«Качество versus количество». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. Июль 1982 года. Навадвип Дхам, Индия

Преданный: Так ли, что при соблюдении Чатурмасьи в течение одного месяца Картика в святой Дхаме можно обрести такое же благо, как при соблюдении всех четырех месяцев? 

Шрила Шридхар Махарадж: Это зависит от качества соблюдения. Один день или одно мгновение соблюдения могут перекрыть все остальное. Глубина и качество должны освободить нас от «математики».

эка кр̣ш̣н̣а-на̄ме йата па̄па харе
па̄такӣ са̄дхйа на̄хи тата па̄па каре 

«Никакой грешник не в силах совершить столько грехов, сколько способно разрушить Имя Кришны».

на̄мно ’сйа йа̄ватӣ ш́актих̣ па̄па-нирхаран̣е харех̣
та̄ват карттум̇ на ш́акноти па̄такам̇ па̄такӣ джанах̣1

Однако нам следует соблюдать формальности, воспевая тысячу святых имен, один лакх2 имен, шестнадцать кругов и т. д. Столь неукоснительное соблюдение необходимо для преданных начального уровня. Но, несмотря на все, наше внимание должно быть сконцентрировано на качестве. Один раз чисто произнесенное Святое Имя бесконечно эффективнее, чем тысячи имен, если это лишь нама-апарадха или нама-бхаса (оскорбительное или нечистое воспевание). Это следует понять.

тун̣д̣е та̄н̣д̣авинӣ ратим̇ витануте тун̣д̣а̄валӣ-лабдхайе
карн̣а-крод̣а-кад̣амбинӣ гхат̣айате карн̣а̄рбудебхйах̣ спр̣ха̄м
четах̣-пра̄н̇ган̣а-сан̇гин̣ӣ виджайате сарвендрийа̄н̣а̄м̇ кр̣тим̇
но джа̄не джанита̄ кийадбхир амр̣таих̣ кр̣ш̣н̣ети варн̣а-двайӣ3

Ближайшие спутники Господа никогда не могут обрести удовлетворение, просто «достигая стандарта» повторения Святого Имени, ибо забывают обо всем, как только начинают произносить Его. Когда Яшода зовет Кришну, или Радхарани обращается к Нему, сколько «вольт» присутствует в этом? Такое «напряжение» просто немыслимо для нас!

анйа̄бхила̄ш̣ита̄-ш́ӯнйам̇ джн̃а̄на-карма̄дй ана̄вр̣там
а̄нукӯлйена кр̣ш̣н̣а̄нуш́ӣланам̇ бхактир уттама̄4

Анйа̄бхила̄ш̣а — это пласт неопределенности, мимолетных желаний и прихотей, каждое из которых индивидуально. В отношении богоявленной истины путь кармы, рекомендуемый в качестве «снабжения» для нынешнего века, производит смесь. На этом пути в нас, конечно же, может присутствовать некая доля преданности, но, однако, все смешано с проявлениями этого аномального мира.

Затем, на смену пути кармы приходит гьяна (знание): «Мы можем постичь бренность этого мира, и это побудит нас разорвать связь с этим миром смерти. Мы должны превзойти его, а иначе не сможем быть счастливы». Как гьяна, так и йога выдвигают призыв убежать от проблемы смерти: «Стремление прогнать смерть прочь должно стать для нас всем и вся, мы должны спастись из пасти смерти». Но все эти явления относятся лишь к негативной стороне. Слово «а̄ди» (и так далее) указывает на йогу и ш́аитхилйу, нашу лень и апатию. А а̄нукӯлйена-кр̣ш̣н̣а̄нуш́ӣланам̇ означает «не пра̄тикӯлйа» или «не что-то нежелательное». Из этого следует, что связь с Кришной означает служение Кришне. Наши естественные взаимоотношения с высшим бытием — это лишь служение, и ни что иное. Поэтому нам следует принять этот путь и двигаться вперед. Сначала это может опираться на расчетливость, однако вскоре это станет естественно для нас. Мы обнаружим, что все это уже присутствует в нашем сердце спонтанно.

 


1 Стих из «Брихад-Вишну-пураны», приводится также в «Бхаджана-рахасье» («Пратхама-йама садхана — Шраддха», стих 4) Шрилы Бхактивинода Тхакура: «Просто однажды повторив Святое Имя Господа Хари, греховный человек может противостоять реакциям большего количества грехов, чем он способен совершить».

2 Сто тысяч.

3 Это стих из «Видагдха-Мадхавы» (1.15) Шрилы Рупы Госвами: «Я не способен осознать, сколько сладости заключено в двух слогах “Криш-на”! Когда Святое Имя Кришны воспевается, создается впечатление, будто Оно танцует на устах, и тогда хочется иметь множество уст. Когда Святое Имя входит в уши, хочется иметь миллионы ушей. А когда Святое Имя танцует в сердце, Оно подчиняет Себе деятельность ума, и тогда все чувства замирают» (приводится также в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Антья-лила, 1.99)).

4 «Наивысшая преданность удовлетворяет трансцендентные желания Господа Кришны и свободна от внешних покровов каких бы то ни было устремлений, основанных на деятельности и знании» («Шри Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.9).

← «Имитация ведет в ад». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 12 января 1983 года. Навадвип Дхам, Индия ·• Архив новостей •· «Роль Шри Дурги Деви в материальном мире». Даршан Шрилы Шридхара Махараджа из цикла «Мгновения Прекрасной Реальности». МПР 1.7. 1982 год. Навадвип Дхам, Индия →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования