«Три уровня преданных». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 27 августа 1981 года. Навадвипа Дхама, Индия



скачать (формат MP3, 11.24M)

Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Три уровня преданных

(27 августа 1981 года. Навадвипа Дхама, Индия)

  

Госвами Махарадж: …еще один вопрос, который я слышал от преданных. Преданные задавали его. Они слышали ваш пример: Гуру, одна стопа которого покоится на почве Вайкунтхи, другая стопа — здесь… Три категории Гуру.

#00:00:18#

Шрила Шридхар Махарадж: Да, три категории.

Госвами Махарадж: Но они хотят знать следующее: это ваш собственный пример или это пример, заимствованный из шастры?

#00:00:27#

Шрила Шридхар Махарадж: Три категории ачарьи. [Первая категория:] Обе стопы покоятся на земле Вайкунтхи, и он вербует людей отсюда туда [из материального мира в духовный]. Это маха-бхагавата. Когда проявлена особая воля Господа, то ачарья выполняет подобное служение. Здесь не может быть сомнений в качествах маха-бхагаваты. В целом позиция ачарьи — это позиция мадхьяма-адхикари-вайшнава. Почему? Потому что такому вайшнаву присуще различительное видение. Имеется в виду, он видит как сознание Кришны, так и нечто, находящееся вне сознания Кришны: Кришну и то, что к Кришной не является, — и то, и другое, оба явления — сознание Кришны и его отсутствие. И это необходимо, чтобы то, что не есть сознание Кришны, было обращено в сознание Кришны. И когда такой вайшнав выполняет свой долг, Кришна насильственно наделяет его предрассудками. Предрассудки — имеется в виду такого рода видение: Кришна и то, что Кришной не является. Это естественно, когда речь идет о мадхьяма-бхагавата-вайшнаве. Для того, чтобы отсутствие сознания Кришны было обращено в сознание Кришны. Это мадхьяма — промежуточная стадия. Мадхьяма-бхагавата-вайшнав должен быть назначен в качестве ачарьи. Это явствует из вышеописанного.

#00:02:19#

Мадхьяма-бхагавата может быть двух типов. Одной ногой он стоит на земле этого мира, другой — на земле духовного мира. Это также мадхьяма-бхагавата, вайшнав мадхьяма-адхикара. Одна стопа здесь, другая там: подразумевается, что он наделен определенным постижением сознания Кришны, постижением истины, однако не в полной мере обрел сиддхи (совершенства). Он находится на пути к сварупа-сиддхи.

#00:03:00#

Внимание же того, кто обеими ногами стоит на земле этого мира, направлено на духовный мир. Он пренебрегает своим положением в этом мире в том смысле, что не придает ему большого значения. Его стремление обращено к другой стороне реальности, но он не в полной мере избавился от влияния майи. Хотя он слаб, но все же его попытки, усилия похвальны. Он помогает другим, он направляет других, он желает взять других с собой в свой «поход». Это похвальная позиция, похвальное положение.

#00:03:49#

Теперь, юкти. Юкти — различение. В шастре мы находим...

#00:03:58#

Госвами Махарадж: Юкти? Что означает юкти?

Шрила Шридхар Махарадж: Пример?

Госвами Махарадж: Да, пример.

#00:04:07#

Шрила Шридхар Махарадж: Он находится здесь, он соприкасается с бренной реальностью, однако не может полностью оборвать эту связь, но, тем не менее, его внимание безраздельным образом обращено к духовной реальности. Он не оборвал полностью связи с бренным миром.

Госвами Махарадж: Да-да, правильно.

#00:04:40#

Шрила Шридхар Махарадж: Но он в процессе. Он стремится к победе. Он ведет битву за битвой и движется в сторону сознания Кришны. Он наделен благой волей, благим намерением. Он [вайшнав] гоштхинанди типа, этой категории. Прежде чем мы окончательно обрываем связь с этим миром, прекращаем всякое взаимодействие с этим миром и покидаем его навсегда, и окончательно вступаем в измерение духовной реальности, на этой предварительной стадии существуют два класса, две категории [вайшнавов]: преданные гоштхинанди и бхаджанананди. Представитель одной категории [бхаджанананди] не заботится о благе других, но занят своим собственным бхаджаном (поклонением). Есть также другая категория [гоштхинанди] — те, кто не желает идти в одиночестве, но стремится взять с собой в «поход» как можно большее количество людей. Это определенная стадия. Состояние на данной стадии описано Бхактивинодом Тхакуром в его «Чайтанья-шикшамрите» — на стадии према-рурукшу, стадии, предшествующей пробуждению божественной любви. На этой стадии существуют две категории преданных: гоштхинанди и бхаджанананди. Гоштхинанди испытывают естественную склонность: они не желают находиться в одиночестве, но желают взять с собой друзей.

#00:06:13#

В шастре мы находим:

лаукикӣ ваидикӣ ва̄пи йа̄ крийа̄ крийате муне
хари-сева̄нукӯлаива са̄ ка̄рйа̄ бхактим иччхата̄1

Какую бы деятельность мы ни принимали в качестве нашего долга духовной жизни, этот долг может быть ваидхика и лаукика. Он может происходить из священных писаний — ваидхика, и быть лаукика. Лаукика означает «мирской»; то, что диктует социум и прочее, наша социально-общественная жизнь; обязанности, которые возлагает на нас общество, родственники, окружение и так далее. И тот, и другой долг человек выполняет согласно своей духовной совести.

#00:07:20#

Каништха-адхикари: в этом положении человек [зачастую] не заботится о своей социально-общественной жизни. Он ходит в храм, поклоняется и строго следует правилам писаний [находясь в нем], но когда он находится за стенами храма, он поступает как его душе угодно, пренебрегая другими или не обращаясь с другими как духовный человек. Правила писаний не влияют на него в его состоянии, влияют лишь частично. Когда речь идет о его взаимоотношениях с людьми, эти отношения могут не основываться на духовных принципах.

#00:08:15#

Однако мадхьяма-адхикари — это тот, кто применяет духовные правила также в своей повседневной, бытовой и социальной жизни. Он решает, с кем ему дружить, какой работе себя посвящать, чтобы найти средства к существованию, как ему выбирать друзей в обществе, будь то преданные или не преданные, кто бы то ни было. Это его социально-общественная жизнь, его жизнь в качестве члена общества: на нее также оказывают влияние, ее контролируют духовные предписания. Это мадхьяма-адхикари. Когда человек ведет подобную жизнь, тогда он может помогать другим. Он достоин, он пригоден, он квалифицирован помогать другим. На него не будут оказывать влияние чужеродные, неблагоприятные элементы, общество, поскольку он уже практикует. Он уже практикует, он утвердился в этом образе жизни, он знает, как вести себя с другими должным образом и как поддерживать свою духовную жизнь. Ты понимаешь?

Госвами Махарадж: Да.

#00:09:41#

Шрила Шридхар Махарадж: Он практикует подобным образом, и он может быть достоин посвящать других, помогать им, поскольку он уже трансформировал себя. Произошла трансформация в его взаимодействии с окружающим миром. Он продолжает сражаться с агентами майи. Он пытается занять правильную позицию по отношению к неблагоприятному окружению, иллюзорной среде. На него можно полагаться, ему можно доверить ответственность играть роль ачарьи.

Ты поедешь? Когда? Завтра?

Госвами Махарадж: Я еду завтра утром.

#00:10:48#

Шрила Шридхар Махарадж: Завтра утром.

#00:10:54#

Мадхьяма-адхикари. Классификация мадхьяма-адхикари. Каништха-адхикари не заслуживает доверия, он не может быть ачарьей. Он поклоняется лишь в определенных рамках, на территории храма. Поклонение на территории храма, следование правилам и предписаниям, но с мадхьяма-адхикари уже произошла трансформация, тотальная трансформация, переход от обычной жизни к духовной. Поэтому его следует считать человеком квалифицированным, пригодным, способным иметь дело с неблагоприятной средой, сражаться и совершать прогресс в его духовной кампании. И в действительности благодаря таким людям мир обретает благо. Если бы они полностью оборвали связь с этим бренным миром, то... Особенно, когда Господь просит их, они выходят на арену. В противном случае их не интересует бренный мир.

#00:12:17#

Каништха-адхикари обладает очень скудным богатством. Он занят самоочищением. И может не беспокоиться о благе других, о благе окружающего мира. Поэтому роль ачарьи — в целом это позиция мадхьяма-адхикари, того, кто подвергает преображению свои социальные достижения, одухотворяет их. Такой человек обладает наилучшей квалификацией, позволяющей принести миру благо.

#00:12:55#

ӣш́варе тад-адхӣнеш̣у
ба̄лиш́еш̣у двиш̣атсу ча
према-маитрӣ-кр̣попекш̣а̄
йах̣ кароти са мадхйамах̣2

#00:13:06#

В «Шримад-Бхагаватам» приведено описание мадхьяма-адхикара: каковы признаки, каковы симптомы мадхьяма-адхикара. Это дано в «Бхагаватам».

#00:13:24#

ӣш́варе тад-адхӣнеш̣у
ба̄ли
ш́еш̣у двиш̣атсу ча…

Тот, кто обрел любовь и нежность к Господу Кришне (ӣш́варе). Тад-адхӣнеш̣у: [обрел] любовь к Богу и [поддерживает] дружбу с преданными Господа.

#00:13:55#

ӣш́варе тад-адхӣнеш̣у
ба̄ли
ш́еш̣у двиш̣атсу ча…

Обычных, простых людей он одаривает милостью. К атеистам же, врагам духовных реалий, он относится враждебно.

#00:14:29#

Таковы четыре фактора в его поведении, четыре характеристики мадхьяма-адхикари: он любит Господа, он дружен с преданными, к обычным людям он милосерден: стремится их обратить, стремится одарить их благом. [Четвертое: он избегает общения с теми, кто по природе завистлив.] Поэтому только мадхьяма-адхикари занимает идеальную позицию, позволяющую быть ачарьей. Он избегает общения с атеистами, он одаривает милостью обычных людей и дружит с преданными Господа, а также испытывает сильную любовь по отношению к Верховному авторитету. Ба̄лиш́еш̣у. Он стремится помочь обычным людям. Таковы характеристики преданного [уровня] мадхьяма-адхикари. Он находится в идеальном положении, позволяющем играть роль ачарьи. Не каништха-адхикари и не уттама-адхикари.

#00:15:56#

сарва-бхӯтеш̣у йах̣ паш́йед
бхагавад-бха̄вам а̄тманах̣
бхӯта̄ни бхагаватй а̄тманй
эш̣а бха̄гаватоттамах̣
3

#00:16:02#

Уттама-адхикари повсюду видит, что все сущее связано с Абсолютом, с Кришной. Поэтому по определению он не способен просить кого-либо быть преданным, поскольку видит, что все уже преданные. В отношении же себя он чувствует: «Единственный не преданный — это я. Я не способен совершать служение. Все остальные служат Господу». Такова квалификация уттама-адхикари.

#00:16:36#

На этой стадии вопрос проповеди как таковой не актуален, отсутствует. Проповедь — удел мадхьяма-адхикари, того, кто утвержден в этом положении и видит как Бога, так и не-Бога. Уттама-адхикари видит только Бога. Мадхьяма-адхикари видит Бога и не-Бога, божественную область и мирскую область. Такова тенденция мадхьяма-адхикари и такова его природа.

#00:17:04#

Мадхьяма-адхикари-вайшнав должен занимать позицию ачарьи. Также существует дальнейшая градация, субградация мадхьяма-адхикари. Мы должны принимать в расчет все эти моменты.

#00:17:20#

Госвами Махарадж: А существует ли градация уттама-адхикари?

#00:17:25#

Шрила Шридхар Махарадж: Конечно, конечно. Градация... Поскольку это позитивный мир, то просто освобождение от майи не подразумевает достижения высочайшего положения там. Прогрессивное развитие: шанта, дасья, ватсалья, мадхура, а также дальнейшее деление в рамках каждой конкретной расы, лагеря, в среде лидеров этих лагерей, и...

#00:18:04#

Госвами Махарадж: Это ашрая-виграха. Скажем, Субал.

#00:18:10#

Шрила Шридхар Махарадж: Мулашрая. Имеется в виду, что они занимают окончательное положение.

#00:18:17#

Госвами Махарадж: Но они не джива-таттва?

Шрила Шридхар Махарадж: Нет.

Госвами Махарадж: Чит-шакти?

#00:18:21#

Шрила Шридхар Махарадж: Они порождение чит-шакти, сварупа-шакти.

Ученик (на заднем плане): Паршада.

#00:18:33#

Шрила Шридхар Махарадж: Наиболее сокровенная, глубинная часть сварупа-шакти порождает их. Если, конечно, вообще можно говорить о том, что они порождение. Но в сварупа-шакти также существует градация, существует степень интенсивности сварупа-шакти. И эта интенсивность не везде и не всегда одна и та же. Ближе к Кришне — сильнее интенсивность. Дальше от Кришны — слабее интенсивность. Да, таким образом мы должны понять, что есть что.

#00:19:11#

Так или иначе, они всегда проявляют заботу о Кришне. Их интересует исключительно Кришна, их не интересует бренное измерение бытия. Такова в целом позиция мадхьяма-адхикари преданного.

#00:19:30#

Мадхьяма-адхикари думает: «Это благо, я чувствую вкус. Этот вкус очень сладостный, прекрасный. И я хочу поделиться этим вкусом с другими». Проповедь подразумевает это: «У меня есть лекарство. Я получил лекарство, которое позволило мне исцелиться от болезни [отождествления себя с материей] — может быть не до конца, но до известной степени. Братья мои, друзья мои, примите это лекарство!»

#00:19:59#

Госвами Махарадж: Один майявади по имени Свами Муктананда посещал Лос-Анджелес. Он привел следующий пример: «Когда ты ешь что-то очень вкусное, ты умолкаешь».

Шрила Шридхар Махарадж: Что?

#00:20:13#

Госвами Махарадж: Замолкаешь. Я привел ваш пример: «Когда ты ешь что-то очень вкусное, тотчас же ты привлекаешь к этому внимание человека, сидящего рядом с тобой: „О, попробуй!“»

#00:20:26#

Шрила Шридхар Махарадж: Да, если есть кто-то, кого ты любишь, ты не можешь не поделиться.

Госвами Махарадж: Да!

#00:20:32#

Шрила Шридхар Махарадж: Ты не можешь не дать, не поделиться [тем, что тебе нравится]. Если же ты, как последний эгоист, ешь в одиночку, то кто ты? Майявади и прочие роют себе могилу. Они боятся любого потока. Они не понимают, что потоки могут быть сладостными. Это их болезнь, подобная раку. Они думают, что если есть хоть какое-то движение, то не может быть гармонии: «Если мы ищем гармонии, если мы ищем единства, то для этого нам нужно залезть в яму и закопать себя в могилу с головой». Они не понимают. Это красота трупа.

#00:21:37#

Иными словами, они чистопробные атеисты. Это худшая разновидность атеизма — майявада, имперсонализм. Отсутствие высочайшего нектара: сат-чит-ананда. Они думают, что не могут чувствовать вкус этой ананды. Ананда динамична. Они полагают, что высшее достижение — это прекращение всякого движения, и это ананда.

Переводчик: Муралишвар Дас
Редактор: Традиш Дас

 


1 «Тот, кто избрал своей высочайшей целью любовную преданность Богу, совершает все свои мирские, а также предписанные Ведами обязанности лишь как помощь в служении Шри Хари — высшему объекту своего поклонения» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.200).

2 «Мадхьяма-адхикари — это преданный, который поклоняется Верховной Личности Бога как высшему объекту своей любви, поддерживает дружеские отношения с преданными Господа, милостив к невежественным и избегает общения с теми, кто по природе завистлив» («Шримад-Бхагаватам», 11.2.46).

3 «Возвышенный преданный видит во всем сущем Душу всех душ, Верховную Личность Бога, Шри Кришну. Следовательно, он видит все связанным со Всевышним и понимает, что все сущее вечно пребывает в Господе» («Шримад-Бхагаватам», 11.2.45).




←  Субботняя программа в Абхазии. 15 ноября 2014 года ·• Архив новостей •· Субботняя встреча в отеле Козацкий. Киев. 15 ноября 2014 года  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 11.8 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Три уровня преданных

(27 августа 1981 года. Навадвипа Дхама, Индия)

  

Госвами Махарадж: …еще один вопрос, который я слышал от преданных. Преданные задавали его. Они слышали ваш пример: Гуру, одна стопа которого покоится на почве Вайкунтхи, другая стопа — здесь… Три категории Гуру.

#00:00:18#

Шрила Шридхар Махарадж: Да, три категории.

Госвами Махарадж: Но они хотят знать следующее: это ваш собственный пример или это пример, заимствованный из шастры?

#00:00:27#

Шрила Шридхар Махарадж: Три категории ачарьи. [Первая категория:] Обе стопы покоятся на земле Вайкунтхи, и он вербует людей отсюда туда [из материального мира в духовный]. Это маха-бхагавата. Когда проявлена особая воля Господа, то ачарья выполняет подобное служение. Здесь не может быть сомнений в качествах маха-бхагаваты. В целом позиция ачарьи — это позиция мадхьяма-адхикари-вайшнава. Почему? Потому что такому вайшнаву присуще различительное видение. Имеется в виду, он видит как сознание Кришны, так и нечто, находящееся вне сознания Кришны: Кришну и то, что к Кришной не является, — и то, и другое, оба явления — сознание Кришны и его отсутствие. И это необходимо, чтобы то, что не есть сознание Кришны, было обращено в сознание Кришны. И когда такой вайшнав выполняет свой долг, Кришна насильственно наделяет его предрассудками. Предрассудки — имеется в виду такого рода видение: Кришна и то, что Кришной не является. Это естественно, когда речь идет о мадхьяма-бхагавата-вайшнаве. Для того, чтобы отсутствие сознания Кришны было обращено в сознание Кришны. Это мадхьяма — промежуточная стадия. Мадхьяма-бхагавата-вайшнав должен быть назначен в качестве ачарьи. Это явствует из вышеописанного.

#00:02:19#

Мадхьяма-бхагавата может быть двух типов. Одной ногой он стоит на земле этого мира, другой — на земле духовного мира. Это также мадхьяма-бхагавата, вайшнав мадхьяма-адхикара. Одна стопа здесь, другая там: подразумевается, что он наделен определенным постижением сознания Кришны, постижением истины, однако не в полной мере обрел сиддхи (совершенства). Он находится на пути к сварупа-сиддхи.

#00:03:00#

Внимание же того, кто обеими ногами стоит на земле этого мира, направлено на духовный мир. Он пренебрегает своим положением в этом мире в том смысле, что не придает ему большого значения. Его стремление обращено к другой стороне реальности, но он не в полной мере избавился от влияния майи. Хотя он слаб, но все же его попытки, усилия похвальны. Он помогает другим, он направляет других, он желает взять других с собой в свой «поход». Это похвальная позиция, похвальное положение.

#00:03:49#

Теперь, юкти. Юкти — различение. В шастре мы находим...

#00:03:58#

Госвами Махарадж: Юкти? Что означает юкти?

Шрила Шридхар Махарадж: Пример?

Госвами Махарадж: Да, пример.

#00:04:07#

Шрила Шридхар Махарадж: Он находится здесь, он соприкасается с бренной реальностью, однако не может полностью оборвать эту связь, но, тем не менее, его внимание безраздельным образом обращено к духовной реальности. Он не оборвал полностью связи с бренным миром.

Госвами Махарадж: Да-да, правильно.

#00:04:40#

Шрила Шридхар Махарадж: Но он в процессе. Он стремится к победе. Он ведет битву за битвой и движется в сторону сознания Кришны. Он наделен благой волей, благим намерением. Он [вайшнав] гоштхинанди типа, этой категории. Прежде чем мы окончательно обрываем связь с этим миром, прекращаем всякое взаимодействие с этим миром и покидаем его навсегда, и окончательно вступаем в измерение духовной реальности, на этой предварительной стадии существуют два класса, две категории [вайшнавов]: преданные гоштхинанди и бхаджанананди. Представитель одной категории [бхаджанананди] не заботится о благе других, но занят своим собственным бхаджаном (поклонением). Есть также другая категория [гоштхинанди] — те, кто не желает идти в одиночестве, но стремится взять с собой в «поход» как можно большее количество людей. Это определенная стадия. Состояние на данной стадии описано Бхактивинодом Тхакуром в его «Чайтанья-шикшамрите» — на стадии према-рурукшу, стадии, предшествующей пробуждению божественной любви. На этой стадии существуют две категории преданных: гоштхинанди и бхаджанананди. Гоштхинанди испытывают естественную склонность: они не желают находиться в одиночестве, но желают взять с собой друзей.

#00:06:13#

В шастре мы находим:

лаукикӣ ваидикӣ ва̄пи йа̄ крийа̄ крийате муне
хари-сева̄нукӯлаива са̄ ка̄рйа̄ бхактим иччхата̄1

Какую бы деятельность мы ни принимали в качестве нашего долга духовной жизни, этот долг может быть ваидхика и лаукика. Он может происходить из священных писаний — ваидхика, и быть лаукика. Лаукика означает «мирской»; то, что диктует социум и прочее, наша социально-общественная жизнь; обязанности, которые возлагает на нас общество, родственники, окружение и так далее. И тот, и другой долг человек выполняет согласно своей духовной совести.

#00:07:20#

Каништха-адхикари: в этом положении человек [зачастую] не заботится о своей социально-общественной жизни. Он ходит в храм, поклоняется и строго следует правилам писаний [находясь в нем], но когда он находится за стенами храма, он поступает как его душе угодно, пренебрегая другими или не обращаясь с другими как духовный человек. Правила писаний не влияют на него в его состоянии, влияют лишь частично. Когда речь идет о его взаимоотношениях с людьми, эти отношения могут не основываться на духовных принципах.

#00:08:15#

Однако мадхьяма-адхикари — это тот, кто применяет духовные правила также в своей повседневной, бытовой и социальной жизни. Он решает, с кем ему дружить, какой работе себя посвящать, чтобы найти средства к существованию, как ему выбирать друзей в обществе, будь то преданные или не преданные, кто бы то ни было. Это его социально-общественная жизнь, его жизнь в качестве члена общества: на нее также оказывают влияние, ее контролируют духовные предписания. Это мадхьяма-адхикари. Когда человек ведет подобную жизнь, тогда он может помогать другим. Он достоин, он пригоден, он квалифицирован помогать другим. На него не будут оказывать влияние чужеродные, неблагоприятные элементы, общество, поскольку он уже практикует. Он уже практикует, он утвердился в этом образе жизни, он знает, как вести себя с другими должным образом и как поддерживать свою духовную жизнь. Ты понимаешь?

Госвами Махарадж: Да.

#00:09:41#

Шрила Шридхар Махарадж: Он практикует подобным образом, и он может быть достоин посвящать других, помогать им, поскольку он уже трансформировал себя. Произошла трансформация в его взаимодействии с окружающим миром. Он продолжает сражаться с агентами майи. Он пытается занять правильную позицию по отношению к неблагоприятному окружению, иллюзорной среде. На него можно полагаться, ему можно доверить ответственность играть роль ачарьи.

Ты поедешь? Когда? Завтра?

Госвами Махарадж: Я еду завтра утром.

#00:10:48#

Шрила Шридхар Махарадж: Завтра утром.

#00:10:54#

Мадхьяма-адхикари. Классификация мадхьяма-адхикари. Каништха-адхикари не заслуживает доверия, он не может быть ачарьей. Он поклоняется лишь в определенных рамках, на территории храма. Поклонение на территории храма, следование правилам и предписаниям, но с мадхьяма-адхикари уже произошла трансформация, тотальная трансформация, переход от обычной жизни к духовной. Поэтому его следует считать человеком квалифицированным, пригодным, способным иметь дело с неблагоприятной средой, сражаться и совершать прогресс в его духовной кампании. И в действительности благодаря таким людям мир обретает благо. Если бы они полностью оборвали связь с этим бренным миром, то... Особенно, когда Господь просит их, они выходят на арену. В противном случае их не интересует бренный мир.

#00:12:17#

Каништха-адхикари обладает очень скудным богатством. Он занят самоочищением. И может не беспокоиться о благе других, о благе окружающего мира. Поэтому роль ачарьи — в целом это позиция мадхьяма-адхикари, того, кто подвергает преображению свои социальные достижения, одухотворяет их. Такой человек обладает наилучшей квалификацией, позволяющей принести миру благо.

#00:12:55#

ӣш́варе тад-адхӣнеш̣у
ба̄лиш́еш̣у двиш̣атсу ча
према-маитрӣ-кр̣попекш̣а̄
йах̣ кароти са мадхйамах̣2

#00:13:06#

В «Шримад-Бхагаватам» приведено описание мадхьяма-адхикара: каковы признаки, каковы симптомы мадхьяма-адхикара. Это дано в «Бхагаватам».

#00:13:24#

ӣш́варе тад-адхӣнеш̣у
ба̄ли
ш́еш̣у двиш̣атсу ча…

Тот, кто обрел любовь и нежность к Господу Кришне (ӣш́варе). Тад-адхӣнеш̣у: [обрел] любовь к Богу и [поддерживает] дружбу с преданными Господа.

#00:13:55#

ӣш́варе тад-адхӣнеш̣у
ба̄ли
ш́еш̣у двиш̣атсу ча…

Обычных, простых людей он одаривает милостью. К атеистам же, врагам духовных реалий, он относится враждебно.

#00:14:29#

Таковы четыре фактора в его поведении, четыре характеристики мадхьяма-адхикари: он любит Господа, он дружен с преданными, к обычным людям он милосерден: стремится их обратить, стремится одарить их благом. [Четвертое: он избегает общения с теми, кто по природе завистлив.] Поэтому только мадхьяма-адхикари занимает идеальную позицию, позволяющую быть ачарьей. Он избегает общения с атеистами, он одаривает милостью обычных людей и дружит с преданными Господа, а также испытывает сильную любовь по отношению к Верховному авторитету. Ба̄лиш́еш̣у. Он стремится помочь обычным людям. Таковы характеристики преданного [уровня] мадхьяма-адхикари. Он находится в идеальном положении, позволяющем играть роль ачарьи. Не каништха-адхикари и не уттама-адхикари.

#00:15:56#

сарва-бхӯтеш̣у йах̣ паш́йед
бхагавад-бха̄вам а̄тманах̣
бхӯта̄ни бхагаватй а̄тманй
эш̣а бха̄гаватоттамах̣
3

#00:16:02#

Уттама-адхикари повсюду видит, что все сущее связано с Абсолютом, с Кришной. Поэтому по определению он не способен просить кого-либо быть преданным, поскольку видит, что все уже преданные. В отношении же себя он чувствует: «Единственный не преданный — это я. Я не способен совершать служение. Все остальные служат Господу». Такова квалификация уттама-адхикари.

#00:16:36#

На этой стадии вопрос проповеди как таковой не актуален, отсутствует. Проповедь — удел мадхьяма-адхикари, того, кто утвержден в этом положении и видит как Бога, так и не-Бога. Уттама-адхикари видит только Бога. Мадхьяма-адхикари видит Бога и не-Бога, божественную область и мирскую область. Такова тенденция мадхьяма-адхикари и такова его природа.

#00:17:04#

Мадхьяма-адхикари-вайшнав должен занимать позицию ачарьи. Также существует дальнейшая градация, субградация мадхьяма-адхикари. Мы должны принимать в расчет все эти моменты.

#00:17:20#

Госвами Махарадж: А существует ли градация уттама-адхикари?

#00:17:25#

Шрила Шридхар Махарадж: Конечно, конечно. Градация... Поскольку это позитивный мир, то просто освобождение от майи не подразумевает достижения высочайшего положения там. Прогрессивное развитие: шанта, дасья, ватсалья, мадхура, а также дальнейшее деление в рамках каждой конкретной расы, лагеря, в среде лидеров этих лагерей, и...

#00:18:04#

Госвами Махарадж: Это ашрая-виграха. Скажем, Субал.

#00:18:10#

Шрила Шридхар Махарадж: Мулашрая. Имеется в виду, что они занимают окончательное положение.

#00:18:17#

Госвами Махарадж: Но они не джива-таттва?

Шрила Шридхар Махарадж: Нет.

Госвами Махарадж: Чит-шакти?

#00:18:21#

Шрила Шридхар Махарадж: Они порождение чит-шакти, сварупа-шакти.

Ученик (на заднем плане): Паршада.

#00:18:33#

Шрила Шридхар Махарадж: Наиболее сокровенная, глубинная часть сварупа-шакти порождает их. Если, конечно, вообще можно говорить о том, что они порождение. Но в сварупа-шакти также существует градация, существует степень интенсивности сварупа-шакти. И эта интенсивность не везде и не всегда одна и та же. Ближе к Кришне — сильнее интенсивность. Дальше от Кришны — слабее интенсивность. Да, таким образом мы должны понять, что есть что.

#00:19:11#

Так или иначе, они всегда проявляют заботу о Кришне. Их интересует исключительно Кришна, их не интересует бренное измерение бытия. Такова в целом позиция мадхьяма-адхикари преданного.

#00:19:30#

Мадхьяма-адхикари думает: «Это благо, я чувствую вкус. Этот вкус очень сладостный, прекрасный. И я хочу поделиться этим вкусом с другими». Проповедь подразумевает это: «У меня есть лекарство. Я получил лекарство, которое позволило мне исцелиться от болезни [отождествления себя с материей] — может быть не до конца, но до известной степени. Братья мои, друзья мои, примите это лекарство!»

#00:19:59#

Госвами Махарадж: Один майявади по имени Свами Муктананда посещал Лос-Анджелес. Он привел следующий пример: «Когда ты ешь что-то очень вкусное, ты умолкаешь».

Шрила Шридхар Махарадж: Что?

#00:20:13#

Госвами Махарадж: Замолкаешь. Я привел ваш пример: «Когда ты ешь что-то очень вкусное, тотчас же ты привлекаешь к этому внимание человека, сидящего рядом с тобой: „О, попробуй!“»

#00:20:26#

Шрила Шридхар Махарадж: Да, если есть кто-то, кого ты любишь, ты не можешь не поделиться.

Госвами Махарадж: Да!

#00:20:32#

Шрила Шридхар Махарадж: Ты не можешь не дать, не поделиться [тем, что тебе нравится]. Если же ты, как последний эгоист, ешь в одиночку, то кто ты? Майявади и прочие роют себе могилу. Они боятся любого потока. Они не понимают, что потоки могут быть сладостными. Это их болезнь, подобная раку. Они думают, что если есть хоть какое-то движение, то не может быть гармонии: «Если мы ищем гармонии, если мы ищем единства, то для этого нам нужно залезть в яму и закопать себя в могилу с головой». Они не понимают. Это красота трупа.

#00:21:37#

Иными словами, они чистопробные атеисты. Это худшая разновидность атеизма — майявада, имперсонализм. Отсутствие высочайшего нектара: сат-чит-ананда. Они думают, что не могут чувствовать вкус этой ананды. Ананда динамична. Они полагают, что высшее достижение — это прекращение всякого движения, и это ананда.

Переводчик: Муралишвар Дас
Редактор: Традиш Дас

 


1 «Тот, кто избрал своей высочайшей целью любовную преданность Богу, совершает все свои мирские, а также предписанные Ведами обязанности лишь как помощь в служении Шри Хари — высшему объекту своего поклонения» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.200).

2 «Мадхьяма-адхикари — это преданный, который поклоняется Верховной Личности Бога как высшему объекту своей любви, поддерживает дружеские отношения с преданными Господа, милостив к невежественным и избегает общения с теми, кто по природе завистлив» («Шримад-Бхагаватам», 11.2.46).

3 «Возвышенный преданный видит во всем сущем Душу всех душ, Верховную Личность Бога, Шри Кришну. Следовательно, он видит все связанным со Всевышним и понимает, что все сущее вечно пребывает в Господе» («Шримад-Бхагаватам», 11.2.45).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования