«Дух, сознание, ум». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 1996 год. Первый визит в Россию

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 81.0 МБ)

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Дух, сознание, ум

(1996 год, Москва, первый визит в Россию)

 

[Шри Чайтанья Сарасват Матх представляет: Его Божественная Милость Шрила Бхакти Сундар Говинда Махарадж.]

Шрила Говинда Махарадж: Многие люди думают, что Россия — это атеистическая страна, но это совершенно ложное представление.

Преданная: Мы ждали вас так долго. Многие из нас проехали тысячи километров, чтобы увидеть вас, и мы думаем, что это величайшая милость Господа Кришны — то обстоятельство, что мы сумели обрести ваш даршан и поговорить с вами. Вчера встреча была настолько трогательная, что многие из нас не могли уснуть.

[Киртан]

#00:02:17#

Авадхут Махарадж: Махарадж, прежде чем мы воспеваем Святое Имя, должны ли мы думать: «Я предлагаю себя моему Гурудеву»? А иначе как мы будем воспевать?

Шрила Говинда Махарадж: Мои Гуру воспевают, а мы служим им. Тотальная война против майи, и нас не заботят детали.

Сагар Махарадж: Незначительные различия не имеют значения, поскольку война носит тотальный характер.

#00:02:52#

Шрила Говинда Махарадж: Мы все — женщины, Кришна — единственный мужчина. Это было непостижимо: перед Кремлем на Красной площади они танцуют и поют Харе Кришна маха-мантру, но это стало реальностью. И эта истина, эта реальность стала российской реальностью. Настроение преданных таково, что преданный двадцать четыре часа в сутки думает о своем Господе Кришне как о возлюбленном. Это явление зовется кришна-премой, и любовь будет увеличиваться с каждым днем бесконечно, безгранично. До наступления этой стадии искра или некий проблеск будет возникать в нашем сердце, и мы увидим нечто, связанное с природой трансцендентной любви к нашему Господу, но навсегда эта искра не останется. Она будет загораться и угасать, загораться и угасать, приходить и уходить.

Сагар Махарадж: Духовный учитель дает посвящение. Нам говорят, что в это время он принимает всю карму своих учеников. Как он это делает? Где об этом говорится?

#00:04:49#

Шрила Говинда Махарадж: В действительности, в «Чайтанья-чаритамрите» написано, [что это] подобно банку. Маленький банк сливается с крупным банком: маленький банк «исчезает», «растворяется» и действует от имени крупного банка, выходит к клиентам под эгидой крупного банка. И все долги маленького банка, все — плохое или хорошее — сливается с крупным банком.

Муралишвар Прабху: Эта женщина говорит: у вас есть кришна-према, чистая любовь к Кришне. Сколько вам времени понадобилось на то, чтобы обрести эту чистую любовь, кришна-прему?

Сагар Махарадж: Она говорит: у вас есть кришна-према. Как много времени у вас ушло на то, чтобы стать чистым преданным?

Шрила Говинда Махарадж: Да? Этот вопрос? Прежде всего нужно понять то, что сказал Махапрабху. Махапрабху — наш Гуру, Гуру всей сампрадаи. Прежде всего необходимо понять то, что Он сказал.

#00:06:58#

на према-гандхо ’сти дара̄пи ме харау
кранда̄ми саубха̄гйа-бхарам̇ прака̄ш́итум
вам̇ш́ӣ-вила̄сй-а̄нана-локанам̇ вина̄
бибхарми йат пра̄н̣а-патан̇гака̄н вр̣тха̄[1]

Эта шлока. «У меня нет ни капли кришна-премы, ни частицы, ни толики, но Я лью слезы по Кришне, и это всего лишь спектакль, предназначенный для других людей, призванный убедить их в том, что Я обладаю кришна-премой».

Очень хорошо. Моего ответа достаточно?

Сагар Махарадж: Это и есть ответ. Джай Ом Вишнупад Шрила Говинда Махарадж ки джай!

#00:08:34#

Шрила Говинда Махарадж: Вы понимаете? К тому, кто обладает подлинной кришна-премой, придет следующее очень интенсивное чувство: «У меня нет ничего, у меня нет этой любви. Если бы эта любовь жила во мне, если бы я обладал этой любовью, как бы я мог жить? Без Кришны как я могу жить?»

#00:09:49#

на према-гандхо ’сти дара̄пи ме харау
кранда̄ми саубха̄гйа-бхарам̇ прака̄ш́итум…

«Я лью слезы по Кришне… Это лишь спектакль, предназначенный для других людей. В действительности у меня нет подлинной премы к Кришне. В противном случае без Кришны и без служения Кришне я не сумел бы жить, продолжать жить».

Таковы чувства Махапрабху Шри Чайтаньядева. Мы очень незначительные души. Как мы можем утверждать, что обладаем кришна-премой? Если Махапрабху утверждает это, то каково наше положение?

#00:11:19#

Но качество, природа кришна-премы такова: она одаривает нас подобным чувством, является источником вышеописанного чувства, чувства лишенности, отсутствия [любви]. Харе Кришна.

Мы можем петь киртан или песню. Вы довольны этим?

[Поют «Джая Радха-Мадхава».]

#00:16:18#

Преданный: Какое место физические (телесные) аскезы занимают в духовной жизни? Какой важностью обладают телесные аскезы для духовной жизни?

Шрила Говинда Махарадж: В действительности, в духовной жизни нет места физическим (телесным) аскезам, но когда мы исключительным образом заняты служением Кришне, автоматически мы отказываемся от нашего былого наслаждения, физического наслаждения. Мы оставляем личные удовольствия автоматически, мы пытаемся отказаться от них. И это, можно сказать, аскеза. Когда аскеза предназначена для Господа, она является источником жизни для нас.

#00:17:55#

Сагар Махарадж: Это искушение — стать Гуру, это другая разновидность бхоги. Когда Махарадж спросил: как будет по-английски бхога, я ответил: «наслаждение», но Махарадж заметил: «Мне не нравится это слово: наслаждение». Некоторые люди именуются гуру-бхоги, поскольку ради своего личного наслаждения они хотят занять положение Гуру. Но подлинный, истинный Гуру ненавидит слово «наслаждение» — не только это чувство, но само слово. Существует трансцендентное наслаждение Кришны. Преданный стремится служить, способствовать трансцендентному наслаждению Кришны. Подлинные Гуру способны дать живое знание. Не академическое, но живое знание мы можем получить от подлинных учителей. Но всего лишь «академический спектакль», видимость знания лишены сути, субстанции. Это нечто вроде коммерции под прикрытием Господа и религии.

#00:20:36#

Некоторые люди делали подобное со Шрилой Гуру Махараджем (Шрилой Шридхаром Махараджем). Они хотели стать Гуру, они печатали книги Шрилы Шридхара Махараджа, продавали их в своих ашрамах и принимали учеников. Очень прискорбно видеть подобное злосчастное поведение этих людей, невезучих, неудачливых. Любому, кто способен видеть разницу, повезло. Но, опять же, мы должны помнить, что человек может пытаться стать лучше, и мы не стремимся критиковать или судить человека, который пытается стать лучше, а иначе мы совершим оскорбление. Но если человек не пытается стать лучше, но просто пытается продемонстрировать, показать миру: «Я — Гуру!», то это крайне оскорбительная позиция, великое невезение.

#00:22:20#

Шрила Говинда Махарадж: Когда вы отдаете сердце, то ум следует за ним. Но если вы отдаете ум, но сердце не идет за ним, не следует за ним — то это другое дело.

Сагар Махарадж: Вы всегда говорите, что сознание Кришны передается от сердца к сердцу.

Шрила Говинда Махарадж: Я не говорил: «передается из ума в ум», не ментально оно передается. Я говорил: взаимодействие сердец. Имеется в виду глубочайшая волна, взаимодействие на глубочайшем уровне. Но речь не идет о том, что взаимодействие происходит в ментальном измерении. Глубочайшее взаимодействие от сердца к сердцу, из сердца в сердце. Если сердце отсутствует, только ум, тогда никто не будет за этим следовать, никто не будет слушать, идти за этим. Должно присутствовать сердце.

#00:23:33#

Но временами мы не вкладываем, не отдаем сердце. Это своего рода дипломатия, вежливость, и это происходит в измерении ума. Но это не взаимодействие, о котором идет речь (от сердца к сердцу), это не более чем этикет. Меня нет в этом взаимодействии, мы говорим просто: «Да, да, да…» Формально, согласно этикету, вежливо. Но, прежде всего, когда действует сердце, ум будет автоматически вовлечен. Умы гопи всегда в крайней, в высшей степени вовлечены в ситуацию во Вриндаване. Выше интеллекта стоит нечто, именуемое атма. Атма означает «дух». Если вечный дух отсутствует… как это называется?.. Если отсутствует духовная душа, тогда все становится бесполезным. Мы видим тело: внутри тела все остается на своих местах, но духовная душа ушла, и тело становится инвалидным, мертвым.

#00:25:45#

Без духа, без духовной души мозг не будет работать, зрение не будет работать, ум не будет работать, функционировать, все парализуется без духовной души или атмы. Атма выше всего остального. Что она думает? Каково ее мнение?

Муралишвар Прабху: Она говорит, что если бы знала ответ, то она бы не спрашивала вас. Ей трудно судить, поскольку она верит в истину древних священных писаний. В писаниях сказано, что Луны невозможно достичь с помощью механических средств. В то же самое время она думает, что существуют свидетельства современной науки, они также истинны, и она не знает, ей кажется, что здесь существует определенное противоречие — между современной наукой и истинами древних священных писаний Вед. Вот почему она задает вам этот вопрос.

#00:27:31#

Шрила Говинда Махарадж: Хорошо. В действительности, ваши размышления на этот счет уместны, ваш ход мыслей уместен. Луна, на которую наши ученые послали человека, — это Земля [тот же уровень], а положение Луны — в уме. Луна находится в уме. Без помощи ума никто не способен оказаться на Луне. Ум очень быстро способен достичь Луны. Ум обладает абсолютным доступом, может проникнуть куда угодно. Луну представляет ум. Если кто-то хочет достичь Луны, то он должен контролировать свой ум, и таким образом этот человек может вступить в ментальный мир. Эта Луна, о которой идет речь, не есть та Луна, которую мы видим на небе, но это зовется Луной.

#00:29:10#

Природа ума и природа Луны схожи, аналогичны. Мы можем видеть это по ночам. Когда мы стоим на крыше во время полнолуния, Луна будет оказывать влияние на наше тело. Существует доказательство тому. Я видел это, я сам тому свидетель. Я не могу оставаться на улице по ночам в период полнолуния, поскольку сразу же мое тело чувствует эффект: я заболеваю. Я не могу наслаждаться полнолунием. Это правда: положение Луны и положение ума очень близки. Ум и Луна тесно связаны, и не только это. Подобно Солнцу, Луна является источником жизненной силы, но не для людей, а для растений. Луна питает растения, естественным образом это так. Иные растения получают больше жизненной силы от Солнца, например, лотос.

Муралишвар Прабху: А что такое пунья?

#00:31:07#

Шрила Говинда Махарадж: Благочестие, добродетель. Луна известна как Питри-лока, и она существует в уме, поэтому Прабхупада [Шрила Свами Махарадж] говорил определенные вещи в своих книгах. То, что существует в уме, это не та Луна, которую мы видим. Но он не прояснил эти моменты. Если бы он прояснил это, было бы хорошо, но он не сделал этого. Однако это однозначно: Луна существует, пребывает в уме, а Луна-лока (измерение, лока) — это Питри-лока. Она именуется Питри-лока. Физическое наследование… как выразиться?

Сагар Махарадж: Физические качества от Луны?

Шрила Говинда Махарадж: Нет, Питри-лока

Сагар Махарадж: Это мир предков, мир, куда уходят предки.

#00:32:53#

Шрила Говинда Махарадж: Да, но «предки» означает физически также.

Сагар Махарадж: Имеется в виду «наследники».

Шрила Говинда Махарадж: Да, мы наследуем качества наших предков. Эти качества передаются, сохраняются в уме. И эта Луна (Луна предков) не есть та Луна, которую мы видим. В «Джйоти-шастре» (в астрологии) утверждается: Луна представляет ум. Ум связан с Луной, ум достигает Луны. Ум и Луна тесно связаны. А Солнце представляет атму. Так сказано в «Джйоти-шастре», то есть в астрологии. Солнце представляет атму, а Луна представляет ум. Ум настолько быстр — он способен отправиться куда угодно, — и символом ума является Луна, и эта Луна — не та Луна, которую мы видим. Прабхупада, возможно, хотел сказать именно это, но он не прояснил эти моменты.

[Обрыв записи?]

#00:34:13#

Если мы не совершаем оскорблений, то такое воспевание — лучшее воспевание; с четками или без — это не вопрос. Но когда мы воспеваем на четках, такое воспевание более плодотворно, поскольку мы касаемся туласи и воспеваем. И это источник большей духовной силы.

Муралишвар Прабху: Она говорит: не у всех есть четки из туласи, не у каждого.

#00:35:32#

Шрила Говинда Махарадж: Да, это правда. Но если Гуру дает четки, то эти четки становятся четками из туласи, поскольку все живет в уме, а ум восходит к атме. Понимаешь? Объясни, пожалуйста [обращается к переводчику, Муралишвару Прабху].

Атма означает «сознание». В таком случае если вы сознаете свои четки (Гуру вложил сознание), то эти четки принимают образ туласи, становятся четками туласи. Понимаете?

#00:37:24#

Все пребывает в сознании. Вы сознаете своего Гуру, то, что он дает вам, взаимодействие с ним происходит в измерении сознания. Мы видим красоту тела, телесную красоту. Но где пребудет эта красота? Если вы разрежете это тело, то вы не увидите никакой красоты, понимаешь? Мы говорим: прекрасное лицо… Объясни, а я продолжу [обращается к переводчику, Муралишвару Прабху].

Муралишвар Прабху: Диссекция [вскрытие]?

Шрила Говинда Махарадж: Если мы говорим: «Его лицо очень красиво», то где эта красота? Каким образом ты решил, что это лицо красивое? Если в лаборатории мы разрежем [это лицо], сделаем диссекцию, то где будет эта красота?

[Муралишвар Прабху переводит.]

#00:39:15#

Таким образом, красота живет в уме. Сознание — главное явление. Если оно есть, то в этом живом сознании все благоприятно.

Преданный: Простите, Махарадж. Я не понимаю. Все живет в сознании, и?

Сагар Махарадж: Тогда все благоприятно, все прекрасно. Прекрасно плюс многое другое.

Шрила Говинда Махарадж: Мы говорим: это очень красиво. А где эта красота? Если мы разрежем это «нечто» в лаборатории, то что мы увидим? Мы увидим внутри ДНК… Это не очень красиво. Процесс восприятия красоты иной, не механический. Красота живет в уме.

#00:40:43#

Однако также есть разные типы, отношения ума, умонастроения. Например, сове кажется, что лицо ее детеныша очень красиво…

Муралишвар Прабху: Что такое аула?

Сагар Махарадж: Аула — это сова, птица, которая летает по ночам.

Муралишвар Прабху: А, я знаю, что такое сова.

Сагар Махарадж: И что насчет совы?

Шрила Говинда Махарадж: Сове кажется, что лицо ее детеныша очень красиво. Сове не покажется, что лицо твоего сына или дочери красиво. Сова будет считать, что лицо ее дочери или сына красиво. Таким образом, красота живет в уме. Понимаешь? Таким образом, Харинам и туласи живут в сознании, они приходят от Гуру и передаются в сознании. Передача происходит в сознании: от сознания к сознанию.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас


[1] Шри Чайтанья Махапрабху продолжал: «В Моем сердце нет и следа любви к Богу. Я рыдаю от разлуки, только чтобы выставить напоказ Свою необычайную удачу, хотя в действительности, не видя очаровательного лица Кришны, Я живу бесцельно, словно букашка» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 2.45).

 

← Воскресная программа с участием Шрилы Б. Р. Мадхусудана Махараджа в киевской студии Vedalife. 3 апреля 2016 года ·• Архив новостей •· «Когда семья против». Шрила Б. Н. Ачарья Махарадж. 6 сентября 2011 года →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования