«Воспоминания о Шриле Бхактиведанте Свами Прабхупаде». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 4 августа 2000 года. Москва
Russian
Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж
Воспоминания о Шриле Бхактиведанте Свами Прабхупаде
(4 августа 2000 года. Москва)
Вопрос: Ваша Божественная Милость, вы можете что-нибудь рассказать о вашем общении со Шрилой Бхактиведантой Свами Прабхупадой?
#00:00:43#
Шрила Говинда Махарадж: На самом деле, когда я пришел к лотосоподобным стопам Шрилы Гуру Махараджа, то в первую очередь я обрел отцовскую заботу Бхактиведанты Свами Махараджа. В то время он был известен как Абхай Чаранаравинда Прабху. Тогда он был Абхаем Чаранаравиндой, позднее мой Гуру Махарадж дал ему титул «Бхактиведанта». [Но тогда его звали] Абхай Чаранаравинда Дас Адхикари.
#00:01:30#
В то время, чтобы учиться и проповедовать, я жил в его доме. Для проповеди он предоставил Гуру Махараджу две комнаты в своем доме. И, естественно, каждый день у меня была возможность встречаться с Его Божественной Милостью. Он был грихастхой, и естественным образом его любовь изливалась на меня. И Гуру Махарадж видел естественную любовь и нежность, которые испытывал ко мне Его Божественная Милость.
#00:02:56#
Гуру Махарадж наказал мне изучать Шримад Бхагавад-гиту под его [Шрилы Свами Прабхупады] руководством. Я делал это каждый день, когда он переводил Бхагавад-гиту, сверяясь с Вишванатхой Чакраварти Тхакуром, Баладевом Видьябхушаной и Бхактивинодом Тхакуром. Также иногда он брал меня на проповеднические собрания в городе или за его пределами. Его проповедь в уникальном стиле всегда была для меня лучом света, и я всегда испытывал сильное вдохновение проповедовать с Его Божественной Милостью.
#00:04:15#
Сегодня весь мир увидел, насколько были могущественны его божественные желания. Несомненно, он был очень любящим и заботливым по отношению к Шриле Шридхару Махараджу. Его стремление проповедовать было настолько сильно! Он хотел завоевать весь мир, и он сделал это. Мы видим все это [по плодам его деятельности].
#00:05:22#
Когда он приехал на Запад, он хотел пригласить меня туда, чтобы я посмотрел, что он делает. Я должен был посмотреть и рассказать об этом Гуру Махараджу.
[До его поездки на Запад] Каждый день я проводил с ним один час, слушая, как он переводит Шримад Бхагавад-гиту, его наставления, задавал другие вопросы и получал ответы.
#00:07:01#
После двух часов я, взяв журнал на английском языке «Назад к Богу», «Прапанна-дживанамритам» и еще две книги, выходил [на улицу], чтобы собрать немного денег. С собой я брал только три книги: «Таттва-вивеку», «Чайтанья-деве-вайшишту», «Прапанна-дживанамритам» и журнал «Назад к Богу». Позднее появились «Кришна-карнамрита», «Шаранагати» и первая часть «Бхакти-расамрита-синдху». У меня были эти несколько книг и журнал на английском «Назад к Богу». Сам я не знал английского языка, но был очень горд тем, что распространяю его [этот журнал на английском]. На самом деле я был первым распространителем журнала «Назад к Богу».
#00:07:57#
В то время я был необразованным деревенским мальчишкой. Впервые в жизни я оказался в Калькутте. Дух, стиль проповеди Шрилы Свами Махараджа был очень сильным.
#00:08:22#
Я помню один случай. Бенгальцы любят поклоняться Матери Кали. Шрила Свами Махарадж был противником этого. И он наставлял меня, говоря: «Ты должен проповедовать следующую идею: „Если ты желаешь поклоняться Матери Кали, в конце концов, ты станешь ее спутником. Каково же положение ее спутников? Они живут в местах сожжения трупов и на кладбищах, вокруг могил. Спутники Матери Кали — духи, и ты станешь одним из них. У тебя не будет нормальной пищи: ты будешь иногда пить кровь, иногда поедать плоть. Но если ты поклоняешься Господу Кришне, то станешь спутником Господа Кришны и сможешь проводить все свое время с Господом Кришной, играя, наслаждаясь такой пищей, как молоко, сыр, фрукты, гхи и так далее. У тебя будет вкусная пища, и ты сможешь жить во Вриндавана Дхаме, которая есть сама красота, само очарование, сама любовь и нежность. У тебя будут хорошие отношения с Господом Кришной. Зачем же тогда поклоняться Матери Кали? Приди к Кришне, поклоняйся Господу Кришне!“».
#00:11:26#
Когда во время проповеди я говорил это, иногда демонические люди нападали на меня, возмущаясь, но я был невинным мальчиком и по простоте душевной пересказывал им эту идею. Кришна носит гирлянду из прекрасных цветов, поэтому Его называют Ванамали, а Мать Кали носит мундамали, гирлянду из голов демонов. И все эти мунды — мунды демонов, и можно заметить [на изображениях], что лбы голов этих демонов украшает трипундра: не такая (вероятно, указывает на свой лоб) [вайшнавская] тилака. Ее называют матерью, но она отрубает головы своим сыновьям. Головы сыновей служат ей гирляндой. Разве это не пугающий образ? Вот такая проповедь.
#00:13:35#
Иногда преданные Матери Кали нападают на нас, потому что им нравится есть мясо козлов, пить вино и так далее. Так я проповедовал на протяжении двух или трех, как мне кажется, лет. Я повзрослел. И вероятно в 1955 году я начал издавать «Гаудия Даршан». Тогда Свами Махарадж был редактором журнала «Harmonist» и жил в Дели в Матхе Госвами Махараджа [Апракриты Бхакти Саранги Госвами Махараджа], и весь издательский отдел находился под его руководством. Возможно, я забываю что-то, но мы [по-прежнему] были связаны. И когда я издал «Гаудия Даршан» от имени Гуру Махараджа, он [Свами Прабхупада] сказал: «Я знаю, кто издает [этот журнал]. Этот „Гаудия Даршан“ создается твоей энергией, я это знаю». Я был очень счастлив! Он написал [тогда] одно большое письмо, это письмо также было опубликовано позднее ИСККОН. ИСККОН издали письма Прабхупады, в том числе это письмо. Очень хорошее письмо.
#00:16:35#
У Свами Махараджа было три сына, первый — Праяг, второй — Матхура, а третий — Вриндаван, и две дочери, одну из которых звали Бхакти. Но его семейная жизнь не была счастливой, и он по наказу своего Гурудева, Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, все время занимался проповедью. Он страдал в семейной жизни, и, наконец, он оставил ее. Он не беспокоился о проблемах в семейной жизни, его это не волновало, но в конце концов он оставил семью, чтобы проповедовать Кришна-концепцию. Эта было великой удачей для всего мира. Если бы у него была приятная семейная жизнь, может быть он никогда не оставил бы ее. Кришна и Прабхупада Сарасвати Тхакур желали, чтобы он проповедовал Кришна-концепцию, поэтому они не позволили ему жить тихой семейной жизнью.
#00:18:32#
Когда он начал проповедовать, безусловно, в первое время он сталкивался с некоторыми трудностями. Но теперь весь мир воспевает Харе Кришна маха-мантру. Он благословил полный эгоизма мир маха-мантрой и создал божественный путь, через который мы смогли попасть во все страны. Теперь по его божественной воле мы можем попасть куда угодно и проповедовать там сознание Кришны. Он не очень много общался с Сарасвати Тхакуром, но он наслаждался общением с Гуру Махараджем и использовал это в своей жизни. И это стало величайшей удачей для всего западного мира.
#00:20:12#
Он советовал своим ученикам: «Если вы чего-то не понимаете в Кришна-концепции, отправляйтесь к Шридхару Махараджу. Я знаю лишь одного человека, который сможет наполнить удовлетворением вашу духовную жизнь».
#00:23:08#
Он был столь велик в проповеди идей Махапрабху по всему миру! Прежде мы не могли себе представить, что он сможет сделать это. Но позднее, увидев результат, были удивлены и ошеломлены. Мы все были ошеломлены, увидев результат. Это произошло по милости Господа Кришны, Махапрабху, Нитьянанды Прабху. Все поют: «Харе Кришна!» Все поют: «Нитай! Шри Гауранга! Нитай-Гауранга!» Это прекрасно! У нас есть связь с шестьюдесятью центрами нашей миссии Чайтанья Сарасват Матха, расположенными повсюду. И мы видим, что люди столь продвинулись в линии сознания Кришны. И все по его божественной милости. Несомненно, в этой линии сознания Кришны столь силен дух служения.
Пять видов расы. Раса значит «отношения с Господом». Существует пять типов отношений с Господом, но каждый тип отношений дает тысячу видов [настроений?]. Служению нет конца, но связь с жизнью в преданном служении крайне редка, для душ-джив она является чудом.
Пьяницы тоже поют Харе Кришна маха-мантру. Они пили вино у дороги, были совершенно пьяны, и, когда мы проезжали мимо, говорили: «Харе Кришна! Харе Кришна!» Чудеса случаются. Я не учил их этому. Но у всех есть об этом представление. Они поняли, что мы кришнаиты.
Когда мы подъезжали к храму на машине, то я включил свет в машине, все было видно снаружи. Эти пьяницы на дороге увидели нас, стали танцевать и кричать нам: «Харе Кришна!». Поэтому Гуру Махарадж сказал: «[Слова Шрилы Прабхупады —] Это не слова человека. Человек не в силах совершить подобное. Свами Махарадж — шакти-авеша аватара Господа Нитьянанды Прабху. Нитьянанда Прабху сам низошел в облике Свами Махараджа». Таково было видение моего Гуру Махараджа, Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами. И в таком качестве мы почитаем Шрилу Прабхупаду.
Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил Динанатх Дас
Редакторы: Динанатх Дас, Традиш Дас
Наверх