ВРИНДАВАН, наивысший уровень знания

Объяснение Шрилы Б.Р.Шридхара Махараджа

Шрила Б.С.Говинда Махарадж
Вриндаван-дхама

Шри Шри Радха-Говинда во Вриндаване  Что такое Вриндаван?
    Что есть истинный Вриндаван?  Это уровень сознания. В различных уровнях сознания существуют различные субъективные реальности. Все происходит по воле Господа. Именно Он субъект; Его энергия и сладостная воля также субъективны. Господь сказал: «Да будет свет», – и возник свет. Господь сказал: «Быть воде», – появилась вода. Господь сказал: «Да будет земля», – земля также возникла. Если, подобно гипнотезеру, Высший Субъект хочет позволить низшему субъекту что-то увидеть, это обязательно произойдет. Все мы находимся в субъективном, воображаемом мире, однако над этой мнимостью находится сверхсубъективный план, мир реальности. Кришна являет Себя тому, кто развил чистое сознание.

    Мир любви и простоты
    Вриндавана, высочайший мир божественности, есть уровень сознания. Над миром благоговения и почтения Вайкунтхихи находится Вриндавана, земля простоты и сокровенной божественной любви. Особенность обитателей того высочайшего мира сознания в том, что они не ощущают себя во Вриндаване. Это апракрита, мир, одновременно похожий на земной и в то же время полностью духовный.

    Уровни знания
    Знание имеет пять уровней. Самым низшим является пратьякша – знание, обретенное через чувственное восприятие. Это первый уровень. Следующий, более высокий уровень – это знание не воспринятое чувствами, но накопленное из опыта других: парокша. Например, ученые имеют некоторый опыт, а мы получили некоторое знание, основываясь на опыте их изобретений и исследований.
    Следующая стадия, апарокша, находится вне досягаемости человеческого восприятия. Это нечто вроде глубокого сна. Проснувшись, мы говорим: «Я спал очень хорошо и крепко». Однако в глубоком сне без сновидений мы не сознаем свое существование. Пробудившись от такого сна, мы можем сказать что-то о пережитом опыте, однако очень туманно. Апарокша – это разновидность неопределенного, смутного восприятия, в котором субъект соединяется с материальным объектом, а затем материальный объект исчезает в субъекте.

    Четвертое измерение -- адхокшаджа
    Но великий преданный, ученый Рамануджачарья, также как и другие Ваишнавские ачарьи, придерживался мнения, что помимо апарокши, существует четвертый, более высокий уровень. Этот план бытия зовется адхокшаджа, надмирный, или находящийся вне досягаемости чувств, будь то грубых или тонких. Этот план мы можем воспринимать лишь когда, по своей сладостной воле, он нисходит к грубому миру нашего понимания.

    Абсолютная Истина независима
    Мы не можем сказать, что Абсолютная Истина контролируется нашим знанием. Мы никогда не постигнем Ее собственными усилиями. Она независима. Она нисходит лишь по своей сладостной воле, и лишь тогда мы сможем воспринимать тот высочайший мир, однако, если она уходит – мы совершенно беспомощны, не в наших силах что-либо изменить. Мы можем рыдать, или можем молить, но войти туда благодаря собственным силам мы не сможем. Таков четвертый план сознания – великий, всемогущественный и животворящий. Лишь если он снисходит к нам, мы получаем некоторое восприятие того мира, мира Вайкунтхи – безграничной духовной области благоговения и могущества.
    Таков уровень адхокшаджа.

    Адхокшаджа
    Подлинное знание находится выше, на поверхности, за пределами нашего опыта. Проникнув сквозь толщу покрытий, замуровавших наше восприятие, мы сможем соприкоснуться с другим планом сознания – адхокшаджа. Адхокшаджа значит высшее знание, способное подчинить знание наше, основанное на опыте этого мира. Это трансцендентное и превосходящее ум знание составляет четвертый уровень знания. Этот уровень координально отличается от всех предыдущих и превосходит всё известное в этом мире.

    Пятый уровень знания
    Однако, благодаря Шри Чайтанье Махапрабху и "Шримад Бхагаватам", мы узнали, что существует пятый уровень знания, который внешне очень сходен с этим материальным миром, но не является материальным, мирским: апракрита. Такова Голока, полноразвитая совершенная теистическая концепция, которую можно обнаружить лишь в обители Кришны. Центральное знание Абсолюта должно иметь связь даже с самым низшим уровнем материального творения, оно должно быть способным привести в гармонию все наихудшее из этого иллюзорного мира. Поэтому этот уровень известен как апракрита, надмирской. Получить доступ в это высочайшее царство возможно лишь благодаря чистой любви к Богу.

    Во Вриндаване различия между Высшим и низшим исчезают
    Любовь может компенсировать всё Существует пословица, что любящая мать видит свое слепое дитя лотосооким. Нежность ослепляет её. Поэтому, всё никчемное и низкое может быть возвышено только любовью, которая озаряет всё своей красотой. И такова према, божественная любовь к Богу. Из милости, движимый жалостью и великодушием, царь может прийти и играть с мальчиком на улице. Нежность делает возможным это. Апракрита – здесь различия между высшим и низшим исчезают.
    ("Золотой Вулкан Божественной любви")

    Наивысшее представление о Боге
    Вриндаванская концепция Кришны как Высшей Личности -- наивысшая, потому что красота выше всего остального. Красота превосходит любое величие и могущество. Ни физическое, ни умственное, ни интеллектуальное, ни любое другое могущество, не имеет высшей власти: над ними стоят красота и любовь. Абсолютное Благо -- это абсолютная красота, и она -- абсолютный хозяин. Милость выше справедливости.
    ("Шри Гуру и Его милость")


Шрила Б.С.Говинда Махарадж
Вриндваван-дхама



    Вриндаван-дхама трансцендентна, но слово "трансцендентное" не достаточно, чтобы полностью описать его. Мы можем сказать "духовный мир", но это так же недостаточно. Вриндаван-дхама -- это Чинмайя-дхама, она духовна и сознательна, но так же намного больше этого.

Рупа Госвами оставил прекрасную шлоку, описывающую этот мир и это блаженство:
 


вйатитйа бхаванавартма йаш чаматкара-бхарабхух
хриди саттводжвале бадам свадате сарасо матах


 


    Он говорит: вйатитйа бхавана -- этот мир намного выше тех сфер, которые достижимы с помощью знания. Он находится вне пределов нашего понимания; он недостижим для нас, но в то же самое время, настолько прекрасен, что мы не можем даже вообразить себе. Но это наше достояние, и мы получим это. Мы не просто можем обрести это, нет -- мы обязательно обретем это. И наступит день, когда мы получим этот дар, а инче у нас нет надежды.У нас нет иной альтернативы".

    ( Шрила Б.С.Говинда Махарадж, "Божественное руководство")