«День ухода Шрилы А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады». Садху Прия Прабху. 30 октября 2011 года. Лахта, Санкт-Петербург



Russian

Садху Прия Прабху

День ухода Шрилы А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады

(30 октября 2011 года. Лахта, Санкт-Петербург)


И вот мы снова вместе. Кришна и Гауранга, Чатур-вьюха, месяц Картика. Сегодня день ухода Бхактиведанты Свами Прабхупады. Вот он смотрит на нас [с фотографии], приятно видеть его улыбающееся лицо.

#00:00:48#

Сегодня одновременно и очень печальный, и очень радостный день. Печально потерять столь выдающуюся личность в движении сознания Кришны, но радостно видеть, как преданные соприкасаются с вечными играми Господа. Дни ухода [вайшнавов] всегда приносят с собой смешанные чувства, потому что, с одной стороны, горе разлуки, а с другой стороны, радость, что лила продолжается, и ее участники постоянно в нее приходят. Но в то же время в это время мы горим в огне разлуки. Огромное разнообразие видов огня приходит, чтобы очистить нас в сознании Кришны. И особый из них — это вид огня разлуки [с вайшнавом, с Гуру], который очищает нас весьма качественно.

#00:02:56#

Уже через некоторое время общения с преданными, повторения мантры мы начинаем понимать все эти вещи. Это незначительное понимание, которое к нам приходит, часто начинает выражаться в некотором неуважении, пренебрежении [вайшнавом]. И в этот момент мы теряем внимание к своей духовной жизни. А поскольку это для нас не так благоприятно, то Кришна приносит нам огонь разлуки, для того чтобы очистить нас.

#00:04:22#

Таким образом, мы постоянно пребываем в одном из двух состояний — либо в единении, либо в разлуке. И это два вечных состояния для дживы, для души. На самом деле, весь материальный мир — это просто прекрасный пример разлуки, поскольку какова проблема всех, кто находится в этом мире? Спроси кого-нибудь: «Чего тебе не хватает?», и он начнет перечислять: «Мне не хватает того, этого, еще вот это очень плохо», наберется огромный список. Но на самом деле каждому не хватает лишь одной вещи, лишь одного не достает — отношений с Богом. Вот что на самом деле значит жить в этом мире — это полное отсутствие связи с высшим [миром], с Богом. Обычно [в духовно пробужденном состоянии души] разлука приносит крайне острое переживание. Но мы не чувствуем ничего, нас совершенно не беспокоит отсутствие этих отношений. Мы считаем, что мы можем спокойно жить как-то, нормально существовать еще оставшееся у нас время.

#00:06:33#

Махапрабху говорил, что на самом деле наши чувства не работают, они бездействуют, потому что будь у нас хоть какое-то [чуткое] восприятие [реальности], то положение, которое мы сейчас занимаем, было бы просто невыносимо для нас. Мы крайне глубоко погружены в состояние невежества — уже хотя бы для того, чтобы продолжать в нем [этом материальном мире] существовать. И об этом поется в строчках песни [Бхактивинода Тхакура] — тава ниджа-джана, коно маха̄джане, па̄т̣хāийа̄ диле туми — «Я оказался в этом мире, но по великой удаче пришла великая личность, для того чтобы вытащить меня отсюда»[1].

#00:07:55#

Наше состояние описывается как «дурмати». Обычно это переводят как «болезнь сердца». На самом деле у нас неправильное мировосприятие, которое отравляет наше существование. Душа по своей природе не может быть запятнана, она всегда чиста, но мы находимся под влиянием порочного, недостойного восприятия и умонастроения. А великие души приходят лишь затем, что освободить нас от такого понимания.

#00:09:01#

И таково сердечное желание Бхактивинода Тхакура. Но на самом деле он сам признал себя неспособным к этому. Бхактивинод говорит: «У меня огромное количество детей, еще больше обязанностей, которые связывают меня, я просто не в состоянии осуществить такую задачу». И тогда в своей молитве он просит послать ему кого-то, кто сможет собрать воедино те кусочки, которые он пытается сложить, и осуществить это великое дело.

#00:09:54#

Таким образом Сарасвати Тхакур пришел в этот мир, чтобы осуществить все его желания. И, по сути, он завоевал всю Индию этой идеей. Заняв крепкое положение в Индии, он принял решение отправляться на Запад и распространять эти идеи там. На самом деле он сам хотел совершить это путешествие. Но говорят, что он оставил этот мир преждевременно. Ему было всего 62 года. В 1937 году в возрасте 62-х лет он покинул этот мир. Мы не можем объяснить или понять почему, по каким причинам он это сделал, но таково положение. Однако он оставил [духовное] наследие, своих последователей.

#00:11:31#

Общее настроение было таково, что никто не верил в то, что можно осуществить это на Западе, что Запад покорится. Даже [еще] в 1950-х годах. Сам Шрила Гурудев говорил: «В 1947 году я пришел и услышал все эти идеи Бхактивинода о том, что это [движение сознания Кришны] распространится в каждом городе, в каждой деревне, в каждом сердце. Но даже тогда я не верил».

#00:12:22#

Общее понимание было таким, что какие-то силы в эфире, какие-то энергии циркулируют вокруг мира, пронизывая собой все, и таким образом происходит преображение.

#00:12:48#

Но Шрила Свами Махарадж Прабхупада принял это [желание Сарасвати Тхакура] очень близко к сердцу, и начало этому [распространению] было положено еще в сороковых. Первое издание журнала «Назад домой, назад к Богу» выпущено в 1944 году на английском языке. Он старался распространять этот журнал в Калькутте среднему классу, той интеллигенции, которую могли заинтересовать эти идеи. На самом деле по его плану должна была быть создана миссия, в которой Шрила Шридхар Махарадж занимал бы положение лидера. Он хотел быть всего лишь менеджером, тем, кто приводил бы людей, организовывал бы все, но чтобы Шрила Шридхар Махарадж был наставником, учителем этой миссии.

#00:14:28#

Но после всего, что произошло в Гаудия Матхе, Шрила Шридхар Махарадж решил отойти от дел и практически ушел в затворничество. Шрила Шридхар Махарадж принял приглашение Бхактиведанты Свами Прабхупады поселиться в его доме в Калькутте на втором этаже, в то время как на первом этаже была аптека, которая была основным бизнесом Прабхупады. И тот продолжал приглашать людей на лекции, которые давал Шридхар Махарадж.

#00:15:29#

У Гурудева также была возможность посещать Шридхара Махараджа, когда он только присоединился к миссии. В жизни Гурудева это было одно из самых счастливых времен. Говинда Махарадж ходил и распространял журнал «Назад к Богу», хотя он не знал ни английского, ни о чем там написано, но он говорил, что это журнал Бхактиведанты Свами Прабхупады, там [содержатся] очень важные вещи.

#00:16:22#

Кроме этого, он еще занимался готовкой, приготовлял разнообразные блюда. И Прабхупада сам занимался стряпней. Они очень часто шутили по этому поводу в то время, когда ели сильно прожаренную картошку и воздушный рис.

#00:17:17#

Такое положение дел вскоре привело к тому, что Прабхупада понял, что его женитьба удерживает его от того, чтобы еще глубже перейти к своему служению, которого он так желал. Его искренним желанием было проповедовать, развивать миссию, осуществлять то служение, которое он планировал, а не развивать свой бизнес или создавать успешную семью. И тогда он бросил все и пришел к Шридхару Махараджу за санньясой. Он сказал ему: «Я хотел, чтобы ты был главой миссии, которую я создаю, но хотя бы дай мне санньясу, чтобы я мог исполнять обязанности [проповедника]». Шридхар Махарадж опять отошел [в сторону] и стал говорить: «Нет, я не считаю это хорошей идеей». Он сказал: «Я так близко общался с твоей семьей, мы с ними сошлись, я жил в твоем доме. Как я [теперь] могу дать тебе санньясу? Я не считаю, что все то, что ко мне придет после этого, все эти политические разборки стоят того». Но он сказал: «Отправляйся к Кешаве Махараджу, он мой санньяса-ученик, и поэтому, получив инициацию от него, ты получишь то же самое, что хотел получить от меня». И Прабхупада с радостью принял это на свою голову. Но имя дал ему Шридхар Махарадж, оно было Бхактиведанта Свами. А санньясу он принял у Кешавы Махараджа.

#00:19:44#

В это время он отправился в путешествие во Вриндаван. Остановился он в мандире Дживы Госвами. Этот мандир находится прямо рядом с дверью здания, в котором [расположен] наш храм во Вриндаване. Это находится в местечке Сева-кунджа, в месте, где похоронен Рупа Госвами. На самом деле это самое сердце Вриндавана. Прабхупада оставался там на протяжении восьми лет. И все эти восемь лет он готовился [к широкой проповеди на Западе].

#00:21:06#

Все поражаются тому чуду, которое произошло на Западе, но стоит сделать небольшой шаг назад, чтобы увидеть, что предшествовало этому, что пришлось сделать для того, чтобы это осуществилось. С 1956 по 1964 год каждый день он повторял 64 круга маха-мантры и переводил «Шримад-Бхагаватам» на английский язык для того, чтобы покорить западный мир.

#00:22:02#

Это отличный пример и живой образец того, как наша садхана, наша практическая жизнь (на примере великого ачарьи) помогает нам в продвижении по духовному пути. Пример этой практики, этой садханы [перед глазами]. Мы можем видеть, что полное погружение, полная самоотдача воле Господа, воле Гуру помогает нам продвигаться [по духовному пути]. Именно держась за все это обеими руками, он сел на лодку [идущую] на Запад.

#00:22:59#

Это была «Джаладута», корабль из Бомбея в Нью-Йорк. Во время путешествия по морю у него случился сердечный приступ. Он находился на самом деле на грани смерти. И в этот момент он стал молиться Кришне. Он раскрыл нам нечто весьма важное. Кр̣ш̣н̣а тава-пун̣йа хабе бхайа (?). В нескольких строчках Бхактиведанта Свами описал: «О, Кришна, я собираюсь поехать на Запад и сделать все это ради Радхарани, для того чтобы удовлетворить Ее и принести Ей счастье». И он говорит: «Кришна, Ты же знаешь, что на самом деле сознание Кришны распространяет Радхарани, и такая миссия принесет Ей огромное удовольствие. Так что если Ты хочешь доставить Ей удовольствие, то, пожалуйста, помоги мне в этом». Осознавая эту глубокую связь между Кришной и Радхарани, он изложил все это в нескольких строчках своей молитвы. Ра̄дха̄-бхаджане джа̄ди-мати на̄хи бхела (?). На самом деле только недалекие люди поклоняются Кришне [напрямую] без [Его] окружения. Невежественные люди поклоняются только Кришне [пребывающему] в одиночестве, но преданные поклоняются Кришне через Его преданных.

#00:25:41#

Гуру Махарадж довел это [эту идею] до предела. Он сказал: «Высшая, единственная цель, которую мы можем преследовать, — это радха-дасья. Только через служение Радхарани достигается все, в том числе милость Кришны». Это были слова Шридхара Махараджа, Гуру Махараджа, который возвел в идеал радха-дасьям. И он объяснил гаятри в этом русле. Он раскрыл, что на самом деле это принес в мир Бхактивинод Тхакур. Для нашей [духовной] линии, для линии наших ачарьев, нашей сампрадаи все начинается и заканчивается в этой точке.

#00:26:59#

Когда Кришна ответил на молитву Свами Махараджа, море мгновенно стало спокойным и ровным, и капитан корабля, который управлял этим плаванием, сказал: «За двадцать (или тридцать) лет, что я плаваю, я никогда не видел море в таком состоянии, таким спокойным и ровным». Скоро они прибыли в Нью-Йорк, но после одного года стараний [Шрилы Прабхупады не было] никаких результатов. Он встретил, может быть, двух индийских джентльменов, которые задавали ему вопросы: «Что вы здесь делаете? Чем вы занимаетесь?» Все это время он жил в маленькой комнатке.

#00:28:12#

Но мы видим, что те преображения, которые происходят по воле Господа, когда Он начинает действовать через Своих преданных, все то, что случилось в последующие годы, — все это феноменально, не поддается описанию. Через несколько лет он [Шрила Прабхупада] делил сцену с самыми известными личностями западного мира. Как такое возможно? Потому что здесь присутствует авеш-шакти, огромная сила, некоторая энергия Господа, которая заливает потоками [этот мир].

#00:29:19#

Все настолько стремительно развивалось, что с 1968 года у него было огромное число последователей, целая волна. В этот момент он предпринял путешествие обратно в Индию. Его братья в Боге высказали мнение: «Он общается со всеми этими млеччхами, и теперь он нам не пара». Это весьма сильно обеспокоило Шридхара Махараджа. Он лично отправился встречать ту процессию, которая направлялась в Бомбей, в Индию. Они поехали навстречу к ним на поезде. Шридхар Махарадж праздновал успех Свами Махараджа. Несколько его [Свами Прабхупады] последователей остались в Гаудия Матхе, для того чтобы учиться киртану и некоторым другим моментам [духовной практики].

#00:30:49#

Тогда Свами Махарадж сказал, что он хочет забрать с собой Говинду Махараджа, потому что тогда его миссия на Западе станет действительно успешной. Но разрешение на это он так и не получил.

#00:31:20#

Со временем все больше и больше преданных с Запада приезжали [в Индию], и желание построить храм в Маяпуре все росло и росло. Но опять же никто не хотел общаться, иметь какое-то соприкосновение со Свами Махараджем, никто не хотел ему давать ни землю, ни чего-либо еще, потому что он общался с млеччхами, теми, кого не принимают в кастовую систему, с «белыми обезьянами». Опять Свами Махарадж приезжает, обращается к Шридхару Махараджу. Свами Махарадж приходит к Шридхару Махараджу, для того чтобы рассказать о том, что у него не получается, у него не выходит исполнить свое обещание, [должным образом развить] свою миссию. Тогда он [Шридхар Махарадж] говорит: «Хорошо, ты можешь взять Говинду Махараджа, но только на два дня». Тогда Гурудев поехал со Свами Махараджем в Маяпур. Они купили землю, на которой был воздвигнут Чандрадой-мандир. Он все устроил, организовал, подписал бумаги, и так появилась первая земля, на которой он основал свой храм.

#00:33:11#

Через некоторое время, когда все было готово, пришло время открывать мандир. Тогда специальный почетный гость Шридхар Махарадж в сопровождении Говинды Махараджа прибыли туда. Вот откуда вы можете увидеть те фотографии, на которых они все вместе на одной вьясасане. На самом деле Шридхар Махарадж весьма неважно себя чувствовал в этот день. Он поручил Гурудеву произнести речь. И тогда Говинда Махарадж произнес ту замечательную речь про Свами Махараджа. В ней он упомянул ту замечательную шлоку Рагхупати Упадхьяи, которая говорит: «Кто сможет поверить, что тот маленький Кришна, который бегает под ногами Нанды Махараджа, и есть высшая личность Бога?»[2] «И кто может поверить в то, что наш дядя Абхай, с которым мы готовили картошку в Калькутте, [теперь] тот ачарья, который покорил, завоевал весь мир?» Он произнес ту бесподобную, завораживающую речь в мандире, которую все помнят.

#00:35:09#

Потом они вернулись обратно домой, на другую сторону реки, в Коладвипу. Они все время слышали новость о том, что все продвигается благополучно, что происходит поклонение, но долетела одна тревожная весть. Свами Махарадж приглашает своих братьев в Боге, а также других индусов приходить, но никто не собирается даже прикасаться к прасаду, который готовят белые. И как только это долетело до ушей Шридхара Махараджа, он возмущенно сказал: «Что за дела?» Тогда Шридхар Махарадж сел в ту белую машину, которую мы сейчас можем видеть в музее в Навадвипе, захватил с собой Говинду Махараджа, и они отправились прямо в Чандрадой-мандир в Маяпуре. Они пришли, и Шридхар Махарадж лично стал вкушать этот прасад.

#00:36:44#

Дело в том, что Шрила Шридхар Махарадж — [принадлежит к роду] Бхаттачарья. Это самые возвышенные брахманы во всей Индии, они занимают верховное положение среди всех. Со своего высочайшего положения он разнес в клочья те [ограниченные] представления. «Что, мы, брахманы, не можем почитать прасад, который приготовили белые?» Шридхар Махарадж разбил все представления о каких-то внешних препятствиях. Говинда Махарадж, Гурудев, рассказал нам из первых уст, потому что он был там, что только взаимопомощь между ачарьями, только их близкие любовные отношения, только это послужило основой всего того, что было сделано.

#00:38:37#

Я не помню точно, чьи это слова, но, по-моему, Шридхара Махараджа, что Прабхупада отдал десять лет [жизни] проповеди на Западе, те десять лет, которых не хватило его учителю [Шриле Сарасвати Тхакуру], для того чтобы распространить миссию на Западе.

#00:38:59#

Именно это и было желанием сердца Свами Махараджа. Свами Махарадж говорил Шридхару Махараджу: «Я лишь привожу вам „сырой материал“, для того чтобы вы его „обрабатывали“». Он никогда не оставлял эту идею. Он всегда хотел, чтобы Шридхар Махарадж позаботился о всех тех, кого он [Шрила Прабхупада] приводил, чтобы он, уполномоченный наследник [духовного наследия] Сарасвати Тхакура, тот, кто пел «Шри-Рупа-Манджари-пада» [у смертного ложа Сарасвати Тхакура], кому он [Сарасвати Тхакур] передал все свои духовные полномочия, чтобы именно эту концепцию, которая хранилась в его сердце, получили все, кого он [Шрила Прабхупада] приводил [к Шридхару Махараджу]. И каждому, всем своим последователям, он говорил: «Если вы хотите объяснений [о сложных теистических вопросах], то идите к Шридхару Махараджу, он все разъяснит». Сначала только лидеры [ИСККОН] приезжали советоваться с ним, но потом все, кому нужно было более глубокое, более ясное объяснение этой концепции, приезжали к нему. Так что таким путем Запад приехал к веранде Шридхара Махараджа.

#00:41:10#

И вторым желанием Свами Махараджа было то, чтобы Говинда Махарадж поехал в западный мир. После того, как Шридхар Махарадж оставил этот мир, через некоторое время, после некоторых приготовлений, западные преданные своей преданностью, своими желаниями вытянули его на проповедь [в западных странах]. В 1992 году Говинда Махарадж приехал [впервые] в западный мир и начал свои туры. Сам он говорил: «На самом деле я просто иду по [проложенному] туннелю». Он говорил: «Свами Махарадж пришел и прорубил туннель в горе западного эго, через который я теперь иду и встречаю огромное количество друзей. Я стараюсь поддерживать ту волну милости, которая исходит от этих высших личностей».

#00:42:33#

На самом деле все это множество различных [духовных] миссий, которые существуют, — это лишь внешнее, что не дает нам иногда увидеть, что все эти личности состоят в одной команде. Об этом никогда не стоит забывать.

#00:43:14#

Чем я могу похвалиться, так это тем, что мне довелось пообщаться с очень многими последователями Прабхупады, например в Австралии, которую он посещал несколько раз в 70-ых и дал посвящение огромному количеству людей, многие из которых теперь в нашей миссии. Они поделились со мной огромным количеством замечательных историй о его личности. Каждый день такой личности — это божественные игры.

#00:44:18#

Вставая в час или в два утра, он брался за диктофон и начинал переводить на него «Бхагаватам». Потом он прогуливался по утрам с преданными. На самом деле он был весьма невысокого роста, где-то метр шестьдесят, но преданные рассказывали, что у него всегда был вздернут подбородок, расправлена грудь, и он ходил как король. Всем приходилось бежать, чтобы за ним поспевать. Вы можете посмотреть старые фотографии, съемки, на которых целая группа преданных бежит за ним, а он марширует вперед со своей тростью.

#00:45:32#

Он на самом деле был человеком действия, человеком, обладающим интенсивной энергией служения, который любил браться за дело, всегда готовый бросить вызов кому угодно, и ни разу не побежденный.

#00:46:29#

Есть одна удивительная молитва, которую Гурудев написал, но заставил меня изъять из песенника. Она вернется в новый песенник в чуть-чуть другом виде, я нашел, как привести это в гармонию. Он обосновал это тем, что на самом деле Свами Махарадж не находится непосредственно в нашей [наставнической] линии, и он хотел, чтобы последователи нашей линии придерживались своих книг, своих переводов, только своих изданий, придерживались чистоты нашей линии. Поэтому он сказал мне: «Убери эту молитву из „Ванданы“». Я убрал, но все начали предъявлять претензии.

#00:48:25#

Но есть раздел песенника, о котором очень мечтал Говинда Махарадж, — собрание его избранных сочинений, избранных стихов, и там будет [размещена эта молитва] — эта часть «Ванданы».

#00:49:12#

В те дни фестиваля, в праздники, когда Говинда Махарадж вспоминал о Свами Махарадже, он был всегда очень счастлив, очень радовался тому, что ему доводится вспомнить о том общении, которое у них было. У них были очень близкие, семейные отношения, очень тесная связь.

#00:49:50#

Я уже упоминал вчера, что не будь Прабхупады, никто из нас здесь бы не сидел. Также есть запись его ухода [из этого мира]. Очень немногие хотят ее смотреть, но она есть, и есть возможность ее посмотреть.

#00:50:37#

Сам Прабхупада говорил: «Что же представляет из себя этот процесс [умирания]? На самом деле мы просто пытаемся обмануть смерть, мы ищем способ, как бы ее одурачить. В момент смерти Ямарадж, ямадуты приходят, для того чтобы забрать у нас все, но нас они не возьмут». И он говорил это всегда с вызовом, очень уверенно, он нашел ответ на проблему, с которой все борются.

#00:51:45#

Может, кто-нибудь хочет что-то добавить?

#00:52:43#

Лично я считаю, что преданные всегда что-то утаивают. Я думаю, что нас научили кое-что прятать, ведь столь много необычного случается даже в жизни начинающего [практикующего]. Нас учат, что не стоит распылять те капли сокровенного, которые появляются у нас. Наоборот, стоит спрятать их глубоко в сердце.

#00:54:29#

Как-то в момент самого пика движения сознания Кришны в Америке, когда по городу разъезжало двадцать пять или тридцать автомобилей [миссии], к Прабхупаде пришли и сказали: «Как вы можете тратить такое огромное количество денег на все это распространение, на проповедь?»

#00:56:07#

И он разбил их в один миг. Он говорил: «Верблюды, свиньи, собаки, ослы и тому подобные — таково умонастроение и состояние большинства людей, материалистов». У него не было никаких проблем в том, чтобы напрямую, лично разбираться с людьми. Он любил подводить основу под четыре регулирующих принципа[3] и объяснять безрезультатность и бессмысленность материальной жизни.

#00:57:10#

Мы видим, что его настроение генерала, роль генерала, и то, как он ее играл, привлекало целую армию последователей. Это особенное качество ачарьи — улыбаться тому, кого они «нагружают» до полусмерти. Они [ачарьи] ломают человека косточка за косточкой и улыбаются, радуясь тому, как они его преображают. Это необычный навык, которым обладают весьма немногие. Это особая способность отдавать духовную сладость в этот момент.

Переводчик: Гопа Кишор Дас
Транскрипцию выполнила: Нанда Прия Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



1  Эмона дурмати, сам̇са̄ра бхиторе, под̣ийа̄ а̄чхину а̄ми / тава ниджа-джана, коно маха̄джане, па̄т̣хāийа̄ диле туми — «Порочный ум бросил меня в этот мир, о Господь, но один из Твоих чистых возвышенных преданных пришел, чтобы освободить меня» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Даиньятмика», 1).

2  Кам̇ прати катхайитум ӣш́е, сампрати ко ва̄ пратӣтим а̄йа̄ту / го-пати-танайа̄-кун̃дже, гопа-вадхӯт̣ӣ-вит̣ам̇ брахма — «Кому мне сказать, и кто мне поверит, что верховная личность Бога, Кришна, подстерегает гопи в кущах на берегу Ямуны? Так Господь являет Свои игры» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.98).

3  «[Сута Госвами сказал]: В ответ на мольбу олицетворения Кали Махараджа Парикшит позволил ему жить там, где играют в азартные игры, употребляют алкоголь, занимаются проституцией и убивают животных» («Шримад-Бхагаватам», 1.17.38).

Таким образом, для тех, кто хочет избавиться от пороков и желает духовно прогрессировать, существуют четыре основных запретительных принципа: воздерживаться от употребления одурманивающих веществ, не употреблять в пищу плоть убиенных животных, не вступать в незаконные сексуальные отношения и не предаваться азартным играм.




←  «Игры Кришны на Говардхане. Воля Господа и милость Шрилы Прабхупады». Садху Прия Прабху. 29 октября 2011 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· Говардхан-пуджа. Киртан. Манас Кришна Прабху. 26 октября 2022 года. Гупта Говардхан  →

Russian

Садху Прия Прабху

День ухода Шрилы А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады

(30 октября 2011 года. Лахта, Санкт-Петербург)


И вот мы снова вместе. Кришна и Гауранга, Чатур-вьюха, месяц Картика. Сегодня день ухода Бхактиведанты Свами Прабхупады. Вот он смотрит на нас [с фотографии], приятно видеть его улыбающееся лицо.

#00:00:48#

Сегодня одновременно и очень печальный, и очень радостный день. Печально потерять столь выдающуюся личность в движении сознания Кришны, но радостно видеть, как преданные соприкасаются с вечными играми Господа. Дни ухода [вайшнавов] всегда приносят с собой смешанные чувства, потому что, с одной стороны, горе разлуки, а с другой стороны, радость, что лила продолжается, и ее участники постоянно в нее приходят. Но в то же время в это время мы горим в огне разлуки. Огромное разнообразие видов огня приходит, чтобы очистить нас в сознании Кришны. И особый из них — это вид огня разлуки [с вайшнавом, с Гуру], который очищает нас весьма качественно.

#00:02:56#

Уже через некоторое время общения с преданными, повторения мантры мы начинаем понимать все эти вещи. Это незначительное понимание, которое к нам приходит, часто начинает выражаться в некотором неуважении, пренебрежении [вайшнавом]. И в этот момент мы теряем внимание к своей духовной жизни. А поскольку это для нас не так благоприятно, то Кришна приносит нам огонь разлуки, для того чтобы очистить нас.

#00:04:22#

Таким образом, мы постоянно пребываем в одном из двух состояний — либо в единении, либо в разлуке. И это два вечных состояния для дживы, для души. На самом деле, весь материальный мир — это просто прекрасный пример разлуки, поскольку какова проблема всех, кто находится в этом мире? Спроси кого-нибудь: «Чего тебе не хватает?», и он начнет перечислять: «Мне не хватает того, этого, еще вот это очень плохо», наберется огромный список. Но на самом деле каждому не хватает лишь одной вещи, лишь одного не достает — отношений с Богом. Вот что на самом деле значит жить в этом мире — это полное отсутствие связи с высшим [миром], с Богом. Обычно [в духовно пробужденном состоянии души] разлука приносит крайне острое переживание. Но мы не чувствуем ничего, нас совершенно не беспокоит отсутствие этих отношений. Мы считаем, что мы можем спокойно жить как-то, нормально существовать еще оставшееся у нас время.

#00:06:33#

Махапрабху говорил, что на самом деле наши чувства не работают, они бездействуют, потому что будь у нас хоть какое-то [чуткое] восприятие [реальности], то положение, которое мы сейчас занимаем, было бы просто невыносимо для нас. Мы крайне глубоко погружены в состояние невежества — уже хотя бы для того, чтобы продолжать в нем [этом материальном мире] существовать. И об этом поется в строчках песни [Бхактивинода Тхакура] — тава ниджа-джана, коно маха̄джане, па̄т̣хāийа̄ диле туми — «Я оказался в этом мире, но по великой удаче пришла великая личность, для того чтобы вытащить меня отсюда»[1].

#00:07:55#

Наше состояние описывается как «дурмати». Обычно это переводят как «болезнь сердца». На самом деле у нас неправильное мировосприятие, которое отравляет наше существование. Душа по своей природе не может быть запятнана, она всегда чиста, но мы находимся под влиянием порочного, недостойного восприятия и умонастроения. А великие души приходят лишь затем, что освободить нас от такого понимания.

#00:09:01#

И таково сердечное желание Бхактивинода Тхакура. Но на самом деле он сам признал себя неспособным к этому. Бхактивинод говорит: «У меня огромное количество детей, еще больше обязанностей, которые связывают меня, я просто не в состоянии осуществить такую задачу». И тогда в своей молитве он просит послать ему кого-то, кто сможет собрать воедино те кусочки, которые он пытается сложить, и осуществить это великое дело.

#00:09:54#

Таким образом Сарасвати Тхакур пришел в этот мир, чтобы осуществить все его желания. И, по сути, он завоевал всю Индию этой идеей. Заняв крепкое положение в Индии, он принял решение отправляться на Запад и распространять эти идеи там. На самом деле он сам хотел совершить это путешествие. Но говорят, что он оставил этот мир преждевременно. Ему было всего 62 года. В 1937 году в возрасте 62-х лет он покинул этот мир. Мы не можем объяснить или понять почему, по каким причинам он это сделал, но таково положение. Однако он оставил [духовное] наследие, своих последователей.

#00:11:31#

Общее настроение было таково, что никто не верил в то, что можно осуществить это на Западе, что Запад покорится. Даже [еще] в 1950-х годах. Сам Шрила Гурудев говорил: «В 1947 году я пришел и услышал все эти идеи Бхактивинода о том, что это [движение сознания Кришны] распространится в каждом городе, в каждой деревне, в каждом сердце. Но даже тогда я не верил».

#00:12:22#

Общее понимание было таким, что какие-то силы в эфире, какие-то энергии циркулируют вокруг мира, пронизывая собой все, и таким образом происходит преображение.

#00:12:48#

Но Шрила Свами Махарадж Прабхупада принял это [желание Сарасвати Тхакура] очень близко к сердцу, и начало этому [распространению] было положено еще в сороковых. Первое издание журнала «Назад домой, назад к Богу» выпущено в 1944 году на английском языке. Он старался распространять этот журнал в Калькутте среднему классу, той интеллигенции, которую могли заинтересовать эти идеи. На самом деле по его плану должна была быть создана миссия, в которой Шрила Шридхар Махарадж занимал бы положение лидера. Он хотел быть всего лишь менеджером, тем, кто приводил бы людей, организовывал бы все, но чтобы Шрила Шридхар Махарадж был наставником, учителем этой миссии.

#00:14:28#

Но после всего, что произошло в Гаудия Матхе, Шрила Шридхар Махарадж решил отойти от дел и практически ушел в затворничество. Шрила Шридхар Махарадж принял приглашение Бхактиведанты Свами Прабхупады поселиться в его доме в Калькутте на втором этаже, в то время как на первом этаже была аптека, которая была основным бизнесом Прабхупады. И тот продолжал приглашать людей на лекции, которые давал Шридхар Махарадж.

#00:15:29#

У Гурудева также была возможность посещать Шридхара Махараджа, когда он только присоединился к миссии. В жизни Гурудева это было одно из самых счастливых времен. Говинда Махарадж ходил и распространял журнал «Назад к Богу», хотя он не знал ни английского, ни о чем там написано, но он говорил, что это журнал Бхактиведанты Свами Прабхупады, там [содержатся] очень важные вещи.

#00:16:22#

Кроме этого, он еще занимался готовкой, приготовлял разнообразные блюда. И Прабхупада сам занимался стряпней. Они очень часто шутили по этому поводу в то время, когда ели сильно прожаренную картошку и воздушный рис.

#00:17:17#

Такое положение дел вскоре привело к тому, что Прабхупада понял, что его женитьба удерживает его от того, чтобы еще глубже перейти к своему служению, которого он так желал. Его искренним желанием было проповедовать, развивать миссию, осуществлять то служение, которое он планировал, а не развивать свой бизнес или создавать успешную семью. И тогда он бросил все и пришел к Шридхару Махараджу за санньясой. Он сказал ему: «Я хотел, чтобы ты был главой миссии, которую я создаю, но хотя бы дай мне санньясу, чтобы я мог исполнять обязанности [проповедника]». Шридхар Махарадж опять отошел [в сторону] и стал говорить: «Нет, я не считаю это хорошей идеей». Он сказал: «Я так близко общался с твоей семьей, мы с ними сошлись, я жил в твоем доме. Как я [теперь] могу дать тебе санньясу? Я не считаю, что все то, что ко мне придет после этого, все эти политические разборки стоят того». Но он сказал: «Отправляйся к Кешаве Махараджу, он мой санньяса-ученик, и поэтому, получив инициацию от него, ты получишь то же самое, что хотел получить от меня». И Прабхупада с радостью принял это на свою голову. Но имя дал ему Шридхар Махарадж, оно было Бхактиведанта Свами. А санньясу он принял у Кешавы Махараджа.

#00:19:44#

В это время он отправился в путешествие во Вриндаван. Остановился он в мандире Дживы Госвами. Этот мандир находится прямо рядом с дверью здания, в котором [расположен] наш храм во Вриндаване. Это находится в местечке Сева-кунджа, в месте, где похоронен Рупа Госвами. На самом деле это самое сердце Вриндавана. Прабхупада оставался там на протяжении восьми лет. И все эти восемь лет он готовился [к широкой проповеди на Западе].

#00:21:06#

Все поражаются тому чуду, которое произошло на Западе, но стоит сделать небольшой шаг назад, чтобы увидеть, что предшествовало этому, что пришлось сделать для того, чтобы это осуществилось. С 1956 по 1964 год каждый день он повторял 64 круга маха-мантры и переводил «Шримад-Бхагаватам» на английский язык для того, чтобы покорить западный мир.

#00:22:02#

Это отличный пример и живой образец того, как наша садхана, наша практическая жизнь (на примере великого ачарьи) помогает нам в продвижении по духовному пути. Пример этой практики, этой садханы [перед глазами]. Мы можем видеть, что полное погружение, полная самоотдача воле Господа, воле Гуру помогает нам продвигаться [по духовному пути]. Именно держась за все это обеими руками, он сел на лодку [идущую] на Запад.

#00:22:59#

Это была «Джаладута», корабль из Бомбея в Нью-Йорк. Во время путешествия по морю у него случился сердечный приступ. Он находился на самом деле на грани смерти. И в этот момент он стал молиться Кришне. Он раскрыл нам нечто весьма важное. Кр̣ш̣н̣а тава-пун̣йа хабе бхайа (?). В нескольких строчках Бхактиведанта Свами описал: «О, Кришна, я собираюсь поехать на Запад и сделать все это ради Радхарани, для того чтобы удовлетворить Ее и принести Ей счастье». И он говорит: «Кришна, Ты же знаешь, что на самом деле сознание Кришны распространяет Радхарани, и такая миссия принесет Ей огромное удовольствие. Так что если Ты хочешь доставить Ей удовольствие, то, пожалуйста, помоги мне в этом». Осознавая эту глубокую связь между Кришной и Радхарани, он изложил все это в нескольких строчках своей молитвы. Ра̄дха̄-бхаджане джа̄ди-мати на̄хи бхела (?). На самом деле только недалекие люди поклоняются Кришне [напрямую] без [Его] окружения. Невежественные люди поклоняются только Кришне [пребывающему] в одиночестве, но преданные поклоняются Кришне через Его преданных.

#00:25:41#

Гуру Махарадж довел это [эту идею] до предела. Он сказал: «Высшая, единственная цель, которую мы можем преследовать, — это радха-дасья. Только через служение Радхарани достигается все, в том числе милость Кришны». Это были слова Шридхара Махараджа, Гуру Махараджа, который возвел в идеал радха-дасьям. И он объяснил гаятри в этом русле. Он раскрыл, что на самом деле это принес в мир Бхактивинод Тхакур. Для нашей [духовной] линии, для линии наших ачарьев, нашей сампрадаи все начинается и заканчивается в этой точке.

#00:26:59#

Когда Кришна ответил на молитву Свами Махараджа, море мгновенно стало спокойным и ровным, и капитан корабля, который управлял этим плаванием, сказал: «За двадцать (или тридцать) лет, что я плаваю, я никогда не видел море в таком состоянии, таким спокойным и ровным». Скоро они прибыли в Нью-Йорк, но после одного года стараний [Шрилы Прабхупады не было] никаких результатов. Он встретил, может быть, двух индийских джентльменов, которые задавали ему вопросы: «Что вы здесь делаете? Чем вы занимаетесь?» Все это время он жил в маленькой комнатке.

#00:28:12#

Но мы видим, что те преображения, которые происходят по воле Господа, когда Он начинает действовать через Своих преданных, все то, что случилось в последующие годы, — все это феноменально, не поддается описанию. Через несколько лет он [Шрила Прабхупада] делил сцену с самыми известными личностями западного мира. Как такое возможно? Потому что здесь присутствует авеш-шакти, огромная сила, некоторая энергия Господа, которая заливает потоками [этот мир].

#00:29:19#

Все настолько стремительно развивалось, что с 1968 года у него было огромное число последователей, целая волна. В этот момент он предпринял путешествие обратно в Индию. Его братья в Боге высказали мнение: «Он общается со всеми этими млеччхами, и теперь он нам не пара». Это весьма сильно обеспокоило Шридхара Махараджа. Он лично отправился встречать ту процессию, которая направлялась в Бомбей, в Индию. Они поехали навстречу к ним на поезде. Шридхар Махарадж праздновал успех Свами Махараджа. Несколько его [Свами Прабхупады] последователей остались в Гаудия Матхе, для того чтобы учиться киртану и некоторым другим моментам [духовной практики].

#00:30:49#

Тогда Свами Махарадж сказал, что он хочет забрать с собой Говинду Махараджа, потому что тогда его миссия на Западе станет действительно успешной. Но разрешение на это он так и не получил.

#00:31:20#

Со временем все больше и больше преданных с Запада приезжали [в Индию], и желание построить храм в Маяпуре все росло и росло. Но опять же никто не хотел общаться, иметь какое-то соприкосновение со Свами Махараджем, никто не хотел ему давать ни землю, ни чего-либо еще, потому что он общался с млеччхами, теми, кого не принимают в кастовую систему, с «белыми обезьянами». Опять Свами Махарадж приезжает, обращается к Шридхару Махараджу. Свами Махарадж приходит к Шридхару Махараджу, для того чтобы рассказать о том, что у него не получается, у него не выходит исполнить свое обещание, [должным образом развить] свою миссию. Тогда он [Шридхар Махарадж] говорит: «Хорошо, ты можешь взять Говинду Махараджа, но только на два дня». Тогда Гурудев поехал со Свами Махараджем в Маяпур. Они купили землю, на которой был воздвигнут Чандрадой-мандир. Он все устроил, организовал, подписал бумаги, и так появилась первая земля, на которой он основал свой храм.

#00:33:11#

Через некоторое время, когда все было готово, пришло время открывать мандир. Тогда специальный почетный гость Шридхар Махарадж в сопровождении Говинды Махараджа прибыли туда. Вот откуда вы можете увидеть те фотографии, на которых они все вместе на одной вьясасане. На самом деле Шридхар Махарадж весьма неважно себя чувствовал в этот день. Он поручил Гурудеву произнести речь. И тогда Говинда Махарадж произнес ту замечательную речь про Свами Махараджа. В ней он упомянул ту замечательную шлоку Рагхупати Упадхьяи, которая говорит: «Кто сможет поверить, что тот маленький Кришна, который бегает под ногами Нанды Махараджа, и есть высшая личность Бога?»[2] «И кто может поверить в то, что наш дядя Абхай, с которым мы готовили картошку в Калькутте, [теперь] тот ачарья, который покорил, завоевал весь мир?» Он произнес ту бесподобную, завораживающую речь в мандире, которую все помнят.

#00:35:09#

Потом они вернулись обратно домой, на другую сторону реки, в Коладвипу. Они все время слышали новость о том, что все продвигается благополучно, что происходит поклонение, но долетела одна тревожная весть. Свами Махарадж приглашает своих братьев в Боге, а также других индусов приходить, но никто не собирается даже прикасаться к прасаду, который готовят белые. И как только это долетело до ушей Шридхара Махараджа, он возмущенно сказал: «Что за дела?» Тогда Шридхар Махарадж сел в ту белую машину, которую мы сейчас можем видеть в музее в Навадвипе, захватил с собой Говинду Махараджа, и они отправились прямо в Чандрадой-мандир в Маяпуре. Они пришли, и Шридхар Махарадж лично стал вкушать этот прасад.

#00:36:44#

Дело в том, что Шрила Шридхар Махарадж — [принадлежит к роду] Бхаттачарья. Это самые возвышенные брахманы во всей Индии, они занимают верховное положение среди всех. Со своего высочайшего положения он разнес в клочья те [ограниченные] представления. «Что, мы, брахманы, не можем почитать прасад, который приготовили белые?» Шридхар Махарадж разбил все представления о каких-то внешних препятствиях. Говинда Махарадж, Гурудев, рассказал нам из первых уст, потому что он был там, что только взаимопомощь между ачарьями, только их близкие любовные отношения, только это послужило основой всего того, что было сделано.

#00:38:37#

Я не помню точно, чьи это слова, но, по-моему, Шридхара Махараджа, что Прабхупада отдал десять лет [жизни] проповеди на Западе, те десять лет, которых не хватило его учителю [Шриле Сарасвати Тхакуру], для того чтобы распространить миссию на Западе.

#00:38:59#

Именно это и было желанием сердца Свами Махараджа. Свами Махарадж говорил Шридхару Махараджу: «Я лишь привожу вам „сырой материал“, для того чтобы вы его „обрабатывали“». Он никогда не оставлял эту идею. Он всегда хотел, чтобы Шридхар Махарадж позаботился о всех тех, кого он [Шрила Прабхупада] приводил, чтобы он, уполномоченный наследник [духовного наследия] Сарасвати Тхакура, тот, кто пел «Шри-Рупа-Манджари-пада» [у смертного ложа Сарасвати Тхакура], кому он [Сарасвати Тхакур] передал все свои духовные полномочия, чтобы именно эту концепцию, которая хранилась в его сердце, получили все, кого он [Шрила Прабхупада] приводил [к Шридхару Махараджу]. И каждому, всем своим последователям, он говорил: «Если вы хотите объяснений [о сложных теистических вопросах], то идите к Шридхару Махараджу, он все разъяснит». Сначала только лидеры [ИСККОН] приезжали советоваться с ним, но потом все, кому нужно было более глубокое, более ясное объяснение этой концепции, приезжали к нему. Так что таким путем Запад приехал к веранде Шридхара Махараджа.

#00:41:10#

И вторым желанием Свами Махараджа было то, чтобы Говинда Махарадж поехал в западный мир. После того, как Шридхар Махарадж оставил этот мир, через некоторое время, после некоторых приготовлений, западные преданные своей преданностью, своими желаниями вытянули его на проповедь [в западных странах]. В 1992 году Говинда Махарадж приехал [впервые] в западный мир и начал свои туры. Сам он говорил: «На самом деле я просто иду по [проложенному] туннелю». Он говорил: «Свами Махарадж пришел и прорубил туннель в горе западного эго, через который я теперь иду и встречаю огромное количество друзей. Я стараюсь поддерживать ту волну милости, которая исходит от этих высших личностей».

#00:42:33#

На самом деле все это множество различных [духовных] миссий, которые существуют, — это лишь внешнее, что не дает нам иногда увидеть, что все эти личности состоят в одной команде. Об этом никогда не стоит забывать.

#00:43:14#

Чем я могу похвалиться, так это тем, что мне довелось пообщаться с очень многими последователями Прабхупады, например в Австралии, которую он посещал несколько раз в 70-ых и дал посвящение огромному количеству людей, многие из которых теперь в нашей миссии. Они поделились со мной огромным количеством замечательных историй о его личности. Каждый день такой личности — это божественные игры.

#00:44:18#

Вставая в час или в два утра, он брался за диктофон и начинал переводить на него «Бхагаватам». Потом он прогуливался по утрам с преданными. На самом деле он был весьма невысокого роста, где-то метр шестьдесят, но преданные рассказывали, что у него всегда был вздернут подбородок, расправлена грудь, и он ходил как король. Всем приходилось бежать, чтобы за ним поспевать. Вы можете посмотреть старые фотографии, съемки, на которых целая группа преданных бежит за ним, а он марширует вперед со своей тростью.

#00:45:32#

Он на самом деле был человеком действия, человеком, обладающим интенсивной энергией служения, который любил браться за дело, всегда готовый бросить вызов кому угодно, и ни разу не побежденный.

#00:46:29#

Есть одна удивительная молитва, которую Гурудев написал, но заставил меня изъять из песенника. Она вернется в новый песенник в чуть-чуть другом виде, я нашел, как привести это в гармонию. Он обосновал это тем, что на самом деле Свами Махарадж не находится непосредственно в нашей [наставнической] линии, и он хотел, чтобы последователи нашей линии придерживались своих книг, своих переводов, только своих изданий, придерживались чистоты нашей линии. Поэтому он сказал мне: «Убери эту молитву из „Ванданы“». Я убрал, но все начали предъявлять претензии.

#00:48:25#

Но есть раздел песенника, о котором очень мечтал Говинда Махарадж, — собрание его избранных сочинений, избранных стихов, и там будет [размещена эта молитва] — эта часть «Ванданы».

#00:49:12#

В те дни фестиваля, в праздники, когда Говинда Махарадж вспоминал о Свами Махарадже, он был всегда очень счастлив, очень радовался тому, что ему доводится вспомнить о том общении, которое у них было. У них были очень близкие, семейные отношения, очень тесная связь.

#00:49:50#

Я уже упоминал вчера, что не будь Прабхупады, никто из нас здесь бы не сидел. Также есть запись его ухода [из этого мира]. Очень немногие хотят ее смотреть, но она есть, и есть возможность ее посмотреть.

#00:50:37#

Сам Прабхупада говорил: «Что же представляет из себя этот процесс [умирания]? На самом деле мы просто пытаемся обмануть смерть, мы ищем способ, как бы ее одурачить. В момент смерти Ямарадж, ямадуты приходят, для того чтобы забрать у нас все, но нас они не возьмут». И он говорил это всегда с вызовом, очень уверенно, он нашел ответ на проблему, с которой все борются.

#00:51:45#

Может, кто-нибудь хочет что-то добавить?

#00:52:43#

Лично я считаю, что преданные всегда что-то утаивают. Я думаю, что нас научили кое-что прятать, ведь столь много необычного случается даже в жизни начинающего [практикующего]. Нас учат, что не стоит распылять те капли сокровенного, которые появляются у нас. Наоборот, стоит спрятать их глубоко в сердце.

#00:54:29#

Как-то в момент самого пика движения сознания Кришны в Америке, когда по городу разъезжало двадцать пять или тридцать автомобилей [миссии], к Прабхупаде пришли и сказали: «Как вы можете тратить такое огромное количество денег на все это распространение, на проповедь?»

#00:56:07#

И он разбил их в один миг. Он говорил: «Верблюды, свиньи, собаки, ослы и тому подобные — таково умонастроение и состояние большинства людей, материалистов». У него не было никаких проблем в том, чтобы напрямую, лично разбираться с людьми. Он любил подводить основу под четыре регулирующих принципа[3] и объяснять безрезультатность и бессмысленность материальной жизни.

#00:57:10#

Мы видим, что его настроение генерала, роль генерала, и то, как он ее играл, привлекало целую армию последователей. Это особенное качество ачарьи — улыбаться тому, кого они «нагружают» до полусмерти. Они [ачарьи] ломают человека косточка за косточкой и улыбаются, радуясь тому, как они его преображают. Это необычный навык, которым обладают весьма немногие. Это особая способность отдавать духовную сладость в этот момент.

Переводчик: Гопа Кишор Дас
Транскрипцию выполнила: Нанда Прия Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



[1] Эмона дурмати, сам̇са̄ра бхиторе, под̣ийа̄ а̄чхину а̄ми / тава ниджа-джана, коно маха̄джане, па̄т̣хāийа̄ диле туми — «Порочный ум бросил меня в этот мир, о Господь, но один из Твоих чистых возвышенных преданных пришел, чтобы освободить меня» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Даиньятмика», 1).

[2] Кам̇ прати катхайитум ӣш́е, сампрати ко ва̄ пратӣтим а̄йа̄ту / го-пати-танайа̄-кун̃дже, гопа-вадхӯт̣ӣ-вит̣ам̇ брахма — «Кому мне сказать, и кто мне поверит, что верховная личность Бога, Кришна, подстерегает гопи в кущах на берегу Ямуны? Так Господь являет Свои игры» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.98).

[3] «[Сута Госвами сказал]: В ответ на мольбу олицетворения Кали Махараджа Парикшит позволил ему жить там, где играют в азартные игры, употребляют алкоголь, занимаются проституцией и убивают животных» («Шримад-Бхагаватам», 1.17.38).

Таким образом, для тех, кто хочет избавиться от пороков и желает духовно прогрессировать, существуют четыре основных запретительных принципа: воздерживаться от употребления одурманивающих веществ, не употреблять в пищу плоть убиенных животных, не вступать в незаконные сексуальные отношения и не предаваться азартным играм.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования