«Прославление Ганги Деви». Шримати Бхакти Лалита Деви Даси. 6 мая 2014 года. Гупта Говардхан

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 37.0 МБ)

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси

Прославление Ганги Деви

(6 мая 2014 года, Гупта Говардхан, Чиангмай, Таиланд)

 

Доброе утро всем! Мы начинаем нашу очередную трансляцию из Таиланда, из города Чиангмай. Сегодня мы поговорим о Ганге Деви, о ее славе, потому что сегодня день ее явления в этом мире. И мы также обсудим некоторые вопросы, которые задают преданные. Я расскажу то, что слышала о славе Ганги из уст моего вечного духовного учителя — Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дев-Госвами Махараджа.

#00:01:44#

История начинается с того, что давным-давно, в стародавние времена, демоны доставляли беспокойство садху. Днем они преследовали садху и те сталкивали их в океан. Демоны оставались там весь день, но ночью появлялись и нападали на садху снова. Садху гнали демонов обратно в океан, но они выходили и снова начинали терроризировать садху. Это продолжалось снова и снова.

#00:03:22#

В конце концов садху были полностью уничтожены этим, разочарованы, и, будучи не в силах больше сопротивляться, они отправились к Агастье Риши и взмолились ему: «О, Риши, помоги нам! Мы не в силах совершать свои предписанные обязанности, потому что демоны причиняют нам столько беспокойств!»

#00:03:54#

Агастья Риши известен своим огромным могуществом, он может одолеть любого. И когда демоны находились в океане, он просто поднял океан одной рукой. Таким образом он спас садху, но при этом создал большую пустыню в этом мире.

#00:04:52#

Прошло какое-то время, и царь Сагара решил провести огненное жертвоприношение коня. Во время этой церемонии конь отпускался скакать по всем землям, и считалось, что те страны, где этот конь останавливался, объявляют войну императору и начиналась война. Так император мог увидеть, кто подчиняется его власти, а кто — нет.

#00:05:55#

У царя Сагары было две супруги. От одной супруги он имел одного сына, а от другой — 60 000 сыновей. Конь скакал по всей земле и оказался в ашраме Капилы Муни. Конь зашел в этот ашрам и остался у Капилы Муни. Сыновья царя Сагары увидели, что конь не возвращается, что кто-то держит его при себе. Они с большой подозрительностью ходили вокруг и обыскивали все земли, чтобы узнать, где же в конце концов прячется этот конь. Они обнаружили, что конь прячется в ашраме Капилы Муни, и оскорбили, унизили последнего, называя обидными словами. Капила Муни какое-то время терпел все это, но затем разгневался и проклял всех сыновей царя, обратив их в пепел. Муни и риши обладают особой мистической силой и могут одним взором обратить в пепел своих обидчиков.

#00:08:28#

Царь Сагара пребывал в большом беспокойстве. Во-первых, конь не вернулся; во-вторых, пропали сыновья, и он не знал, что происходит. Наконец царь Сагара послал своего внука, чтобы тот узнал, что происходит. Внук пришел в ашрам Капилы Муни и спросил у него: «Что произошло? Куда делись дети царя Сагары?» Мудрец объяснил ему, что случилось. Поскольку сыновья Сагары совершили большой грех, оскорбив великого мудреца, он испепелил их. И все, что от них осталось, это горстка пепла. Внук Сагары спросил у Капилы Муни: «О, мудрец! Как можем мы избавиться от этого проклятия и спасти души моих родных? Чем я могу удовлетворить тебя?» Мудрец ответил: «Когда воды Ганги коснутся пепла сыновей царя Сагары, тогда они избавятся от своих грехов. Ганга пребывает в духовном мире. Она также есть на райских планетах, но в нашем земном мире ее до сих пор нет. Кроме того, Земля страдает от того, что Агастья Риши выпил всю воду. Поэтому необходимо низвести Гангу на Землю».

#00:11:57#

Внук Махараджа Сагары попытался умилостивить Гангу своими молитвами, совершая аскезы, поклоняясь ей, но не достиг успеха. Тогда, уже перед самой смертью, он передал своему сыну, правнуку Махараджа Сагары, полномочия умилостивить Гангу. Но тот тоже не достиг успеха. И только Махарадж Бхагиратха — праправнук Махараджа Сагары, пройдя через исключительно суровые аскезы, через огромные испытания, в конце концов умилостивил Мать Гангу. Она была довольна им, ответила на его зов и спустилась с райских планет на Землю.

#00:14:00#

Ганга сказала царю Бхагиратхе: «Ты должен попросить Господа Шиву, чтобы он принял меня, поскольку моя сила такова, что если я пойду прямо на Землю, то Земля расколется на две половины. Поэтому, пожалуйста, попроси Господа Шиву, чтобы сначала я пришла на его голову». Господь Шива с радостью принял это как служение Матери Ганге. Он подставил свою голову, и Мать Ганга пришла с Вайкунтхи на его волосы, а далее отправилась в Гималаи. Поэтому одно из имен Господа Шивы — Гангадхар. Есть изображения Господа Шивы, на которых мы видим, как Ганга исходит из его головы. Он дал Матери Ганге возможность спуститься из высших миров на Землю и с большой осторожностью направил ее бег в Гималаи.

#00:16:00#

Когда Махарадж Бхагиратха умилостивил Гангу и привел ее на Землю, он указал ей то место, где находился пепел сыновей Махараджа Сагары. Так Ганга пришла в это место, и сыновья Сагары освободились от всех своих грехов. Ганга пришла на Землю, благословила ее, и засуха прекратилась. Все, кто испытывал жажду, были удовлетворены, и все, кто нуждались в воде, были благословлены водами Ганги. Одно из имен Ганги — Бхагиратхи, поскольку Махарадж Бхагиратха привел ее на Землю. Также она известна как дочь Гималаев. А также она — старшая сестра Парвати, супруги Господа Шивы.

#00:18:20#

Так эта история описывается в Ведах и других писаниях. В разных местах она описывается по-разному, но эту версию я слышала из уст самого Гурудева. Гурудев ходил на Гангу и звал преданных: «Кто хочет на Гангу? Кто хочет со мной на Гангу?» Преданные отправлялись с ним на Гангу. Несколько раз мы были с Гурудевом на Ганге.

#00:19:18#

Однажды на том берегу, где находится наш Матх, мы вместе с Гурудевом вошли в воды Ганги и омывались в них, купались и плавали. Гурудев поплыл в сопровождении своих учеников и учениц, и все преданные вокруг плескались, брызгали друг в друга водой. Все были очень счастливы, купаясь с Гурудевом. На левой руке Гурудева был золотой браслет с драгоценными камнями. И в тот день на Ганге он заметил: «О, мой браслет исчез, он соскользнул в воду!» Все начали искать этот браслет на дне Ганги в тех местах, где мы плавали.

#00:21:00#

Прошло двадцать минут, но никто не смог ничего найти. Течение было очень сильным, оно сносило нас все дальше и дальше от того места, где мы находились изначально, поэтому никто не мог найти этот браслет. Тогда Гурудев крикнул: «Ганга! Верни браслет назад! Он принадлежит Махапрабху, а не тебе!» И тут же он почувствовал что-то под своей ногой. Он взял и достал этот браслет из-под своей ноги. Это было невероятно. Никто не мог в это поверить. Двадцать минут мы искали этот браслет, но Гурудев приказал Ганге, и она вернула его. Гурудев взял этот браслет, вернулся на веранду и был очень задумчив. Он положил его в особое место, не надел его сразу.

#00:23:05#

Гурудев стал думать: «Почему это произошло? Что случилось? Это собственность Махапрабху. Почему Ганга забрала его? Может быть, он слишком роскошный для меня? Может, в нем слишком много драгоценных камней?» И тогда он снял большую часть драгоценных камней, оставил только один камень, который был ему нужен для служения и снова надел его на левую руку.

#00:24:00#

В тот же день одна из наших старых преданных плавала с нами и нырнула под воду. Вынырнула, улыбаясь, но лишенная одного зуба. (Все смеются.) У нее был вставной зуб, она нырнула под воду, а когда вынырнула, этого зуба уже не было. Она попыталась так же, как Гурудев, крикнуть: «Ганга, верни его обратно!» (Все смеются.) Но, к сожалению, ничего не произошло. Поэтому ей пришлось ходить на протяжении всего своего визита в Индию без зуба.

#00:25:45#

Мы храним все эти сладостные воспоминания о Шриле Гурудеве. Перед тем как войти в Гангу, он кланялся ей, набирал пригоршню ее святой воды и брызгал на наши головы. Мы были настолько удачливы, что обрели воду священной Ганги, которой Гурудев своими собственными руками окроплял наши головы. Воды Ганги никогда не оскверняются. В особенности если чистый преданный берет воды Ганги, они обретают огромную очищающую силу.

#00:26:44#

Махапрабху очень любил Гангу, испытывал к ней большую привязанность, проводил в ней Свои игры. Множество всевозможных деяний Он совершил на берегах Ганги и в ее водах. Священные места — Навадвип, Майяпур, Йогапитх — находятся на берегах Ганги, поэтому многие деяния Махапрабху проходили на берегах Ганги и в ее водах. Когда Махапрабху был ребенком, Он был очень непослушным, поэтому Он доставлял беспокойства всем вокруг — брызгал водой в брахманов, стаскивал Своих друзей в воду, кричал девушкам что-то в самое ухо, плескался водой, шумел, топил Своих друзей. Он был очень большим проказником.

#00:28:18#

Когда Адвайта Ачарья молился о нисхождении Махапрабху в этот материальный мир, он поклонялся Ему водой Ганги и листьями Туласи. Сегодня утром я прочла стих из Бхагавад-гиты [10.31], в котором Господь говорит: «Из всего очищающего и стремительного Я — ветер; из носящих оружие Я — Господь Парашурама; среди рыб Я — акула, а среди рек — Ганга». В «Фейсбуке» было прекрасное изображение Ганги с этой шлокой из Бхагавад-гиты. Итак, из всех рек Он — Ганга.

#00:30:12#

Сегодня особый день для всех нас, потому что мы не смогли бы прожить и дня в преданном служении без Ганги. Все, что мы делаем, связано с Гангой. Наше поклонение Божествам связано с водами Ганги. Когда мы наносим тилаку, мы тоже призываем воды Ганги. Так Ганга сопровождает всю нашу деятельность в преданном служении. Сегодня тот день, когда она низошла с высших миров, ступила на голову Шивы, а затем приняла форму реки в нашем земном мире и потекла. Сегодня — тот день, когда Ганга начинает течь в нашем земном мире. Это было в Гималаях.

#00:31:35#

И хотя мы находимся на расстоянии многих сотен миль от Ганги, мы можем помнить ее, вспоминая ее имя, повторяя мантры, посвященные ей. Так Ганга постоянно присутствует с нами. Думая о ней, повторяя ее имя, мы очищаемся, ее воды очищают нас. Очищение водами Ганги — это не вопрос физического взаимодействия. Это духовная сознательная субстанция, которая очищает нас духовно. Гурудев постоянно учит нас — все происходит в сознании. Поэтому все наше поклонение, воспевание, все наши молитвы — все они действенны, поскольку на уровне сознания мы всегда можем молиться Ганге и получать ее благословения и очищающую силу ее вод. Может быть, есть какие-то вопросы?

#00:33:31#

Амия Синдху Прабху: Мы часто слышим, что говорят: «Ганга Маи ки джай!» Можете ли вы объяснить, что это означает?

#00:33:48#

Бхакти Лалита Деви Даси: Гангу принимают как мать. Она наша мать и также она — богиня. Маи означает «богиня» или «мать». У нее два облика — облик реки и облик богини. Поэтому мы принимаем ее и как богиню, и как мать. Когда говорят «мать Ганга» или «Ганга Маи», это означает одно и то же.

#00:34:41#

Это же относится к Туласи. У Туласи два облика. Один облик — это растение, а другой облик — личность Туласи. Она Бхакти Деви, и также она — богиня. Туласи Деви, Бхакти Деви. Она имеет свой физический облик — в форме растения, но также она — личность. Солнце, Луна, океан — все это личности. Они имеют свою личностную форму. Поэтому мы обращаемся к ним в обеих формах — и как к соответствующим стихиям, и как к богам, богиням, отцам, матерям, дочерям, сестрам. Возможно, что Франциск Ассизский, когда говорил: «Брат Солнце и сестра Луна», имел в виду нечто схожее. Он был очень необычным христианским святым. Он мог разговаривать с животными и молился таким образом: «Брат Солнце, сестра Луна». Это вид реализации Брахмана, осознания себя, брахма-бхута.

#00:37:30#

Вопрос: Когда в России узнают, что мы имеем отношение к некой индийской религии, нам часто задают одни и те же вопросы. Один вопрос касается вод Ганги: «Как вы можете принимать воды Ганги чистыми? Почему вы поклоняетесь реке?» А другой вопрос: «Почему вы поклоняетесь коровам и как вы можете считать коров священными?» Не могли бы вы вкратце объяснить, как мы можем это представить обычным людям?

#00:38:20#

Бхакти Лалита Деви Даси: То, что мы обсуждали в первой половине нашей лекции, показывает нам, что Ганга — отнюдь не обычная река, что это сверхъестественное существо, обладающее необычайным могуществом. Она необычайно дорога Господу, обладает огромной очищающей силой. Ни в коей мере она не является обычной личностью, обычной рекой. Все, что любит Господь, все, что Ему дорого, мы считаем святым, священным. К тому же, что касается Ганги, она омывает лотосоподобные стопы Вишну. Она берет исток от Его стоп и омывает всю Вайкунтху, затем она приходит на райские планеты, а уже оттуда — на Землю. Поэтому Ганга не обычная река, это необычайно священное существо, и множество паломников, странников приходят омываться в ее водах. Множество ищущих на духовном пути, дети и многие другие — все они предлагают поклоны матери Ганге, поскольку это священная река, и она очень дорога Господу.

#00:40:38#

Один из спутников Махапрабху Пундарик Видьянидхи был очень сильно привязан к Ганге и с особой чистотой и особым усердием поклонялся ей. Он не мог терпеть того, что происходило тогда и происходит с Гангой сейчас — люди стирают в ней одежду, моются, чистят зубы. Поэтому утром он не приходил на Гангу, чтобы не видеть всего этого. Он приходил на Гангу и предлагал ей поклоны только в полночь, когда уже никого не было. Он никогда не входил в Гангу. Он не мог себе представить, что члены его тела соприкоснутся с ее священными водами. Поэтому он просто брал несколько капель воды Ганги и окроплял ими голову. Пример его веры поможет нам понять величие и могущество Ганги. Это величие и могущество осознается только через веру. Не через наши чувства, а исключительно через великую веру в нашем сердце.

#00:42:48#

Может быть, и существуют какие-то научные данные о том, что это действительно необычная, чистая вода, но мы не нуждаемся в подобных доказательствах. Нет необходимости в научных свидетельствах для того, чтобы осознать и поверить в духовные явления. Вся духовная культура основывается только на вере. Вера являет себя в нашем сердце.

#00:43:33#

Это же касается и коров. Мы считаем их священными, потому что Кришна считает их таковыми, потому что Кришна очень любит их. Кришна известен под именами Говинда, Гопала. Он любит коров и заботится о них. Многие Его друзья, Его вечные спутники — это мальчики-пастушки. Он выбрал такие игры по Своей сладостной воле — быть мальчиком-пастушком в компании мальчиков-пастушков.

#00:44:28#

На самом деле это великая, мистическая, духовная и самая непостижимая из всех духовных истин. Кришна принял рождение в семье Нанды Махараджа — предводителя пастухов. Коровы, молоко, йогурт, молочные продукты — это все и вся для жителей Вриндавана, для жителей Нандаграма. Так они живут. Коровы очень дороги им, они неотъемлемая часть их жизни. Они все очень любят коров, заботятся о них. Поэтому мы также поклоняемся этим священным животным. Говорится, что все боги и богини живут в теле коровы. Каждая часть тела коровы — это различные боги и богини. В Индии есть одна художественная работа, на которой изображена корова, ее тело поделено на множество частей и в каждой из частей ее тела пребывают разные боги и богини.

#00:47:03#

Есть два дня в году, когда мы поклоняемся коровам. Один из дней — это Го-пуджа, которая идет сразу после Говардхана-пуджи. И есть также другой день, когда мы совершаем особую севу, особое служение коровам — поклоняемся им, украшаем, заботимся о них.

#00:47:33#

В нашем Шри Чайтанья Сарасват Матхе есть гошала — особое место, где живут коровы, где о них заботятся и ухаживают. Эта гошала установлена по сладостной воле Шрилы Шридхара Махараджа — основателя нашего Матха. Иногда, когда к Шриле Шридхару Махараджу или к Шриле Говинде Махараджу приходили паломники, у которых было сложное прошлое, кто совершал множество грехов в прошлом, им давали особое служение — гошала-севу, то есть служение в гошале, служение при коровнике, поскольку это очень хороший способ быстро очистить свое сердце — служением коровам. Таким образом, эти люди получали особое задание — поклоняться коровам и служить им в нашей гошале.

#00:49:20#

Конечно же, это не обычные коровы, это коровы Махапрабху, коровы нашего Матха. Они явились в нашем Матхе, и служение этим коровам очищает нас, очищает наше сердце, наш ум, наше сознание. Мы не должны пытаться объяснять это людям с какой-то мирской точки зрения. Чтобы понять эти реалии, чтобы действительно осознать их, необходимо некое доверие. Чувство доверия, чувство веры и некое искреннее, смиренное отношение к этим предметам, поскольку все это — трансцендентные, необычные предметы, выходящие за пределы нашего ума и наших чувств. Поэтому обсуждать это можно только с таким человеком, у которого есть желание, стремление понять духовную жизнь, у которого есть вера. В противном случае, эти вопросы можно игнорировать. Если простые души с простым, искренним сердцем услышат это, они примут. Говорится, что это просто для тех, кто прост, но сложно для тех, кто слишком сложен.

Переводчик: Шрипад Б. А. Данди Махарадж
Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редактор: Сварнанги Деви Даси


← Тур Ананда Вардхана Прабху Брахмачари «Йоги в дороге». Казань 24 апреля 2015 года ·• Архив новостей •· Тривикрам Махарадж в Риге. 24 апреля 2015 года →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования