«Игры Кришны на Говардхане. Воля Господа и милость Шрилы Прабхупады». Садху Прия Прабху. 29 октября 2011 года. Лахта, Санкт-Петербург


Russian

Садху Прия Прабху

Игры Кришны на Говардхане. Воля Господа и милость Шрилы Прабхупады

(Субботняя программа 29 октября 2011 года. Лахта, Санкт-Петербург)


За эту неделю прошло очень много особенных, замечательных дней. Я бы хотел упомянуть хотя бы о них. Ну, конечно, по ходу разговора можно задавать вопросы, есть такая возможность у всех, кто пришел. Пару дней назад был особый день, на празднование которого не все могли попасть, так что я хотел бы упомянуть о нем в первую очередь. В четверг был праздник Говардхан-пуджа. Говардхан — это весьма особая и примечательная для нас инкарнация [Господа].

#00:01:13#

На самом деле воплощение Говардхана — это холм. По Своим собственным причинам, для Своего собственного наслаждения Кришна появляется в форме этого холма. Но как же Господь может превратиться в камень? На самом деле это один из моментов Его игры, Он хочет провести ее так, чтобы никто не понял, как это происходит, и все были бы в замешательстве: как же это возможно? Такова природа Абсолюта, такова природа Бесконечного.

#00:02:22#

Он предпочитает идти путем невозможного, идти путем того, что никогда не случается. Потому что для Него нет ничего невозможного. В «Бхагаватам» есть один замечательный стих:

джн̃а̄не прайа̄сам удапа̄сйа наманта эва,
джӣванти сан-мукхарита̄м̇ бхавадӣйа-ва̄рта̄м[1],

который наставляет нас: «Не пытайтесь анализировать все происходящее, а также не пытайтесь себе это представить, потому что вы сочтете это за вымысел. Оставьте всего себя позади и только в этом случае вы сможете по-настоящему оценить то, с чем вы соприкоснулись».

#00:03:29#

Так почему же все-таки Он пришел в виде этого огромного холма? Какова была Его причина? И тогда мы узнаем, что на самом деле Господь пришел, чтобы служить Своим преданным. Такова была Его личная причина для этого.

#00:04:09#

Обычно мы приходим с таким желанием: послужить в храме, что-нибудь сделать, оказать какое-то служение. Но что же пытается сделать Господь? В свою очередь Он сам думает о том, как бы Он мог всем помочь, что бы Он мог сделать для всех, кто приходит [к Нему].

#00:04:40#

Также существует Индра, который является весьма могущественным полубогом, контролирующим дожди. Он занимается огромным количеством дел, среди которых проливание дождей; тучи, грозы — все это под его руководством. Гром и молнии.

#00:05:21#

Но, кроме всего прочего, он еще и преданный [Бога], потому что все полубоги видят свою связь с Господом и чувствуют себя как частицу Божественного. Они понимают, что это не их собственные силы, которые позволяют им творить такое. Однако время от времени они сами попадают под влияние иллюзии — так же, как и все из нас. В плохие дни мы находимся под влиянием иллюзии из столь многих источников. Такова часть жизни каждого из нас, будь ты полубог или обычный человек.

#00:06:35#

И вот Индра очень гордился тем, какое положение он занимает, чем он владеет. И Кришна захотел очистить Своего преданного от этой наносной гордыни. Иногда и нам приходится пройти через трудные времена, но Кришна пытается очистить нас от всего лишнего, от всего наносного. Это называется анартха-нивритти. Четвертая песня [«Шри Шикшаштакам»], на которой мы сегодня остановились, как раз об этом и говорит — анартха-нивритти. Этот процесс очищает и освобождает человека от всех личных, отдельных интересов.

#00:07:47#

Проще говоря, природа души в том, чтобы любить Господа и служить Ему, такова ее дхарма. А все те наши занятия, которые не связаны с такими обязанностями, называются анартхами. В Бхагавад-гите Кришна рассказывает, как все наши занятия, всю нашу деятельность можно связать с божественным путем.

#00:08:35#

На санскрите есть два понятия: карма-йога и карма-канда. Карма-йога — это когда ты занимаешься всеми своими ежедневными обязанностями, но при этом целью их выполнения является продвижение по божественному пути. [Карма-йога — это когда] у вас есть некоторое стремление к более возвышенной жизни, и все обязанности выполняются для того, чтобы постепенно, шаг за шагом, продвигаться в этом направлении. И это весьма достойное уважения занятие.

#00:09:42#

В отличие от того, что называется карма-кандой. Это когда цель ваших действий — как-то устроить свою жизнь, продвинуть себя и лучше наслаждаться самому. Я думаю, проще всего это объяснить таким образом: если мы встречаемся с чем-то, то задаем ли мы вопросы: «Поможет ли это мне? Нужно ли это мне? Нравится ли это мне?»

#00:10:32#

И если ответ на вопросы: «Хочу ли я этого?» или: «Мне это действительно нужно?», положительный, то тогда мы сможем понять, насколько мы используем это для себя или для продвижения по божественному пути. Мы видим результат того мира, в котором люди потребляют больше, чем необходимо. Такой образ жизни называется карма-канда. А каждая карма приносит свои реакции, свои плоды. Но Господь берет на Себя ответственность за тех, кто принимает лишь необходимое для продвижения по божественному пути и следует по нему.

#00:11:55#

Индра мгновенно пустился в размышления о том, насколько он велик, какое у него положение и какой у него классный большой слон. Тогда Кришна решил «ворваться на вечеринку и все разнести». Мы видим, мы знаем, что в Индии есть такая традиция — совершать поклонение Индре. В Индии вообще можно увидеть, что уже многие тысячи лет существует огромное количество традиций. Но эта традиция заключаются в том, что в результате поклонения Индре идут дожди, благодаря этому вырастают урожаи и благодаря этому пастухи живут. А Вриндаван — это вообще место, где живут одни пастухи. Сельское хозяйство.

#00:13:16#

Так что ежегодно осуществляется такое поклонение, после которого Индра посылает дождь, и все счастливы. Но за те многие разы, когда Индру превозносили, у него постепенно вырастало эго. В третьей песне «Шикшаштакам», стих к которой написал сам Махапрабху[2], мы пели, что одно из качеств, которое необходимо иметь для того, чтобы продвигаться по духовному пути, — это аманина. Это значит смирение, [это значит] не гордиться теми достижениями, которые к тебе приходят.

#00:14:24#

карман̣й эва̄дхика̄рас те ма̄ пхалеш̣у када̄чана
ма̄ карма-пхала-хетур бхӯр ма̄ те сан̇го ’ств акарман̣и[3]

В одном из стихов Гиты Кришна прекрасно описывает происходящее. Он говорит: «На самом деле к тебе приходит огромное количество результатов, но ты не тот, кто их добивается. Тем не менее ты хочешь присвоить себе результаты этой деятельности. Вот что привязывает тебя к этому миру, из-за этого у тебя появляются привязанности к материальным вещам».

#00:15:25#

На самом деле весь этот мир движется только благодаря тому, что на него воздействуют, им управляют с более высокого божественного плана [бытия]. Так что не стоит быть столь самоуверенными, когда люди начинают превозносить нас. Когда вам говорят: «Вы так прекрасно поете», «Вы так сладостно играете», стоит задаться [вопросом]: «На самом деле, где же я?» Потому что на самом деле ты очень маленькое существо на крохотной планете в одной из вселенных среди огромного материального творения.

#00:16:49#

Кришна пытается бросить вызов Индре через Своего отца Нанду Махараджа. Он приходит к нему и начинает задавать ему вопросы: «А что это за жертвоприношение? Зачем это все нужно? Как мы будем это проводить?» На самом деле Он играет здесь [роль] очень любопытного мальчика, который не просто соглашается делать [что ему скажут], но хочет узнать все до подробностей. И он получает такой ответ: «Мы уже очень долго занимаемся этим, сынок». И тогда он [Нанда Махарадж] рассказывает Ему [Кришне] сказку про дождь и про ростки, которые появляются. Но Кришна говорит ему: «Для Меня это не очень много значит».

#00:17:44#

Кришна говорит: «Для меня это не представляет большого значения — поклоняться каким-то полубогам, которые где-то там далеко, непонятно где. Давайте лучше поклоняться тому, что уже перед нами, перед нашими глазами, например холму. Поклоняться тем коровам, которые уже сейчас дают нам молоко, тому холму, на котором растут наши урожаи. Давайте поклоняться природе, которая так обильно нас кормит». Но на самом деле аргументы Кришны не представляют из себя никакой логической последовательности.

#00:18:42#

Потому что, по сути, Кришна говорит: «Поклоняйся тому, что ты делаешь, и благодаря этому ты преуспеешь еще больше». С точки зрения логики, это полный нонсенс. Но Он слишком прекрасен, для того чтобы Ему возражать. И, конечно, Нанда Махарадж соглашается, говорит: «Отличная идея, сынок, так и поступим». И тогда они начинают поклоняться коровам, кормить каждого прасадом, включая всех низкорожденных и тех, кого даже не принимают в касты, [начинают] всех кормить прасадом. А потом они начинают поклоняться холму.

#00:19:51#

И тогда Кришна проявляет Себя на вершине холма Говардхан как огромная личность, которая огромными руками, охватывающими холм, начинает загребать все подношения и поглощать их. И то [место], где это происходило, теперь называется Анийора. Анийора переводится как «давай еще», «еще, дай мне еще». Так что все, что смогли найти, все было принесено Кришне, Он все это поглощал. И все окружение стало крайне благоприятным. Это был удивительный день, которым все наслаждались.

#00:20:58#

Но тут к Индре приехали гонцы и стали докладывать, что во Вриндаване творится что-то не то. Вековая традиция поклонения была отвергнута. Так что Индра собирает все свои тучи, все свои грозы, молнии, дожди, всю свою армию и направляет ее на Вриндаван. И тогда начинается сильный град изо льда, который бьет всех на своем пути, и все впадают в панику. В этот особый день все во Вриндаване напуганы.

#00:22:26#

Так в каждом зарождается потребность найти какое-то прибежище и опеку. Нам уже говорили, что не стоит бояться ни рождения, ни смерти (джанма-мр̣тйу-джара̄-вйа̄дхи)[4], ни всех тех опасностей, невзгод, которые встречаются в нашей мирской жизни. Здесь говорится о проявлении того божественного испуга, того желания найти прибежище.

#00:23:31#

В кришна-лиле мы обнаружим все те эмоции, которые встречаются в нашей обычной жизни, но кришна-лила наполнена вся, источает все эти эмоции только в чистом, божественном, духовном виде. Благодаря этим играм взаимоотношения и связь Господа с Его преданными обретают новый вкус, становятся более свежими, более манящими, более сильными.

#00:24:40#

[Так было] в истории с Пандавами, которые проходили через огромное количество препятствий и испытаний: в конце концов они получили свое царство, но приходит царица Кунти и говорит: «Какой смысл в этом царстве, какой смысл в благополучии, если в отсутствие неприятностей и бед Кришне незачем появляться перед нами?» Так что преданные высокого уровня, наоборот, стремятся к трудностям и неприятностям, потому что их преданность позволяет быть уверенными в том, что Кришна придет, защитит и спасет их.

#00:25:32#

Насладившись таким настроением преданности, Кришна подбегает к холму и поднимает его на Своем мизинце, и зовет всех спрятаться под холмом вместе с Ним. Спрятаться под холмом Говардхан, который Он держит всего лишь на Своем мизинчике, и приглашает всех спрятаться под ним. Но тут же возникает вопрос: как же все смогут спрятаться под маленьким холмом, который [протяженностью] всего в три мили?

#00:26:26#

Но благодаря сладостным отношениям между Кришной и преданными и настроению преданности холм Говардхан внезапно расширяется до тридцати двух миль, и все находят там прибежище. Если вы будете развивать настроение преданности Кришне, то Он пройдет сотни тысяч миль для того, чтобы защитить вас. Так что, собравшись под холмом, все начинают помогать Кришне, маленькими деревянными палочками держать этот холм. И семь дней они проводят под этим холмом, в то время как Индра без перерыва мечет молнии.

#00:27:31#

До тех пор, пока Индру не посещает озарение, что это не обычный мальчик, и он [Индра] совершил некоторое оскорбление [по отношению к Кришне]. На самом деле он начинает стыдиться совершенного и пускается в бега. Тогда Кришна опускает холм и все снова начинают жить счастливо. Но Индра понимает, что ему придется вернуться и просить прощения за то, что он совершил. Но, конечно, ему хочется сделать это наедине. Так что Индра ждет того момента, когда Кришна наконец останется один, а не будет в окружении толпы людей. И Кришна, понимая это, устраивает для Индры эту встречу.

#00:28:50#

Тогда Индра приходит к Кришне в обществе коровы Сурабхи, той коровы, которая появилась из молочного океана, после того как его вспахтали боги и демоны. И когда корова омывала Кришну молочными реками, которые текли из ее вымени, то благодаря им у подножия холма образовалась Говинда-кунда. Индра омывал Кришну божественными водами, которые содержатся в его слоне. И тогда все начинают готовиться к следующим играм. Потому что как только заканчивается одна игра, то все условия для следующей игры уже готовы, и она тут же начинается, без перерыва.

#00:30:20#

Кришна-лилы, игры Кришны, происходят по замкнутому кругу: Кришна рождается, у Него [происходят] некоторые игры во Вриндаване, потом Он становится царем [в Двараке], управляет государством, потом Он исчезает и через некоторое время снова рождается. Это очень красивая игра, но она имеет особое значение именно для нашей линии [духовных наставников]. Поскольку божественная обитель наших учителей, наставников нашей линии, находится на Говардхане. Так что в этой лиле рассказывается история нашего дома.

#00:31:35#

Но еще и завтра будет большой праздник, о котором я хотел бы рассказать, поскольку, наверняка, не все смогут завтра прийти вновь. Этот месяц, месяц Картика, месяц Радхарани, — самый выдающийся месяц во всем году. Несколько самых выдающихся духовных учителей ушли из этого мира именно в месяц Картика. И завтра день ухода Бхактиведанты Свами Прабхупады, без которого ни один из нас не смог бы присутствовать в этом месте.

#00:32:39#

В своем полном трудностей пути на Запад и по Западу он смог поделиться тем, что такое сознание Кришны, и что оно из себя представляет. Но непостижимым образом все это развивалось чрезвычайно быстро. Господь наделил его силами, для того чтобы широко распространить эти идеи на Западе. С большим уважением к этому относились наш Шрила Гурудев и Гуру Махарадж. Наш Шрила Гурудев, на самом деле, очень много лет жил очень близко, рядом с Бхактиведантой Свами Прабхупадой.

#00:33:50#

Они обсуждали очень многие личные темы, очень многие закрытые, сокровенные вещи. Бхактиведанта Свами Прабхупада не всегда был полностью уверен [в том, сколько ему отпущено времени]. В дни, когда он предчувствовал, что скоро уйдет из этого мира, он видел, что миссия удалась, что она получила распространение, но он был не уверен [как долго он еще проживет] и поэтому спрашивал у Шридхара Махараджа: «Стоит ли мне оставаться здесь, на Западе, или мне лучше вернуться обратно в Индию?»

#00:35:00#

Но Шридхар Махарадж ответил ему: «Где бы ты ни находился, там и будет Вриндаван». Кришна никогда не оставляет Своего преданного (йо ме бхактйа̄ прайаччхати), потому что Его преданный представляет для Него личный, особый интерес. Но он вернулся обратно в Индию, последние свои дни он провел во Вриндаване. И это происходило именно в это время, во время Картики. Он испытывал невероятный восторг.

#00:36:00#

Хотя жизнь тела уже приближалась к своему концу, но его настроение, его ум, его преданность, все это сияло. Он хотел отправиться в парикраму, посетить каждое святое место в дхаме. Он намеревался проделать это на тележке, запряженной двумя буйволами, тележке, собранной из простого бамбука, на которой он бы сидел и проезжал всю дхаму. А вот преданные очень сильно сомневались по этому поводу.

#00:37:03#

Когда Господь говорит: «Я собираюсь выйти и устроить шествие», преданные очень сильно беспокоятся: «Как? Что? Как же это устроить и как все произойдет?» Они начинают приводить доводы, почему это не удастся, какие у них будут трудности и [убеждают] что не стоит этого делать. В конце концов он так и не поехал на парикраму, но тем не менее стоит понимать, что с духовной точки зрения — все эти материальные события и препятствия не имеют никакого смысла.

#00:38:00#

са ваи пум̇са̄м̇ паро дхармо,
йато бхактир адхокш̣адже
ахаитукй апратихата̄,
йайа̄тма̄ супрасӣдати[5]

Этот стих из «Бхагаватам» описывает преданность Господу. У любви к Богу есть два основных качества: первое из них называется ахайтуки. Сегодня о нем мы пели в тех песнях, которые с вами исполняли:

эи ма̄тра а̄ш́а̄ мама тома̄ра чаран̣е
ахаитукӣ бхакти хр̣де джа̄ге анукш̣ан̣е[6]

Бхактивинод говорит: эи ма̄тра а̄ш́а̄ мама — «Это единственное, на что я надеюсь и к чему стремлюсь в жизни. Единственной моей целью является хоть какая-то ничтожная связь с Господом, хотя бы с самой низшей Его частью, со стопами».

#00:39:47#

Он надеется лишь на то, что хотя бы небольшая преданность и связь — ахайтуки, проявится в его сердце, подобно тому, как солнце постепенно, миг за мигом, появляется на небосклоне. И в этом поэтическом сравнении Господа с солнцем он надеется на то, что Господь, подобно солнцу, постепенно сам проявится в его сердце по Своей воле. Ахайтуки означает «беспричинное». Это означает, что нет какой-то причины, которая позволила бы этому случиться. Нельзя огромными заслугами обрести этот результат. Нет, он появляется сам по себе, сам из себя. А еще точнее сказать, что он приходит от тех, у кого он уже есть.

#00:41:10#

Святых уважают и почитают во всех традициях во все времена именно за то, что они обладают частицами того, что никогда не может быть создано, но что находится в их собственности. Ни при каких условиях в лаборатории не получится смешать какие-то компоненты и на выходе получить преданность. Преданность живет лишь в сердцах преданных, в сердцах тех, кто это получил. И лишь через общение с преданными вы можете получить ту преданность, которая хранится у них в сердце. Так преданность и распространяется в мире.

#00:42:16#

Этот процесс передачи из сердца в сердце называется на санскрите ахайтуки, «беспричинная» [передача]. А второе качество, о котором я упоминал, — апратихата. Это значит, что его не остановить ничем. Это значит, что куда бы оно ни направлялось, ничто не может воспрепятствовать ему. Для нас, сколь бы недостойными мы ни были, какое бы у нас ни было прошлое, что бы мы ни совершали, ничто это не может быть препятствием или какой-либо помехой для этого потока.

#00:43:43#

Говорится, что если возникнут благоприятные обстоятельства, бхагьяван, когда человек по какой-то удаче обретет соприкосновение с этим или частичкой этого, то после этого неудержимо и неостановимо оно продолжит расти. Неха̄бхикрама-на̄ш́о ’сти[7]. Каждая крохотная капля этой субстанции, попадающая в сердце, остается там навсегда. Каждая реализация, хоть какое-то понимание, которое вы получаете в результате служения или общения, все это остается в вашем сердце навсегда.

#00:44:59#

Так и происходит жизнь в преданности рождение за рождением, постепенно, по капле, по чуть-чуть. Все эти переживания и капли копятся и постепенно из этого получается поток. Пример этого мы видим в таких личностях, как Прабхупада, в которых мы видим этот огромный поток. Поток милости, в котором он забывает о своем собственном состоянии или других мелочах.

#00:46:02#

Сарва̄тма-снапанам̇ — это означает полностью очиститься от каких-то забот о том, что случится со мной, какова моя судьба. Но мы не говорим о том, чтобы полностью расстаться с эго и слиться с каким-то океаном. Мы говорим лишь о том, что когда вы сталкиваетесь с чем-то невыразимо прекрасным и огромным, то ваше собственное существование начинает казаться крайне ничтожным. Ваше существование продолжается, но ваше ощущение того, что вы весьма достойны, что ваше существование очень важно, все это теряется в сравнении с высшим.

#00:47:18#

А у него было это понимание и это настроение. Придя в этот мир с таким настроением, с таким пониманием, подобно сверхпроводнику, у которого нет никакого сопротивления и который проводит весь ток, который он получает, он [Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада] проводил это божественное видение в этот мир.

#00:48:18#

Подойди я к кому-нибудь и скажи ему: «Воспевай святое имя, практикуй духовную жизнь», вряд ли это возымело какой-либо эффект. Но почему все так обстоит? Потому что я не настолько чист, чтобы быть проводником, способом передачи этого потока. Потому что я все еще нахожусь в процессе очищения. И чем более мы сможем очистить себя, тем в большей степени мы можем быть использованы для плана Господа, каким бы он ни был. Сейчас Господь странствует по всем уголкам этого мира по Своей собственной воле.

#00:49:29#

Все это не смогло бы распространиться во все уголки мира без Его на то воли. Благодаря настроению, благодаря чистоте и «пустоте» этой личности[8] за десять лет сознание Кришны распространилось по всему миру. Оно взлетело на топовые места в английских чартах, оно стало сверхпопулярным в Америке, и теперь оно дошло и сюда.

#00:50:42#

Сейчас многие думают, что это то, что произошло когда-то тогда. Но все новые и новые волны надвигаются. Волна за волной будут накатываться потому, что на то есть воля Господа. Мы можем очень многое обсуждать, о многом спорить между собой, сомневаться в каких-то вещах, строить доводы, и у этого будет лишь относительное значение. Тот, кто умеет, тот, кто силен в споре и умеет приводить аргументы, он выиграет в споре, но какой будет от этого эффект?

#00:51:53#

Когда мы говорим о божественном плане, то вопрос встает лишь один — какова воля Господа? Его воля превзойдет все препятствия, [одолеет] всех противников, которые будут у Него. И это наша великая удача. Что-то столь прекрасное доступно для нас, но у нас к этому нет никакого стремления.

#00:52:41#

на̄мна̄м ака̄ри бахудха̄ ниджа-сарва-ш́актис…[9]

И об этом Махапрабху говорил во втором стихе [«Шри Шикшаштакам»]: «Я соприкоснулся с духовным, но у Меня нет никакого стремления или интереса к этому». Наконец, мы рассказали про все четыре песни, которые спели, все четыре стиха. Есть огромный список причин, по которым нам это неинтересно, или тех [условий], благодаря которым мы можем определить, что нам это неинтересно, непривлекательно. Но эти [святые] личности приходят и говорят нам: «Просто попробуй, хотя бы попробуй, перед тем как отвергать это».

#00:53:56#

Благодаря их воодушевлению, вдохновению, которое они получают от таких личностей, многие люди и продвигаются по этому пути. Это именно тот способ, благодаря которому милость нисходит с высшего плана бытия. Это просто необходимо в нашу эпоху, потому что, на самом деле, это безбожное время. Нам очень сильно повезло оказаться в этом мире, который сейчас затопляют волны теизма. И если мы побеспокоимся искать то, что мы уже давно ищем в этих волнах милости, то только тогда мы сможем добиться какого-то успеха.

Переводчик: Гопа Кишор Дас
Транскрипцию выполнила Дхарини Сундари Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



1  Стих полностью: джн̃а̄не прайа̄сам удапа̄сйа наманта эва, джӣванти сан-мукхарита̄м̇ бхавадӣйа-ва̄рта̄м / стха̄не стхита̄х̣ ш́рути-гата̄м̇ тану-ва̄н̇-манобхир, йе пра̄йаш́о ’джита джито ’пй аси таис три-локйа̄м — «Те, кто полностью прекращают собственные попытки понять высшую истину интеллектом, и, не меняя внешнего уклада жизни, начинают слушать трансцендентные повествования о Тебе из уст Твоих чистых преданных, посвятив служению Тебе все свое тело, ум и слова, несомненно, покоряют Тебя, непобедимого во всей вселенной» («Шримад-Бхагаватам», 10.14.3; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.67).

2  Тр̣на̄д апи сунӣчена, тарор ива сахиш̣н̣уна̄ / ама̄нина̄ ма̄надена, кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣ — «Кто смиреннее травинки, терпеливее дерева, почитает всех и каждого и не ищет почета для себя, тот способен вечно славить святое имя Кришны» («Шри Шикшаштакам», 3).

3  «Следует выполнять свой долг бескорыстно, без желания личной выгоды. Ты не должен действовать, желая насладиться плодами своего труда. Но знание о том, что плоды деятельности не принадлежат тебе, не дает тебе права пренебрегать своими обязанностями» (Бхагавад-гита, 2.47).

4  Индрийа̄ртхеш̣у ваира̄гйам анахан̇кара эва ча / джанма-мр̣тйу-джара̄-вйа̄дхи-дух̣кха-дош̣а̄нударш̣анам — «Отрешенность от чувственных наслаждений, отсутствие эгоизма, осознание того, что рождение, смерть, старость и болезни — источник страданий» [провозглашается Шри Кришной подлинным знанием] (Бхагавад-гита, 13.9).

5  «Высшим занятием для всех людей является такое занятие, с помощью которого они могут прийти к любовному служению в преданности трансцендентному Господу. Чтобы полностью удовлетворить душу, такое служение должно быть бескорыстным и непрерывным» («Шримад-Бхагаватам», 1.2.6).

6  «Такова моя единственная надежда, мое горячее желание, моя молитва, обращенная к Твоим лотосоподобным стопам: пусть бесконечная преданность, пробудившись в моем сердце, устремится к Тебе!» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Шри Шикшаштакам», песня четвертая, стих 4).

7  Неха̄бхикрама-на̄ш́о ’сти пратйава̄йо на видйате / св-алпам апй асйа дхармасйа тра̄йате махато бхайа̄т — «Те, кто идет по этому пути, не знают потерь, ни одно их усилие не пропадает даром. Даже незначительное продвижение по нему спасает от всепоглощающего страха материального существования» (Бхагавад-гита, 2.40).

8  Имеется в виду, что Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, для того чтобы исполнить волю своего духовного учителя и волю Господа, очистил себя от всех личных желаний, стал «пустым сосудом», который смог наполнить Господь Своей энергией.

9  На̄мна̄м ака̄ри бахудха̄ ниджа-сарва-ш́актис, татра̄рпита̄ нийамитах̣ смаран̣е на ка̄лах̣ / эта̄др̣ш́и тава кр̣па̄ бхагаван мама̄пи, дурдайвам ӣдр̣ш́ам иха̄джани на̄нура̄гах̣ — «Господь, Твое святое имя дарит благо всем и каждому. У Тебя бесчисленное множество имен, таких как Кришна и Говинда, в которых Ты являешь Себя. В Свои имена Ты вложил всю Свою трансцендентную силу. Для их воспевания не существует строгих правил. По Своей беспричинной милости Ты снизошел в этот мир в форме божественного звука, но, к моему великому несчастью, Твое святое имя не привлекает меня» («Шри Шикшаштакам», 2).




←  Празднование Говардхана-пуджи в Томске. 30 октября 2011 года. ·• Архив новостей •· Празднование Говардхана-пуджи в Киеве →

Russian

Садху Прия Прабху

Игры Кришны на Говардхане. Воля Господа и милость Шрилы Прабхупады

(Субботняя программа 29 октября 2011 года. Лахта, Санкт-Петербург)


За эту неделю прошло очень много особенных, замечательных дней. Я бы хотел упомянуть хотя бы о них. Ну, конечно, по ходу разговора можно задавать вопросы, есть такая возможность у всех, кто пришел. Пару дней назад был особый день, на празднование которого не все могли попасть, так что я хотел бы упомянуть о нем в первую очередь. В четверг был праздник Говардхан-пуджа. Говардхан — это весьма особая и примечательная для нас инкарнация [Господа].

#00:01:13#

На самом деле воплощение Говардхана — это холм. По Своим собственным причинам, для Своего собственного наслаждения Кришна появляется в форме этого холма. Но как же Господь может превратиться в камень? На самом деле это один из моментов Его игры, Он хочет провести ее так, чтобы никто не понял, как это происходит, и все были бы в замешательстве: как же это возможно? Такова природа Абсолюта, такова природа Бесконечного.

#00:02:22#

Он предпочитает идти путем невозможного, идти путем того, что никогда не случается. Потому что для Него нет ничего невозможного. В «Бхагаватам» есть один замечательный стих:

джн̃а̄не прайа̄сам удапа̄сйа наманта эва,
джӣванти сан-мукхарита̄м̇ бхавадӣйа-ва̄рта̄м[1],

который наставляет нас: «Не пытайтесь анализировать все происходящее, а также не пытайтесь себе это представить, потому что вы сочтете это за вымысел. Оставьте всего себя позади и только в этом случае вы сможете по-настоящему оценить то, с чем вы соприкоснулись».

#00:03:29#

Так почему же все-таки Он пришел в виде этого огромного холма? Какова была Его причина? И тогда мы узнаем, что на самом деле Господь пришел, чтобы служить Своим преданным. Такова была Его личная причина для этого.

#00:04:09#

Обычно мы приходим с таким желанием: послужить в храме, что-нибудь сделать, оказать какое-то служение. Но что же пытается сделать Господь? В свою очередь Он сам думает о том, как бы Он мог всем помочь, что бы Он мог сделать для всех, кто приходит [к Нему].

#00:04:40#

Также существует Индра, который является весьма могущественным полубогом, контролирующим дожди. Он занимается огромным количеством дел, среди которых проливание дождей; тучи, грозы — все это под его руководством. Гром и молнии.

#00:05:21#

Но, кроме всего прочего, он еще и преданный [Бога], потому что все полубоги видят свою связь с Господом и чувствуют себя как частицу Божественного. Они понимают, что это не их собственные силы, которые позволяют им творить такое. Однако время от времени они сами попадают под влияние иллюзии — так же, как и все из нас. В плохие дни мы находимся под влиянием иллюзии из столь многих источников. Такова часть жизни каждого из нас, будь ты полубог или обычный человек.

#00:06:35#

И вот Индра очень гордился тем, какое положение он занимает, чем он владеет. И Кришна захотел очистить Своего преданного от этой наносной гордыни. Иногда и нам приходится пройти через трудные времена, но Кришна пытается очистить нас от всего лишнего, от всего наносного. Это называется анартха-нивритти. Четвертая песня [«Шри Шикшаштакам»], на которой мы сегодня остановились, как раз об этом и говорит — анартха-нивритти. Этот процесс очищает и освобождает человека от всех личных, отдельных интересов.

#00:07:47#

Проще говоря, природа души в том, чтобы любить Господа и служить Ему, такова ее дхарма. А все те наши занятия, которые не связаны с такими обязанностями, называются анартхами. В Бхагавад-гите Кришна рассказывает, как все наши занятия, всю нашу деятельность можно связать с божественным путем.

#00:08:35#

На санскрите есть два понятия: карма-йога и карма-канда. Карма-йога — это когда ты занимаешься всеми своими ежедневными обязанностями, но при этом целью их выполнения является продвижение по божественному пути. [Карма-йога — это когда] у вас есть некоторое стремление к более возвышенной жизни, и все обязанности выполняются для того, чтобы постепенно, шаг за шагом, продвигаться в этом направлении. И это весьма достойное уважения занятие.

#00:09:42#

В отличие от того, что называется карма-кандой. Это когда цель ваших действий — как-то устроить свою жизнь, продвинуть себя и лучше наслаждаться самому. Я думаю, проще всего это объяснить таким образом: если мы встречаемся с чем-то, то задаем ли мы вопросы: «Поможет ли это мне? Нужно ли это мне? Нравится ли это мне?»

#00:10:32#

И если ответ на вопросы: «Хочу ли я этого?» или: «Мне это действительно нужно?», положительный, то тогда мы сможем понять, насколько мы используем это для себя или для продвижения по божественному пути. Мы видим результат того мира, в котором люди потребляют больше, чем необходимо. Такой образ жизни называется карма-канда. А каждая карма приносит свои реакции, свои плоды. Но Господь берет на Себя ответственность за тех, кто принимает лишь необходимое для продвижения по божественному пути и следует по нему.

#00:11:55#

Индра мгновенно пустился в размышления о том, насколько он велик, какое у него положение и какой у него классный большой слон. Тогда Кришна решил «ворваться на вечеринку и все разнести». Мы видим, мы знаем, что в Индии есть такая традиция — совершать поклонение Индре. В Индии вообще можно увидеть, что уже многие тысячи лет существует огромное количество традиций. Но эта традиция заключаются в том, что в результате поклонения Индре идут дожди, благодаря этому вырастают урожаи и благодаря этому пастухи живут. А Вриндаван — это вообще место, где живут одни пастухи. Сельское хозяйство.

#00:13:16#

Так что ежегодно осуществляется такое поклонение, после которого Индра посылает дождь, и все счастливы. Но за те многие разы, когда Индру превозносили, у него постепенно вырастало эго. В третьей песне «Шикшаштакам», стих к которой написал сам Махапрабху[2], мы пели, что одно из качеств, которое необходимо иметь для того, чтобы продвигаться по духовному пути, — это аманина. Это значит смирение, [это значит] не гордиться теми достижениями, которые к тебе приходят.

#00:14:24#

карман̣й эва̄дхика̄рас те ма̄ пхалеш̣у када̄чана
ма̄ карма-пхала-хетур бхӯр ма̄ те сан̇го ’ств акарман̣и[3]

В одном из стихов Гиты Кришна прекрасно описывает происходящее. Он говорит: «На самом деле к тебе приходит огромное количество результатов, но ты не тот, кто их добивается. Тем не менее ты хочешь присвоить себе результаты этой деятельности. Вот что привязывает тебя к этому миру, из-за этого у тебя появляются привязанности к материальным вещам».

#00:15:25#

На самом деле весь этот мир движется только благодаря тому, что на него воздействуют, им управляют с более высокого божественного плана [бытия]. Так что не стоит быть столь самоуверенными, когда люди начинают превозносить нас. Когда вам говорят: «Вы так прекрасно поете», «Вы так сладостно играете», стоит задаться [вопросом]: «На самом деле, где же я?» Потому что на самом деле ты очень маленькое существо на крохотной планете в одной из вселенных среди огромного материального творения.

#00:16:49#

Кришна пытается бросить вызов Индре через Своего отца Нанду Махараджа. Он приходит к нему и начинает задавать ему вопросы: «А что это за жертвоприношение? Зачем это все нужно? Как мы будем это проводить?» На самом деле Он играет здесь [роль] очень любопытного мальчика, который не просто соглашается делать [что ему скажут], но хочет узнать все до подробностей. И он получает такой ответ: «Мы уже очень долго занимаемся этим, сынок». И тогда он [Нанда Махарадж] рассказывает Ему [Кришне] сказку про дождь и про ростки, которые появляются. Но Кришна говорит ему: «Для Меня это не очень много значит».

#00:17:44#

Кришна говорит: «Для меня это не представляет большого значения — поклоняться каким-то полубогам, которые где-то там далеко, непонятно где. Давайте лучше поклоняться тому, что уже перед нами, перед нашими глазами, например холму. Поклоняться тем коровам, которые уже сейчас дают нам молоко, тому холму, на котором растут наши урожаи. Давайте поклоняться природе, которая так обильно нас кормит». Но на самом деле аргументы Кришны не представляют из себя никакой логической последовательности.

#00:18:42#

Потому что, по сути, Кришна говорит: «Поклоняйся тому, что ты делаешь, и благодаря этому ты преуспеешь еще больше». С точки зрения логики, это полный нонсенс. Но Он слишком прекрасен, для того чтобы Ему возражать. И, конечно, Нанда Махарадж соглашается, говорит: «Отличная идея, сынок, так и поступим». И тогда они начинают поклоняться коровам, кормить каждого прасадом, включая всех низкорожденных и тех, кого даже не принимают в касты, [начинают] всех кормить прасадом. А потом они начинают поклоняться холму.

#00:19:51#

И тогда Кришна проявляет Себя на вершине холма Говардхан как огромная личность, которая огромными руками, охватывающими холм, начинает загребать все подношения и поглощать их. И то [место], где это происходило, теперь называется Анийора. Анийора переводится как «давай еще», «еще, дай мне еще». Так что все, что смогли найти, все было принесено Кришне, Он все это поглощал. И все окружение стало крайне благоприятным. Это был удивительный день, которым все наслаждались.

#00:20:58#

Но тут к Индре приехали гонцы и стали докладывать, что во Вриндаване творится что-то не то. Вековая традиция поклонения была отвергнута. Так что Индра собирает все свои тучи, все свои грозы, молнии, дожди, всю свою армию и направляет ее на Вриндаван. И тогда начинается сильный град изо льда, который бьет всех на своем пути, и все впадают в панику. В этот особый день все во Вриндаване напуганы.

#00:22:26#

Так в каждом зарождается потребность найти какое-то прибежище и опеку. Нам уже говорили, что не стоит бояться ни рождения, ни смерти (джанма-мр̣тйу-джара̄-вйа̄дхи)[4], ни всех тех опасностей, невзгод, которые встречаются в нашей мирской жизни. Здесь говорится о проявлении того божественного испуга, того желания найти прибежище.

#00:23:31#

В кришна-лиле мы обнаружим все те эмоции, которые встречаются в нашей обычной жизни, но кришна-лила наполнена вся, источает все эти эмоции только в чистом, божественном, духовном виде. Благодаря этим играм взаимоотношения и связь Господа с Его преданными обретают новый вкус, становятся более свежими, более манящими, более сильными.

#00:24:40#

[Так было] в истории с Пандавами, которые проходили через огромное количество препятствий и испытаний: в конце концов они получили свое царство, но приходит царица Кунти и говорит: «Какой смысл в этом царстве, какой смысл в благополучии, если в отсутствие неприятностей и бед Кришне незачем появляться перед нами?» Так что преданные высокого уровня, наоборот, стремятся к трудностям и неприятностям, потому что их преданность позволяет быть уверенными в том, что Кришна придет, защитит и спасет их.

#00:25:32#

Насладившись таким настроением преданности, Кришна подбегает к холму и поднимает его на Своем мизинце, и зовет всех спрятаться под холмом вместе с Ним. Спрятаться под холмом Говардхан, который Он держит всего лишь на Своем мизинчике, и приглашает всех спрятаться под ним. Но тут же возникает вопрос: как же все смогут спрятаться под маленьким холмом, который [протяженностью] всего в три мили?

#00:26:26#

Но благодаря сладостным отношениям между Кришной и преданными и настроению преданности холм Говардхан внезапно расширяется до тридцати двух миль, и все находят там прибежище. Если вы будете развивать настроение преданности Кришне, то Он пройдет сотни тысяч миль для того, чтобы защитить вас. Так что, собравшись под холмом, все начинают помогать Кришне, маленькими деревянными палочками держать этот холм. И семь дней они проводят под этим холмом, в то время как Индра без перерыва мечет молнии.

#00:27:31#

До тех пор, пока Индру не посещает озарение, что это не обычный мальчик, и он [Индра] совершил некоторое оскорбление [по отношению к Кришне]. На самом деле он начинает стыдиться совершенного и пускается в бега. Тогда Кришна опускает холм и все снова начинают жить счастливо. Но Индра понимает, что ему придется вернуться и просить прощения за то, что он совершил. Но, конечно, ему хочется сделать это наедине. Так что Индра ждет того момента, когда Кришна наконец останется один, а не будет в окружении толпы людей. И Кришна, понимая это, устраивает для Индры эту встречу.

#00:28:50#

Тогда Индра приходит к Кришне в обществе коровы Сурабхи, той коровы, которая появилась из молочного океана, после того как его вспахтали боги и демоны. И когда корова омывала Кришну молочными реками, которые текли из ее вымени, то благодаря им у подножия холма образовалась Говинда-кунда. Индра омывал Кришну божественными водами, которые содержатся в его слоне. И тогда все начинают готовиться к следующим играм. Потому что как только заканчивается одна игра, то все условия для следующей игры уже готовы, и она тут же начинается, без перерыва.

#00:30:20#

Кришна-лилы, игры Кришны, происходят по замкнутому кругу: Кришна рождается, у Него [происходят] некоторые игры во Вриндаване, потом Он становится царем [в Двараке], управляет государством, потом Он исчезает и через некоторое время снова рождается. Это очень красивая игра, но она имеет особое значение именно для нашей линии [духовных наставников]. Поскольку божественная обитель наших учителей, наставников нашей линии, находится на Говардхане. Так что в этой лиле рассказывается история нашего дома.

#00:31:35#

Но еще и завтра будет большой праздник, о котором я хотел бы рассказать, поскольку, наверняка, не все смогут завтра прийти вновь. Этот месяц, месяц Картика, месяц Радхарани, — самый выдающийся месяц во всем году. Несколько самых выдающихся духовных учителей ушли из этого мира именно в месяц Картика. И завтра день ухода Бхактиведанты Свами Прабхупады, без которого ни один из нас не смог бы присутствовать в этом месте.

#00:32:39#

В своем полном трудностей пути на Запад и по Западу он смог поделиться тем, что такое сознание Кришны, и что оно из себя представляет. Но непостижимым образом все это развивалось чрезвычайно быстро. Господь наделил его силами, для того чтобы широко распространить эти идеи на Западе. С большим уважением к этому относились наш Шрила Гурудев и Гуру Махарадж. Наш Шрила Гурудев, на самом деле, очень много лет жил очень близко, рядом с Бхактиведантой Свами Прабхупадой.

#00:33:50#

Они обсуждали очень многие личные темы, очень многие закрытые, сокровенные вещи. Бхактиведанта Свами Прабхупада не всегда был полностью уверен [в том, сколько ему отпущено времени]. В дни, когда он предчувствовал, что скоро уйдет из этого мира, он видел, что миссия удалась, что она получила распространение, но он был не уверен [как долго он еще проживет] и поэтому спрашивал у Шридхара Махараджа: «Стоит ли мне оставаться здесь, на Западе, или мне лучше вернуться обратно в Индию?»

#00:35:00#

Но Шридхар Махарадж ответил ему: «Где бы ты ни находился, там и будет Вриндаван». Кришна никогда не оставляет Своего преданного (йо ме бхактйа̄ прайаччхати), потому что Его преданный представляет для Него личный, особый интерес. Но он вернулся обратно в Индию, последние свои дни он провел во Вриндаване. И это происходило именно в это время, во время Картики. Он испытывал невероятный восторг.

#00:36:00#

Хотя жизнь тела уже приближалась к своему концу, но его настроение, его ум, его преданность, все это сияло. Он хотел отправиться в парикраму, посетить каждое святое место в дхаме. Он намеревался проделать это на тележке, запряженной двумя буйволами, тележке, собранной из простого бамбука, на которой он бы сидел и проезжал всю дхаму. А вот преданные очень сильно сомневались по этому поводу.

#00:37:03#

Когда Господь говорит: «Я собираюсь выйти и устроить шествие», преданные очень сильно беспокоятся: «Как? Что? Как же это устроить и как все произойдет?» Они начинают приводить доводы, почему это не удастся, какие у них будут трудности и [убеждают] что не стоит этого делать. В конце концов он так и не поехал на парикраму, но тем не менее стоит понимать, что с духовной точки зрения — все эти материальные события и препятствия не имеют никакого смысла.

#00:38:00#

са ваи пум̇са̄м̇ паро дхармо,
йато бхактир адхокш̣адже
ахаитукй апратихата̄,
йайа̄тма̄ супрасӣдати[5]

Этот стих из «Бхагаватам» описывает преданность Господу. У любви к Богу есть два основных качества: первое из них называется ахайтуки. Сегодня о нем мы пели в тех песнях, которые с вами исполняли:

эи ма̄тра а̄ш́а̄ мама тома̄ра чаран̣е
ахаитукӣ бхакти хр̣де джа̄ге анукш̣ан̣е[6]

Бхактивинод говорит: эи ма̄тра а̄ш́а̄ мама — «Это единственное, на что я надеюсь и к чему стремлюсь в жизни. Единственной моей целью является хоть какая-то ничтожная связь с Господом, хотя бы с самой низшей Его частью, со стопами».

#00:39:47#

Он надеется лишь на то, что хотя бы небольшая преданность и связь — ахайтуки, проявится в его сердце, подобно тому, как солнце постепенно, миг за мигом, появляется на небосклоне. И в этом поэтическом сравнении Господа с солнцем он надеется на то, что Господь, подобно солнцу, постепенно сам проявится в его сердце по Своей воле. Ахайтуки означает «беспричинное». Это означает, что нет какой-то причины, которая позволила бы этому случиться. Нельзя огромными заслугами обрести этот результат. Нет, он появляется сам по себе, сам из себя. А еще точнее сказать, что он приходит от тех, у кого он уже есть.

#00:41:10#

Святых уважают и почитают во всех традициях во все времена именно за то, что они обладают частицами того, что никогда не может быть создано, но что находится в их собственности. Ни при каких условиях в лаборатории не получится смешать какие-то компоненты и на выходе получить преданность. Преданность живет лишь в сердцах преданных, в сердцах тех, кто это получил. И лишь через общение с преданными вы можете получить ту преданность, которая хранится у них в сердце. Так преданность и распространяется в мире.

#00:42:16#

Этот процесс передачи из сердца в сердце называется на санскрите ахайтуки, «беспричинная» [передача]. А второе качество, о котором я упоминал, — апратихата. Это значит, что его не остановить ничем. Это значит, что куда бы оно ни направлялось, ничто не может воспрепятствовать ему. Для нас, сколь бы недостойными мы ни были, какое бы у нас ни было прошлое, что бы мы ни совершали, ничто это не может быть препятствием или какой-либо помехой для этого потока.

#00:43:43#

Говорится, что если возникнут благоприятные обстоятельства, бхагьяван, когда человек по какой-то удаче обретет соприкосновение с этим или частичкой этого, то после этого неудержимо и неостановимо оно продолжит расти. Неха̄бхикрама-на̄ш́о ’сти[7]. Каждая крохотная капля этой субстанции, попадающая в сердце, остается там навсегда. Каждая реализация, хоть какое-то понимание, которое вы получаете в результате служения или общения, все это остается в вашем сердце навсегда.

#00:44:59#

Так и происходит жизнь в преданности рождение за рождением, постепенно, по капле, по чуть-чуть. Все эти переживания и капли копятся и постепенно из этого получается поток. Пример этого мы видим в таких личностях, как Прабхупада, в которых мы видим этот огромный поток. Поток милости, в котором он забывает о своем собственном состоянии или других мелочах.

#00:46:02#

Сарва̄тма-снапанам̇ — это означает полностью очиститься от каких-то забот о том, что случится со мной, какова моя судьба. Но мы не говорим о том, чтобы полностью расстаться с эго и слиться с каким-то океаном. Мы говорим лишь о том, что когда вы сталкиваетесь с чем-то невыразимо прекрасным и огромным, то ваше собственное существование начинает казаться крайне ничтожным. Ваше существование продолжается, но ваше ощущение того, что вы весьма достойны, что ваше существование очень важно, все это теряется в сравнении с высшим.

#00:47:18#

А у него было это понимание и это настроение. Придя в этот мир с таким настроением, с таким пониманием, подобно сверхпроводнику, у которого нет никакого сопротивления и который проводит весь ток, который он получает, он [Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада] проводил это божественное видение в этот мир.

#00:48:18#

Подойди я к кому-нибудь и скажи ему: «Воспевай святое имя, практикуй духовную жизнь», вряд ли это возымело какой-либо эффект. Но почему все так обстоит? Потому что я не настолько чист, чтобы быть проводником, способом передачи этого потока. Потому что я все еще нахожусь в процессе очищения. И чем более мы сможем очистить себя, тем в большей степени мы можем быть использованы для плана Господа, каким бы он ни был. Сейчас Господь странствует по всем уголкам этого мира по Своей собственной воле.

#00:49:29#

Все это не смогло бы распространиться во все уголки мира без Его на то воли. Благодаря настроению, благодаря чистоте и «пустоте» этой личности[8] за десять лет сознание Кришны распространилось по всему миру. Оно взлетело на топовые места в английских чартах, оно стало сверхпопулярным в Америке, и теперь оно дошло и сюда.

#00:50:42#

Сейчас многие думают, что это то, что произошло когда-то тогда. Но все новые и новые волны надвигаются. Волна за волной будут накатываться потому, что на то есть воля Господа. Мы можем очень многое обсуждать, о многом спорить между собой, сомневаться в каких-то вещах, строить доводы, и у этого будет лишь относительное значение. Тот, кто умеет, тот, кто силен в споре и умеет приводить аргументы, он выиграет в споре, но какой будет от этого эффект?

#00:51:53#

Когда мы говорим о божественном плане, то вопрос встает лишь один — какова воля Господа? Его воля превзойдет все препятствия, [одолеет] всех противников, которые будут у Него. И это наша великая удача. Что-то столь прекрасное доступно для нас, но у нас к этому нет никакого стремления.

#00:52:41#

на̄мна̄м ака̄ри бахудха̄ ниджа-сарва-ш́актис…[9]

И об этом Махапрабху говорил во втором стихе [«Шри Шикшаштакам»]: «Я соприкоснулся с духовным, но у Меня нет никакого стремления или интереса к этому». Наконец, мы рассказали про все четыре песни, которые спели, все четыре стиха. Есть огромный список причин, по которым нам это неинтересно, или тех [условий], благодаря которым мы можем определить, что нам это неинтересно, непривлекательно. Но эти [святые] личности приходят и говорят нам: «Просто попробуй, хотя бы попробуй, перед тем как отвергать это».

#00:53:56#

Благодаря их воодушевлению, вдохновению, которое они получают от таких личностей, многие люди и продвигаются по этому пути. Это именно тот способ, благодаря которому милость нисходит с высшего плана бытия. Это просто необходимо в нашу эпоху, потому что, на самом деле, это безбожное время. Нам очень сильно повезло оказаться в этом мире, который сейчас затопляют волны теизма. И если мы побеспокоимся искать то, что мы уже давно ищем в этих волнах милости, то только тогда мы сможем добиться какого-то успеха.

Переводчик: Гопа Кишор Дас
Транскрипцию выполнила Дхарини Сундари Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



[1] Стих полностью: джн̃а̄не прайа̄сам удапа̄сйа наманта эва, джӣванти сан-мукхарита̄м̇ бхавадӣйа-ва̄рта̄м / стха̄не стхита̄х̣ ш́рути-гата̄м̇ тану-ва̄н̇-манобхир, йе пра̄йаш́о ’джита джито ’пй аси таис три-локйа̄м — «Те, кто полностью прекращают собственные попытки понять высшую истину интеллектом, и, не меняя внешнего уклада жизни, начинают слушать трансцендентные повествования о Тебе из уст Твоих чистых преданных, посвятив служению Тебе все свое тело, ум и слова, несомненно, покоряют Тебя, непобедимого во всей вселенной» («Шримад-Бхагаватам», 10.14.3; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.67).

[2] Тр̣на̄д апи сунӣчена, тарор ива сахиш̣н̣уна̄ / ама̄нина̄ ма̄надена, кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣ — «Кто смиреннее травинки, терпеливее дерева, почитает всех и каждого и не ищет почета для себя, тот способен вечно славить святое имя Кришны» («Шри Шикшаштакам», 3).

[3] «Следует выполнять свой долг бескорыстно, без желания личной выгоды. Ты не должен действовать, желая насладиться плодами своего труда. Но знание о том, что плоды деятельности не принадлежат тебе, не дает тебе права пренебрегать своими обязанностями» (Бхагавад-гита, 2.47).

[4] Индрийа̄ртхеш̣у ваира̄гйам анахан̇кара эва ча / джанма-мр̣тйу-джара̄-вйа̄дхи-дух̣кха-дош̣а̄нударш̣анам — «Отрешенность от чувственных наслаждений, отсутствие эгоизма, осознание того, что рождение, смерть, старость и болезни — источник страданий» [провозглашается Шри Кришной подлинным знанием] (Бхагавад-гита, 13.9).

[5] «Высшим занятием для всех людей является такое занятие, с помощью которого они могут прийти к любовному служению в преданности трансцендентному Господу. Чтобы полностью удовлетворить душу, такое служение должно быть бескорыстным и непрерывным» («Шримад-Бхагаватам», 1.2.6).

[6] «Такова моя единственная надежда, мое горячее желание, моя молитва, обращенная к Твоим лотосоподобным стопам: пусть бесконечная преданность, пробудившись в моем сердце, устремится к Тебе!» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Шри Шикшаштакам», песня четвертая, стих 4).

[7] Неха̄бхикрама-на̄ш́о ’сти пратйава̄йо на видйате / св-алпам апй асйа дхармасйа тра̄йате махато бхайа̄т — «Те, кто идет по этому пути, не знают потерь, ни одно их усилие не пропадает даром. Даже незначительное продвижение по нему спасает от всепоглощающего страха материального существования» (Бхагавад-гита, 2.40).

[8] Имеется в виду, что Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, для того чтобы исполнить волю своего духовного учителя и волю Господа, очистил себя от всех личных желаний, стал «пустым сосудом», который смог наполнить Господь Своей энергией.

[9] На̄мна̄м ака̄ри бахудха̄ ниджа-сарва-ш́актис, татра̄рпита̄ нийамитах̣ смаран̣е на ка̄лах̣ / эта̄др̣ш́и тава кр̣па̄ бхагаван мама̄пи, дурдайвам ӣдр̣ш́ам иха̄джани на̄нура̄гах̣ — «Господь, Твое святое имя дарит благо всем и каждому. У Тебя бесчисленное множество имен, таких как Кришна и Говинда, в которых Ты являешь Себя. В Свои имена Ты вложил всю Свою трансцендентную силу. Для их воспевания не существует строгих правил. По Своей беспричинной милости Ты снизошел в этот мир в форме божественного звука, но, к моему великому несчастью, Твое святое имя не привлекает меня» («Шри Шикшаштакам», 2).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования