«Духовное благо». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 21 июня 2001 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 27.31M)

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Духовное благо

(21 июня 2001 года, Лахта, Санкт-Петербург)

 

Гостья: Вопрос такой: исполняет ли Он [Кришна] все желания преданных или Он исполняет те желания, исполнение которых принесет благо для искренней души, и в этом проявляется Его милость?

#00:00:58#

Шрила Говинда Махарадж: Кришна берет заботу о нем [преданном] на Себя.

…ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа[1]

Кришна говорит: «Предайся Мне, и Я возьму на Себя заботу о твоей жизни». Таким образом, как я обрету благо в своей духовной жизни? Кришна позаботится об этом. Может быть, произойдет автомобильная авария или крушение самолета — нет проблем. Жизнь может быть долгой — может быть короткой, человек может жить в богатстве или в бедности, но все это определяет Кришна. Преданный не будет вовлечен, порабощен своими поступками, но будет проводить жизнь в служении.

#00:02:32#

Разница в том, что здесь, в этом материальном мире, существует «колесо» (то, что называют карма-чакрой), круговорот поступков и их последствий, но преданный никогда не вовлекается в эту карма-чакру, «колесо» действий. Карма-чакра подразумевает всегда наличие последствий действий, в ней присутствуют определенные реакции, и это происходит автоматически. Но преданная душа не участвует в этом круговороте действий и последствий. Преданный также живет своей жизнью, также трудится в этом мире, но его жизнь имеет своим смыслом служение Господу. Он никогда не вовлекается в порочный круг.

#00:04:28#

Два примера я могу привести. Один из них — кошка, которая берет в свои зубы маленького котенка и в зубах несет его. Та же самая кошка впивается теми же самыми зубами в мышь и убивает ее. Внешне это выглядит одинаково, но внутренне, по сути — разные вещи. Бхакти и карма, их различие в писаниях определяется таким образом.

#00:05:21#

Враджа Кишор Прабху: Было прочитано, что Гуру Махарадж сделал такое высказывание: Шрила Прабхупада вспахал землю, подготовил почву, это была задумка Бхактисиддханты Сарасвати, а наша задача — посеять семена. Что это значит? Что это за уровень проповеди и что из этого выйдет?

#00:06:34#

Шрила Говинда Махарадж: «Взрыхлил, подготовил почву» означает, что Шрила Свами Махарадж заложил основу или фундамент добродетели, благочестия, поскольку духовная жизнь зачастую возможна лишь, когда есть следование правилам и предписаниям, виддхи. Свами Махарадж дал определенные наставления для того, чтобы сердца преданных очистились, и он также дал мантру, Харе Кришна маха-мантру. Семена кришна-премы он дал нам. И от Гуру Махараджа мы также получили эти семена кришна-премы.

#00:08:15#

Сейчас наша задача в состоит том, чтобы культивировать это семя любви к Кришне должным образом и удалять нежелательное, «сорняки». «Сорняки» означают оскорбления Харинама. Необходимо вырывать их. В настоящее время это наш долг. Каждый день [нужно] поливать растение [преданности] «водой» и удобрять его так, как требуется.

#00:09:14#

Кану Прабху: Мы читали статью Шридхара Махараджа, где говорилось, что может возникнуть такая ситуация: поливая росток преданности, мы поливаем сорняки, и наряду со вкусом к духовной жизни одновременно «вырастают» и препятствия. Как не допустить такой ситуации? Как быть, когда уже в такой ситуации оказался?

#00:10:33#

Шрила Говинда Махарадж: Необходимо удалять эти нежелательные растения, сорняки, не давать им расти. Десять видов оскорблений Харинама, а также то, что называют сева-апарадхи, а их больше — тридцать два вида. Нама-апарадха, сева-апарадха, дхама-апарадха — оскорблений так много, что, как правило, мы не говорим людям обо всех, для того чтобы не смущать их, не производить на них дурное впечатление и не сбивать их энтузиазм. Но когда мы культивируем растение преданности, мы видим, что хорошо, а что плохо.

#00:11:41#

Кану Прабху: Как быть в такой ситуации, когда препятствия уже серьезны, то есть когда они уже «выросли»?

Шрила Говинда Махарадж: Харе Кришна!

Просто вырвать!

Джанардан Махарадж: Двумя руками.

Шрила Говинда Махарадж: Если необходимо — двумя. Туджа(?) — есть такое гомеопатическое средство. Если появляются нарывы, болячки, принимают лекарство, и они отступают. Как есть лекарство от опухоли, есть также лекарство от оскорблений.

#00:13:20#

Субхада Деви Даси: Все мы, так или иначе, привлеклись движением сознания Кришны — сначала в ИСККОН, потом в миссии Шридхара Махараджа. Есть такая организация «Движение за возрождение ИСККОН», члены которой считают, что Прабхупада за четыре месяца до ухода установил систему инициирующих ритвиков, и что он также хотел, чтобы после его ухода эта система оставалась: то есть чтобы его ученики давали инициации от его имени. Говинда Махарадж встречался с Прабхупадой. Что он может сказать по этому поводу? Какие у него были планы? Правда это или нет?

#00:16:01#

Шрила Говинда Махарадж: Вопрос относительно ритвиков связан с законом той или иной страны. В Индии традиция такова, что когда ачарья жив, он может дать позволение кому-то инициировать людей от его имени, и кто-то может действовать как ритвик, если есть на то благословение ачарьи. Два вида позволения существуют. Первый вариант: когда личность жива и уполномочивает кого-то действовать от его имени, и, соответственно, тот действует.

Ачарья Махарадж: Джай Ом Вишнупад Шрила Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай! Джай Вишваваренья Шрила Гуру Махарадж ки джай! Нитай-Гаура-премананде Харибол!

#00:17:29#

Шрила Говинда Махарадж: Второй же вид передачи силы заключается в том, что некий ачарья уполномочивает какого-либо человека навеки, он передает ему силу представлять его и действовать от его имени навеки. После ухода этого ачарьи эта сила остается с ним. Два вида передачи силы, один из которых постоянный, можно сказать, навеки, и он подразумевает, что после ухода того, кто эту силу передал, личность, которая уполномочена этим учителем, действует по своему усмотрению. Какого рода передача силы произошла, я не знаю, поэтому я не могу комментировать этот момент.

Субхада Деви Даси: Прабхупада, получается, не назначил преемника?

#00:18:38#

Шрила Говинда Махарадж: Нет, Прабхупада никогда не высказывался относительно того, кто будет его преемником, но его поступки иногда создавали такое впечатление, что определенные ученики в будущем станут Гуру, если они будут следовать его наставлениям, указаниям и программе должным образом, следуя закону. В будущем они будут Гуру. И те, кто захотят следовать им в качестве Гуру, будут следовать им после ухода Прабхупады. Но Прабхупада не назначил никакого человека в качестве главы его общества. Он создал руководящий комитет, для того чтобы руководить обществом, так называемое «ДжиБиСи», но это — административная функция. Харе Кришна.

#00:20:58#

Гостья: Я хочу сказать, что двенадцать лет назад на трансцендентном плане ко мне явился Всевышний и сказал, что я пришла сюда с какой-то миссией, обязанная ее выполнить. Он наделил меня мистическими способностями: становиться меньше малого, больше большого, в частности, заниматься диагностикой и лечением людей, даже карму человеческую брать на себя, но не сказал, в чем заключается моя миссия. На сегодняшний день [неразборчиво]. В чем заключается эта миссия, я не знаю. Может быть, такая Светлость, как Говинда Махарадж, сможет сказать, в чем заключается эта миссия, или что я должна делать на сегодняшний день? Спасибо.

#00:22:14#

Шрила Говинда Махарадж: Служение преданным — лучшая миссия на земле. Служение всем людям, но лучше всего — служение преданным. Харибол!

#00:22:39#

Вопрос: Два человека спорят, оба преданные. Один говорит: чтобы решились все твои проблемы в жизни, достаточно молиться, и тогда все будет нормально. И он сослался на притчу о том, как слон искал царя [неразборчиво]. Второй человек (преданный) сказал, что нужно не только молиться, но еще и действовать. Как правильно рассудить, и кто из них прав?

Переводчик (Муралишвар Прабху): То есть вопрос в том, что лучше: молиться или действовать?

Гостья: Молиться или молиться и действовать.

Переводчик (Муралишвар Прабху): Что означает «действовать»? Расскажи притчу еще раз.

Гостья: Не было царя, и было такое правило, что слон должен найти его. Слон нашел человека, который был йогом. Йог мог только молиться, но в конце концов государство стало процветать.

Переводчик (Муралишвар Прабху): Йог стал царем, но делать ничего не стал?

Гостья: Да, молился, медитировал. Лишь молитвы достаточно или нужно молиться и еще действовать?

#00:26:17#

Шрила Говинда Махарадж: Есть разные стандарты, применимые к разным уровням практикующих, к тем, кто ищет Истину. Многие люди довольствуются тем, что получают от Бога разные подарки, и им достаточно сказать Ему «спасибо». Кто-то хочет делать что-то для Бога и, соответственно, искать наставления, как это сделать. Эти наставления приходят из священных писаний и от садху, которые являются «живыми писаниями». И такой человек стремится прожить свою жизнь в соответствии с наставлениями, исходящими от садху и из шастр. А другой ищущий стремится обрести некое чудо свыше, поэтому такие люди пытаются медитировать. Таким образом, существуют разные, так сказать, способы удовлетворения Бога. Это зависит от человека.

#00:28:30#

Вопрос: Здесь очень много преданных приехало из разных городов. Все преданные наделены милостью: они могут общаться с другими преданными, с вайшнавами. Многие здесь сидящие являются духовными лидерами в своих городах, где остались люди, которые только-только ищут духовный путь, только-только ищут преданное служение. Как правило, многие из этих людей находятся в беде. Мы сейчас находимся здесь. Как можно помолиться или что-то сделать, чтобы они имели поддержку в то время, пока преданные [их лидеры] находятся здесь и общаются между собой?

#00:30:12#

Шрила Говинда Махарадж: Мы можем помочь этим людям, дав им наши книги (Бхагавад-гиту и другие) и дав им свое общение (вайшнавов, в первую очередь). Шрипад Госвами Махарадж и другие проповедники будут приезжать и приезжают в Россию из Индии, и они будут давать свое общение им. Таким образом мы будем помогать им. Говорят, что благотворительность начинается с родного дома. Мы будем стараться сами стать совершенными. В этом случае мы сможем передавать это сознание другим и помогать им, если возможно. Это зависит от способностей человека.

#00:31:23#

Субхада Деви Даси: Многие из нас живут семейной жизнью, и хотелось бы спросить у Махараджа: как, живя семейной жизнью, выполнять свои обязанности в служении, удовлетворять Гуру? [Неразборчиво.]

#00:31:59#

Шрила Говинда Махарадж: В семейной жизни легко быть сознающим Кришну, возможно жить семейной жизнью, поддерживать существование достойным способом и практиковать сознание Кришны всей жизнью, всем существом. Но других членов семьи не нужно пытаться насильственно заставлять быть преданными. Если вы сумеете разумным образом дать сознание Кришны своим близким — это замечательно, но если вы не способны это сделать, то не следует давить на них и тащить их насильно. Быть полностью занятым в сознании Кришны возможно в любых жизненных обстоятельствах, в семейной жизни также. Это личное дело каждого. Таким образом, преданные должны разумно вести себя с членами своих семей.

#00:34:30#

Мы верим в то, что это возможно. Примером тому может служить Хираньякашипу и его династия, его род Каяту(?). Кто-то из них был преданным, кто-то демоном, но они мирно уживались в одной семье. Кришна говорит в Бхагавад-гите, что мирное отношение к окружающем, к природе — это и есть подлинная йога. Сначала пытайтесь стать совершенными сами, а затем, возможно, будет мудрым дать это другим. Таково решение.

#00:35:38#

Вопрос: Многих беспокоит вопрос: могут ли представители Говинды Махараджа принимать учеников в России от своего имени?

#00:36:01#

Шрила Говинда Махарадж: Это моя миссия. Шри Чайтанья Сарасват Матх — миссия Шрилы Шридхара Махараджа. Это не ИСККОН. Поэтому то, что делают проповедники в России, они делают для и ради Шри Чайтанья Сарасват Матха. Если есть некоторое понимание, тогда это возможно, но как все реки впадают в океан, так все интересы должны служить одному. Таков наш план в отношении всего.

Вопрос: То есть возможность такая все равно существует?

#00:37:26#

Шрила Говинда Махарадж: Такая возможность однозначно, определенно существует, но речь идет о действии, направленном ради единого блага, для одной цели. Мы следуем этому не только в России, но и повсюду, во всем мире, как, скажем, Шрипад Ашрам Махарадж возглавляет мексиканских преданных, Шрипад Джанардан Махарадж является лидером у себя [в США], но для блага Шри Чайтанья Сарасват Матха.

[Разговаривает с Госвами Махараджем.]

#00:40:20#

Все санньяси в нашей миссии несомненно квалифицированы. Они обладают качествами, чтобы быть учителями. Но таким было желание Шрилы Шридхара Махараджа: чтобы его последователи служили в дальнейшем, в будущем мне. И это зависит от человека: хотя они квалифицированы, они достойны быть [Гуру], но они следуют его наказу, его желанию, поэтому положение вещей в Матхе таково. Я не думаю, что я «личность номер один», я самый главный, но Кришна дал это кресло ачарьи мне, и Шрила Шридхар дал это положение мне. Другое дело, что некоторые люди желают быть Гуру в данную минуту, сейчас, не обретя должной квалификации, и это — другое дело.

#00:41:54#

В нашей миссии главная мантра — это служение, это любовь к Шри Кришне, любовь к Гуру и любовь к преданным. В нашей миссии никто не стремится вводить в сферу своего влияния других людей, то есть делать их подчиненными себе, но то, что есть в сердце, внутри, это чувство направлять на преданных. Служение — для каждого в этой миссии, в этой миссии каждый служит. Мы все плывем в одной лодке. Мы все на борту одного корабля, и корабль этот плывет на место битвы.

Другие вопросы?

#00:43:21#

Вопрос: В Бхагавад-гите сказано, что если человек не признает Кришну Всевышним, значит, он демонической натуры. Но если эта демоническая натура не препятствует [преданным], вкушает прасад (я говорю о близких), не препятствует проведению [программ], косвенно служит… Я могу считать такого человека демоном или не могу? [Смех.]

#00:45:22#

Шрила Говинда Махарадж: В своей юности я читал Бхагавад-гиту Шрилы Свами Махараджа (тогда я не читал на английском и не знаком с английской версией). Свами Махарадж комментировал Бхагавад-гиту в своих книгах, цитировал очень многие шлоки из Бхагавад-гиты. Я удивлялся: почему он придает столь большое значение Гите, если первостепенным писанием для нас является «Шримад-Бхагаватам»? Свами Махарадж ставит на первое место Гиту — в то время я не мог этого понять, и такой вопрос был у меня. Сейчас, со временем, ко мне пришел ответ почему.

[Муралишвар Прабху переводит до конца вопрос: можно ли считать такого человека демоном?]

#00:46:40#

Нет, ваш муж не демон. Тот, кто не практикует сам сознание Кришны, но не против сознания Кришны, помогает преданным, — как он может быть демоном? Он обретет хороший результат, если он особенно помогает вам. Определенно, он получит благо.

[Говорят Госвами Махарадж и Сиддханти Махарадж.]

#00:48:19#

Бхагавад-гита в высшей степени важна как азбука, как некое основание, фундамент. Это можно сравнить с системой образования: никто не может получить докторскую степень за два года, необходимо начальное образование, средняя школа, университет, затем определенная специализация. Тридцать лет должно пройти, прежде чем человек станет профессором. Солнце восходит и солнце садится, но для того чтобы мы поняли истину, где находится солнце и где находимся мы по отношению к солнцу, необходимо постепенное образование, постепенный процесс: первый класс, второй, третий, четвертый, а затем — ученая степень, полное знание. В то же время истина едина, истина одна, и эта истина остается истиной и в первом классе, и в последнем.

#00:51:17#

В начале своего пребывания в Америке в течение одного года Шрила Свами Махарадж не получал никаких результатов. Его проповедь казалась неуспешной. А потом он сел под дерево, в одну руку он взял мридангу (барабан), в другую руку он взял караталы, одной рукой он стучал на мриданге, а другой рукой звенел на караталах, и уста его произносили «Харе Кришна». Вся разношерстная публика (все хиппи, шиппи и так далее) стали, словно сумасшедшие, танцевать в его киртане. Через пять лет весь западный мир был затоплен потоком сознания Кришны. Я в высшей степени люблю и привлечен этим духом, настроением проповеди Прабхупады. В высшей степени. Один человек сделал весь мир сознающим Кришну! Какая вселенская сила пришла к нему! Но этого человека я знаю лучше, чем кто бы то ни было. Я жил с ним как его сын, и он не отрицал этого. Он публично признавал это, говорил об этом и писал об этом. Я очень люблю его. Что есть что — кто может сказать?

#00:53:26#

кам̇ прати катхайитум ӣш́е сампрати ко ва̄ пратӣтим а̄йа̄ту
го-пати-танайа̄-кун̃дже гопа-вадхӯт̣ӣ-вит̣ам̇ брахма[2]

Когда я давал первую лекцию в ИСККОН, я сказал… Темой лекции, ее заглавием было: «Кому я расскажу, и кто мне поверит?» Прабхупада попросил меня: «Говинда Махарадж, выступи с речью».

Госвами Махарадж: Мы видели эту фотографию в храме: Прабхупада Свами Махарадж и Шрила Шридхар Махарадж сидят на одной вьясасане, а Шрила Гурудев стоит рядом с ними. И в этот момент Прабхупада сказал: «Говинда Махарадж, выступи с речью, скажи что-нибудь».

#00:54:49#

Шрила Говинда Махарадж: Я чувствовал себя не в своей тарелке, я не знал, что сказать в этом большом собрании, но, следуя его наказу, я встал и вознес молитву, а про себя думал: «Что же я скажу?» Внезапно эта шлока пришла ко мне (кам̇ прати катхайитум ӣш́е сампрати ко ва̄ пратӣтим а̄йа̄ту…), и когда я начал говорить эти слова — «Кому я расскажу, и кто мне поверит, что эта личность, этот человек сидит сейчас перед нами в кресле всемирного ачарьи, Гуру всего мира», — в этот момент реакция Шрилы Кришнадаса Бабаджи Махараджа была такой [Гурудев показывает].

#00:57:29#

Многие люди в настоящее время держат в руках барабан и бьют по нему одно и то же: «Прабхупад-Прабхупад-Прабхупад», но эти люди не знают Прабхупаду, потому что у них было мало общения с ним в своей жизни, эти люди новички. Некоторые из них знают, что такое «лево», но не знают, что такое «право», а другие знают, что такое «право», но не знают, что такое «лево». Когда вы сможете реально увидеть, что змея — это веревка, а веревка — это змея, если ваш Гуру говорит вам: «Это — так, а это — так», это означает, что вы квалифицированы. Прабхупада начал с самых азов и прошел до самой вершины. Некоторые личности, несомненно, обрели некоторое понимание сознания Кришны, но большинство так и остались на уровне учеников, не учителей.

Харе Кришна!

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас


[1] Сарва-дхарма̄н паритйаджйа, ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа / ахам̇ тва̄м̇ сарва-па̄пебхйо, мокшайишйа̄ми ма̄ ш́учах̣ — «Оставь все виды долга и полностью предайся Мне. Я освобожу тебя от всех грехов. Не скорби ни о чем» (Бхагавад-гита, 18.66).

[2] «Кому мне сказать, и кто мне поверит, что Верховная Личность Бога, Кришна, подстерегает гопи в кущах на берегу Ямуны? Так Господь являет Свои игры» («Падьявали», 99; цитируется в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лиле, 19.98).

 



←  Бхакти-йога в Риге. 10 апреля 2016 года ·• Архив новостей •· Свами Авадхут | Прямое включение в Реальность. Гупта Говардхан. 12 апреля 2016 года  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 28.6 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Духовное благо

(21 июня 2001 года, Лахта, Санкт-Петербург)

 

Гостья: Вопрос такой: исполняет ли Он [Кришна] все желания преданных или Он исполняет те желания, исполнение которых принесет благо для искренней души, и в этом проявляется Его милость?

#00:00:58#

Шрила Говинда Махарадж: Кришна берет заботу о нем [преданном] на Себя.

…ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа[1]

Кришна говорит: «Предайся Мне, и Я возьму на Себя заботу о твоей жизни». Таким образом, как я обрету благо в своей духовной жизни? Кришна позаботится об этом. Может быть, произойдет автомобильная авария или крушение самолета — нет проблем. Жизнь может быть долгой — может быть короткой, человек может жить в богатстве или в бедности, но все это определяет Кришна. Преданный не будет вовлечен, порабощен своими поступками, но будет проводить жизнь в служении.

#00:02:32#

Разница в том, что здесь, в этом материальном мире, существует «колесо» (то, что называют карма-чакрой), круговорот поступков и их последствий, но преданный никогда не вовлекается в эту карма-чакру, «колесо» действий. Карма-чакра подразумевает всегда наличие последствий действий, в ней присутствуют определенные реакции, и это происходит автоматически. Но преданная душа не участвует в этом круговороте действий и последствий. Преданный также живет своей жизнью, также трудится в этом мире, но его жизнь имеет своим смыслом служение Господу. Он никогда не вовлекается в порочный круг.

#00:04:28#

Два примера я могу привести. Один из них — кошка, которая берет в свои зубы маленького котенка и в зубах несет его. Та же самая кошка впивается теми же самыми зубами в мышь и убивает ее. Внешне это выглядит одинаково, но внутренне, по сути — разные вещи. Бхакти и карма, их различие в писаниях определяется таким образом.

#00:05:21#

Враджа Кишор Прабху: Было прочитано, что Гуру Махарадж сделал такое высказывание: Шрила Прабхупада вспахал землю, подготовил почву, это была задумка Бхактисиддханты Сарасвати, а наша задача — посеять семена. Что это значит? Что это за уровень проповеди и что из этого выйдет?

#00:06:34#

Шрила Говинда Махарадж: «Взрыхлил, подготовил почву» означает, что Шрила Свами Махарадж заложил основу или фундамент добродетели, благочестия, поскольку духовная жизнь зачастую возможна лишь, когда есть следование правилам и предписаниям, виддхи. Свами Махарадж дал определенные наставления для того, чтобы сердца преданных очистились, и он также дал мантру, Харе Кришна маха-мантру. Семена кришна-премы он дал нам. И от Гуру Махараджа мы также получили эти семена кришна-премы.

#00:08:15#

Сейчас наша задача в состоит том, чтобы культивировать это семя любви к Кришне должным образом и удалять нежелательное, «сорняки». «Сорняки» означают оскорбления Харинама. Необходимо вырывать их. В настоящее время это наш долг. Каждый день [нужно] поливать растение [преданности] «водой» и удобрять его так, как требуется.

#00:09:14#

Кану Прабху: Мы читали статью Шридхара Махараджа, где говорилось, что может возникнуть такая ситуация: поливая росток преданности, мы поливаем сорняки, и наряду со вкусом к духовной жизни одновременно «вырастают» и препятствия. Как не допустить такой ситуации? Как быть, когда уже в такой ситуации оказался?

#00:10:33#

Шрила Говинда Махарадж: Необходимо удалять эти нежелательные растения, сорняки, не давать им расти. Десять видов оскорблений Харинама, а также то, что называют сева-апарадхи, а их больше — тридцать два вида. Нама-апарадха, сева-апарадха, дхама-апарадха — оскорблений так много, что, как правило, мы не говорим людям обо всех, для того чтобы не смущать их, не производить на них дурное впечатление и не сбивать их энтузиазм. Но когда мы культивируем растение преданности, мы видим, что хорошо, а что плохо.

#00:11:41#

Кану Прабху: Как быть в такой ситуации, когда препятствия уже серьезны, то есть когда они уже «выросли»?

Шрила Говинда Махарадж: Харе Кришна!

Просто вырвать!

Джанардан Махарадж: Двумя руками.

Шрила Говинда Махарадж: Если необходимо — двумя. Туджа(?) — есть такое гомеопатическое средство. Если появляются нарывы, болячки, принимают лекарство, и они отступают. Как есть лекарство от опухоли, есть также лекарство от оскорблений.

#00:13:20#

Субхада Деви Даси: Все мы, так или иначе, привлеклись движением сознания Кришны — сначала в ИСККОН, потом в миссии Шридхара Махараджа. Есть такая организация «Движение за возрождение ИСККОН», члены которой считают, что Прабхупада за четыре месяца до ухода установил систему инициирующих ритвиков, и что он также хотел, чтобы после его ухода эта система оставалась: то есть чтобы его ученики давали инициации от его имени. Говинда Махарадж встречался с Прабхупадой. Что он может сказать по этому поводу? Какие у него были планы? Правда это или нет?

#00:16:01#

Шрила Говинда Махарадж: Вопрос относительно ритвиков связан с законом той или иной страны. В Индии традиция такова, что когда ачарья жив, он может дать позволение кому-то инициировать людей от его имени, и кто-то может действовать как ритвик, если есть на то благословение ачарьи. Два вида позволения существуют. Первый вариант: когда личность жива и уполномочивает кого-то действовать от его имени, и, соответственно, тот действует.

Ачарья Махарадж: Джай Ом Вишнупад Шрила Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай! Джай Вишваваренья Шрила Гуру Махарадж ки джай! Нитай-Гаура-премананде Харибол!

#00:17:29#

Шрила Говинда Махарадж: Второй же вид передачи силы заключается в том, что некий ачарья уполномочивает какого-либо человека навеки, он передает ему силу представлять его и действовать от его имени навеки. После ухода этого ачарьи эта сила остается с ним. Два вида передачи силы, один из которых постоянный, можно сказать, навеки, и он подразумевает, что после ухода того, кто эту силу передал, личность, которая уполномочена этим учителем, действует по своему усмотрению. Какого рода передача силы произошла, я не знаю, поэтому я не могу комментировать этот момент.

Субхада Деви Даси: Прабхупада, получается, не назначил преемника?

#00:18:38#

Шрила Говинда Махарадж: Нет, Прабхупада никогда не высказывался относительно того, кто будет его преемником, но его поступки иногда создавали такое впечатление, что определенные ученики в будущем станут Гуру, если они будут следовать его наставлениям, указаниям и программе должным образом, следуя закону. В будущем они будут Гуру. И те, кто захотят следовать им в качестве Гуру, будут следовать им после ухода Прабхупады. Но Прабхупада не назначил никакого человека в качестве главы его общества. Он создал руководящий комитет, для того чтобы руководить обществом, так называемое «ДжиБиСи», но это — административная функция. Харе Кришна.

#00:20:58#

Гостья: Я хочу сказать, что двенадцать лет назад на трансцендентном плане ко мне явился Всевышний и сказал, что я пришла сюда с какой-то миссией, обязанная ее выполнить. Он наделил меня мистическими способностями: становиться меньше малого, больше большого, в частности, заниматься диагностикой и лечением людей, даже карму человеческую брать на себя, но не сказал, в чем заключается моя миссия. На сегодняшний день [неразборчиво]. В чем заключается эта миссия, я не знаю. Может быть, такая Светлость, как Говинда Махарадж, сможет сказать, в чем заключается эта миссия, или что я должна делать на сегодняшний день? Спасибо.

#00:22:14#

Шрила Говинда Махарадж: Служение преданным — лучшая миссия на земле. Служение всем людям, но лучше всего — служение преданным. Харибол!

#00:22:39#

Вопрос: Два человека спорят, оба преданные. Один говорит: чтобы решились все твои проблемы в жизни, достаточно молиться, и тогда все будет нормально. И он сослался на притчу о том, как слон искал царя [неразборчиво]. Второй человек (преданный) сказал, что нужно не только молиться, но еще и действовать. Как правильно рассудить, и кто из них прав?

Переводчик (Муралишвар Прабху): То есть вопрос в том, что лучше: молиться или действовать?

Гостья: Молиться или молиться и действовать.

Переводчик (Муралишвар Прабху): Что означает «действовать»? Расскажи притчу еще раз.

Гостья: Не было царя, и было такое правило, что слон должен найти его. Слон нашел человека, который был йогом. Йог мог только молиться, но в конце концов государство стало процветать.

Переводчик (Муралишвар Прабху): Йог стал царем, но делать ничего не стал?

Гостья: Да, молился, медитировал. Лишь молитвы достаточно или нужно молиться и еще действовать?

#00:26:17#

Шрила Говинда Махарадж: Есть разные стандарты, применимые к разным уровням практикующих, к тем, кто ищет Истину. Многие люди довольствуются тем, что получают от Бога разные подарки, и им достаточно сказать Ему «спасибо». Кто-то хочет делать что-то для Бога и, соответственно, искать наставления, как это сделать. Эти наставления приходят из священных писаний и от садху, которые являются «живыми писаниями». И такой человек стремится прожить свою жизнь в соответствии с наставлениями, исходящими от садху и из шастр. А другой ищущий стремится обрести некое чудо свыше, поэтому такие люди пытаются медитировать. Таким образом, существуют разные, так сказать, способы удовлетворения Бога. Это зависит от человека.

#00:28:30#

Вопрос: Здесь очень много преданных приехало из разных городов. Все преданные наделены милостью: они могут общаться с другими преданными, с вайшнавами. Многие здесь сидящие являются духовными лидерами в своих городах, где остались люди, которые только-только ищут духовный путь, только-только ищут преданное служение. Как правило, многие из этих людей находятся в беде. Мы сейчас находимся здесь. Как можно помолиться или что-то сделать, чтобы они имели поддержку в то время, пока преданные [их лидеры] находятся здесь и общаются между собой?

#00:30:12#

Шрила Говинда Махарадж: Мы можем помочь этим людям, дав им наши книги (Бхагавад-гиту и другие) и дав им свое общение (вайшнавов, в первую очередь). Шрипад Госвами Махарадж и другие проповедники будут приезжать и приезжают в Россию из Индии, и они будут давать свое общение им. Таким образом мы будем помогать им. Говорят, что благотворительность начинается с родного дома. Мы будем стараться сами стать совершенными. В этом случае мы сможем передавать это сознание другим и помогать им, если возможно. Это зависит от способностей человека.

#00:31:23#

Субхада Деви Даси: Многие из нас живут семейной жизнью, и хотелось бы спросить у Махараджа: как, живя семейной жизнью, выполнять свои обязанности в служении, удовлетворять Гуру? [Неразборчиво.]

#00:31:59#

Шрила Говинда Махарадж: В семейной жизни легко быть сознающим Кришну, возможно жить семейной жизнью, поддерживать существование достойным способом и практиковать сознание Кришны всей жизнью, всем существом. Но других членов семьи не нужно пытаться насильственно заставлять быть преданными. Если вы сумеете разумным образом дать сознание Кришны своим близким — это замечательно, но если вы не способны это сделать, то не следует давить на них и тащить их насильно. Быть полностью занятым в сознании Кришны возможно в любых жизненных обстоятельствах, в семейной жизни также. Это личное дело каждого. Таким образом, преданные должны разумно вести себя с членами своих семей.

#00:34:30#

Мы верим в то, что это возможно. Примером тому может служить Хираньякашипу и его династия, его род Каяту(?). Кто-то из них был преданным, кто-то демоном, но они мирно уживались в одной семье. Кришна говорит в Бхагавад-гите, что мирное отношение к окружающем, к природе — это и есть подлинная йога. Сначала пытайтесь стать совершенными сами, а затем, возможно, будет мудрым дать это другим. Таково решение.

#00:35:38#

Вопрос: Многих беспокоит вопрос: могут ли представители Говинды Махараджа принимать учеников в России от своего имени?

#00:36:01#

Шрила Говинда Махарадж: Это моя миссия. Шри Чайтанья Сарасват Матх — миссия Шрилы Шридхара Махараджа. Это не ИСККОН. Поэтому то, что делают проповедники в России, они делают для и ради Шри Чайтанья Сарасват Матха. Если есть некоторое понимание, тогда это возможно, но как все реки впадают в океан, так все интересы должны служить одному. Таков наш план в отношении всего.

Вопрос: То есть возможность такая все равно существует?

#00:37:26#

Шрила Говинда Махарадж: Такая возможность однозначно, определенно существует, но речь идет о действии, направленном ради единого блага, для одной цели. Мы следуем этому не только в России, но и повсюду, во всем мире, как, скажем, Шрипад Ашрам Махарадж возглавляет мексиканских преданных, Шрипад Джанардан Махарадж является лидером у себя [в США], но для блага Шри Чайтанья Сарасват Матха.

[Разговаривает с Госвами Махараджем.]

#00:40:20#

Все санньяси в нашей миссии несомненно квалифицированы. Они обладают качествами, чтобы быть учителями. Но таким было желание Шрилы Шридхара Махараджа: чтобы его последователи служили в дальнейшем, в будущем мне. И это зависит от человека: хотя они квалифицированы, они достойны быть [Гуру], но они следуют его наказу, его желанию, поэтому положение вещей в Матхе таково. Я не думаю, что я «личность номер один», я самый главный, но Кришна дал это кресло ачарьи мне, и Шрила Шридхар дал это положение мне. Другое дело, что некоторые люди желают быть Гуру в данную минуту, сейчас, не обретя должной квалификации, и это — другое дело.

#00:41:54#

В нашей миссии главная мантра — это служение, это любовь к Шри Кришне, любовь к Гуру и любовь к преданным. В нашей миссии никто не стремится вводить в сферу своего влияния других людей, то есть делать их подчиненными себе, но то, что есть в сердце, внутри, это чувство направлять на преданных. Служение — для каждого в этой миссии, в этой миссии каждый служит. Мы все плывем в одной лодке. Мы все на борту одного корабля, и корабль этот плывет на место битвы.

Другие вопросы?

#00:43:21#

Вопрос: В Бхагавад-гите сказано, что если человек не признает Кришну Всевышним, значит, он демонической натуры. Но если эта демоническая натура не препятствует [преданным], вкушает прасад (я говорю о близких), не препятствует проведению [программ], косвенно служит… Я могу считать такого человека демоном или не могу? [Смех.]

#00:45:22#

Шрила Говинда Махарадж: В своей юности я читал Бхагавад-гиту Шрилы Свами Махараджа (тогда я не читал на английском и не знаком с английской версией). Свами Махарадж комментировал Бхагавад-гиту в своих книгах, цитировал очень многие шлоки из Бхагавад-гиты. Я удивлялся: почему он придает столь большое значение Гите, если первостепенным писанием для нас является «Шримад-Бхагаватам»? Свами Махарадж ставит на первое место Гиту — в то время я не мог этого понять, и такой вопрос был у меня. Сейчас, со временем, ко мне пришел ответ почему.

[Муралишвар Прабху переводит до конца вопрос: можно ли считать такого человека демоном?]

#00:46:40#

Нет, ваш муж не демон. Тот, кто не практикует сам сознание Кришны, но не против сознания Кришны, помогает преданным, — как он может быть демоном? Он обретет хороший результат, если он особенно помогает вам. Определенно, он получит благо.

[Говорят Госвами Махарадж и Сиддханти Махарадж.]

#00:48:19#

Бхагавад-гита в высшей степени важна как азбука, как некое основание, фундамент. Это можно сравнить с системой образования: никто не может получить докторскую степень за два года, необходимо начальное образование, средняя школа, университет, затем определенная специализация. Тридцать лет должно пройти, прежде чем человек станет профессором. Солнце восходит и солнце садится, но для того чтобы мы поняли истину, где находится солнце и где находимся мы по отношению к солнцу, необходимо постепенное образование, постепенный процесс: первый класс, второй, третий, четвертый, а затем — ученая степень, полное знание. В то же время истина едина, истина одна, и эта истина остается истиной и в первом классе, и в последнем.

#00:51:17#

В начале своего пребывания в Америке в течение одного года Шрила Свами Махарадж не получал никаких результатов. Его проповедь казалась неуспешной. А потом он сел под дерево, в одну руку он взял мридангу (барабан), в другую руку он взял караталы, одной рукой он стучал на мриданге, а другой рукой звенел на караталах, и уста его произносили «Харе Кришна». Вся разношерстная публика (все хиппи, шиппи и так далее) стали, словно сумасшедшие, танцевать в его киртане. Через пять лет весь западный мир был затоплен потоком сознания Кришны. Я в высшей степени люблю и привлечен этим духом, настроением проповеди Прабхупады. В высшей степени. Один человек сделал весь мир сознающим Кришну! Какая вселенская сила пришла к нему! Но этого человека я знаю лучше, чем кто бы то ни было. Я жил с ним как его сын, и он не отрицал этого. Он публично признавал это, говорил об этом и писал об этом. Я очень люблю его. Что есть что — кто может сказать?

#00:53:26#

кам̇ прати катхайитум ӣш́е сампрати ко ва̄ пратӣтим а̄йа̄ту
го-пати-танайа̄-кун̃дже гопа-вадхӯт̣ӣ-вит̣ам̇ брахма[2]

Когда я давал первую лекцию в ИСККОН, я сказал… Темой лекции, ее заглавием было: «Кому я расскажу, и кто мне поверит?» Прабхупада попросил меня: «Говинда Махарадж, выступи с речью».

Госвами Махарадж: Мы видели эту фотографию в храме: Прабхупада Свами Махарадж и Шрила Шридхар Махарадж сидят на одной вьясасане, а Шрила Гурудев стоит рядом с ними. И в этот момент Прабхупада сказал: «Говинда Махарадж, выступи с речью, скажи что-нибудь».

#00:54:49#

Шрила Говинда Махарадж: Я чувствовал себя не в своей тарелке, я не знал, что сказать в этом большом собрании, но, следуя его наказу, я встал и вознес молитву, а про себя думал: «Что же я скажу?» Внезапно эта шлока пришла ко мне (кам̇ прати катхайитум ӣш́е сампрати ко ва̄ пратӣтим а̄йа̄ту…), и когда я начал говорить эти слова — «Кому я расскажу, и кто мне поверит, что эта личность, этот человек сидит сейчас перед нами в кресле всемирного ачарьи, Гуру всего мира», — в этот момент реакция Шрилы Кришнадаса Бабаджи Махараджа была такой [Гурудев показывает].

#00:57:29#

Многие люди в настоящее время держат в руках барабан и бьют по нему одно и то же: «Прабхупад-Прабхупад-Прабхупад», но эти люди не знают Прабхупаду, потому что у них было мало общения с ним в своей жизни, эти люди новички. Некоторые из них знают, что такое «лево», но не знают, что такое «право», а другие знают, что такое «право», но не знают, что такое «лево». Когда вы сможете реально увидеть, что змея — это веревка, а веревка — это змея, если ваш Гуру говорит вам: «Это — так, а это — так», это означает, что вы квалифицированы. Прабхупада начал с самых азов и прошел до самой вершины. Некоторые личности, несомненно, обрели некоторое понимание сознания Кришны, но большинство так и остались на уровне учеников, не учителей.

Харе Кришна!

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас


[1] Сарва-дхарма̄н паритйаджйа, ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа / ахам̇ тва̄м̇ сарва-па̄пебхйо, мокшайишйа̄ми ма̄ ш́учах̣ — «Оставь все виды долга и полностью предайся Мне. Я освобожу тебя от всех грехов. Не скорби ни о чем» (Бхагавад-гита, 18.66).

[2] «Кому мне сказать, и кто мне поверит, что Верховная Личность Бога, Кришна, подстерегает гопи в кущах на берегу Ямуны? Так Господь являет Свои игры» («Падьявали», 99; цитируется в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лиле, 19.98).

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования