«Золотой Вулкан божественной любви». Часть I. Жизнь Шри Чайтаньи Махапрабху. Глава 3. Друг падших. Книга Шрилы Б. Р. Шридхара Дев-Госвами Махараджа в новой редакции 2016 года

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Золотой Вулкан божественной любви

Часть I. Жизнь Шри Чайтаньи Махапрабху

Глава 3. Друг падших

 

Тогда как обязанность справедливости — поиск достоинств, милость не имеет подобных ограничений. Божественная милость не заботится ни о какой пригодности, но всегда готова вознаградить слабых и недостойных. Требуется лишь одно: наше искреннее и страстное желание обрести эту милость. В «Чайтанья-чaритамрите» сказано:

кр̣ш̣н̣а-бхакти-раса-бха̄вита̄ матих̣,
крӣйата̄м̇ йади куто ’пи лабхйате
татра лаулйам апи мӯлйам экалам̇,
джанма-кот̣и-сукр̣таир на лабхйате

«Чистое преданное служение Кришне не обрести совершением праведных деяний даже в течение миллионов жизней. Добиться его можно лишь одной ценой: горячим рвением. Где бы ни было оно доступно, человек должен приобрести его немедленно»[1].

Никакие качества из прошлой жизни человека не помогут достичь сознания Кришны, — важны только страстное желание и вера. А какое действие производит сознание Кришны?

бхидйате хр̣дайа-грантхиш́
чхидйанте сарва-сам̇ш́айа̄х̣
кш̣ӣйанте ча̄сйа карма̄н̣и
майи др̣ш̣т̣е ’кхила̄тмани[2]

«Наше внутреннее стремление к расе, упоению, сокрыто в сердце, а сердце связано и запечатано. Однако слушание и воспевание славы Кришны разбивает печать на сердце, и тогда сердце пробуждается и раскрывается, чтобы принять Кришну — сокровищницу наслаждения, Сам экстаз (расо вaи сах̣, aкхила-раса̄мр̣та-муртих̣)[3]».

Сердце желает упоения

Наше сердце интересуют экстаз, упоение и сладость. И переживается это именно сердцем, а не умом, поэтому сердцу отводится первостепенное значение. Последующее воздействие ощущается в области знания. После того, как мы познаем вкус божественной сладости, исчезнут подозрения (раса-вaрджaм̇ расo ’пй aсйа парам̇ др̣ш̣т̣ва̄ нивaртате)[4]. Когда мы вкусим подлинный восторг (расу), все сомнения будут устранены. Познав вкус сознания Кришны, сердце пленяется им, а когда сердце пленено, начинает струиться поток экстатичной любви к Богу, премы. Удовлетворенное, сердце скажет: «Вот то, чего я искало!» Затем разум, вслед за ним, подтвердит: «Да, это, вне всяких сомнений, — высшая цель нашего поиска. Долой все остальное!» Сердце скажет: «Я достигло премы, божественной любви, — она превыше всего! Отныне конец всем трудам!» Тогда карма закроет все свои мастерские. Первое следствие соприкосновения с сознанием Кришны — пробуждение сердца. Когда сердце пленено, разум дает одобрение, и наша карма, побуждающая к действиям в неверном направлении, сходит на нет. Сознание Кришны — подлинное сокровище сердца.

Такова природа божественной милости — раздавать себя, невзирая ни на какой закон. Единственное, что принимается во внимание — наше пылкое стремление принять ее. Милость предлагают так: «Желаешь ли ты этого?» Если мы просто соглашаемся: «Да, это нечто чудесное и самое вкусное», то можем ее обрести. Если наша молитва искренна, то больше ничего и не требуется. Это простая сделка. Если мы хотим этого, то получим. Сознание Кришны предельно просто. Достоин кто-то или нет — не имеет значения. Любой, кто просто желает его, может его получить.

А что же с теми, кто не желает этого божественного дара? Им Шри Чайтанья Махапрабху даровал особую милость через Своего самого великодушного «вербовщика» — Шри Нитьянанду Прабху. Нитьянанда Прабху не позволяет сбежать даже тем, кто хочет уклониться от сознания Кришны. Если кто-нибудь говорит: «Я не хочу этого», Нитьянанда Прабху не допустит этого. Он скажет: «Нет! Ты должен этого желать. Настоятельно тебя прошу — прими это! Воспользуйся этим, и ты сможешь почувствовать ценность сознания Кришны».

Умный торговец, чтобы завоевать рынок, может бесплатно раздавать клиентам образцы своего товара, говоря: «Возьмите один бесплатно! Сейчас никаких денег не нужно. Это подарок. Используйте его, и если вам мой продукт покажется ценным и полезным — приобретайте его». И тогда позже все станут покупать товар.

«Пожалуйста, примите Гаурангу!»

Подобным же образом, Нитьянанда Прабху путешествовал со Своей смиренной просьбой по всей Бенгалии. Нитьянанда Прабху стучался в двери и падал к стопам Своих «клиентов», умоляя: «Примите это, прошу! Не гоните Меня. Не прогоняйте Меня прочь. Исполните, пожалуйста, Мою просьбу! Направьте все ваше внимание на Гаурангу, и вы извлечете больше пользы, чем ожидаете. Вот о чем Я вас прошу». Он проливал слезы, катался по земле у их порога и взывал: «Вы не желаете принимать это, но отбросьте сомнения. Умоляю вас: примите! Верьте Мне. Пожалуйста, примите Гаурангу!» Так Нитьянанда Прабху странствовал по обоим берегам Ганги, путешествуя тут и там и проповедуя о Шри Чайтанье Махапрабху.

Нитьянанда Прабху знает только Гаурангу. В кришна-лиле Он предстает как Баладева. Внешне Баладева совершал раса-лилу, но в глубине души Он лишь устраивал раса-лилу для Кришны. Знатоки преданности видят, что Его природа — всегда полностью посвящать Себя Кришне. Иначе Он не был бы Бaладeвой. Он лишен любых тайных помыслов о собственном наслаждении — каждый атом Его тела постоянно стремится устраивать все для наслаждения Кришны. Подобным же образом, каждый атом тела Нитьянaнды Прабху — сознательная трансцендентная сущность. Каждый атом Его тела предназначен только для удовлетворения Шри Чайтаньи Махапрабху и служения Ему.

«Спускайся со Своего трона!»

Однажды Шачи Деви, матери Махапрабху, приснилось, что Кришна и Баларама сидели на троне, а Нитьянанда Прабху обращался к Бaладeве:

— Спускайся со Своего трона! Твое время истекло. Теперь сюда воссядет Мой Господь Гауранга.

— Нет! — отказывался Баладева. — У Меня есть Мой Господь — Кришна.

Произошла схватка, но Нитьянанда Прабху оказался сильнее и стащил Бaладeву с трона со словами:

— Твое время прошло. Настал час Моего Владыки — Гауранги. Ты захватчик, узурпатор. Слезай!

И Баладева не смог одолеть Нитьянaнду, Который стянул Его с трона.

Такова природа взаимоотношений между Нитьянaндой Прабху и Шри Чайтаньей Махапрабху. У Нитьянанды Прабху нет ничего Своего, для Него Шри Чайтанья Махапрабху — все и вся. Что Баладева — для Кришны, то Нитьянанда Прабху — для Шри Чайтаньи Махапрабху.

Целью нисшествия Шримaна Махапрабху было наиболее щедро распространить преданное служение Вриндавана. С другой стороны, Нитьянанда Прабху пел:

бхаджa гаура̄н̇га, кaха гаура̄н̇га, лaха гаура̄н̇гeра на̄мa,
йeи джaнa гаура̄н̇га бхаджe, сeи а̄ма̄ра пра̄н̣a

«Поклоняйся Гауранге, говори о Гауранге, воспевай Имя Гауранги. Всякий, кто поклоняется Шри Гауранге — Моя жизнь и душа».

Нитьянанда Прабху прилагал все Свои силы к тому, чтобы как можно более широкие массы людей приняли Шри Чайтанью Махапрабху. Что Он говорил? «Немедленно присоединяйтесь к походу Шри Чайтаньи, и вы благополучно достигнете Вриндавана».

Конечно, Нaвaдвипа, обитель Шри Чайтаньи Махапрабху, не менее ценна, чем Вриндаван, обитель Кришны. Та же раса, что существует во Вриндаване, в другом аспекте проявлена в Навадвипе. Одних преданных особо влечет вриндавана-лила, других — навадвипа-лила, а третья группа представляет оба лагеря, но Нaвaдвипа — самая великодушная. Во Вриндавaне игры Кришны ограничены кругом ближайших слуг, но в Нaвaдвипе Его игры становятся доступны каждому. Гаура-лила великодушнее кришна-лилы.

В «Чайтанья-чaритамрите» Кришнадас Кавирадж Госвами объясняет свою концепцию различия между гаура-лилой и кришна-лилой:

кр̣ш̣н̣а-лӣла̄ амр̣та-са̄ра, та̄ра ш́ата ш́ата дха̄ра,
               даш́а-дике вахе йа̄ха̄ хаите
се чаитанйа-лӣла̄ хайа, саровара акш̣айа,
               мано-хам̇са чара̄ха’ та̄ха̄те[5]

Он говорит: «Несомненно, в кришна-лиле мы обнаруживаем наивысший нектарный вкус расы. Но что такое гаура-лила? В гаура-лиле нектар кришна-лилы не ограничен узким кругом, а распространяется во все стороны. Это в точности, как если бы со всех десяти сторон нектарного озера кришна-лилы струились сотни потоков».

Наше величайшее стремление — достичь служения Шримати Радхарани, но прежде нам необходимо приблизиться к Шри Нитьянaнде Прабху через Его проявленного представителя — Гуру. Нитьянанда Прабху укрепляет фундамент, опора на который помогает нам далее развиваться в преданности. Быстрый прогресс без надежного фундамента приведет к негативным последствиям, поэтому милость Нитьянанды Прабху для нас — первейшая необходимость. Такой подход в итоге достигает кульминации в служении Шримати Радхарани (нита̄ийeр-кaрун̣а̄ хабe браджe ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣a па̄бe)[6].

Возродить осознание себя как слуги слуги, до крайней степени — такова философия гаудия-вайшнавизма. У нас нет цели стать едиными с Кришной, чтобы принимать служение. Мы желаем совершать служение. Подвластная половина Абсолютной Истины есть отрицательная сила — энергия, которая служит, а господствующая половина принимает это служение. Мы обретем наибольшее благо, когда, согласно присущей нам природе, займем положение в ряду слуг на отрицательной, подвластной половине и не будем считать себя едиными с положительной, властвующей половиной.

По милости Нитьянанды Прабху мы развиваем нашу привязанность к Шри Гауранге. Если же мы обретаем милость Шри Гауранги, мы обретаем все самое возвышенное. И это самый безопасный способ приблизиться к Радхе-Говинде. Если мы пытаемся достичь Радхи-Говинды каким-либо иным путем, наши попытки в действительности будут искусственными и неполноценными. Если мы обращаемся к Радхе-Говинде напрямую, минуя Шри Гаурангу, нас ждут огромные трудности.

Вклад в Навадвипу

Поэтому необходимо вложить всю энергию в служение Шри Гауранге. Тогда автоматически мы будем вознесены на высший уровень. Прабодхананда Сарасвати Тхакур молится:

йатха̄ йатха̄ гаура-пада̄равинде,
виндета бхактим̇ кр̣та-пун̣йа-ра̄ш́их̣
татха̄ татхотсарпати хр̣дй акасма̄д,
ра̄дха̄-пада̄мбходжа-судха̄мбху-ра̄ш́их̣[7]

«Как только мы посвятим себя лотосоподобным стопам Шри Гауранги, мы спонтанно обретем нектарное служение Шримати Радхарани во Вриндаване».

Вложение в Навадвипа Дхаму автоматически приведет душу во Вриндаван. Она сама не будет знать, как перенеслась туда. Но удачливые вкладывают всё в служение Гауранге. Если они делают это, то обнаруживают, что все само собой было преподнесено божественным стопам Шримати Радхарани. Она допустит их к сокровенному служению Себе и даст им дело со словами: «У тебя хорошая рекомендация из Навадвипы — Я немедленно назначаю тебя на это служение». Шримати Радхарани предстает в образе Гауранги, являя Себя наиболее великодушным образом. В наше представление об играх Шри Гауранги не может проникнуть никакая эгоистическая чувственность, поскольку Он является как санньяси и преданный.

Конечно, если мы изучим Шри Чайтанью Махапрабху, мы обнаружим Кришну в облачении Радхарани. Согласно философам-имперсоналистам, когда отрицательное и положительное начала соединяются, они становятся неразделимым единством. Однако вайшнавская философия гласит, что, когда обе, положительная и отрицательная, стороны Божества соединяются, индивидуальность не утрачивается. Напротив, облачившись в отрицательное, положительное преображается и начинает поиск Самого Себя в умонастроении величайшего искателя. Согласно вайшнавизму, когда положительное и отрицательное соединяются, они не создают равновесия, скорее, их динамичный характер сохраняется вечно. Объединение Радхи и Говинды — это Шри Гауранга, и по милости Нитьянанды Прабху Шри Гауранга может стать для нас привлекательным.

Всеобъемлющая милость

Иногда милость Нитьянанды Прабху превосходит милость Шри Чайтаньи Махапрабху. Порой Махапрабху, чтобы не создавать дурной прецедент, не может принять некоторые падшие души, — Ему приходится учитывать их положение в обществе, равно как и другие вещи. Однако Нитьянанда Прабху в Своей милости не беспокоится ни о каких неблагоприятных обстоятельствах. Милость Его необычайно щедра и почти слепа. Он не разделяет грешников согласно степени их порочности. Его милость всеобъемлюща. И Шри Чайтанья Махапрабху не может отвергнуть Его рекомендацию. Нитьянанда Прабху дает прибежище даже тем, кого отверг Шри Чайтанья Махапрабху, и постепенно Махапрабху приходится их принять. Поэтому милость Нитьянанды — величайшая, как по величине, так и по охвату, и в этом наше утешение, ибо по Его милости даже самые падшие души могут достичь высшей цели.

Однажды Шри Чайтанья Махапрабху сказал Своим последователям: «Даже если Нитьянанду Прабху найдут пьющим вино в кабаке с падшей женщиной самого низкого пошиба, все равно знайте — Он выше всего этого. Даже если вы застанете Его за совершением внешне низменных поступков, Он никогда не вовлечен в них. Может показаться, что Он связан с многообразной недостойной деятельностью, но знайте, что Его всегда почитают творец вселенной Господь Брахма и другие возвышенные преданные. Милость Нитьянанды Прабху столь могущественна, что если кто-нибудь возьмет лоскут Его набедренной повязки и будет почтительно носить его на своем теле, то избавится от всех беспокойств, причиняемых мирскими чувствами». Поэтому мы молимся: «Да будет ум мой всегда устремлен к Его святым стопам. Я предлагаю поклоны Шри Нитьянанде Прабху».

Поглощенные майей

Шри Чайтанья Махапрабху принял санньясу ради блага душ, поглощенных майей. Он гонялся за падшими душами и преследовал их, чтобы, даровав им Святое Имя Кришны, освободить их от иллюзии. Куда бы Он ни шел, Нитьянанда Прабху следовал за Ним, словно тень. Он полностью предался Ему, став единым с делом Махапрабху. Поэтому мы должны склониться перед Нитьянандой Прабху. Шри Чайтанья Махапрабху был поглощен вкушением сладости радха-говинда-лилы, глубоко погрузившись в ту реальность. Но одновременно Он желал освободить всех живых существ, сердца которых не были пленены ложными идеями отрешения и эксплуатации. Он приказал Нитьянанде Прабху: «Отправляйся в Бенгалию и попытайся освободить их — дай им божественную любовь к Радхе и Кришне».

Он приказал Нитьянанде Прабху распространять божественную любовь к Радхе-Говинде, но вместо этого Нитьянанда стал проповедовать о Шри Гауранге. Он думал: «Для них будет лучше поклоняться Гауранге: в их нынешнем состоянии это поможет им освободиться от оскорблений, и таким образом они автоматически обретут место в радха-говинда-лиле». Ему приказали проповедовать Имя Кришны, но вместо этого Он стал проповедовать Имя Гауранги. Поэтому, ради собственного блага, мы со всем смирением падаем ниц перед Нитьянандой Прабху.

Мы молим: «О Нитьянанда Прабху, о Гурудев, даруй мне, пожалуйста, каплю твердой веры в Шри Гаурангу. Он — объединенные Радха-Говинда, вкушающие сладость божественного нектара игр Вриндавана. Дай мне каплю веры, чтобы однажды я смог обрести божественную любовь и вступить в то царство».

Если мы пренебрегаем Нитьянандой Прабху и Шри Чайтаньей Махапрабху, наше стремление служить Радхе-Говинде будет грезами, абстрактной игрой воображения, не имеющей отношения к реальности. Нитьянанда Прабху — прибежище для всех падших душ. Он самое великодушное проявление гуру-таттвы. Мы должны преклонить пред Ним голову, принять Его святые стопы и предаться Ему.

В духовном царстве Вайкунтхи Нитьянанда Прабху представлен как Санкаршана — Всевышний, Который считается основой всего в мироздании. Все мыслимое бытие поддерживается Его энергией. Нитьянанда Прабху — изначальный Баладева, божественная Личность. Поэтому, несмотря на то, что Нитьянанда Прабху странствовал тут и там, катаясь в пыли со слезами на глазах и взывая: «Примите Имя Гауранги, и Я продамся вам!», нам следует оценивать Его игры, полностью сознавая Его величественное положение. Хотя Он ставит Себя столь низко, Его следует видеть в свете Его подлинного величественного положения. С таким отношением мы должны предаться Ему.

В различных областях духовного мира Баларама предстает в различных аспектах. Он пришел сюда со Шри Чайтаньей Махапрабху как Нитьянанда Прабху. Истина о Нитьянанде Прабху исчерпывающе объяснена в «Чайтанья-чаритамрите» и «Чайтанья Бхагавате». Там Он описывается получающим удовольствие от жизни и наслаждающимся Своими играми со Своим младшим братом [Шри Чайтаньей][8]. Мы должны преклонить голову перед этим Нитьянандой.

Шри кришна-према, божественная любовь, — непостижимое явление, которое необычайно привлекательно и экстатично. Великие святые, вкушающие эту чудесную субстанцию, отбрасывают все прочие устремления, в том числе желание освобождения, которое столь щедро прославляют Веды. И Нитьянанда Прабху, хоть и един с Баладевой, выше Него. Почему? Он распространяет божественную любовь.

Что такое божественная любовь? Она настолько значима и ценна, настолько выше всех остальных достижений, что тот, кто способен даровать божественную любовь, намного превосходит тех, кто может дать долг, богатство, наслаждение и даже спасение (дхарму, aртху, кaму, мoкшу). Если мы постигнем, что Кришна занимает второстепенное положение по отношению к Шри Чайтанье Махапрабху, то естественно, Баларама подчинен Нитьянанде Прабху. Во всех прочих отношениях обе Пары равны, но когда Баларама охвачен великодушием, Он становится Нитьянандой Прабху.

Прежде всего необходимо определить положение божественной любви: почувствовав слабый аромат божественной любви, великие святые отвергают спасение и все остальное. Когда мы определим положение божественной любви, мы сможем понять, что тот, кто может наделить ею, непременно должен превосходить подателей всего прочего.

Поэтому Нитьянанда-Баларама выше Каранодакашайи Вишну, Сверхдуши совокупных вселенных; Гарбходакашайи Вишну, Сверхдуши этой вселенной; и Кширодакашайи Вишну, Сверхдуши всех живых существ. И этот Баларама пришел сюда как Нитьянанда Прабху — не с величием, великолепием или мощью, но в образе человека, — чтобы распространять божественную любовь. И Он Тот, Кто дарует Гаурангу. Этим доказывается Его величие. Мы сможем понять это, изучая дальше, шаг за шагом, различные этапы Его жизни.

Нитьянанда Прабху родился в Экачакре, там же прошли Его ранние годы. Его родителей, друзей и соседей, наслаждавшихся Его сладостными детскими играми, переполняла упоительная радость. С самого рождения Он наполнял счастьем всю атмосферу Экачакры, и в этой исполненной блаженства обстановке Он провел Свое детство.

Однажды, когда Нитьянанда был еще совсем юн, в Его дом пришел санньяси и попросил Его у Его родителей в качестве подаяния. Санньяси странствовал по различным святым местам, и он молил о Нитьянанде как о милостыне. Он взял Его с собой, и Нитьянанда Прабху, следуя за этим санньяси, обошел почти все святые места. Говорится, что тем санньяси был Мадхавендра Пури.

Позже, ощутив внутри, в Своем сердце, ликование, Нитьянанда Прабху осознал, что Шри Гауранга начал в Навадвипе Свои игры санкиртаны. Вдохновленный этим, Нитьянанда Прабху пришел в Навадвипа Дхаму.

Необычайный сон

В тот день Махапрабху сказал Своим последователям: «Я видел во сне, что необыкновенно величественный человек подъехал к двери Моего дома на колеснице, отмеченной флагом Баларамы с изображением пальмы, и произнес: „Где дом Нимая Пандита?“ Раз за разом, снова и снова, Он продолжал вопрошать: „Где дом Нимая Пандита?“» «Должно быть, — продолжил Махапрабху, — этот выдающийся человек прошлой ночью пришел в Навадвипу. Постарайтесь Его разыскать». Они искали, искали, но нигде Его не нашли.

Тогда Махапрабху сказал им: «Давайте Я попробую». Он повел их прямо к дому Нанданы Ачарьи, и, когда Шри Чайтанья Махапрабху со Своими последователями неожиданно явились туда, они нашли Нитьянанду Прабху сидящим на веранде. Увидев Шри Чайтанью Махапрабху, Нитьянанда Прабху некоторое время пристально смотрел на Него и был настолько поглощен Им, что лишился чувств. Так за один день Он стал самым доверенным спутником Шримана Махапрабху. Когда Шри Чайтанья Махапрабху приказал Ему раздавать всем сознание Кришны, Он стал распространять сознание Гауранги — божественную любовь к Шри Гауранге. Этот Нитьянанда Прабху — спаситель всех падших душ, совершенно не различающий их по степени греховности, поэтому мы склоняемся к Его святым стопам.

Однажды в Джаганнатха Пури у Шри Чайтаньи Махапрабху с Нитьянандой Прабху состоялся тайный разговор. Поскольку Нитьянанда Прабху ушел в Бенгалию и женился, некоторые говорят, что Махапрабху попросил Его жениться. На наш взгляд, поскольку так называемые люди «высшего общества» были преисполнены тщеславия, Махапрабху попросил Нитьянанду Прабху сблизиться с простым народом. Так как в интересах Его проповеди Ему дали указание вступить с ними в весьма тесное соприкосновение, стало ясно, что Ему необходимо жениться. В противном случае, если бы Ему пришлось очень близко общаться с семейными людьми, Его могли бы обвинить в нарушении стандартов отречения. По этой причине Он женился. Ему пришлось принять этот образ жизни, занять это положение. И Его мог попросить поступить так Шри Чайтанья Махапрабху — это не было Его собственным решением. Естественно, вопрос о том, жениться или нет, не имел для Него никакого значения.

В «Бхакти-ратнакаре» описано, как Он познакомился со Своей вечной супругой, Джахнавой Деви. Это произошло, когда Он проповедовал по всей Бенгалии. Он проповедовал и в доме отца Джахнавы Деви, Сурьядаса Пандита, брата Гауридаса Пандита, который уже был последователем Гауры-Нитьянанды. Сурьядас очень помог Ему в Его проповеднической работе, так как дом его был хорошим опорным пунктом. Сурьядас, у которого было две дочери, предложил Нитьянанде Прабху одну из них в жены. В конечном счете Шрила Нитьянанда Прабху и Шримати Джахнава Деви вечно связаны, и хотя внешне Их брак был вызван необходимостью, на самом деле он был частью Их вечной лилы.

Конечно, некоторые так называемые санньяси пользуются этим, чтобы отречься от своих обетов безбрачия и жениться. Они приводят в оправдание женитьбу Нитьянанды. Но то, что Нитьянанда Прабху был санньяси, не является доказанным фактом. На самом деле Нитьянанда — это имя брахмачари. Ананда — суффикс, прибавляемый к именам брахмачари. Ананда, Сварупа, Пракаша и Чайтанья — различные виды имен брахмачари. Имя Ананда также встречается в укладе санньяси, но мы не находим ни одного титула санньяси, употребляемого применительно к Нитьянанде Прабху. Также нигде не упоминается санньяса-гуру Нитьянанды Прабху, хотя мы знаем, что Его дикша-гуру был Мадхавендра Пури, Гуру Адвайты Прабху и Ишвары Пури.

Нитьянанда Прабху известен как авадхута. Авадхута означает не санньяси, но того, кто не особенно щепетилен в отношении внешних аспектов своей практики и порой делает то, чего делать не следует. Когда возвышенную личность видят вовлеченной в низменную деятельность, ее считают авадхутой. Понятно, что она выше этого, но ее поступки более низкого характера. Ава значит «низший», а дхута означает, что он также может устранить скверну, очистить.

Нитьянанда Прабху разломал цельный посох санньяси (экаданду) на три части. Это указывает на то, что, когда мы принимаем санньясу, отреченный уклад жизни, мы должны принимать не одну, а три данды, которые символизируют посвящение служению Господу тела, ума и речи. Этот поступок Нитьянанды Прабху вдохновил и Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура Прабхупаду давать своим последователям триданда-санньясу, в отличие от экаданды, распространенной прежде в Бенгалии. Система триданда-санньясы, которая была принята в Южной Индии у вайшнавов, которые следуют Рамануджачарье, в современное время была введена Шрилой Бхактисиддхантой.

«Нападай на заблуждение — сокруши его!»

Подход Нитьянaнды Прабху был в чем-то своеобразным. Его стратегией было возвышать самых падших. Подобно Наполеону, чьей стратегией было атаковать сильнейшие позиции вражеской армии, Нитьянанда Прабху желал завоевать наиболее грешных. Мы обычно думаем, что святой отстраняется от этого мира майи и отправляется в уединенное место, где он может войти в пещеру и там предаться созерцанию. Как правило, индийские подвижники проповедуют: «Оставьте все, удалитесь в уединенное место в джунглях, найдите пещеру и там полностью посвятите себя осознанию Бога». Но не таков был наш Гуру Махарадж. Подобно Махапрабху и Нитьянанде Прабху, он желал атаковать майю и, словно великий полководец, объявил тотальную войну против иллюзии и даже всех иных существующих религиозных концепций. «Почему существует это непонимание, это заблуждение? — размышлял он. — Все принадлежит Кришне — ӣш́а̄ва̄сйам идам̇ сарвaм̇[9]. Это ясно, просто и сладостно. Как можем мы думать: „Это мне, а это — Ему?“ Почему мы вообще позволяем существовать подобному заблуждению? Атакуйте его — и разрушьте до основания!»

Он говорил нам: «Киртана означает проповедовать против заблуждения. Вы должны, как солдаты, идти от двери к двери и проповедовать сознание Кришны, интересы Кришны, концепцию Кришны. Если они поймут, что все предназначено для Кришны, то спасутся. Эта истина ясна и проста. Разве могут они этого не понять? Постарайтесь завоевать их, чтобы освободить из мира заблуждения и непонимания, где они страдают сейчас от последствий своей деятельности».

Таким образом, мы ничего не боимся. Один вайшнав, который любил уединенную жизнь, как-то спросил нашего Гуру Махараджа: «Почему вы находитесь в Калькутте? Это же город сатаны, где в разгаре борьба ради эгоистической выгоды! Оставьте это — отправьтесь в святую Дхаму». Но Шрила Бхактисиддханта Сарасвaти Тхакур намеренно выбрал этот город, сказав: «Я предпочитаю представлять вероучение Шри Чайтаньи Махапрабху в предельно загрязненном месте». По этой же причине он хотел отправить людей на Запад. «Восток пленен блеском западной цивилизации, — говорил он, — поэтому сначала необходимо сокрушить ее. Тогда ее очарование исчезнет, и весь мир присоединится к походу божественной любви Шри Чайтаньи Махапрабху». Это был тот же дух, с которым Нитьянанда Прабху вербовал падшие души этого мира, стремясь привести их к лотосоподобным стопам Шри Чайтаньи Махапрабху.

(продолжение следует)

 


[1] Этот стих произносит Рамананда Рай в беседе со Шри Чайтаньей Махапрабху, известной как Рамананда-самвада. Стих приводится в «Падьявали» (14), сборнике стихов Шрилы Рупы Госвами, и «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 8.70) Шрилы Кришнадаса Кавираджа Госвами.

[2] «Так разрубается узел в сердце, и вдребезги разбиваются все сомнения. Цепь кармической деятельности обрывается, когда человек видит, что только Я смогу удовлетворить его сполна» («Шримад-Бхагаватам», 11.20.30).

[3] Расо ваи сах̣. В «Тайттирия-упанишад» (2.7.1) говорится: расо ваи сах̣, расам̇ хй эва̄йам̇ лабдхва̄нандӣ бхавати — «Когда человек осознает Личность Бога, вместилище всего блаженства, воплощение всего разнообразия духовных отношений, Кришну, он обретает надмирное счастье». Затем: акхила‑раса̄мр̣та‑мӯртих̣. В «Бхакти‑расамрита‑синдху» (1.1.1) приводится следующий стих: акхила‑раса̄мр̣та‑мӯртих̣ праср̣мара‑ручи‑руддха‑та̄рака̄‑па̄лих̣ / калита‑ш́йа̄ма̄‑лалито ра̄дха̄‑прейāн видхур джайати — «Слава Кришне, Верховной Личности Бога! Своей всевозрастающей красотой Он покорил сердца гопи Тараки и Пали и завладел мыслями Шьямы и Лалиты. Он возлюбленный Шримати Радхарани и неиссякаемый источник наслаждения для преданных во всех трансцендентных расах» (этот стих также цитируется в «Шри Чайтанья‑чаритамрите» (Мадхья‑лила, 8.142)).

[4] Стих полностью: виш̣айа̄ винивартанте, нира̄ха̄расйа дехинах̣ / раса-варджам̇ расо ’пй асйа, парам̇ др̣ш̣т̣ва̄ нивартате — «Воплощенная в теле душа может воздерживаться от чувственных удовольствий, следуя практике самообуздания, но вкус к ним сохраняется. Однако познав возвышенные духовные переживания, она избавляется от самой склонности к наслаждению материей» (Бхагавад-гита, 2.59).

[5] «Игры Господа Кришны — квинтэссенция духовного блаженства, и этот нектар изливается в виде сотен рек по всем сторонам света. Игры Шри Чайтаньи Махапрабху — это вечное вместилище нектара. Так пусть же ум мой всегда плавает, словно лебедь, в этом божественном озере» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 25.271).

[6] Строка из третьего стиха «Манах-шикши», бхаджана Шрилы Нароттама Даса Тхакура во славу Шри Нитьянанды Прабху. Он таков: ахан̇ка̄ре матта хаийа̄, нита̄и-пада па̄сарийа̄, асатйере сатйа кори ма̄ни / нита̄ийер-карун̣а̄ хабе, брадже ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а па̄бе, дхаро нита̄ийера чаран̣ ду’кха̄ни — «Обезумев от гордости и позабыв о лотосоподобных стопах Нитьянанды Прабху, я принимаю ложь за истину. Но если Нитьянанда Прабху одарит тебя Своей милостью, ты встретишь Радху и Кришну во Врадже. Обними же лотосоподобные стопы Нитьянанды!»

[7] «Чем больше преданности лотосоподобным стопам Шри Гаурасундара обретает удачливая душа, тем сильнее океан нектара — служение лотосоподобным стопам Шри Радхики — спонтанно проявляется в ее сердце» («Шри Чайтанья-чандрамрита», 88).

[8] Чаитанйа-госа̄н̃и йа̄н̇ре бале ‘бад̣а бха̄и’ / тен̇хо кахе, мора прабху — чаитанйа-госа̄н̃и — «Чайтанья Махапрабху считал Нитьянанду Прабху Своим старшим братом, а Нитьянанда Прабху называл Шри Чайтанью Махапрабху Своим Господом» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 1.27).

[9] Ӣш́а̄ва̄сйам идам̐ сарвам̇, йат кин̃ча джагатйа̄м̇ джагат / тена тйактена бхун̃джӣтха̄, ма̄ гр̣дхах̣ касйа свид дханам — «Все живое и неживое во вселенной находится во власти Господа и принадлежит Ему. Поэтому каждый должен пользоваться только тем, что ему необходимо и выделено ему как его доля, и не посягать ни на что другое, хорошо понимая, Кому все принадлежит» («Шри Ишопанишад», 1).

 

← Программа в Сочи с Хришикешем Махараджем 5 июня 2016 года и подношение Виджай Раману Прабху к дню рождения ·• Архив новостей •· «Господь занимает Своих преданных в санкиртане».
Сахадев Прабху. 7 июня 2016 года. Москва, Кисельный →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования