
«Вриндаван — наивысший уровень сознания». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж
Russian
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж
Вриндаван —
наивысший уровень сознания
Что такое Вриндаван?
Что есть истинный Вриндаван? Это уровень сознания. На различных уровнях сознания существуют различные субъективные реальности. Все происходит по воле Господа. Именно Он субъект; Его энергия и сладостная воля также субъективны. Господь сказал: «Да будет свет!», — и возник свет. Господь сказал: «Быть воде!», — появилась вода. Господь сказал: «Да будет земля!», — земля также возникла. Если, подобно гипнотизеру, высший Субъект хочет позволить низшему субъекту что-то увидеть, это обязательно произойдет. Все мы находимся в субъективном, воображаемом мире, однако над этой мнимостью находится сверхсубъективный план, мир реальности. Кришна являет Себя тому, кто развил чистое сознание.
Мир любви и простоты
Вриндаван, высочайший мир божественности, есть уровень сознания. Над миром благоговения и почтения Вайкунтхи находится Вриндаван, земля простоты и сокровенной божественной любви. Особенность обитателей того высочайшего мира сознания в том, что они не ощущают себя во Вриндаване. Это апракрита, мир, одновременно похожий на земной и в то же время полностью духовный.
Уровни знания
Знание имеет пять уровней. Самым низшим является пратьякша — знание, обретенное через чувственное восприятие. Это первый уровень. Следующий, более высокий, уровень — это знание, не воспринятое чувствами, но накопленное из опыта других: парокша. Например, ученые имеют некоторый опыт, а мы получили некоторое знание, основываясь на опыте их изобретений и исследований.
Следующая стадия, апарокша, находится вне досягаемости человеческого восприятия. Это нечто вроде глубокого сна. Проснувшись, мы говорим: «Я спал очень хорошо и крепко». Однако в глубоком сне без сновидений мы не сознаем свое существование. Пробудившись от такого сна, мы можем сказать что-то о пережитом опыте, однако очень туманно. Апарокша — это разновидность неопределенного, смутного восприятия, в котором субъект соединяется с материальным объектом, а затем материальный объект исчезает в субъекте.
Четвертое измерение — адхокшаджа
Но великий преданный-ученый Рамануджачарья, так же, как и другие вайшнавские ачарьи, придерживался мнения, что помимо апарокши существует четвертый, более высокий, уровень. Этот план бытия зовется адхокшаджа, надмирный, или находящийся вне досягаемости [мирских] чувств, будь то грубых или тонких. Этот план [бытия] мы можем воспринимать лишь тогда, когда по своей сладостной воле он нисходит к грубому миру нашего понимания.
Абсолютная истина независима
Мы не можем сказать, что абсолютная истина контролируется нашим знанием. Мы никогда не постигнем ее собственными усилиями. Она независима. Она нисходит лишь по своей сладостной воле, и лишь тогда мы сможем воспринимать тот высочайший мир, однако если она уходит — мы совершенно беспомощны, не в наших силах что-либо изменить. Мы можем рыдать или можем молить, но войти туда благодаря собственным силам мы не сможем. Таков четвертый план сознания — великий, могущественный и животворящий. Лишь если он нисходит к нам, мы получаем некоторое восприятие того мира, мира Вайкунтхи — безграничной духовной области благоговения [перед Всевышним] и [Его] могущества.
Таков уровень адхокшаджа.
Адхокшаджа
Подлинное знание находится выше, не на поверхности, за пределами нашего опыта. Проникнув сквозь толщу покрытий, замуровавших наше восприятие, мы сможем соприкоснуться с другим планом сознания — адхокшаджа. Адхокшаджа означает высшее знание, способное подчинить себе наше знание, основанное на опыте этого мира. Это трансцендентное и превосходящее область ума знание составляет четвертый уровень знания. Этот уровень кардинально отличается от всех предыдущих и превосходит все известное в этом мире.
Пятый уровень знания
Однако, благодаря Шри Чайтанье Махапрабху и «Шримад-Бхагаватам», мы узнали, что существует пятый уровень знания, который внешне очень сходен со знанием этого материального мира, но не является материальным, мирским: апракрита. Такова Голока, полноразвитая совершенная теистическая концепция, которую можно обнаружить лишь в обители Кришны. Центральное знание Абсолюта должно иметь связь даже с самым низшим уровнем материального творения, оно должно быть способным привести в гармонию все наихудшее из этого иллюзорного мира. Поэтому этот уровень известен как апракрита, надмирный. Получить доступ в это высочайшее царство возможно лишь благодаря чистой любви к Богу.
Во Вриндаване различия между высшим и низшим исчезают
Любовь может компенсировать все. Существует пословица, что любящая мать видит свое слепое дитя лотосооким. Нежность ослепляет ее. Поэтому все никчемное и низменное может быть возвышено только любовью, которая озаряет все своей красотой. И такова према, божественная любовь к Богу. Из милости, движимый жалостью и великодушием, царь может прийти и играть с мальчиком на улице. Нежность делает возможным это. Апракрита: здесь различия между высшим и низшим исчезают.
(«Золотой Вулкан божественной любви»)
Наивысшее представление о Боге
Концепция Кришны Вриндавана как высшей личности [Бога] — наивысшая, потому что красота выше всего остального. Красота превосходит любое величие и могущество. Ни физическое, ни умственное, ни интеллектуальное, ни любое другое могущество не имеет высшей власти: над ними стоят красота и любовь. Абсолютное благо — это абсолютная красота, и она абсолютный хозяин. Милость выше справедливости.

Наверх