«Творение. Махапрабху в Навадвипе и в Джаганнатха Пури. Революция Сарасвати Тхакура (дух и форма)». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 17 февраля 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия. «Онтология Прекрасной Реальности», часть 21




Russian

• Творение •
• Махапрабху в Навадвипе и в Джаганнатха Пури •
• Революция Сарасвати Тхакура (дух и форма) •

(«Онтология Прекрасной Реальности», часть 21)

Вопрос: Игры Кришны вечны. Когда Кришна завершает Свою игру в этой вселенной, она продолжается в какой-то другой. Но что происходит с играми Кришны во время конечного разрушения, когда все вселенные переходят в непроявленное состояние?

Шрила Шридхар Махарадж: Когда вселенная разрушается полностью (маха-пралая), со всеми звездами и планетами, ее размер становится равен нулю. Так достигается полное равновесие. Однако в духовном мире все продолжает идти своим чередом. Ничто не может угрожать вечным играм Кришны, поскольку они являются сутью вечной жизни.

Вопрос: Что тогда происходит с играми Кришны здесь, на Земле?

Шрила Шридхар Махарадж: По мере созревания фрукты падают с дерева. Постепенно все фрукты сгниют, но дерево останется. Нечто подобное происходит и здесь. Этот материальный мир может превратиться в ничто, но игры Кришны будут продолжаться вечно.

Вопрос: Каково различие между Голокой, местом игр Кришны в трансцендентном мире, и Гокулой, обителью Кришны на этом земном плане бытия?

Шрила Шридхар Махарадж: Гокула Вриндаван существует вечно, но порой он скрывается от взора всех наблюдателей. Обитель Гокула существует в идеальном мире, а здесь лишь иногда проявляется. То, что мы видим, зависит от нашего бытия и способности видеть, тогда как Гокула существует вечно. Если у вас нет глаз, то вы не увидите ничего. Чтобы прикоснуться к чему-то, у вас соответственно должны быть руки. То же самое и с Гокулой. Ее бытие — в совершенном мире, и никакие внешние процессы или способности, которые работают в этом бренном мире, не смогут соприкоснуться с совершенным бытием Гокулы.

Если Земля исчезнет, то это не означает, что вся Солнечная система разрушится. Солнечная система останется, но земляне уже не увидят этого. Подобным образом Гокула существует в совершенно другом, вечном плане бытия. Она не подвержена ни сотворению, ни постепенному развитию, ни разрушению. Суть этой тончайшей энергии можно понять на примере эфира. Даже уничтожив землю, вы не уничтожите эфир. Эфир присутствует как в земле, так и вне ее, однако, уничтожив землю, вы не сможете уничтожить эфир. Положение Гокулы подобно этому. Это подтверждается в «Шримад-Бхагаватам» [2.9.35]:

йатха̄ маха̄нти бхӯта̄ни бхӯтеш̣ӯчча̄вачеш̣в ану
правиш̣т̣а̄нй аправиш̣т̣а̄ни татха̄ теш̣у на теш̣в ахам

[«О, Брахма! Как материальные первоэлементы присутствуют во всех существах, а также вне их, так и Я присутствую внутри и вне всех существ».]

Положение Кришны также подобно этому: Он одновременно здесь и не здесь. В Бхагавад-гите [9.4–5] Он говорит Арджуне:

майа̄ татам идам̇ сарвам̇ джагад авйакта-мӯртина̄
мат-стха̄ни сарва-бхӯта̄ни на ча̄хам̇ теш̣в авастхитах̣

на ча мат-стха̄ни бхӯта̄ни паш́йа ме йогам аиш́варам
бхӯта-бхр̣н на ча бхӯта-стхо мама̄тма̄ бхӯта-бха̄ванах̣

[«Я повсюду и нигде. Все во Мне, однако во Мне нет ничего. В Своей непроявленной форме Я пронизываю всю вселенную. Узри же Мое мистическое совершенство, Мое одновременное единство и отличие! Хотя Я поддерживаю всех живых существ и присутствую везде, Я никак этим не затронут, поскольку являюсь первопричиной всего сущего».]

Мы должны понять отношения между причиной и следствием. Причина и следствие имеют совершенно разную природу. Даже внутренняя причина и ее скрытые последствия отличны друг от друга. Тело может быть разгорячено, а ум оставаться невозмутимым. Ум может охватить беспокойство, а душа оставаться безмятежной. Нам следует понять это существенное различие между причиной и следствием, между тонким и грубым, между материей и духом.

Вопрос: Махапрабху в Джаганнатха Пури — это экспансия, проявление Махапрабху в Навадвипе?

Шрила Шридхар Махарадж: В целом есть две «фазы» Махапрабху в Навадвипе. Во-первых, радха-кришна милита — тот, который приходит один раз в день Брахмы. И другая «фаза» — Махапрабху, который дает харинам; это юга-аватар, приходящий каждую Кали-югу. Эти две «фазы» объединены в Нем в Навадвипе. А когда Он пребывает в Пури, то в целом мы не находим там в Нем этот нама-аватар. Мы находим радха-говинда милита, и в особенности Он задействован там в Своей изначальной лиле — Он ищет Себя в настроении Радхарани. Он в меньшей или в незначительной степени вовлечен в распространение. Лишь имя Кришны присутствует там. Этот поверхностный аспект (распространения [святого] имени, проповеди) практически отсутствует. Это очень отдаленная связь. Она есть, но отдаленно. Она не отсутствует полностью — связь с проповедью. Этот частичный аспект присутствует и представлен в более великом аспекте — таким образом. Юга-аватар представлен в лиле Сваям Бхагавана.

Махапрабху обращается к Сварупе и Рам[ананд]е Раю. Иногда Он выходит вовне (из Гамбхиры или из внутреннего состояния), совершая это лишь в поверхностном темпераменте, в связи с этим миром. «О, Сварупа, о, Рамананда! Нам-санкиртана — это чудесное средство достижения божественной любви к Кришне». Такие (чувства) Он выражает и так переживает [духовный] вкус. Но главным образом Он глубоко погружен в разлуку с Кришной. Он ищет. Он более внимателен или менее внимателен — ни одна функция не может быть полностью изолирована от других. Они представляют собой единое целое. Присутствует объединяющая взаимосвязь. Большая степень внимания или меньшая степень внимания. Разница лишь в этом. Это непрерывное или постоянное начало, которое всегда присутствует. Ничто не может отделить эти функции одну от другой полностью. Это нечто продолжающееся, континуум.




←  «Шри Нимбадитья». Проф. Нишиканта Саньял. Из книги «Шри Кришна Чайтанья» | “Sri Nimbaditya.” Prof. Nishikanta Sanyal. From Sri Krishna Chaitanya ·• Архив новостей •· «Игры Махапрабху в Джаганнатха Пури». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 2 января 1994 года. Пури Дхама, Индия. «Простые и сладостные истины» (часть 73)  →


Russian

• Творение •
• Махапрабху в Навадвипе и в Джаганнатха Пури •
• Революция Сарасвати Тхакура (дух и форма) •

(«Онтология Прекрасной Реальности», часть 21)

Вопрос: Игры Кришны вечны. Когда Кришна завершает Свою игру в этой вселенной, она продолжается в какой-то другой. Но что происходит с играми Кришны во время конечного разрушения, когда все вселенные переходят в непроявленное состояние?

Шрила Шридхар Махарадж: Когда вселенная разрушается полностью (маха-пралая), со всеми звездами и планетами, ее размер становится равен нулю. Так достигается полное равновесие. Однако в духовном мире все продолжает идти своим чередом. Ничто не может угрожать вечным играм Кришны, поскольку они являются сутью вечной жизни.

Вопрос: Что тогда происходит с играми Кришны здесь, на Земле?

Шрила Шридхар Махарадж: По мере созревания фрукты падают с дерева. Постепенно все фрукты сгниют, но дерево останется. Нечто подобное происходит и здесь. Этот материальный мир может превратиться в ничто, но игры Кришны будут продолжаться вечно.

Вопрос: Каково различие между Голокой, местом игр Кришны в трансцендентном мире, и Гокулой, обителью Кришны на этом земном плане бытия?

Шрила Шридхар Махарадж: Гокула Вриндаван существует вечно, но порой он скрывается от взора всех наблюдателей. Обитель Гокула существует в идеальном мире, а здесь лишь иногда проявляется. То, что мы видим, зависит от нашего бытия и способности видеть, тогда как Гокула существует вечно. Если у вас нет глаз, то вы не увидите ничего. Чтобы прикоснуться к чему-то, у вас соответственно должны быть руки. То же самое и с Гокулой. Ее бытие — в совершенном мире, и никакие внешние процессы или способности, которые работают в этом бренном мире, не смогут соприкоснуться с совершенным бытием Гокулы.

Если Земля исчезнет, то это не означает, что вся Солнечная система разрушится. Солнечная система останется, но земляне уже не увидят этого. Подобным образом Гокула существует в совершенно другом, вечном плане бытия. Она не подвержена ни сотворению, ни постепенному развитию, ни разрушению. Суть этой тончайшей энергии можно понять на примере эфира. Даже уничтожив землю, вы не уничтожите эфир. Эфир присутствует как в земле, так и вне ее, однако, уничтожив землю, вы не сможете уничтожить эфир. Положение Гокулы подобно этому. Это подтверждается в «Шримад-Бхагаватам» [2.9.35]:

йатха̄ маха̄нти бхӯта̄ни бхӯтеш̣ӯчча̄вачеш̣в ану
правиш̣т̣а̄нй аправиш̣т̣а̄ни татха̄ теш̣у на теш̣в ахам

[«О, Брахма! Как материальные первоэлементы присутствуют во всех существах, а также вне их, так и Я присутствую внутри и вне всех существ».]

Положение Кришны также подобно этому: Он одновременно здесь и не здесь. В Бхагавад-гите [9.4–5] Он говорит Арджуне:

майа̄ татам идам̇ сарвам̇ джагад авйакта-мӯртина̄
мат-стха̄ни сарва-бхӯта̄ни на ча̄хам̇ теш̣в авастхитах̣

на ча мат-стха̄ни бхӯта̄ни паш́йа ме йогам аиш́варам
бхӯта-бхр̣н на ча бхӯта-стхо мама̄тма̄ бхӯта-бха̄ванах̣

[«Я повсюду и нигде. Все во Мне, однако во Мне нет ничего. В Своей непроявленной форме Я пронизываю всю вселенную. Узри же Мое мистическое совершенство, Мое одновременное единство и отличие! Хотя Я поддерживаю всех живых существ и присутствую везде, Я никак этим не затронут, поскольку являюсь первопричиной всего сущего».]

Мы должны понять отношения между причиной и следствием. Причина и следствие имеют совершенно разную природу. Даже внутренняя причина и ее скрытые последствия отличны друг от друга. Тело может быть разгорячено, а ум оставаться невозмутимым. Ум может охватить беспокойство, а душа оставаться безмятежной. Нам следует понять это существенное различие между причиной и следствием, между тонким и грубым, между материей и духом.

Вопрос: Махапрабху в Джаганнатха Пури — это экспансия, проявление Махапрабху в Навадвипе?

Шрила Шридхар Махарадж: В целом есть две «фазы» Махапрабху в Навадвипе. Во-первых, радха-кришна милита — тот, который приходит один раз в день Брахмы. И другая «фаза» — Махапрабху, который дает харинам; это юга-аватар, приходящий каждую Кали-югу. Эти две «фазы» объединены в Нем в Навадвипе. А когда Он пребывает в Пури, то в целом мы не находим там в Нем этот нама-аватар. Мы находим радха-говинда милита, и в особенности Он задействован там в Своей изначальной лиле — Он ищет Себя в настроении Радхарани. Он в меньшей или в незначительной степени вовлечен в распространение. Лишь имя Кришны присутствует там. Этот поверхностный аспект (распространения [святого] имени, проповеди) практически отсутствует. Это очень отдаленная связь. Она есть, но отдаленно. Она не отсутствует полностью — связь с проповедью. Этот частичный аспект присутствует и представлен в более великом аспекте — таким образом. Юга-аватар представлен в лиле Сваям Бхагавана.

Махапрабху обращается к Сварупе и Рам[ананд]е Раю. Иногда Он выходит вовне (из Гамбхиры или из внутреннего состояния), совершая это лишь в поверхностном темпераменте, в связи с этим миром. «О, Сварупа, о, Рамананда! Нам-санкиртана — это чудесное средство достижения божественной любви к Кришне». Такие (чувства) Он выражает и так переживает [духовный] вкус. Но главным образом Он глубоко погружен в разлуку с Кришной. Он ищет. Он более внимателен или менее внимателен — ни одна функция не может быть полностью изолирована от других. Они представляют собой единое целое. Присутствует объединяющая взаимосвязь. Большая степень внимания или меньшая степень внимания. Разница лишь в этом. Это непрерывное или постоянное начало, которое всегда присутствует. Ничто не может отделить эти функции одну от другой полностью. Это нечто продолжающееся, континуум.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования