гопа-вадхӯ-вит̣ена — [Брахмананда Бхарати подытожил:] «Хотя я пользовался большим уважением среди тех, кто ступил на путь монизма, и хотя я получил посвящение в йогический метод самопознания, один озорник, постоянно шутящий с гопи, заставил меня стать Его служанкой» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 10.178). Этот стих, написанный Билвамангалом Тхакуром, цитируется в «Бхакти-расамрита-синдху» (3.1.44).

6  «О царь, я был полностью погружен в трансцендентное, и, тем не менее, меня пленили описания игр Господа, которого воспевают в стихах, исполненных света знания» («Шримад-Бхагаватам», 2.1.9).

7  Кришна-карнамрита, 2.108.

8  Виш́веш̣а̄м ануран̃джанена джанайанн а̄нандам индӣвара-, ш́рен̣ӣ-ш́йа̄мала-комалаир упанайанн ан̇гаир анан̇готсавам / сваччхандам̇ враджа-сундарӣбхир абхитах̣ пратй-ан̇гам а̄лин̇гитах̣, ш́р̣н̇га̄рах̣ сакхи мӯртима̄н ива мадхау мугдхо харих̣ крӣд̣ати — «Дорогие подруги! Только взгляните, как Шри Кришна наслаждается весной! В кругу гопи, обнимающих каждую часть Его тела, Он подобен живому воплощению любви. Своими божественными играми Он дарует радость и гопи, и всему мирозданию. Обладатель синевато-смуглых, подобных синему лотосу рук и ног, Он устроил праздник в честь Камадевы» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 4.224).




←  «Основы и глубина вайшнавского мировоззрения в вопросах и ответах на них». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 6 декабря 2010 года. Москва, Кисельный ·• Архив новостей •· «Пракрита-раса-шата-душани» (предисловие). Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур | “Prakrita-rasa-shata-dushani” (Introduction). Srila Bhakti Siddhanta Saraswati Thakur  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 43.3 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж
Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

Что такое майявада?

(1 сентября 2013 года. Лахта, Санкт-Петербург. Фестиваль Vedalife)

 

Шрила Госвами Махарадж: Гирлянду положено спереди [предлагать], подходить спереди и тогда [уже] надевать.

#00:01:35#

Шрила Авадхут Махарадж: Нам следует принимать гирлянду и какое-то время носить ее, не снимать сразу, чтобы уважать труд преданных, которые делали ее. Иногда мы думаем, что гирлянду предлагают нам, — на самом деле ее предлагают нашей связи с Гуру.

#00:01:48#

Шрила Госвами Махарадж: Да, однажды Шрила Сарасвати Тхакур на свою Вьяса-пуджу говорил: «Я вижу, что здесь собралось столь много достойных благородных людей, они сидят на полу, я один сижу на возвышении, на вьясасане, мне надевают гирлянды, мне предлагают столько прославлений и молитв, славословий. И даже животное постыдилось бы такого самовозвеличивания. Но я принимаю это прославление, потому что понимаю, что это прославление не меня, но я предлагаю все это лотосоподобным стопам моего Гурудева».

#00:02:53#

Далее он говорит: „Гуру, исполняя свой долг (как Гуру), объясняет своему ученику, например, фрагмент из „Шримад-Бхагаватам“, где Кришна объясняет Уддхаве: а̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ виджа̄нӣйа̄н на̄ваманйета кархичит — „Пойми, что ачарья — это Я сам“[1]. Должен ли Гуру, объясняя этот фрагмент ученику, покинуть свою вьясасану, сказав: „Нет, на самом деле я никто, меня следует высечь“. Но, — говорит Сарасвати Тхакур, — как мне это поручил мой Гуру, как он передал мне наставление, так и я передаю наставление вам».

#00:03:48#

Однажды мы со Шрилой Гуру Махараджем обсуждали вопрос инициаций. Мы обсуждали различные моменты, и была предложена идея, что можно продвигать какого-то другого человека, то есть проповедовать, объяснять какие-либо вещи, а потом сказать: «Вот есть этот человек, вы можете получить инициацию у него». Сказать слушателям: «Если у вас есть вера в меня, то поверьте мне и отправьтесь к этому человеку, он вас приведет правильно». Я предложил эту идею, и Шрила Гуру Махарадж отвечал: «Да, можно так делать, если все вышесказанное правда, если все это реально». Но потом он произнес уникальную фразу: «Шикша — это ловушка, чтобы поймать Гуру». Иными словами, кто-то скажет: «То, что я слышу от вас, — я не слышу этого больше ни от кого». «И, — заключил Гуру Махарадж, — в этом случае такому человеку может понадобиться взять на себя работу Гуру. Ведь ваша обязанность — передать другим то, что было дано вам. Причем передать то, что вам дано, и ничуть не меньше, чем было дано вам».

#00:05:56#

Когда мы общались со Шрилой Гуру Махараджем в его зрелом возрасте, он часто говорил, что огромное богатство Шрилы Сарасвати Тхакура хранится в нем, Сарасвати Тхакур вложил в него огромное богатство. «И, — продолжал он, — сейчас вы, мои слушатели, приходите ко мне, и это богатство, что хранилось у меня внутри, выходит наружу». Непревзойденное богатство, неповторимое благодаря своим уникальным свойствам, своей всеохватывающей природе. Выражение высочайшей онтологической точности в сочетании с необычайной поэтической красотой выражения.

#00:07:06#

Шрила Госвами Махарадж: Есть ли у кого-нибудь какие-либо вопросы?

#00:07:11#

Амрита Кришна Прабху: Махарадж, можете поподробнее раскрыть тему майявады, чем она опасна и чем отличается от атеизма?

#00:07:38#

Шрила Госвами Махарадж: Майявади — это те, кто считают, что все есть майя, даже облики Бога, такие как Вишну, Кришна и прочие. Они признают, что что-то существует, но считают, что даже облики Господа — все это принадлежит к миру сагуна [качеств материальной природы]. А атеизм отрицает существование Бога в какой бы то ни было форме. Майявади, по сути, считают: «я — Бог», их мантра — тат твам аси, что значит «я есть То [Высшее]». Или: ахам брахмасми — «я есть Брахма», «я есть Дух».

#00:09:34#

Когда Махапрабху принимал санньясу у Кешавы Бхарати (так, как требовали традиции), тот должен был дать Ему мантру. Непосредственно перед этим моментом Махапрабху обратился к Кешаве Бхарати и сказал: «Я во сне услышал эту мантру. Не та ли это мантра, которую Ты собираешься дать Мне?» — И произнес ту самую мантру — тат твам аси. Кешава Бхарати подтвердил: «Да, это та самая мантра». Считается, что здесь произошел обмен ролями, то есть на самом деле это Махапрабху дал мантру Своему санньяса-гуру и пропитал слова мантры новым значением, потому что это не только слова мантры, но и дух, которым она пропитана. Когда Махапрабху произносил ту же самую мантру, Его слова были пропитаны настроением гопи-бхавы, которая означает: «я — Твой», «я — Твоя». Иногда Шрила Гуру Махарадж в шутку сравнивал эти три понятия, поскольку Шрила Рупа Госвами иногда идет даже дальше и говорит: «Да, эти слова можно интерпретировать как: „я — твоя“, но это скорее линия Чандравали. Но настроения Шримати Радхарани и Ее группы по отношению к Кришне таково: „Ты — Мой“. Но, — продолжал он, — майявади считают, что „я есть Ты“».

#00:12:02#

Я однажды видел, как один из мировых экспертов по индуизму давал лекцию в Калифорнийском университете, и это было еще до появления, распространения интернета, в то время были важны энциклопедии, и это был тот самый человек, который написал для мировой энциклопедии статью об индуизме. Многие люди считали, что этот человек классический кришнаит. И в своей лекции, обсуждая эту идею майявади („я есть ты“, „ты есть я“), он со своим неподражаемым британским акцентом сказал: «По поводу идеи „я есть вы“ — я не уверен, хочу ли я быть вами». Шанкара, который заразил весь мир болезнью майявады, однажды сказал: «Теперь я объясню всю суть всех писаний в половине шлоки: брахма сатйам̇ джаганмитхйа̄. Брахма — дух, сатйам̇ — истина, а джаган, этот мир, — это митхйа̄, ложь».

#00:14:14#

Шрила Гуру Махарадж отвечал оппонентам, которые высказывали подобные предложения: «Если так, то кому вы проповедуете? О чем вы разговариваете и для чего? Если то, что вы сказали, — правда, то нет необходимости разговаривать со мной и вообще о чем-либо с кем-либо разговаривать, поскольку те, к кому вы обращаетесь, — все это ложно, и то, о чем вы говорите, на что вы ссылаетесь, — тоже ложь». Махапрабху говорил: ма̄йа̄ва̄ди-бха̄шйа ш́униле хайа сарва-на̄ш́а — «Если вы будете слушать такого рода жонглирование словами, изгибающее ваш ум, сложные построения измышлений, то вам конец, потому что в конечном счете это отрицает существование Бога»[2].

#00:15:45#

Как-то два человека в Бхадринатхе спорили на подобную тему. Один из них говорил: «Я верю, что душа существует, я верю в существование души», а другой отвечал: «Я сомневаюсь в существовании души». Тогда Шрила Гуру Махарадж позвал к себе сомневающегося и спросил: «А существует ли тот, кто сомневается?». И тот был вынужден уступить: «Да, сомневающийся существует», то есть душа способна верить или не верить, душа — это такого рода субстанция. Разница со взглядом вайшнавизма такова — вайшнавизм говорит: «Да, этот мир — это иллюзия, но это извращенное, искаженное отображение оригинала». И еще Шрила Прабхупада объясняет в начале своих комментариев к «Шримад-Бхагаватам», что майявади, отрицая существование Верховной Личности Бога, косвенным образом продвигают мирские взаимоотношения. Ведь если кто-то отрицает Личность Бога, утверждает, что Он не может ни видеть, ни слышать, ни обонять, ни чувствовать, Он не может обмениваться нежными чувствами, Он не может отвечать взаимностью на наши чувства любви, то это означает, что единственное место, где возможна любовь и нежность, — это материальный мир. Таковы несколько моментов. Есть ли еще вопросы?

#00:18:28#

Бимал Канти Прабху: [Неразборчиво, перевод с английского:] Почему Шрила Прабхупада так отчаянно борется с майявадой, практически в каждом комментарии к каждому стиху «Бхагаватам» и Бхагавад-гиты? Ведь мы современные люди, не так легко нас увлечь в сторону майявады.

#00:19:12#

Шрила Госвами Махарадж: Поначалу последователи Прабхупады задавали ему подобные вопросы, в частности спрашивали: «А кто эти майявади, с которыми вы так сражаетесь на страницах своих комментариев?». И это одна из тех самых историй, когда Прабхупада сказал: «Майявади — это вы». Так называемые «лучшие умы» современного человечества, современной науки — современные эйнштейны, стивены хокинги и другие, они могут говорить об общих вселенских принципах, об общем универсальном начале, но если вы предложите им идею Бога, в смысле личности, то этого они принять никак не могут. Ведь если существует Верховная Личность, то каковы будут ваши взаимоотношения? Как минимум вы окажетесь в подчиненном положении — уже не вы будете Верховной Личностью, а это означает, что признание этой идеи, идеи Бога, требует смирения. Косвенным образом отказ признавать Бога указывает на зависть к Богу, и высшее высокомерие — это идея, что ты должен занять трон Всевышнего, ты сам и есть Бог. Шрила Гуру Махарадж говорил о них [подобных мыслителях], что они готовы отказаться от чего угодно внешнего, они готовы отказаться от ношения одежды, готовы отказаться от любых внешних привязанностей, но не готовы отказаться от мысли, что «я Бог». Мы не будем сейчас углубляться в анализ этого утверждения, но мы можем легко заметить то, что именно майявада является «топливом» современных гуманистических лозунгов. Человек — это центр всего, и исполнение человеческих желаний — это предназначение бытия: «все существует, чтобы я был доволен».

#00:22:46#

Как я уже говорил, помимо философского значения вам следует увидеть, как эти высказывания касаются вашей жизни, как они воплощаются в современном мире. Например, реклама Mastercard — их пропаганда основана на обращении к началу в каждом из нас, которое стремится стать хозяином, мастером. Все гуманистические лозунги крутятся вокруг этой темы — «ты номер один», «твое самовыражение принесет благо каждому». На самом деле это попытка поставить несовершенное существо на место совершенного, но легко понять — мы слышали такое высказывание: «И травинка не шелохнется без воли Бога», но я вижу, что и травинки шевелятся и многие другие события происходят без моего на то согласия; и я не заказывал торт сегодня днем; «почему же дождь шел?» — потому что я не управляю дождем. Но эти идеи привлекательны для людей, потому что они не требуют самопредания, вам не нужно признавать, что есть кто-то выше вас, ведь [согласно этим идеям] все уже заключено в вас, вы — самый великий, вы номер один, вы самый «тот» — это все об одном, вот почему людям нравится. Но это высочайшее заблуждение, это высочайшее заблуждение о Боге — думать, что ты Бог.

#00:25:50#

На днях мы отмечали явление Кришны. Глава, предшествующая рождению Кришны, называется «Молитвы богов Кришне». А̄рухйа кр̣ччхрен̣а парам̇ падам̇ татах̣ патантй адхо ’на̄др̣та-йуш̣мад-ан̇гхрайах̣. Там сказано: те, кто стремятся к духовному возвышению, могут своими силами достичь парам̇ падам̇, пределов или границы с духовным миром (можно назвать это духовным рубежом). Но далее сказано: патантй адхах̣ — они снова падают, поднимаются и снова падают, и снова занимают себя кармическими поступками, испытывают страдания в результате кармических деяний, им надоедают эти страдания, они начинают следовать путем гьяны, путем аскетизма, и так они возвышаются и снова падают, и снова все сначала[3]. ’На̄др̣та-йуш̣мад-ан̇гхрайах̣. Почему? Потому что они не поклоняются Верховной Личности Бога, Кришне.

#00:27:36#

Иччха̄-двеш̣а самуттхена, двандва-мохена бха̄рата — в Гите о том же [сказано]: это зависть, злоба, нежелание принять, что есть кто-то выше тебя[4]. Зависть — это и есть неспособность признать, что есть кто-то лучше тебя. Иногда Шрила Гуру Махарадж сравнивал это с ситуацией, когда у тебя есть паспорт, но нет визы. Ты достигаешь этого рубежа, границы, но у тебя нет визы, и тебя отправляют назад, потому что виза должна быть выдана полномочным представителем, то есть Гуру-вайшнавом. В чем состоит деятельность тех, кто отвечает за выдачу виз? Они уже знают, что вы хотите получить визу. Но потом они решают, в интересах ли того места, куда вы хотите войти, чтобы вы там оказались.

#00:29:17#

Мы — полноправные члены общества эксплуатации. В силу какой-то случайности, любопытства или чего-либо подобного нас начинают интересовать духовные истины, поскольку все остальные виды наслаждения мы уже исчерпали и думаем, что духовная жизнь — это еще один вид потребления. И в этом проблема. Мы пытаемся наше стремление к духовному развитию сделать объектом [чувственного наслаждения] и заставить его служить нашим низшим стремлениям — вместо того, чтобы начать служить тому, что мы признаем бесконечно превышающим себя, достойным того, чтобы отдать этому себя. Даже в обыденных, материальных взаимоотношениях люди понимают важность этого — есть вожделение, а есть любовь. Один человек может желать потребления, пытаться использовать другого для удовлетворения своей страсти, а противоположность этому — желание отдать себя в служение тому человеку, пожертвовать собой ради возлюбленного. И если от этого зависит все даже в этом мире, то насколько важнее это различие при обращении к духовному миру. Иными словами: ищем ли мы что-то более низкое, чем мы, чтобы употребить, или ищем нечто более высокое, чем мы, чтобы служить, отдать себя?..

#00:31:57#

Но майявади, объявляя, что они и есть то самое высочайшее начало, исключают возможность служения. «А как же то высшее, чему мы должны служить?» — «[А] я и есть то [Высшее]». Шрила Гуру Махарадж говорит: «Они хотят захватить трон Всевышнего. Это преступление против Бога».

#00:32:32#

Именно поэтому молитвы Билвамангала Тхакура столь сладостны, ведь он сперва обратился к гуру-майявади, но позже, когда он обратился и стал возвышенным вайшнавом, он пишет сам о себе: сва̄нанда-сим̇ха̄сана-лабдха-дӣкш̣а̄х̣ — «Когда-то я сидел на этом троне самоудовлетворенности, троне размышлений о том, что я есть все». Сва̄нанда сим̇ха̄сана. «Но потом вдруг меня поглотили мысли, стремления, очарование, направленные на этого прекрасного юношу, Кришну»[5].

#00:33:42#

Шукадева Госвами на начальных этапах в целом идентифицируют как брахмавади. Разница в том, что брахмавади считают, что все есть брахма — дух. Шукадев Госвами изначально находился в положении за пределами мира иллюзии, мира материи, в предместьях или на границе мира духовного. Но потом Шукадев Госвами продолжает:

#00:34:13#

париниш̣т̣хито ’пи наиргунйа, уттама-ш́лока-лӣлайа̄
гр̣хӣта-чета̄ ра̄джарш̣е, а̄кхйа̄нам̇ йад адхӣтава̄н[6]

«Я услышал об этих высочайших забавах Кришны с враджа-гопи и слушание о них словно перенесло меня в новый мир, о существовании которого я раньше даже не догадывался».

#00:35:04#

Мы знаем, что Билвамангал Тхакур потерял зрение, но он в своих произведениях очень много писал о Кришне, прославлял Кришну — его произведения были очень любимы Махапрабху и Его преданными. Гурудеву также очень нравились его шлоки.

#00:35:35#

кастӯрӣ-тилакам̇ лала̄т̣а-пат̣але вакш̣ах̣-стхале каустабхам̇
на̄са̄гре вара-мауктикам̇ кара-тале вен̣ӯх̣ каре кан̇кан̣ам̇
сарва̄н̇ге хари-чанданам̇ сулалитам̇ кан̣т̣хе ча мукта̄валӣ
гопа-стрӣ паривеш̣т̣ито виджайате гопа̄ла-чӯд̣а̄ман̣их̣[7]

#00:36:04#

Сколь прекрасен Кришна, когда Его окружают враджа-гопи... И поскольку Билвамангал Тхакур был слеп — как он мог заботиться о себе?.. Нам говорят, что маленький мальчик пришел, чтобы стать его помощником — быть его проводником, помогать, давать ему все необходимое. Иногда этот мальчик, как поводырь, вел его из одного места в другое, а иногда выдергивал свою руку. И тогда Билвамангал Тхакур на минуту оставался совершенно беспомощен, в ответ на это он говорил: «О мой Господь, то, что Ты можешь выдернуть Свою руку из моей — это не удивительно, но вопрос в другом: сумеешь ли Ты убрать Свои лотосоподобные стопы из моего сердца?». Вот что нам интересно.

#00:38:06#

Шрила Гуру Махарадж цитирует бенгальского поэта, который задает следующий вопрос: «А если мы будем культивировать наше сердце, как культивируют почву, то какого рода продукт родит наше сердце?» — важнее всего семя, концептуальное семя, посаженное в нашем сердце: бхакти-лата̄-бӣджа, кр̣ш̣н̣а-према бӣджа-прадам, семя любви и нежности к Кришне. Каивалйам̇ нарака̄йате: для преданного лишиться возможности служить, лишиться возможности обмениваться нежностью и любовью с Господом подобно аду — это ужасное страдание.

#00:39:25#

Завтра я уже улетаю. Я хотел бы сказать еще несколько слов перед своим отъездом. Для меня это завершение всех этих фестивалей, а для Авадхута Махараджа это очередной обыденный день, потому что он отправится на следующий фестиваль, после на следующий фестиваль, а затем на следующий фестиваль. И если нам повезет, то он позволит нам участвовать в своих фестивалях. Это наша удача. Все, что связано с Кришной, — это фестиваль. Джаядев [Госвами] говорит:

#00:40:08#

виш́веш̣а̄м ануран̃джанена джанайанн а̄нандам индӣвара-
ш́рен̣ӣ-ш́йа̄мала-комалаир [упанайанн ан̇гаир] анан̇готсавам…[8]

Даже облик Кришны, форма Кришны — это фестиваль для глаз. Поэтому сознание Кришны — это вечный, непрекращающийся фестиваль, празднующий красоту Кришны, а также любовь и нежность, что связывают Кришну с Его преданными.

#00:40:58#

Шрила Авадхут Махарадж снова и снова дарует нам возможность участвовать в этом фестивале, в сознании Кришны. Также наша удача, что Шримати Бхакти Лалита Деви Даси сумела приехать на этот фестиваль и участвовать во всех событиях. Гурудев видел в ней способность совершенным образом представлять его концепции. По мере вашего знакомства с ней, по мере общения с ней, по мере того как вы будете слушать ее, вы сумеете понять, какой уникальный вклад она может внести. И Нитья Гопал Прабху, наш местный обитатель Навадвипы, дхама-даси. Рамачандра Прабху приехал из Америки, столь много преданных [приехали] из разных стран.

#00:42:33#

Шрила Гуру Махарадж объясняет, что Шрила Сарасвати Тхакур извлек самую суть всех наставлений Бхактивинода Тхакура, сказав, что самая главная суть всех наставлений — это необходимость в общении. Иначе мы можем увидеть много удивительных аспектов сознания Кришны, но все они работают, все они реальны при условии, что мы обретем должное общение. Поэтому Шрила Сарасвати Тхакур создал вайшнавов и создал храмы, ашрамы, куда люди могут приходить, чтобы обрести общение с вайшнавами. Этим же мы занимаемся и по сей день. На самом деле мы занимаемся только одним — вот этим, называйте это, как хотите. Мы слушаем о Кришне, говорим о Кришне, прославляем Кришну, покланяемся Божествам Кришны, принимаем прасадам Кришны. И, как Шрила Авадхут Махарадж добавил, Гурудев говорил: кр̣ш̣н̣а̄ну-ш̣ӣланам̇ сан̇гха. Сангха — общество, община, где что мы получаем? Кришна-анушилана — то, что благоприятно для Кришны и преданности Кришны.

#00:44:41#

Это моя удача, честь, привилегия для меня — получить возможность послужить вам, пусть даже и в малой степени. Я жду в будущем снова обрести общение со всеми вами.

#00:45:10#

Шрила Авадхут Махарадж: Наш фестиваль, как правильно и справедливо сказал Махарадж, заканчивается в Петербурге, но «солнце никогда не садится»: в Шри Чайтанья Сарасват Матхе проходят мероприятия по всему миру. Мы в первую очередь благодарны нашим гостям: Шриле Госвами Махараджу, Бхакти Лалите [Деви Даси], Нитья Гопалу Прабху, Рамачандре [Прабху] и всем другим преданным, которые приехали из разных стран, регионов, и фактически у нас уже… я сегодня пошутил: [уже] как сорок дней фестиваля, как сорок дней после смерти. Сорок дней, мы с двадцатого августа [июля?]… У нас началось все очень драматически, драматически все начиналось. И была очень тяжелая…

#00:46:37#

Шрила Госвами Махарадж: Во время нашего фестиваля в Киеве была также очень знаменательная дата, 1025 лет крещения Киевской Руси. По поводу этого события в Киев приехал патриарх Кирилл, Путин. Кто-то в новостях, в статье написал: «Но, кажется, больше народу пришло не туда, а на кришнаитский фестиваль на [Трухановом] острове». Неподалеку от нашего фестиваля ребята тоже организовывали фестиваль хип-хопа, надеялись, что к ним придет много народу, но в конце концов они просто бросили [все] и сами присоединились к нашему фестивалю.

#00:47:43#

Шрила Авадхут Махарадж: Главное, что, когда был огромный салют по поводу [празднования] 1025-летия крещения Руси, все почему-то подумали, что это мы его заказали. У нас было фаер-шоу, закончилось огромным салютом, и все как бы подумали, что это мы заказали. Но драматизм, о котором я хотел сказать... Мы обсуждали с Госвами Махараджем, что будет на этом фестивале, можем ли мы провести фестиваль без сознания Кришны, с большим или меньшим сознанием Кришны. Я сказал Махараджу: «Махарадж, в конечном итоге, если мы сделаем даже огромный праздник, но на этом празднике не будет хари-катхи, не будет прославления Господа (можно на разном уровне прославить Господа), то это не будет столь успешно». В итоге Махарадж согласился и сказал: «Да, это очень важно, что у нас есть только одна программа [хари-катха]». Все остальное, в той или иной степени: еда, музыка, концерт, планетарий, ярмарка — все это лишь как бы украшение вокруг бриллианта. Главный бриллиант — это проповедь сознания Кришны. Поэтому мы очень счастливы, что Шрила Госвами Махарадж…

#00:49:15#

Шрила Госвами Махарадж: Шрила Гуру Махарадж называл все эти вторичные аспекты [проповеди] наживкой. Но помните, что рыбак не ест свою наживку.

#00:49:45#

Шрила Авадхут Махарадж: Можно здесь на льду повесить: «Можете есть рыбу, но не наживку». В конечном итоге все хорошо. Как говорится у нас по-русски: «Все хорошо, когда все хорошо заканчивается». Мы можем сказать, что какую-то часть своей жизни мы прожили, как всегда, в интенсиве. Вспоминая старые-добрые времена, я знаю, что я, например, гораздо был в большем интенсиве раньше, чем сейчас, и мог бы быть еще в большем интенсиве, но тем не менее... Тем не менее, как говорил Гурудев: «Что-то лучше, чем ничего». Мы могли бы, конечно, сделать и лучше еще и должны сделать еще лучше, должны сделать еще больше, еще глубже, еще больше удовлетворить гостей, лучше сделать шоу, программу, лучше совершить служение.

#00:50:49#

Но я хотел бы отметить, что все преданные, которые участвовали в нашем фестивале, — это все произошло благодаря команде. Мы говорили сегодня с Ашутошем [Кришной Прабху], Сахадевом [Прабху]. Они спросили меня: «Какие наши дальнейшие действия?», я сказал: «Наши дальнейшие действия — это командная работа, потому что без команды преданных, без тех преданных, которые пришли...». Есть некоторые люди на кухне, например, которые пришли, и они даже ни разу почти не заходили на программу, потому что им нужно было в шесть утра проснуться, начать готовить завтрак, а сейчас они готовят ужин. Ананда Мой [Прабху] говорит мне, что они даже задерживаются на пятнадцать минут еще на ужин, они готовят с утра до ночи на [кухне]... Yа Украине у нас было пятнадцать-двадцать тысяч гостей, в Москве гости не помещались в наш храм, но в субботу, вчера в Питере, минимум здесь было пятьсот-семьсот человек. И были преданные, которые одни с утра до вечера готовили, у них не было времени ходить на лекции, слушать, радоваться. Они, как говорится, готовили наживку очень активно. Другие преданные с утра до вечера снимали, потому что, мы понимаем прекрасно, что даже если бы к нам пришли десять или пятнадцать тысяч человек, то это всего-навсего некие впечатления, и люди захотят еще раз увидеть это в интернете, услышать. Поэтому у нас [одна] команда занималась съемкой, записями, другая команда занималась встречей гостей, третья команда занималась магазином, четвертая — книгами, пятая занималась уборкой территории, помещений.

#00:52:22#

Поэтому фестиваль-праздник — это всегда пахота. Но результат прекрасен, потому что наши сердца очищаются. Все рождается из жертвы, ничего не рождается просто так. Когда люди говорят: «О, почему у вас такой красивый храм?». А все очень просто — потому что преданные пахали и сделали все это своими руками. «А почему у вас такие красивые интересные фильмы?». Потому что преданные запахиваются и делают своими руками. «А почему у вас такие прекрасные лекции, такие прекрасные проповедники?». Да потому что Госвами Махарадж сидит по пять, по шесть часов в день, а иногда и больше, слушает [лекции Шрилы Шридхара Махараджа], записывает, транскрибирует, изучает, поэтому он может выйти на час и выдать [прекрасный материал]. Как балерина — она может [подолгу и тяжело] танцевать в танцевальном зале, потом выходит в балет, легко танцует, красиво. Но это все не значит, что Госвами Махараджу это все дается легко или Бхакти Лалите далось легко то знание, тот опыт, который она прожила двадцать лет в Индии. Или [будто бы] Нитья Гопал научился готовить в дамской школе благородных девиц... Он проехал с Гурудевом по всему миру и с утра до вечера пахал.

#00:53:30#

Мы все знаем, что труд — это в первую очередь то, что рождает результаты, но, когда мы говорим о духовном труде, мы понимаем, что духовный труд — это особый труд, когда ты не ожидаешь денег или похвалы, или хорошую карму, когда ты просто понимаешь, что ты должен отдавать. Это особое сознание. Поэтому мои поклоны всем преданным, очень низкие поклоны, которые здесь [трудятся] вместе с Виджаем Раманом, Анандой Моем Прабху и другими преданными. Вы, как всегда, выдержали этот фестиваль. Я видел, как Шачи [Сута Прабху] с утра до вечера носится на машине: Москва — Питер, Москва — Питер, он всегда улыбается. И я подумал: «Это человек, который всегда улыбается. Что бы ему ни сказали сделать, он всегда будет улыбаться». Я помню, в фильме «Триста спартанцев» есть очень хороший момент, когда один из героев улыбается и говорит: «Ну наконец-то, хоть нормальное мочилово началось». Там стоит вопрос жизни и смерти, а этот спартанец улыбается, он думает: «Ну хоть нормальное мочилово, хоть я поучаствую».

#00:54:46#

Это действительно прекрасно. Потому что мир всегда меняют единицы людей и те, кто находится с ними в одной команде. Я очень счастлив еще, что приехали преданные, например, команда Амарендранатха [Прабху] — на книги. Приехали наши пожилые преданные, они пошли на парковку, на охрану. Приехали другие преданные, наши диди, все запахались, все отдали себя, все посвятили себя. Я очень счастлив, что Амрита [Кришна Прабху], старый наш преданный, который много-много лет жизни отдал миссии, с нами опять после определенного перерыва. В конечном итоге бывает такой момент, когда мы думаем: «Ну да, духовная жизнь — это пахота и нет ощутимых результатов, пойду-ка я в мир, немножко там [побуду], там меня любят и ценят». Но через какое-то время человек может вернуться в духовную жизнь и понять, что он ничего в принципе в миру не нашел. Все, что он найдет, — он найдет глубоко в сердцах преданных и в глубоком духовном общении.

#00:55:54#

Я очень счастлив, что у нас есть такие замечательные преданные. Такие маленькие преданные, как Каушалендра [Прабху], могут сделать такое большое дело. Да, мы всегда смеемся над Каушалендрой, потому что он делает все очень медленно, но зато все, что он делает, остается на века. И это прекрасно, потому что наши преданные делают все с большой любовью. Например, наши музыканты, «Джив Джаго», — хорошие ребята, но нужно понять, что они не только играли на сцене. Многие музыканты приходят на сцену поиграть, а они [музыканты «Джив Джаго»] еще строили сцену, убирали сцену и так далее. Они могут не просто поиграть на сцене, они могут ее построить, сделать фестиваль. Малати может администрировать весь фестиваль, потом ей скажут: «Одевайся в красивую одежду, иди на сцене работай», она выйдет на сцену, попоет, потом вернется, будет разруливать все до ночи. Это говорит о том, что универсальные бхакты — это очень круто.

#00:57:01#

Это прекрасно. Я очень счастлив, что наши американские преданные приехали не просто поучаствовать в фестивале, а посмотреть, что такое команда. Команда — это очень хорошо, потому что, если будет команда, она может быть везде, где угодно. Сейчас мы говорили, какой у нас [будет] следующий год, следующий год мы многое хотим сделать в интернете. Мы хотим сделать, чтобы все книжки были мобильными, чтобы люди с айфонов, с айпадов могли качать весь [духовный] контент. Мы хотим снять новые фильмы, доделать старые, которые еще [в работе]… Очень интересные проекты. Госвами Махарадж говорит: «Вот, в Теде летали камеры», я говорю: «И у нас тоже летают уже камеры и будут летать», и на фестивале, кстати. Мы сделаем очень много интересного, научимся еще большему. Мы будем работать над собой, и единственное, что нам нужно, — это милость. Должна быть цель, цель все равно должна быть какая-то, не может быть без цели. И мы очень счастливы, что у нас есть старшие преданные. Потому что без старших преданных человек не может [духовно развиваться]…

#00:58:18#

Вообще человеку всегда нужен кто-то, кто выше него, и человеку всегда нужен кто-то, кто его ограничит в чем-то. Если у человека бесконечные возможности, бесконечные желания, то он будет страдать, человека еще нужно спасти от него самого. Это очень важный момент, люди мало это понимают. Поэтому есть тренер, тренер, который говорит: «Все, занимайся йогой. Так, все, ты потолстел на два килограмма опять». Или «А, ты видишь, ты стал уже больше спать». На самом деле, если у человека есть тренер, который им займется, он очень удачливый. Никто еще не выиграл Олимпийские игры без тренера. Я очень счастлив, что у нас есть такой замечательный тренер, как Госвами Махарадж и Бхакти Лалита. Тренер, он не должен грести сам, он может плыть на лодке и говорить: «Раз, два, раз, два, раз, два». Чем отличается тренер? Тренер отличается тем, что он создает команды. Ни одна футбольная, хоккейная команда, олимпийская, не была создана без тренера. Не было такого, чтобы очень хорошие игроки собрались, долго думали, как устроить стратегию, и стали олимпийскими чемпионами. Ничего подобного. Будет сидеть тренер, который будет записывать игру, а потом прокручивать и говорить им: «Смотрите, как вы играете. Смотрите, как играют ваши оппоненты». Мы очень счастливы, что Шрила Гурудев дал нам замечательных тренеров. И мы готовы дальше тренироваться, надеюсь. Это чувствуется, что и старые наши преданные и новые, они очень счастливы. Я также благодарен Госвами Махараджу, Бхакти Лалите и всем остальным.

Джай Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж ки джай! Шримати Бхакти Лалита Деви ки джай! Нитья Гопал ки джай! Бхакта-вринда ки джай! Виджай Раман Прабху ки джай! Джай Ананда Мой Прабху ки джай! Притху Прабху ки джай! Нитай-Гаура премананде! Харибол!

Шрила Госвами Махарадж: Джай Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж ки джай!

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнили:
Лакшмиприя Деви Даси, Динанатх Дас
Редакторы: Бхуван Сундар Дас, Традиш Дас
Работа со шлоками, санскритом: Б. А. Данди Свами



[1] А̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ виджа̄нӣйа̄н на̄ваманйета кархичит / на мартйа-буддхйа̄сӯйета сарва-девамайо гурух̣ — «Каждый должен относиться к ачарье, как ко Мне самому, и никогда не пренебрегать им никаким образом. Никто не должен завидовать ему, считая его обыкновенным человеком, так как он является представителем всех полубогов» («Шримад-Бхагаватам», 11.17.27).

[2] Джӣвера ниста̄ра ла̄ги’ сӯтра каила вйа̄са / ма̄йа̄ва̄ди-бха̄ш̣йа ш́униле хайа сарва-на̄ш́а — «Шрила Вьясадева сформулировал философию веданты ради спасения обусловленных душ, однако тот, кто слушает комментарий Шанкарачарьи, обречен» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 6.169).

[3] Йе ’нйе ’равинда̄кш̣а вимукта-ма̄нинас, твайй аста-бха̄ва̄д авиш́уддха-буддхайах̣ / а̄рухйа кр̣ччхрен̣а парам̇ падам̇ татах̣, патантй адхо ’на̄др̣та-йуш̣мад-ан̇гхрайах̣ — «О лотосоокий, нечист разум тех, кто не служит Тебе, но при этом полагает, что уже получил освобождение. Хотя такие люди благодаря суровой аскезе восходят на духовный уровень, на уровень осознания безличного Брахмана, они падают вновь, поскольку отказываются поклоняться Твоим лотосоподобным стопам» («Шримад-Бхагаватам», 10.2.32; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 24.131).

[4] В Бхагавад-гите (7.27) Шри Кришна говорит Арджуне: иччха̄-двеш̣а самуттхена, двандва-мохена бха̄рата / сарва-бхӯта̄ни сам̇мохам̇, сарге йа̄нти парантапа — «О покоритель врагов, потомок Бхараты! С начала сотворения вселенной все живые существа погружены в невежество, обманутые двойственностью, которая основана на влечении и отвращении».

[5] Адваита-вӣтхӣ-патхикаир упа̄сйа̄х̣, сва̄нанда-сим̇ха̄сана-лабдха-дӣкш̣а̄х̣ / ш́ат̣хена кена̄пи вайам̇ хат̣хена, да̄сӣ-кр̣та̄ гопа-вадхӯ-вит̣ена — [Брахмананда Бхарати подытожил:] «Хотя я пользовался большим уважением среди тех, кто ступил на путь монизма, и хотя я получил посвящение в йогический метод самопознания, один озорник, постоянно шутящий с гопи, заставил меня стать Его служанкой» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 10.178). Этот стих, написанный Билвамангалом Тхакуром, цитируется в «Бхакти-расамрита-синдху» (3.1.44).

[6] «О царь, я был полностью погружен в трансцендентное, и, тем не менее, меня пленили описания игр Господа, которого воспевают в стихах, исполненных света знания» («Шримад-Бхагаватам», 2.1.9).

[7] Кришна-карнамрита, 2.108.

[8] Виш́веш̣а̄м ануран̃джанена джанайанн а̄нандам индӣвара-, ш́рен̣ӣ-ш́йа̄мала-комалаир упанайанн ан̇гаир анан̇готсавам / сваччхандам̇ враджа-сундарӣбхир абхитах̣ пратй-ан̇гам а̄лин̇гитах̣, ш́р̣н̇га̄рах̣ сакхи мӯртима̄н ива мадхау мугдхо харих̣ крӣд̣ати — «Дорогие подруги! Только взгляните, как Шри Кришна наслаждается весной! В кругу гопи, обнимающих каждую часть Его тела, Он подобен живому воплощению любви. Своими божественными играми Он дарует радость и гопи, и всему мирозданию. Обладатель синевато-смуглых, подобных синему лотосу рук и ног, Он устроил праздник в честь Камадевы» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 4.224).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования