«Семена преданности». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 21 июня 2001 года. Лахта, Санкт-Петербург

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 28.6 МБ)

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Семена преданности

(21 июня 2001 года, Лахта, Санкт-Петербург)

 

Вопрос: Исполняет ли Он [Господь] все желания преданных, или же Он исполняет те желания, исполнение которых принесут благо для искренней души? И в этом проявляется Его милость, что [Господь] берет заботу о нем на Себя.

#00:00:53#

Шрила Говинда Махарадж:

…ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа...[1]

#00:01:01#

Кришна говорит: «Предайся Мне, и Я возьму на Себя заботу о твоей жизни!» Таким образом, как я обрету благо от своей духовной жизни? Кришна позаботится об этом. Может быть, произойдет автомобильная авария или крушение самолета, но нет проблем. Жизнь может быть долгой, и жизнь может быть короткой. Человек может жить в богатстве или в бедности, но все это определяет Кришна.

#00:02:03#

Преданный не будет порабощен своими поступками, но будет проводить жизнь в служении. Разница в том, что здесь в этом материальном мире [действует] то, что называют карма-чакрой. Существует колесо — круговорот поступков и их последствий, но преданный никогда не вовлекается в эту карма-чакру, колесо действий. Карма-чакра всегда подразумевает наличие последствий действий. В карма-чакре присутствуют определенные реакции, и это происходит автоматически, но преданная душа не участвует в этом колесе действий и их последствий. Он/Она также живет своей жизнью, он/она также трудится в этом мире, но его/ее жизнь имеет своим смыслом служение Господу. И он/она никогда не вовлекается в порочный круг.

#00:04:20#

Два примера я могу привести. Один из них — это кошка, которая берет в свои зубы маленького котенка и в зубах несет его. И та же самая кошка впивается в мышь и убивает ее теми же самыми зубами. Внешне выглядит одинаково, но внутренне, по сути — разные вещи. Бхакти и карма — их различие определяется в писаниях таким образом.

#00:05:40#

Преданный: У Гуру Махараджа есть такое высказывание, что Шрила Прабхупада «вспахал землю и подготовил почву» [для проповеди сознания Кришны]. Это была задумка Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати, а наша задача — посеять семена. Что это значит «сеять семена», и что это за уровень проповеди?

#00:06:26#

Шрила Говинда Махарадж: «Взрыхлил землю», «подготовил почву» означает, что Шрила Свами Махарадж заложил основу добродетели или фундамент благочестия, поскольку духовная жизнь зачастую возможна лишь тогда, когда поддерживается следование правилам и предписаниям (виддхи).

#00:07:16#

Свами Махарадж дал определенные наставления для того, чтобы сердца преданных очистились. Он так же дал Харе Кришна маха-мантру. Семена кришна-премы он дал нам, и от Шрилы Гуру Махараджа мы так же получили семена кришна-премы. Сейчас наш долг, задача в том, чтобы культивировать это семя любви к Кришне должным образом и удалять нежелательные «сорняки». «Сорняки» означают оскорбление Харинама. Вырывать их — в настоящее время это наш долг. Каждый день поливать растение водой и удобрять его так, как требуется.

#00:09:52#

Преданный: Мы читали статью, где говорилось, что, поливая куст преданности, мы поливаем и сорняки. В духовной жизни одновременно [с ростом преданности] появляются и препятствия. Как не допустить такой ситуации, как быть, чтобы в такой ситуации не оказаться?

#00:10:25#

Шрила Говинда Махарадж: Необходимо удалять эти нежелательные растения, сорняки, не давать им расти. [Существует] десять видов оскорблений Харинама, а также то, что называют сева-апарадхами, а их больше тридцати двух. Нама-апарадхи, сева-апарадхи, дхама-апарадхи. Оскорблений так много, что, как правило, мы не говорим людям обо всех для того, чтобы не смущать их, не производить на них плохое впечатление и не снижать их энтузиазм. Но когда мы культивируем растение преданности, мы видим, что хорошо, а что плохо.

#00:12:05#

Преданный: А если эти растения уже большие, что с ними делать?

#00:12:10#

Шрила Говинда Махарадж: Просто вырвать двумя руками, если необходимо — двумя. Есть такое гомеопатическое средство… Если вырастают нарывы, болячки, — принимают [это гомеопатическое лекарство], и они уходят. Также как есть лекарство от опухоли, есть также лекарство от оскорблений.

#00:13:13#

Субхада Деви Даси: Все мы так или иначе привлеклись сначала в ИСККОН, в движение Харе Кришна, а потом уже... Сейчас есть движение, которое называется «За возрождение ИСККОН». Эти старые ученики Прабхупады утверждают, что Прабхупада за четыре месяца до ухода установил инициацию ритвиков... Они утверждают, что до того, как уйти, он установил, что ритвики, его ученики, которые дают инициацию... Они утверждают, что после ухода он так же хотел, чтобы эта система оставалась. Те ученики, которые дали [неразборчиво] инициацию, должны были давать [неразборчиво]... Говинда Махарадж мог встречаться с Прабхупадой, и что он скажет по этому поводу, соответствует ли это его плану? Правда это или нет?

#00:15:53#

Шрила Говинда Махарадж: Вопрос относительно ритвиков связан с законами той или иной страны. В Индии традиция такова, что когда личность, ачарья жив, он может дать позволение кому-то инициировать людей от его имени. И кто-то может действовать как ритвик, если на то есть его [ачарьи] благословения. Два вида позволения существуют. Первый вариант — когда личность жива, и она кого-то уполномочивает действовать от ее имени, и соответственно он действует. Второй же вид передачи силы заключается в том, что некий ачарья уполномочивает какого-то человека навеки, он передает ему силу представлять его и действовать от его имени навеки. И после ухода этого ачарьи эта сила остается с ним. Два вида передачи силы, один из которых — постоянный, можно сказать, навеки. И он подразумевает, что после ухода того, кто силу передал, эта личность, которая уполномочена этим учителем, действует по своему усмотрению. Какого рода передача силы произошла, я не знаю, поэтому я не могу комментировать этот момент.

#00:18:20#

Вопрос: Прабхупада, получается, не назначил преемника?

#00:18:37#

Шрила Говинда Махарадж: Прабхупада никогда не высказывался относительно того, кто будет его преемником, но его поступки иногда указывали на то или создавали такое впечатление, что определенные ученики в будущем станут Гуру, если они будут следовать его наставлениям, указаниям и программе должным образом, следуя закону. В будущем они будут Гуру, и те, кто захотят следовать им в качестве Гуру, будут следовать им после ухода Прабхупады, но Прабхупада не назначил никакого человека в качестве главы его общества. Он создал руководящий комитет для того, чтобы руководить обществом, — так называемое Джи-Би-Си, но это административная функция.

Харе Кришна!

#00:20:50#

Вопрос: [Неразборчиво.] В чем моя миссия, я не знаю. Может, Говинда Махарадж может сказать, в чем заключается эта миссия?

#00:22:05#

Шрила Говинда Махарадж: Служение преданным — лучшая миссия на Земле. Служение всем людям, но лучше всего — служение преданным.

#00:22:30#

Вопрос: Весь вопрос в том, что лучше: молиться или действовать? Молиться или молиться и действовать?

#00:26:08#

Шрила Говинда Махарадж: Это зависит... Есть разные стандарты, применимые к разным уровням практикующих, или тех, кто ищет истину. Многие люди довольствуются тем, что они получают от Бога разные «подарки», и им достаточно сказать Ему «спасибо». Кто-то хочет делать что-то для Бога и, соответственно, искать наставления, как это сделать. Эти наставления приходят из священных писаний и от садху, которые являются живыми писаниями. Такой человек стремится прожить свою жизнь в соответствии с наставлениями, исходящими от садху и шастр, а другой ищущий стремится обрести некое чудо свыше, поэтому такие люди пытаются медитировать. Существуют разные стили удовлетворения Бога. Это зависит от человека.

#00:28:22#

Вопрос: Здесь очень много преданных, которые приехали с разных городов. Все преданные здесь имеют возможность общаться с преданными, но каждый из сидящих здесь или, по крайней мере, многие из сидящих лидеры в своих городах. Там остались люди, которые только-только ищут духовный путь, только-только ищут преданное служение. Многие из этих людей находятся в беде. Вот мы сейчас все здесь находимся. Как можно помолиться или что-то сделать, чтобы они имели поддержку на время, пока преданные находятся здесь и общаются между собой?

#00:30:04#

Шрила Говинда Махарадж: Мы можем помочь этим людям, дав им такие наши книги, как Бхагавад-гита и другие, давая им свое общение и общение вайшнавов в первую очередь. Шрипад Госвами Махарадж, Шрипад Гири Махарадж и другие проповедники приезжают и будут приезжать в Россию из Индии, и они будут давать свое общение им. Таким образом мы будем помогать им. Говорят, что благотворительность начинается с родного дома. Мы будем стараться сами быть совершенными, тогда мы сможем передавать это сознание другим и помогать им, если возможно. Это зависит от способностей человека.

#00:31:15#

Вопрос: [неразборчиво].

#00:31:52#

Шрила Говинда Махарадж: В семейной жизни легко быть сознающим Кришну. Легко потому, что возможно жить семейной жизнью, поддерживать существование достойным образом и практиковать сознание Кришны всей жизнью, всем существом, но других членов семьи не [надо] пытаться насильственно заставлять быть преданными. Если вы сумеете разумным образом дать сознание Кришны своим близким — это замечательно, но если вы не способны этого сделать, то не следует давить на них и тащить их насильно. Быть полностью занятым в сознании Кришны возможно в любых жизненных обстоятельствах, в семейной жизни — также. Это личное дело каждого. Таким образом, преданные должны разумно вести себя с членами своих семей. Мы верим в то, что это возможно. Примером тому может служить, например, Хираньякашипу и его династия, его род каятха. Кто-то из них был преданным, кто-то был демоном, но они мирно уживались в одной семье. Кришна говорит в Бхагавад-гите, что мирное отношение к окружающему миру, к природе — это и есть подлинная йога. Вначале пытайтесь стать совершенными сами, а затем, возможно, мудро дать это другим. Таково решение.

#00:35:30#

Вопрос: Многих беспокоит вопрос, могут ли представители Говинды Махараджа принимать в России учеников от своего имени?

#00:35:52#

Шрила Говинда Махарадж: Это — моя миссия. Шри Чайтанья Сарасват Матх — миссия Шрилы Шридхара Махараджа. Это не ИСККОН, поэтому то, что делают проповедники в России, они делают для и ради Шри Чайтанья Сарасват Матха. Если есть какое-то понимание, тогда это возможно. Как все реки впадают в океан, так все интересы должны служить одному. Таков наш план в отношении всего.

#00:36:56#

Вопрос: То есть возможность такая все равно существует?

#00:37:18#

Шрила Говинда Махарадж: Такая возможность однозначно существует, определенно существует, но речь идет о действии, направленном на единое благо, на одну цель. Мы следуем этому не только в России, но и повсюду, во всем мире. Как, скажем, Шрипад Ашрам Махарадж возглавляет мексиканских преданных, Шрипад Джанардан Махарадж, Шрипад Гири Махарадж — они лидеры у себя [в разных центрах в США], но для блага Шри Чайтанья Сарасват Матха.

#00:39:19#

Все санньяси в нашей миссии квалифицированы несомненно, и они обладают качествами, чтобы быть учителями. Но таким было желание Шрилы Шридхара Махараджа — чтобы его последователи служили мне в дальнейшем, в будущем. И это зависит от человека. Хотя они квалифицированы, и они достойны быть [самостоятельными духовными наставниками], но они следуют его наказу, его желанию, поэтому положение вещей в Матхе только таково. Я не думаю, что я личность номер один, я самый главный. Но Кришна дал это кресло ачарьи мне, и Шрила Шридхар Махарадж дал это положение мне. Другое дело, что некоторые люди хотят быть Гуру сию минуту, сейчас, не обретя должной квалификации. Это другое дело. В нашей миссии главная «мантра» — это любовь к Шри Кришне, любовь к Гуру, любовь к преданным. В нашей миссии никто не стремится вводить в сферу своего влияния других людей, делать их подчиненными себе. Но то, что живет внутри, в сердце — это чувство [необходимо] направлять на преданных. В этой миссии каждый служит. Мы все плывем в одной лодке. Мы все на борту одного корабля, и корабль этот плывет на «место битвы».

#00:43:12#

Вопрос: В Бхагавад-гите сказано, что если человек не признает Кришну Верховным Господом, то значит он демоническая личность. Но если эта демоническая натура и прасад вкушает, и не препятствует проведению программ, служит косвенно, как я могу считать его демоном?

#00:45:14#

Шрила Говинда Махарадж: В свое время в юности, когда я читал Бхагавад-гиту Свами Махараджа… Я не знаю, как по-английски, поскольку я тогда не читал ее на английском и не знаком с английской версией, но Свами Махарадж в своих книгах комментировал Бхагавад-гиту, во-первых, он цитировал очень многие шлоки из Бхагавад-гиты. И я удивлялся: почему он придает такое большое значение Гите, если первостепенное писание для нас — «Шримад-Бхагаватам»? Свами Махарадж ставит на первое место Гиту. В то время я не мог этого понять, и такой вопрос был у меня. И со временем ко мне пришел ответ — почему.

#00:46:32#

Нет, ваш муж не демон. Тот, кто не практикует сам сознание Кришны, но не против сознания Кришны, помогает преданным, как он может быть демоном? Он получит хороший результат, если он вам помогает особенно. Определенно он обретет благо.

#00:43:12#

Бхагавад-гита в высшей степени важна как азбука, как некое основание, фундамент. Это можно сравнить с системой образования. Никто не может получить докторскую степень за два года — необходимо начальное образование, средняя школа, университет, затем — определенная специализация. Тридцать лет должно пройти прежде, чем человек станет профессором. Солнце восходит, и солнце садится, но для того, чтобы мы поняли истину о том, где солнце находится, и где находимся мы по отношению к солнцу, необходимо постепенное образование, постепенный процесс — первый класс, второй, третий, четвертый, а затем — ученая степень, полное знание. И в то же время истина едина, истина одна, и эта истина остается истиной и в первом классе, и в последнем.

#00:51:09#

В начале своего пребывания в Америке в течение одного года Шрила Свами Махарадж не достиг никаких результатов. Его проповедь казалась неуспешной, а потом он сел под дерево, в одну руку взял мридангу, барабан, в другую руку взял караталы. Одной рукой он играл на мриданге, а другой рукой звенел на караталах, и уста его произносили «Харе Кришна». И вся разношерстная публика, все хиппи [Гурудев говорит «шиппи»] и так далее и так далее, — все они как сумасшедшие стали танцевать в его киртане, а через пять лет весь западный мир был затоплен потоком сознания Кришны.

#00:51:57#

Я в высшей степени люблю и привлечен этим духом проповеди, настроением проповеди Шрилы Прабхупады — в высшей степени. Один человек весь мир сделал сознающим Кришну. Какая вселенская сила пришла к нему? Но этого человека я знаю лучше, чем кто бы то ни было. Я жил с ним, как его сын, и он не отрицал этого. Он публично признавал это, говорил об этом и писал об этом. Я очень люблю его. Что есть что — кто может сказать?

#00:53:18#

кам̇ прати катхайитум ӣш́е
сампрати ко ва̄ пратӣтим а̄йа̄ту
го-пати-танайа̄-кун̃дже
гопа-вадхӯт̣и-вит̣ам̇ брахма[2]

#00:53:38#

Когда я давал первую лекцию в ИСККОН, я сказал… Заглавием лекции было: «Кому я расскажу, и кто мне поверит?» Прабхупада попросил меня: «Говинда Махарадж, выступи».

#00:54:30#

Вы видели эту фотографию в храме — Прабхупада Свами Махарадж и Шрила Шридхар Махарадж сидят на одной вьясасане, а я стою рядом с ними. И в этот момент Прабхупада сказал: «Говинда Махарадж! Выступи с речью, скажи что-нибудь». Я чувствовал себя не в своей тарелке — я не знал, что сказать в этом большом собрании, но, следуя его наказу, я встал и с молитвой... Я возносил молитвы, а про себя думал: «Что же я скажу?»

#00:55:41#

Внезапно эта шлока пришла ко мне на ум, и когда я начал говорить эти слова: «Кому я расскажу, и кто мне поверит, что эта личность, этот человек сидит сейчас перед нами в кресле всемирного ачарьи, Гуру всего мира?» В этот момент Кришнадас Бабаджи Махарадж, его реакция была такой: «О-хо-хо!»

#00:57:20#

Многие люди в настоящее время держат в руках барабан и бьют на нем одно и то же: «Прабхупад! Прабхупад! Прабхупад!» Но эти люди не знают Прабхупаду, потому что у них было мало общения с ним в их жизни, эти люди — новички. Многие из них, некоторые из них знают, что такое «лево», но не знают, что такое «право». А другие знают, что такое «право», но не знают, что такое «лево». Когда вы сможете реально увидеть, что змея — это веревка, а веревка — это змея, когда ваш Гуру говорит вам, что это — так, а это — этак, это означает, что вы квалифицированы. Прабхупада начал с самых азов и прошел до самой вершины. Некоторые личности, несомненно, обрели некоторое понимание сознания Кришны, но большинство так и осталось на уровне учеников, не учителей.

Харе Кришна!

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Винод Бандху Дас
Редакторы: Бхуван Сундар Дас, Традиш Дас

 


[1] Шримад Бхагавад-гита, 18.66.

[2] «Кому мне рассказать, и кто мне поверит, что Верховная Личность Бога, Кришна, подстерегает гопи в кущах на берегу Ямуны? Так Господь являет Свои игры» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.98).

 

← Сухуми (часть 17). Не смотря ни на что! ·• Архив новостей •· «Ленин, праздники и подарки». Интервью Шрипада Б. С. Госвами Махараджа. Томск, 18 декабря 2008 года. →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования